Сергей Есенин — Исповедь самоубийцы: Стих. Американские приключения сергея есенина — откровения без прикрас

Осенью 1921 года Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и США.

В своих впечатлениях о США Есенин был противоречив, на публике он не скрывал своего восхищения штатами, а на бумаге обрушивал всю свою нелюбовь и неприязнь. Где правда, а где вымысел? Давайте разбираться.

Итак, в декабре 1920 года на новогоднем банкете в Доме печати Сергей Есенин, по свидетельству мемуариста, говорил Маяковскому: «Россия моя, ты понимаешь, моя, а ты… ты американец! Моя Россия!» На что Маяковский иронически отвечал: «Возьми, пожалуйста! Ешь ее с хлебом!»

Но в Америку Есенин собрался раньше Маяковского. Вместе с возлюбленной Айседорой Дункан.

Когда Айседора отправилась в Россию, она ожидала чего угодно, только не того, что ей предсказала гадалка: в новой стране она выйдет замуж. Ей было 44 года, она никогда не была замужем. В тот вечер, когда 26-летний Есенин впервые увидел Айседору Дункан, она танцевала под «Интернационал» в красном хитоне, символизирующем победу революции. Они познакомились и специфически пообщались: все, что она сказала ему по-русски, – «золотая голова», «ангел» и «тщорт».

В апреле 1922 года Есенин получает заграничный паспорт для поездки в Берлин сроком на три месяца.

Есенин сопровождал в гастрольном турне Айседору Дункан, к которой в Европе должны были присоединиться 20 учениц ее балетной школы. Однако коллегия Наркомпроса выезд девочек запретила.

Непосредственно перед поездкой Есенин и Дункан решили оформить отношения. По словам одного мемуариста, они сделали это, потому что помнили об инциденте в Нью-Йорке с Горьким и Марией Андреевой, брак которых не был зарегистрирован. Они расписались 2 мая в Хамовническом ЗАГСе, причем каждому была присвоена двойная фамилия: Есенин стал по паспорту называться «Есенин-Дункан», а его жена – «Дункан-Есенин».

Утром 10 мая молодожены вылетели с Центрального московского аэродрома имени Троцкого на Ходынском поле в Кенигсберг. Это был экстравагантный по тем временам поступок, под стать звездной паре. В салоне «Фоккера» F.II было всего пять мест, занятых, как правило, дипломатами и дипкурьерами. Из Кенигсберга супруги вечерним поездом в тот же день выехали в Берлин.

С каким настроем Есенин ехал в Европу и Америку – за новыми впечатлениями, за славой, бежал от советской реальности, искал новую почву под ногами? И с чем связано напутствие Троцкого, о котором позже выскажется сам Есенин. Напомним слова Троцкого:

«Сейчас для Есенина, поэта, от которого хоть он и левее нас, грешных, все-таки попахивает средневековьем, начались годы странствия. Воротится он не тем, что уехал. Но не будем загадывать: приедет, сам расскажет.»

А вот, что об этом чуть позже скажет Сергей Есенин:

«Я не читал статью Л. Д. Троцкого о современном искусстве, и обо мне, когда был за границей. Она попалась мне только теперь, когда я вернулся домой. Прочёл о себе и грустно улыбнулся. Мне нравится гений этого человека, но видите ли?.. Впрочем, он замечательно прав, говоря, что я вернусь не тем, чем был. Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано.»

Есенин понимал, что слова Троцкого звучат очень свысока, он как бы поучает Есенина, как поучал он и многих других людей постарше. У поэта действительно был тяжелый период. Он женился, разводился, все это у него занимало не слишком много времени, и для него это, наверно, был очередной шанс найти себя, теперь уже в Европе и в мире. В те годы это было, в общем-то, большой редкостью.


Париж в 1920-ые

«Вонючая Европа»

«Здесь действительно медленный грустный закат, о котором говорит Шпенглер. Пусть мы азиаты, пусть дурно пахнем, чешем, не стесняясь, у всех на виду седалищные щеки, но мы не воняем так трупно, как воняют внутри они. Никакой революции здесь быть не может. Все зашло в тупик. Спасет и перестроит их только нашествие таких варваров, как мы. Нужен поход на Европу…»

У него было несколько публичных выступлений в Берлине и Париже. Каждый раз он читал «Исповедь хулигана».

В первые дни пребывания в Германии Есенин вместе с Дункан посетил берлинский «Дом Искусств». По воспоминаниям очевидцев при их появлении кто-то крикнул – «Интернационал!». «А в ответ свистки. Благонамеренность была оскорблена… Есенин вскочил на стол и стал читать о скитальческой озорной душе. Свистки смолкли. Стихотворения покрывались овацией. И овацией кончился вечер». «В берлине я наделал, конечно, много скандала и переполоха… Все думают, что я приехал на деньги большевиков, как чекист или как агитатор. Мне все это весело и забавно», — рассказывал поэт.

В Берлине Есенин и Дункан вторично зарегистрировали свой брак – на всякий случай.

Айседора показала мужа врачу, и тот рекомендовал ему воздержаться от употребления алкоголя хотя бы на два-три месяца. Есенин соблюдал обет трезвости до Америки, но когда приехали в Америку, оказалось, что там сухой закон. Кроме Германии, Айседора возила мужа в Бельгию, Италию и Францию, но везде ему было бесприютно. Наконец, в конце сентября супруги сели в Гавре на пароход «Париж» и отбыли в Новый Свет.

В Нью-Йорском порту иммиграционные власти не позволили им сойти на берег. Есенин и Дункан провели ночь в своей каюте, чтобы наутро предстать перед особой комиссией – именно во время этого допроса у Есенина возникла ассоциация с гоголевским Миргородом.


Нью-Йорк порт в 1920-ые

КАК ЭТО БЫЛО ИЗ МЕМУАРОВ ПОЭТА:

«На шестой день, около полудня, показалась земля. Через час глазам моим предстал Нью-Йорк. Мать честная! До чего бездарны поэмы Маяковского об Америке! Разве можно выразить эту железную и гранитную мощь словами?! Это поэма без слов. Рассказать ее будет ничтожно…

…Здания, заслонившие горизонт, почти упираются в небо. Над всем этим проходят громаднейшие железобетонные арки. Небо в свинце от дымящихся фабричных труб. Дым навевает что-то таинственное, кажется, что за этими зданиями происходит что-то такое великое и громадное,что дух захватывает. Хочется скорее на берег, но… но прежде должны осмотреть паспорта…

В сутолоке сходящих подходим к какому-то важному субъекту, который осматривает документы. Он долго вертит документы в руках, долго обмеривает нас косыми взглядами и спокойно по-английски говорит, что мы должны идти в свою кабину, что в Штаты он нас впустить не может и что завтра он нас отправит на Элис-Аленд.

Элис-Аленд - небольшой остров, где находятся карантин и всякие следственные комиссии. Оказывается, что Вашингтон получил сведения о нас, что мы едем как большевистские агитаторы. Завтра на Элис-Аленд… Могут отослать обратно, но могут и посадить…

В кабину к нам неожиданно являются репортеры, которые уже знали о нашем приезде. Мы выходим на палубу. Сотни кинематографистов и журналистов бегают по палубе, щелкают аппаратами, чертят карандашами и всё спрашивают, спрашивают и спрашивают. Это было приблизительно около 4 часов дня, а в 5 1/2 нам принесли около 20 газет с нашими портретами и огромными статьями о нас. Говорилось в них немного об Айседоре Дункан, о том, что я поэт, но больше всего о моих ботинках и о том, что у меня прекрасное сложение для лёгкой атлетики и что я наверняка был бы лучшим спортсменом в Америке. Ночью мы грустно ходили со спутником по палубе. Нью-Йорк в темноте ещё величественнее.

