Аспирантуру ждет новая реформа. Что ждет российскую аспирантуру

Минобрнауки подготовило план реформы одной из самых традиционных форм обучения на постсоветском пространстве – аспирантуры. Неудивительно – в настоящий момент кандидатские диссертации защищают только треть аспирантов, прочие же используют свой статус совсем в других целях. Как именно предлагается реформировать аспирантуру и какой ожидается результат?

Накануне в Минобрнауки , что рассматривают варианты реформирования аспирантуры. По мнению авторов реформы, новшества позволят нивелировать ряд негативных моментов, с которыми вынуждены сталкиваться россияне, претендующие на ученую степень.

На сегодняшний день в аспирантуру может поступить выпускник вуза, имеющий степень магистра или бакалавра, предварительно сдав кандидатский минимум. За три года обучения он обязан написать научную работу по своей специальности, опубликовать минимум две научные статьи в специализированных журналах, собрать документы для допуска к защите, провести не менее 50 часов преподавательской работы. Каждый из пунктов несет в себе сложности и риски, поэтому только 30% поступивших в аспирантуру готовы защищать диссертацию.

«Я не знаю ни одного аспиранта, который смог был за три года написать научную работу, несмотря на аспирантский план. После трех лет соискатель получал в институте справку, которая продлевала период обучения, – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук Александр Чаусов. – К тому же нельзя было сразу защитить научную работу, в диссертационных советах была очередь из соискателей. Но и после защиты приходилось долго ждать официальных документов, подтверждающих ученую степень».

В итоге аспирантура часто становится ширмой, за которой молодые люди скрываются от военной службы. И даже те, кто искренне желал связать свою жизнь с наукой, раз за разом сталкиваясь с препятствиями, отказываются от идеи получить научную степень.

Представители научного сообщества объясняют это тем, что результат часто не оправдывает затраченных усилий:

«Вузовский преподаватель (кандидат наук) зарабатывает меньше, чем менеджер среднего звена, особенно в регионах. Поэтому зачастую пребывание в аспирантуре никак не связано с мотивацией к защите диссертации. Педагогическая составляющая в аспирантуре мне тоже, конечно, кажется лишним элементом, вся эта необходимость отвлекаться от своего исследования на задания и зачеты», – считает доктор филологических наук, завкафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Татьяна Каминская.

По ее мнению, трехступенчатая система образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура) не оправдала себя, поскольку все три ступени мало связаны между собой:

«У меня было несколько аспиранток, которые, написав одну главу и одну статью для ВАКовского журнала (Высшая аттестационная комиссия – прим. ВЗГЛЯД), на этом этапе сходили с дистанции, понимая, что усилия эти одного года – всего лишь четверть того, что требуется. А продвижения в вузе либо вообще трудоустройства им никто не гарантирует.

В результате в нашем вузе средний возраст 40 лет – это очень хороший показатель, и для многих кафедр недостижимый. Остаются или фанатики науки, или те, кто успел защититься еще в советские времена или 90-е, когда не было такой формалистики и волокиты».

«Золотой век» советской аспирантуры

Аспирантура как форма подготовки специалистов высшей квалификации возникла в РСФСР в 1925 году, в 1930-х годах распространилась в вузах и НИИ СССР, когда страна выстраивала новую систему подготовки научных и педагогических кадров. В аспирантуру принимали специалистов с высшим образованием, отработавших по своей специальности от двух лет. Возраст соискателей был не менее 35 лет, при этом государство давало два–три года на написание и защиту научной работы. За это время аспирант получал достойную стипендию, сравнимую с зарплатами в крупной промышленности.

В послевоенный период советская власть провозгласила подготовку научных кадров основополагающим принципом государства. До 60-х годов были приняты постановления по улучшению подготовки и аттестации специалистов, были повышены стандарты диссертационных работ, стимулирующие институты и вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Все это способствовало тому, что с 60-х годов аспирантура в СССР переживала подъем: в 1968 году в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. человек.

Однако после развала Советского Союза престиж ученой степени резко упал, она перестала быть признаком элитарности. Аспиранты и доктора могли работать за идею и с призрачной перспективой зарплаты, оставаясь в вузах и НИИ, уходить в более прибыльные сферы или уезжать за рубеж. В итоге

период с 1995 по 2012 гг. в научной среде называется «аспирантским пузырем» – и считается откровенным провалом в системе вузовской аспирантуры.

Высокие требования для соискателя ученой степени остались фактически на том же уровне. Однако времени, достаточной финансовой поддержки от государства, индивидуальной помощи от научного сообщества часто недостаточно.

С еще большими трудностями сталкиваются аспиранты из бывших советских республик, поскольку часто собственной научной базы не хватает, процент защитивших диссертацию там еще ниже. Например, в Белоруссии в 2014 году из 1148 аспирантов успешно защитились только 67 человек.

