Что такое морфологические средства. Морфологические средства

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

УРОК 1

ТЕМА: «ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА»

План урока:

    Вступление

    Основная часть

а) основные средства выразительности;

б) лексические средства выразительности;

в) средства художественной выразительности;

г) морфологические средства выразительности;

д) синтаксические средства выразительности;

е) образность речи

3. Заключение

Для того чтобы правильно выполнить задание В8, нужно знать основные средства выразительности языка, уметь находить их в предложенном для анализа тексте, знать, какие средства выразительности характерны для определённых стилей речи.

Различают фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности.

Фонетические:

    аллитерация;

    ассонанс.

Словообразовательные:

    словообразовательный повтор (однокоренных слов; слов одной слово­образовательной модели; слов с суф­фиксами оценки).

Лексические:

    синонимы;

    антонимы;

    омонимы;

    паронимы;

    устаревшие слова;

    неологизмы;

    заимствованные слова;

    книжная лексика, термины;

    традиционно-поэтическая лексика;

    разговорная лексика;

    просторечия;

    диалектизмы;

    профессионализмы;

    жаргонизмы, арго;

    эмоционально окрашенная лексика;

    фразеологизмы;

    крылатые слова и выражения.

Морфологические:

    экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевлённо­сти-неодушевлённо­сти и др.);

    прямое и переносное употребление форм времени глагола;

    экспрессивное использование слов разных частей речи;

    насыщение текста междометиями и звукоподражатель­ными словами.

Синтаксические:

    ряды однородных членов предложения;

    предложения с вводными словами, обращениями, обособленными

    Членами;

    экспрессивное использование предложений разно­го типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. и.)

Нужно помнить, что для определённых стилей речи характерны и определённые средства выразительности.

Таблица №1

Научный

Однозначность слова; частая повторяемость ключевых слов; отсутствие образных средств; стилистически нейтральные слова, т.е. общеупотребительные; общенаучные слова (детали, аналогия, энергия); термины, т.е. узкоспециальные слова

Публицистический

Лексические средства выразительности : общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, средства эмоционального воздействия, эпитеты, сравнения, метафоры, ритори­ческие вопросы и обращения, лексические повторы, градации (нельзя терять ни од­ной минуты, ни одного дня); фразеологи­ческие обороты, пословицы, поговорки, использование литературных цитат, язы­ковых средств юмора, сатиры, иронии (остроумных сравнений, иронических вставок, каламбуров) (эмоциональные средства языка сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания).

Художественный

Могут употребляться слова высокого, поэтического стиля, книжная лексика и просторечия, диалектизмы, профессиональ­но-деловые обороты речи и лексики пуб­лицистического стиля; синонимы, антони­мы, паронимы, омонимы, архаизмы, старославянизмы, неологизмы.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности характерны для художественного и публицистического стилей. Это тропы и фигуры.

Троп (греч. tropos «поворот», «оборот речи») - стилистический приём, заключающийся в употреблении слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, то есть в ис­пользовании слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отноше­нием.

Стилистическая фигура (от лат. figura «очертание», «образ») - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм и использующиеся для усиления выразительно­сти речи.

Таблица №2

Тропы и фигуры речи

Тропы

Фигуры речи

  • эпитет
  • сравнение
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • гипербола
  • литота
  • олицетворение
  • перифраз
  • оксюморон
  • анафора
  • параллелизм
  • антитеза
  • градация
  • инверсия
  • эллипс
  • умолчание
  • риторический вопрос
  • риторическое восклицание
  • риторическое обращение
  • многосоюзие
  • бессоюзие

Таблица №3

Морфологические средства выразительности

Научный

Преобладание существительных; употребление существительных среднего рода (образование, свойство); использование отглагольных существительных; глаголов с обобщённо-отвлечённым значением (речь идёт о проблемах, привести к общему знаменателю); широкое употребление форм несовершенного вида; употребление местоимений 3-го лица

