Бестужев селенгинск. Николай Александрович Бестужев: биография

Н. Бестужев. Автопортрет. Акварель. 1837-1839.

Сибирь сама по себе богатый край во всех отношениях; край не тронeтый, где людей мало, а способов снискивать хлеб сколько угодно, лишь бы достало уменья и охоты.
Н. А. Бестужев.

Николаю Александровичу Бестужеву (1791-1855) принадлежит особое место среди первых русских революционеров. Его феноменальная одаренность проявилась во многих сферах деятельности. Можно говорить о Бестужеве-педагоге, изобретателе, ученом-этнографе, геологе, историке, писателе. Но более всего - о Бестужеве-художнике, который создал портретную галерею замечательных людей своего времени - декабристов, с документальной точностью запечатлел места их каторги в Сибири. Акварели Бестужева доносят до наших дней облик жен декабристов, разделивших с ними тяготы ссылки, облик их друзей - сибиряков. «Проникновенной акварельной повестью о судьбах лучших сынов и дочерей России в годы николаевской реакции» назвал труд художника-декабриста искусствовед И. Зильберштейн.
Петропавловская крепость, Шлиссельбург, а затем Чита, Петровский Завод - таковы вехи каторжного пути Николая Бестужева. Поселенный по отбытии каторжных работ в Селенгинске за Байкалом, декабрист скончался, не дожив до амнистии всего один год…

Действительно, будь то лекции по истории русского флота в организованной в забайкальских казематах «каторжной академии» или работы столярные, слесарные, башмачные, ювелирные - нигде Н. Бестужеву не было равных.
И неутомимая жажда деятельности, осознание высокого долга побудили Бестужева отдать главное свое богатство - талант художника - созданию живописной летописи декабристского изгнания. Зная, с какими невероятными трудностями приходилось художнику доставать все необходимое для занятий, зная, что повсюду за ним следовало недремлющее око часового, можно только поражаться, что Н. Бестужев не сложил своего главного оружия - кисти и красок.
Михаил Лунин, заключенный за свою публицистику в самую страшную тюрьму Сибири - Акатуй. На сибирских акварелях Бестужева мы видим декабристов, которые многогранной, неустанной и бескорыстной деятельностью оставили след и в жизни Сибири, и в душах сибиряков.

Н. Бестужев. Общий вид Петровского Завода. фрагмент. Акварель. 1834.

В годы поселений по окончании каторги за Байкалом декабристов расселили по сибирским селам и городам. Иркутская колония поселенцев была, пожалуй, самой многочисленной и интересной: Михаил Лунин, Никита Муравьев (автор конституции), братья Александр и Иосиф Поджио, врач-декабрист Фердинанд Вольф, братья Андрей и Петр Борисовы, педагог и музыкант Алексей Юшневский, Владимир Бечаснов, Петр Муха- нов… Созвездие имен! И главными центрами, объединявшими
«иркутских» декабристов, были дома Волконских и Трубецких. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская - первые из жен декабристов, приехавшие в сибирскую ссылку, чей «подвиг любви бескорыстной» воспет Некрасовым. Но еще ранее их воспел Николай Бестужев в своих поэтических акварелях.
Кисть Бестужева поэтична. С какой любовью художник запечатлел маленького Сашу Ивашева, сына декабриста В. Ивашева! Сколько грации и изящества в облике Нонушки Муравьевой, дочери Н. Муравьева, могила которого находится в 18 километрах от Иркутска, в деревне Урик… Бестужев любил детей, и когда из Селенгинска, где жил с братом Михаилом после каторги, приезжал в Иркутск, то и здесь, работая над портретами иркутян, не забывал о детях, помогая юным друзьям добрыми советами, передавая им секреты мастерства.
В Иркутск Николай Бестужев приезжал в 1841-1842 и 1855 годы. Это было время напряженной творческой работы. Столица Восточной Сибири в своем культурном развитии многим обязана декабристам. Музыкальные, литературные, театральные вечера у Волконских и Трубецких посещались с большой охотой. Одно только общение с декабристами оставляло неизгладимый след.

