Портретная характеристика доктора из рассказа чудесный доктор. Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой «На дне» , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Вконтакте

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: «Старику где тепло, там и родина».

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками «выйти в люди» , а не влачить существование «на дне» весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса «На дне» богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу «На дне» Горького:

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…»

«Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

«Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!»

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!»

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

Всем нам кажется, что мы свободны мыслить так или иначе и как хотим; но, с другой стороны, всякий из нас чувствует и знает, что этой кажущейся свободе положен предел, вышед из которого, мышление делается безумием. Это потому, что мышление наше подлежит законам высшего мирового мышления. Между тем мозговой ум наш, не знающий иного мышления, кроме своего, и убеждённый опытом в зависимости его от мозга, при расcматривании внешнего мира может дойти до такой иллюзии, что в нём нет никакой иной мысли, кроме нашей собственной. Эта иллюзия может дойти и до того, что нам кажется мировая мысль попросту вовсе несуществующею сама по себе, а только как произведение нашего собственного ума. Да если бы мы не были уверены в бытии внешнего мира так же твёрдо, как и в своём собственном, то всё, что наше расследование открывает в нём целесообразным и как бы намеренно и независимо от нас устроенным, мы могли бы, пожалуй, принять за произведение одного нашего ума и нашей фантазии.

Н. И. Пирогов

И вот рождается невольно вопрос: действительно ли мы не могли бы иначе ходить, как с помощью ног, или же мы только ходим, потому что у нас есть ноги? Действительно ли только при посредстве мозга мы могли бы мыслить, или же мыслим только потому, что есть мозг? Видя неисчерпаемое множество средств, с которыми в окружающей нас вселенной достигаются известные цели, можем ли мы утверждать, что ум мог и должен был быть единственно только функциею мозга? Разве пчела, муравей и т. п. животные и без помощи мозга позвоночных животных не представляют нам примеров удивительной сообразительности, стремления к цели и даже творчества?

Н. И. Пирогов

К. Кузнецов и В. Сидорук.
Чудесный доктор
Обложка труда Н. И. Пирогова «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны с Болгарией и в тылу действующей армии в 1877—1878 гг.»
А. Сидоров.
Чайковский у Пирогова

Есть в истории культуры, общества люди, которые своей деятельностью, усилиями оставляют следы настолько прочно и естественно входящие в нашу жизнь, что нам кажется, будто так было всегда да и никак иначе быть не может. Словно что-то указывает им путь, и шаги их, случайные на первый взгляд, вовсе не случайны и не хаотичны, а целесообразны и необходимы. Но видят это лишь последующие поколения. На долю же таких людей выпадают мучительные вопросы и борьба, чтобы преодолеть сложившийся порядок вещей и проложить путь новому. Изучая их судьбы, начинаешь понимать, что в истории ничто не происходит само собой, что она создаётся руками и усилиями очень конкретных людей, со своими недостатками и достоинствами, по сути, таких же, как мы с вами, а может быть, и нами самими... Ну разве не удивительно это?! Приглядитесь, ведь культура и сама жизнь наша висит на волоске, и, предоставь её самой себе, перестань кто-то делать усилия, всё оборвётся, покатится, развалится... Так на чём и на ком держится она? Кто и что скрепляет поминутно грозящие разойтись между нами швы? Вот вопрос.

Первые шаги

Одной из любимых игр Коли Пирогова была игра в лекаря: она «как будто приподнимала... завесу будущего». Возникновением своим эта оригинальная игра обязана была болезни старшего брата, к которому приходил врач. В 14 лет Николай стал студентом медицинского факультета Московского университета, где читали лекции на основе материалов почти вековой давности, а на выпускном экзамене «нужно было описать на словах или бумаге какую-нибудь операцию на латинском языке». Клиническая же практика сводилась к написанию истории болезни увиденного один раз пациента...

После Москвы был Дерптский университет, где готовили к профессорской деятельности лучших российских студентов. Поступая туда, надо было определиться со специализацией, и Пирогов выбрал хирургию. Почему? «А вот поди, узнай у самого себя, почему? Наверное не знаю, но мне сдаётся, что где-то издалека какой-то внутренний голос подсказал тут хирургию». Впрочем, молодого врача интересовали и другие науки, над чем посмеивались его товарищи: тогда было принято заниматься чем-то одним и даже хирурги не считали необходимым изучать анатомию. Позднее именно Пирогов создал новую и тогда революционную науку — хирургическую анатомию.

