Соловецкий лагерь особого назначения. Соловецкий Лагерь Особого Назначения – правда и небылицы

В 1920 году Соловецкий монастырь был закрыт. 20 мая 1920 г. на Соловках были организованы трудовой лагерь «Для заключенных военнопленных гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы» и совхоз «Соловки ».
К осени, согласно проведенной переписи, население Соловков составляло 320 мужчин и 5 женщин. В 1920–23 гг. в поселке появились советские организации: орган власти - Управление островами, возглавляемое Уполномоченным Архгубисполкома на Соловках , милиция, лечебный пункт, клуб им. Карла Маркса, две школы - для детей сотрудников совхоза и для бывших беспризорников, содержащихся в соловецкой детской колонии.
Первый этап существования советского поселка на Соловках завершился в мае 1923 г. пожаром Кремля (так новые хозяева стали называть монастырь) и экономическим крахом совхоза «Соловки».
С 13 октября 1923 г. новым единоличным хозяином архипелага стал УСЛОН - Управление Соловецких лагерей особого назначения(1923-1939 гг.). В этот трагический период жизни Соловков на архипелаге единовременно находилось до 4–5 тысяч (в некоторые годы - до 20 тысяч) заключенных. Кроме того, в военном городке проживала охрана лагеря и вольнонаемные.
Этот период характеризуется ужесточением режима содержания заключенных. Была запущена карательная машина, и потек на Соловки многотысячный поток "врагов". Списки репрессированных (раскулаченных, "шпионов" и "террористов", рядовых членов партии и руководящих работников, чекистов) непрерывно пополнялись новыми жертвами. Соловки превратились в опытный полигон, где вырабатывались нормы и методы, позже широко примененные в ГУЛАГе . Организация работы и быта зэков, виды наказаний, изощренные приемы допросов и психологического подавления, режимы охраны, способы расстрела и массовых захоронений трупов - все это изобреталась там. С 1920 по 1939 год, до его расформирования по приказу Берии, через Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошел без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться..." (Александр Рапопорт. Тайны гарема и рельс на плече. Летопись соловецкого полигона. Независимая газета. 27.02.2003). Не били исключением и охранники лагеря. Они набирались из заключенных красноармейцев и чекистов. С каждым новым этапом прибывали новые кандидаты в охранники, поэтому от старых нужно было избавляться. Были расстреляны почти все начальники лагеря.
Все чаще практиковались показательные массовые расстрелы, пытки. Людей загоняли по горло в приозёрную топь и держали в ней. Заключенного раздевали и оставляли умирать в лесу летом на съедение комарам, зимой на морозе. Морозили людей и массово по 150 человек. Привязывали человека к бревну и спускали его по ступеням крутой лестницы Секирной горы (300 ступеней). От человека оставался только кровавый мешок с костями. В храме на Секирной горе был устроен штрафной изолятор (ШИЗО). Охранниками там служили уголовники, которым запрещалось выходить за пределы ШИЗО. Запрягали лошадь в пустые оглобли, а к оглоблям привязывали ноги виновного, на лошадь садился охранник и гнал её по лесной вырубке, пока несчастный не издавал последний вздох. Практиковались групповые изнасилования арестанток.
Среди заключенных было много детей, в основном из беспризорников. В одном из бараков располагалось «Детское отделение СЛОНа ».
От соловецких беглецов, бежавших из отделений лагеря на материке и пешком в Финляндию, и на кораблях, возивших лес, на Западе в печати распространились слухи о чрезвычайной жестокости на наших лесозаготовках. Весной 1929 г. на Соловки приехал Максим Горький .
Горький должен был успокоить мировое общественное мнение. Он много общался с заключенными. Сорок минут один мальчик рассказывал ему о том, что творилось в лагере. «Буревестник революции» не мог сдержать слез. Через 3 дня Горький уехал. Мальчика потом никто не видел.
После посещения Соловков в 1930 году в журнале "Наши достижения" (!) Горький опубликовал восторженный очерк о соловецких чекистах...
После визита Горького в лагерь была направлена спецкомиссия под руководством секретаря Коллегии ОГПУ А.М. Шанина. Сведения о пытках подтвердились. Ряд помощников лагерной администрации из числа бывших чекистов был расстрелян, некоторые представители начальства получили сроки. В дальнейшем, когда шум утих, беспредел продолжился.
Расстрельные приговоры приводились в исполнение бригадой во главе с палачом, имевшим двадцатилетний стаж работы. Он лично убивал осенью 1937 года ежедневно от 180 до 265 соловецких заключенных. Имя его известно - капитан НКВД Михаил Матвеев - «образование низшее, участник штурма Зимнего дворца». За выполнение соловецкой спецоперации М.Р. Матвеев был награжден ценным подарком и серебряным нагрудным знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ».
«Награда «Почетный работник ВЧК-ОГПУ» есть знак круговой поруки всех, носящих его» - провозгласил глава чекистского ведомства Генрих Ягода еще до того, как водоворот Большого террора утянул и самого Ягоду, и ленинградскую бригаду палачей, и помогавших им местных чекистов.
У подножья Секирной горы - самого страшного карцера концлагеря, установлен крест памяти жертв репрессий.
В связи с изменением лагерного режима и превращением СЛОНа в Соловецкую тюрьму Главного управления государственной безопасности НКВД в районе бывшего монастырского кирпичного завода, в рекордные сроки (1938–39 гг.) была построена трехэтажная тюрьма. По своему назначению это здание никогда не использовалось. После экстренной эвакуации лагеря в ноябре-декабре 1939 г. на материк (в связи с советско-финской войной) в нем размещались службы Учебного отряда Северного флота. Позже здание было переоборудовано под склады военной части. В настоящее время оно пустует.

