Западный Донбасс. Западный донбасс оживил все восточное приднепровье Западный донбасс

Западный Донбасс

Рассказ об освоении Донбасса был бы не полон, если бы мы хоть несколько строк не посвятили Западному Донбассу, который сейчас входит в состав Днепропетровской области. Как и вся Новороссия, этот регион вошел в состав России в имперский период, однако уголь тут был обнаружен сравнительно поздно, а полноценная промышленная разработка черного топлива и вовсе началась лишь в середине ХХ века. Неформальной столицей Западного Донбасса считается город Павлоград. Кроме того, крупными центрами угледобычи являются Терновка и Першотравенск (Шахтерское).

Интересно отметить, что до сих пор между краеведами нет единого мнения о дате основания Павлограда. Одни предлагают вести отсчет от хутора Матвеевка, основанного на месте будущего Павлограда заслуженным казаком Матвеем Хижняком вскоре после упразднения Запорожской Сечи54 . Другие указывают, что запорожский старшина никак не может считаться основателем города, родословную которого следует вести от основанного тут в 1779 году села Луганское55 , в котором был размещен штаб Луганского пикинерского полка.

Сам полковой старшина Матвей Хижняк или, как его именовали в документах, Хижняковский недолго хозяйствовал тут. Его хутор находился в очень удобном месте на дороге с запада на восток, и поэтому в сентябре 1775 года хутор был переведен в ранг государственной воинской слободы. Земля отошла в собственность казны, жители получали статус воинских поселян. Они освобождались от большей части налогов, но за это должны были выставлять на царскую службу определенное количество всадников.

Взамен Матвеевки бывший хозяин получил звание осадчего, должность земского смотрителя, а также деревню Бузиновая и 5000 десятин земли в собственность. Кроме того, он (теперь в качестве госслужащего) продолжал управлять слободой и окрестностями, следил за заселением и колонизацией края. За свои труды он получил впоследствии звание капитана и окончил жизнь солидным и уважаемым человеком.

В 1779 году в Матвеевке уже жило полторы тысячи человек, что делало слободу крупным населенным пунктом в этом пока еще малоосвоенном регионе. Причем значительную часть жителей составляли воины одной из рот Луганского пикинерского полка, появившиеся тут около 1770 года. В конце десятилетия сюда из Бахмута была переведена штаб-квартира полка, а в конце 1780 или в первой половине 1781 годов разросшаяся Матвеевка стала Луганской слободой. Интересно отметить, что полком в то время командовал полковник Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, впоследствии прославившийся как победитель Наполеона. На новом месте службы Кутузов получил в собственность землю, на которой выстроил деревню Михайловка. В 1780 году тут было 10 дворов, в которых проживало сорок человек. В 1783 году Луганский и Полтавский пикинерские полки были объединены в один, получивший название Мариупольский легкоконный полк, который по-прежнему располагался в слободе. Командиром полка остался Кутузов, который оставался в Донбассе вплоть до августа 1785 года, когда был переведен на новое место службы.

В 1780 году в сотне километров от Луганской у места впадения речки Солоной в реку Волчью было построено укрепление, названное Павлоградом. Однако в 1784 году укрепление было переименовано в Павловскую слободу, а село Луганское названо Павлоградом. Одновременно слобода получила статус города и уездного центра.

Представление о том, как выглядел регион в это время, нам может дать «Описание городов Азовской губернии», в котором написано56 : «Земля плодоносна, но по новости заселения как казенных, так и помещичьих селений не довольно еще обработана. Рыбы в реках и озерах мелкой обыкновенной довольно. Лесов, кроме малого количества терноваго, бузиноваго и чернокленника, вовсе нет, и доставляют для строения из других мест, а больше поселяне делают мазанки, оплетывая хворостом и обмазывая глиной. Отапливаются же соломой и камышом, выращивая притом разсадкой и посевом разнаго рода деревья. Жители упражняются в хлебопашестве и скотоводстве, получая из того себя пропитание ».

Так как Павлоград стоял на пересечении важных путей сообщения из Екатеринослава в Бахмут и из Харькова к побережью, он быстро рос и богател, превращаясь в экономический и административный центр региона. Однако после начала промышленного бума во второй половине девятнадцатого века Павлоград оказался в тени стремительно росших городов центрального Донбасса, богатевших на добыче угля и производстве металла.