Публицистический

Использование существительных в родительном падеже в роли несогласованных определений (голос мира, страны ближ­него зарубежья); глаголов в повелительном наклонении, возвратных глаголов

Художественный

Насыщенность текста глаголами (интен­сивность действия, движение, динамич­ность действия); безглагольность; наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер; большое количество причастий - образное описание предмета и представление его признаков в динамике; время и наклоне­ние; экспрессивное использование разных категорий падежа (например, конструкции с творительным падежом придают живо­писность, непринужденность описаниям, (петь щегленком); употребление кратких прилагательных. Достигается особая экс­прессия текста; местоимения (личные и притяжательные - оттенок искренности взволнованности; неопределенные - «отдаляют» события и предметы)

Прямой порядок слов; широкое использование словосочетаний существительное + существительное в родительном падеже; преобладание неопределённо-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; частое употребление причастных и деепричастных оборотов

Публицистический

Использование однородных членов предложения, ввод­ных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных предло­жений

Художественный

Преобладающие в данном тексте типы предложений (повествовательные вопроси­тельные, восклицательные); полные и не­полные предложения; двусоставные и односоставные (экспрессия односоставных предложений, особенно назывных (в них заложены огромные изобразительные воз­можности); типы связи частей сложного предложения

Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении.

Грозовая туча курилась дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета . Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи , синие пещеры, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени . А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский)

Выделенные слова в тексте - метафоры придают тексту эмоциональность и красочность, помогают читателю увидеть происходящее.

Но образность речи может достигаться и при отсутствии тропов.

Птиц своих он распустил. – Всех… Все разлетелись, - говорил Тимка. – И малиновка, и синицы, и щеглы, и чиж. Я, Борька, знаешь, больше всего чижа любил. Он у меня совсем ручной был. Я открыл дверку клетки, а он не вылетает. Я шугнул его палочкой… Взметнулся он на ветку тополя да как запоёт !.. Я сел под дерево, клетку на сучок повесил… Долго сидел, думал , потом встаю , хочу взять клетку. Гляжу, а на ней мой чижик сидит. Спустился, значит, сел и не хочет улетать. И мне вдруг так жалко всего стало, что я… Я чуть не заплакал, Борька. (А.Гайдар)

Чтобы передать эмоциональное состояние мальчика, Аркадий Петрович Гайдар использует однородные члены предложения, глаголы различных видовых форм, лексические повторы и т.д. и совершенно не употребляет тропов. Но от этого текст не теряет ни образности, ни выразительности.

Запомни!

В любом тексте всегда есть выразительные средства, характерные для определённого стиля речи.

Загляни в глоссарий и попытайся сделать упражнения, а затем проверь себя, выполнив тестовые задания.