Бестужевские работы иркутского периода до наших дней, к большому сожалению, дошли не все. Некоторые из них хранятся в Иркутском областном художественном музее. Одна акварель - в Доме-музее декабристов. Это портрет И. Сельского, первого правителя дел Сибирского отдела Русского географического общества, открытого в Иркутске в 1851 году. Илларион Сергеевич был близок декабристам и, несмотря на свою серьезность, любил шутки, музыку настолько, что один из его друзей в шуточном стихотворении сказал о Сельском:
Я здешний автор, здешний чтец И композитор разных арий:
И с Сукачевым, наконец, Певец романса: «Велисарий»…

Платон Петрович Сукачев - заметная фигура в иркутской общественной жизни, а его сын, Владимир Платонович, мальчиком наблюдавший за работой Бестужева-художника, впоследствии основал в Иркутске картинную галерею.
Память о Николае Александровиче Бестужеве в Сибири жива. Она сохраняется в тишине музеев, в тех вещах, которые помнят прикосновение его рук. На высоком берегу реки Селенги, недалеко от того места, где стоял дом декабриста, находится его могила. Тысячи туристов спешат поклониться человеку, чья жизнь была примером бескорыстия и верности высоким идеалам. В доме Трубецких в Иркутске ныне музей. Заканчивается реставрация дома Волконских, где бывал Бестужев. Сохранив память о славном сыне Отчизны, мы передадим ее будущим поколениям.

