Объяснение. Виды объяснительных записок

При наличии дисциплинарного или трудового правонарушения, работодатель имеет право наложить на сотрудника дисциплинарное наказание, но при этом, он обязан затребовать от нарушителя письменное объяснение возникшей ситуации. На основе составленной работником объяснительной записки работодатель может не только вынести решение о наказании работника, но и оценить тяжесть его проступка.

Зачем нужна объяснительная записка?

В документообороте выделяют массу разнообразных документов, среди них и объяснительная записка. Используется она для пояснения причин тех или иных ситуаций, действий или фактов. Бумага рассматривается законодательством как форма самозащиты работника. И именно от правильности ее составления, логики изложения фактов зависит последующее решение руководства.

Зачастую объяснительная записка требуется в следующих ситуациях:

  • различные внештатные ситуации, отразившиеся на производстве;
  • различные нарушения трудовой дисциплины;
  • нарушение производственной дисциплины;
  • разнообразные дисциплинарные правонарушения;
  • проступки.

В частности, большинство объяснительных записок составляются по причине опоздания на работу или прогула, невыполнения должностных обязательств. Вот образец записки об отсутствии на рабочем месте:

Правила оформления

Не смотря на то, что до сих пор не имеется общей унифицированной формы для составления объяснительной записки, все же правилами документооборота к ней выдвигается ряд требований:

  1. Оформляется документ на листе бумаги A4 как в рукописном, так и печатном варианте.
  2. При написании используется строго деловой стиль изложения информации. Не допускается использование эмоционально-окрашенной лексики при написании документа.
  3. Обязательное отсутствие обсценной и просторечной лексики.
  4. Краткость изложения информации. Не стоит писать поэму на десяти листах, достаточно кратко и по существу изложить основные моменты.
  5. Документ всегда составляется от первого лица.
  6. В изложении события должна просматриваться логика, четкая хронология.
  7. В тесте объяснительной записки отсутствуют итоговые выводы. То есть, не следует в конце документа писать: «Исходя из изложенных фактов, я считаю себя невиновным в опоздании на работу».

Правильно составленная записка, в которой указаны не только факты, которые послужили ее написанию, но и весомые аргументы в пользу работника, могут смягчить проступок, следовательно, помогут если не избежать наказания, то хотя бы частично уменьшить сумму штрафа.

Обязательные реквизиты

В объяснительной записке, как и любом другом документе, должен быть указан ряд реквизитов. К ним относится:

  • наименование организации, структурного подразделения;
  • адресат, зачастую руководитель организации;
  • адресант, то есть непосредственный нарушитель;
  • наименование вида документа;
  • регистрационный номер. Указывается в отделе кадров при регистрации;
  • текст документа;
  • дата написания;
  • подпись составителя.

При учете всех перечисленных реквизитов, после написания получится документ по такому образцу:

Состав текста

Текст объяснительной записки состоит из двух частей:

  1. Фактическая часть, в которой излагаются факты, ставшие поводом для написания документа. Например: «23 июня 2016 года я не вышел на работу».
  2. Пояснительная, где приводятся причины, из-за которых возникла ситуация.

Особенности датирования

Датируется записка датой ее составления, а не совершения самого проступка, что весьма важно. Связано это с тем, что в течение месяца после обнаружения проступка, не считая времени, которое работник находился в отпуске (на больничном), к нему можно применить . Правильно указанная дата составления служит указателем даты, с которой ведется отчет.

Порядок составления записки

При написании любой объяснительной записки можно придерживаться такого порядка:

  1. В правом верхнем углу указывается должность и имя лица, которому вы подаете объяснительную.
  2. Под адресатом указывается должность и имя составителя.
  3. Ниже указывается название документа.
  4. В основной части излагаются факты, которые привели к возникшей ситуации.
  5. В конце записки ставится дата составления документа и личная подпись.

