Король джакомоне носит парик! «Я выехал в Россию…».


Эта замечательная повесть о мальчике Джельсомино, который с самого детства обладал поразительным голосом – настолько громким, что перед ним не устоят даже стены! Во время своих странствий, наш герой забредает в таинственный город, в котором любое существо обязано говорить неправду. Виноват во всём король – бывший пират. Мальчику вместе со своими друзьями предстоит свергнуть короля. Естественно, не без помощи его волшебного голоса и городских жителей, которым уже надоело всё время лгать.
Главные герои
  • Джельсомино — главный герой произведения, юноша с волшебным голосом.
  • Кошка-Хромоножка — нарисованная мелом кошка, которой забыли нарисовать одну лапу. Забавная, справедливая.
  • Тётушка Кукуруза — симпатичная почтенная старушка, любительница правды и ненавистница лжи.
  • Ромолетта — племянница тётушки Кукурузы, нарисовавшая когда-то Кошку-Хромоножку.
  • Король Джакомон — главный антагонист повести. Правитель Страны Лжецов и бывший атаман пиратов.
  • Бананито — художник, умеющий рисовать живые картинки.
  • Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты — человек, который старел, лишь когда садился, и помог многим людям.
  • Калимер - предатель, хозяин дома Тётушки Кукурузы, обезумевший в Обежумевшом Доме.

Слушайте аудио сказку

Джельсомино в Стране лжецов

Скачать книгу Джанни Родари
Джельсомино в Стране лжецов в формате fb2

Смотрите фильм


"Волшебный голос Джельсомино" - музыкальный художественный кинофильм, снят по повести Джанни Родари «Джельсомино в Стране лжецов».
Мальчик с именем Джельсомино обладает уникальным даром - его голос наделен волшебной силой, он настолько силен, что способен сокрушать стены! Однажды Джельсомино попадает в город, где, волею правителя абсолютно всем, включая животных, приказано говорить исключительно неправду. И теперь волшебному мальчику, вооружившись своим неземным даром, верными друзьями и кошкой-хромоножкой, предстоит сделать все возможное, чтобы, наконец, свергнуть жестокого правителя, который пытается разразить войну.

Страна: СССР
Год выхода: 1978
Режиссер: Тамара Лисициан
В ролях: Сергей Крупенников, Владимир Басов, Роман Карцев, Евгения Ханаева, Лев Перфилов, Валерий Погорельцев, Людмила Жукова, Семен Крупник, Р. Юрьев-Лунц, Владимир Лосев

1 часть

2 часть

Повесть Джанни Родари, 1958 год

Джельсомино в Стране лжецов

Краткое содержание сказки.


В небольшом итальянском селении рождается мальчик Джельсомино , обладающий невероятно громким голосом, от которого рушится всё вокруг. Школьный учитель считает, что его голос принесет ему или великое счастье или множество бед. Он советует мальчику молчать, так как за хорошее молчание ещё никого не бранили. Соседи обвиняют его в колдовстве. Джельсомино мечтает выучиться петь. Так как родные умерли, он отправляется бродить по свету, чтоб стать певцом.

Джельсомино приходит в Страну лжецов, где всё наоборот. В магазине канцтоваров ему продают еду, а в продуктовом чернила и тетради. Люди на утро говорят вечер и на вечер утро. От избытка чувств Джельсомино негромко говорит «А-а-а» и со стены падает нарисованный мелом котёнок Цоппино о трех лапах. От него Джельсомино узнает историю Страны лжецов.

Много лет назад в стране появился пират Джакомоне. Он захватил власть и чтоб никому не пришло в голову рассказать правду о нём, велел издать новый словарь, где все слова поменялись местами, поэтому утро называется теперь вечером и наоборот. За правду людей сажали в тюрьму. Теперь не только люди лгут, но и собаки мяукают, а кошки лают.

Цоппино и Джельсомино озабочены поисками еды. Они встречают тетушку Паннакью (Кукурузу), которая кормит кошек. Чтобы их распугать Цоппино мяукает. Сбежав с едой и потеряв Джельсомино , Цоппино оказывается возле стены, окружающей королевский дворец. Взобравшись по ней, он заглядывает в спальню Джакомоно и видит, что золотистые волосы, которыми король так гордится – это парик. Своей меловой лапкой он исписывает стены надписью, что король носит парик.

Утром надписи приводят людей в хохот. Король приходит в ярость и приказывает найти того, кто их сделал. Тетушка Паннакья замечает Цоппино, который пишет на стенах и забирает его домой, чтобы Цоппино научил мяукать её семь домашних кошек. Дома у тетушки Паннокьи, Цоппино встречает её племянницу Ромолетту, которая нарисовала его на стене.

Услышав, что коты мяукают, сосед тетушки Паннакьи, синьор Калимеро пишет на неё донос.

Ромолетта отправляется к художнику Бананито, живущему по соседству, чтобы одолжить краски и нарисовать Цоппино четвертую лапку. Сам Бананито рассматривает в это время свои картины, на которых были нарисованы лошадь с тринадцатью ногами и человек с тремя носами. Он решает их изрезать.

Тем временем голос Джельсомино слышит директор оперного театра, маэстро Домисоль и приглашает его в свой театр. Маэстро Домисоль по всему городу расклеивает афиши, в которых сообщается, что самый скверный на свете тенор Джельсомино , закиданный во всем мире тухлыми яйцами, концерта не даст, публику просят не приходить и входные билеты ничего не стоят. Вечером, на концерте присутствует король Джакомон и от голоса Джельсомино ему сносит парик. После следующей песни рушится театр. От ужаса Джельсомино бросается бежать, а маэстро Домисоль бежит за ним, требуя, чтоб ему возместили убытки.

Убегая Джельсомино попадает в мастерскую Бананито, где встречается с Цоппино. Джельсомино предлагает рисовать правду, столько носов и столько ног сколько есть. С исправленных картин соскакивают живые животные. Теперь оживает всё то, что рисует Бананито. Также художник рисует Цоппино четвертую лапку.