Павлоград же оставался преимущественно аграрно-торговым городом. Жители растили хлеб, занимались скотоводством и огородничеством. Несколько десятков ветряных и водяных мельниц обеспечивали край мукой. Славился город своими конями, недаром даже на первый герб Павлограда, утвержденный в 1811 году, была помещена пасущаяся лошадь. Трижды в год тут проводились ярмарки, которые длились по четыре дня.

В середине девятнадцатого века в Павлограде была открыта табачная фабрика, а в начале 1860-х годов тут действовали 5 салотопенных, 2 свечных, 2 кожевенных, 2 кирпичных завода и табачная фабрика. В 1874 году через город была проложена железная дорога, что оживило провинциальную жизнь, но все равно Павлоград продолжал оставаться аграрным поселением, ничем не выделявшимся среди прочих населенных пунктов в Новороссии. Лишь в самом конце XIX века в городе начинают появляться первые промышленные предприятия: заводы по выпуску бричек и сельскохозяйственной техники. Так Павлоград стал превращаться из аграрного в торгово-промышленный город.

На рубеже веков вся промышленность города выпускала продукции на 2 064 700 рублей, что было весьма скромной суммой для Донбасса. Например, предприятия Луганска давали продукции на 11 310 266 рублей, а Мариуполя – 9 777 590 рублей. Зато в Павлограде активно развивались торговые конторы, которых было в четыре раза больше чем промышленных производств, так что по общему количеству действующих фирм и их обороту Павлоград уступал лишь немногим донбасским городам. Главными товарами местных бизнесменов были зерно, мука, яйца, кожи и бакалея.


Основанная в 1775 году слобода Терновка оставалась заурядным поселением вплоть до 1959 года, когда тут была открыта первая разведочная шахта. В 1964 году в Терновке была построена первая промышленная шахта, в следующем году началось строительство шахты-гиганта «Западно-Донбасская». Рядом с шахтами вырос горняцкий посёлок, который в 1976 году получил статус города.

Трудно переоценить значение Западного Донбасса для современной Украины. Особенно сейчас, в условиях войны, когда значительная часть угольных предприятий оказалась на оккупированных территориях.

Сегодня на 10 шахтах Западного Донбасса добывается половина черного золота всей страны. Но даже задолго до нынешних событий создание Западного Донбасса стало значительной вехой в развитии не только Приднепровья, но и соседних индустриальных областей — Донецкой и Запорожской.

Дело в том, что геологи около ста лет назад открыли мощнейшее западнодонбасское месторождение угля в непосредственной близости от металлургических мегаполисов, в которые стремительно превращались Днепропетровск, Запорожье, Кривой Рог и догоняющий их Днепродзержинск. А металлургам, на которых многие десятилетия держалась экономика Украины, был нужен кокс для выплавки стали и чугуна, а также электроэнергия, которая производится на ТЭС — тоже, кстати, работающих на энергетическом угле. И месторождение этого черного золота оказалось, можно сказать, под боком у металлургических гигантов Приднепровья.


ФОТО. Первые электровозы

И вот, в начале 50-х годов геологи, придя к выводу, что запасы западнодонбасского мес­торождения, охватывающего более 12 тыс. квадратных километров (то есть более трети площади всего Приднепровья), огромны (расчетный запас достигает 25 млрд. тонн угля), дали добро на его разработку. И в 1952 году на окраине села Терновка (впоследствии превратившегося в 30-тысячный город) приступили к строительству первой — разведочной — шахты. А уже в 1959-м там добыли первую тонну угля.


ФОТО. Аппаратура управления струком

С тех пор преимущественно аграрная восточная часть Днепропетровщины стала стремительно преображаться. И за полсотни лет изменилась до неузнаваемости. Население самого крупного промышленного центра левобережья Приднепровья — 45-тысячного Павлограда — к 90-м годам увеличилось в два с половиной раза. Появились новые города-тридцатитысячники — Терновка и Першотравенск. Значительно выросло население шахтерских сел — таких, например, как Богдановка, Богуслав, Николаевка…

ФОТО. Врубовая машина

Кроме 11 шахт, были построены и другие предприятия углепрома: центрально-­обогатительная фабрика «Павлоградская», комбинат «Днепрошахтострой», Першотравенский РМЗ и другие. Там получили высокооплачиваемую работу более 30 тысяч местных жителей. В общем, спустя каких-то полвека после начала строительства первой шахты, некогда аграрная глубинка превратилась в самый современный угольный бассейн Украины. С накопленным мощнейшим научным и производственным потенциалом, который удалось сохранить даже в такое кризисное время.