Приложения к записке

Нередко к тексту объяснительной записки прикладываются приложения. Это могут быть различного рода справки (к примеру, справка, выданная фельдшером), акты (например, акт, составленный аварийной службой при ремонте водо- или газо-провода), соответствующая статья из средств массовой информации, подтверждающая факт аварии, повреждения автомагистрали и прочее.

Наличие данных бумаг существенно влияет на текст объяснительной записки, подтверждая изложенные в ней факты.

Примеры объяснительной записки

Предлагаем вам ознакомиться с типичными примерами объяснительной записки.

Записка о невыполнении должностных обязанностей:

Записка об опоздании на работу:

Объяснительная записка составляется работником в случае дисциплинарного или трудового нарушения и служит для защиты работника от наложения штрафных санкций или их смягчения. Составляется работником по требованию работодателя на листе формата A4 от руки или в компьютерном виде.

в методологии науки) - познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру определенных связей, отношений и зависимостей, дающей возможность раскрыть существенные черты данного явления. В простейшем случае предметом объяснения выступают отдельные эмпирически фиксируемые факты. В этом случае объяснению предшествует их описание. Но в принципе предметом объяснения может быть реальность любого вида в любых ее проявлениях и на любом уровне ее выражения в системе научного знания. Так, скажем, подлежать объяснению могут законы науки, эмпирические и теоретические, содержание теорий меньшей степени общности может находить свое объяснение в теориях более общего уровня и пр. В структуре объяснения как познавательной процедуры можно выделить следующие элементы: 1) исходное знание об объясняемом явлении (т. н. экспланандум); 2) знания, используемые в качестве условия и средства объяснения, позволяющие рассмотреть объясняемое явление в контексте определенной системы или структуры (т. н. основания объяснения, или, эксплананс); 3) познавательные действия, позволяющие применить знания, выступающие в качестве оснований объяснения, к объясняемому явлению. В качестве оснований объяснения могут использоваться знания различного вида и уровня развития, что позволяет выделять различные виды и формы объяснения по типу эксплананса. Вместе с тем процедуры объяснения могут различаться в зависимости от применяемых в процессе их осуществления познавательных приемов и действий.

В т. н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутой сторонниками логического позитивизма и получившей широкое распространение в западной методологии науки в 40-50-е гг., доминировала дедуктивно-номолопическая модель объяснения, сформулированная К. Гемпелем и П. Оппенгеймом в 1948 (см.: ГемпельК. Г. Логака объяснения. М., 1998, с. 89-146). Эта логическая модель объяснения представляла собой применение общей гипотетико-дедукгивной схемы (см. Лпотетшсо-дедуктивиый метод, Лтотетико-дедуктивная модель) к ситуации объяснения. В этой схеме исходили из рассмотрения в качестве эксплананса т. и. помологических утверждений, формулирующих законы науки, а в качестве логического приема объяснения использовалась дедукция знания об объясняемом явлении из этих помологических утверждений. Осуществимость такого объяснения рассматривалась как фактор подтверждения, оправдания помологического утверждения (см. Оправдание теории). Как всякая логическая модель реального познавательного процесса, она носила характер весьма сильной его идеализации, преувеличивая, во-первых, роль законов науки в качестве эксплананса, во-вторых, исходя, как и стандартная концепция анализа науки в целом, из противопоставления контекста открытия и контекста оправдания, она не могла учитывать процессов совершенствования знания в ходе осуществления процедуры объяснения. Что касается роли законов науки (т. н. номологических утверждений) в процессах объяснения, то, действительно, наиболее развитой формой научного объяснения являются объяснения, предпринимаемые на основе теоретических законов и предполагающие осмысление объясняемого явления в системе теоретического знания, ассимиляцию его в научно-теоретической картине мира.