О необходимости реформ в этой сфере специалисты Министерства образования и науки говорили давно: глава ведомства Ольга Васильева , что Минобрнауки предлагает вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов, обсуждает возможность увеличить срок аспирантуры с трех до пяти лет и разделить ее на два этапа.

«Есть несколько разных сценариев. Научное сообщество и вузовское сообщество, профессиональное должно выбрать самую адекватную и самую современную модель аспирантуры. Она может быть двухуровневой или двухэтапной», – считает замглавы Минобрнауки Григорий Трубников.

Он пояснил, что при реализации такого сценария первый этап, который будет длиться два–три года, предполагает три традиционных экзамена: специальность, иностранный язык и, возможно, философия, а также квалификационный экзамен по итогам обучения. «И эта аспирантура целиком финансируется из бюджета, то есть это бюджетные места», – отметил Трубников.

Второй этап, по его словам, также продлится два или три года и будет представлять собой специализацию по конкретной области наук, по которой аспиранты собираются защищать свою кандидатскую работу. При этом аспирант может получать стипендию как из бюджетных средств, так и по системе грантов.

«Я полностью согласен с Трубниковым. Государственная аспирантура должна обязательно заканчиваться кандидатской диссертацией.

Сейчас процент защит крайне мал. Государство тратит огромные деньги на подготовку кадров высшей квалификации, но защита аспиранта зависит лишь от волевых качеств его руководителя, старательности и интеллекта самого аспиранта»,

– сообщил газете ВЗГЛЯД проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, д.б.н., профессор Кирилл Голохваст.

По словам замминистра, реформа предполагает, что по завершении первого уровня аспирантуры молодой ученый обязан будет защитить квалификационную работу, которая будет являться неким аналогом степени PhD в зарубежных университетах (PhD – это аналог российского кандидата наук, академическая степень, присуждаемая университетами в большинстве стран – прим. ВЗГЛЯД).

Трубников предлагает обсудить взаимное признание квалификационного диплома, который был бы аналогичен зарубежному диплому PhD. Профессор Кирилл Голохваст подчеркнул, что кандидатская степень российского кандидата наук автоматически признается во всем мире научным сообществом.

Кризисный постперестроечный период в российской научной среде преодолевается поэтапно, но до второго «золотого века» ему далеко, считают эксперты. Однако государство больше не готово пускать на самотек систему послевузовского образования и вместе с правами дает аспирантам больше обязанностей. Оставляя высокие стандарты качества диссертационных исследований, Минобрнауки может в рамках реформы снять бюрократические и преподавательские обязанности с аспиранта. Увеличение стипендий и гранты позволят аспиранту меньше думать о личном бюджете. Таким образом время для написания научной работы освободится, и у молодого ученого, если он действительно намерен заниматься наукой, а не тянуть время, больше не будет объективных причин не выходить на защиту диссертации.

В скором времени аспирантура может покинуть систему образования и вновь вернуться в привычную для себя область науки, а защита диссертации по завершении аспирантскго срока вновь станет обязательной. Об этом на прошедшем на этой неделе совместном заседании Совета Российского союза ректоров (РСР) и президиума Российской академии наук (РАН) заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

О том, что дело с отечественной аспирантурой обстоит более чем неблагополучно, знают сегодня практически все. Защищает диссертацию в положенный срок лишь каждый четвертый, а то и пятый аспирант, в то время как около половины не защищаются вовсе.

Впрочем, это по новому закону и не обязательно: аспирантура стала ступенью образования, а аспирант — не научным исследователем, как прежде, а учащимся. А дело последнего, как писал еще Ленин, «учиться, учиться и учиться». И вот в аспирантуру хлынули учебные курсы, контрольные работы, экзамены, лекции, семинары... Где уж тут писать диссертации — у нынешних аспирантов на это попросту нет времени. А тут еще нищенские стипендии, вынуждающие подавляющее большинство учащихся аспирантуры устраиваться на работу. Иначе — никак, ведь у многих аспирантов уже есть семьи...

Тупик, в котором оказалась система подготовки отечественных кадров высшей квалификации, требует ее незамедлительной реформы, не сомневается и.о. Президента РАН Валерий Козлов: «Надо принимать серьезное решение!».- под одобрительный гул ректоров и академиков заявил он.

В Минобрнауки, как оказалось, к реформе аспирантуры готовы. «Уже в текущем году мы предлагаем, во-первых, отменить аккредитацию для программ аспирантуры (именно необходимость аккредитации стала причиной резкого, в разы, сокращения набора в аспирантуру академических институтов, не знакомых, в отличие от вузов, с этой практикой — РОСВУЗ). Во-вторых, вернуть приоритет проведению научных исследований в аспирантуре. В-третьих, вернуть обязательность защиты диссертаций,- заявила министр образования и науки Ольга Васильева.- Кроме того, мы предлагаем продлить срок научных исследований до 5 лет. А после 2018 года попытаться провести общую реформу, для подготовки которой уже сейчас создать рабочую группу».