Капитан-лейтенант, брат Бестужева-Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он брал уроки живописи в Академии художеств и обнаружил недюжинный художественный талант. В 1809 г. Бестужев был выпущен в мичмана, с зачислением в штат морского корпуса на вакансию подпоручика. Сперва на судах корпусной эскадры Бестужев плавал в Финском заливе, а в 1814 г. рассчитывал попасть в кругосветное плавание, но эта надежда не исполнилась, и он остался в Кронштадте, где и прослужил 9 лет в 14-м экипаже. В 1815 и 1817 г. (на корабле "Не тронь меня") Бестужев участвовал в экспедициях во Францию, Испанию и Голландию, а затем с десантными войсками возвратился в Кронштадт, и вскоре же, в чине лейтенанта, был назначен помощником директора балтийских маяков и начальником морского музея. В этой должности он состоял по 1824 г., когда был произведен в капитан-лейтенанты и, в звании историографа флота, совершил плавание от Кронштадта до Бреста и Гибралтара на фрегате "Проворный". В 1826 г. служебная карьера, так блестяще начатая, оборвалась: 14 декабря 1825 г. Бестужев принял участие в бунте и вывел на площадь гвардейский экипаж, за что был приговорен верховным уголовным судом к смертной казни, а по Высочайшей конфирмации, по лишении чинов и дворянства, сослан навечно в Сибирь, в каторжную работу. Обряд разжалования приведен был в исполнение на кронштадтском рейде, на корабле "Князь Владимир". Природа щедро одарила Бестужева всевозможными способностями: талантливый педагог, писатель, художник, механик, прекрасный рассказчик и чтец, отважный моряк, ученый исследователь, он в то же время был душей всякого общества и привлекал к себе лучших людей своего времени. С литературными кружками он сблизился особенно тесно в 1817 г., когда на корабле "Не тронь меня" познакомился с Гречем. Тогда же заграничные впечатления, а также сближение с семьей генерала Жомини и с генералом Огильви привили ему радикальные взгляды, поддержанные впоследствии разговорами с норвежским лейтенантом Эриксоном. Эти взгляды заставили Бестужева примкнуть к тайному обществу, а энергичный и прямолинейный характер сделал его одним из деятельнейших заговорщиков. Когда бунтовщики на Сенатской площади были рассеяны, Бестужев бежал в Кронштадт и, сбрив себе баки и запасшись фальшивыми документами, явился на Толбухин маяк, в качестве назначенного в штат маячной прислуги. Однако полиция скоро выследила его. Проведя 1826-1827 гг. вместе с другими заговорщиками в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, Бестужев в конце 1827 г. был отправлен на каторгу в Читу, несколько лет спустя переведен в Петровский острог, а в 1840 г. перечислен в селенгинские поселенцы. Разнообразные природные дарования позволили Бестужеву скрасить жизнь в Сибири кипучею деятельностью. Еще до ссылки он изобрел особую спасательную лодку на полозьях ("бестужевку") и новый способ оснастки военных судов, усовершенствовал освещение на маяках и т. п. В Сибири нужда заставила его пользоваться всеми его знаниями и способностями. При самых жалких технических средствах, он писал акварелью портреты, исполнял на заказ иконы, чинил водяные мельницы, изобрел особую экономическую печь ("бестужевскую"), занимался сапожным и портняжным мастерством, делал гробы, занимался сельским хозяйством и т. п. Бестужев ввел моду на браслеты из кандалов, которые сам выковывал, а будучи еще в тюрьме, устроил хронометр удивительной точности и совершенно оригинальной системы, секрет которой унес с собою в могилу. Интересуясь естественными науками, он изобрел особый прибор для записывания землетрясений и производил ценные метеорологические наблюдения. - Плодом литературного дарования Бестужева были "Рассказы и повести старого моряка" (M. 1860 г.), в состав которых вошла изданная им в 1821. г. книга: "Записки о Голландии 1817 г.", 5 морских сцен, Опыт истории российского флота и 4 рассказа. Кроме того, в журналах 20-х годов Бестужевым были помещены: 1) Ответы на вопросы, предложенные в 1-й книге "Благонамеренного" ("Благонамеренный", 1818 г., № 5) 2) Письмо к издателю ("Сын Отечества", 1820 г., № 44); 3) Обожатели огня восточная повесть, из Т. Мура ("Соревнователь", 1821 г., №№ 11 и 12); 4) Паризина, прозаич. перевод из Байрона (ibid., 1822 г., № 3); 5) Сражение при Ганге-Удде 1714 г. (ibid., 1823 г., № 12) 6) Гленфиклас, из В. Скотта (ibid. 1822 г., № 5); 7) Об удовольствиях на море ("Полярная Звезда", 1824 г.); 8) К улетевшему гению ("Новости литературы" 1825 г., № 12). Наконец, в лондонской "Полярной Звезде" (1862 г., т. VII, вып. 2 напечатан отрывок из воспоминаний Бестужева о 14 декабря 1825 г.

Общий Морской Список, т. VI. - С. В. Максимов, "Сибирь и каторга"; его же, статья в "Наблюдателе", 1883 г. - "Записки Греча". - Некролог" в "С.-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках" 1860 г. - Словари Геннади и Венгерова (статья И. Меньшикова).

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(13.4.1791-15.5.1855). - Капитан-лейтенант 8 фл. экипажа.

Род. в Петербурге. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил - 22.3.1802, гардемарин - 7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корп. подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813, лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен пом. смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал литографию при Адмиралтейском деп., за что 7.2.1823 награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к Адмиралтейскому деп. ("без выключки из флота") для написания истории русского флота, за отличие по службе произведен в капитан-лейтенанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1815 плавал в Голландию, в 1817-во Францию, в 1824 на фрегате "Проворный" в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.

Прозаик, критик. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности - 28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом Цензурного комитета, был гл. редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества, член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах ("Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.). Масон, член ложи "Избранного Михаила" - 1818.

Член Северного общества (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу", активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 час. вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в "ручные железа" и помещен в № 15 дома Алексеевского равелина ("присылаемого при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строгий арест. дав писать, что хочет").

Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата Михаила (см.). Приметы: рост 2 арш. 6½ верш., "лицом чист, смугловат, волосы на голове и бровях темно-русые, глаза серые, нос посредственный, острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой стороне на шее".

Умер в Селингинске, где и похоронен. Художник-акварелист, создавший портретную галерею декабристов. Изобретатель.

Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838-1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замужестве Гомбоева, ум. в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию.

ВД, II, 57-98; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8, 49.

Бестужев, Николай Александрович

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(1791-1855) - декабрист, старший из четырех братьев Бестужевых-декабристов. С 19 лет содержал своим заработком многочисленную семью. Служил во флоте, участвовал в дальних плаваниях, заведовал морским музеем и был историографом русского флота. Член масонской ложи, потом Союза Спасения, Союза Благоденствия и, наконец, Северного Общества. Обладая литературным дарованием, издавал с Рылеевым и своим братом Александром "Полярную Звезду". Подготовлял с Рылеевым декабрьское восстание и энергично настаивал на военном выступлении. За неприбытием 14 дек. диктатора Трубецкого на Сенатскую площадь, Рылеев предлагал ему принять команду, но он, как моряк, отказался командовать на суше. После восстания пытался бежать, но был арестован в Кронштадте. На допросах был очень сдержан в показаниях. Присужден к вечной каторге, которую отбывал в Шлиссельбурге и Нерчинских рудниках; в 1840 каторга заменена была ему поселением в Селенгинске, где, вместе с братом Михаилом Б., он занимался хозяйством и делал разного рода изобретения ("Бестужевские печи"). Совмещая в себе художника и ученого, Б. поражал разнообразием своих талантов (писатель, живописец, актер, техник, экономист). Оставил после себя много карандашных и акварельных портретов товарищей по ссылке, а также художественно написанные воспоминания о Рылееве и 14 декабря ("Воспоминания братьев Б.", изд. "Огни", П., 1917), сборник рассказов ("Рассказы и повести старого моряка") и ряд ненапечатанных работ (об электричестве, о свободе торговли и т. д.).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бестужев, Николай Александрович" в других словарях:

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

Ванчужуева Бин-Дарья, Гомбоева Баярма, Бадмацыренова Настя

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тезисы к теме: «Художник – декабрист Николай Бестужев»

Цель: Изучив труды, экспонаты в двух музеях (Музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск), воспользовавшись различной литературой, различными справочными материалами для более подробного изучения темы «Художник – декабрист Николай Бестужев» дать наиболее полное представление о данной теме.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки.

По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

В сентябре 1839 года Николай и Михаил Бестужевы прибыли на поселение в Селенгинск. Здесь некогда находился экономический и торговый центр Прибайкалья, Декабристы поселились в 5 верстах от Новоселенгинска, поближе к бурятским улусам, находившимся под ведомством Селенгинской степной думы.

Это соседство оказалось благоприятным и полезным для обеих сторон. Н. А. Бестужев признается в одной из своих статей: «Бурят - и плотник, и кузнец, и столяр, и работник у нас, и пахарь, и косец. Без них было бы здесь плохо». Одним словом, между братьями Бестужевыми и их степными соседями установились прочные узы дружбы и взаимного уважения.

Кроме того, Николай Александрович женился на бурятке, которую на русский лад звали Душа. От этого брака родились сын Алексей, ставший впоследствии незаурядным коммерсантом и меценатом, известным под фамилией Старцев, и дочь Екатерина, вышедшая замуж за чиновника Найдана (Николая) Гомбоева, о деятельности которого почтительно упоминается в летописи «Истории селенгинских монголо-бурят» Д-Ж. Ломбоцыренова.

Здесь Николай Бестужев работал как художник-профессионал, писал портреты жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, в том числе маслом, виды Бурятии и сцены жизни бурят.