Однако уже сам автор дедуктивно-номологической модели объяснения К. Г. Гемпель впоследствии был вынужден обобщить ее, сформулировав наряду с дедуктивной вероятностно-индуктивную или статистическую версию помологической модели объяснения. Но главное заключается В том, что было бы неправильно недооценивать познавательное и методологическое значение различных форм объяснения, в качестве оснований которых не обязательно выступают законы науки. Т. н. помологические объяснения характерны для теоретического математизированного естествознания, в первую очередь физики, а в научных дисциплинах, где не выкристаллизованы теории в строгом смысле этого термина (см. Теория) с их законами, распространены иные формы объяснения. Так, в дисциплинах социально-гуманитарного профиля в качестве оснований объяснения зачастую выступают типологии. Напр., объяснение особенностей человеческого поведения дается на основе типологии характеров в психологии, объяснение социальных явлений - исходя из типов социальных структур и социальных действий в социологии и пр. Важнейшую роль в науках о живой и неживой природе, социально-гуманитарных дисциплинах играет объяснение путем включения рассматриваемого явления в контекст охватывающих его систем, структур и связей. Так возникают причинные, генетически эволюционные, функциональные, структурно-системные и т. д. объяснения, где в качестве эксплананса выступают не теории или законы науки, а некие категориальные схемы и картины мира, лежащие в основе научного знания в данной предметной области, скажем объяснение каких-либо социальных или биологических явлений через установление тех функций, которые они выполняют в социальной системе или живом организме.

Особая, вызывавшая оживленную полемику в философии и Методологии науки проблема связана с объяснением человеческих действий и поступков в различных гуманитарных дисциплинах, в истории, в социальных науках, где так или иначе приходится рассматривать в качестве оснований объяснения различные мотивационно-смысловые установки, обуславливаемые ментальностью человека. В этом контексте проблема объяснения оказывается тесно связанной с проблемой понимания в специфическом значении этого термина в традиции, идущей от Дильтея, в которой понимание как постижение ментальных предпосылок создания какого-либо текста или вообще артефакта культуры рассматривается как специфический метод гуманитарного познания.

С методологической точки зрения процедуры объяснения не могут быть сведены к автоматизму дедуктивных выводов. Уже само по себе подведение явлений под общий закон по дедуктивно-номологической схеме предполагает определенную конструктивную работу сознания, которую Кант называл «способностью суждения», т. е. способностью применить общее правило, общую норму в конкретной ситуации. Реальные же процедуры объяснения в науке, даже те, которые можно представить в дедуктивно-номологической модели, связаны с «наведением мостов» между объектом объяснения и его экспланансом, уточнением условий применимости общего положения, нахождением промежуточных звеньев и т. д. Поиск же оснований объяснения там, где не имеется готового знания, под которое можно было бы подвести объясняемые явления, становится мощным стимулом развития научного знания, появления новых концепций и гипотез. В частности, поиск объясняющих факторов зачастую выступает предпосылкой теоретизации знания, перехода от эмпирического его уровня к формированию теоретических концепций, выработки того, что можно назвать первичными объяснительными схемами, которые поначалу представляют собой ad-hoc (т. е. объяснения данного случая), но затем могут развертываться в теоретическую концепцию. Так, скажем, объяснение Дюркгеймом большего числа убийств в протестантских общинах по сравнению с католическими меньшей степенью социальной сплоченности в первых сравнительно со вторыми, которое выступило первоначально как ad-hoc объяснение, послужило основой для создания получившей широкое признание в социологии концепции аномии как причины социальной дезорганизации. В ситуации же, когда попытки объяснить некоторые факты и обстоятельства в рамках определенных гипотез, концепций или теорий приводят к противоречию с последними, т. е. реальные обстоятельства выступают по отношению к ним как контрпримеры (см. Контрпримеры в науке), наличие таких контрпримеров - скажем, противоречие планетарной модели атома со стабильностью электронов на орбите - становится необходимым условием критического анализа соответствующего знания и стимулом его пересмотра. Этот пересмотр отнюдь не всегда ведет к отказу от этого знания в духе примитивного фальсификационизма (см. Фальсификация, Фалылфицируемость), он приводит к его уточнению, конкретизации, совершенствованию и развитию. При этом желательно, чтобы вносимые в теорию или гипотезу изменения не были бы только ad-hoc объяснениями выявленных контрпримеров, а увеличивали бы объяснительно-предсказательные возможности теории или гипотезы по отношению к другим фактам. Обрастание же теории или гипотезы большим количеством ad-hoc объяснений является свидетельством ее слабости.

