Архитектура древней японии.

Ига-Уэно . Замок основан в 1608г., в префектуре Миэ. Ига-Уэно известен как Хакухо или замок белого феникса. Его тридцатиметровые стены считаются самыми высокими в Японии.

Хиконэ . В 1603г. на холме Конкидзан у озера Бива началось строительство. Возведение замка было завершено в 1622г. ,крепостные стены окружали ров, куда поступала вода из озера Бива. Замок считается одной из четырех самых красивых цитаделей Японии, оставшихся в своем неизменном виде. Он располагается на восточном берегу озера Бива. Помимо трехуровневой главной башни до наших дней сохранились ворота, внутренние рвы и сторожевые башни. Здания имеют уникальный дизайн, сочетая несколько архитектурных стиля. Со стен открывается потрясающий вид на озеро. Хиконэ – замок, охраняемое государством национальное сокровище, расположен в префектуре – Сига.

Замок Нидзё . Сначала это был особняк, построенный Нобунагой в 1569г. Замок же был воздвигнут в 1603г. в качестве штаб-квартиры Тогукавы. Главная башня сгорела в результате удара молнии в 1750г. Во дворце хранится множество произведений искусства. Комплексу присвоен статус национального сокровища.

Замок Фусими. Основан в 1594г. полководцем Тоётоми Хидэёси, через год он был уничтожен землетрясением. Хидэёси повелел построить ещё один замок неподалёку, вскоре он был разрушен в результате вооруженного конфликта. Замок восстановили в 1964г. Расположен замок в префектуре Киото.

Осака. Замок построен в 1585г. Тоётоми Хидэёси, длина каменных стен составляет около 12 км. Замок Осака сожгли в 1615г., когда дом Тоётоми был свергнут. В 1620г. Хидэтада Тогукава полностью обновил замок. Замок несколько раз подвергался разрушению в период междоусобных войн, но каждый раз правители восстанавливали замок. В 1665г. пожар от удара молнии разрушил главную башню, большинство других строений сгорело дотла в 1868г. Главная башня замка Осака реконструирована в 1931г. , сделана она из железобетона, в ней расположен исторический музей.

Осака-Дзё, построенный замок стал самым крупным в Японии, а образовавшийся вокруг него город превратился в культурный и деловой центр страны.

Самый крупный валун замка Осака находится у ворот Сакура-Мон

Замок Химэдзи . В 1581г. Хидэёси Тоётоми решил укрепить стены замка Химэдзи. Вокруг цитадели были возведены новые стены с 30-ю башнями. Территория крепости имеет тройную спиральную линию обороны и множество запутанных переходов. С внешней стороны замок окружен глубоким рвом с водой. Замок Химэдзи считается самым красивым замком Японии, его ещё называют замком Белой цапли. Он получил свое название за белизну штукатурного покрытия и элегантность форм, напоминающую великолепную изящную птицу. Замок Химэдзи является национальным сокровищем Японии. Замок в 1993г. признан культурной ценностью мирового наследия. Замок расположен в префектуре Хёго.

Замок Акаси основан в 1619г., расположен в префектуре Хёго.

Замок Тацуно построен в XV веке, расположен в префектуре Хёго.

Замок Вакаяма основан Тоётоми Хидэнагой в 1585г. Восстановлен в 1958г.

Замок Мацуэ , один из 12 замков Японии, дошедших до наших дней. Мацуэ был построен в 1611г. из сосны и камня, а затем частично перестроен. Его пятиэтажная башня считается самой высокой в Японии.Расположен в префектуре Симанэ.

Замок Окаяма строился с 1573 по 1597 , Рядом с замком в эпоху Эдо был разбит сад Коракуэн. На сегодняшний день и замок и сад являются достопримечательностью Японии.

Первый горный замок на этом месте, построен в 1240г. Существующие ныне здания были построены в 1683г., расположен в префектуре Окаяма.

