Пстгу оказался слишком некоммерческим с точки зрения государства. Православный свято-тихоновский гуманитарный университет

: ПСТГУПравославный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет был создан в 1992 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (до 2004 г. вуз носил название Православного Свято-Тихоновского богословского института). Вуз занимается подготовкой миссионеров, лекторов, научных работников, преподавателей богословских дисциплин и работников социальной сферы.

В структуру ПСТГУ входит 10 факультетов: богословский, исторический, миссионерский, педагогический, филологический, церковного пения, церковных художеств, факультет социальных наук, факультет информатики и прикладной математики, а также факультет дополнительного образования. Студенты всех факультетов получают базовое богословское образование.

По аккредитованным направлениям выпускники получают диплом государственного образца. К таким направлениям относятся: теология, религиоведение, филология, история, педагогика, а также специальности - методика начального образования, историко-архивоведение, искусствоведение, дирижирование, декоративно-прикладное искусство, социальная педагогика, живопись.

При поступлении приветствуется (но не обязательна) рекомендация от духовника или Архиерея, написанная на бланке храма с печатью.

На очном отделении обучение бесплатно, на очно-заочном и заочном - платно.
Самый большой конкурс, по данным за последние годы, на исторический факультет - около 4,7 человека на место. Также достаточно популярны у абитуриентов такие направления, как «Педагогическое образование», «Экономика», «Социология».

Поступить в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет можно на основе результатов конкурса баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам. Абитуриентам, не имеющим актуальных результатов данного экзамена, проводятся экзамены по русскому языку (изложение); по литературе, истории, математике, физике, географии, обществознанию - в форме письменного тестирования; по иностранному языку (письменное тестирование, устно). В виде творческого экзамена проходят экзамены по сольфеджио, теории музыки, фортепиано, дирижированию, просмотру работ, рисунку, копированию, живописи, всеобщей истории искусств.

По данным за 2012 г., общее число поступивших составило 564 человека (на очном отделении - 411 человек).

При ПСТГУ можно пройти курсы подготовки к вступительным экзаменам. Зачисление на подготовительные курсы проходит после собеседования и просмотра работ или музыкального прослушивания (для соответствующих направлений обучения). Предлагаются курсы разной продолжительности, начиная от двухгодичных и заканчивая краткосрочными (7 недель). Обучение платное. Предмет «Основы христианства» читается бесплатно.

Для студентов очного отделения ПСТГУ и для абитуриентов в возрасте до 25 лет и не состоящим в браке предоставляется общежитие. Иностранным гражданам на время вступительных испытаний общежитие не предоставляется. Отсрочка от армии действует для студентов, обучающихся на аккредитованных направлениях.

При факультете Церковного пения функционирует Хоровое училище - набор проходит, начиная с 9 класса.
В составе ПСТГУ несколько мастерских: шесть иконописных, одна - по реставрации икон, три мастерских церковного шитья, две мастерских мозаики и фрески.

В ПСТГУ поступают истинно верующие люди, желающие в дальнейшем принести пользу своей работой на благо церкви и общества.

Официальный сайт ПСТГУ.

В опубликованных 12 декабря на сайте Минобрнауки результатах оценки эффективности частных вузов Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - единственный в стране некоммерческий частный вуз, назван обладателем «признаков неэффективности». Ситуацию комментирует ректор ПСТГУ прот. Владимир ВОРОБЬЕВ.