Т. о., объяснение в целом является конструктивной, творческой познавательной процедурой, в результате которой не только обогащаются и углубляются знания об объясняемом явлении, но, как правило, происходит уточнение и развитие знаний, используемых как основание объяснения. Решение объяснительных задач выступает в качестве важнейшего стимула развития научного знания, его концептуального аппарата, что свидетельствует о несостоятельности резкого противопоставления т. н. контекстов оправдания и открытия при трактовке объяснения в рамках стандартной концепции анализа науки.

Осуществление функций объяснения в науке органически связано с предсказанием и предвидением. По существу, рассматривая научно-познавательную деятельность в целом, можно говорить о единой объяснительно-предсказательной функции научного познания по отношению к его объекту Объяснение, рассматриваемое в этом контексте, выступает не как частная познавательная процедура, а как необходимая функция научного мышления, его кардинальная установка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Объяснительная записка – это документ, который должен быть приложен к материалам о проступке. Иногда объяснения могут сыграть важную роль в судьбе работника: он может остаться на работе, а не быть уволенным за нарушение дисциплины, если грамотно преподнесет директору свою точку зрения и обоснует поведение.

В законодательстве нет требований об обязательном составлении записок, но письменные оправдания – это все же документ , который должен быть принят к сведению по требованиям Трудового кодекса. Кадровик, заинтересованный в работнике, должен уметь грамотно составлять объяснительные.

Что такое объяснительная записка

В Трудовом кодексе содержится правило: все материалы о нарушении дисциплины в компании разбираются только с учетом объяснений виновника . А это значит, что степень вины сотрудника и возможное привлечение его к ответственности определяется только после того, когда виновник объяснит обстоятельства и причины своего поведения.

Распоряжением директор имеет право запросить объяснения , а изложить их виновник должен письменно, оформив по правилам. От того, как оформлена объяснительная и как представлены объяснения, зависит судьба нарушителя: директор решит, наказать ли сотрудника или проявить снисхождение.

По сути, объяснительная записка – это официальный документ, который по норме 193-й статьи Трудового кодекса должен быть приложен к распоряжению о даче объяснений . Объяснения – это как последнее слово подсудимого. Они хоть и не решают проблему, но к учету будут приняты, а возможно и повлияют на принятие решения.

Важно

Приказ о дисциплинарном наказании будет считаться недействительным , если за два дня до его издания (или раньше) с виновника не были запрошены объяснения.

Кадровик не должен забывать о необходимости напомнить руководителю о запросе объяснений, чтобы в случае наложения дисциплинарного взыскания действия носили законный характер.

Важно

Обязанности у виновника писать объяснение нет, но распоряжение о даче объяснений должно быть вручено ему под роспись!

Если виновник отказывается подписывать распоряжение, составляется акт об отказе от подписи в его присутствии. Есть еще вариант: отправить распоряжение заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае у кадровика будет доказательство того, что требования ТК исполнены.

Виды объяснительных записок

Существует два вида записок , которые могут выступать в качестве:

  • объяснения поведения других лиц;
  • оправданий собственного поведения.

Первый вид применяется, если внештатная ситуация или нарушение дисциплины произошло по вине посторонних. В такой записке описываются обстоятельства, которые произошли без участия адресанта.

Для наглядности пример объяснительной записки кадровика , приложенной к графику отпусков:

Второй вид объяснительных записок – это изложение сотрудником обстоятельств какого-либо нарушения дисциплины или внештатной ситуации , произошедших по собственной вине. Так как государство у нас правовое, в каждом случае в отношении участника спорной ситуации должна действовать презумпция невиновности. А поэтому, нельзя безапелляционно признать сотрудника виновным, если он не участвовал в разборе ситуации.