Читая газету, где вместо правды написана ложь, Цоппино узнает, что Джельсомино разыскивают за разрушенный театр, а тетушка Паннокья с Ромолеттой помещены в сумасшедший дом за то, что учили кошек мяукать.

За правдивый донос Калимеро требует хорошее вознаграждение, но начальник полиции за то, что написана правда также помещает доносчика в сумасшедший дом. А живодеры-полицейские бросаются ловить тех кошек, которые уже мяукают и тех собак, которые уже лают. Всех схваченных они помещают в комнату к Калимеро, который, действительно сходит с ума и начинает мяукать.

Джельсомино , убегая от полиции ушибает ногу и попадает в дом к старичку старьевщику Бенвенуто. Бенвенуто болен новой болезнью – если он сидит, то он стареет. Поэтому Бенвенуто всегда стоит, а если садится, то только для того, чтобы кому-то помочь. От этого у него прибавляются седые волосы.

Бананито рисует на улице и его правдивые рисунки оживают. За это его отправляют в тюрьму. Увидев его рисунки, начальник тюрьмы приводит художника к Джакомону. Король приказывает нарисовать невиданный зоологический сад и назначает его министром съестных припасов. Бананито должен рисовать для людей еду, но оживают только правдивые заказы и тогда художнику заказывают рисовать оружие. Бананито отказывается наотрез и Джакомо отправляет его в сумасшедший дом.

Цоппино пробирается туда и находит художника. Бананито с помощью лапок котенка рисует всё, что требуется для побега и сбегает. Он прячется в тачке Бенвенуто, под тряпками. Пряча художника, старичку приходится сидеть и он умирает.

Джельсомино приходит к сумасшедшему дому и начинает петь. От его голоса здание рушится, заключенные разбегаются и люди спешат избавится от лжи. Теперь Джельсомино поет возле королевского дворца и никем не узнанный Джакомон сбегает.

Государство лжецов разрушено, только осталась колонна, на которой написаны подвиги Джакомона, чтоб напоминать людям о прошлом и не возвращаться ко лжи.

Бананито восстановил дворец, тетушка Паннокья стала директором института по охране бездомных котов, Ромолетта стала учительницей в школе, а Джельсомино всерьез начал заниматься музыкой. Незадолго до побега Джакомон, рассчитывая на оружие, которое нарисует художник Бананито, объявил войну соседнему государству. Но Джельсомино вместо войны устраивает футбольный матч.

Монтаж Елена Белявская Оператор Михаил Друян Сценаристы Анатолий Петров , Геннадий Сокольский Художник Татьяна Сокольская

Знаете ли вы, что

  • Политическое устройство Замка Лгунов довольно необычно. Главным является Король Последний, а его, можно сказать, бояре - бывшие правители (Король I, Король II и т.д. до предпоследнего).

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Мальчика будит мама. Уже с первых минут мультфильма становится понятно, что парнишка - любитель лгать, сопровождающий каждую очередную ложь фразой «Чесслово!». Пуская в ванне кораблики, он сказал, что чистит зубы, не попробовав каши, сообщил, что уже поел. Также персонаж пообещал не выходить за пределы двора, но нарушил обещание. Побродив по улице, он встретил Незнакомца и наврал ему, что идет в магазин. Таинственный мужчина предложил подвезти до гастронома. Поездка продолжалась долго, и герои приехали в необычный дом. Персонажа привели на прием к хозяину. Как позже оказалось, это был Замок Лгунов, который населяют несколько заядлых врунишек. Король Последний – самый главный задира. Его единомышленниками были другие правители – первый, второй, третий и так далее. Главное, что бросается в глаза – необычная архитектура замка (двери словно бумажные поднимаются вверх, замок маленький и очень высокий). Интересен и дресс-код обитателей: красная шутовская шапка и штаны без одной штанины (так же нарядили и главного героя). Как жители дома над мальчиком только не смеялись: и кресло лопающееся поставили, и мороженое "с пузырьками" предложили. Потом шутники разыграли приезд иностранной делегации. Пришедшим переодетым клоунам было предложено отдохнуть на лопающемся диване, но основной персонаж предостерег их. Те согласились подвезти парня, но привезли, посмеиваясь, обратно в дворец. Главный герой сбежал и остановил машину, но водитель не согласился его подвезти. В итоге он доехал до дома на тракторе и сказал, что никогда больше не будет врать.

Подошёл Динас к окну, чтобы посмотреть сверху во двор замка, откинул занавеску, а она сразу пополам - кусок висит, другой у него в руках остался. И занавеска бумажная! Из фантиков склеена. А в окно ничего не видно: вместо стёкол - цветная бумага. Приоткрыл Динас раму, ворвался в комнату ветерок, и вдруг послышались тихие хлопки. Поднял мальчик голову - да ведь это на люстрах радужные абажуры лопаются! Только брызги летят. Не из стекла они, а из мыльных пузырей. Подул ветерок, и начали они лопаться. Надо скорее окошко закрыть!

Идёт Динас по коридору - на стене часы с кукушкой висят, весело тикают. Чувствует Динас, что время к обеду подходит, уже есть хочется, и по солнышку - полдень, двенадцать часов, а они показывают около шести - и не поймёшь: утра или вечера. Подошла минутная стрелка к цифре «десять», раздалось шипение, кашель, застучал маятник быстро-быстро, закрутилась часовая стрелка по циферблату, остановилась на семёрке, распахнулась дверца часов, выскочила оттуда кукушка, да как заблеет: «Мее! Мее! Мее!» - словно коза.

Ну и странный замок, - пожал плечами Динас.

Хватит глаза пялить! - прикрикнул на него невесть откуда появившийся кучер в фиолетовом плаще. - Пошли!

Схватил за руку и потащил за собой.

