Характеристика эффективных целей. Цели должны иметь срок выполнения

Очень важно данную цель максимально конкретизировать и описать на бумаге. Почему?

Слова являются неотъемлемой частью процесса мышления.

Пример. Произнесите про себя слово: «яблоко». Какие зрительные, вкусовые, еще какие ассоциации вызвало это слово у вас в сознание? У каждого будут свои ассоциации, причем «яблоко» – это вполне материальный предмет. А теперь, допустим, что это работает и наоборот?

Т.е. все возможные ассоциации у нас в голове относительно заданной цели – скоординировать, сфокусировать в одном месте в одно время в виде одного образа, при помощи письма на бумаге. И тогда, как и яблоко – цель станет вполне материальна (не сразу, со временем, с вашей помощью).

Цель нужно не просто написать, а описать, и переписать несколько раз, пока мы сами не будем довольны результатом.

Чем конкретней цель и детализированней, тем больший шанс на ее реализацию, это хорошо описано во многих правилах постановки цели ( , и пр…)

А как лучше всего ее конкретизировать, детализировать, как не написав несколько раз на бумаге в разных вариантах, проанализировав, и снова переписав?

Кроме этого. Когда пишем: мы смотрим, задействуем руку, читаем – тем самым еще сильнее закрепляем цель в своем сознании. Еще со школы многим известно: что если хотим что побыстрее выучить, нужно – прочитать, прописать, повторить.

Пример описания цели: цель – деньги

Простая вот такая цель: хотим денег!

Пишем номер раз: Хочу денег (цель не конкретная: сколько денег, в какой валюте? Денег, хочу разово или стабильно получать? Получать за что-то или просто так? …)

Пишем номер два: Хочу высокий стабильный пассивный доход в денежной национальной эквиваленте равной 7750 долларов США.

Сравните, прислушиваясь, эти две формулировки цели. Чувствуете разницу? (это больше интуитивное чувствование, чем объективные показатели, у каждого человека они свои)

Цель еще не конкретна. Нужно ее написать еще парочку раз, но это уже не моя история…

Пишите сами свою историю при помощи письма – путем описательно написательной процедуры желанных целей при помочи ручки и листа!

Цели. Характеристика целей

Здравствуйте читатели сайта . В этой статье рассмотрим характеристику и виды целей.

Чего вы хотите достичь в итоге? Вы можете иметь все, что пожелаете. Вы можете сделать все, что запланируете. Вы можете стать тем, кем захотите. Однако, сначала нужно задать четкие цели.

1. должны быть большими

Цели будут намного эффективнее лишь в том случае, когда они будут большие (и чем больше, тем лучше). Нужна большая цель , чтобы у Вас внутри зародилось воодушевление и энтузиазм, которые просто необходимы для настоящих свершений. Воодушевление приходит только тогда, когда Вы начинаете на максимуме, а такое возможно только при наличии соответствующих целей. Мелкие цели не имеют того величия, чтобы мотивировать человека к активным действиям и продолжить путь, преодолевая преграды. Маленькие цели не порождают в мозгу состояние одушевления, так как нет ничего одушевляющего в том, чтобы после достижения мелкой цели дальше оставаться посредственностью. Человек готов приступить к борьбе за то, что коренным образом в положительную сторону, невзирая на то, что это может занять довольно много времени.

Давайте взглянем, что случается с человеком, когда он на пути к цели сталкивается с проблемами. Пожалуйста, обратите свое внимание на рисунки ниже, которые объясняют данную ситуацию. На них изображено, что человек видит свою цель глазами, но в действительности он видит ее внутренним взором (или зрением).

Предположим, он поставил себе маленькую цель (рис.а).

а) Мелкая цель исчезла из диапазона видимости

И что в этот момент происходит: возникшая проблема оказалась очень большой, а награда незначительной. Человек концентрирует свое внимание больше на проблеме и отказывается от своей цели. Награда слишком мала. Стоит ли так мучиться? Проще отступить.

Цель , которую Вы себе поставили, должна быть гораздо больше проблемы. Если даже цель не намного больше проблемы, позитивных эмоций, для продолжения движения к этой цели может оказаться недостаточно.

Теперь разберем ситуацию, когда человек ставит перед собой большую цель и неустанно держит ее в поле зрения.

б) Большая цель продолжает оставаться в поле видимости.

На пути к цели возникает проблема, но человек все равно продолжает видеть свою цель, так как награда стоит этих усилий. Он решит возникшую проблему и продолжит дальнейшее движение прямо к намеченной цели. Если на пути возникнет проблема большего масштаба, которая перекроет цель, тогда человек прекратит дальнейшее ее достижение.