После Дерпта у молодого профессора Пирогова была двухгодичная стажировка в Берлине, возвращаясь с которой он из-за болезни на несколько месяцев остановился в Риге. Выздоровев, Николай Иванович провёл там несколько весьма удачных операций, по просьбе ординаторов госпиталя продемонстрировал некоторые операции на трупах и прочитал курс лекций. Один из старых ординаторов так сказал 25-летнему Пирогову: «Вы нас научили тому, чего и наши учителя не знали».

В 26 лет он стал профессором хирургии Дерптского университета и за четыре года работы там завоевал великую любовь студентов и издал несколько монографий и книг, в том числе два тома клинических анналов, где описал, вопреки принятому стилю, не примеры удачных диагнозов, лечений и выздоровлений, а свои ошибки и неудачи, ничего не скрыв и позволив тем самым избежать тех же ошибок своим ученикам.

«Служение науке, вообще всякой, — не что иное, как служение истине. Тут доступ к правде затруднён не одними только научными препятствиями, то есть такими, которые могут быть и удалены с помощью науки. Нет, в прикладной науке, сверх этих препятствий, человеческие страсти, предрассудки и слабости с разных сторон влияют на доступ к истине и делают её нередко и вовсе недоступной... Для учителя такой прикладной науки, как медицина, имеющей дело прямо со всеми атрибутами человеческой натуры... необходима, кроме научных сведений и опытности, ещё добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры». По сути, Пирогов пишет о работе врача над собой, о работе внутренней, определённом моральном усилии, о выборе между профессиональным интересом врача к больному и человеческим отношением к нему, и именно это позволяет, по мысли Пирогова, быть и хорошим учёным, и хорошим врачом.

Отец русской хирургии

В борьбе с жизненными трудностями, бедностью, даже нуждой формировался характер Пирогова, готовя его к поприщу, на котором ему предстояло развернуть все силы своей натуры и оставить глубокие следы. В 1841 году 30-летний Пирогов принял предложение стать профессором на кафедре хирургии Медико-хирургической академии в Петербурге с условием организовать кафедру госпитальной хирургии, чтобы студенты получали практическое медицинское образование.

Николай Иванович реорганизовал госпиталь МХА и принял на себя обязанности главного врача хирургического отделения. Вот что писал он о предстоявшем ему подвиге Геракла, очищающего Авгиевы конюшни: «Картина поистине была ужасающей: огромные госпитальные палаты (на 60—100 кроватей), плохо вентилируемые, были переполнены больными с рожистыми воспалениями, острогнойными отёками и гнойным заражением крови. Для операций не было ни одного, даже плохого, помещения. Тряпки под припарки и компрессы переносились фельдшерами без зазрения совести от ран одного больного к другому, а подчас снимали с трупов и просто высушивали. Лекарства, отпускавшиеся из госпитальной аптеки, были похожи на что угодно, только не на лекарства...» Воровство среди персонала. Цинга среди больных. Враждебность к молодому хирургу, не слишком щепетильная в выборе средств. Открытая вражда, сплетни, клевета — всё было пущено в ход. А требование к врачам делать операции в чистых белых халатах вызвало подозрение в помрачении его умственных способностей. Да, уважаемый наш читатель, и это было не так уж давно — полтора века назад в просвещённой европейской державе... Кто бы мог подумать, ведь это так естественно для врача, особенно в операционной, — чистый белый халат.

В 1847 году Пирогов отправился в нашу вечно горячую точку — на Кавказ, где ввёл в практику эфирный наркоз, причём, учитывая нашу человеческую психологию, приглашал на операции других раненых, чтобы они могли убедиться сами в действенности и безопасности метода. Сейчас это в каком-то смысле естественная часть нашей жизни, но тогда приходилось обосновывать, доказывать, убеждать. А чуть позже, на Крымской войне, он, подсмотрев, как работает скульптор, начал применять гипсовые повязки при переломах вместо гораздо менее эффективных лубочных или крахмальных — и спас множество раненых офицеров и солдат от ампутации.

Из какой мелочи порой вырастают великие вещи! Однажды, проходя мимо рынка на Сенной в Санкт-Петербурге, Пирогов обратил внимание на срез замороженной свиной туши. В результате родилась «ледяная», или топографическая, анатомия, позволившая врачам более эффективно изучать человеческое тело и избежать множества хирургических ошибок, которые могли бы стоить жизни не одному несчастному. Первым анатомическим атласом, созданным Пироговым по этому методу, студенты пользуются до сих пор.