У лгунишек

Очутился Динас в большой комнате. У стен кровати стоят, посередине - стол. За столом восемь мальчишек. И все одинаково одеты: одна штанина длинная, другая короткая, у куртки - один рукав едва локоть прикрывает, а из другого только кончики пальцев торчат. И башмаки разные: один тупоносый, другой остроносый. А на головах одинаковые красные колпаки. Кончики у них длинные да узкие, на высунутые языки похожие. Тряхнёт мальчишка головой - болтается кончик колпака, как длинный язык.

Сидят ребята за столом, в моряков играют; на середине стола - лодочка с мачтой. Подошёл Динас поближе - никакая это не лодочка, дырявая галоша, а вместо мачты - ручка от метлы.

Ага, - увидев гостя, хмыкнул один из мальчиков, - ещё один честный человек пожаловал!

Конечно, честный! - подтвердил Динас. - А что? Я никогда не вру.

Как же, как же! - захихикали хозяева. - Мы тоже всегда только правду говорим. Ни словечка не соврём! Как тебе наш пароход нравится? Мы его только что из целого дубового бревна вырезали.

Врёте! - возмутился Динас. - Это же старая галоша.

Знаешь, почему тебе кажется, что мы врём? Потому что у тебя нет одного уха!

Испугался Динас, схватился за уши… Фу ты! Оба на месте… А мальчишки по полу от хохота катаются:

Обманули, обманули!

Не обиделся Динас - такие шутки ему всегда нравились. «Весело в этом замке живётся», - подумал он.

Как тебя зовут?

Динас? Динас-дыняс! Дыня. Нет, мы будем звать тебя Арбузом. Ложись-ка, Арбузик, на кровать, отдохни с дороги.

Сел Динас на кровать - и… шлёпнулся на пол. Оказывается, и кровати тут ненастоящие - просто бумажные мешки, воздухом надутые. Сядешь на такую, она немедленно сплющивается, и ты на полу. «Как же они спят?» - удивился про себя Динас.

А когда я домой вернусь? - осторожно спросил он.

Сосчитай до пяти - и сразу дома окажешься, - ответил один из мальчишек.

Тут открылась дверь, и снова появился знакомец Динаса - кучер в синей шляпе.

А ну-ка, переодевайся! - сказал он и протянул узелок. Развязал его Динас, а там курточка с рукавами разной длины, штаны с разными штанинами, ботинки - один тупоносый, другой остроносый - как у всех мальчишек в комнате. Переоделся он. Только колпак-язык надевать не захотел.

Не стану я дурацкий язык на голове таскать! Не надену! - И даже ногами затопал.

Только кучер и слушать его не стал. Нахлобучил ему колпак на голову и ушёл, прихватив Динасовы одёжки.

Ну вот ты и наш! Совсем наш! Сразу видно - честный человек! - хохочут мальчишки. А язычки-колпачки так и болтаются в разные стороны…

Окружили Динаса хозяева, запрыгали вокруг, запели:

Зря упёрся, как бычок,

Наш Арбузик-новичок.

Нарядился он чудесно,

Сразу видно - парень честный!

Тита-дрита, тузик-бузик,

Сахарку купил Арбузик!

А меня и вправду мама за сахаром посылала, - надул губы Динас. - Чес-слово!

Вдруг зазвенел звонок. Мальчишки кинулись к дверям, увлекая за собой новичка.

К повелителю! К королю!

Король врунов, победитель лгунов

Топот разносился по всему замку. Отворялись двери разных комнат, и в коридоры вливались толпы девчушек-врушек и мальчишек-лгунишек. И все они спешили в тронный зал.

Ну и здоровенный же это был зал! А посреди него, на возвышении, сверкал золотом королевский трон. Правда, подойдя поближе, Динас разглядел: никакой это не золотой трон, а просто старое треснувшее корыто, облепленное золотыми бумажками от конфет. Надувшись от важности, восседал в этом корыте толстый-претолстый курносый мальчишка - король врунов, повелитель лгунов. Рот у него всё время был разинут - некогда было закрыть его: король болтал языком беспрерывно. На челе его королевского величества красовалась драгоценная корона, склеенная из красных, позолоченных по краям бумажных язычков. На кончике каждого язычка сверкал «бриллиант» - стеклянная пуговица.

Оглядел король своих придворных, поднял руку и торжественно объявил:

Хочу вас опечалить: сегодня к нам не пожалуют нежданные гости из недальних стран. Так что к их встрече готовиться не следует.

Динас тут же сообразил, что его лгунское величество всё говорит наоборот, шиворот-навыворот. Потому его речь следовало понимать так: «Сегодня к нам приедут давно ожидаемые гости из далёких стран. Нужно подготовить им торжественную встречу».

Врушки-девчушки тут же отправились клеить порванные занавески и раскрашивать бумажные ковры, мальчишки-лгунишки помчались в парк. Динас побежал с ними.

Парк лгунов

Чего только не было в этом парке: и качели, и карусели… У берега пруда покачивались лодки.

Вот это да! - обрадовался Динас и тут же полез на качели. Но не успел взобраться на них, как очутился на земле. Сломанные качели были подвязаны тоненькими гнилыми верёвочками… И карусели не крутились. Нечего делать - отправился новичок к пруду. Сунул ногу в лодку и тут же зачерпнул полный башмак воды. Дна-то у лодки не было! Даже деревья в парке оказались ненастоящими: воткнули в землю ручки от метёлок, напривязывали тряпочек вместо листьев… А птицы? Пучки перьев, ниточкой перевязанные. А кто же пищал в парке да свистел? Свистулек глиняных понавешали - подует ветер, вот эти свистульки и верещат, да так пронзительно, хоть уши затыкай.

Увидел Динас кустик черники со спелыми ягодками, наклонился, сорвал, сунул в рот и поскорее выплюнул: на кустике вместо сочной ягодки сухое зёрнышко горького чёрного перца! Ну и ну!

А лгунишки носились по парку, пыхтели, старались: подвязывали гнилыми верёвочками качели, прицепляли тряпочки, упавшие с метёлок, вытаскивали из пруда затонувшие лодки без днищ, связывали в пучки перья и усаживали этих «птичек» на тряпочные листья… Дружно работали. Пот со всех градом лился. Надо было не только к торжественной встрече гостей подготовиться, но ещё и пообедать успеть до их приезда.