— Для нас этот результат является весьма неожиданным, и мы считаем, что это следствие какой-то ошибки. Оценка проводилась на основании присланной министерством формы, которую мы сами и заполняли. Поэтому мы знаем, что мы по заявленным министерством критериям ПСТГУ проходит не только среди негосударственных вузов, но и среди государственных, что труднее.
По условиям министерского рейтинга недостаточно эффективным может быть признан вуз, который недобрал баллов по четырем критериям из пяти. Однако ПСТГУ удовлетворяет четырем критериям из объявленных министерством!
По баллам ЕГЭ для абитуриентов пороговое значение 60, а у нас почти 63. По средствам, затраченным на научные исследования, в Университете тоже все достаточно хорошо -- только в этом году мы привлекли 11 грантов на различные научные проекты (в том числе три президентских, гранты РГНФ, РФФИ), выполняли два государственных контракта на научную работу. Общая сумма затрат на науку в 2011 году у нас превысила 27 млн. руб. По иностранным студентам ПСТГУ также укладывается в показатели эффективности, хотя привлечение иностранцев это совершенно не наш профиль -- пороговое значение для частных вузов всего 0,7% иностранцев среди выпускников, а у нас около 1,5%. При этом общая доля студентов-иностранцев составляет уже порядка 6%, хотя в значительной мере это студенты из стран СНГ. По обеспечению учебными площадями на «приведенного студента» (это такой средний студент, когда студент дневного отделения считается за одного, вечернего - за 1/2, а заочник - за 1/10) цифра также в рамках критериев Минобразования.
Серьезные опасения у нас вызывал только один критерий - доходности вуза (доходы из всех источников на одного научно-педагогического работника). Дело в том, что мы -- церковный вуз, который ставит себе задачу благотворительного обучения студентов на дневном отделении. В течение 20 лет, в самое трудное время, когда были кризисы и дефолты, когда была бедность, граничащая с голодом, мы учили студентов бесплатно, и являемся единственным негосударственным вузом, который учит дневников бесплатно. Мы хотим учить талантливых ребят, у которых нет денег. Наш университет живет на пожертвования И в этом смысле мы не являемся коммерческим вузом. Поэтому подсчитывать нашу доходность и применять к нам этот критерий не совсем корректно.
Но гораздо более странно, что по оставшимся критериям мы, по нашей оценке, проходим --- в ряде случаев даже по более высоким требованиям к государственным вузам. И при этом мы почему-то попали в список «неэффективных».
Мы считаем, что это некое недоразумение, и надеемся, что оно разъяснится.

— Какие могут быть последствия этого попадания в список неэффективных и что вы планируете предпринять, чтобы разрешить ситуацию?
— Я думаю, главное последствие, это - моральный ущерб. Впрочем, возможно, нам будет труднее получать так называемые бюджетные места — то есть финансирование от государства на часть наших студентов. В прошлом году на конкурсе бюджетных мест мы получили средства на 191 место (запрашивали более 200). Этот конкурс мы успешно прошли, весной этого года мы тоже успешно прошли очередную госаккредитацию, для которой во многом собираются те же данные и показатели, что и в новом рейтинге. Так что опубликованная вчера информация нас весьма удивила, в этом нет последовательности.

Методология расчета этого нового рейтинга эффективности не совсем прозрачна. Министерство запрашивало более детальную информацию, чем обсуждаемые пять критериев (запрос от министерства включал в себя гораздо больше показателей). У нас были определенные трудности с заполнением этих форм -- дело в том, что ряд показателей можно считать по-разному. Но главная проблема в другом. Непонятно почему в конечном итоге выбраны именно эти пять критериев, в целом достаточно случайных и не универсальных, почему именно они стали определяющими.

С государственными вузами были случаи пересмотра оценки, создавалась межведомственная комиссия, которая рассматривала спорные решения. В результате по ряду вузов оценка не изменилась, по другим она была пересмотрена, в том числе потому, что была учтена их специфика (например, творческие вузы, такие как МАРХИ) или особое значение для своего региона.

В принципе рейтинговая оценка вузов — это правильная идея. В 90-х годах было создано множество учебных заведений, назрела необходимость оценить их работу. Весь мир это делает — есть Шанхайский рейтинг, рейтинг «Таймс» есть и менее известные рейтинги, среди них и несколько отечественных. Так что мы приветствуем сам факт, что министерство такую работу начало. Как и всегда в начале нового дела неизбежны ошибки и сбои. Необходимо, чтобы была понятная и прозрачная процедура разъяснения таких ситуаций.