СЛОН и люди. 70 лет назад был закрыт Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)- первый концлагерь в мире.
Автор - Юрий Бродский, исследователь истории Соловков.

Подборка книг об истории в лавке Соловецкого монастыря говорит сама за себя - паломникам и туристам предлагаются книги, восхваляющие Сталина. При этом на островах и в их филиалах оставили свою жизнь или часть жизни около миллиона человек

Этапирование всех заключенных, перемещение личного состава тюрьмы и вывоз материальных ценностей закончить 15 декабря 1939 года - гласил приказ народного комиссара Лаврентия Берии «О ЗАКРЫТИИ ТЮРЬМЫ НА ОСТРОВЕ СОЛОВКИ». Зэков ударно эвакуировали в заполярные лагеря, созданные по предложению Г. Орджоникидзе для освоения Норильского медно-никелевого месторождения.

Поздней осенью заключенных, изолированных даже друг от друга на острове среди Белого моря, всех одновременно выгнали из камер. Узников ждали «сухая баня», то есть обыск с раздеванием, и общее построение. Бледные лица, одинаковые темно-синего цвета куртки и штаны с желтой полосой и желтыми обшлагами. Судьбы тоже похожие. В основном - интеллигенция. Врачи высочайшей квалификации; интернационалисты, воевавшие с фашизмом в Испании; инженеры, прошедшие стажировку за границей; ученые-экономисты, бывшие офицеры-фронтовики, будущий академик-микробиолог.

Очень напоминает вывеску на воротах Освенцима: «Труд освобождает» (Arbeit macht frei).

был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушников и 171 трудник). Часть из них покинули остров, но почти половина осталась, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.
После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей, многочисленные комиссии беспощадно разоряли его. Одна только комиссия помощи голодающим в 1922 году вывезла 84 с лишним пуда серебра, почти 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. При этом варварски обдирались оклады с икон, выковыривались из митр и облачений драгоценные камни. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.
В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям.
В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря, было принято решение «признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове».
7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Вначале все заключенные мужчины содержались на территории монастыря, а женщины – в деревянной Архангельской гостинице, но очень скоро лагерем были заняты все монастырские скиты, пустыни и тони. А уже через два года лагерь «выплеснулся» на материк и к концу 20-х годов занял огромные пространства Кольского полуострова и Карелии, а сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений этого лагеря, игравшего заметную роль в системе ГУЛАГ.

За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.
За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.
На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн (Попов) († 1938), профессор Московской духовной академии и многие другие.

Условия жизни в лагере
Максим Горький, побывавший в 1929-м году в лагерь, приводил свидетельства заключённых об условиях советской системы трудового перевоспитания:
Заключенные работали не больше 8-ми часов в день;
За более тяжёлую работу «на торфе» выдавался повышенный паек;
Пожилые заключённые не подлежали назначению на тяжёлые работы;
Все заключённые обучались грамоте.
Их казармы Горький описывает как очень просторные и светлые.
Однако, по словам исследователя истории соловецких лагерей, фотографа Ю. А. Бродского на Соловках по отношению к заключённым применялись разнообразные пытки и унижения. Так, заключённых заставляли:
Перетаскивать камни или брёвна с места на место;
Считать чаек;
Громко кричать Интернационал по много часов подряд. Если заключённый останавливался, то двух-трех убивали, после чего люди стоя кричали, пока не начинали падать от изнеможения. Это могло проводиться ночью, на морозе.
В лагере выходили газеты, действовал театр заключённых. Сидельцы сложили о лагере ряд песен, в частности, «Море белое - водная ширь…» (приписывается Борису Емельянову).

Судьба основателей лагеря
Многих из организаторов, имевших отношение к созданию Соловецкого лагеря, расстреляли:
Человек, который предложил собрать лагеря на Соловках, архангельский деятель Иван Васильевич Боговой - расстрелян.
Человек, который поднял красный флаг над Соловками - попал в Соловецкий же лагерь как заключённый.
Первый начальник лагеря Ногтев получил 15 лет, вышел по амнистии, не успел прописаться в Москве, умер.
Второй начальника лагеря Эйхманс - расстрелян как английский шпион.
Начальник Соловецкой тюрьмы особого назначения Апетер - расстрелян.
В то же время, например, заключённый СЛОНа Нафталий Аронович Френкель, предложивший новаторские идеи развития лагеря и являвшийся одним из «крёстных отцов» ГУЛАГа, продвинулся по служебной лестнице и ушёл на пенсию в 1947 г. с должности начальника главного управления лагерей железнодорожного строительства в звании генерал-лейтенанта НКВД.