Утром нас отправили на Элис-Аленд. Садясь на маленький пароход в сопровождении полицейских и журналистов, мы взглянули на статую свободы и прыснули со смеху. «Бедная, старая девушка! Ты поставлена здесь ради курьёза!» - сказал я. Журналисты стали спрашивать нас, чему мы так громко смеемся. Спутник мой перевёл им, и они засмеялись тоже.

На Элис-Аленде нас по бесчисленным комнатам провели в комнату политических экзаменов. Когда мы сели на скамьи, из боковой двери вышел тучный, с круглой головой, господин, волосы которого немного были вздернуты со лба челкой кверху и почему-то напомнили мне рисунки Пичугина в сытинском издании Гоголя.

Смотри, - сказал я спутнику, - это Миргород! Сейчас прибежит свинья, схватит бумагу, и мы спасены!

- Мистер Есенин, - сказал господин. Я встал. - Подойдите к столу! - вдруг твёрдо сказал он по-русски. Я ошалел. - Подымите правую руку и отвечайте на вопросы.

Я стал отвечать, но первый вопрос сбил меня с толку:

- В Бога верите?

Что мне было сказать? Я поглядел на спутника, тот мне кивнул головой, и я сказал:

- Какую признаёте власть?

Ещё не легче. Сбивчиво я стал говорить, что я поэт и что в политике ничего не смыслю. Помирились мы с ним, помню, на народной власти. Потом он, не глядя на меня, сказал:

Повторяйте за мной: «Именем господа нашего Иисуса Христа обещаюсь говорить чистую правду и не делать никому зла. Обещаюсь ни в каких политических делах не принимать участия».

Я повторял за ним каждое слово, потом расписался, и нас выпустили. После мы узнали, что друзья Дункан дали телеграмму Гардингу. (29 -ый Президент США с 1921 по 1923 год) Он дал распоряжение по лёгком опросе впустить меня в Штаты. Взяли с меня подписку не петь «Интернационала», как это сделал я в Берлине.


Нью-Йорк 1920-ые

НЬЮ-ЙОРК

Сломя голову я сбежал с пароходной лестницы на берег. Вышли с пристани на стрит, и сразу на меня пахнуло запахом, каким-то знакомым запахом. Я стал вспоминать: «Ах, да это… это тот самый… тот самый запах, который бывает в лавочках со скобяной торговлей». Около пристани на рогожах сидели или лежали негры. Нас встретила заинтригованная газетами толпа.

Когда мы сели в автомобиль, я сказал журналистам: «Mi laik Amerika…». Через десять минут мы были в отеле.

БРОДВЕЙ

На наших улицах слишком темно, чтобы понять, что такое электрический свет Бродвея. Мы привыкли жить под светом луны, жечь свечи перед иконами, но отнюдь не пред человеком.

Америка внутри себя не верит в Бога. Там некогда заниматься этой чепухой. Там свет для человека, и потому я начну не с самого Бродвея, а с человека на Бродвее.

Обиженным на жестокость русской революции культурникам не мешало бы взглянуть на историю страны, которая так высоко взметнула знамя индустриальной культуры.

БЫТ И ГЛУБЬ ШТАТОВ

Тот, кто знает Америку по Нью-Йорку и Чикаго, тот знает только праздничную или, так сказать, выставочную Америку.

Нью-Йорк и Чикаго есть не что иное, как достижения в производственном искусстве. Чем дальше вглубь, к Калифорнии, впечатление громоздкости исчезает: перед глазами бегут равнины с жиденькими лесами и (увы, страшно похоже на Россию!) маленькие деревянные селения негров. Города становятся похожими на европейские, с той лишь разницей, что если в Европе чисто, то в Америке все взрыто и навалено как попало, как бывает при постройках. Страна всё строит и строит.

Черные люди занимаются земледелием и отхожим промыслом. Язык у них американский. Быт - под американцев. Выходцы из Африки, они сохранили в себе лишь некоторые инстинктивные выражения своего народа в песнях и танцах. В этом они оказали огромнейшее влияние на мюзик-холльный мир Америки. Американский фокстрот есть не что иное, как разжиженный национальный танец негров. В остальном негры - народ довольно примитивный, с весьма необузданными нравами. Сами американцы - народ тоже весьма примитивный со стороны внутренней культуры.

Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает.

Искусство Америки на самой низшей ступени развития. Там до сих пор остается неразрешённым вопрос: нравственно или безнравственно поставить памятник Эдгару По. Всё это свидетельствует о том, что американцы - народ весьма молодой и не вполне сложившийся. Та громадная культура машин, которая создала славу Америке, есть только результат работы индустриальных творцов и ничуть не похожа на органическое выявление гения народа.

Народ Америки - только честный исполнитель заданных ему чертежей и их последователь. Если говорить о культуре электричества, то всякое зрение упрётся в этой области в фигуру Эдисона. Он есть сердце этой страны. Если бы не было этого гениального человека в эти годы, то культура радио и электричества могла бы появиться гораздо позже, и Америка не была бы столь величественной, как сейчас.

Со стороны внешнего впечатления в Америке есть замечательные курьёзы. Так, например, американский полисмен одет под русского городового, только с другими кантами.

Этот курьёз объясняется, вероятно, тем, что мануфактурная промышленность сосредоточилась главным образом в руках эмигрантов из России.

Наши сородичи, видно, из тоски по родине, нарядили полисмена в знакомый им вид формы.

Для русского уха и глаза вообще Америка, а главным образом Нью-Йорк, - немного с кровью Одессы и западных областей. Нью-Йорк на 30 процентов еврейский город. Евреев главным образом загнала туда нужда скитальчества из-за погромов. В Нью-Йорке они осели довольно прочно и имеют свою жаргонную культуру, которая ширится всё больше и больше. У них есть свои поэты, свои прозаики и свои театры. От лица их литературы мы имеем несколько имён мировой величины. В поэзии сейчас на мировой рынок выдвигается с весьма крупным талантом Мани-Лейб.

Мани-Лейб - уроженец Черниговской губ. Россию он оставил лет 20 назад. Сейчас ему 38. Он тяжко пробивал себе дорогу в жизни сапожным ремеслом и лишь в последние годы получил возможность существовать на оплату за своё искусство.

Переводами на жаргон он ознакомил американских евреев с русской поэзией от Пушкина до наших дней и тщательно выдвигает молодых жаргонистов с довольно красивыми талантами от периода Гофштейна до Маркиша. Здесь есть стержни и есть культура.

В специфически американской среде - отсутствие всякого присутствия.

Свет иногда бывает страшен. Море огня с Бродвея освещает в Нью-Йорке толпы продажных и беспринципных журналистов. У нас таких и на порог не пускают, несмотря на то что мы живём чуть ли не при керосиновых лампах, а зачастую и совсем без огня.

Сила железобетона, громада зданий стеснили мозг американца и сузили его зрение. Нравы американцев напоминают незабвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.

Как у последних не было города лучше Полтавы, так и у первых нет лучше и культурней страны, чем Америка.

Слушайте, - говорил мне один американец, - я знаю Европу. Не спорьте со мною. Я изъездил Италию и Грецию. Я видел Парфенон. Но всё это для меня не ново. Знаете ли вы, что в штате Теннесси у нас есть Парфенон гораздо новей и лучше?

От таких слов и смеяться и плакать хочется. Эти слова замечательно характеризуют Америку во всём, что составляет её культуру внутреннюю. Европа курит и бросает, Америка подбирает окурки, но из этих окурков растёт что-то грандиозное.

Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера.

От еврея и до китайца,
Проходимец и джентльмен,
Все в единой графе считаются
Одинаково – бизнесмен.

На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льёт.
Вот где вам мировые цепи,
Вот где вам мировое жульё.

Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она — мировая биржа,
Вот они – подлецы всех стран.

Описание Есенина от Е. Заманской.