СПРАВКА

Из 168 московских частных вузов на тестирование согласилось лишь 19

Участвовать в мониторинге можно было добровольно. По данным Минобразования, всего в России зарегистрировано 446 негосударственных вузов и 661 их филиал. Предоставить данные согласились 70 вузов и 97 филиалов. В Москве согласились участвовать 19 вузов, а отказались 149. Неэффективными исследование признало 41 вуз и 55 филиалов, в Москве - 11 вузов.

С предложением провести мониторинг в Минобрнауки обратилась в сентябре Ассоциация негосударственных вузов России. «Изначально 300 вузов согласились участвовать в мониторинге, но потом их количество сократилось. Они считают, что мониторинг не принесет никаких плодов, и не верят в поддержку государства», — прокомментировал результаты исследования председатель Ассоциации Владимир Зернов газете «Коммерсант».

Заместитель Министра образования и науки Александр Климов отмечает: «Готовность вузов представить данные и участвовать в мониторинге является одним из важнейших факторов доверия абитуриентов и их родителей к образовательному учреждению. После принятия Закона «Об образовании в Российской Федерации» участие в мониторинге станет обязательным для всех вузов»

Вузы оценивались по пяти основным критериям — учитывался средний балл ЕГЭ студентов, принятых на первый курс, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (измеренный в затраченных на них средствах), количество иностранных студентов, доходы вуза из всех источников (государственная поддержка и гранты, оплата обучения студентами, помощь спонсоров) в расчете на одного преподавателя. Также оценивалась общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента.

Результаты мониторинга приведены на сайте Минобрнауки, однако в них не раскрываются ни конкретные оценки вузов по каждому из критериев, ни сравнение вузов. В пресс-службе Минобрнауки отказались раскрыть детальную информацию, рекомендовав обращаться к каждому из вузов.

Недостаточную эффективность по одному или нескольким критериям исследование присвоило Академии Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), Гуманитарному институту телевидения и радиовещания им. Литовчина, Институту государственного управления, права и инновационных технологий, Институту непрерывного образования, Институту профессиональных инноваций, Институту управления, экономики, права и искусства, Московскому гуманитарному институту, Московскому институту национальных и региональных отношений, Московскому институту управления и сервиса, Первому московскому юридическому институту, Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

Эффективными программа признала Международный юридический институт, Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой, Московский университет имени С.Ю. Витте, Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Национальный Институт имени Екатерины Великой, Российская экономическая школа (институт), Российский новый университет.

Богословский институт (полное наименование: Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ)) – это духовное учебное заведение Русской Православной Церкви, главной задачей которого является подготовка священнослужителей. Наша цель: дать студентам и выпускникам богословского факультета ПСТГУ духовное образование, достаточное для рукоположения в священный сан и позволяющее реализовывать пастырское служение в общине в современном мире.

В чём отличие ПСТБИ от семинарий?

Особенностью духовного образования в Институте является отсутствие пансионного проживания, что позволяет студентам сохранять тесную связь со своим приходом, а также совмещение духовного образования со светским (студенты одновременно обучаются на богословском факультете ПСТГУ и получают дипломы государственного образца).

В рамках учебного процесса студенты Института получают необходимые знания по всем церковно-практическим дисциплинам, обязательным к изучению в духовных учебных заведениях Русской Церкви. В Институте действуют семинары, которые проводят известные пастыри – священники и епископы Русской Православной Церкви.

Зачем мне учиться в ПСТБИ, разве диплома бакалавра теологии недостаточно для рукоположения?

Сроки подачи документов: с 25 августа по 14 сентября.
Вступительные испытания:
На дополнительную образовательную программу «Подготовительный курс обучения»: собеседование, Закон Божий.
На программу высшего религиозного образования «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания»: собеседование, Основы православного богословия.

А если я студент заочного отделения, то обучение в ПСТБИ для меня невозможно?

Обучение заочников богословского факультета направления «Теология» возможно на вечернем отделении Института, что предполагает еженедельную учебную нагрузку. Условия поступления те же, что и у прочих студентов.