С ростом в СССР числа политических тюрем у большевицкого правительства появился замысел создать крупный Лагерь Особого Назначения не вблизи густонаселённых районов, а в малодоступном отдалении от всей страны. В 1920-е гг. система разбросанного по всему государству и поставленного на тесную службу социалистическому строительству ГУЛАГа ещё мало кем планировалась. Коммунисты тогда сочли полезным сконцентрировать самых «опасных» противников своего режима в одном оторванном почти до полной недосягаемости месте, откуда было бы нелегко бежать. Этим местом были выбраны Соловецкие острова.

Соловецкий монастырь. Фото 1915 года

Утверждение, что тюрьма на Соловках ещё в царское время была пыточной – выдумка коммунистических писак. Но вообще до революции тюрьма здесь была – для отдельных немногочисленных заключённых, которых за три-четыре века можно пересчитать чуть ли не по пальцам (знаменитый деятель Смутного времени Авраамий Палицын , здесь к умерший, последний запорожский кошевой Калнишевский, дядя Пушкина П. Ганнибал, сидевший за сочувствие к декабристам). В годы никонианских реформ островной монастырь прославился продолжавшимся восемь лет (1668-1676) Соловецким восстанием за старую веру.

В первое время после революции 1917 Соловецкий монастырь был объявлен совхозом. Монахам «велели меньше молиться, а больше трудиться на пользу рабочих и крестьян» (ловимая ими в Белом море селёдка шла на кремлёвский стол). Но обилие ценностей сосредоточенных в монастыре смущало кое-кого из прибывших руководителей и комиссаров. И тогда в некотором противоречии с уголовным кодексом, но в верном соответствии с общим духом экспроприации «нетрудового имущества» монастырь был подожжён (25 мая 1923). При этом сгорели все книги учёта, и нельзя было определить, как много и что именно пропало. Большевики обвинили в подлоге «чёрную монастырскую свору». Решено было выбросить её на материк, а на Соловецких островах сосредоточить Северный Лагерь Особого Назначения. Здесь оставили только монастырскую артель рыболовов, специалистов по скоту и по квашению капусты.

В июне 1923 чекисты приехали на Соловки создавать «образцово-строгий лагерь, гордость рабоче-крестьянской Республики». Северные Лагеря особого назначения были вообще-то основаны уже в 1921 – в Пертоминске, Холмогорах и близ самого Архангельска. Но эти места были, видимо, признаны трудными для охраны, неперспективными для сгущения больших масс заключённых. И взоры начальства, естественно, были переведены по соседству на Соловецкие острова – с уже налаженным хозяйством, с каменными постройками, в 20-40 километров от материка, достаточно близко для тюремщиков, достаточно удалённо для беглецов и полгода без связи с материком – крепче орешек, чем прежний царский каторжный Сахалин. Первым начальником Соловецкого лагеря стал известный чекист Эйхманс.

Установленные в Соловецком лагере порядки были очень жестокими. Одежды там не выдавали: схватили в летнем платье – так и ходи заполярную зиму. Люди возили вместо лошадей телеги и сани. Как и в ГУЛАГе потом, по утрам ротные дрынами выгоняли своих рабочих на работы. В карцере Секирке провинившихся соловецких узников заставляли сидеть весь день на жердях толщиной в руку, укреплённых так, что ноги не доставали до земли (свалившихся охранники избивали). Особо виновных сталкивали привязанными к бревну вниз по деснице в 365 крутых ступеней, а летом ставили голыми под тучи северных комаров. Практиковались в Соловецком лагере и публичные расстрелы за мелкие нарушения режима (например, за посещение без разрешения начальства церкви, сохранённой для оставшихся монашеских артелей). И всё же «соловецкая» эпоха лагерной жизни сильно отличалась от последующей, сталинской. Соловков от страны не скрывали, ими даже открыто гордились, прожужжали ими все уши, постоянно поминали в эстрадных куплетах. Издаваемый здесь журнал «СЛОН» («Соловецкий лагерь особого назначения») большим тиражом распространялся по всей стране.

Власть Соловецкая - Свидетельства и документы

Лагерь быстро рос. Уже за первые полгода сюда было прислано больше 2000 заключённых, а к 1928 их стало уже тысяч около шестидесяти (с 1926 кроме политических на Соловки стали присылаться и матёрые уголовники). Кроме основной тюрьмы – местного Кремля – появились и «командировки» на других островах Соловецкого архипелага. Сроки пока были коротки – редко 10 и 5 лет, в основном – 3 года. В лагере сидело много старой интеллигенции; философы, историки, литературоведы, финансисты, юристы; среди них распространено было утончённо-интеллектуальное обращение друг с другом. Несмотря на краткость сроков, на свободу вышли немногие: когда сроки кончались, уже стали открываться лагеря сталинского ГУЛАГа – и соловецких узников осуждали повторно.

Для внутреннего управления Соловецкого лагеря была характерна борьба между чекистской «информационно-следственной частью» (ИСЧ, сексоты) и «административной частью», которая ведала текущей охраной и была набрана в основном из бывших белогвардейцев. Белогвардейцы отлавливали стукачей, отправляли их на обычные этапы, в 1927 ворвались в ИСЧ, взломали несгораемый шкаф, изъяли оттуда и огласили полные списки стукачей. Но с годами бывших белых офицеров в Адмчасти Соловецкого лагеря становилось всё меньше. В её личном составе росло число уголовников, и столкновения внутри тюремной администрации прекратились.