Поэтому ставьте перед собой большие цели, чтобы любые преграды не смогли перекрыть Вашу цель и спрятать ее из поля зрения. Всякий раз, когда на пути к цели возникает проблема, человек неосознанно дает оценку размеру награды, которую в конечном результате он получит, и размеру проблемы. Это происходит с помощью мысленного перенесения в ситуацию, когда цель уже достигнута. Если награда больше, человек преодолеет преграду и продолжит дальнейшее движение. Если же награда недостаточна велика, то есть слишком мала, тогда проблема одержит вверх. И заметьте, что такое решение принимается чисто на эмоциональном уровне, логика здесь Вам не поможет. Большие цели вызывают значительно больше эмоций, которые придают силы двигаться дальше вперед, прямиком к намеченной цели.

Ставьте перед собой такую большую цель, в какую можете поверить, потому, как определяет ее осуществление. Если цель настолько большая и нереальная, что Вы не можете в нее поверить, Вы сразу же сдадитесь, возможно, даже и не приступив к каким-либо .

Вера - очень могучая сила, а если к ней присоединить еще большую цель, то не возникнет такой проблемы, которая будет способна Вас остановить. Помните эти два вышеприведенных рисунка, когда будете . Большую цель намного проще видеть, ей куда легче, чем мелкой, заполонить Ваш разум целиком. Она имеет очень много энергии, что придаст Вам силы для борьбы с трудностями. Проблемы сами по себе ничто до тех пор, пока Вы не обращаете на них внимание.

Когда Вы , то она всегда громадная, а проблемы очень мелкие, и на СВОЕЙ жизненной дороге Вы всегда встречаете минимум препятствий.

Свойства большой цели:

  1. Долгосрочная (время достижения 1 год и больше)
  2. Страшит своими размерами
  3. Как только поставили эту цель, не знаете, как будете ее достигать
  4. Для того, чтоб достичь такую цель, Вам придется значительно измениться как личность. (Намеренно отказаться от некоторых привычек, обрести другие , приобрести определенные навыки)
  5. Когда Вы говорите знакомым и друзьям о такой цели, они обычно говорят "ты с ума сошел" , "у тебя ничего не выйдет" . Потому лучше помалкивать о больших целях.
  6. Очень сильно мотивирует, прибавляет энтузиазм
  7. Требует
  8. Нельзя сказать, что Вы с легкостью верите в ее достижение
  9. Требует высокий уровень творчества для ее достижения

Свойства маленькой цели:

  1. Краткосрочная (время достижения
  2. Не требует, чтоб Вы менялись, как личность
  3. Не требует выхода из зоны комфорта
  4. Вы легко верите, что можете ее достичь
  5. Не сильно мотивирует
  6. Сразу же готов достижения цели
  7. Не требует большого творчества, а то и никакого вообще.

И получается, что и маленькие цели люди не ставят, потому что те их не мотивируют, и большие не ставят, потому что боятся и не верят. Если Ваша цель имеет свойства как маленькой, так и большой, значит это средняя цель.

Хочу, чтобы Вы понимали, что деление на большие и мелкие цели очень условно.

Для каждого человека большие цели и маленькие различны.

Например, ситуация:

Человек зарабатывает $1000/месяц . Он хочет купить квартиру (за наличные деньги) за $70,000 . Понятно, что отложить такую сумму он не сможет (пока он насобирает, цена на квартиру вырастет). Это большая цель!

Если тот же человек хочет поехать отдохнуть с семьей, например, в Турцию, или в Египет, или в Крым, тогда это мелкая цель. И вот почему: допустим, затраты составят $1200 на поездку. Человеку ничего менять не нужно, просто откладывай по $200 6 месяцев.

Обычно, люди ставят именно такие цели. И это очень плохо, потому что такие цели и такой способ достижения не требуют творчества. Человек не развивается, достигая такие цели.

2. Цели должны быть четкими, ясными и конкретными

Абсолютно не имеет значение, какими ресурсами, энергией или талантами Вы владеете, Вам ни за что не добиться всего того, что обещают Вам Ваши умения и способности, если Вы не заставите их работать на себя и не сфокусируете их на четкой цели, при этом продолжая оставаться нацеленным на достижение своей цели. Мозг мыслит при помощи образов, и если Ваша цель нечетка и размыта, то он не сумеет представить ее в виде конкретного определенного образа, и в итоге у Вас не возникнет никаких эмоций. А если нет эмоций, то и действий тоже нет. Только четкие ясные картинки способны вызвать эмоции. Поэтому будет не достаточно сказать: «Я хочу иметь очень много денег» . Мозг не понимает, сколько это "много" . А теперь скажите себе: «Я хочу зарабатывать $250,000 в год» . Он не только нарисует Вам такую сумму в голове, но еще и нарисует некоторые предметы, которые Вы будете иметь, зарабатывая такую сумму деньг. Эти предметы и вызовут в голове определенные образы, и у Вас возникнут эмоции.