Ректоры вузов и члены президиума РАН, услышав заявление министра, вздохнули с облегчением: «Аспирантура должна вернуться в свое прежнее состояние»,- выразил общее мнение Козлов.

Однако обрадовались предстоящим переменам и сами аспиранты. Причем, возвращение обязательной защиты их совершенно не пугает, заверил РОСВУЗ сопредседатель общественного объединения «ААА» или Автономной ассоциации аспирантов Денис Фомин:

«Тех из нас, кто шел в аспирантуру заниматься научной работой, а не прятаться от армии, подавляющее большинство! Но как раз науки-то сейчас в аспирантуре практически нет: сплошные занятия и экзамены. Да мы все это прошли еще в магистратуре! А сейчас хочется не теории, а практической научной работы, хочется учиться практическому мастерству исследователя. К сожалению, ничего этого нет, и многие из нас, даже те, кто попали в лучшие вузы, страшно разочарованы. Ну зачем было ломать то хорошее, что мы имели? Прежнюю систему надо вернуть. А если срок, отведенный на исследования, и в самом деле увеличится до 5 лет, будет совсем хорошо. Аспирантам-гуманитариям проще: они, если поднажать, и в 3-4 го да с подготовкой диссертаций могут уложиться. А у технарей всегда тормозит экспериментальная база. Процесс этот очень долгий: именно из-за экспериментов многие из нас и не успевают защититься в срок»,- разъяснил он РОСВУЗу.

2018г. были опубликованы 2 интервью главы РАН Сергеева о скором реформировании аспирантуры и введении обязательной защиты для аспирантов. Тогда мы не стали комментировать слова главы РАН до выяснения всех деталей. Теперь же, благодаря нашим источникам, мы получили возможность узнать подробности и проанализировать их.

1. Сроки начала и проведение реформы

В 2017г. мы уже писали о проекте ФЗ "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ" , в котором предусмотрена обязательная защиту по окончании аспирантуры. Данный проект ФЗ должны были принять в 2018г., но перенесли на 2019. Именно принятие данного ФЗ положит начало реформированию аспирантуры. О нем и говорит в частности глава РАН в своих интервью. Наши источники подтверждают, что обязательной защита для аспирантов станет уже максимум до ноября-декабря 2019г. Если же принять проект ФЗ успеют до конца марта, то уже в сентябре 2019г. После этого, в течение 1-2 лет стоит ожидать обновления ГОСТ касающихся аспирантур.

2. Последствия введения обязательной защиты для аспирантов.

Уже сейчас понятно, что введение обязательной защиты принесет только части аспирантов относительно гарантированный выход на защиту Стоит обратить внимание на то, что в своем интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам основная задача реформы - рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите не менее чем в два раза до конца 2024г. Что вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен прежде всего в виду ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа дисс. советов до 1200-1300 в конце 2019г. (в рамках оптимизации сети дисс. советов и перехода еще определенного количества ВУЗов на собственные степени) , и ужесточении ответственности оставшихся (Новое положение о совете по защите диссертаций). Поэтому, если сейчас из 90 тысяч аспирантов защищается только 12%, то после проведения реформы количество аспирантов сократится в разы, но процент защитившихся действительно будет выше. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счет сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок). Возможность советов допускать к защите лиц "со стороны" тоже заметно сократится. Важно понимать, что диссертационные советы сейчас поставлены в такие условия, при которых они не могут значительно увеличить число защит и при этом не оказаться заподозрены в постановке защит "на поток". Подозрения в том, что совет стал "фабрикой диссертаций", как показывает практика, ведет к его довольно быстрому закрытию. Есть исключения, но они касаются в основном диссертационных советов южных регионов России, на деятельность которых пока смотрят довольно лояльно. Что не гарантирует защитившихся там от скандалов и репутационных издержек. Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть, о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения / прикрепления в виду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Что касаемо бесплатных мест в аспирантурах, то следует ожидать их сокращения. Если конечно они вообще будут доступны для рядового аспиранта (почему - см в п. 4) С ростом официальных, вырастут затраты и неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобную практику мы наблюдаем уже давно, но в новых условиях она скорее всего приобретет еще большую массовость. Все рассматриваемые последствия несомненно будут способствовать росту интереса к собственным степеням ВУЗов. Что в свою очередь увеличит стоимость получения вузовских степеней. Особенно из числа первой пятерки-десятки, которые уже сейчас способны в какой-то степени конкурировать с обычными степенями. В тоже время нужно понимать, что статус собственных степеней все равно будет несколько ниже. Сложность получения обычных степеней существенным образом повышают их статус. Для преодоления подобной ситуации требуется полный отказ от государственных степеней. Однако в ближайшие лет 5-6 этого точно не произойдет. Политика Минобрнауки последних 6 лет явно нацелена на сокращения числа остепененных государством граждан, но никак не на полный отказ от степеней.