За первые год-два существования лагеря чекисты полностью разрушили некогда цветущее монастырское хозяйство (монахи выращивали здесь сортные овощи – даже бахчи, ловили лучшую рыбу – и разводили её, держали оранжереи, имели собственные мельницы, лесопильни, литейку, кузницу, переплётную и гончарную мастерские, даже свою электростанцию, сами изготовляли сложный фасонный кирпич и морские суденышки). Заключённых Соловецкого лагеря стало нечем кормить: мёртвых прятали под нары, чтобы получить за них лишнюю пайку. Вспыхивали эпидемии тифа, оспы (от тифа в соседней материковой Кеми вымерло 60% зэков), широко распространилась цинга.

Система трудработ – главная задача последующего сталинского ГУЛАГа – в Соловецком лагере особого назначения была ещё слабо развитой. Узники здесь в основном выполняли задания по собственному содержанию и (в наказание) разные бессмысленные распоряжения вроде переливания воды из проруби в прорубь или перетаскивания брёвен с одного места на другое и назад. По государственной статистике до 1929 в РСФСР принудтрудом – без обслуживания лагерей – было охвачено лишь 35-40% заключённых – да иначе и не могло быть при безработице в стране.

Но с первой пятилетки положение кардинально, изменилось. Лагеря начали ставить на службу индустриализации . Если в 1926 СЛОН заготовлял леса – не для себя, а по «внешним» заказам – на 63 тыс. руб., то в 1929 – на 2355 тыс. руб., а в 1930 – ещё втрое. В 1926 было выполнено дорожного строительства по Карело-Мурманскому краю на 105 тыс. руб., в 1930 – на 6000 тыс. руб. Материковый город Кемь ранее служил для Соловецкого лагеря пересылкой, через него зэки попадали на архипелаг. Но теперь через него же лагерь СЛОН стал распространяться на материк. На запад от Кеми по болотам вывезенные с Соловков заключённые стали прокладывать грунтовый Кемь-Ухтинский тракт, считавшийся когда-то почти неосуществимым. Затем повели Парандовский тракт от Медвежьегорска. С большими трудностями провели на Кольском полуострове грунтовую дорогу в 27 км. до Апатитов, устилая болота брёвнами и песчаными насыпями, выравнивая капризные рельефы осыпающихся склонов каменистых гор. Затем СЛОН построил там и железную дорогу – 11 километров за один зимний месяц. (Задание казалось невыполнимым – 300 тыс. кубов земляных работ! зимой! за Полярным Кругом, когда земля хуже всякого гранита!).

В Соловецкий лагерь с Кемского пересыльного пункта

Так распался прежний замысел замкнутого на островах лагеря Особого Назначения. Он отошёл в прошлое вследствие «интересов коммунистическое строительства». Лагеря стали распространяться на территорию страны – и в соответствии с новыми условиями была поставлена задача «повести борьбу, с якшанием вольных с заключенными, укрывательством беглецов, покупкой краденых и казённых вещей от заключённых, всевозможными злостными слухами, распространяемыми про СЛОН классовыми врагами». Надо было изолировать узников от гражданского населения. После нескольких удачных морских побегов из Соловецкого лагеря в Европе бежавшими стали распространяться правдивые известия о порядках в советских лагерях. ВЦИК послал на север проверочную комиссию «совести партии – Арона Сольца», которая проехала по Мурманской железной дороге, ничего особенного так и не управив. Затем на Соловки был отправлен великий пролетарский писатель Максим Горький » (июнь 1929), который вёл себя в лагере необычайно подло (подробности – см. в книге А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ »). После его посещения соловецких арестантов подвергли сугубому террору. Один неудавшийся побег раздули в огромный белогвардейский заговор – белые будто бы собирались захватить пароход и уплыть – и расстреляли в ночь на 15 октября 1929 года 300 человек (потом ещё дополнительные партии, привозившиеся с материка).

Горький на Соловках в окружении чекистов (слева от Горького - известный Глеб Бокий). 1929

С конца 1920-х годов на Соловки широким потоком полились проститутки, бытовики, шпана. Социальный состав арестантов лагеря быстро менялся. С расширением масштабов принудработ власти, как везде в эти годы, стали поощрять «социалистическое соревнование заключённых». Осенью 1930 был создан соловецкий штаб соревнования и ударничества. В роли ударников выступили в основном блатные, отнимавшие выработки у прочих лагерников и утверждавшие что они выполнили несколько норм. В официальной советской литературе без малейшей иронии повествовалось, как отъявленные рецидивисты, убийцы и налётчики вдруг «выступили в роли бережливых хозяйственников, умелых техноруков, способных культработников». Воры и бандиты создали в Соловецком лагере «коммуну», провозгласили о своей перековке и перевоспитании, а власти переселили «коммунаров» в отдельные общежития, стали их лучше кормить и одевать по сравнению с другими заключёнными. Процент выполнения норм у членов «коммуны» необъяснимо вырос вдвое. Конференция «соловецких ударных бригад» постановила «широкой волной соцсоревнования ответить на новую клевету капиталистов о принудительном труде в СССР. Однако уже весной 1931 вдруг потребовалась генеральная чистка так рекламируемых «удачных бригад» и «коммун» – все их «трудовые достижения» оказались липой.