В музее Бестужева в Новоселенгинске сохранился уникальный и единственный портрет Иссуса Христа, это последняя работа мастера написанная на холсте маслом, писал он будучи уже слепым, также написанная красками рисунки на распятьи.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днем борьбы, днем работы. Их высокая образованность приносила пользу окружающим людям, их высокая нравственность вызывала подражание, они обучали сибиряков искусствам, наукам, учили их детей.

Неоценим вклад декабристов в культурную экономическую и политическую жизнь Сибири.


Предварительный просмотр:

Рецензия

на работу учениц 8 класса

Ванчужуевой Бин-Дарьи, Гомбоевой Баярмы и Бадмацыреновой Насти

Тема: Художник – декабрист Николай Бестужев

В данной работе рассматривается интересная, актуальная на данный момент тема: художник - декабрист Николай Бестужев.

Актуальность данной темы несомненна – исполняется 185 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади и сохранение для потомства Н. Бестужевым черты участников первого в России революционного восстания.

Судьба Николая Бестужева тесно связанна с Бурятией, которая стала для него второй родиной и местом вечного упокоения. Авторы великолепно раскрыли тему, художник-декабрист Н.Бестужев совершил поистине замечательный творческий подвиг.

Для раскрытия данной темы авторы вели поисковую работу, посетили и обработали материалы находящиеся в двух музеях (музей Обручева в г.Кяхта и музей Бестужева в с. Новоселенгинск) , изучили множество различной литературой, различные справочные материалы, собрали и исследовали достаточное количество материала тем самым постарались раскрыть свою тему, а именно труды художника Николая Бестужева.

В страшных условиях, в которых проходила его жизнь, он с неиссякаемой энергией создавал великолепные рисунки. По сохранившимся рисункам декабриста можно составить представление о том, как жили декабристы в Читинском остроге, в Петровской каторжной тюрьме и на поселении. За годы пребывания на каторге и в ссылке только им было создано свыше четырехсот портретов декабристов, их жен, детей и друзей, свыше шестидесяти видов Читы, Петровского завода, Селенгинска и других мест Сибири.

Ценность такой работы состоит ещё в том, что знакомство с удивительными, а порой неожиданными сведениями заставляют нас что-то прочитать, узнать дополнительно, прививают тем самым интерес к искусству, рисованию акварелью, маслом и знаниям вообще.

Тем интереснее выглядят видеокопилка (ее можно использовать на уроках истории, рисования). Здесь нет больших, серьёзных выкладок, но автором собраны в видеокопилке уникальный и единственный портрет Иисуса Христа, рисунки на распятье.

Материал изложен, сжато, интересно, логично и аргументировано. В своей работе авторы отразили взаимосвязь работы школы и дома музея.

В процессе работы над рефератом авторы проявили самостоятельность, использовали поисковый метод. Кроме этого, приобрели навыки научно - исследовательской работы, самостоятельной работы с научной литературой, навыки публичных выступлений перед аудиторией.

Считаю, что работа достигла цели, у авторов формировался комплекс ключевых компетенций: ценностно-смысловая, коммуникативная, информационная и т.д., она расширили знания в области истории, искусства.

Дондокова Е.В. учитель высшей категории

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Бестужев Николай Александрович (13 апр. 1791, г. С.-Петербург – 15 мая 1855, с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ.), капитан-лейт. флота, историк, писатель, художник-акварелист, рисовальщик, живописец, декабрист.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье офицера, позже правителя канцелярии Академии художеств. Воспитывался в Морском кадетском корпусе (1802-1809). По окончании учебы был зачислен в штат Морского корпуса воспитателем и преподавателем, в 1813 г. переведен во флот мичманом (с 1814 - лейтенант). В 1820 г. назначен помощником смотрителя Балтийских маяков в Кронштадте. В 1821-1822 гг. организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, за что был награжден орденом Св.Владимира 4 ст. (1823). Весной 1822 г. прикомандирован к Адмиралтейскому департаменту ("без выключки из флота") для написания истории русского флота. В 1824 г. произведен в капитан-лейтенанты. В июле 1825 г. назначен директором Адмиралтейского музея.

