Что то творческое. Что такое творчество

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий », чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь-комедия «Ревизор». В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен - мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города».Эта

произведение - смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина - это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов - рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский - стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания - решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.


Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание «интеллигентный человек», но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать «интеллигентность» с «образованностью», а эти два понятия имеют совершено разные обозначения.

По - настоящему интеллигентный гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачёв стремится оказать помощь своим читателям в распознании отличий между интеллигентностью ложной и истинной. Сегодня в особенности актуальной является проблема мнимости и подлинности культуры, истинной нравственности и интеллигентности.

Часто маска внешней добропорядочности скрывает душевную пустоту. Лихачёв утверждает, что состоит «интеллигентность …в способности к пониманию…» окружающих тебя людей, а не только в наличии знаний. По мнению автора, интеллигентность поддаётся развитию и тренировке, поэтому необходимо в себе её воспитывать. Интересной кажется также мысль, связанная с существованием связи между душевным состоянием человека и его физическим здоровьем.

Русской интеллигенции свойственно было на протяжении веков заниматься созданием духовных богатств с целью наполнения жизни нравственным смыслом, и это несмотря на все унижения и гонения. Пример литературных героев становится доказательством правоты подобного суждения. Профессор Преображенский, образ которого был создан Булгаковым, жизнь посвятил науке. Ему не сложно было понять, что власть захвачена хамами, не нуждающимися в науке и культуре. Злобой руководствуются такие шариковые и им подобные, а именно те, которые не наделены способностью к возведению чего-либо, так как склонны только разрушать.

Заключительные слова Лихачёва, используемые в статье, являются скорее обращением к каждому индивидуально: «Социальный долг … - быть интеллигентным… долг …перед самим собой». Они заслуживают на особое внимание.

Обновлено: 2017-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • М.А. Булгаков - повесть «Собачье сердце». В этой пове­сти М.А. Булгаков создает образ подлинного московского ин­теллигента - профессора Преображенского. Это человек вы­дающегося ума, высокой культуры, всю жизнь посвятивший бескорыстному служению науке, Но герой обладает еще и не­зависимым умом, своей точкой зрения на все происходящее. Так, Филипп Филиппович открыто говорит о своем отноше­нии к победившему пролетариату. «Почему когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» - недоумевает профессор. «Разру­ха», - пытается объяснить ему коллега, доктор Борменталь. «Что такое ваша разруха?.. Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха». Научный эксперимент с Шариком, пересадка собаке человеческих органов становит­ся для профессора настоящей катастрофой: Преображенский своими руками создает «новейшего пролетария», грубого, на­глого, подлого, агрессивного человека, не имеющего ни ма­лейшего представления о культуре и морали, но стремящегося все «поделить». И профессор предпринимает обратное дей­ствие, вновь превращая его в собаку. Образ интеллигента у Булгакова противопоставлен образу пролетария. Авторская позиция здесь вполне определенна: любое насилие над приро­дой и человеком, форсирование естественного процесса эво- люций оборачивается неизбежной трагедией. И история под­твердила нам правоту гениального писателя.
  • Д.С. Лихачев - «Письма о добром и прекрасном».

В этой книге Д.С. Лихачев размышляет о том, что такое ин­теллигентность. Интеллигентность не нужно путать с образо­ванностью, интеллектом. Интеллигент -это доброжелатель­ный, воспитанный человек, уважающий культуру прошлого, обладающий эстетическим чутьем, любящий получать зна­ния. Интеллигентность, по мысли ученого, - это способность к пониманию другого, к восприятию, «терпимое отношение к миру и людям». Ученый считает, что нужно развивать в себе все эти качества, так как именно они обеспечивают наше нравственное здоровье.

  • Образ академика Д.С. Лихачева , подлинного русского интеллигента, выдающегося деятеля науки.

Нам нравится общаться. Даже просто находиться рядом с ними как-то приятней. От них исходит особенная сила: понимания, осознанности, доброжелательности. В этом ли интеллигентность? Что такое и как ее распознать в человеке, мы попытаемся сформулировать в нашей небольшой беседе.