С 2005 года 10 шахт Западного Донбасса — в составе частной компании ДТЭК. За 11 лет собственник инвестировал в их развитие 12 млрд. грн. Благодаря этому «Павлоградуголь» сейчас — лидер угольной отрасли Украины, здесь по сей день ставятся трудовые и промышленные рекорды, внедряются самые современные, уникальные даже для Европы технологии — например, струговый угледобывающий комплекс, фронтальный нишенарезной комплекс или монорельсовый транспорт.


ФОТО. Фронтальный нишенарезной комплекс

Нашим шахтам еще ­работать и работать!

Сколько бы мы ни говорили о технологической революции, которая коснулась и горного дела, все равно еще немало людей, живущих в плену стереотипов, которые мешают адекватно воспринимать реальную жизнь.

Давайте накануне профессионального шахтерского праздника про­анализируем правдивость хотя бы нескольких мифов о горняках и их труде.

Миф первый. Шахтерский труд — тяжелый, механический, бездумный.

У многих людей устаревшее восприятие шахтерского труда. Мол, машут ребята кирками, гребут уголь лопатами, в лучшем случае — вооружены отбойными молотками.

Но это давно уже не так. Но в основном труд в подземных выработках не просто максимально механизирован — он еще и компьютеризирован. Вгрызаются в землю и рубят уголь уже не кирки с отбойными молотками, а огромные, напичканные электроникой комбайны, напоминающие самоходные орудия. Лопату используют лишь иногда — например, чтобы зачистить выработку от просыпавшегося угля.

Выработки оборудованы современными подземными конвейерами, по которым доставляется уголь. Когда развитие отрасли только начиналось, это делали лошадиные упряжки. Во время строительства шахт Западного Донбасса (60 лет назад) их уже не использовали. Сейчас уголь на-гора доставляют быстрые подземные конвейеры. Людей возят поезда, которые по старинке называют «каретами».

А на шахте «Степной» внедрили подвесной монорельсовый транспорт, что значительно облегчает транспортировку материалов и оборудования и делает работу обслуживающего персонала максимально безопасной.


ФОТО. Подвесной монорельсовый транспорт

Поскольку в шахтах сейчас работает сложное современное оборудование, это требует и от шахтеров специфических знаний и умений. Уже давно в шахту всех подряд не пускают. Здесь мало быть просто здоровым человеком (как-никак, подземная работа требует хорошей физической формы). Перед спуском в подземную выработку шахтеров проверяют медики. И при малейшем перепаде артериального давления оставляют на поверхности. Не говоря о даже слабой степени алкогольного опьянения. Тогда виновника увольняют — и вряд ли уже примут на работу на другую шахту. Поэтому вопрос с употреблением спиртного в шахтерских коллективах — тоже давно уже миф. Работа и алкоголь для шахтеров — несовместимые вещи, как и для профессиональных водителей.

Помимо крепкого здоровья и культуры труда, современным горнякам нужно еще и подготовку иметь профессиональную, в механике и элект­ронике разбираться. По статистике, каждый второй шахтер в Западном Донбассе имеет высшее или профессионально-техническое образование.

Сейчас горняки — настоящая элита рабочего класса в регионе. Большинство шахтеров — образованные, дисциплинированные люди, ведущие здоровый образ жизни. Среди них — много спорт­сменов, которые защищают не только честь предприятия или города, но и даже честь всей страны. Например: Григорий Лобачев, горный мастер ДТЭК ШУ «Терновское» — чемпион Европы в сумме двоеборья среди мужчин-любителей в весовой категории 95 кг, серебряный призер Первенства Европы по гиревому спорту среди ветеранов возрастом 45-59 лет; Юрий Дениченко, ветеран-шахтер из Павлограда — семикратный чемпион мира по гиревому спорту.

Миф второй. Уголь в Западном Донбассе заканчивается. Шахты вскоре закроют. Регион ожидает безработица и вымирание.