Джельсомино в Стране лжецов - сказка Джанни Родари, впервые опубликована в 1959 году.

Главные герои «Джельсомино в Стране лжецов»

  • Джельсомино - главный герой произведения, юноша с волшебным голосом.
  • Кошка-Хромоножка - нарисованная мелом кошка, которой забыли нарисовать одну лапу. Забавная, справедливая.
  • Тётушка Кукуруза - симпатичная почтенная старушка, любительница правды и ненавистница лжи.
  • Ромолетта - племянница тётушки Кукурузы, нарисовавшая когда-то Кошку-Хромоножку.
  • Король Джакомон - главный антагонист повести. Правитель Страны Лжецов и бывший атаман пиратов.
  • Бананито - художник, умеющий рисовать живые картинки.
  • Бенвенуто-не-сидящий-ни-минуты - человек, который старел, лишь когда садился, и помог многим людям.
  • Калимер Вексель (в другом переводе Денежный Мешок) - доносчик и хозяин дома тётушки Кукурузы, обезумевший в сумасшедшем доме.

В небольшом итальянском селении рождается мальчик Джельсомино, обладающий невероятно громким голосом, от которого всё вокруг рушится. Школьный учитель считает, что его голос принесёт ему или великое счастье, или множество бед. Он советует мальчику молчать, так как за молчание ещё никого не бранили. Соседи обвиняют его в колдовстве. Джельсомино мечтает выучиться петь. Его родные умерли, и он отправляется бродить по свету, чтобы стать певцом.

Джельсомино приходит в Страну лжецов, где всё наоборот. В магазине канцтоваров ему продают еду, а в продуктовом - чернила и тетради. Люди утро называют вечером, а вечер - утром. От избытка чувств Джельсомино негромко говорит «А-а-а», и со стены падает нарисованный мелом котёнок Цоппино с тремя лапами. От него Джельсомино узнаёт историю Страны лжецов.

Много лет назад в стране появился пират Джакомоне. Он захватил власть, и чтобы никому не пришло в голову рассказать правду о нём, велел издать новый словарь, где все слова поменялись местами, поэтому утро называется теперь вечером, и наоборот. За правду людей сажали в тюрьму. Лгать заставили не только людей, но и животных. Теперь собаки мяукают, а кошки лают.

Цоппино и Джельсомино озабочены поисками еды. Они встречают тётушку Паннакью (Кукурузу), которая кормит кошек. Чтобы их распугать, Цоппино мяукает. Сбежав с едой и потеряв Джельсомино, Цоппино оказывается возле стены, окружающей королевский дворец. Взобравшись по ней, он заглядывает в спальню Джакомоно и видит, что золотистые волосы, которыми король так гордится - это парик. Своей меловой лапкой он пишет на стенах, что король носит парик.

Утром люди читают надписи и начинают смеяться над королём. Он приходит в ярость и приказывает найти того, кто их сделал. Тётушка Паннакья замечает Цоппино, который пишет на стенах, и забирает его домой, чтобы Цоппино научил мяукать её домашних кошек. Дома у тётушки Паннакьи Цоппино встречает её племянницу Ромолетту, которая нарисовала его на стене.

Услышав, что коты тётушки Паннакьи мяукают, сосед сеньор Калимеро пишет на неё донос.

Ромолетта отправляется к художнику Бананито, живущему по соседству, чтобы одолжить краски и нарисовать Цоппино четвёртую лапку. Сам Бананито рассматривает в это время свои картины, на которых нарисованы лошадь с тринадцатью ногами и человек с тремя носами. Он решает их изрезать.

Тем временем голос Джельсомино слышит директор оперного театра, маэстро Домисоль, и приглашает его в свой театр. Маэстро Домисоль по всему городу расклеивает афиши, в которых сообщается, что самый скверный на свете тенор Джельсомино, закиданный во всём мире тухлыми яйцами, концерта не даст, публику просят не приходить и входные билеты ничего не стоят. На концерте присутствует король Джакомон, и от голоса Джельсомино ему сносит парик. После следующей песни рушится театр. От ужаса Джельсомино бросается бежать, а маэстро Домисоль бежит за ним, требуя возместить убытки.

Убегая, Джельсомино попадает в мастерскую Бананито, где встречается с Цоппино. Джельсомино предлагает художнику рисовать правду. С исправленных картин соскакивают живые животные. Теперь оживает всё, что рисует Бананито. Художник пририсовывает Цоппино четвёртую лапку.

Читая газету, где вместо правды написана ложь, Цоппино узнаёт, что Джельсомино разыскивают из-за разрушенного театра, а тётушка Паннокья с Ромолеттой учили кошек мяукать и помещены за это в сумасшедший дом.

За свой донос Калимеро требует хорошее вознаграждение, но в нём написана правда, и начальник полиции помещает Калимеро в сумасшедший дом. Живодёры-полицейские бросаются ловить мяукающих кошек и лающих собак. Всех схваченных они помещают в комнату к Калимеро, который действительно сходит с ума и начинает мяукать.

Джельсомино, убегая от полиции, ушибает ногу и попадает в дом к старичку-старьёвщику Бенвенуто. Бенвенуто болен новой болезнью - если он сидит, то стареет. Поэтому Бенвенуто всегда стоит, а если садится, то только для того, чтобы кому-то помочь. От этого у него прибавляются седые волосы.

Бананито рисует на улице, и его правдивые рисунки оживают. За это его отправляют в тюрьму. Увидев его рисунки, начальник тюрьмы приводит художника к Джакомону. Король приказывает нарисовать невиданный зоологический сад и назначает его министром съестных припасов. Бананито должен рисовать для людей еду, но оживают только правдивые заказы, и тогда художнику приказывают рисовать оружие. Бананито отказывается наотрез, и Джакомон отправляет его в сумасшедший дом.