Наказание отбывал в Шлиссельбурге, Чите и Петровском Заводе. Здесь Б. создал галерею портретов своих товарищей по заключению. В «каторжной академии» прочел курс истории рус. флота. Организовал мастерскую и обучал декабристов ремеслам. В 1839 Б. вместе с братом Михаилом и К. П. Торсоном обращен на поселение в с. Селенгинск Верхнеудинского уезда Ирк. губ. Сюда к братьям позже приехали три сестры. Занимались хлебопашеством и овцеводством, ремеслами, открыли школу для рус. и бурят. детей. Большое внимание Б. уделял изучению быта и нравов местного населения, природных условий края (статьи «О бурятском хозяйстве», «Гусиное озеро»), экон. и полит. положения страны («О свободе торговли и вообще промышленности»). Поскольку занятия не могли дать достаточных средств, Б. вынужден был надолго отлучаться из дома для написания портретов. Гражд. жена – бурятка Сабилаева. Имел двоих детей.

В кон. 1841 по приглашению близкого друга, д-ра И. С. Персина, Б. приехал в Иркутск и пробыл здесь почти год, написав 72 портрета, в т. ч. чл. семей ген.-губернатора Руперта, купцов Трапезниковых, Сукачевых, Наквасиных, Басниных и др. Ок. полутора месяцев Б. провел в . В 1855 познакомил ген.-губернатора Муравьева с простейшей конструкцией ружейного замка, над к-рым трудился несколько лет. Здесь же был изготовлен опытный образец, отправленный в Петербург. В этот приезд им были написаны детские портреты – внука С. Г. Волконского и детей И. С. Персина, у к-рого он проживал в Иркутске. Похоронен в Селенгинске.

Живопись

Интерес к живописи, литературе, наукам проявлял с детских лет. Рисованию обучался у преподавателей Академии художеств - Н.Н. Фоняева, А.Н.Воронихина. Член Общества поощрения художеств (с ноября 1825). Занимался литературой, с 1818 г. сотрудничал в журналах "Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др. Член Вольного общества любителей российской словесности (с 1821), в 1822 избран членом Цензурного комитета, был главным редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества. Автор книг "Записки о Голландии 1815 года" (СПб., 1821) и «Плавание фрегата "Проворного" в 1824 году» (СПб., 1825), а также частично опубликованного труда "История русского флота".

Масон, член ложи "Избранного Михаила" (1818). Член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества (1825). Член тайной организации "Северное общество" (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу". Активный участник восстания на Сенатской площади. Был арестован в декабре 1825 г., заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по II разряду. После приговора, в августе 1826 г., вместе с братом Михаилом доставлен в Шлиссельбург, в сентябре 1827 г. отправлен на каторжные работы в Сибирь, в Читинский острог, в сентябре 1830 г. переведен в Петровский завод. В июле 1839 г. обращен на поселение в г.Селенгинск Иркутской губернии, где жил до конца жизни с братом Михаилом и прибывшими позднее сестрами Еленой, Марией и Ольгой. Состоял в гражданском браке с буряткой Сабилаевой, имел детей – Алексея (1838-1900), крупного сибирского купца и промышленника, и Екатерину (в замужестве Гомбоева, умерла в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет). Дети жили в семье селенгинского купца Д.Д.Старцева и носили его фамилию. Бестужев умер в Селенгинске, где и похоронен.