Читайте также:
  1. EAI (Enterprise Application Integration) - Средства интеграции приложений
  2. II. Средства, влияющие преимущественно на рецепторы эфферентной иннервации сердца
  3. А) Средства, блокирующие натриевые каналы (мембраностабилизирующие средства; группа I)
  4. Автоматизация производства, ее значение и обоснованность проведения на предприятиях в РБ. Оборудование и средства автоматизации технологических процессов.
  5. Адреномиметические средства прямого действия. Классификация. Механизм действия. Фармакологическая характеристика отдельных препаратов. Применение.
  6. Активизация учебно-познавательной деятельности. Пути и средства активизации.
Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Морфологические средства Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. Насыщенность текста существительными, интенсивное использование разных категорий падежа, например, конструкции с творительным падежом, придают живописность, непринуждённость описания. С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы.
говорящие фамилии, имена Скотинин, Простаковы, Подхалюзин
употребление времен: будущего в значении настоящего и т. п. Едем завтра
многосоюзие, (полисиндетон) И первый шум листвы еще неполной, И след зеленый по росе зернистой, И одинокий стук вальна на речке, И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает.
междометия Легче тени Татьяна прыг в другие сени. И с возом бух в канаву.
Части речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, частица, междометие и др.) имена существительные называют предметы или явления; помогают обозначать и передавать чувства и эмоции; имена прилагательные помогают обрисовать внешность героев, подчеркнуть какие-либо его качества; участвуют в создании психологического портрета персонажа; глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа; междометия передают различные чувства (удивление, восторг, возмущение и др.)
Имя существительное 1. Обратим внимание на существительные, которые в данном тексте использованы в большом количестве. Существительные, стоящие в начале текста, определяют его тему, являясь ключевыми словами текста. (Работа по конкретному тексту) 2. Лев Васильевич Успенский утверждал: «Имя существительное – хлеб языка». С этим мнением нельзя не согласиться. В тексте ФИО существительные играют особую роль: они позволяют автору нарисовать… (создать картину…) (Работа по конкретному тексту) 3. С помощью существительных можно «изобразить» картину природы, портрет, обстановку, они создают предметный ряд… (Работа по конкретному тексту) 4. Имена существительные общего рода (трудяга, работяга, забияка) обозначают качества людей (выход на конкретный текст: зачем используются, какую характеристику дают?) 5. В тексте встречаются существительные общего рода (забияка), которые имеют ярко выраженную отрицательную эмоционально-оценочную окраску. Однако другие существительные общего рода (работяга, трудяга) не имеют отрицательной окраски. Они позволяют автору выразить свое отношение к герою: мы видим, как негативное отношение постепенно перерастает в сочувствие (выход на конкретный текст). 6. Без существительного невозможно общение, так как в предложении чаще всего устанавливаются связи и отношения между предметами. Почти в каждом предложении есть существительные, даже несколько (выход на конкретный текст).
Имя прилагательное 1) С помощью употребления кратких прилагательных достигается особая экспрессия текста. 2) Писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. (Работа с текстом) 3) В художественном тексте прилагательные выступают как источник экспрессии. 4) Обращаясь к прилагательным, автор в деталях обрисовывает внешность героя. 5) Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: 6) Прилагательные характеризуют поведение героя, в этом им помогают и глаголы.
Местоимение 1) За счёт употребления местоимений достигается особая экспрессия текста. 2) За счёт личных и притяжательных местоимений достигается оттенок искренности, взволнованности. 3) Неопределенные местоимения как бы «отдаляют» события и предметы
Глаголы 1) Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение. 2) Наличие инфинитивов придает тексту отвлеченный вневременной, внеличностный характер. 3) В предложении №… особая напряжённость события передаётся с помощью приставочных глаголов совершенного вида, указывающих на мгновенность действия. 4) Глагол – необыкновенная часть речи: по частоте употребления он занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. 5) «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе», - утверждал русский писатель А.Н. Толстой. Попробуем и мы доказать эту мысль, обратившись к тексту ФИО 6) Русский писатель Алексей Югов говорил, что «глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие». 7) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить. Это и происходит в тексте: картина оживает благодаря таким глаголам, как (Работа по конкретному тексту) 8) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами.
Причастия 1) Большое количество причастий позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике. 2) Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла, его желания поделиться с нами тем удивительным, что открыл он сам. Так, причастия (примеры), передавая действие предмета как действие, становятся средством выразительности в тексте ФИО. 3) Использование большого количества причастий позволяет автору не только описать те чувства, которые испытывает… (работа с текстом), но и создает образ …
Деепричастия 1) Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. 2) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие, 3) Содействуют динамике рассказа, усиливая образность художественного повествования. 4) В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: примеры (№ предложений). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (предложение №…). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (предложение №…). 5) Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (предложение №…) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (предложение №…).

Выразительные средства словообразования

Использование морфем

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например :

ПЕРЕшагни, ПЕРЕскочи, ПЕРЕлети, Пере - что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

РАС-стояние: версты, мили...

Нас РАС-ставили, РАС-садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС-стояние: версты, дали...

Нас РАС-клеили, РАС-паяли...