Цоппино пробирается туда и находит художника. Бананито с помощью лапок котёнка рисует всё, что требуется для побега, и сбегает. Он прячется в тачке Бенвенуто, под тряпками. Пряча художника, старичку приходится сидеть, и он умирает.

Джельсомино приходит к сумасшедшему дому и начинает петь. От его голоса здание рушится, заключённые разбегаются, и люди спешат избавиться ото лжи. Теперь Джельсомино поёт возле королевского дворца. Никем не узнанный, Джакомон сбегает.

Государство лжецов разрушено, осталась только колонна, на которой описаны подвиги Джакомона, чтоб напоминать людям о прошлом и не возвращаться ко лжи.

Бананито восстановил дворец, тётушка Паннокья стала директором института по охране бездомных котов, Ромолетта стала учительницей в школе, а Джельсомино всерьёз занялся музыкой. Рассчитывая на оружие, которое нарисует художник Бананито, Джакомон успел объявить войну соседнему государству. Но Джельсомино вместо войны устраивает футбольный матч.

«Вчера шел дождь. Как приятно гулять под проливным дождем, который льет, словно из ведра! Наконец-то люди смогут оставить дома свои плащи и зонтики и гулять без пиджаков! Я не люблю, когда светит солнце, – приходится сидеть дома, иначе промокнешь, и целую ночь напролет приходится смотреть, как струи дождя заливают черепицы дверей».

Чтобы как следует оценить эту работу, надобно знать, что выражение «черепицы дверей» означало на новом языке «оконные стекла».

Словом, вы уже поняли, о чем идет речь. В Стране Лгунов даже животным пришлось научиться лгать – собаки мяукали, кошки лаяли, лошади мычали, а льва, что сидел в клетке в зоопарке, заставили пищать, потому что рычать теперь должны были мыши.

Только рыбам да птицам не было никакого дела до законов короля Джакомоне. Ведь рыбы и так всю жизнь молчат, и никто не может заставить их лгать, а птицы летают по воздуху, и королевской страже их не поймать. И птицы продолжали теть, как ни в чем не бывало, каждая своим голосом. Люди часто с грустью смотрели на них: «Счастливые! Их-то никто не может оштрафовать или посадить в тюрьму…»

Слушая рассказ котенка, Джельсомино совсем пал духом. «Как же я стану жить в этой стране? – размышлял он. – Если я своим громким голосом нечаянно окажу правду, меня услышит сразу вся полиция короля Джакомоне. А голосу не прикажешь, того и гляди у меня не хватит сил сдерживать его…»

– Ну вот, – закончил свой рассказ Цоппино, – теперь ты все знаешь. Давай поговорим о другом: я хочу есть.

– Я тоже… Только я чуть не забыл об этом.

– Голод – это единственное, о чем невозможно забыть. Голод не проходит со временем, наоборот – чем "больше проходит времени, тем сильнее голод напоминает о себе. Но сейчас мы что-нибудь придумаем. Только сначала я хочу попрощаться с этой стенкой, которая так долго держала меня в плену.

И своей красной меловой лапкой он написал на самой середине того отпечатка, который оставил на стене:

МЯУ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДА!

Раздобыть еду оказалось делом нелегким. Все время, пока они бродили по городу, Джельсомино смотрел в землю, надеясь набрести на фальшивую монету. А Цоппино – тот, напротив, смотрел по сторонам, словно выискивая кого-то из знакомых.

– Вот она! – вдруг обрадовался он, указывая на пожилую женщину, которая торопливо шла по панели, сжимая в руке какой-то сверток.

– Кто это?

– Тетушка Панноккья, покровительница котов. Каждый вечер она приносит кулек объедков для бездомных кошек, которые собираются возле королевского парка, Тетушка Панноккья – иначе говоря Кукуруза – была очень суровой на вид. Чуть не два метра ростом, длинная, тощая и прямая, как палка, она походила на тех старух, которые обычно метлой гоняют бездомных кошек. Но, по словам Цоппино, дело обстояло как раз наоборот.

Следуя за тетушкой Панноккьей, Джельсомино и его новый друг пришли на небольшую площадь, в глубине которой виднелась каменная ограда парка, утыканная бутылочными осколками. Десяток тощих, облезлых котов встретил старушку нестройным лаем. – Вот дураки-то, – сказал Цоппино. – Смотри, какую я с ними сейчас сыграю шутку.

И едва тетушка Панноккья, развернув свой сверток, выложила объедки на землю, Цоппино врезался в самую гущу котов и завопил что было мочи: «Мяу!» Кот, который мяукает, а не лает! Для здешних котов это было как гром среди бела дня. Открыв рот от удивления, они так и замерли на месте, словно статуи. А Цоппино ухватил зубами две тресковые головы и селедочный хвост, в два прыжка перемахнул через ограду парка и скрылся в кустах.

Джельсомино осмотрелся. Его тоже подмывало перебраться через ограду, и он, пожалуй, так бы и сделал, если б тетушка Панноккья не посматривала на него с подозрением.

«Чего доброго, еще поднимет тревогу», – подумал Джельсомино и, сделав вид, будто он просто идет сво ей дорогой, свернул на другую улицу.

Коты тем временем пришли в себя от изумления и теперь с лаем дергали за подол тетушку Панноккью. Она, по правде говоря, была поражена еще больше, чем коты. Потом тетушка вздохнула, раздала котам оставшиеся объедки, бросила последний взгляд на ограду, за которой скрылся Цоппино, и отправилась домой.

А Джельсомино, едва завернул за угол, сразу же нашел долгожданную фальшивую монету. Он купил себе хлеба и сыру, или, как говорили в тех краях, «пузырек чернил и ломоть ластика».

Быстро спускалась ночь. Джельсомино очень устал, и ему хотелось спать. Увидев поблизости какую-то незапертую дверь, он проскользнул в нее, топал в какой-то сарай и тут же заснул крепким сном на куче угля.