С Соловков система лагерей перебросилась и на острова Новая Земля. Там были, скорее всего, самые страшные лагеря особого назначения – ни один зэк отсюда не вернулся, сведений об их истории нет.

По материалам книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»

Подборка книг об истории в лавке Соловецкого монастыря говорит сама за себя — паломникам и туристам предлагаются книги, восхваляющие Сталина. При этом на островах и в их филиалах оставили свою жизнь или часть жизни около миллиона человек

Этапирование всех заключенных, перемещение личного состава тюрьмы и вывоз материальных ценностей закончить 15 декабря 1939 года — гласил приказ народного комиссара Лаврентия Берии «О ЗАКРЫТИИ ТЮРЬМЫ НА ОСТРОВЕ СОЛОВКИ». Зэков ударно эвакуировали в заполярные лагеря, созданные по предложению Г. Орджоникидзе для освоения Норильского медно-никелевого месторождения.

Поздней осенью заключенных, изолированных даже друг от друга на острове среди Белого моря, всех одновременно выгнали из камер. Узников ждали «сухая баня», то есть обыск с раздеванием, и общее построение. Бледные лица, одинаковые темно-синего цвета куртки и штаны с желтой полосой и желтыми обшлагами. Судьбы тоже похожие. В основном — интеллигенция. Врачи высочайшей квалификации; интернационалисты, воевавшие с фашизмом в Испании; инженеры, прошедшие стажировку за границей; ученые-экономисты, бывшие офицеры-фронтовики, будущий академик-микробиолог.

У зэков, переживших тридцать седьмой, предположения были самые худшие, но всем выдали по три килограмма сухарей, предупредив, что это паек на десять дней. Под окрики охраны и лай собак стадо людей бегом прогнали через Святые ворота к причалу, к трапам, к открытым люкам во чрево грязного лесовоза «Семен Буденный». Трюм казался бездонным. Нары — в шесть ярусов, посредине 40-ведерная бочка, она же параша. Вохровцы задраили люки. Места на нарах занимали при свете спичек. Гудок. Прощайте, Соловки!

Тюрьма, устроенная в монастыре по злой воле Ивана Грозного, не утратила своего значения при Иосифе Сталине. «Железной рукой загоняя человечество к счастью», красные россияне, вытеснив из Архангельска в феврале 1920 года россиян белых, продолжили историю заключения в Соловки. Трагедия соловецкого монашества обернулась трагедией России. Едва открылась навигация, как стараниями сподвижника Ленина Михаила Кедрова в Соловецком монастыре был устроен концентрационный лагерь для военнопленных Гражданской войны. Этот лагерь, отражая усиление репрессий государства против своих граждан, перерос в СЛОН — Соловецкие лагеря особого назначения ОГПУ. Седьмого июня 1923 года пароход «Печора» доставил в Соловки новых узников — активистов политических партий, недавних союзников большевиков по борьбе за власть.

Термин «лагеря особого назначения» подразумевал, что Соловки априори предназначались не для людей, совершивших преступления. Явных врагов большевики обычно уничтожали сразу. Соловецкие лагеря предопределялись в первую очередь для людей сомнительных, представлявших потенциальную угрозу для советской власти самим фактом своего существования, социально чуждых пролетариям по происхождению и воспитанию.

Жертвами классовой борьбы во внесудебном порядке стали юристы, знавшие основы классического римского права с его презумпцией невиновности. Правоведов загоняли в Соловки, чтобы не мешали работать советским «судам революционной целесообразности». В лагеря попадали историки, знатоки классической истории, которую большевики перекраивали в угоду политической конъюнктуре. За колючую проволоку отправляли филологов — критиков новых советских правил правописания; офицеров, способных участвовать в восстаниях; священнослужителей всех конфессий — носителей идеологий, чуждых большевикам.

Социально чуждые «штрафного разряда», объявленные опасными для своего народа, представляли собой элиту страны. В Соловках элита попадала во власть социально близких мерзавцев, сосланных в лагеря за служебные и уголовные преступления. По воле ОГПУ «лучшая часть заключенных из партийцев и чекистов» давала письменные обязательства «не смешиваться с остальной массой заключенных и до самой смерти блюсти секретность обстоятельств лагерной жизни». Принятые в «самоохрану» получали фуражки с кокардами «СЛОН». Им полагалось огнестрельное оружие, военное обмундирование и красноармейский продовольственный паек. Привилегированные штрафники квартировали в Девятой роте, которую в Соловках презрительно называли «Лягавой ротой». ОГПУ такая лагерная селекция казалась целесообразной экономически (заключенные охраняли заключенных) и правильной идеологически (социально близкие властвовали над социально чуждыми). Классовый подход при разделении узников на категории стимулировал надсмотрщиков к особому рвению. Им как бы давался шанс доказать свою преданность пролетариату и получить досрочное освобождение.

На Соловецком архипелаге советская концлагерная система искала свое лицо. Там, как на опытном полигоне, отрабатывалась не только организация охраны, но и формировался порядок лагерного быта. На островах, по свидетельству В. Шаламова, обрел право на жизнь «общенародной стандарт — бараки на двести пятьдесят мест двухъярусной соловецкой системы с уборными на восемь очков в ряд». Опытным путем в Соловках определялись нормы питания, способы использования принудительного труда, техника расстрелов и технология захоронения тел.