Нет необходимости перечислять все достижения Николая Ивановича, все новшества, все методы, и посейчас носящие его имя и используемые современными хирургами. Это поймут по большей части лишь медики, ну а остальным, по отношению к медицине выступающим в роли пациентов, будет важнее узнать, что Пирогов при всей своей славе и обширности практики никогда не брал денег за операции — ни с членов царской семьи, ни с последнего бедняка, уповавшего на него как на единственную свою надежду. Рассказ Куприна «Чудесный доктор» — о нём.

Сёстры милосердия

Особая эпоха в жизни Пирогова — Севастопольская война. Как врач и как человек, не желавший оставаться безучастным к тому, что происходило, он подал прошение об отправке на фронт. После долгого молчания пришёл совершенно неожиданный ответ. Его пригласила к себе Елена Павловна — супруга великого князя Михаила Павловича, сына Павла I, основательница Русского музейного общества, Повивального и Клинического институтов, заведующая Мариинским и Павловским женскими институтами.

Объявив, что взяла на свою ответственность разрешение его просьбы, она рассказала ему о своём плане основать женскую помощь больным и раненым и предложила Пирогову роль организатора и руководителя. Несмотря на распространённое мнение, что присутствие женщин ведёт к развращению в войсках, что женщины неспособны жить и оказывать помощь в тяжелейших условиях войны, великая княгиня Елена Павловна, видевшая высшее и лучшее призвание женщины в том, чтобы иногда исцелять, часто помогать и всегда облегчать, обратилась с воззванием к российским женщинам, желавшим «принять на себя высокие и трудные обязанности сестёр милосердия», и уже в октябре 1854 года на собственные средства основала Крестовоздвиженскую общину сестёр попечения о раненых и больных воинах. Пирогов полностью разделял взгляды великой княгини: «Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинам». Принцип «жить на земле не только для себя» Пирогов считал основой сестринского милосердия. Так в 1854 году из небольшой группы в 35 сестёр при самом деятельном и внимательном участии Николая Ивановича Пирогова родился будущий Российский Красный Крест.

Тогда же, во время этой печально известной Крымской кампании, Пирогов выработал правила работы с ранеными, создав тем самым практически новую отрасль хирургии — военно-полевую. Он сформулировал принципы гигиены для больных, основы лечебного питания, и во всём этом, как ни странно, ему пришлось вновь и вновь преодолевать и непонимание, и противостояние тех, кому деятельный, честный доктор был неудобен. А Пирогов был врагом канонических решений, врагом успокоенности, ведущей к застою и косности: «Жизнь не укладывается в тесные рамки доктрины, и изменчивую её казуистику не выразишь никакими догматическими формулами».

Пирогов-учитель

С самых первых шагов, ещё молодым профессором, Пирогов был настоящим учителем, радеющим о профессиональном росте не только своём, но и новых поколений молодых врачей. «Пусть учится только тот, кто хочет учиться, — это его дело. Но кто хочет у меня учиться, тот должен чему-нибудь научиться — это моё дело, так должен думать каждый совестливый преподаватель». Отсюда его гигантский вклад в систему обучения и преподавания медицины, перешедшей от теории, а иногда и безосновательных фантазий профессоров, зачастую видевших больного лишь с высоты кафедры, к практическому обучению на конкретных примерах, конкретных операциях, демонстрируемых учителем.

Заслуга Пирогова ещё и в том, что он увидел необходимость сочетания профессионального и нравственного воспитания. Мы уже говорили о его новаторстве в первом: сейчас никому в голову не придёт усомниться в важности профессионализма. Но в отношении второго его идеи и сегодня (увы, в данном случае к сожалению) звучат почти революционно. Призыв воспитывать прежде всего человека, наделённого нравственным чувством, не только имеющего твёрдые убеждения, но и умеющего защищать их, жить ими на практике, готового к жизненной борьбе и усилиям, а уж потом заботиться о его профессиональном росте и мастерстве — звучит очень и очень современно. Эти мысли неслучайны, они результат долгого внутреннего пути Пирогова — от материалиста вследствие незнания материи, как говорил он сам, до человека, раскрывающего смысл человеческого бытия, жизни, любви, бессмертия, распознающего суть внутреннего человека и ищущего Бога. Интересно, два таких разных человека — что объединяет их? Искренность, отзывчивое на чужую боль сердце, честность перед собой, стремление всегда быть, а не казаться?.. Наверное.