(М.Цветаева)

Приставка РАС (черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-

тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - домИЩе, домИНа. Грязь - грязИЩа;

Морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание) например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев
Суффиксы 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3) Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5) Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий .
Приставки 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения . 2) Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3) приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4) Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий

Графические средства выразительности

рубленая строка (лесенка), акростих, разрядка, курсив


ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ. Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗм олвный - БЕЗг ласный, ИСс ледовать - ИЗл ить, ЧРЕЗм ерный - РАЗо бщить, ЧЕРЕСч ур - ЧРЕЗм ерный НИЗв ергать - НИСп адать ВЗл ететь - ВСп лакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.

Различать по значению:

При- Пре-
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник = человек около ворот: строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Приуменьшить* = немного, чуть-чуть Приумножить* = незначительно, чуть-чуть Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.) Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз Преумножить* = во много раз

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

1. После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.

2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение: взимать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную

(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

§3. Выразительные средства морфологии и словообразования

Выразительность в тексте может создаваться с помощью использования морфологических и словообразовательных средств языка. К основным изобразительно-выразительным средствам морфологии и словообразования относятся:

1) Употребление каких-либо грамматических форм не в их прямом значении (например, употребление форм настоящего времени глагола в значении прошедшего времени; форм глагола сослагательного наклонения в значении повелительного наклонения и т. п.):

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь -- лошадки мои стоят смирнехонько около Ивана Михайловича. (И. А. Бунин)

2) Преимущественное употребление в тексте слов какой-либо части речи:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымках тучка, пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!.. (А. А. Фет)

3) Использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных):

Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики... (Н. В. Гоголь)

Я думал -- ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик. (В. В. Маяковский)

Изобразительно-выразительные средства морфологии и словообразования используются:

Для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действий или его субъекта (лица);

Для создания речевых характеристик героев в той или иной стилистической тональности текста;

Для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого.

Морфологические и словообразовательные средства выразительности могут использоваться в художественном, публицистическом и разговорном стилях.

Диалектные различия в морфологии

Диалектные различия в морфологии касаются, главным образом, внешней стороны грамматических форм, т. е. тех грамматических средств, которыми выражены грамматические значения...

Изобразительные и выразительные средства языка

Основным выразительным средством фонетики является звукопись -- художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний)...

Изобразительные и выразительные средства языка

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. -- поворот, оборот, образ) -- специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении...

Изобразительные и выразительные средства языка

Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка (словосочетаний и предложений), а также особенности композиционного построения текста...

Морфология как раздел грамматики

Морфема - мельчайшая значимая строевая единица языка, выступающая в качестве составной части слова или формы слова. Например, ходила: ход (корень), и (глагольный суффикс), л (суффикс прошедшего времени), а (окончание глагола прошедшего времени)...

Особенности перевода текстов научно-популярного стиля в сфере аудиовизуального перевода

В отличие от научного стиля, где преобладают существительные, научно-популярный подстиль имеет глагольный характер, что позволяет избежать «сухость» языка. Большое внимание уделяется действию и его производителю...

Парламентская речь

Красота речи не тождественна красивости и не сводится к искусственному украшательству. Тем не менее уже в древности знали, что воздействующая сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. «Красноречие,-- писал М.В. Ломоносов...

Речевой портрет Леонида Парфенова (по его интервью и публичным выступлениям)

Л. Парфенов широко использует разнообразные выразительные средства, среди которых имеют место: окказионализмы, повторы, обыгрывание прецедентных текстов, а также различные художественные тропы, такие как метафора, олицетворение, гипербола...

Это очень большая и более сложная по своим экспрессивным возможностям группа. В стилистике их называют тропами. Изобразительно выразительные средства языка связаны с переносным употреблением языковых единиц...

Средства выразительности китайского языка

китайский язык эмоциональный выразительность Собственно выразительные средства не связаны с переносным (метафорическим) употреблением, но они обладают эмоционально- оценочными и экспрессивными значениями и оттенками...

Стилистическая окраска слов и их перевод в произведении Фицджеральда Ф.С. "Великий Гэтсби"

Многие понятия и термины стилистики заимствованы из риторики и мало изменились на протяжении веков. И все же мнения о предмете, содержании и задачах стилистики, как справедливо замечает Ю.М. Скребнев...