Замок Фукуяма возведен к 1622г... Полностью уничтожен в 1945г., восстановлен в 1966г., расположен в префектуре Хиросима.

Хиросима . Замок построен в 1591г. даймё Мори Тэрумото. Замок получил статус национального сокровища в 1931г. Уничтожен взрывом атомной бомбы в 1945г. Замок Хиросима восстановлен в 1958г.

Основан в 1608г. Кикавой Хироэ. В 1615г. Ивакуни был разобран в соответствии с законом Тогукавы. Восстановлен в 1962г., находится в префектуре Ямагути.

Современная, как и старинная, архитектура Японии демонстрирует уникальность и феноменальность этого государства, которые берут свое начало с древних времен. За последние десятилетия зодчие Страны восходящего солнца стали лауреатами которая считается самой престижной в данной области. Это позволило японскому искусству превратиться из экзотической восточной школы в явление, задающее модные тенденции в мировой архитектуре.

История японского зодчества

Главная особенность архитектуры древней Японии — строительство сооружений исключительно из дерева, имеющих громоздкую массивную крышу и легкие, непрочные стены. Это связано с влажным и теплым климатом островов, на которые часто проливаются достаточно обильные осадки, а также периодическими землетрясениями.

Храмовые строения в Японии делятся на 2 типа по религиозному признаку: синтоистские и буддистские. Конструктивно эти здания возведены под влиянием китайских традиций, однако адаптированы к местной культуре.

Основные черты древней архитектуры Японии:

  • Главный материал — древесина, которой богаты местные территории. Благодаря ей строения хорошо выдерживают все капризы природы, легко разбираются и переносятся на другое место.
  • Прочные двускатные крыши, которые хорошо выдерживают потоки проливных дождей, и загнутые карнизы строили под влиянием китайских зодчих, но они более изящные.
  • Все здания прекрасно вписываются в ландшафт, храмы чаще всего расположены в парке или подняты над водой на сваях.
  • Древние зодчие возводили не отдельные объекты, а целые комплексы.

Примером такой постройки может послужить любое культовое сооружение, состоящее не только их основного храма, но также из главных ворот (торий), сокровищницы, библиотеки, многоярусной пагоды и храма для проповедей.

Архитектура Средних веков

По мере проникновения буддистской градостроители были вдохновлены опытом планировки и возведения городов Китая. Уже в 8 веке в городах Киото и Нара улицы были проложенные параллельно и перпендикулярно друг другу. Центром всегда оставался дворец императора, а дворцы богатых и знатных жителей, правительственные здания строились симметрично и располагались по направлению с севера на юг.

Дома аристократов и знати отличались своей пышностью и монументальностью. Эти дворцы и сейчас демонстрируют традиционные японские архитектурные формы и детали, доминируя над окружающим пейзажем. Убедиться в этом можно, взглянув на прилагающиеся к статье фото.

Характерным признаком архитектуры средневековой Японии выступает ярусный стиль, которые применялся и в культовом, и в светском градостроительстве. Своей вершины стиль дзэн достиг в 14 в., когда было построено несколько павильонов и других сооружений, украшенных позолоченными крышами. При их сооружении широко применяли камень, из которого возводили башни тэн-сю и другие постройки.

Архитектура японских храмов

Расцвет светской и религиозной архитектуры в Японии пришелся на 13-14 вв., когда были построены Золотой и Серебряный павильоны, храм Киемидзу, замок Нидзе и др.

С приходом в Страну восходящего солнца буддизма распространилась и другая техника строительства. Основанием храма были уже не деревянные сваи, а каменный фундамент. Религиозные комплексы в Японии служили и монастырями, в которых жили и учились монахи. По традиции храм должен сливаться с окружающим парком, с высокими и прямыми стволами окружающих деревьев. Внутри его центром является «сад камней», предназначенный для размышления и сосредоточенности.