Есенин

(Лирик, ИЭИ, интуитивно-этический интроверт)

Есенин часто производит впечатление человека, с одной стороны витающего в облаках, отрешенного от внешнего мира, а с другой " невероятно контактного, отзывчивого, переживающего сердечно и глубоко. Тайна есенинской загадочности привлекает многих, но открываются Есенины избранным, небольшому кругу близких людей, которым будут близки или важны изменчивые движения их души.

Есенина можно назвать идеалистом, собирателем и оберегателем духовных идеалов разных эпох. И это идеалы, наполненные переживанием, глубоко личным откликом на происходящие и происходившие когда-то события.

Мелочи повседневной жизни в восприятии Есенина отступают на задний план, а главными, основополагающими, становятся внутренние, скрытые течения собственной душевной жизни. Откликаясь чувствами на происходящее вокруг, с юных лет переживая глубочайшим образом происходящее внутри, Есенины видят чувства и душевные переживания других людей, могут их распознать по малейшим проявлениям и предугадать.

Обычно Есенины легки и приятны в общении, они следуют нравам, принятым в обществе, не стремятся выделяться, быть на виду, но для себя всегда оставляют право на приватную внутреннюю жизнь, право на оценки людей по своим внутренним ценностям, внутренним же законам морали и нравственности, которые Есенин создает сам, в течение своей жизни, опираясь на чувства и наблюдения.

Время, события и люди в них " вот области притяжения интересов Есенина. Жизненные драмы, трагедии, комедии, фарсы, происходящие ежедневно и происходившие всегда, с самых первых шагов человечества, события, связывающие людей и разлучающие их, превратности судеб, смены эпох, умонастроений, властей " в этом перемешанном потоке истории и реальной жизни Есенин великолепно ориентируется. Тени прошлого не мешают, а скорее помогают видеть настоящее и будущее, создают фон сокровенного смысла существования.

Легко отрываясь от реальности, Есенин любит погружаться в иррациональный мир мечты. Великолепные сюжеты для таких путешествий дарит ему искусство, литература в первую очередь. Следуя в своем воображении за литературными героями, Есенин сопереживает, обогащает свой жизненный опыт, украшает грубую реальность изящными красивыми сюжетами.

Кино, литература, живопись или психология " это для Есенина прекрасный повод расширить и углубить диапазон своих чувственных переживаний. События культуры, произведения искусства воспринимаются им глубоко лично, информация принимается, прежде всего, сердцем и воображением.

И, конечно, имеет большое значение, в какой среде развивается личность представителей этого типа, достаточно ли ценится в этой среде духовность, есть ли возможность оторваться от сугубо бытовой стороны жизни.

Есенину дана способность предчувствовать и предугадывать. Он находится в незримом контакте с настроениями общества, отделяя их от своего собственного. Назревание событий, ведущих к переменам, динамику таких событий Есенин может чувствовать очень точно. Особенно тонко он воспринимает приближение кризисных ситуаций. И обычно предупреждает своих близких об этом. Сообщает, что близка опасность и пора действовать. А сам умеет избегать и обходить неприятности, не анализируя события, а чувствуя их. Или выжидать, ожидать подходящего момента, чтобы потом действовать быстро.

Есенины чаще всего мягки, задумчивы, осторожны в своих высказываниях, предпочитают подстраиваться под других, не создавая конфликтов, исповедуя принцип «живи сам и дай жить другому». Но при этом Есенин остается при своем мнении или в своем потоке чувств и размышлений. И одновременно - открытым и восприимчивым к новой информации, меняя свои представления, если это необходимо по ситуации. Готовность к переменам, способность легко изменить планы для решения насущных задач и изменить будущее под себя, включить окружающих в свой внутренний ритм " это сильные стороны Есенина.

Большинство людей этого тима дополняют обыденную жизнь самосозерцанием и стремлением к самопознанию, к самосовершенствованию. Понимание себя, ответ на вопрос «кто я?» - очень важные составляющие жизни Есенина. Причем, вопрос этот возникает вновь и вновь на протяжении всей жизни, и сам вопрос, а так же те чувства, тот душевный отклик, которые этот вопрос вызывает, важнее точного, ясного и окончательно разумного ответа. Важнее быть в контакте с внутренними изменениями, чувствовать их. А почувствовав, мысленно направляться в будущее, в «прекрасное далёко», поскольку в будущее Есенин смотрит с оптимизмом, настроен на то, чтобы оно было светлым. И окружающим помогает поверить именно в светлое будущее, что особенно актуально в смутные времена, когда нет ясного ответа, как поступать здесь и сейчас.

К поступкам, необходимым в определенной ситуации, Есенин окружающих побуждает эмоциональным воздействием на них. Он умеет влиять на настроение людей, но не словами, не уговорами, а эмоциональным всплеском.

Есенин проявляет эмоции именно в тот момент, когда они их можно и нужно проявить. И это часто не столько реакция, ответ на происходящее, а именно активное воздействие. Когда плакать, а когда смеяться " в сознательном управлении Есенина. Чувства будут совершенно искренними, но подходящего момента (а это может быть и наивысший накал чувств, а может быть ситуация, в которой уже существующие чувства становятся активны) Есенин подождет.

Пребывая в контакте с чувствами близкого человека, вплоть до проникновения в самые сокровенные части его внутреннего мира, или чувствуя эмоциональный настрой группы, Есенин способен творить настроения людей " и близких, и далеких. Без стеснения показывая окружающим свои чувства, он может заразить своим настроением других, способствуя их эмоциональному раскрепощению.

Отдельно хотелось бы сказать об очень важном качестве Есенина " способности принимать эмоциональную жизнь близкого человека такой, какая она есть. И только плавно, ненавязчиво и постепенно стараться ее гармонизировать, сделать социально более приемлемой. Сам, будучи человеком интенсивных эмоций и широкого эмоционального диапазона, Есенин сопереживает чувствам другого и оказывает душевную и эмоциональную поддержку, понимает и принимает партнера. И даже может оправдывать какие-то негативные порывы, опираясь на свою внутреннюю систему ценностей, свое понимание морали и свое видение динамики будущих перемен к лучшему в человеке.

В благоприятной среде, в дружественной компании Есенин искрится эмоциями, много шутит, вызывая дружный смех окружающих. Он ценит юмор и способен видеть смешное в житейских ситуациях, в обыденной жизни подмечает множество забавных моментов и любит делиться ими с друзьями, поднимая им настроение.

Настроение людей Есенин видит прекрасно. И отличает социальную маску от истинного, настоящего состояния души. В общении обращается именно к настоящему состоянию. Может подбодрить, вселить оптимизм, настроить на боевой лад. Несмотря на то, что сам он " натура мечтательная и лирическая, веселиться на всю катушку тоже ему свойственно.

А вот истинные чувства самого Есенина для многих остаются тайной, поскольку он великолепно умеет создавать образ, подходящий к ситуации и позволяющий скрыть свое настроение. Так происходит во многом потому, что Есенин живет напряженной эмоциональной жизнью, большая часть которой протекает внутри, и хочет оберечь свой загадочный внутренний мир от посягательств извне.

Этот мир так тонок, хрупок, изящен и раним, что Есенин даже будучи в центре внимания, может выборочно держать дистанцию с не очень приятными себе людьми, не способными принять возвышенные и тонкие чувства. И эту невидимую границу порой практически невозможно преодолеть, если сам он не хочет подпускать человека ближе. Тем более что прогнозировать поведение людей для Есенина нетрудно.

Ярко выраженное тяготение Есенина к прекрасному проявляется не только в его взаимоотношениях с людьми, интересе к искусству, литературе, поэзии, но и в стремлении выглядеть достойно. Внешний облик и в частности одежда имеет для него большое значение. Одежда тоже составляющая часть образа, отражение внутреннего мира и хорошего вкуса. Одеваться Есенин старается элегантно, и хотя в качестве вещей ему разбираться довольно сложно, стиль обычно выбирается безошибочно. Даже следуя моде или нормам, принятым в обществе, Есенин обязательно вносит частицу своей индивидуальности.