Стилистические фигуры как средство богатства речи

Экспрессии - это способность говорящего выражать свое отношение к сообщаемому, выражая его эмоциональное состояние, позволяет охарактеризовать говорящего как представителя определенной социальной среды...

Теоретические аспекты морфологии

Слово и морфема - основные единицы (верхняя и нижняя) морфологического уровня языковой структуры. Их описанием занимается морфология как один из разделов грамматики...

Характеристика выразительного потенциала морфологии

Морфологические средства, в отличие от синтаксических и лексических, содержат значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и значительно меньше отклонений от общеязыковой нормы, ибо морфологический уровень языка проявляет большую устойчивость по отношению к разным функциональным стилям, разным жанрам и типам речи (устной, письменной).

Особенности морфологического строя немецкого языка в аспекте стилистики, как любого другого, проявляются, прежде всего, в количественном распределении тех или иных морфологических структур и форм в функциональных стилях, а также в «привязке» отдельных морфологических форм к определенному функциональному стилю.

Разная степень частоты употребления тех или иных морфологических форм связана с их принадлежностью к письменно-книжному или устно-разговорному типу речи. Так, в письменной речи более активны существительное и прилагательное, поэтому такая организация речи называется «номинативным стилем» (der Nominalstil). В устной речи и некоторых видах художественной речи (имитирующих, например, кинематографическую манеру) преобладает глагол, отсюда такая организация речи именуется «глагольным стилем» (der Verbalstil). В письменной речи довольно активны числительные, краткие прилагательные, в устной - более активны, чем в письменно-книжной, качественные прилагательные, местоимения, модальные и эмоционально-экспрессивные частицы, междометия. Что касается «привязки» отдельных морфологических структур к функциональным стилям, то можно отметить лишь такие случаи: опущение артикля в газетных заголовках, использование повелительного наклонения в рекламах.

Морфологические формы в парадигме имеют только денотативное значение, и вне контекста их нельзя квалифицировать как стилистические, ибо они являются общеупотребительными во всех стилях и разновидностях речи. Выразительные ресурсы морфологических структур не столь велики, их бедность компенсируется активностью функциональной транспозиции словоформ, которая составляет основу стилистических приемов в области морфологии.

Морфологические приемы создания выразительности

Стилистико-морфологические приемы могут создаваться путем нарушения дистрибуции морфем в составе слова или морфологической структуры, они не столь продуктивны и связаны преимущественно с индивидуальным словоупотреблением.

В романе «Книга для Майи» морфологические средства выразительности использовались не часто. Несомненно, это обусловлено общей не высокой продуктивностью использования этих средств. Преимущественно они употреблялись в разговорной речи героев. Так, на основе классификации морфологических приемов, предложенной М.П. Брандес, в тексте романа мы выделили следующие приемы:

1. Транспозиция формы, т.е. перенос словоформы в сферу действия другого грамматического значения, и, следовательно, употребление этой словоформы в несвойственном ей значении. Это наиболее распространенный стилистико-морфологический прием. Функциональная транспозиция, как правило, сопровождается особой экспрессивностью и эмоциональностью, что является следствием расхождения между контекстом и грамматическим значением формы. При переносном употреблении морфологических форм их основное грамматическое значение сохраняется, контекстное же значение носит чисто функциональный характер, вследствие этого субъективно-модальные наслоения можно определить, исходя из конкретной ситуации или конкретного текста.

Функциональная транспозиция имеет место в классе местоимений, прилагательных, наречий, междометий, частиц. Однако особенно широкими транспозиционными возможностями обладает глагол, и, прежде всего сочетания временных значений глагольных форм в результате столкновения двух планов времени, один из которых выражается непосредственно глагольной формой с ее основным общеязыковым значением, а другой - речевым или ситуативным контекстом, например:

Форма глагола настоящего времени используется для обозначения действия в прошлом:

Hinter meinen Augenlidern erwarteten mich die Bilder von Philip. Sie waren so lebendig, dass sie fur einen Augenblick den Zeitungsbericht uberdeckten. Philip steht barfu? im Garten mit ausgebreiteten Armen. Er dreht sich auf einem Bergpfad zu mir um und lacht mich an. Er streckt seine Hand nach mir aus (123).