Глава пятая, в которой Цоппино случайно узнает тайну короля Джакомоне

Пока Джельсомино спит, не подозревая, что, еще не проснувшись, уже станет героем нового приключения, о котором речь впереди, мы с вами отправимся по следам трех красных лапок котенка Цоппино. Тресковые головы и селедочный хвост показались ему восхитительными. Ведь он поел впервые в жизни! Потому что пока он был на стене, ему не приходилось испытывать голод.

Взглянув наверх, он увидел, что несколько окон во дворце еще освещены.

«Наверное, король Джакомоне ложится спать, – подумал Цоппино. – Не упустить бы это зрелище!»

И он с поистине кошачьей ловкостью вскарабкался по стене на последний этаж дворца и прильнул к окну огромного зала, который находился перед спальней его величества.

Двумя нескончаемыми рядами стояли лакеи, слуги, придворные, камергеры, адмиралы, министры и разные другие важные господа. И все они низко кланялись проходящему Джакомоне. А он был огромный, толстый и страшно уродливый. Однако у него были очень красивые оранжево-огненные волосы – длинные, вьющиеся – и фиолетовая ночная рубашка с вышитым на груди королевским именем.

Низко кланяясь королю, придворные почтительно говорили:

– Доброе утро, ваше величество! Приятного аппетита, ваше величество!

Иногда Джакомоне останавливался и сладко зевал. В ту же минуту один из придворных прикрывал ему рот рукой. Зевнув, король двигался дальше и бормотал:

– Сегодня утром мне совсем не хочется спать. Я чувствую себя свеженьким, как огурчик…

Разумеется, все это означало совсем обратное. Привыкнув, что все вокруг него лгут, король и сам стал врать направо и налево, и сам же первый верил своим словам.

– У вашего величества сегодня невероятно мерзкая рожа! – с поклоном заметил один из придворных.

Джакомоне метнул на него яростный взгляд, но вовремя спохватился. Ведь эти слова надо было понимать иначе: «Как вы прекрасно выглядите!» Поэтому он милостиво улыбнулся, еще раз зевнул, жестом приветствовал придворных и, подобрав подол своей фиолетовой ночной рубашки, проследовал в

Цоппино решил продолжить свои наблюдения и перешел к другому окну.

Как только его величество остался один, он устремился к зеркалу и стал расчесывать золотым гребнем свою великолепную оранжевую шевелюру.

«Ишь как он заботится о своих волосах! – мелькнуло у Цоппино. – Впрочем, не зря, они и в самом деле очень хороши. Только одно мне непонятно – как мог человек с такими волосами стать пиратом. Ему бы следовало стать художником или музыкантом…»

А Джакомоне между тем положил гребешок, осторожно взял свою прическу за пряди у висков и… спокойно снял ее с головы! Даже индеец не смог бы лучше оскальпировать своих непрошеных гостей.

– Парик! – изумился Цоппино.

Да, роскошная оранжевая шевелюра легко снималась и надевалась. И под ней король Джакомоне прятал свою противную розовую, покрытую шишками лысину. Джакомоне с грустью посмотрел на себя в зеркало, потом открыл шкаф и… Цоппино так и замер от удивления. В шкафу хранилась целая коллекция самых разнообразных париков. Тут были парики с белокурыми, голубыми, черными, зелеными волосами, причесанными на самый различный манер. Джакомоне на людях всегда показывался только в оранжевом парике, но перед сном, оставшись один, он любил менять парики, чтобы хоть в этом найти утешение и забыть о своей лысине. Ему нечего было стыдиться, что у него выпали все волосы. Это случается у многих людей, достигших пожилого возраста. Но так уж глуп был король Джакомоне – он приходил в отчаяние при виде своей головы, лишенной растительности.

На глазах Цоппино его величество примерил один за другим с полсотни париков. Он прохаживался перед зеркалом, любуясь собой и анфас и в профиль, и с помощью маленького зеркальца разглядывая свой затылок, будто артист перед выходом на сцену. Наконец он облюбовал маленький фиолетовый паричок, под цвет своей ночной рубашки. Напялив его на свою плешь, он улегся в постель и погасил свет.

Цоппино еще с полчасика провел на подоконнике, заглядывая в окна. Конечно, это неприлично – если уж подслушивать у дверей некрасиво, то заглядывать в окна тоже неприлично. Впрочем, вас это не касается, ведь вы не кошки и не акробаты, чтобы лазать по стенам…

Особенно понравился Цоппино один камергер, который, прежде чем улечься спать, скинул с себя свой придворный костюм, расшвырял по углам кружева, ордена и украшения, а потом надел – угадайте, что? – свою старую пиратскую одежду: штаны до колен, клетчатую куртку и черную повязку на правый глаз. В таком виде старый пират забрался не в постель, а на самый верх балдахина, возвышавшегося над кроватью. Должно быть, он истосковался по бочке на верху грот-мачты пиратского судна, сидя в которой он выискивал добычу. Потом он зажег грошовую трубку и стал жадно вдыхать вонючий дым, от запаха которого Цоппино едва не закашлялся.

«Подумать только, – сказал себе наш наблюдатель, – до чего же сильна правда!… Даже старый пират любит свою настоящую одежду…»

Цоппино решил, что было бы неразумно ночевать прямо в парке, рискуя угодить в лапы часовых. Поэтому он снова перескочил через ограду и оказался на главной площади города, на той самой, где обычно собирался народ, чтобы послушать речи короля Джакомоне. Цоппино стал поглядывать по сторонам в поисках пристанища, как вдруг почувствовал, что у него зачесалась передняя лапка.

«Странно, – пробормотал он, – значит, у его величества водятся блохи… Или, может, у того старого пирата?…».

Цоппино осмотрел лапку, но не нашел ни одной. Но дело было вовсе не в блохе: лапка-то чесалась не снаружи, а внутри.

«Наверное, – заключил он, – я должен написать что-нибудь на стене. Помню, вчера вечером, когда я благодаря Джельсомино соскочил со стены, моя лапка чесалась точно так же. Оставлю-ка я этому королю лгунов небольшое послание!»