Например, нельзя объявить выговор за опоздание на работу, если опоздавшему не предложено объяснить причину задержки .

Вместе с тем объяснительные записки должны оформляться таким образом, чтобы адресат смог понять причины нарушения дисциплины и саму суть ситуации, от чего напрямую зависит решение: казнить или помиловать.

Отличия объяснительной записки от служебной, докладной или пояснительной

Объяснения – это не пояснения и не доклад, а изъяснение своей точки зрения, иногда отличной от общепринятой, в своем роде оправдание. В свою очередь докладная записка – это донесение о нарушении, пояснительная – приложение к документу, содержащее расширенное представление о нём, а служебная записка – просьба.

Как видите, эти четыре вида записок совершенно разные, но цель у них одна: донести информацию . Между тем форма и требования к оформлению этих видов записок сходные.

Как оформляется записка

Как и любой другой официальный документ, объяснительная записка должна быть четко структурирована . Обязательными элементами являются:

  • шапка (указание ФИО и должности директора и самого виновника);
  • ссылка на распоряжение или уведомление начальника;
  • суть проблемы;
  • объяснения;
  • просьба о смягчении или об освобождении от наказания;
  • число и подпись адресанта.

Оформить записку можно как на компьютере, так и рукописно. Однако впечатление об авторе не должны портить недочеты:

  • писать записку нужно на ровной бумаге;
  • без ошибок и зачёркиваний;
  • в уважительном тоне.

Важно

Кадровику можно подготовить бланк записки, структурировав его , а в случае надобности просто распечатать и выдать адресанту: он самостоятельно впишет обстоятельства и свои данные.

Объяснительная записка образец

Уведомление работника о даче объяснения

В объяснительной записке не зря должна присутствовать ссылка на распоряжение
директора
. Ведь одним из указаний Трудового кодекса при оформлении нарушения дисциплины виновнику должно быть вручено под роспись требование о даче объяснений.

Требование составляется так:

  • сверху указывается название фирмы;
  • ставится дата и регистрационный номер (совпадающие с записями в регистрационном журнале);
  • пишется название («Распоряжение» или «Требование» о даче объяснений);
  • описывается суть проблемы (когда и почему был составлен акт о нарушении дисциплины);
  • обозначается само требование («Распоряжаюсь: слесарю ГЦ Трубину А.Д. предоставить секретарю письменные объяснения о нарушении в срок 2 дня с момента вручения настоящего требования»);
  • документ визируется директором;
  • под текстом ставится подпись виновника об ознакомлении с документом (или ссылка на акт об отказе от подписи, или на почтовую квитанцию об отправлении заказного письма виновнику).

В свою очередь общий алгоритм применения наказания по правилам 193-й статьи таков :

  • составляется акт о нарушении (именно акт, фиксирующий время нарушения и его суть – событие и перечисление действующих лиц, а не требование о даче объяснений);
  • издается распоряжение с требованием объяснения работником обстоятельств: виновник должен расписаться в нем об ознакомлении или получить по почте (в идеале оно должно датироваться тем же числом, что и акт о нарушении);
  • акт и объяснения рассматриваются директором и выносится решение (прямо на акте директор может поставить визу, например «объявить выговор»);
  • через два дня можно издавать приказ по дисциплине или не издавать его вовсе, если директор сочтет нужным проявить снисхождение (нужно иметь в виду, что с момента составления акта до дня издания приказа не должно пройти больше 30 дней). В этот срок не входит отпуск или болезнь виновника).

Все материалы должны быть вложены в соответствующие номенклатурные папки. Однако если в отделе кадров для разных видов документов предусмотрены отдельные дела, то к оригиналу приказа по дисциплине нужно приколоть копии акта, распоряжения о даче объяснений и объяснительной записки.

Важно

Если виновник за два дня не счел нужным объясниться, нужно составить акт о том, что распоряжение было вручено , но объяснительная записка не была предоставлена в срок.