Одновременно на лагерной «фабрике людей» формировалось новое советское мировоззрение, включающее в себя стирание старой коллективной памяти и подмену ее новыми мифами. Внутри лагерная пресса, лагерные театры и музей считались проводниками коммунистической идеологии. Процесс разрушения старого мира включал в себя вдалбливание новых нравственных ориентиров, смену географических названий, а также подмену устоявшихся традиций, праздников и ритуалов. Советская власть формировала новый пантеон героев, включая обожествление политических вождей. Важной идеологической задачей пропаганды считалось умение создать образ врага и мобилизовать усилия общества на борьбу с новыми и новыми врагами.

Тюремные Соловки являлись «кузницей кадров» и «школой передового опыта» для будущих концлагерей двадцатого столетия. Лозунг «Через труд — к освобождению» впервые появился не в Освенциме, а на Никольских воротах Соловецкого кремля. Приоритет в создании газовых камер для убийства людей вполне мог бы принадлежать Советской стране. На Соловках уже были созданы запасы отравляющего вещества хлорпикрина, но доктор Николай Жилов, из лагерной санчасти, на свой страх и риск уничтожил этот газ, он якобы израсходовал его для дезинфекции одежды каторжан в вошебойках во время эпидемии тифа в 1929 году.

Большевики сделали все, чтобы превратить понятие «Соловки» в слово-пугало, в символ государственного беспредела. Когда сотрудники ГПУ расстреливали людей во внесудебном порядке где-нибудь в Сибири, то родственникам убитых устно сообщали: «Отправлен на Соловки».

История лагерей вновь подтвердила монастырскую присказку «Сегодня в Соловках — завтра в России». Не случайно кто-то из разжалованных правоверных ленинцев перед смертью постиг опережающий смысл явлений, происходящих на Соловецком архипелаге. Он, прячась под нарами, нацарапал почти на уровне пола предупреждение своим бывшим коллегам: «Товарищи!... Соловки — это школа, ведущая нас на путь к рецидиву и бандитизму!» Эту надпись в алтаре храма Вознесения на Секирной горе, конечно, замазали, но спустя годы краска осыпалась, текст проявился, а предсказание сбылось в масштабах страны.

Соловки, быстро истощив природные ресурсы архипелага — его древние леса, двинулись на континент, репродуцируя себя сетью филиалов на материке. Соловецкий кремль, как и во времена становления крепостничества, вновь превратился в столицу государства в государстве. Это государство имело свою армию и флот, свой суд, свои денежные знаки, свою почтовую службу, свою прессу и цензуру. Продукция лагерных предприятий, отправляемая на материк, именовалась «соловецким экспортом».

При Сталине контингент узников значительно расширился, включив в себя новые социальные слои населения. Заключенных перевели на самоокупаемость и ввели «шкалу питания». «Ударников», перевыполнявших нормы, одаривали грамотой и премиальными картофельными пирожками. Портреты героев принудительного труда вывешивали на Доске почета. Сталин на заседании Политбюро даже предложил награждать зэков орденами, но не выпуская их из лагеря, «чтобы на свободе они опять не испортились».

Арестанты, не способные к тяжелому физическому труду, оказались обреченными на смерть от истощения. Лагерные библиотеки и театры, «камерные оркестры» и «шах-матные» (так!) турниры исчезли достаточно быстро. Борьба за физическое выживание поглотила фиговые листочки культуры. Исправительные учреждения на деле оказались истребительными. Известен ответ наркома Ежова на вопрос начальника Оренбургского УНКВД Успенского, что делать с пожилыми заключенными: «Расстреливать».

Агенты ГПУ выискивали по городам и весям мастеров своего дела, арестовывали их по спровоцированным обвинениям и заставляли даром работать на лагерных предприятиях. Технологию чекистского подбора кадров для нужд ОГПУ описал В.В. Чернавин в книге «Записки вредителя». При недовольстве администрации работой спецов-зэков их показательно уничтожали «за вредительство», а на воле отлавливались новые жертвы, как всегда, из числа лучших специалистов. Профессор Иван Озеров, крупнейший экономист, считал на складе ножки для табуреток. Директор Русского музея Николай Сычев — организовывал лагерный музей. Профессора-генетики — ухаживали за животными в лагерном крольчатнике. Инженеры трудились в соловецком проектно-сметном бюро — прообразе будущих «шарашек».

По чекистскому набору попал в лагеря талантливый геолог Николай Кольцов, арестованный в 1931 году якобы за антисоветскую агитацию. В зоне он руководил изысканиями при строительстве Молотовска (Северодвинска). В 1936 году Кольцов, занимаясь поиском соляных источников, произвел анализ вулканических пород из глубоких шурфов и высказал предположение о наличии алмазов на юго-востоке Беломорья. Николай Федорович, опередивший своих коллег на сорок лет, погиб в 1939 году. Еще раньше палачи расстреляли другого соловчанина — гениального инженера Леонида Курчевского, автора идеи использования приливно-отливных течений для получения электроэнергии.