Промышленные запасы Западнодонбасского угольного месторождения составляют 699,2 млн. тонн, что при существующем уровне добычи представляет обеспеченность углем на 56 лет. Об этом свидетельствуют и многомиллионные инвестиции, которые ДТЭК вкладывает в развитие производства. В бесперспективное дело частный капитал деньги не вкладывал бы.

И напоследок. Об огромных запасах угля в западнодонбасском месторождении свидетельствует даже такой факт: изначально (в 1962 году) проектировщики планировали построить в регионе 22 (!) шахты. Производительность каждой должна была составить 1300 тыс. тонн угля в год. Сегодня 10 шахт региона дают в год порядка 18 млн. тонн солнечного камня.

Так что, шахтам При­днепровья предстоит еще работать и работать!

Иногда маленький фрагмент восмпоминаний вызывает в ответ целую лавину. Фрагменты своей прошлой жизни вплетаются в жизнь сегоднешнюю и порой создается очень интересная картина. Вот и короткое воспоминание, связанное с голубями, вызвала небольшой поток, по мере наполнения которого, открылись весьма интересные факты. Которые я до того не сопоставлял. Судите сами:

В 1987 году наше управление начало проходку ствола на шахте Менжинского в Первомайске Луганской области. Ствол был шикарный. Восьмиметровый, глубиной чуть больше километра. Мы на каждый цикл при его строительстве (четыре метра проходки) закладывали и подрывали по полтонны взрывчатки. Время перестройки, но над Союзом только начинали сгущаться тучи. Не очень напрягаясь, проходили в месяц по шестьдесят - семьдесят метров. И зарплата была шестьсот - семьсот рублей. Тех еще, советских.И я, с опытом работы проходчиком чуть больше двух лет, получал такую же зарплату, как и все. На фоне того, что три года назад у меня зарплата была двести сорок.

На излете Союза был разработан проект глубокой реконструкции этой шахты. Несмотря на то,что шахта пережила свой столетний юбилей, угля там было еще очень много.

Историю свою эта шахта ветдет с 1872 года. Рудник.потроенный в то время нарекли женским именем "Мария" И так как он был в то время одним из самых глубоких, его стали называть Марией Глубокой. И неофициально звали шахту так до последнего ее издыхания. Построена Мария была рядом с поселком Петромарьевка, который постепенно разрастаясь, превратился в город Первомайск.

Есть еще одна легенда, обьясняющая почему эту шахту назвали так.

"Был на шахте работник Евсей, который пришел сюда на заработки из Орловской области, где у него осталась жена. Был он молодой и то что у него была жена он скрыл и стал гулять с дочкой крепильщика Марией. Через некоторое время законнfя жена передала Евсею весть, что собирается к нему. Евсей испугался и решил избавиться от Марии. Он завел ее в степь и сбросил в старый шурф. Девушка выжила. Потом переодевшись в парня устроилась туда, где работал Евсей. Там она и явилась к своему убийце. Евсей испугался, бросил работу и стал говорить, что под землей в шахте бродит призрак. С тех времен шахту и начали называть Марией."

До сих пор запасы угля этой шахты под землей оцениваются на уровне 70 - 80 миллионов тонн. Да еще и какого.Высококачественного коксующегося, малосернистого. Поэтому, несмотря на ее глубину и адские условия труда под землей (температура в забоях достигает сорока градусов), ни у кого рука не подымается подписать ей смертный приговор.

По проекту реконструкции к двум старым стволам планировалось добавить еще два. Один из них к моменту начала строительства второго был готов.Его прошли в пригородном поселке Борщеватое. Сейчас этот поселок находится на линии фронта и регулярно попадает в военные сводки под именем Калиново - Борщеватое. Когда построили первый ствол на глубину девятьсот метров, работать в шахте стало намного легче. Улучшилась вентияляция. Если бы достроили бы второй ствол, шахта наверняка осталась бы рабочей и за ее владение была бы настоящая война. Она стоила того. Но на шахте случилось два пожара. Второй пожар бушевал несколько месяцев. Огонь был такой, что невозможно было даже приблизиться к очагу горения. В том крыле выгорело все.Мало того, огонь пошел вверх по третьему стволу.Жар был такой, что в стволе поплавились все металлоконструкции и от жары начала разрушаться бетонная крепь. Что бы ствол не обрушился совсем, его засыпали породой. И с тех пор над шахтой начали сгущаться тучи.