В течение всего пребывания в Сибири активно занимался изобразительным искусством. Исполнял интерьеры тюремных камер, виды Читы, Петровского завода и другие пейзажи. Создал обширную портретную галерею декабристов и сибиряков. Выезжал писать портреты в Кяхту (ноябрь 1840 - февраль 1841), в Верхнеудинск (конец 1842), дважды был в Иркутске: в январе - октябре 1842 г. и в феврале – апреле 1855 г. В результате двух посещений написал около 80-90 портретов. В связи с ухудшением зрения в последний период своего творчества стал переходить к масляной живописи (с первой половины 1840-х). Во второй половине 1840-х гг. исполнял работы (расписал алтарь и написал несколько икон) для построенного в 1846 г. Селенгинского собора, вскоре сгоревшего. До сегодняшнего дня сохранилось более двухсот произведений Бестужева, находящихся в Москве - в Гос. Историческом музее, Российской гос. библиотеке, Гос. музее А.С.Пушкина, Гос. архиве Российской Федерации, Гос. Литературном музее, Гос. Третьяковской галерее; в Петербурге - в Институте русской литературы, Всесоюзном музее А.С.Пушкина, Гос. Эрмитаже, Музее Революции, Российской национальной библиотеке, Музее Н.А.Некрасова; в Туле - в областном краеведческом музее; в Иркутске - в областном художественном музее ("Портрет П.П.Сукачева", 1842, "Портрет П.С.Трапезниковой", 1842) и областном краеведческом музее ("Портрет И.С.Сельского", 1847 (?)); в Кяхте - в краеведческом музее, а также в частных собраниях Москвы, Петербурга и Иркутска (собрание Б.С.Шостаковича - "Портрет Н.П.Трапезникова, 1842, "Портрет П.Н.Трапезникова, 1842, "Портрет А.И.Трапезниковой", 1842, "Портрет М.П.Беттихер с дочерью", начало 1850-х (?)).

Литература

  1. Архив ИОХМ, личное дело Н.А.Бестужева.
  2. Барановская М.Ю. Декабрист Николай Бестужев.- М., 1954. 294 с. (указ. лит-ры).
  3. Декабристы: Биографический справочник.- М., 1988. - С.21-22.
  4. Декабристы и Сибирь: Альбом.- М., 1988.- 264 с.
  5. Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. Изд.2, доп.- М., 1977.- 678 с.
  6. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.- Иркутск, 1986.- С.8, 31-32.
  7. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].- Иркутск, 1961.- С.14.
  8. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.- Л., 1961. С.15, 69.
  9. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII - начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.- Иркутск, 1976.- С.12, 97.
  10. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство.- СПб., 1993. С.249, ил.126-127.
  11. История Сибири. Т.2. Сибирь в составе феодальной России. - Л., 1968.- С.499.
  12. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII - XX вв.- Иркутск, 1952.- С.11, 60.
  13. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.- Иркутск, 1939.- С.4, 27.
  14. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].- Иркутск, 1989.- С.13, 14.
  15. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.- 1968.- № 11.- С.57, 60.
  16. Н.А.Бестужев в Иркутском областном художественном музее: К 150-летию восстания декабристов. 1825-1875.- Иркутск, 1975.- 12 с.
  17. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь.- М., 1997.- С.30.
  18. Принцева Г. Декабристы в памятниках изобразительного искусства. Из собрания Эрмитажа.- Л., 1967.- 84 с.
  19. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. Иркутск, 1994.- С.181, 186, 480.
  20. Сибирский портрет XVIII - начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994.- С.140-144, ил.29-40.
  21. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1949.- С.9, 17.
  22. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].- Иркутск, 1958.- С.17, 41.
  23. Сидоров А.А. Рисунок старых русских мастеров.- М., 1956. С.251, 299, 354-355, 362, 365, 384, 411, 456, 463, 503.
  24. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.- 1988.- № 4.-С.118, 119, 120, 125.
  25. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.- Новосибирск, 1993.- С.7, 10, 13, 47-51, 85, 98, 99, 100, 105, ил.29-30, 35.
  26. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.- Иркутск, 1990.- С.24, 25, 33, 35, 37, 40, 158, 218, 254, 267.
  27. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.- Иркутск, 1985.- С.15, 19, 75, 76, 78.
  28. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.- Иркутск, 1958.- С.102.
  29. Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ.- Иркутск, 1967.- С.30-33.
  30. Фатьянов А.Д. Художник-декабрист Н.А.Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. 1976.- № 4.- С.122-126.
  31. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.- Иркутск, 1995.- С.3, 35-37, 41, 54, 112, 113, 114, 146.
  32. Художники народов СССР: Биобиблиографический словарь. - Т.1.- М., 1970.- С.391 (указ. лит-ры).
  33. Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А.Бестужева // Ангара.- 1961.- № 3.- С.127-130.
  34. Дневник путешествий от Читы. Л., 1926; Статьи и письма. М.; Л., 1933; Воспоминания Бестужевых. М.; Л., 1951; Избр. проза. М., 1983. Сочинения и письма / Изд. подг. С. Ф. Ковалем. Иркутск, 2003.
  35. Азадовский М. Н. Бестужев – этнограф. Иркутск, 1925; Барановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954; Зильбернштейн И. С. Художник декабрист Николай Бестужев. 3-е изд., доп. М., 1988.