Самым массовым промыслом лагерей ОГПУ оказалась продажа леса за границу. Лозунг тех лет — «Сосна пахнет валютой!» Используя принудительный труд соловецких заключенных, Советский Союз стремился вытеснить Норвегию, Швецию и другие страны с мирового рынка пиломатериалов за счет крайне низких, демпинговых, цен на свою продукцию. Эксплуатация рабсилы на лесозаготовках была беспрецедентной.

Справки из слоновской папки 1928 года в архиве МВД Республики Карелия:

— «128 заключенных оставлены на Красной Горке на ночь в лесу по причине невыполнения урока», — сообщает начальству младший надзиратель С.П. Поваров;

— «В партии 46 человек, прибывшей из командировки Параново, 75% оказались с отмороженными конечностями», — докладывает врач Л.Н. Вольская;

— «Разутых и раздетых на лесозаготовках больше половины», — жалуется заведующий околотком Разнаволока;

— «Заключенные болеют, так как вынуждены работать на снегу в лаптях», — оправдывается лекпом командировки Идель;

— «Смерть наступила от прогрессивной анемии в условиях холода» — таких коротких типовых актов сотни.

Впервые «Адовыми островами» в 1925 году назвал Соловки несентиментальный герой Первой и Второй мировых войн Созерко Мальсагов. Он, уже после побега из соловецкого ада, воевал с фашистами на территории Польши в 1939-м, попал в плен, бежал из фашистского лагеря. За Мальсаговым охотились и НКВД, и гестапо, а он уже сражался во французском Сопротивлении. Мальсагов первым привлек внимание мира к ужасному положению женщин, оказавшихся в Соловецких лагерях.

«Не дели работу на мужскую и женскую — у нас общее дело — строительство социализма!» — было написанно на воротах женского барака. Но участь женщин, оказавшихся за колючей проволокой, была многократно тяжелее доли мужчин — в первую очередь из-за унижений, связанных с беспредельной властью мужланов-начальников.

Еще более беззащитную часть населения лагерей составляли подростки. В 1929 году часть детей, разбросанных по архипелагу, согнали в детское отделение лагеря, в так называемую Трудколонию, устроенную для показа Максиму Горькому накануне его вояжа на остров. Писателю колония понравилась, он не заметил, что ели, окружавшие бараки, были вкопаны на скорую руку без корней, для блезира.

«3357 несовершеннолетних подростков, в большинстве своем — беспризорные дети, находящиеся на территории СЛОНа, не получая должной квалификации, разлагаются морально и физически взрослой частью заключенных — процветает использование их в качестве пассивных педерастов», — зафиксировано в акте, составленном комиссией под руководством секретаря Коллегии ОГПУ А.М. Шанина сразу после визита Горького.

Вехой мученических путей России назвал Соловки писатель Олег Волков. При нем чекисты сложили перед алтарем церкви на Секирной горе клумбу из побеленных известью камней в виде пятиконечной звезды, вписанной в круг. Палачи выводили обреченных на смерть узников из камер и ставили по пять человек у линии круга. Заплечных дел мастера стреляли через пентаграмму от стены алтаря храма Вознесения. В казнях должны были участвовать (хотя и не всегда одновременно) все сотрудники лагерного аппарата, усвоившие порядок, гласивший, по словам лагерного начальника Игоря Курилки: «Кто не убивает, того убивают самого».

Тела убитых закапывали вдоль юго-западного склона Секирной горы, где рыть ямы не мешали корни деревьев, в заброшенном ягодном монастырском саду. В соответствии с распоряжением Наркомата юстиции «О порядке расстрелов» тела предавали земле «без всякого ритуала, с тем чтобы не оставалось следов могилы».

Другая известная вершина Соловков, по пророческому видению названная монахами Голгофой, оправдала свое имя в полной мере. На ней узников не расстреливали, там заключенные сами покидали мир «от тяжелых условий жизни», как зачастую указывалась причина смерти в «карточках личного учета». Вещи и золотые зубные коронки погибших становились добычей охраны. «Акт проверки деятельности администрации лагерной командировки Голгофа в 1929 году», составленный комиссией ОГПУ, гласит: «Большие могилы, в которых помещалось до 800 трупов, были переполнены таковыми доверху и оставались открытыми. Вышеуказанные могилы расположены на видном месте, на противоположной горе, через овраг от основных корпусов размещения заключенных».

В 1937— 1938 годах по разнарядке из Москвы были расстреляны 1800 заключенных. Палачи заводили узников в помещение, оглушали их ударом березовой палицы по голове, раздевали и связывали проволокой. Затем людей везли к ямам, выкладывали по пять тел в ряд, убивали выстрелами в голову, а помощники в это время подтаскивали к ямам следующих.

Так убиты философ и ученый П.А. Флоренский, реставратор А.И. Анисимов, изобретатель Л.В. Курчевский, адвокат А.В. Бобрищев-Пушкин, удмуртский просветитель К.П. Герд, идеолог панисламизма И.А. Фирдекс, цыганский король Г.П. Станеско, сестра милосердия Л.А. Соколова-Миллер, академик С.Л. Рудницкий, «служители культа» Ш.Г. Батманишвили, П.И. Вейгель, Д.Г. Воскресенский, С.И. Эроян, профессора П.П. Казаринов, П.И. Кикобидзе, Х.И. Гарбер, С.Ф. Васильев, Р.Н. Литвинов, исследователь В.М.Чеховский, детский врач Г.А. Тюрк, студент-юрист Г.Д. Марченко. Сотни имен. Ум, честь и совесть России, да и не только России.