Использование настоящего времени для обозначения действия в прошлом служит для наглядного изображения, «события как бы переносятся из прошлого в настоящее, читатель «втягивается» в эти события» (Прокопович, 1969: 56). Транспозиция глагольного времени обладает образной экспрессией.

Форма глагола настоящего времени может употребляться в значении актуального будущего, т.е. действия, готового совершиться в момент речи:

«Bei mir», holte Lilly mich aus meinen Gedanken, «gibt es demachst auch eine kleine Veranderung» (15).

«Wenn sich das Wetter halt, lernen Sie die Gegend von ihrer besten Seite kennen» (19).

Форма глагола настоящего времени в устно-разговорной речи может использоваться для экспрессивного волеизъявления:

«Ich schlage vor, Sie machen gleich morgen fruh einen Test» (140).

Данный прием также обладает большой экспрессивностью, т.к. в данном случае «действие, предлагаемое или диктуемое, представляется говорящим как уже практически совершенное, это придает высказыванию бoльшую настоятельность» (Касевич, 1988: 202).

2. Использование определенного артикля при собственных именах служит известным приемом для выражения фамильярности и пренебрежительности:

Einerseits straubte ich mich innerlich, mit dieser Frau in Kontakt zu treten, andererseits wollte ich doch gern wissen, was fur eine Frau das war, mit der Philip fast funfunddrei?ig Jahre verheiratet gewesen war (174).

Und so lud ich meinen gesamten Frust uber die Begegnung mit der Stephanie bei ihr ab (178).

3. Употребление прилагательных в постпозиции по отношению к существительному. Особенно часто это происходит в разговорной речи, что придает высказыванию эмоциональность и экспрессивность:

«Es war Gewohnheit alte!» (134).

4. Использование личного местоимения в сочетании с именем собственным придает морфологической структуре разговорную окраску, зачастую с неодобрительным оттенком:

«Dein Philip gehort noch zu der Generation, die mit Telefonzellen gro? geworden ist. Er wei?, dass es sie gibt und wie man damit umgeht» (113).

1. Ошибки, связанные с употреблением имен существительных.

2. Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм.

3. Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

4. Ошибки, связанные с употреблением числительных, местоимений.

Ошибки, связанные с употреблением имен существительных. Морфология – раздел грамматики изучающий грамматические свойства слов, т. е. грамматические значения средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология нормы – правила использования морфологических форм разных частей речи.

Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различаться оттенками значений, стилистической окраской, сферой употребления, соответствовать норме литературного языка или нарушать её.

Самую большую группу составляют варианты, использования которые ограниченно функциональным стилем или жанром речи.

В разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров; у ней, от ней, вместо у нее, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической норы.

1.Существительные, заканчивающие свою основу звуками -ин- в родительном падеже имеют нулевое окончание, это:

а) слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации, например: грузин, абазин;

б) отношение к определенной территории, например: южан, северян, волжан

Есть слова, которые нельзя подвести под то или иное классифицированное определение, например: валенок, сапог, чулок, пагон, партизан, солдат, вафель, качерг, мокорон, простынь, блюдец, полотенец, жабер.

Но: носков, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, апельсинов, мандаринов, помидоров, килограммов, гектаров, граблей, яслей, свечей, консервов, прогонов, финансов, будней, греков, гуцулов, курдов, эскимосов.

В предложном падеже требуют запоминания следующие случаи: многие слова мужского рода, 2 склонения, имеющие значения «неодушевленности» получают окончание у вместо распространенного е в предложном падеже единственного числа. Если предлог в или на указывает на место, время, образ действия, например: в услугу, в снегу, в лесу, в носу, на спирту, в спирту. Однако предложный падеж может выражаться и вариативно. Например: в цехе – в цеху, отпуске – отпуску, на ветре – на ветру. В деловой научной речи окончание е , а в разговорной у .