Вопросы жизни

Последние годы Пирогов провёл в своём имении в Вишне (часть нынешней Винницы). Там он писал свою исповедь — последнюю и самую удивительную книгу, во многом непонятую до сих пор: «Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтёт и кто другой. 5 ноября 1879 — 22 октября 1881». Пирогов будто сам удивляется своим открытиям: «Я всё толкую в моём мировоззрении о мировом уме, о мировой мысли. Да где же мировой мозг? Мысль без мозга и без слов! Разве это не абсурд в устах врача? Но пчела, муравей думают же без мозга, и всё животное царство разве не мыслит без слов? Вольно нам называть мыслию только одну человеческую, мозговую, словесную и человечески сознательную мысль! А она для меня есть только проявление общей мысли, распространённой всюду, творящей и управляющей всем». И тем не менее 70-летний, умудрённый огромным опытом, прошедший огонь и воду, совершивший десятки тысяч операций хирург, эмпирик до мозга костей, приходит к мысли о том, что этот самый мозг не единственный проводник мысли, что жизнь гораздо шире и глубже и не ограничивается только лишь биологическим организмом: «Жизнь — это осмысленная, безгранично действующая сила, управляющая всеми свойствами вещества (то есть его силами), стремясь притом непрерывно к достижению известной цели: осуществлению и поддержке бытия». В этом Пирогов стал предтечей русских космистов — Циолковского, Вернадского... В его мало кому известных записях оживают идеи, о которых говорили в Средние века Парацельс, тысячью лет раньше индийские мудрецы, а в конце XIX столетия такие великие философы, как Елена Петровна Блаватская, Николай Гартман и другие.

За этими страницами, которые он заполнял практически ежедневно последние два года перед смертью, мы видим философа, ставящего перед собой серьёзнейшие вопросы, размышляющего, ищущего, благоговеющего перед загадкой и тайной, вдруг открывающейся ему: «...из всех мировых тайн самая заветная и самая беспокойная для нас это — „я“. Есть, правда, и ещё другая, ещё более заветная, это — истина. Но если каждый листок, каждое семечко, каждый кристаллик напоминают нам о существовании вне нас и в нас самих таинственной лаборатории, в которой всё неустанно само работает для себя и для окружающего, с целью и мыслью, то наше собственное сознание составляет для нас ещё более сокровенную и вместе с тем самую беспокойную тайну». Очень хочется, чтобы книга эта обрела в наше время, после ста лет забвения, своего нового вдумчивого читателя. И вопросы, поднятые Пироговым, заставили нас сегодня искать ответ.

Соль земли

Славная и удивительная судьба. Борьба и любовь, служение родине и опала — традиция русского интеллигента. Может, это о таких сказано — «соль земли», может, они — та ниточка, волосок, на котором держится жизнь, всё ещё продолжает держать нас. И вопрос не в гипсовых повязках или наркозе как таковых. Вопрос в человечности, которая за этим стоит и без которой все эти нововведения утрачивают свой смысл. Человечности, которая благодаря таким людям скрепляет нас друг с другом. В этом, возможно, главное значение всего, что сделал Пирогов, и главный урок его для нас.

В ноябре этого года у вас, Николай Иванович, двухсотлетний юбилей. Спасибо вам, доктор.


— известный хирург и музыкант. Его музыкальный талант высоко ценил сам Бетховен, а медицинский, наверное, мог оценить Пушкин, не раз консультировавшийся у знаменитого доктора. Дом профессора был одним из самых интересных в Дерпте. Здесь бывали многие замечательные люди той эпохи: поэты Жуковский и Языков, друг Пушкина Вульф, сыновья русского историка Карамзина. Судя по воспоминаниям, Мойер, «личность замечательная и высокоталантливая», с годами охладел к науке, «операций, особливо трудных и рискованных, не делал». Появление в Дерпте нескольких одарённых студентов, и особенно выделявшегося среди них Николая Ивановича Пирогова, словно бы вернуло профессора к былой жизни. Он вновь отдал всего себя медицине и своим новым ученикам.
Николай Пирогов и подружились в Дерпте, где вместе обучались хирургии у профессора Мойера. Вот как описывает первую их встречу сам Пирогов: «Однажды, вскоре после нашего приезда в Дерпт, мы слышим у нашего окна с улицы какие-то странные, но незнакомые звуки: русская песнь на каком-то инструменте. Смотрим, стоит студент в вицмундире... держит что-то во рту и играет: „здравствуй, милая, хорошая моя“, не обращая на нас никакого внимания. Инструмент оказался органчик (губной), а виртуоз — В. И. Даль». Пирогов был на десять лет младше Даля, но к тому времени он уже окончил Московский университет да и у Мойера был лучшим учеником. Обычно скупой на похвалы, Николай Иванович высоко оценивал медицинский талант друга и видел в нём будущего прославленного хирурга, а когда тот защищал медицинскую диссертацию, стал его официальным оппонентом. Даль какое-то время оправдывал надежды Пирогова и сделался хорошим специалистом по пластической и глазной хирургии, но любовь к литературе и русскому языку оказалась в нём сильнее.