А недостаток умения создавать комфорт и уют жилища он с лихвой искупает другим - умением поддерживать эмоциональный комфорт, вниманием к человеку, тактом и мудрым пониманием особенностей другого.

Не менее сложна для Есенина деловая активность. Практичность " не его сильное качество, дела частенько зависят от настроения. И Есенин очень обрадуется, если рядом окажется человек целеустремленный, с деловой хваткой и твердо стоящий на материальной почве. Человек, который возьмет и сделает вместо того, чтобы объяснять как. Помогают не рекомендации, а конкретная помощь. И надо сказать, что Есенин привлекает людей сильных, влиятельных, решительных. Он привносит в их жизнь оптимизм, способность создавать веселую атмосферу, наполнять жизнь духом и чувством, сглаживать конфликты и предвидеть неприятности. Рядом с таким человеком Есенин способен проявить по максимуму свой дар предвидения.

Столь же комфортно Есенин будет себя чувствовать, если произвольное течение его жизни будет направлять волевой и активный партнер, которому многое нужно и многого хочется. Проникаясь активным и напористым подходом к жизни, легитимностью прав на собственные желания, Есенин почувствует себя гораздо более уверенным и устойчивым. Лучше будет понимать свои потребности и найдет свой путь для их реализации.

Он будет делать все необходимое для такого важного и ценного человека, постарается, чтобы его судьба сложилась как можно более удачно, чтобы жизнь не была пресной, однообразной, а была наполнена и духовно, и эмоционально. Способность пробуждать в людях духовное начало, обращаться к лучшему в них, располагать к себе, вызывать симпатию, побуждать к сильным и красивым поступкам " это то, чем щедро одарены представителям типа Есенин от природы.

В детстве Есенины бывают очень разными. От застенчивых, скромных и послушных до своевольных, капризных и дерзких. Многое зависит от домашней обстановки и стиля воспитания родителей. Но вот со всем спектром эмоций родителям точно придется познакомиться, пока ребенок осваивает собственные чувства и испытывает чувства окружающих на прочность. Объединяет детей типа Есенин и огромный интерес ко всему новому, большое любопытство к жизни. Таким детям помогают любящие родители, которые авторитетны в глазах ребенка. А маленький Есенин своим обаянием способен растопить сердце самого строгого родителя.

В школе Есенины обычно учатся хорошо, хотя редко кто из них имеет очень высокие амбиции в отношении знаний. Многие учатся прилежно, чтобы не огорчать родителей. Предпочитают гуманитарные предметы. Рано начинают увлекаться литературой: поэзией, приключенческими романами и книгами о любви.

У них много друзей, общение со сверстниками доставляет большое удовольствие. Веселятся со всеми, участвуют в разнообразных проказах, но выходят сухими из воды, не получая наказаний и упреков от учителей. Часто бывают любимчиками учителей, но отношения с одноклассниками из-за этого не портятся.

А сами, став родителями, ведут себя с детьми мягко, с пониманием относятся к желаниям детей, умеют создавать теплые и близкие отношения. Но следят за тем, чтобы свобода не перерастала во вседозволенность. За внешней мягкостью таких родителей скрывается внутреннее упрямство, благодаря которому они миролюбиво, но твердо проводят свою воспитательную политику.

Придавая большое значение культурным ценностям, родители типа Есенин стремятся пробуждать в своих детях тягу к прекрасному. Они сами любят литературу, живопись, музыку, историю и создают дома соответствующую атмосферу, при которой невозможно пройти мимо духовных составляющих жизни, не прикоснуться к тонким эстетическим переживаниям. Поощряют интересы и увлечения детей, гордятся их успехами. Многие Есенины очень любят природу и детям прививают такую же любовь.

Есенин довольно часто бывает душой небольшой компании. Многие сохраняют детскую еще дружбу, пронося ее через всю жизнь. А, собираясь с друзьями в компании, Есенин просто-таки искрит обаянием, рассказывает веселые истории, непринужденно шутит, обращая внимание на смешные стороны событий. Ему самому нравится общаться, интересны люди, их рассказы, новости. Он заинтересованно и внимательно слушает, относится к тем людям, которые могут и настроение поднять, и внимательно выслушать все, что на душе.

Привлекают Есенина люди неординарные, необычные, яркие, способные на красивые поступки. И хотя он ждет, когда другой проявит инициативу, все условия для ее проявления создает сам, иногда находчиво используя небольшие хитрости.

Есенин " особенный тим, несущий в себе все содержание нашего национального менталитета. Ценность чувств и культуры, связь с историей и традицией, загадочная душа, которую невозможно понять западным прагматичным разумом " все это близко и знакомо каждому человеку, живущему в России.

Есенин как будто находится в стороне от проторенных дорог к успеху, от торжества технологий, рационализма западной культуры, но не остается в прошлом, а идет своей особенной дорогой, опираясь на интуитивное чувствование, не боясь неизвестности и перемен. Есенин знает, что на его улице будет праздник, верит в доброе будущее, каким бы трагическим ни было прошлое. Более чем любой другой тим социона, Есенин ощущает мощность наших корней, глубину и богатство нашей культуры, чувствует свою неразрывную связь с традициями национальной русской духовности.

В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Именно здесь, среди которых прошло детство поэта, память о котором останется с ним навсегда. Он вырос среди раздолья русской природы, и она научила его любить. В ранних его стихах можно заметить стремление поэта раствориться в природе:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных!

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы, ведь его юные годы прошли среди "утренней и вечерней зари":

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

То, что дал Бог Есенину, выше нашего понимания.

Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами, которые находят свое яркое художественное отражение в его стихах:

есенин лирический творчество

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Внимаю, словно за обедней,

Сложное время и изменения, обрушившиеся на Россию, заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой.

С.Есенину было суждено прожить всего 30 лет- короткий промежуток времени, вместивший все противоречия жизни поэта и всего русского народа, выпавшие на их долю испытания. Все творчество Есенина есть его поэтическая исповедь и покаяние.

На литературную судьбу поэта приходится чуть более 10 лет. Он жил и творил в сложное время, когда за правду убивали, а ложь поощряли. Нужно подчеркнуть со всей уверенностью, что проделать такой труд в столь сложное время мог, только человек, сильный волей и духом. Его стихи пропитаны Любовью, озаряющей самые темные уголки сердца.

Любовь и красота в стихах вызывала тогда, вызывает и теперь у читателя высокие чувства. Я же нахожу в них то, что уже давно потерял. Но как и Есенин, так и многие верят, и я в том числе, что снова придем к этому яркому, светлому и свободному чувству.

Непросто говорить, тем более писать, о том человеке, о котором уже написано 10 и 100 книг. Но не смотря на это, изучать и писать о жизни Есенина очень увлекательно. Есенин- явление выдающееся не только в отечественной художественной, но и в мировой литературе.

Во времена большевизма Есенина обвиняли в легкомыслии, эгоизме. Но он преподавал читателям урок истинного патриотизма, которого никогда не имели большевики. Урок этот- один из самых сильных и действенных.

Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками себя, как человека, окончательно сформироваться, которому, несмотря на все трудности, помогла вера. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле "Москва кабацкая". Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Выходом его боли стало стихотворение "Исповедь хулигана". Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой.