Сегодня поговорим об очень интересном явлении. Например, теперь те, кто окончил школу, прекрасно знают, почему идет снег или дождь. У школьников есть простейшие знания анатомии. Мы стали более внимательны к своему здоровью. Уровень медицины для всех существенно вырос. А значит это только одно: у нас есть многочисленные объяснения. Это последнее существительное мы сегодня и разберем.

Значение

Конечно, у определения «объяснение» много разнообразных сторон, но начать все же следует со смысла, который зафиксирован в толковом словаре, чтобы на этом фундаменте выстроить все остальное. Конечно, это не самая интересная часть, но она необходима. Итак, толковый словарь утверждает следующее:

  1. То же, что и объяснить.
  2. Письменное или устное оправдание или признание в чем-либо.
  3. То, что разъясняет или помогает понять нечто.

Как видим, значений много. Но вам также нужно понять, что скрывается за инфинитивом. Не будем томить читателя. В толковом словаре сказано следующее: «Растолковать кому-нибудь или осмыслить для самого себя, сделать ясным, понятным». То есть главное в существительном «объяснение» - это нахождение причинно-следственных связей между явлениями.

Примеры употребления

Если поразмыслить, то все значения объекта исследования сводятся именно к пониманию того, что вообще в мире происходит. Когда начальник хочет от сотрудника объяснительную, то он желает понять, почему тот все-таки опоздал на любимую и, конечно, высокооплачиваемую работу. С остальными все понятно. Например: «Петр поступил так, что мне трудно найти этому какое-либо рациональное объяснение» (это к 3 значению). Или такой пример: «Мне трудно пока объяснить, как работает новая система оценки эффективности каждого сотрудника на нашей фирме, но я обязательно подумаю над этим». В последнем случае можно инфинитив заменить такими синонимами, как «осмыслить» или «дать объяснение». Это, надеемся, понятно. Двигаемся далее.

Страсть объяснять неискоренима

Парадокс человеческой природы в том, что людей трудно заставить учиться, но зато их страсть к объяснению не вытравить никакими силами. Не знаем, наблюдал ли читатель или нет, но есть такой феномен: дошкольники изобретают теории, которые объясняют различные физические явления. Конечно, эти гипотезы антинаучны, но забавны. Например, можно объяснить колыхание веток на ветру не самим ветром, а движением земли. Трудно понять, какая логика формирует подобное толкование, но она там, очевидно, есть.

Люди древние и современные

Но будем мы говорить, конечно, не о детях, а о наших предках. До того времени, когда люди взяли курс на рационализацию существования, то есть обратились к научному миропониманию. А произошло это в 17 веке. Этот период в истории называется «Новым временем» и длится с 17 по 20 век, хотя единого мнения о рамках этого исторического периода нет. Кто-то утверждает, что Новое время началось чуть ли не на рубеже 15 и 16-го веков, а кончилось на рубеже 19 и 20-го веков.

Но мы знаем, что наука не всегда была впереди планеты всей. Древние люди предпочитали магические причинно-следственные связи, а соответственно, и подобного рода объяснения, это известный факт. И решались проблемы тоже своеобразно: нет дождя - нужна жертва. А если пошел дождь, то боги сжалились над человечеством. Мир был значительно более интересным, чем сейчас. Тогда природу населяли боги и духи, которые всем управляли. Теперь же все пресно и скучно. Наверное, поэтому многие от скуки и верят до сих пор в потусторонние миры, приметы и прочие недоказуемые вещи. Не хочется осознавать то, что ничего, кроме материального мира, не существует. В одной из книг К.- Г. Юнга сказано, что чем больше человек узнавал о мире, тем меньше в нем становилось богов. А единый Бог как идея присутствует в сознании, потому что мы еще не решили некоторых важных вопросов метафизического порядка: «В чем смысл жизни?», «Кто управляет миром?», «Существует ли предопределение?». Может быть, они в принципе не имеют ответа, поэтому идея Бога вечна как универсальный ключ к пониманию и оправданию того хаоса и абсурда, которые творятся в реальности.