И. Тихий. Н. И. Пирогов осматривает больного Д. И. Менделеева
С самого детства у Дмитрия Ивановича Менделеева было слабое здоровье, и, когда у него стала горлом идти кровь, врачи посчитали, что началась последняя степень чахотки. Институтские друзья сумели устроить для Дмитрия Ивановича аудиенцию у придворного медика Здекауэра, и тот, прослушав его, посоветовал ему срочно ехать в Крым, а заодно и показаться там Пирогову, так, на всякий случай. В Крыму в это время шла война. Пирогов оперировал с раннего утра и до позднего вечера. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, видя, чем занят великий медик, тут же удалялся, считая, что сейчас Пирогов больше нужен раненым. Через некоторое время Дмитрий Иванович решился-таки подойти к Пирогову. Каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживёте». Предсказание сбылось в точности: Менделеев пережил и Пирогова, и Здекауэра.

С. Присекин.
Пирогов и Гарибальди
Летом 1862 года Джузеппе Гарибальди был ранен в ногу. Это было самое тяжёлое из десяти ранений, полученных национальным героем Италии за всю жизнь. Хотя ему пытались помочь лучшие врачи Европы, он не шёл на поправку. И тогда решили пригласить Пирогова и даже собрали ему на поездку тысячу рублей. Пирогов от денег отказался, но сам приехал. Благодаря его советам, дельным и простым, уже скоро состояние Гарибальди стало улучшаться. Выздоровев, он отблагодарил русского доктора таким письмом: «Мой дорогой доктор Пирогов! Моя рана почти зажила. Я чувствую потребность поблагодарить Вас за сердечные заботы, которые Вы мне щедро оказывали. Примите, дорогой Доктор, мои уверения в преданности. Ваш Д. Гарибальди». Много лет ценной реликвией в доме Пироговых была фотография Джузеппе Гарибальди с его дарственной надписью.

И. Е. Репин.
Портрет А. Ф. Кони
Наш известный историк Соловьёв говорит, что народы любят ставить памятники своим выдающимся людям, но эти люди своей деятельностью сами ставят памятник своему народу. Такой памятник поставил и Пирогов, прославив русское имя далеко за пределами своей родины. Во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины Тургенев не хотел верить, чтобы могучий, правдивый русский язык не был дан великому народу. Но не то же ли самое можно сказать и о лучших представителях этого народа? И когда среди тумана печальных явлений и свойств нашей повседневной действительности вспомнишь, что наш народ имел Петра и Ломоносова, Пушкина и Толстого... что он дал, наконец, Пирогова, то нельзя не верить, что этот народ не только может, но и обязан иметь светлое будущее...

Оставленный Пироговым «Дневник старого врача» даёт возможность заглянуть в его душу не как общественного деятеля и знаменитого учёного: он даёт возможность услышать голос сердца человека, того человека, которого Пирогов хотел воспитать в каждом юноше. Это сердце преисполнено глубокой и трогательной веры в высший Промысел и умиления перед заветами Христа. Жизнь учит, что Христос имеет много слуг, но мало действительных последователей. Одним из последних был Пирогов.

А. Ф. Кони «Пирогов и школа жизни»

Роясь в архиве своей памяти на старости лет, нас поражает, прежде всего, необъяснимое тождество и цельность нашего «я». Мы ясно ощущаем, что мы уже не те, чем мы были в детстве, и в то же время мы не менее ясно ощущаем, что наше «я» осталось в нас или при нас с того самого момента, как мы начали себя помнить, до сегодня, и знаем наверное, что оно же останется и до последнего вздоха, если только не умрём в беспамятстве или в доме умалишённых. Странно, удивительно странно это ощущение тождества нашего «я» в разных, едва похожих один на другой портретах, с разными противоположными чувствами, убеждениями и взглядами на себя, на жизнь, на всё окружающее... Самоощущение бытия, и как такое оно должно неминуемо в нас быть от колыбели до могилы, а как и чем оно о себе даёт знать себе же самому и другим - личным ли местоимением, или другим каким условным знаком, это ни на йоту не переменяет сущности дела.