В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сам себя Есенин называл "поэтом золотой бревенчатой избы". Он ощущает себя "последним поэтом деревни":

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Отмечая это, нельзя не сказать о другом, о том, как глубоко и справедливо оценивает Есенин хваленый заокеанский капиталистический "рай". Он убедился, до чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может. Ничто не вдохновило его вдали от родной земли, о заграничных впечатлениях стихов он не создал. Вот что писал поэт в письме из США: "Что сказать мне вам про это царство мещанства, которое граничит с идиотизмом?... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа…". В очерке "Железный Миргород" об Америке читаем: "Господство доллара съело у них все стремления к каким-нибудь сложным вопросам…". Но именно за границей возник замысел поэмы "Черный человек". Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать характер преобразований, происходящих на родине.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил...

В стихотворении "Русь советская" Есенин передает свои переживания при возвращении на Родину. Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

В его поэзии часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, растраченных силах. Во всем этом видны личные переживания Есенина, отражение сложного времени, в которое он жил.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Лирическая исповедь Есенина

ГЛАВА 2. Дунаев о литературной и духовной жизни С.Есенина.

ГЛАВА 3. ЛИТЕРАТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ГЛАЗАМИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вступление

В мире все идет своим чередом. Одно поколение сменяет другое. Со временем одни люди забываются, другие, наоборот, продолжают привлекать к себе внимание. Русская литература берет свое начало в 10 веке, с начала крещения Руси. Затем- век спустя- рождение древнерусской литературы ее первым произведением «Слово о Законе и Благодати»(11 век) Митрополита Иллариона. Именно в этот период происходит становление и развитие древнерусской культуры славян. Зарождение традиций русской культуры, письменности и литературы, развитие русской государственности и летописания. Своим рождением русская литератра обязана православной вере, ей она обязана, еще и тем, что теперь мы имеем возможность познавать свою историю, изучать участников этой истории и их труды. Свой выбор я оставил на 19 - 20 веков- времени жизни замечательного поэта и певца Сергея Александровича Есенина.

С. Есенин был из тех людей которые своими поэтическим словом проникают в сердца миллионов людей. Поэтому мы и храним о них память. С. Есенин проделал огромный труд и оставил нам свое наследие, которое мы и по сей день бережно храним.

В своей работе я постараюсь раскрыть причину интереса читателей к жизни и творчеству поэта. С.Есенин оставил множество вопросов после своей смерти, один из которых: кем же стал поэт? Раскаявшимся разбойником или блуждающим во тьме.

Его жизнь, что бы там ни говорили в его осуждение, есть поиск Бога. Стихи Есенина- искренняя исповедь романтической души и сложной жизни поэта.

Глава 1. Лирическая исповедь Есенина

В ранних стихах Есенина возникают образы русских крестьян. Именно здесь, среди которых прошло детство поэта, память о котором останется с ним навсегда. Он вырос среди раздолья русской природы, и она научила его любить. В ранних его стихах можно заметить стремление поэта раствориться в природе:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных!

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы, ведь его юные годы прошли среди «утренней и вечерней зари»:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

То, что дал Бог Есенину, выше нашего понимания.

Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами, которые находят свое яркое художественное отражение в его стихах:

есенин лирический творчество

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

Внимаю, словно за обедней,

Сложное время и изменения, обрушившиеся на Россию, заставляет поэта задуматься над будущим русской деревни, над судьбой крестьянской Руси. В этом видится неразрывная связь Есенина с истоками древней Руси, с ее крестьянской душой.

С.Есенину было суждено прожить всего 30 лет- короткий промежуток времени, вместивший все противоречия жизни поэта и всего русского народа, выпавшие на их долю испытания. Все творчество Есенина есть его поэтическая исповедь и покаяние.

На литературную судьбу поэта приходится чуть более 10 лет. Он жил и творил в сложное время, когда за правду убивали, а ложь поощряли. Нужно подчеркнуть со всей уверенностью, что проделать такой труд в столь сложное время мог, только человек, сильный волей и духом. Его стихи пропитаны Любовью, озаряющей самые темные уголки сердца.

Любовь и красота в стихах вызывала тогда, вызывает и теперь у читателя высокие чувства. Я же нахожу в них то, что уже давно потерял. Но как и Есенин, так и многие верят, и я в том числе, что снова придем к этому яркому, светлому и свободному чувству.

Непросто говорить, тем более писать, о том человеке, о котором уже написано 10 и 100 книг. Но не смотря на это, изучать и писать о жизни Есенина очень увлекательно. Есенин- явление выдающееся не только в отечественной художественной, но и в мировой литературе.

Во времена большевизма Есенина обвиняли в легкомыслии, эгоизме. Но он преподавал читателям урок истинного патриотизма, которого никогда не имели большевики. Урок этот- один из самых сильных и действенных.

Дореволюционное творчество Есенина отмечено поисками себя, как человека, окончательно сформироваться, которому, несмотря на все трудности, помогла вера. Став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, Есенин глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цикле "Москва кабацкая". Поэт, переживая вместе с народом, не может определить своего места в жизни, страдает от сознания душевной раздвоенности. Выходом его боли стало стихотворение "Исповедь хулигана". Здесь Есенин раскрылся как человек большой души, сердечный, отзывчивый, сосредоточенный, задумывающийся над своей судьбой.

В стихах и поэмах Есенина этого периода звучит постоянная и убежденная вера в Россию, в великое будущее ее народа. Но звучит в них и тревожная скорбь о близкой сердцу старой деревне:

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под оклик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Сам себя Есенин называл "поэтом золотой бревенчатой избы". Он ощущает себя "последним поэтом деревни":

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Отмечая это, нельзя не сказать о другом, о том, как глубоко и справедливо оценивает Есенин хваленый заокеанский капиталистический «рай». Он убедился, до чего прекрасна и богата Россия. Кажется, нет еще такой страны и быть не может. Ничто не вдохновило его вдали от родной земли, о заграничных впечатлениях стихов он не создал. Вот что писал поэт в письме из США: «Что сказать мне вам про это царство мещанства, которое граничит с идиотизмом?... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод… зато у нас есть душа…». В очерке «Железный Миргород» об Америке читаем: «Господство доллара съело у них все стремления к каким-нибудь сложным вопросам…». Но именно за границей возник замысел поэмы "Черный человек". Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать характер преобразований, происходящих на родине.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил...

В стихотворении "Русь советская" Есенин передает свои переживания при возвращении на Родину. Есенин принимает новую жизнь, он провозглашает верность родной стране:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

В его поэзии часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, растраченных силах. Во всем этом видны личные переживания Есенина, отражение сложного времени, в которое он жил.

Глава 2. Дунаев о литературной и духовной жизни С. Есенина

Жизнь Есенина по словам Дунаева- это грусть и одиночество. Постоянный поиск Есенина ответов на вопросы: «что делать и как быть?». «Есенину это давалось с трудом:

Я в сплошном дыму.

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несёт нас рок событий.

Одно время ему, правда, казалось, что он нечто понимает, -а понимал он то, что "понимают" все несильные умом и безнадежные в своём смятении люди: жизнь бессмысленна:

И, заболев

Писательскою скукой,

Пошёл скитаться я

Средь разных стран,

Не веря встречам,

Не томясь разлукой,

Считая мир весь за обман…

В том он, кажется, навсегда утвердился. Незадолго до смерти признал:

Оттого так и сильна она.

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена

Это то самое греховное состояние, которое называется унынием и об опасности которого так настойчиво и много предупреждали все Святые Отцы. Трудно так жить, а когда вокруг всё устремлено к хаосу - тем труднее. Есенин являл собою отчасти вариант классического типа ""лишнего человека", не знающего своего жизненного предназначения. Конечно, легко остановиться па том. что жизнь - обман и бессмыслица. Одоление такого состояния требует внутренних усилий.

Есенин пытался вырваться, осмыслить революцию- осмыслить религиозно. Но он скоро -поре пик: религиозность Есенина превращалась в литературщину, нагромождение и смешение образов библейских, церковных и бытовых. Все превращалось в игру, ибо давно он пришёл к выводу, для себя печальному: никто не знает смысла жизни, и христианство тоже Писал Панфилову ещё в 1913 году: «Жизнь.. Я не могу понять ее назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть» никому не известно". В таком убеждении, несомненно, Есенин продержался всю оставшуюся жизнь.