Он осторожно подкрался к королевскому дворцу и посмотрел на стражников. Как и следовало ожидать, стражники в этом королевстве шиворот-навыворот крепко спали и храпели, обнимая швабры вместо ружей. Время от времени начальник охраны обходил посты и проверял, не проснулся ли кто-нибудь из них.

«Вот и хорошо», – обрадовался Цоппино. И своей красной меловой лапкой он написал на стене королевского дворца, у самых главных ворот:

КОРОЛЬ ДЖАКОМОНЕ НОСИТ ПАРИК!

Через четверть часа, исписав все стены, он устал, точно школьник, который переписывал заданный ему в наказание за ошибки урок.

– Ну, а теперь можно и соснуть!

На самой середине площади возвышалась мраморная колонна, украшенная статуями, прославляющими подвиги короля Джакомоне. Только все это была чистая неправда. Потому что король Джакомоне никогда никаких подвигов не совершал. Тем не менее тут можно было видеть, как Джакомоне раздает беднякам свои сокровища, как обращает в бегство своих врагов, как изобретает зонтик, чтобы укрыть от дождя своих подданных.

На вершине этой колонны было достаточно места, чтобы котенок, у которого и лап-то всего три, мог провести ночь, не опасаясь, что его застигнут врасплох. Цепляясь за статуи, Цоппино вскарабкался на самый верх, улегся там, обмотал свой хвост вокруг громоотвода, чтобы не свалиться ночью вниз, и заснул раньше, чем успел закрыть глаза.

Глава шестая, в которой вы услышите неудачную речь и увидите, как Цоппино попадает в плен

Рано утром котенка разбудил шум водопада.

«Неужели, шока я спал, началось наводнение?» – в тревоге подумал Цоппино.

Он взглянул вниз и увидел, что вся площадь запружена народом. И без долгих раздумий было ясно, что всех этих людей привела сюда надпись на стене королевского дворца:

КОРОЛЬ ДЖАКОМОНЕ НОСИТ ПАРИК!

В Стране Лгунов любая, даже самая крохотная правда производила столько же шума, как и взрыв бомбы. На площадь со всех сторон стекался народ, привлеченный шумом и хохотом. Люди думали поначалу, что объявлено какое-нибудь празднество.

– Что случилось? Мы победили в какой-нибудь войне?

– Нет! Гораздо важнее!

– У его величества родился наследник?

– Да нет! Еще лучше.

– Неужели отменили налоги?

Наконец, прочтя надпись, сделанную Цоппино, вновь прибывшие тоже начинали смеяться. Выкрики и хохот разбудили короля Джакомоне. В своей фиолетовой ночной рубашке его величество подбежал к окну и потер от радости руки:

– Вот это да! Вы только посмотрите, как меня любит мой народ! Люди собрались на площади, чтобы пожелать мне доброй ночи. Эй, придворные, камергеры, адмиралы! Быстрее, быстрее подайте мантию и скипетр! Я хочу выйти на балкон и произнести речь!

Но придворные не очень-то разделяли его восторги.

– Пусть кто-нибудь сначала выяснит, что там происходит!

– Ваше величество, а что, если там революция?

– Ерунда! Вы что, не видите, как они веселятся?…

– Видать-то вижу. Вот только почему они веселятся?…

– Это яснее ясного: потому что я сейчас произнесу речь! Где мой секретарь?

Секретарь короля Джакомоне всегда носил под мышкой толстую черную папку, полную готовых речей. Тут были речи на любую тему: поучительные, трогательные, развлекательные, и все они, от первой до последней, были лживы.

Секретарь раскрыл папку, вытащил толстую пачку листков и прочел:

– «Речь о выращивании макарон».

– Нет, нет, только, пожалуйста, без съестного! Чего доброго, мои подданные еще захотят есть и будут слушать меня без всякой охоты.

– «Речь об изобретении качалок»… – предложил секретарь.

– Эта, пожалуй, сойдет. Всем известно, что качалки изобрел я. Пока я не стал королем, ни одна качалка в государстве не качалась.

– Ваше величество, есть еще «Речь о цвете волос».

– Великолепно! Вот это как раз то, что нужно! – воскликнул Джакомоне и погладил свой парик.

Он схватил бумагу с текстом речи и выбежал на балкон.

При его появлении раздался какой-то шум, который можно было принять и за рукоплескания, и за еле сдерживаемый смех. Подозрительные придворные решили, что это смех, и стали еще подозрительнее. Но сам Джакомоне был уверен, что это аплодисменты. Он поблагодарил подданных ослепительной улыбкой и начал свою речь.

Если б вы прочли ее в том виде, в каком она была произнесена, вы бы не поняли ни слова, потому что все в этой речи было вывернуто наизнанку. Я перевел ее для вас на обыкновенный язык, когда выслушал рассказ Джельсомино.

Король Джакомоне сказал примерно следующее:

– Что такое голова без волос? Это сад без цветов!

– Браво! – закричали в толпе. – Что верно, то верно! Это правда!

Слово «правда» заставило насторожиться даже самых простодушных придворных. Но Джакомоне как ни в чем не бывало спокойно продолжал:

– Пока я не стал вашим королем, люди в отчаянии рвали на себе волосы. Жители страны лысели один за другим, и парикмахеры оставались без работы.

– Браво! – крикнул кто-то. – Да здравствуют парики и парикмахеры!

На минуту Джакомоне смутился. Намек на парики вызвал в нем некоторое беспокойство. Но он быстро отогнал подозрения и продолжал:

– А сейчас, граждане, я расскажу вам, почему оранжевые волосы красивее зеленых…

Но тут какой-то запыхавшийся придворный потянул Джакомоне за рукав и шепнул на ухо:

– Ваше величество, произошли ужасные события!

– Ну, говори!

– Пообещайте раньше, что вы не прикажете отрезать мне язык, если я скажу вам правду!