Расстрельные приговоры приводила в исполнение бригада во главе с палачом, имевшим двадцатилетний стаж работы. Он лично убивал осенью 1937 года ежедневно от 180 до 265 соловецких заключенных. Имя его известно — капитан НКВД Михаил Матвеев — «образование низшее, участник штурма Зимнего дворца». За выполнение соловецкой спецоперации М.Р. Матвеев был награжден ценным подарком и серебряным нагрудным знаком «Почетный работник ВЧК-ОГПУ».

— Награда «Почетный работник ВЧК-ОГПУ» есть знак круговой поруки всех, носящих его, — провозгласил глава чекистского ведомства Генрих Ягода еще до того, как водоворот Большого террора утянул и самого Ягоду, и ленинградскую бригаду палачей, и помогавших им местных чекистов.

В 1937 году череда преображений завершилась реорганизацией Соловецких лагерей в образцовую Соловецкую тюрьму с отделениями в Кремле, в Савватиево и на Муксалме. Коридорная система монашеских корпусов XIX века такому преобразованию весьма способствовала — значительных переделок не потребовалось. Тюрьма не входила в систему ГУЛАГа и официально не носила звонкой аббревиатуры СТОН, то есть Соловецкая тюрьма особого назначения, хотя отозвалась стоном в памяти узников, которым удалось ее пережить. Тюрьма отличалась чрезвычайно немилосердным внутренним распорядком, тяжелейшим для заключенных и для надзирателей.

Академик Александр Баев вспоминал, что Соловецкая тюрьма превосходила по своей бессмысленной азиатской жестокости все, что ему приходилось видеть за восемнадцать лет скитания по лагерям и тюрьмам. Абсолютная секретность. Вместо имен у узников — номера. Контроль — ежеминутно. Свет — постоянно. Руки и лицо должны быть на виду у надзирателя даже ночью, даже в туалете. По камере перемещаться беззвучно. К окну не подходить. Во время прогулки смотреть на пятки впереди идущего, кашлять нельзя, голову поднимать запрещено! Писем и фотографий в камере иметь нельзя. Письма или заявления узникам разрешалось писать по особому расписанию, вместо ручки давался только карандашный грифель, оправу для которого зэки научились лепить из хлебного мякиша. За любые нарушения распорядка дня следовало помещение зэка в холодный карцер. Два карцерных срока обычно заканчивались смертью.

Соловецкая тюрьма считалась вершиной советской пенитенциарной системы, но оказалась ее тупиком, нежизнеспособным мутантом. История тюрьмы оборвалась в одночасье. Новое трехэтажное здание — единственное капитальное сооружение, построенное во времена особого назначения, — так и осталось незаселенным. В лагерях, устроенных по инициативе Г. Орджоникидзе для освоения богатств Норильского медно-никелевого месторождения, потребовались бесплатные рабочие руки. «Учитывая колоссальный опыт ОГПУ в осуществлении строительства в крайне тяжелых условиях за полярным кругом», соловецких зэков срочно вывезли в Сибирь. Поход каравана с каторжанами длился две недели. Тела людей, не вынесших тягот дороги, охрана выбрасывала через борта на лед.

Семь десятилетий назад Соловки перестали называться тюрьмой. Материальных свидетельств средневековья двадцатого века на островах почти не осталось. Строения, хранившие сотни надписей, оставленных узниками, разобраны краснофлотцами на дрова. Архив тюрьмы скрыт неизвестно где. Реставраторы, восстанавливая памятники архитектуры, уничтожали лагерные наслоения, чуждые древней архитектуре. Монастырь в постсоветское время перестраивал здания под себя, не думая о сохранении чуждой ему истории.

Страна не покаялась в преступлениях, творившихся на ее земле ее сынами. Исконный смысл покаяния не в слезах, не в устройстве стометровой статуи Христа на Секирной горе, не в разбивании лбов, не в количестве крестов. В новозаветном греческом языке, употребляемом в церковном обиходе, покаяние обозначается понятием metanoia, что в дословном переводе соответствует слову «умоперемена», то есть перемена взглядов, переосмысление пройденного пути.

В стране, где не дана моральная оценка преступлений Сталина, где культивируется гордость великим советским прошлым, увы, не принято вспоминать о великой трагедии XX столетия. В Архангельске осенью 2009-го наследники чекистского ведомства изъяли при обыске у профессора Михаила Супруна рукопись его книги о Соловецких лагерях. Заместитель директора Соловецкого государственного музея-заповедника, который отвечает за экспозицию, посвященную истории лагерей особого назначения, убежден в том, что соловецкие лагеря были гениальной формой защиты государства от всяких диссидентов. Позицию этого поклонника генерала Макашова, видимо, разделяют и хозяева монастырской лавки на Соловках. Подборка книг об истории в лавке Соловецкого монастыря говорит сама за себя — паломникам и туристам предлагаются книги, восхваляющие Сталина.

Соловки — от слова «соль». Солона Россия от слез, пролитых жертвами Соловков. На островах и в их филиалах оставили свою жизнь или часть жизни около миллиона человек.