Проходку четвертого ствола закончили к концу 1989 года. И одновременно с проходкой начали готовить металлоконструкции для наполнения его расстрелами, балками, к которым крепяться проводники, рельсы или коробчатые длинные балки, по которым ходит клеть или скип. Но грянула перестройка и начал ложится шахтострой. Монтаж металлоконструкций в стволе у нас называется армировка. Через четыре или шесть метров монтируется ярус. После монтажа яруса, к балкам подвешиваются проводники. И после этого ствол перекрывается и начинается монтаж копра.После того, как копер смонтируется из ствола проводники стыкуются с провдниками копра. Цеплется клеть или скип и ствол начинает жить шахтной жизнью. Но этот ствол не дожил до того счастливого момента. Перестройка, обретение Украиной независимости, а затем и пожар сделали свое дело. Но все металлоконструкции для армировки были заготовлены. Заготовлены еще во времена позднего СССР. И лежали и ржавели потихоньку.

Наверное они бы обрели свое счастье в Турции в виде металлолома, но не судьба. Когда мы начали достраивать ствол в Павлоградугле, как раз эти металлоконструкции очень сильно пригодились. После небольшой переделки, все они обрели новую жизнь уже не другой шахте. И живут там по сей день. Как и живет сама эта шахта и дает уголь. Так невольно побратались Первомайск и Першотравенск, рядом с которым на шахте это все обрело вторую жизнь.ЗАЦЕНИТЕ ИГРУ СУДЬБЫ. УМИРАЮЩАЯ ШАХТА ПЕРВОМАЙСКА ОТДАЛА СВОЮ ЧАСТЬ УМИРАЮЩЕЙ ШАХТЕ ПЕРШОТРАВЕНСКА (ТОЖЕ ПЕРВОМАЙСКА, ТОЛЬКО ПО УКРАИНСКИ) И ЭТИМ СПАСЛА ЕЙ ЖИЗНЬ!

И какова благодарность была от небратьев Первомайску за сей благородный поступок? Когда небратья в 2014 году приблизились к Первомайску, они из пушек превратили его в руины. Вот такая она украинская благодарность!

Я как то давно, когда писал свой цикл "Уголь Украины", слегка прошелся обзором по Западному Донбассу. Легкое желание возврата к этой теме появилось после написания предыдущего поста. В котором я написал про ту работу, которую мы проделали на одной из шахт Западного Донбасса. Я написал, что ствол, который мы достраивали был пройден не классическим стволовым способом, а с помощью бурения. В СССР большую работу проводили для поиска альтернативных способов проходки стволов. Было разработано несколько типов вертикальных проходческих комбайнов. Но все они были построены в единичных экземплярах и большинство их померло, так и не дойдя до конца проектной глубины ствола. Трудное это оказалось дело.

В Западном Донбассе применили метод бурения.Стволы бурили и до этого. Но бурили в основном стволы малого диаметра, для проветривания. А в данном случае применили метод для полноценных стволов, через которые работала вся шахта. Путнего не получилось, в силу недостаточного опыта и малой управляемости рабочего инструметнта.Ствол гулял и гулял очень сильно. Для чего все это делалось? А все просто. Для уменьшения затрат при строительстве шахт. Ведь проходка стволов забирала львиную долю тех средств, которые выделялись на строительство. Очень затратное дело.

И еще один примечательный факт. Само решение о начале освоения Западного Донбасса. Ведь к этому моменту основной Донбасс давал приличное количество угля. Подтянулся Кузбасс, заработал Экибастус. Сказать, что угли Западного Донабсаа отличались каким то особым качеством, не скажешь. Рядовые газовые угли. И пласты не совсем выдающейся мощности. В районе метра. Строительством и эксплуатацией шахт как то рашалась проблема занятости? То же не скажешь. Не тот это был регион, в котором ощущался дефицит работы. Тем более, для начала строительства было переселено большое количество кузбасских шахтеров и они фактически на первом этапе и строили шахты там. Обиндустриализирование местных колхозников? То же вопрос. Но ведь начали и на это была своя причина.

По генеральному плану Западный Донбасс планировалось вскрывать мелкимим шахтами, коих должно было быть настроено около пятидесяти штук. И срок жизни их ограничивался бы в двадцать пять - тридцать лет. Мало, по сравнению с шахтами других регионов. Вообщем одни сплошные вопросы.