Конечно, надежда всегда теплится в душе, порою прорывается стихом:

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Давнее совмещение в сознании и в стихах родной земли с раем теперь как будто стало ближе к воплощению.

Господи, я верую!..

Но ввели в Свой рай

Дождевыми стрелами

Мой пронзённый край

Есенина выдает новый, появившийся у нею в революционных стихах ритм, рваный, часто истерический:

О Саваофе!

Покровом твоих рек и озёр

Прикрой сына!

Под иной бьют ею вой И голгофят снега твои О ланиту дождей Преломи Лезвие заката...

Трубами вьюг Возвести языки...

Но не в суд или во осуждение

Поэт на какое-то недолгое время прозревает в революции- пришествие Сына Божия, и для человека что как новое причащение недаром звучат здесь слова из молитвы перед причастием. Однако в отличие от Блока- Есенин видит Христа, несущего Свой крест в одиночестве:

Но пред тайной острова

Безначальных слов

Нет за Ним апостолов,

Нет учеников.

В претензии на человекобожие находила форму склонность поэта к хулиганству, поэтическая тяга к преступлению, проявившая себя ещё в дореволюционный период, но обильно заметная в последние годы жизни поэта.

Свищет ветер под крутым забором,

Прячется в траву.

Знаю я, что пьяницей и вором

Век свой Доживу

Ещё ждёт своего осмысления поразительный факт: Есенин - единственный из значительных поэтов, кто был признан безоговорочно уголовным миром. Такое признание - дурная мета. Он ещё в 1922 году писал не без хвастовства: "Самые лучшие поклонники нашей поэзии - проститутки и бандиты"

Вся кабацкая лирика Есенина - дикая смесь фальшивого надрыва, напускного страдания, литературной игры и: живой боли. Да, у Есенина много литературщины в стихах, много и неискренности. И всё же: Есенин страдал подлинно.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Даже оставивший Бога, но не утративший вполне поэтического ощущения бытия человек не может не чувствовать вульгарности самого вопроса, реально поставленного временем. Это тоже мука. Страшно: гибнет то, что было дорого сердцу, пусть даже в поэтических грёзах превознесённое. И гибнет то, в конце концов, на чём строилась вся образная система поэзии Есенина, - вот что не мог он не ощутить».

Строгая критика Дунаева, как приговор. Но давайте попробуем разобраться в этом. Нельзя не согласиться с М.М. Дунаевым в том, что С. Есенин был потерян в этом мире, его поглотила суета, пороки. Но то с какой болью Есенин проходил эти испытания. Его усилия говорят нам о том, что он не сдавался, искал покаяние в стихах. «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Матфея. гл 11. Ст. 12-14).

Глава 3. ЛИТЕРАТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ГЛАЗАМИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ»

«Проведенное нами литературно-социологическое исследование «Творчество Сергея Есенина глазами православных верующих» актуально и необходимо в наши дни. Ведь не секрет, что уже многие годы не утихают споры о том, можно ли считать человека, который был так неоднозначен в своем отношении к Богу, православным поэтом, способным донести духовные ценности до новых поколений. Нам дорого каждое мнение современника, православного верующего, каждое слово о творчестве Сергея Есенина и его жизненном пути, ведь тысячи молодых людей находятся перед нравственным выбором в очередной переломный для нашей страны момент.

В основу нашего исследования положен самостоятельный анализ проведенного нами опроса среди различных групп православных верующих. В их числе священнослужители, православные педагоги, студенты отделения теологии, отделения русского языка и литературы факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, студенты-филологи Воронежского государственного педагогического университета, исполнители песен на стихи поэта, сотрудники Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, учителя школ, участники инициированного нами Интернет-опроса.

Учитывалось также мнение митрополита Рязанского и Касимовского Симона о жизни и творчестве поэта, высказанное им в 1995 году на торжественном собрании, посвященном 100-летию со дня рождения С. Есенина, позиция архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, выступившего с приветственным словом на открытии Дней русской культуры в Центральном федеральном округе РФ в 2005 году, использовались материалы статей современных ученых-филологов и богословов.

Для нас было важно учесть и мнение представителей академической науки - в частности, доктора филологических наук, главного научного сотрудника ИМЛИ имени А.М. Горького РАН В.Ю.Троицкого, считающего, что истинное понятие о человеке включает «основные его признаки: духовность, словомыслие, историческое бытие, веру и культуру».

Одним из основных вопросов, волновавшим исследователей творчества поэта на протяжении многих лет, был вопрос о том, является ли Сергей Есенин в основе своей православным поэтом, носителем национальных духовных традиций. Поэтому наше исследование началось с изучения позиции священнослужителей по этому вопросу.

Прежде всего, мы обратились к словам митрополита Рязанского и Касимовского Симона, который развенчал многие домыслы, обосновав свое мнение фактами. Сергей Есенин, с его точки зрения, «ярко выразил в своих стихах широту и нежность русской души. ...по-видимому, в детстве, когда душа была еще чиста, он ощутил дар, данный ему от Бога, это: великий талант, заботливое сыновнее сердце и щемящая... любовь к России». От жизни «...с ее страстями и ошибками, грехами и падениями, конечно, страдала и изнывала его душа, но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина».

В одном из писем своему другу Грише Панфилову, которому очень доверял и перед которым был всегда откровенен, Сергей Есенин скажет: «В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение... Ничья душа не может не чувствовать своих страданий, а мои муки -твоя печаль, твоя печаль-мои терзанья. ..». Теперь мы, современники, должны чувствовать себя адресатами этого письма.

В слове на открытии Дней русской культуры в Центральном федеральном округе архиепископ Рязанский и Касимовский Павел призвал всех участников соборной молитвы «служить России так искренне и беззаветно, как служил ей наш великий соотечественник поэт Сергей Есенин, собравший всех под покровом Пресвятой Богородицы».

Священник Сергий (Рыбаков), начальник отдела катехизации и религиозного образования Рязанской епархии, замечает, что «ничто не оказывает такого воспитательного влияния на душу молодого человека, как предложенные ему и усвоенные образы из истории литературы. В этом смысле личность Сергея Есенина, его поэтическое творчество имеют, несомненно, особое значение, потому что отражают в себе всю трагедию русской души в переломный момент нашей истории».

Отмечено в последнее время «непреодолимое влечение, просыпающееся у все большего числа молодых людей к истинной духовности и подлинному искусству, где достойное место принадлежит поэзии Сергея Есенина».

Настоятель храма святого благоверного Александра Невского протоиерей Аркадий (Безбородкин) принимает и понимает в творчестве Сергея Александровича Есенина безграничную любовь к Родине, окружающей природе, к жизни. Священник считает, что стихи Есенина никогда не оставляют человека равнодушным, побуждают задуматься о смысле жизни, заставляют наслаждаться поразительно живым языком. Неприемлемыми для православного человека, православного поэта священник считает употребление нецензурных слов и выражений. Но, безусловно, в основе своей, по его мнению, Сергей Есенин - православный поэт. Об этом говорят ведущие образы его лирики первых лет творчества:

На сердце лампадка,

А в сердце Иисус

Настоятель храма Казанской Божьей Матери села Константинове отец Александр (Куропаткин) - вдохновитель музыкальных фестивалей, проходящих на родине поэта. Он активно изучает творчество Есенина, является большим его почитателем и пропагандистоценителем. Отец Александр сам пишет стихи, обладает красивым голосом. Священник считает, что творчество Сергея Александровича Есенина, его изучение, чтение стихов необходимы для православного верующего, поддержания в человеке силы духа в течение всей жизни (материалы опроса).