В творительном падеже: дверьми (разг.) – дверями (лит.), лошадьми (разг.) – лошадьми (лит).

Можно отметить и «застывшие формы»: лечь костьми, гордиться своими сынами и дочерьми.

2. Существительные, употребляемые только во множественном числе: каникул, горелок, крестин, потемок, сумерек.

Именительный падеж.

При выборе окончания –а (я) или –ы (и)следует обратить внимание на то, что многие слова имеют нормативные формы:

А (-я-) – бега, доктора, корма, купала, кучера, сторожа, терема;

Ы (-и-) – аптекари, библиотекари, выборы, выпуски, консулы, тракторы, фельдшер.

Иногда окончания указывают на смысловые различия:

Кондукторы – приспособления в технике;

Кондуктора – работники транспорта.

Слово бухгалтер в именительном падеже, множественного числа имеет только форму с окончанием – ы . Бухгалтеры!

Употребление форм числа. Вещественные существительные сахар, топливо масло, нефть, мрамор употребляются в форме единственного числа: сахара, топлива, масла, нефти, соли, мрамора. Эти формы имеют стилистический оттенок профессионального употребления. В некоторых случаях одна из форм нарушает норму литературного языка неправильно, туфля, а туфля с ударением на первом слоге правильно.

Категория рода: В русском языке немало слов мужского и женского рода для обозначения людей по их должности, профессии. При существительных, обозначающих занимаемую должность, профессию, чин, звание возникающие в речи затруднения объясняются особенностями этой группы слов. Каковы они?

Во-первых, в русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или (значительно реже) существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, парламентер, прачка, няня, модистка, маникюрша, повитуха, бесприданница, кружевница, швея мотористка, президент, посол, кандидат наук, дипломат.

Во-вторых, существуют названия, как мужского рода, так и женского оба они нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.

В-третьих, образованы обе формы и мужского и женского рода, но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской.

Так, слова профессорша, докторша, имеют значение – «жена профессора», «жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными. Родовые параллели кассирша, сторожиха, бухгалтерша, контролерша, лаборантка, вахтерша, билетерша, квалифицируются как разговорные, а врачиха как просторечная.

Затруднения возникают в том случае, когда необходимо подчеркнуть, что речь идет о женщине, а нейтральная параллель женского рода в языке отсутствует. Такие случаи все увеличиваются. По свидетельству ученых, число наименований, не имеющих женской родовой параллели, с каждым годом увеличивается, например: космофизик, телекомментатор, телерепортер, бионик, кибернетик и др., в то время как эту должность может занимать женщина.

Какой же выход находит говорящие и пишущие? Как отвечают лингвисты, не только в устной речи, но и в газетных текстах, в деловой переписке все чаще и чаше используется синтаксическое указание на лица. Иногда при существительных мужского рода глагол в прошедшем времени имеет форму женского рода. Например: Врач пришла, филолог сказала, бригадир находилась, мне посоветовала наш библиограф. Такие конструкции в настоящее время считается допустимыми, не нарушающими норму литературного языка. Употребление существительных мужского рода не имеющих словообразовательной параллели женского рада как наименование женщине, предлог тому что усилились колебания в формах согласования. Стали возможными такие варианты: молодой физик Яковлева – молодая физик Яковлева.

В частотно-стилистическом словаре вариантов «грамматическая правильность русской речи» относительно такого употребления определений сказано: «В письменной строго-официальной или нейтральной деловой речи принята норма согласования по внешней форме определяемого существительного: выдающийся математик Софья Ковалевская; новый премьер- министрИндии Индира Ганди.

Наиболее часты грамматические ошибки связаны с употреблением рода имен существительных. Можно услышать неправильные словосочетания: железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, но ведь существительное рельса, шампунь – мужского рода, (лит.в) сред. род. – разг., мозоль – женского рода, манжета – женского рода, сандалия женского рода, занавес – мужского рода, туфля – женского рода, бандероль – женского рода, балерина – солист балета, танцовщик, артист балета, машинистка - женского рода – переписчик на машинке.