Н. И. Пирогов

на журнал «Человек без границ»

Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен. Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. ПироДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. ПироДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.гов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.гов - настоящий доктор, поэтому он чуДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только слДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.овом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящиДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.й доктор, поэтомуДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен. он чудесен.десеДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н.поэтому он чудесеДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому оДоктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.н чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реальными делами, лечит не только словом, но и делом. Ничего не требует взамен: ни славы, ни денег. Пирогов - настоящий доктор, поэтому он чудесен.Доктор Пирогов в рассказе Куприна "Чудесный доктор" действительно является "чудесным" для семьи Мерцаловых, так как он не только помогает семье: лечит и оставляет деньги, но после его появления жизнь семьи налаживается: появляется работа, достаток. Каким же представлен доктор: он чуткий, способен не только сочувствовать, но помогать реаль

Урок для учащихся 11 - 12лет;

Тема: «По рецепту профессора Пирогова (рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)»

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

· продолжить разговор о гуманности человека, о помощи другим людям

· развивать навыки анализа художественного произведения

· донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова

· воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям

· пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

Методические комментарии : Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.

Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

К нему мы будем обращаться в течение всего урока. А также в качестве эпиграфа на доске записаны слова:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

Ход урока: Эмоциональный настрой.

1. Приветствие:

«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

Установка на восприятие.

В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского.

Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.

" И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.

И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Методический комментарий :

Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.

В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл:«В Киеве лет около 30 назад».

Рассказ подготовленного ученика: "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Для читателей 19в. святочные рассказы на страницах журналов и газет были привычным рождественским подарком. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём их разнообразии сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. писал: "Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования". Герой рассказа - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. В 1867г. это движение оформилось в российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста.

Вы получили индивидуальные задания. И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. (слайд)Перед вами портрет. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Ученица делает сообщение о писателе Куприне

А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником (ответы детей)

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.

Методические комментарии: Словарная работа. Дать объяснение словам, данным в тексте: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

https://pandia.ru/text/80/116/images/image004_67.gif" width="12" height="27">НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране слайд с записью):

Доброта - ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

· Милосердие - В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

· Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие

Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.

А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?

Учитель: Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит и дарить, и получать подарки. Испытывает двойную радость, двойное чудо.

Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

Учитель: Рассказ назван «Чудесный доктор». Почему?

Учитель: Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку.

Методические комментарии .Работа с текстом. Краткий пересказ учителем первой части.

Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира , благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье Мерцаловых. Хозяин семьи не мог найти работу, Машутка умирала от голода, мальчики Гриша и Володя ели пустые щи и солили их своими слезами., а Елизавета Матвеевна была убита безденежьем и измождена трудом. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. Трагедия Мерцаловых была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо. И вдруг… что же произошло?

Узнаем, какие события свершились в день накануне Рождества.

Методические комментарии .Педагог организует работу с текстом. Чтение по ролям.

Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину? (Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

Учитель: Рождественское чудо свершилось, и благодать снизошла на семью Мерцаловых.

Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем

Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т. е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

Методические комментарии. Работа с текстом. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

Методические комментарии. Заранее учителем подготовлен ученик, который делает сообщение по о Пирогове. Можно привлечь учащихся старших классов.

История жизни этого замечательного человека знакома многим по рассказам Гиляровского и Бунина, Куприна и Пикуля, о нем мы узнаем из дневников и писем петербургской и московской интеллигенции быстротекущего девятнадцатого столетия. Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. - Славная, видит бог, ночка-то! - говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. - Что за прелесть - русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку: - Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано: «По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам: Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное - никогда не падайте духом!

Врачей от бога в далеком XIX веке было, впрочем, немного: можно по пальцам пересчитать имена Боткина и Захарьина - двух великих докторов, создавших две великолепные клинические школы, соответственно в Питере и Москве, физиологов Сеченова и Павлова. Но и среди них имя профессора Николая Ивановича Пирогова выделяется особым образом.