Опираться мы будем на утверждения и наблюдения психологии и социальных наук. Данное понятие стало интересным не только лишь нам здесь и сейчас, а и исследователям характера человеческого. Современные реалии мало что изменили в сути понятия, а значит, и знать его так же полезно.

Что такое интеллигентность: определение и суть

Интеллигентностью принято называть такие которые в совокупности помогают ему отвечать разнопланово социальным ожиданиям. Она считается обязательным атрибутом прослойки населения, считающейся передовой, в какой-то степени элитной. Носителям культурного фонда человечества приписывается и интеллигентность.

Интересна проблема интеллигентности со стороны, собственно, составляющих ее элементов. Через них нам проще будет выделить суть понятия.

Составляющие интеллигентности

В понятие интеллигентности входят психологические, интеллектуальные, этические аспекты.

Так, самостоятельное мышление, осознанные выводы о тех или иных фактах окружающего мира, контроль поведения и эмоциональности - некоторые из ярких проявлений интеллигентности.

Суть понятия через составляющие

Интеллигентность - это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания. Сюда же вносят и такие этические понятия, как благородство, сердечность. Интеллектуальная продуктивность, живость ума, твердость и надежность сказанного носителем интеллигентности (будем так называть такого человека), терпимость к другим проявлениям человеческого характера также выделены как составляющие. Они помогают понять лучше суть интеллигентности.

Отношение к культурным и научным наработкам своего народа и человечеста в целом имеет значение для интеллигентности. Так, человеку полагается интересоваться и уважать историю, искусство и остальные направления развития человеческой мысли.

Для чего нужна интеллигентность современному человеку?

Значение интеллигентности преуменьшать не стоит и в век кардинально новых способов взаимодействия между индивидуумами (имеем в виду электронные технологии). Так, она нам дает силы оставаться доброжелательными и открытыми к людям. Понимать и принимать новое, демонстрировать эмоции, уважать мнение других и не вмешиваться в их личные сферы жизни и есть уже интеллигентность. Что такое особенное она еще в себе заключает?

Будучи интеллигентным, человек стойко переносит проявления грубости, бескультурья, свободнее выражает свои мысли и готов противостоять несправедливости. У него развитое чувство общего блага, высокие моральные ценности, которые принято называть традиционными.

Как стать интеллигентным человеком?

Чтобы развивать свою интеллигентность, нужна постоянная работа над личными качествами.

Начинается все в семье. Именно воспитание формирует первые навыки общения, уважения к чужому мнению, умения слушать и слышать. Основа интеллигентности закладывается родителями путем воспитания в благоприятной атмосфере.

Чтение способствует этому как нельзя лучше. Классическая литература станет подпиткой для мозга и чувства прекрасного.

Хоть образование в учебных заведениях - это еще далеко не все, но это такой же важный фактор. Информационная и социальная среда многое дают человеку. Среди интеллигетных людей личность сама начинает подтягиваться до их уровня.

Интересный фактор развития интеллигентности - благотворительность во всех возможных проявлениях. Учась отдавать и помогать словом и делом, человек всегда растет над собой. Развивается и чувство ответственности за свои поступки, как и прекрасное осознание своей помощи другим. Это своеобразное самовоспитание, которым личность способна преобразовать себя.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование - преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры - обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Выводы

Таким образом, мы сформировали некий образ понятия "интеллигентность". Что такое она представляет собой, как проявляется эта черта и что может дать своему носителю - все это представить теперь проще.

Проявление данной черты в других людях нам нравится, ведь общение с такими личностями исключительно приятно. Для самосовершенствования и в себе стоит развивать и поддерживать интеллигентность. Что такое она для вас лично - вы определите, когда осознаете, что вам нужно. Кратко резюмируем общепринятое понятие таким образом, что интеллигентность выражается в эмоциональном, интеллектуальном, культурном, этическом аспектах человеческой личности.

Значение интеллигентности велико. Развивайте в себе данные качества, вам будет проще сформировать из себя полноценную личность. Таким образом, развивать в себе интеллигентность - значит расти прежде всего над самим собой.