Какие документы нужны для поступления?

  • Прошение о приёме по утвержденной форме (заполняется в Приемной комиссии при подаче документов)
  • Рекомендация духовника на бланке канонического подразделения Русской Православной Церкви (с печатью), с указанием отсутствия канонических препятствий к рукоположению в священный сан;
  • Автобиография;
  • Ставленическая грамота (для священнослужителей, копия);
  • Медицинская справка 086у;
  • Документ, удостоверяющий личность (и гражданство, копия);
  • Документ об уровне образования (копия);
  • Свидетельство о крещении, либо справка, удостоверяющая факт крещения;
  • Свидетельство о венчании и свидетельство о браке (для состоящих в браке);
  • 4 одинаковых фотокарточек размером 3х4 см.

Как проходят вступительные испытания?

Испытания по Закону Божьему и Основам православного богословия проводятся в письменной и устной форме. Результаты этих вступительных испытаний оцениваются по стобалльной шкале.

Собеседование проводит экзаменационная комиссия в составе священнослужителей, преподавателей Института. Собеседование проводится с каждым поступающим отдельно. Результаты собеседования оцениваются приемной комиссией на предмет соответствия поступающего каноническим требованиям Русской Православной Церкви для возможного рукоположения в священный сан как удовлетворительные или неудовлетворительные.

УНИКАЛЬНОСТЬ ПСТГУ Обучаясь в ПСТГУ, у студентов появляется возможность одновременно развиваться в разных направлениях с учетом индивидуальных потребностей. С одной стороны, Университет предлагает на 9 факультетах 52 программы обучения в области гуманитарного образования по востребованным специальностям с выдачей дипломов государственного образца. С другой стороны, предлагаемые программы позволяют не просто получить актуальную специальность, но и расширить круг компетенций за счет изучения иностранных языков и получения нескольких профессий. СТАЖИРОВКИ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ ЕВРОПЫ ПСТГУ создает возможности для получения первого профессионального опыта в процессе прохождения стажировок и практик. Университет имеет партнерские связи с 12 ВУЗами в Европе и США, в которых студенты ПСТГУ могут проходить обучение и практику по программам обмена. Таким образом, каждый студент может выстроить индивидуальную траекторию развития, которая может включать в себя получение сразу несколько специальностей, хорошую языковую и богословскую подготовку. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования является важным критерием оценки деятельности ПСТГУ, которое достигается за счет научной деятельности университета, собственных методик, высокого уровня квалификации преподавателей и известных приглашенных специалистов. Преподаватели ПСТГУ являются экспертами высокого уровня в своих областях, часто выступают на российских и международных научных конференциях, а также с лекциями в других ВУЗах. В стенах университета также проходят обучение и стажировку студенты из стран Европы и США. ПСТГУ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Желающим посвятить себя научной деятельности университет предоставляет возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, публикации работ в изданиях ПСТГУ, работы в научных центрах, участия в конференциях. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В университете налажена активная и разнообразная студенческая жизнь, он является местом проведения многочисленных научных и культурных мероприятий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПСТГУ Хорошая материально-техническая база университета позволяет использовать в процессе обучения современные технологии. Также студенты могут пользоваться библиотеками, электронными ресурсами, столовыми и даже студией коворкинга для подготовки к занятиям и отдыха. Для иногородних студентов предоставляется общежитие. НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И ОБЩЕЖИТИЯ В 2018 г. университет предлагает абитуриентам 375 «бюджетных» мест, часть из которых финансируется из государственного бюджета , часть - из собственных средств, а также 392 места на платной основе. На время обучения в ПСТГУ юношам призывного возраста предоставляется отсрочка от армии. Учеба в ПСТГУ требует от студентов целеустремленности, работоспособности и желания учиться. Только в этом случае все те возможности, которые предоставляет университет, позволят получить хорошую базу и преимущества, необходимые при дальнейшем трудоустройстве. ПСТГУ ждет своих студентов!