Будущий великий хирург родился 13 ноября 1810 года в семье небогатого казначейского чиновника. Ему шел лишь пятнадцатый год, когда Пирогов, приписав себе два года, поступил на медицинский факультет Московского университета. Увлекся хирургией и анатомией. Правда, в те годы «анатомички» в университетах закрывались, а само приготовление анатомических препаратов преследовалось законом как богопротивное дело, причем обнаруженные препараты, как водится, с панихидой предавали земле.

Однако пытливому Пирогову удалось поработать с настоящими препаратами, которые иногда добывались негласно. Работая в «анатомичке» круглый день, студент-препаратор едва находил время, чтобы успеть перекусить в трактире или же попросить кого-то из приятелей на полтинник купить чаю, сахару и булок в ближайшей лавке.

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

В 1833 году Пирогов уже во Франции, затем в Пруссии, где совершенствуется в хирургическом искусстве. Берлинский профессор Лангенбек научил его держать скальпель не полной рукой, а тянуть, как смычок, по разрезываемой ткани. (Так ставят руку начинающему пианисту!)

Однако то, что увидел Пирогов в Европе, должно было несколько разочаровать его. Здесь операции тянулись ровно столько, сколько мог терпеть пациент. Как правило, не дольше двух-трех минут. Ведь тогда еще не применялись ни наркоз, ни местное обезболивание. Больше всего он был поражен грубыми ошибками французских хирургов.

Возвратясь в Дерпт в 1835 году, где он был избран профессором, великий хирург будет особое внимание уделять анализу ошибок, допущенных студентами, врачами, а порой и им самим в диагнозе или в лечении болезни. Вскоре, в 1839 году, издадутся два тома «Клинических анналов», которые наделают много шума и принесут их автору скандальную славу. Пирогов в своей книге впервые в истории медицины осмелился открыто сообщить происшедшее в клинике врачебной публике. Тем самым молодой хирург дерзнул нарушить старую цеховую традицию медиков - не выносить сор из избы. Никто и никогда до его книги не обсуждал публично допущенные хирургами грубые ошибки.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», - писал о своем научном методе профессор.

В 1840 году он получает в ведение госпиталь на тысячу коек, а в 1846 году создает первый в Европе анатомический институт при кафедре хирургии Петербургской медико-хирургической академии. В это время он публикует несколько знаменитых научных трудов, главный из которых атлас «Топографической анатомии...». Атлас принес Пирогову всемирное признание. В 1847 году его избирают действительным членом Академии наук.

Но Пирогову не сидится в столице, где между лекциями и операциями он изо дня в день еле успевает перекусить пирогами с подливкой. Он возлагает на себя еще одну обязанность - заведует технической частью военно-врачебного завода, где создает наборы хирургических инструментов для работы в полевых условиях.

Так великий профессор постепенно превращается в военного хирурга. В том же году он уезжает в этом качестве в действующую армию на Кавказ. При осаде аула Салты Пирогов впервые в истории медицины использовал эфир для наркоза при проведении операций в полевых условиях. Позднее он пояснит, что эфир как наркотическое вещество оказывает через кровь действие на центральную нервную систему. О новшествах при лечении ранений Пирогов обстоятельно доложит военному министру графу Чернышеву.

Пожалуй, бессмертная слава придет к Пирогову во время обороны Севастополя. В боевых условиях он проявит себя на деле как превосходный организатор; к примеру, он впервые будет очень широко использовать в полевых условиях помощь сестер милосердия. Опыт военного хирурга во время Кавказской и Крымской войн позволит ему приступить к написанию главного и итогового труда по военно-хирургической практике, который он назовет «Начала общей военно-полевой хирургии» (1864).

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог, наконец, уединиться и обрести долгожданный покой.

Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем - от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе . Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?

Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.

Методические комментарии.

Релаксация. Презентация заочно знакомит учащихся с родным городом Пирогова (познавательная функция), музыка на слайде способствует расслаблению и отдыху детей, способствует обобщению учителем содержательной стороны рассказа, подведению итогов на аналитическом уровне.

Отправимся в Винницу. Соберёмся. Сконцентрируемся. Закроем глаза. Послушаем прекрасную музыку. Протянем руки к миру. Откроем сердца любви.

Учитель: Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки?(Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)

Запишите для себя эти качества.