Важно отметить: Введение обязательной защиты будет касаться только аспирантов, которые поступят в аспирантуру после вступления в силу нового ФЗ. Что касаемо аспирантов, поступивших в аспирантуры до вступления в силу нового ФЗ и соискателей, то в случае если они не успеют защититься до 2020-2021г., они также начнут ощущать на себе эффект от реформы аспирантуры т.к. к этому времени поменяют ГОСТ и уже не только новый ФЗ будет влиять на деятельность аспирантур и диссертационных советов.

3. Увеличения сроков обучения в аспирантуре до 5-6 лет и сокращение образовательной нагрузки на аспирантов

Согласно нашим источникам, действительно стоит ожидать увеличение сроков обучения в аспирантурах. Это произойдет как только вступят в силу новый ГОСТ, о котором говорит глава РАН. Т.е. в 2020-2021гг. В первую очередь это будет касаться технических и естественно-научных специальностей. По данным специальностям срок скорее всего увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020г. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведет к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1-2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же категорий потенциальных аспирантов это сделает аспирантуру куда менее привлекательной и они будут искать иные пути для получения ученой степени. Прежде всего это соискательство. Что станет в свою очередь дополнительным фактором увеличения официальной стоимости соикательства в ВУЗах, а также неофициальных затрат на защиту.

4. Введение грантов на обучение в аспирантуре и зарплаты для аспирантов как фактический отказ от бесплатных мест аспирантуре

По нашим данным, введение грантов на обучение в аспирантуре вопрос практически решенный. В 2020-2021гг. они будут введены. Цель их введения - предоставление возможности бесплатного обучение в аспирантурах только лицам, разрабатывающим важные для государства и организаций научные темы. При чем способным довести обучение до логического конца. Т.е. до защиты диссертации. В данном обзоре мы не будет писать о возможных злоупотреблениях при предоставлении грантов, отметим только, что само по себе это может стать непреодолимым барьером на пути к бесплатному обучению для большинства. Фактически предлагается (и об это как раз говорит Сергеев), что потенциальный аспирант должен будет найти себе научного руководителя, определиться с темой и аспирантурой (еще и там договориться). Затем подать вместе с руководителем заявку на грант, получить его и только после этого он сможет получить возможность бесплатного обучения. Если аспирант в итоге не защитится, то он не выполнит условия предоставления гранта. В этом случае встанет с большой вероятностью вопрос о возврате средств. Иными словами получить возможность учиться в аспирантуре бесплатно станет либо практически невозможно для рядового человека, либо рискованно.

Также скорее негативный результат может принести введение зарплат для аспирантов. Глава РАН недаром говорит о том, возможно имеет смысл предоставлять возможность открывать аспирантуры (с бесплатными местами) только ВУЗам, которые смогут обеспечить зарплату для аспирантов как минимум в первые годы обучения. Сколько таких ВУЗов найдется? Скорее всего крайне мало. Эта мера сейчас обсуждается и многие признают ее весьма спорной. Скорее всего в ближайшие годы ее не введут. Однако, даже если все ограничится грантами, бесплатных мест в аспирантурах фактически не будет. Обучение в аспирантурах станет практически полностью платным.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее: К сожалению реформа аспирантуры, которая начнется в этом году, принесет в основном только дополнительне сложности аспирантам и соискателям.. По мере реформирования уже к 2020-2021г. аспирантуры станут для поступающих фактически полностью платными. А стоимость и сроки обучения в них возрастут. Неофициальные затраты аспирантов и соискателей также будут расти. Еще раз хотим подчеркнуть, что основная цель реформы не увеличение количества защит, а увеличение ее процента. Количество же аспирантов и соискателей будет только сокращаться. Поэтому, если перед вами стоит цель получить степень кандидата наук, вам стоит уже сейчас договариваться с конкретным диссертационным советом и форсировать по возможности выход на защиту. Если у вас есть необходимые связи, то ими стоит воспользоваться. После разработки новых ГОСТов и по мере приближения срока защит аспирантов из рефомированных аспирантур, выйти на защиту станет все более проблематично. Как для аспирантов, закончивших аспиратуру по старым правилам, так и для соискателей. Если же вы твердо решили поступить в аспирантуру, то поступать имеет смысл только после вступления нового ФЗ в силу. При этом вы должны быть готовы к тому, чтобы потратить на это минимум 5 лет и весь этот срок нести существенные расходы. Если у вас есть научный руководитель, способный помочь вам получить грант на бесплатное обучение, то в этом случае вы должны быть точно уверены, что имеете необходимые силы и время чтобы довести все до логического конца.