В Москве всё меньше остаётся памятных мест. И потому Чудом выглядит маленький деревянный домик на Ростовской Набережной.
Он хорошо просматривается со стороны речного причала "Киевская".
Всё так же утопает в зелени.... Сколько раз я пробиралась сквозь его заросли.
И как много бурных событий, переломов пробуждает он во мне.

Владельцем особняка был Михаил Александрович Бестужев, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.\1800-1871\
Отец - Александр Федосеевич Бестужев \1761 - 1810\, артиллерийский офицер.
С 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель.
Мать - Прасковья Михайловна\177-1846\.
Братья Бестужевы: Александр, Николай, Петр, Павел.

В 1824 году Михаил принят в Северное общество.
Он вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка.
Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую Крепость.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург.

Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года.
До Читинского острога добирались два месяца.
Через три года переведены в Петровский завод, сентябрь 1830 года.

8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык, польский и латынь, итальянский язык, английский.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело.
М.Бестужев, автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.

В 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы на свободном поселении в городе Селенгинск Иркутской губернии.

В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение.
И, после смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года), сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.

Здесь М.А.Бестужев был счастлив, был женат на сестре казачьего есаула Селиванова - Марии Николаевне.
Имел четырёх детей: Елену, Николая, Марию, Александра.
Но.... все дети умерли в раннем отрочестве.

Построил дом, занимался акклиматизацией растений. Печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок».
Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка», даже сейчас.
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым.
Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Он был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Купец поместил трактат в сундук с завещанием вскрыть его в 1951 году. Сундук потерялся.

Было написано нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
В 1857 году руководил флотилией в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 - 1858 годов).
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены.

Безусловно это был человек выдающийся. Ему было 25 лет, когда желание изменить Мир, сделать его справедливым, было главным.
Это сейчас понятно, что Революционные действия ослабляют государство. Народ только проигрывает.
В России четыре поколения жили во имя "Грядущего Будущего" в нищете и лишениях.
А Аристократов Духа, сравнимых с декабристами, в России больше не было.
Была Советская номенклатура, чиновники, которые по должности должны были проявлять справедливость. Но, личное обогащение и использование своего положения,было превыше всего.

Вернулся М.А.Бестужев в Москву в возрасте 67-ми лет в родительский деревянный особняк,
под номером № 17, по 7-му Ростовскому переулку.
Был полон планов, замыслов.
Но...весной 1871 года Москва река вышла из берегов, были затоплены: Ростовская, Бережковская, Дорогомиловская набережные. Горожане передвигались на лодках.
Лето 1871 года было жарким. В Москве буйствовала эпидемия холеры.

М.А.Бестужев Умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Портрет\масло, холст\ - декабриста Михаила Александровича Бестужева 1800-1871год