В чём смысл деятельного сострадания?(Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. И человек, обладающий всеми этими качествами, готов к деятельному состраданию)

Методические комментарии. Для учащихся нужно провести физминутку для снятия напряжения. Предлагается 2 варианта. Учитель выбирает тот, который ему больше понравится:

· Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

· Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

Методические комментарии. Учитель организует дискуссию. Класс заранее разделён на группы. Групповая работа: объяснить афоризмы . Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?.Выберете из предложенных афоризмов тот, который бы соответствовал вашим жизненным принципам. Реализация жизненного опыта. Презентация знакомит с мудрыми мыслями великих людей и позволяет формировать активную жизненную позицию у учащихся.

· Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

· Доброта – это прекрасное в действии. .

· Добро есть жизнь. .

· Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. .

· И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты

Врага обнимешь - друга наживешь. Омар Хайям

· Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Слово учителя. Обобщение.

Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.

О чем заставляет задуматься рассказ?

Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? (Добро бескорыстно . Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).

А вот что об этом говорится в Библии:

- «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//

«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).

Почему рассказ называется «Чудесный доктор?»

А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?

Подведение итогов:

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?”

Используемая литература:

Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост. , 1997.

Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.

А. Куприн писал рассказы и повести не только о любви. Также в его творчестве поднимались темы человеколюбия, милосердия. Как отмечали многие, писатель любил изучать людей и все явления жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он затрагивал такие важные вопросы. О добре и милосердии говорится в рассказе "Чудесный доктор", анализ которого представлен ниже.

История создания

В анализе "Чудесного доктора" необходимо отметить следующее: еще в самом начале повествования автор настраивает читателя на серьезный лад. Он пишет, что данная история - это не выдумка. И в самом деле эту удивительную историю Куприну рассказал знакомый банкир.

Произведение написано в 1897 году, когда писатель был в Киеве. Его знакомый рассказал о событиях, случившихся около 30 лет назад. Это история про одно семейство, находящееся на грани отчаяния. Они ютились в каморке, не было денег не то что на еду и лекарства, им огонь-то развести было нечем.

Сестренка рассказчика заболела, а лечить было нечем. Родители пытались найти немного денег, но их отовсюду прогоняли. И, когда глава семейства уже решился покончить с собой, с ним случилось новогоднее чудо. Он познакомился с известным доктором Пироговым. Николай Иванович помог бедному семейству и даже не стал называть своего имени. Лишь позже они узнали, что это был Пирогов Николай Иванович.

Как отмечали те, кто знали доктора, для него такая бескорыстная помощь была естественной. Он отличался своим человеколюбием, милосердием. Он принес счастье в семейство Мерцаловых: после его визита их жизнь наладилась, дела пошли хорошо. Эта история настолько поразила писателя, что он создал произведение, которое относят к жанру рождественских историй.

Особенности построения композиции

В анализе "Чудесного доктора" следует отметить особенности композиции. В самом начале автор описывает двух мальчиков, которые стоят и разглядывают витрины - яркие, праздничные. Но когда они идут домой, то окружающая обстановка становится темнее, мрачнее. Уже нет праздничных огней, а их дом и вовсе напоминает подземелье. На таких контрастах и построено все произведение.

Все готовятся к новогоднему празднику, наряжают елки, покупают подарки. Все шумят, суетятся, и людям нет никакого дела до бедного семейства Мерцаловых. У них не было денег, они находились в весьма затрудненном положении. И вот такой резкий переход от праздника к тьме позволяет читателю глубже ощутить отчаяние Мерцаловых.

В анализе "Чудесного доктора" следует выделить, что имеется контраст и среди действующих лиц. Глава семейства показан как человек слабый, отчаившийся настолько, что он видит только один выход - покончить с собой. А Пирогов показан как человек добрый, сильный, деятельный. И он, словно луч света, озаряет мрак в семье Мерцаловых. Контрастность позволила передать всю важность встречи тех людей с Пироговым, всю чудесность его появления.

Основная мысль рассказа

В анализе "Чудесного доктора" Куприна нужно выделить главную идею произведения. Писатель хотел показать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других.

Почему рассказ был так назван

В анализе произведения "Чудесный доктор" также стоит объяснить смысл названия рассказа. Николай Иванович Пирогов был удивительным человеком. Он обладал на самом деле чудесными способностями - доброта. Именно эти качества Куприн высоко ценил в людях. И для него их проявление было подобно чуду. Писатель хотел показать, что добрые дела нужно не только совершать по праздникам, а стараться их делать ежедневно. Тогда в жизни человека каждый день будет чудесным.