Самые известные старинные храмы Японии: синтоистские Исэ и Идзумо, буддистский комплекс Хордзи (г. Нара), ансамбль Тодайдзи. Последний является самым большим деревянным сооружением в мире, достигающим в высоту 48 м, равным современному 16-этажному дому. Он имеет основание размером 60 х 55 м и является «земным домом» великана Дайбуцу (Большого Будды).

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа зодчества в Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые она заявила о себе во время строительства Олимпийского стадиона «Ееги» (арх. К. Тангэ, 1964 г.), который возводился для проведения спортивных игр.

Современная архитектура Японии имеет как самобытные черты, так и интернациональные, привлекая все большее внимание специалистов во всем мире. Различают три основных ее направления:

  • к первому относятся все звездные зодчие, уже признанные во всем мире: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье «Бау-Вау»;
  • молодые начинающие зодчие.

Достигшие популярности японские архитекторы занимаются возведением объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с применение свойств и особенностей натуральных материалов.

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага по-прежнему остаются основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве архитектуры Японии. Более 50% всех жилых домов строятся на основе древесных конструкций. Ведущим специалистом в такой области считается Кэнго Кума, обладатель нескольких премий в области архитектуры. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио) демонстрируют высокое мастерство применения деревянных конструкций для декорирования пространства.

Другой специалист по работе с деревом - Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого состоит из необработанных щеп в виде многослойной поверхности.

Один их известных представителей современной архитектуры Японии — Бан, который создает уникальные бумажные конструкции, использую один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологичный.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем искусстве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония).

Заключение

Задача современной архитектуры Японии, по словам знаменитого зодчего Тайра Нисидзавы, состоит в создании уникальных форм и конструкций таким образом, чтобы здание, люди и окружающая среда находились в гармоничном соотношении. К выполнению этой цели и стремятся все зодчие Страны восходящего солнца в 21 веке.

Следы древнейших поселений на японском архипелаге датируются X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных как «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки с приподнятым полом, покрытые двухскатной крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

В IV-VI вв. нашей эры в Японии уже возводились громадные усыпальницы местных правителей, называемые «кофун». Протяженность усыпальницы императора Нинтоку составляет 486 метров, по площади она больше любой из египетских пирамид.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом японской культовой архитектуры считается синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ), сооруженное в VII в. в стиле симмэй и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками, прародительнице императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с широкой стороны имеет ступени, ведущие внутрь. Две колонны поддерживают конек крыши, которая декорирована с двух торцов пересекающимися над нею перекладинами. Десять коротких бревен лежат горизонтально поперек конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в точности его копируя, божества перемещаются из старого святилища в новое. Так до наших дней дошел «короткоживущий» тип архитектуры, основные характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша.

Великий храм Идзумо (Идзумо тайся) в префектуре Симанэ, так же как и святилище Исэ, ведет свою историю с «мифических времен». Периодически перестраивавшийся вплоть до 1744 г., этот храм верно хранил традицию тайся — стиля синтоистской архитектуры, чье происхождение относится к первобытной эпохе.

Храмовые постройки почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Считалось, что каждое синтоистское божество («ками») должно иметь свое святилище. Например, три морских божества почитаются в храме Сумиёси в г. Осака и, соответственно, там возведено три одинаковых святилища для каждого божества. Они располагаются друг за другом и напоминают три корабля в открытом море. А в храме Касуга в г. Нара сооружено 4 одинаковых, стоящих рядом святилища.

Важным элементом синтоистской культовой архитектуры являются ворота в храм — тории.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура буддистских храмов повлияла на архитектуру синтоистских святилищ. Постройки стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать металлические и деревянные резные украшения, к главному сооружению святилища стали пристраивать крытые помещения для молящихся и другие подсобные помещения. Храм Ицукусима построен на острове Внутреннего Японского моря вблизи г. Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет по поверхности воды. В одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный причал, сцена для представлений театра Но, другие сооружения.