Метафора - это не объяснение

Говоря о толковании значения слова «объяснение», нельзя не сказать о трудных отношениях между метафорой и объектом исследования. Почему это важно? Потому что многие путают эти понятия и думают, что если подобрать удачную метафору, то есть образ, и сразу все станет ясно. Циничный диагност доктор Хаус любит метафоры, но если бы у его коллег не было медицинского образования, то они бы его не поняли.

Тонкое различие между удачным образом и объяснением

Но иногда метафора - это ключ к пониманию психологического состояния человека, то есть, используя метафоры, можно передать определенное ощущение другому. Известный пример, когда муж и жена воспринимают мир совершенно по-разному. Она - кинестетик, то есть для нее важны прикосновения, ощущения тела, а он визуал, то есть для него важна картинка, то, что он видит. Камень преткновения - крошки на обеденном столе. Жена забывала их стереть. Муж напоминал ей каждый день, что стол должен быть чистым, но ничего не выходило. Пара даже пошла к психологу, а тот использовал метафору. Он сказал жене: «Представьте, что эти крошки в вашей ночной рубашке». И с тех пор жена всегда вытирала со стола. Так жена-кинестетик полностью поняла мужа-визуала. И в данном случае метафора - это только путь понимания, способ донести до той стороны информацию, а подлинная причина, почему мужа так раздражали крошки, в том, что он визуал. Конечно, важно уяснить значение слова «объяснение», это понятно, но важно и другое - поймать за руку того, кто вам вместо объяснения предлагает метафору, которая ничуть не облегчает осмысления происходящего. Образы хороши, когда нет никакой загадки в механизме неизвестного явления. Другими словами, иногда неплохо, если человек выражается прямо.

Паранормальные явления и перспектива познания

После того как мы поняли, что означает слово «объяснение», неплохо было бы рассмотреть события, которые пока не могут быть растолкованы наукой. Речь, конечно, идет о явлениях, которые выходят из ряда вон: психометрия, телепатия, телекинез, призраки, приведения. О популярности фантастического сериала «Секретные материалы» говорить не стоит. А значит, людям хочется верить. Кстати, это главный слоган многосерийного фильма: «I want to believe», то есть «Я хочу верить».

Но, помимо отличного сюжета, необъяснимое воодушевляет человека перспективой познания нового. Если наука оставит мир без мистического флера, то жизнь станет пресной. Разного рода «байки из склепа» и завораживающие истории можно рассматривать как атавизм веры в чудо у наших предков. Но в любом случае напряжение, возникающее между противоположностями, и насыщает нашу жизнь эмоциями и интригой. А если думаете, что полная рационализация - это благо, то пересмотрите фильм «Эквилибриум» (2002) и перечитайте «О дивный новый мир» Хаксли.

Терапевтический эффект вскрытия причин явления

Кому-то это покажется странным, но истина, помимо практической пользы, содержит еще и терапевтический эффект. Научные данные тут не могут служить примером, но когда люди расстаются, то всегда немного легче, если мужчина или женщина знают причину разрыва.

В психологической практике осознание проблемы - вообще краеугольный камень всего терапевтического процесса, причем это касается почти любого вида лечения, какое бы психологическое направление ни имелось в виду. Психологические трудности возникают у человека по разным причинам, но все их объединяет одно - подлинная причина мучений всегда скрыта.

Что значит объяснение всей картины в целом для клиента? Это освобождение. Понятно, что никакое осознание не поможет, если человек не намерен изменить свою жизнь, но подлинное понимание самого себя дает ему необходимый импульс. Как говорил герой Джима Керри в фильме «Лжец, лжец»: «Правда освободит нас!» Так оно и есть.

Итак, мы рассмотрели вопрос, что значит слово «объяснение», а также тонкости, связанные с этим существительным.