Однако среди различных категорий опрошенных встречается мнение о том. что Есенина нельзя считать православным поэтом, православным человеком, если оценивать его жизнь и творчество в целом. Наблюдается столкновение двух полярных взглядов на жизнь поэта. Одни считают, что православная основа жизни, творчества помогла Есенину преодолеть страдания и переломы, уготованные ему судьбой. Другие же. напротив, полагают, что православная, духовная основа, если и существовала, то подверглась разрушению, что и повлекло гибель в «горниле сомнений». Пуль Сергея Есенина после революции рассматривается как путь отречения от веры и от Христа, а самоубийство (официальная версия) - как закономерный шаг вероотступника.

В опросе принял участие руководитель информационно-аналитпческого отдела Рязанской епархии священник Павел (Коньков). Он считает, что «Сергей Есенин не ставил задачей своего творчества проповедь православия. Скорее, он был по-настоящему русским поэтом; у него Родина ассоциируется с православием, но па обрядовом уровне, а не на духовном, ибо образ жизни поэта никак нельзя назвать христианским» (материалы опроса).

С интересом отнеслась к нашему опросу студенческая молодежь. Так, студентка третьего курса факультета русской филологии и национальной культуры РГУ имени С. А. Есенина Зотова Светлана замечает, что в основе таланта Сергея Есенина «неповторимый, удивительный сплав природных, семейных, православных элементов, объединенных тесными связями» и «сводить все только к православию не стоит» (материалы опроса).

Ее позицию отчасти разделяет неоднократная участница Межрегионального фестиваля «Есенинская весна», проводимого в РГУ имени С. А. Есенина, выпускница Тамбовского государственного университета Знобищева Мария, заинтересовавшаяся проводимым исследованием. Она полагает, что «Сергей Есенин - поэт, православный в своей основе, но этим не исчерпывается многообразие его творчества».

Нами была предпринята попытка проведения опроса в одной из социальных сетей в Интернете, в результате которой были получены ответы на вопросы анкеты от православных верующих, заинтересованных творчеством и жизнью Сергея Есенина из Москвы и Санкт-Петербурга. Юрий Соколов, старший научный сотрудник Государственного музея политической истории России, полагает, что «...юношеская лирика (Есенина) до 1917 года действительно проникнута православно!"! духовностью. По в 1917 году поэта закрутила бесовская круговерть революции, чистые духовные стихотворения сменились богоборческим!! стихами, хулиганской надписью на стене Страстною монастыря».

В качестве одного ш аргументов респондент приводи!" строки из стихотворения «Письмо матери ч: «И молиться неучи меня, не надо: К старому возврата больше нет». С точки зрения Юрия Соколова. «поэт ставит мать выше Господа - а это в корне расходится с православным понимание:.; Любы; ("Кто любит отца ил и мать более, нежели Меня, недостоин Меня»- Евангелие от Матфея 10:37)I» (материалы опроса).

Сергеи Зыков, житель Санкт-Петербурга, исполнитель романсов на стихи поэта, посетивший с. Константиноно в праздничные дни с концертной программой. напротив, считает что «в Письме матери» поэт говорит с великой скорбью о том, что «к старому возврата больше нет». > народа забрали Бога и заменили изуродованной иллюзией. Кому еще, если не собственной матери сказать в такой ситуации «Ты одна мне несказанный свет»? Именно в пей он видел ту прежнюю жизнь, о потере которой болела его «истерзанная душа».

Интересен ответ молодого певца на главный вопрос нашего исследования: «Есенин -православный поэт, я это знаю, я в это верю. - «Никого ничему не учу. а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват...» - так он говорил о своих стихах, а возможно, и о себе. а. собственно, разницы нет («...моя биография в моих стихах»). Душа его требовала исповеди и каялся он перед всем миром-«Божьим миром» (материалы опроса).

В опросе принял участие Павел Пикапов, рязанец, певец, исполнитель песен на стихи Сергея Есенина, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Он считает, что «С. Есенин - православный поэт. Его мать, Татьяна Федоровна, была человеком глубокой православной веры. Она заложила эту веру и в его душу! В строках: «Стыдно мне. что я в Бога верил, Горько мне, что не верю теперь» есть противоречие, из которого ясно, что вера есть в сердце поэта: он сомневается, страдает, но хочет быть ближе к Богу» (материалы опроса).

Заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Ольга Леонидовна Аникина говорит, что «в стихах поэт преподносит православие по-своему («Воробей псалтирь читает»). В письмах к Бальзамовой есть очень резкие высказывания о священниках, да и революционные строки далеки от православия... Учился в Церковной учительской школе и таким стал?! Наверное, у каждого свой духовный путь, а путь Сергея Есенина был разным. Были и вера, и безверие, и поиск своего духовного идеала. Этим он и интересен читателю».

Исследователь Виктор Кузнецов в статье с примечательным изгнанием «Защитник Христа» (именно так автор называет Сергея Есенина) отмечает, что «мучительно сложным» было возвращение Есенина к Богу, преодоление самого себя. «Процесс этот в связи с его трагической гибелью не завершился, но воскресение наступало несомненно». Двадцать пятым годом отмечены, например, такие его покаянные с троки:

Ты не верь, что я в Бога не верую

Я молюсь ему по ночам

Так мне нужно.

Не желая чужого тепла.

Чтоб душа, как бескрылая птица.

От земли улететь не могла.

В этих строках высочайшая степень раскаяния перед собой и перед Богом, на которое был способен поэт и человек Сергей Есенин. Сестра поэта вспоминала, как в ноябре 1925 года в связи с грозившим ему судом и другими неприятностями он с отчаянием искал утешения. «Екатерина, ты веришь в Бога?» - спросил Сергей. «Верю». - ответила я. Подняв руки. Сергей с г ад молиться: «Господи, ты видишь, как я страдаю, как тяжело мне.-. Известно, что Есенин не расстался с Библией до столон смерти. Секретарь Союза писателе!! России Владимир Кручин говорит, что «Сергея Есенина хочется защищать и жален, Никакой он не драчун, не атаман, это все внешнее, он и сам хочет, чтобы его пожалели, хотя вроде бы и Говорит: «Кого жалеть, ведь каждый в мире странник», каялось бы. заявляет: «Не жалею, не зову, не плачу». Но у самого такая пронзительная жалость ко всему живому. Он сам - часть природы, он брат травинкам и деревьям, он понимает извечны:: спутников человека-животных, как никто до него не понимал»"". Книгу с символическим названием «Крест поэта» посвятил Есенину сопредседатель Союза писателей России, лауреат Государственной премии РФ, поэт Валентин Сорокин, безусловно считающий Есенина человеком и поэтом православной веры и совести.

Не случайно среди стихов Есенина, в которых особенно ощутимо православное миросозерцание, участники опроса выделяют такие как «Отговорила роща золотая». «Гой ты. Русь моя родная», «Спит ковыль», «Нивы сжаты, рощи годы» (материалы опроса). Среди рязанских литераторов наш опрос также получил отклик. Так. член союза профессиональных литераторов Валентина Строгова выделяет православные мотивы пейзажной лирики в творчестве Сергея Есенина: «Когда лет в семь я впервые вышла на константиновский косогор, у меня захватило дух! Я сразу поняла, почему Есенин стал поэтом: при виде такой Божественной красоты нельзя было не писать стихи!».

Валентина Строгова считает, что «мы не можем судить поэта за то, что ему многое не нравилось в жизни, о чем он имел право писать очень резко. Есенин болезненно переживал те изменения, которые происходили в судьбе нашем Родины». Тот факт, что Сергей Есенин - православный поэт, не вызывает сомнений у Валентины Прохоровны. «Есенин постиг сущность души человеческой, а «душа, по природе своей, - христианка». Будучи крещеным в православную веру в раннем детстве, он впитывал христианские заповеди с молоком матери» (материалы опроса). Как не вспомнить здесь строки воспоминаний поэта: «...Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Заведующая кафедрой педагогики РГУ имени С.А. Есенина, руководитель Центра Православной педагогической культуры, профессор Валентина Александровна Беляева, считает, что «Сергей Есенин, его творчество и православие неразделимы».