Тщательно уложенные огромные каменные блоки внутри курганов-усыпальниц говорят о том, что древняя Япония обладала высокой техникой каменного строительства. Однако с момента зарождения и вплоть до заимствования европейской культуры строительства в период Мэйдзи японская архитектура использовала в качестве строительного материала исключительно древесину.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов было еще больше. Заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Каменная кладка не позволяла обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.

Начиная с храмов Исэ в японской архитектуре преобладала тенденция к горизонтальному развитию пространства. Это еще больше усиливалось характерными крышами построек. Крытая черепицей крыша с широкими свесами — отличительная черта китайского зодчества. Китайская архитектура в Японии находила применение в основном при сооружении буддистских монастырей и храмов, которые являются важнейшей частью культовой архитектуры Японии. Примером этого может служить построенный в начале VIII в. буддистский храм Хорюдзи — самый древний сохранившийся памятник деревянного зодчества в мире. Но даже в нем присутствует японский колорит. В отличие от сильно загнутых вверх карнизов, характерных для китайской архитектуры, нисходящие линии крыш Хорюдзи так изящно загнуты, что кажутся почти горизонтальными. В дальнейшем ширина карниза была еще более увеличена. Так, при широком заимствовании китайской архитектуры акцент на горизонтальности породил самобытный и неповторимый облик японского зодчества.

Уже к VIII в. комплекс зданий буддистского монастыря включал в себя 7 основных построек: пагоду, главный зал, зал для проповедей, колокольню, хранилище сутр, спальный зал, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором были сделаны ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были Нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — Тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом были двухъярусные ворота. В периоды Асука и Нара главный зал, вмещающий сакральный объект поклонения, назывался кондо (буквально — золотой зал), но уже в эпоху Хэйан его стали называть хондо — главный зал. Зал для проповедей был местом, где собирались монахи для получения наставлений, для занятий и участия в ритуалах, он был обычно самым крупным сооружением в древних монастырях. До нашего времени дошли залы в храмах Хорюдзи и Тосёдайдзи.

Когда буддизм проник в Японию, сакральные предметы были важнейшими объектами поклонения, поэтому пагода, где они находились, стояла в центре монастыря. В Асука-дэра (его строительство началось в 588 г.) пагода находилась в центре, с трех сторон окруженная главными залами. В храме Ситэннодзи (примерно 593 г.) единственный главный зал располагался за пагодой. Это говорит о том, что пагода считалась важнейшим сооружением. Однако уже в монастыре Каварадэра (середина VII в.) и в монастыре Хорюдзи (VII в.) пагода была смещена из центра. В монастыре Якусидзи (конец VII в.) центральным строением является главный зал, а две пагоды стали декоративными элементами комплекса. Относящиеся к VIII в. храмы Тодайдзи и Дайандзи имеют также по две пагоды, но они построены уже за внутренней оградой, как и единственные пагоды храмов Кофукудзи и Тосёдайдзи.

Даже сейчас огромные масштабы древних буддистских храмов поражают их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII в., является самым большим деревянным сооружением в мире.

Особенности японской архитектуры (принцип горизонтальности, слияние архитектуры и интерьера зданий) проявились наиболее полно в жилых постройках — как тех, что строились для знати, так и в жилищах простого люда.

В традиционной жилой архитектуре Японии выделяют два важнейших стиля: синдэн и сёин.

Первый свое название получил от центральной постройки усадьбы — главного зала синдэн (буквально — спальный зал).

В соответствии с законом по застройке столицы Хэйан(Кё) (совр. Киото) усадьба занимала площадь со стороной квадрата приблизительно 120 метров и была окружена рядом низких деревьев. Усадьбы большего размера соответственно строились на площади, в 2 либо в 4 раза больше минимальной. Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг. Крыша зала покрывалась корой кипариса и свешивалась на южную сторону над ступенями, ведущими в зал из ландшафтного сада. Тщательно спланированный сад обычно включал пруд с островами, соединенными мостиками. С восточной, западной и северной сторон к главному залу примыкали павильоны и пристройки. Каждый павильон соединялся с главным залом или с другими пристройками закрытыми либо открытыми переходами. В саду, занимающем всю южную часть усадьбы, устраивались различные церемонии. На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами.

Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех 4 сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Пол покрывался досками, на него укладывались татами (толстые соломенные циновки) и подушки для сидения и сна, а приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.

Единственный дошедший до нашего времени образец этого типа построек — Госё (императорский дворец в Киото), служивший домом для многих поколений императоров.

Другой важнейший стиль жилой архитектуры — сёин (буквально — библиотека или студия), сформировавшийся под влиянием дзэн-буддизма. Так в монастырях секты Дзэн назывались покои настоятеля. Этот стиль был разработан в периоды Камакура и Муромати на базе классического синдэн, а в периоды Адзути-Момояма и Эдо он стал широко применяться как в гостиных и жилых покоях монастырей, так и в домах военной знати. До сих пор он служит образцом жилого дома в традиционном стиле.

Появились сооружения в несколько этажей — Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото, возникло искусство сухих ландшафтных садов, в которых песок, камни и кустарник использовались в качестве символов воды и гор.

Самый ранний из дошедших до наших дней примеров сёин — это зал Тогудо в Гинкакудзи в Киото. В дизайне позднего типа сёин, примером которого является гостиная зала Кодзёин в храме Ондзёдзи, можно увидеть раздвижные двери (майрадо), за каждой створкой которых вставлены сёдзи (оклеенные бумагой раздвижные экраны), покрытые татами полы, а также разбивку комнат на отдельные части при помощи квадратных в сечении опор, стен и раздвижных ширм (фусума). Все перечисленные черты являлись нововведением и не использовались в стиле синдэн.

Зала Кодзёин содержит еще 4 характерных для сёин компонента. Это ниша (токонома) в задней стене комнаты, ступенчатая полка (тигайдана), обрамляющая нишу, встроенный кабинетный столик (сёин) и декоративные двери (тёдайгамаэ) в стене напротив веранды. Во многих помещениях сёин эти 4 элемента интерьера находились в той части зала, где пол делался чуть приподнятым.

Широко использовалась ячеистая планировка помещений, где мельчайшей единицей пространства, ставшей объектом особых творческих усилий архитектора, была тясицу — комната для чайной церемонии, превратившаяся в совершенное выражение японской эстетики.

Идея чайных домиков оказала влияние на архитектуру дворцов, что выразилось в стиле сукия. Яркий пример этого стиля — императорский дворец Кацура рикю в Киото.

Стиль сёин достиг своего расцвета в начале периода Эдо, а самый выдающийся образец такой архитектуры — дворец Ниномару в замке Нидзё в Киото (начало XVII в.).

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее. Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в ХVI в., в период междоусобных феодальных войн. И хотя они строились как военные базы, в мирное время замки явились основой для образования многочисленных городов. Как символ мощи, замок не только оснащался главной постройкой башенного типа, но и превращался также в подлинный центр искусств. Архитектура, скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически служили вкладом в одно целое. Замок таким образом зачастую утрачивал свой военный характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

Традиционные жилые дома неправящих классов населения имеют общее название минка. Обычно довольно простой конструкции, они строились до конца XIX в., пока японская архитектура не подверглась западному влиянию. Минка в сельских областях назывались нока, в деревнях рыбаков — гёка, а в городах — матия.

В конструкции в основном использовалось дерево — для несущих колонн и перекладин каркаса, а также для стен, пола, потолка и крыши. Находящиеся между колоннами решетки из бамбука, скрепленные известкой, образовывали стены. Известка использовалась и на крыше, которая затем покрывалась травой. Из соломы делали твердые тонкие подстилки мусиро и более прочные циновки татами, которые клались на пол. Камень применялся только для фундамента под колоннами и не использовался в стенах.