Нарушение грамматической нормы связанно с употреблением в речи предлогов. Предлоги из-за и благодаря.

Предлог благодарясохраняет своё первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить. У потребляются для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря и указанием отрицательной причины, употребление этого предлога не желательно: не пришел на работу благодаря болезни, в данном случае правильно – из-за болезни.

Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам употребляется только с дательным падежом.

Ошибки, связанные с употреблением глагольных форм .

Недостаточные глаголы: победить, убедить, очутиться, чудить. Имеют недостаточно структурных признаков для образования глаголов 1 лица, единственного числа. В связи с этим, данная форма образуется через описательные выражения: я смогу победить, я могу очутиться, я тебя убедила и т. д. Изобилующие глаголы: двигает – движет, полоскает – полощет, махает – машет, колыхает – колышет и др.

Глаголы кушать и есть являются примером сложности стилистической системы русского языка. Глагол кушать не употребляется ни в первом, ни в третьем лице, возможно только повелительное наклонение типа «Кушать подано», «Кушайте на здоровье».Этот глагол возможен в обращении к детям как выражение нежности и ласки.

Первая форма – разговорная, а вторая – литературная. Лаг – лож. Корень лож без приставки не употребляется: одолжи, вместо займи денег.

Сохнул промокнувший; нормой является выпадение суффикса ну во всех формах прошедшего времени приставочных глаголов, промокнуть – промок, промокший.

Деепричастие совершенного вида сосновой на гласный звук могут употребляться в двух формах: с суффиксом в, и с суффиксом вши (например: послушавши, недоглядевши).

Формам на вши присущ просторечный характер, формы на общеупотребительны: видел – общеупотребит. лит. в-т.; видал – разговорный; уведоми, закупори – разгов. в. т.; уведомь, закупорь – книж. в. т.

Ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных. Именно краткие формы превосходной и сравнительной степени прилагательных наиболее «уязвимы» и являются «напряженными» точками в орфоэпии.

Речевые ошибки.

а) Девушка была высокая, красивая и весела. В одном роду употреблены полная и краткие формы.

б) Мой брат более старше меня, учится он хорошо. Более старше – выражение, представляющее собой соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной степени. Нужно сказать: Мой брат старше меня. Хорошее меня. От слов хороший, плохой образуются супплетивные формы степеней – лучше, хуже. Он более способный и умнее меня.

В качестве однородных членов предложения нельзя употреблять простые и сложные формы степеней сравнения. Следовало сказать: Брат способней и умней меня.

Краткие формы имеют преимущественно книжную стилистическую окраску: Лекция интересна и поучительна.

Краткие прилагательные звучат в тексте более категорично, выражают обычно активный и конкретныйпризнак: Мысли ясны, девочка красива.

Полные формы прилагательных употребляются обычной в разговорной речи: Лекция интересная и поучительная.

Полная форма указывает на постоянный признак, краткая – на временный: Девочка красивая (вообще) девочка красива (в данный момент).

Полные и краткие формы прилагательных могут составлять семантические варианты, т.е. иметь разные лексические значения: мальчик глухой – мальчик глух (к просьбам).

При образовании кратких форм прилагательных с безударными – енный (естественный, торжественный) наблюдаются колебания. Искусственный – искусствен, искусственен; торжественный – торжествен, торжественен.

В настоящее время эти варианты равноправны, они закрепились во всех стилях. Но более употребительными является усеченная форма (на ен ). Притяжательные и относительные прилагательные в речи могут заменяться синонимическими формами косвенных падежей имен существительных: мамина книга – книга мамы, каменная стена – стена из камня. Но в ряде случаев такие сочетания различаются по значению: походка старика – стариковская походка (переносное значение), роспись стены – стенная роспись (терминологическое значение).


Похожая информация.