И еще была одна проблема.Высокая обводненность. Поверхностные воды и плывуны. И очень агрессивная подземная вода, высокоминерализованная. Которую, кроме всего прочего, надо было куда то девать после откачки ее из шахты.

Но в этом решении присутствовала своя логика, со стороны совсем невидимая. Мелкие шахты вскрывают меньшее количество площади водных горизонтов, по сравениню с крупными шахтами и облегчают откачку воды. Делают ее менее затратной. Между шахтами оставляют нетронутый участок. Т. н. целики. Что бы друг у друга уголь не воровали. Эти целики придают, хоть малую, но устойчивость отработанного пространства на всем протяжении всего региона.. Меньшее количество отработанных лав, меньшее количество воды накапливается в погашенных лавах и обрушенном пространстве.

А делалось это все для того, что бы придать шахтам вторую, основную, жизнь. Потому что под угольными пластами залегало нечто такое, которое делало вскрытие Западного Донбасса целесообразным. После отработки запасов угля, шахту ставили на реконструкцию И здесь вопрос меньших первоначальных затрат начинал играть свою роль.Общие затраты при перепрофилировки шахт становились меньшими. Стволы углублялись, строились бы новые горизонты и вперед. За пряниками...

Но планы, как и многое другое, сломала престройка. Шахты достались Укриане и она поступила с ними так, как она поступила и со всем многим советским наследством. Создается впечатление,что мироздание допустило возникновение отдельного государсвта Украина для наглядной демонстрации всем, как не надо строить государство и как не надо жить в нем. Что бы все смотрели и видели наглядно все это.

Главную, вторичную цель, шахт Западного Донбасса в Украине благополучно угробили. Средств на дальнейшее строительство мелких шахт не было Да и не сильно там к этому стромились. Вместо пятидесяти шахт успели построить только одиннадцать. Одна из которых закрыта. И в ней накопилось несколько миллионов кубов воды. Шахты работали, выгребали уголь и к отработанному пространству работающих шахт прирезали шахтные поля планируемых раньше маленьких шахт. Вскрывались водоносные горизонты на большей площади. Воды становилось очень большое количество. Затраты на ее откачку повышались. В отработанных протранствах накопилось громадное количество воды. И все это сделало невозможным дальнейшую, главную жизнь, шахт Западного Донбасса.

Сейчас, в силу сложившихся обстоятельств, угля Украине не хватает. И из оставшихся шахт уголь выгребается с увеличенной скоростью. Приближая кончину очень большому региону, на шахтах которого работает большое количество людей. И недалек тот час, когда шахты Западного Донбасса будут останавливаться. И если кто то думает, что это еще далеко, пусть не обманывается. Жить тем шахтам осталось лет десять - пятнадцать.

Справа скиповой ствол, в котором обрели вторую жизнь отдельные части шахты Менжинского. И я, проболтался между этими двумя стволами десять лет. И на земле и под землей.

Порядок проживания Период работы: C 1 мая по 30 ноября

Расчетный час: Согласно условиям тарифа
Номерной фонд Размещение: Один 3-этажный корпус.

1-местный с удобствами (макс. 1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальная кровать, туалет).

2-местный с удобствами

2-местный с удобствами (с балконом) (макс. 2 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет).

2-местный 2-комнатный люкс (макс. 2+1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет). Доп. место - диван, предоставляется без ограничений по возрасту.

3-местный с удобствами (макс. 3 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет).

3-местный 2-комнатный семейный

3-местный 2-комнатный семейный (с балконом) (макс. 3+1 чел., телевизор, кондиционер, душ, холодильник, 1-спальные кровати, тумбочки, туалет). Доп. место - диван, предоставляется без ограничений по возрасту.

Пляж Пляж:
Черное море Спорт спортивные площадки Дети Услуги для детей: детская площадка
Примечание Есть огороженная территория. Парк 3 га. Водоснабжение Холодная и горячая вода круглосуточно. Адрес г. Алушта, ул. Комсомольская, д. 17. Координаты: широта 44.65864, долгота 34.39642
Точный проезд Самолетом до г. Симферополя, далее до автовокзала г. Алушта троллейбусом №51 или рейсовым автобусом, далее троллейбусом №2 до конечной остановки «Рабочий уголок» или маршрутным такси.