После прекращения периода самоизоляции в портовых городах стали формироваться западные кварталы, которые застраивались привычными для иностранцев зданиями. К этому периоду относятся и русские постройки на японской земле.

С Реставрацией Мэйдзи в 1868 г., когда Япония вступила на путь модернизации, были освоены новые конструкционные технологии, использовавшие кирпич и камень. Новый стиль получил широкое признание во всей стране как стиль зданий государственных предприятий и учреждений. Особенно популярными стали здания контор и резиденций в стиле западного дизайна. В Японии работали многие архитекторы из США и Европы. В 1879 г. Токийский технологический колледж окончила целая плеяда архитекторов, которые затем стали играть ведущую роль в строительстве в стране.

Самые известные постройки западного стиля — Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Тацуно Кинго, Императорский дворец Акасака архитектора Катаяма Токума.

Однако каменные и кирпичные дома, построенные обычными методами, не выдержали землетрясения 1923 г., которое разрушило Токио и окрестности. Достигнутый прогресс в разработке методов строительства сейсмоустойчивых зданий позволил железобетонным сооружениям появиться в японских городах примерно в то же время, что и в Западной Европе.

После второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста, когда использующая сталь и бетон инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.

Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех в 1964 г. во время летних Олимпийских игр в Токио. К этому времени был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированных Тангэ Кэндзо. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции.

Тангэ с конца 60-х гг. создает ряд проектов зданий и комплексов, в которых последовательно развивает идею «пространственной архитектуры», уподобляя здания и комплексы растущему дереву. Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий.

Комплекс небоскребов на западе Центрального Токио стал символом экономической мощи Японии. В 1991 г. в районе Синдзюку по проекту Тангэ было построено самое высокое в Токио здание — Токийский муниципалитет — 243 метра. Это сооружение с двумя 48-этажными башнями напоминает европейский готический собор.

Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тадао. В построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему их обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года.

Мировую известность также получила деятельность Киёнори Кикутакэ, Курокава Кисё, Маки Фумихико, Исодзаки Арата и других архитекторов.

В серии предстоящих на нашем сайте публикаций KASUGAI Development предлагаем Вам отправиться в путешествие по основным вехам развития японской архитектуры – с древних времён и до наших дней. Мы познакомимся с самыми выдающимися, уникальными и таинственными сооружениями Японии.

Принципы японской архитектуры основаны на том же мировоззрении, которое определило всё искусство Японии в целом.

Почитание природы как всеобъемлющего божества, внимание к фактуре материалов, свету и цвету в пространстве, стремление к простоте и функциональности форм – все эти особенности японского видения мира были связаны с древнейшими представлениями о гармоничном существовании человека в природной и предметной среде.

Важной особенностью японского искусства было стремление сделать человеческое окружение «человечным». Архитектура не должна довлеть над человеком своим совершенством, но должна вызывать ощущение соразмерности, покоя и гармонии. Именно таким путём в архитектуре шли древние мастера, создававшие дома для жизни и святилища древней религии синто , а позже – павильоны и комнаты для чайной церемонии, загородные виллы знати и уединённые буддийские храмы.

Другие принципы отношения человека с окружающим миром были привнесены китайским влиянием. Регулярная городская архитектура, связанная с идеями правильного мироустройства, величественные монументальные храмы и дворцы, поражающие великолепием декора, были призваны создавать вокруг человека порядок, соответствующий представлениям о мировом устройстве, иерархии в мироздании и империи. Согласно традиционной версии, буддизм был принесён в Японию в 552 году. Именно тогда монахи, прибывшие из Кореи, преподнесли двору японского правителя свитки со священными текстами, изображениями божеств, храмовую скульптуру и предметы роскоши, которые должны были продемонстрировать великолепие буддийского учения.