– Обещаю!

– Кто-то написал на стене, что вы носите парик! Над этим люди и смеются!

От удивления король лгунов выпустил из рук свою речь. Листы бумаги поплавали над толпой и наконец угодили в руки мальчишек. Если б королю сообщили, что горит его дворец, он не пришел бы в большую ярость. Он приказал полицейским очистить площадь и немедленно отрезать язык придворному, принесшему роковое известие. Бедняга в спешке попросил, чтобы ему оставили язык, но совсем забыл, что надо было просить не отрезать ему носа. Вспомни придворный об этом, он, самое большое, лишился бы носа, зато язык сохранился бы в целости.

Но на этом Джакомоне не успокоился. По всему королевству было объявлено, что сто тысяч фальшивых талеров получит тот, кто укажет человека, оскорбившего его величество. На площади перед дворцом, возле самой колонны, воздвигли гильотину, чтобы отсечь голову автору дерзких надписей.

– Мама дорогая! – воскликнул Цоппино, сидя на самом верху колонны, и покрутил шеей. – Не знаю, как на языке лгунов сказать «страх», но если для этого употребляют слово «храбрость», то я чувствую себя храбрым как лев…

Из осторожности он целый день просидел в своем или, вернее, на своем убежище. К вечеру, когда уже можно было не так опасаться каких-либо неприятностей, Цоппино соскользнул с колонны, предварительно осмотревшись по сторонам раз пятьдесят. Когда он коснулся земли, его задние лапы хотели было побежать, но передняя лапа вдруг опять стала невыносимо чесаться.

– Ну вот, опять начинается, – пробормотал Цоппино. – Думаю, что освободиться от этого зуда можно лишь одним способом: надо написать что-нибудь обидное для короля Джакомоне. Видно, если ты родился нарисованным на стене, тебе всю жизнь суждено и самому писать да рисовать. Правда, поблизости нет ни одной стены… А, была не была, напишу вот здесь!

И своей красной меловой лапкой он написал прямо на ноже гильотины:

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЛЫС, И ЭТО – ЧИСТАЯ ПРАВДА!

Зуд прошел, но Цоппино с беспокойством заметил, что лапка укоротилась чуть ли не на целый сантиметр.

«У меня и так не хватает одной лапки, – в тревоге подумал он. – Если я истрачу вторую на свои литературные упражнения, как же я буду ходить?»

– Ну пока что тебе помогу я! – раздался за его спиной чей-то голос.

– Тетушка Панноккья!

– Я самая, – прошипела старая синьора. – И тебе придется отправиться со мной. Я покажу тебе, как воровать ужин у моих котов и писать мелом на стенах!

Цоппино безропотно дал завернуть себя в плащ, тем более что в воротах дворца появились двое полицейских.

«Хорошо еще, что тетушка Панноккья пришла раньше, – подумал Цоппино. – Лучше угодить в ее плащ, чем в лапы Джакомоне».

Глава седьмая, в которой Цоппино дает уроки мяуканья

Тетушка Панноккья принесла Цоппино домой и пришила его к креслу. Да, да, взяла нитку с иголкой и пришила, точно он был рисунком для вышивания. А прежде чем отрезать нитку, она сделала двойной узел, чтобы не разошелся шов.

– Тетушка Панноккья, – сказал Цоппино, стараясь видеть во всем только веселую сторону, – вы бы хоть взяли голубую нитку, она больше идет к моей расцветке! Эта оранжевая просто ужасна: она напоминает парик короля Джакомоне.

– Не будем говорить о париках, – отвечала тетушка Панноккья, – гораздо важнее, чтобы ты сидел смирно и не улизнул от меня, как вчера вечером. Такие звери, как ты, встречаются не часто, а от тебя я жду многого.

– Я самый обыкновенный котенок, – скромно заметил Цоппино.

– Ты котенок, который мяукает, а в наши дни таких раз-два и обчелся. Все коты стали лаять, как собаки, и, конечно же, у них ничего не выходит, потому что родились они не для этого. Я же люблю кошек, а не собак. У меня семь котов. Они спят на кухне под умывальником. И всякий раз, когда они раскрывают рот, я готова выгнать их на улицу. Я много раз пыталась научить их мяукать, но они совершенно не слушаются меня. Наверное, не верят, что так надо.

Цоппино почувствовал симпатию к этой старой синьоре, которая, несомненно, спасла его от полицейских и которой, видимо, здорово надоели лающие коты.

– Как бы там ни было, – продолжала тетушка Панноккья, – котами мы займемся завтра. На сегодня у нас есть дела поважнее.

Она подошла к небольшому шкафчику и достала из него книгу. Цоппино успел прочесть заголовок. Книга называлась «Трактат о чистоте».

– А теперь, – заявила тетушка Панноккья, удобно устроившись в кресле напротив Цоппино, – я прочитаю тебе эту книгу от первой главы до последней.

– Сколько же в ней страниц, тетушка Панноккья?

– Не так уж много. Всего восемьсот двадцать четыре, включая оглавление, чтение которого мы отложим на завтра… Итак, «Глава первая. Почему не следует писать на стенах свое имя. Имя – вещь важная. Именем нужно дорожить, оно дается не для того, чтобы швыряться им направо и налево. Нарисуйте красивую картину, и тогда вы можете поставить под ней свою подпись. Сделайте хорошую статую, и на ее пьедестале ваше имя будет как нельзя более кстати. Придумайте новую машину, и вы с полным правом можете назвать ее своим именем. Только те люди, которые не делают ничего полезного, пишут свое имя на заборах и стенах, потому что больше им некуда его поставить…»

– Я согласен с этим, – заявил Цоппино. – Но ведь я писал на стенах не свое имя, а имя короля Джакомоне.

– Молчи и слушай! «Глава вторая. Почему не нужно писать на стенах имена своих друзей…»

– У меня есть только один друг, – сказал Цоппино, – но теперь я потерял его. Я не хочу слушать эту главу, она слишком грустная…