С православной верой, православной культурой у поэта была прочная, неразрывная связь с самого рождения. Достаточно вспомнить храм Казанской Божьей Матери, расположенный рядом с домом родителей поэта, походы в Радовецкий монастырь в детские годы, молитвы бабушки, Натальи Евтеевны.

Конечно, жизнь столкнула Сергея Есенина с тяжелыми, кажущимися непреодолимыми жизненными испытаниями, замечает Валентина Александровна, поэт начинает противопоставлять себя миру, включаться в духовные поиски, но это ведь искания света, а не тьмы.

В опросе приняли участие и представители рязанской православной прессы. В электронном письме, поступившем в ответ на наше обращение, Ирина Евсина, главный редактор православной газеты «Благовест», говорит, что поэзия Есенина близка ей «глубокой искренней любовью к Родине, русскому народу, православной Руси». Не принимает Ирина Ивановна ненормативной лексики в его произведениях, как и многие другие опрошенные. Но она соглашается с тем, что Сергей Есенин в основе своей православный почт, потому что «в стихотворениях он постоянно обращается к образам, связанным с православием, учит добру н милосердию» (материалы опроса).

Студенты отделения русского языка и литературы РГУ имени С.А. Есенина, относящие себя к верующей части молодежи, отмечают, что стихи Есенина просты по форме, но.(а этой внешней простотой скрывается глубокое философское содержание, которое наталкивает порой на кардинальное переосмысление жизни. Как это ни парадоксально, опрошенные студенты выделяют среди любимых, трогающих душу и сердце, стихотворения цикла «Москва кабацкая». Мы. родившиеся в переломный момент и переломный момент переживающие, способны прочувствовать с болью в сердце строки стихотворения «Снова пьют здесь, дерутся и плачут»: «Где ж вы те, что ушли далече, Ярко ль светят вам наши лучи?». Тематика проводимого опроса была поддержана доцентом кафедры русской литературы XX века Воронежского государственного университета А.В. Фроловой. В опросе приняли участие студенты Воронежского государственного педагогического университета.

В качестве ответа на основной вопрос исследования студентка 5 курса В1 ПУ Светлана Трубинская приводит цитату, по ее мнению более всего отражающую истинную человеческую, духовную суть Сергея Есенина, соединившего в своем творчестве любовь к матери, к Родине и веру:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Активное участие в нашем опросе приняли студенты отделения теологии РГУ имени С.А. Есенина. Выпускник отделения теологии Артем Трофимов ныне ведущий православной программы на рязанском телевидении, считает, что в поэзии Сергея Есенина выражена «богатейшая палитра чувств и эмоций, присущих русс кому народу». Особенно близка Артему «откровенность и надрывность» его стиха. Сер! ей Есенин -«последний поэт деревни», а именно в деревне наши истоки и ценности, в основе которых вера (материалы опроса).

Исследователь творчества поэта профессор РГУ имени С.А Есенина О.Е. Воронова замечает, что «глубинная почвенность есенинского дара проявилась в том, что он связал русскую идею с русской верой, а веру- с любовью к Родине... Есенин являлся носителем русской национальной идеи, «цементирующим ядром которой стало православие»".

В опросе приняли участие учителя рязанских школ. В ходе личной беседы учитель русского языка и литературы лицея № 52 города Рязани, лауреат конкурса «Люди года -люди города» Фомина Маргарита Александровна отмечала, что «полня С.А. Есенина близка тем, что в ней сам поэт, его душа, неразрывность с природой, близкими и родными местами... С раннего детства он увлекался духовными песнями, в школе изучал церковно-славянские книги, затем использовал в своих произведениях религиозные образы. У поэта православная душа... Он родился и жил в том мире, где четко и свято соблюдались традиции предков, законы добра и правды, что и нашло отражение в творчестве поэт а». Маргарита Александровна приемлет творчество Сергея Есенина целиком и полностью и старается передать свою любовь молодому поколению (материалы опроса).

На вопросы анкеты, размешенные в Интернете, откликнулась учитель русского языка и литературы одной из московских школ Мария Лобанова, которой «поэзия Есенина близка щемящей «русскостью». выражением нежной, трепетно!!, сердечной любви к Родине». <<Хулиганские его стихи респондент не принимает, говоря, что «чувствуется в них какая-то болезненность, нарочитость, даже ритм сбивается на «разухабистую пляску».

Сомнения наших современников в степени устремленности поэта к православному идеалу подчас выражают их собственные метания между «веком нынешним и веком минувшим», между верой и безверием, истиной и ложной назидательностью. Педагог Мария Лобанова делает следующее добавление к своему ответу: «...Кажется, не успел Есенин самого главного написать, другим он слал в последние годы, и, может быть, к Господу пришел бы другим - не ребенком, верящим кротко и наивно, а раскаявшимся грешником, суровым и мудрым...»

Одним из самых строгих критиков жизни и творчества рязанского поэта был профессор Московской духовной академии, автор многотомного исследования «Православие и русская литература» М.М. Дунаев. Но даже он, проанализировав жизненный путь Сергея Есенина, приходит к выводу, что поэт. Родина и душа народа неразделимы, соглашается с точкой зрения Георгия Иванова, заметившего, что «пока Родине, которую он так любил, суждено страдать, ему обеспечено не пресловутое бессмертие - а временная, как русская мука, и такая же долгая, как она,- жизнь».

Подводя итог проведенного исследования, необходимо сказать, что в ходе опроса респондентами были приведены различные доводы, аргументы. Нами была сделана попытка проанализировать и сопоставить мнения опрошенных. В большинстве случаев мы получил! утвердительный ответ на главный вопрос исследования. Да. Сергея Есенина можно назвать православным поэтом в своей основе, но этим не исчерпывается представление наших современников о нем.

Есенин являлся ни праведником, ни святым; он -человек, знавший заблуждения, страхи, страдания, коварство лжи. искавший «пути истинные», добивавшийся побед и терпевший поражения, как и любой из нас, на земле живущих; он - человек, поражавший предельной искренностью и открытостью к ближнему. В этом и заключается сила его неповторимей О: обаяния.

Он воплотил в своем творчестве национальные духовные традиции, выразил особенности характера русского народа, а главное - показал трагедию эпохи, трагедию России, возведенной на Голгофу и в то же время не утратившей веры в православный духовный идеал».

заключение

Поэзия Есенина полна любви к Родине, матери-природе, к народу. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворений. Вся его жизнь- это непрерывная исповедь. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина - это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Не стало ли это примером покаяния? Все мы проходим испытания на жизненном пути, но не смотря на все сложности мы должны творить добро. И то, что успел сделать поэт, стало бесценным национальным достоянием.

Список использованной литературы

1. В.Ю. Троицкий. Русское дело.//Трибуна русской мысли. М, 2002.

С. А. Есенин. Полное собрание сочинений: В 7 т.(9 к.) М., 1995-2001.

С. Рыбаков. Сергей Есенин и русская революция: взгляд православного священника//Книга материалов Международной научно-практической конференции «"Сергей Есенин и русская школа». - Рязань: издательство «Пресса», 2003.

М.М. Дунаев. Православие и Русская литература. ч. 4 М. «Христианская литература» 2000 г.

И. Евсин. Судьба и вера Сергея Есенина. Зерна. Рязань. 2007 г.

О.Е. Воронова. Сергей Есенин и Русская духовная культура. Рязань. «Узорочье» 2002 г.

7. Современное Есениноведение. Научно-методический журнал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина". 2011. № 12