А уже в первой половине VII века буддизм был признан государственной религией Японии, и началось бурное храмовое строительство. Подчиняясь величию китайской архитектуры, человек должен был осознавать себя частью этой сложной системы и повиноваться Закону.

В соприкосновении этих двух философий искусства рождается национальная японская архитектура. С течением времени разница мировоззрений отчасти сглаживается, и появляются синкретические (смешанные) религиозные культы. В искусстве же рождаются формы, в которых китайские образцы адаптируются к японскому вкусу и приобретают национальные черты.

Отчасти можно сказать, что китайскую тему японские правители использовали в поисках возвышенного, пафосного тона обращения к своему народу. Такими «обращениями» стали фактически все крупнейшие буддийские храмы эпохи Нара, Мавзолей первых правителей эпохи Токугава и много других знаменитых сооружений, о которых мы расскажем в дальнейшем.

Важно заметить, что японская архитектурная традиция всегда оставалась обращённой, прежде всего, к частной жизни человека, его ежедневным и духовным потребностям.

Обладая удивительной способностью к адаптации чужих идей, японцы также пытались сделать более привычной европейскую архитектуру, с которой познакомились лишь в 1868 году, в начале эпохи Мэйдзи. От подражаний архитектурным формам западноевропейских стилей японские архитекторы быстро пришли к идее заимствования оттуда только конструктивных идей и современных материалов.

В начале ХХ века выдающиеся архитекторы Японии начали увлечённо изучать национальную архитектуру прежних веков и искать в ней основу для новой японской архитектурной традиции. Что интересно, эти поиски встретили энтузиазм и на Западе: многие художники Европы попали под обаяние простоты и гармонии японских архитектурных форм и внесли японские черты в философию новой европейской архитектуры.

Итак, в ближайших выпусках Вас ждут следующие материалы:

  • Эпоха Асука (538-645 г.г.) – Синтоистское святилище Исэ-Дзингу и Храм Хорюдзи
  • Эпоха Нара (645-710 г.г.) – Храм Тодайдзи, самое большое деревянное сооружение в мире
  • Эпоха Хэйан (794-1185 г.г.) – Буддистский Храм Бёдоин и уникальный Храм Чистой Воды Киёмидзу-дэра
  • Эпоха Камакура (1185-1333 г.г.) – Храмы новой столицы, древнего японского города Камакуры.
  • Эпоха Муромати (1333-1573 г.г.) – Золотой и Серебряный павильоны (Кинкакудзи и Гинкакудзи)
  • Эпоха Момояма (1573-1615 г.г.) – Замки Химэдзи и Осака
  • Эпоха Эдо (1615-1868 г.г.) – Дворцы, замки и храмовые комплексы: замок Нидзё в Киото, святилища и храмы Никко. Становление ландшафтного дизайна и архитектуры чайных павильонов
  • Эпоха Мэйдзи (1868-1912 г.г.) – Окончание периода изоляции Японии: влияние Западной архитектурной традиции. Гражданская архитектура, новые города, новые храмы
  • Эпоха Тайсё (1912 – 1926 г.г.) – Японская архитектура в контексте западного модернизма: конструктивизм
  • Эпоха Сёва (1926-1989 г.г.) – Новые течения в архитектуре: метаболизм, органическая архитектура
  • Хэйсэй (с 1989 г. по настоящее время) – Современная японская архитектура

Япония – страна величественных замков, неприступных крепостей, великолепных монастырей и сказочных дворцов.

Архитектура Японии – это что-то особенное, уникальное и необычное. Особенность архитектуры Японии заключается в интересной форме крыш, имеющих характерные загнутые края. Известно, что эта особенность свойственна только Японии.

Во времена средневековья, в Японии строились величественные замки, с примыкающими к ним могучими башнями. Такие замки окружали толстой неприступной стеной. Они были выполнены в архитектурном японском стиле – ямадзиро. В настоящее время, построек ямадзиро почти не сохранилось. В те далекие времена все замки возводились из дерева, поэтому многие из них просто сгорели.

Немногим позже появилась архитектурная техника – хирадзиро. По своей сути хирадзиро сильно походила на ямадзиро. Отличие состояло лишь в том, что сооружения хирадзиро возводились на возвышенностях и холмах, а здания ямадзиро строились исключительно на равнинной местности. Стены при технике хирадзиро строились из прочного камня, поэтому такие постройки разрушить было довольно сложно. Кроме того, они служили защитой от вражеских набегов.

Обычно, в центре холма возвышался огромный замок, больше напоминающий оборонительную крепость. Центр замка венчала высокая главная башня. Японцы называли ее тэнсю. Эта башня была самой высокой. Несколько башен замка соединялись между собой специальными узкими переходами, тем самым превращая комплекс из нескольких построек в единое целое.

С течением времени японцы научились производству шифера. Им стали покрывать крыши многочисленных зданий. Шифер имел разные расцветки – это были яркие сочные оттенки и спокойные пастельные тона. Чаще всего крыши покрывали шифером красного цвета с золотистыми краями.

В период Эдо – архитектурная техника хирадзиро использовалась для постройки оборонительных крепостей. Стоит отметить, что многие современные японские здания были построены в стиле хирадзиро. А те многие, что строились в средние века, сохранились до сих пор.

Первые японские поселения появились в 10 веке до нашей эры. Эти поселения состояли из небольших землянок. Их крыши были покрыты ветками деревьев. В 3 веке до нашей эры стали появляться первые дома с приподнятыми полами и двухскатными крышами. В таких домах обычно проживали знатные японские вожди.

В 6 тысячелетии в Японии стали строиться огромные усыпальницы могучих японских правителей (кофун).

Древнейшими средневековыми памятниками архитектурного японского творения являются религиозные буддийские и синтоистские здания – величественные храмы, красивые монастыри и уникальные святилища.

Например, святилище Исэ дзингу, является примером древней архитектуры Японии. Это красивое сооружение с высоким фундаментом. По бокам можно увидеть две античные колонны, подпирающие крышу святилища. Крыша украшена декоративным рисунком.

Древние храмовые сооружения Японии отличаются невзрачностью красок и украшений. Часто для строительства храмов использовалось неокрашенное дерево. Даже в те времена, когда многие страны стали использовать в строительстве зданий камень, японцы продолжали возводить деревянные крепости и монастыри. Они считали, что в таком сооружении будет легче перенести жару.

Самым большим деревянным буддистским храмом в мире является знаменитый комплекс Тодайдзи. Внутренний зал поражает своими масштабами. В самом центре этого зала восседает на троне знаменитая бронзовая статуя Будды.

Самыми распространенными стилями японской архитектуры являются – сеин и синдэн. Синдэн отличается огромными усадьбами, в центре которых расположен главный зал. Сеин – в переводе с японского языка – студия, библиотека. В стиле сеин были построены такие сооружения, как зал Гинкакудзи – Тогудо в городе Киото.

Ярким примером японской архитектуры являются уютные чайные домики. Все они выполнены в стиле сукия. В этом же стиле японцы возводили императорские дворцы и замки. Пример тому – великолепный дворец Кацура. Важным аспектом японской архитектуры является объединение построек с окружающей его природой, например, с садом.

Простые крестьянские жилища возводились в достаточно простом архитектурном стиле – минка. Дома строились преимущественно из дерева. Даже стены, крыша и потолок жилища были деревянными. Из камня возводили только фундамент.

После того как Япония открыла свои границы для иностранцев, в стране стали строиться целые европейские кварталы. К ним присоединились и русские здания. Это были каменные или кирпичные сооружения. А некоторые здания имели современные железобетонные перекрытия.

Современная архитектура Японии не выдерживает никакой критики. Новые технологии позволяют построить здание из современных высокопрочных материалов. А красоту внутреннего японского интерьера передать словами просто невозможно.