Посмотрите на животных, как они устроены. Вы когда-нибудь видели, как хищники охотятся? Они из всего стада (допустим 120 и более голов) выбирают только одну и концентрируют все свое внимание на ней. Они других просто не видят, их словно не существует. Существует лишь хищник и цель. Он рассматривает, изучает ее поведение, ее движение, выбирает самый подходящий момент и изо всех сил бросается прямо к ней. Все стадо тут же начинает хаотично бежать. Всего скорее, перед его глазами пробегут другие косули, антилопы, зебры, но он видит только одну, ту за которой охотится. Даже если бы все остальные антилопы прекратили свое хаотичное бегство, он бы все равно продолжал бегать за той единственной жертвой, которую выбрал в самом начале. Так устроена наша природа. У животных нет выбора, им необходимо питаться, чтобы выжить, а у нас выбор есть: бежать или не бежать (вот в чем вопрос). Может быть, хищник и не настигнет жертву, которую выбрал, но это не важно. Цель остается прежней – поесть. Он выбирает следующую жертву и - вперед. В конечном счете он достигнет своей цели. Также и мы должны выбрать себе огромную цель и закрыть глаза на все происходящее вокруг и - вперед. Возможно, вначале пути мы выберем далеко не подходящий способ ее достижения, но самое главное, чтобы цель не исчезла из виду. Рано или поздно Вы все равно ее достигнете. Четкость и ясность цели концентрирует внимание разума и не дает ему бродить среди тех проблем, которые возникают на пути к цели.

3. Цели должны быть сформированы в позитивном ключе

Любая цель должна быть сформирована в позитивном ключе. Негативное формирование не разрешается, так как оно воспринимается совсем наоборот, не так, как мы считаем.

Например:

Я не провалился со своей презентацией - неправильно

Я отлично выступил с моей презентацией - правильно

Я не проиграл в этом сражении - неправильно

Я выиграл в этом сражении - правильно

На уровне подсознания «не проиграть» все равно, что «проиграть», «не опоздать» тоже самое, что «опоздать» . Подсознание воспринимает объект мысли, но игнорирует ее направленность. Главное слово в этом предложении - проиграть, отсюда следует, что подсознание реализует его. Частичка "не" абсолютно не имеет никакого значения, подсознание просто откидывает ее, и предложение становится негативным. Поставить себе цель "не проиграть" и "проиграть" воспринимается подсознанием как одно и тоже.

Смотрите, если Вы хотите не проиграть, значит, Вы хотите выиграть! Так ставьте свои цели именно таким образом. “Я победил” .

Если Вы в это не верите, тогда проверьте. Самый хороший пример проверить - это проследить за маленькими детьми. Если им сказать «не хулигань» , они начинают хулиганить еще больше.

4. Цели должны иметь срок выполнения

Одно из различий между целью и - это срок выполнения, то есть для любой цели имеется своя дата ее реализации. Дата носит чисто психологический характер. Когда у Вас назначена встреча на 13:00, Вы подойдете на место назначения в промежутке между 12:50 и 13:30. Да, может быть, Вы опоздаете, но, все-таки, Вы подойдете на место назначения. А если Ваша встреча не назначена четко, Вы 100% не прибудете. То же самое с целью. Может быть, Вы опоздаете, но это не имеет значение, так как Вы придете к цели! Ни в коем случае не нужно расстраиваться из-за того, что Вы вовремя не успеете. Вы просто смещайте дату выполнения на более поздний срок и продолжаете двигаться вперед. Это наиважнейший психологический момент. Люди из-за того, что боятся их не достигнуть вовремя. Это самая грубая ошибка. Вы всегда вовремя достигаете цель, если поставите и перепоставите ее необходимое количество раз. Не бывает нереалистичных целей, существуют нереальные сроки. Поэтому смело ставьте цели. Просто не говорите о них никому, и тогда не будет страшно не реализовать целей вовремя.

5. Цели должны быть каждодневными

После того, как Вы нашли свою , разделили ее на достижимые кусочки, пришло время приступать к активным действиям. И действовать надо ежедневно. Если у Вас нет целей на каждый день, Вы подходите под определение . Сами по себе цели не значат ничего. Цели без веры - ничто. Лишь действием можно поддерживать веру на достаточном уровне для того, чтобы мечта стала действительностью. Как раз каждодневные цели вынудят Вас работать, работа поддержит Вашу веру, а благодаря веры, все Ваши мечты осуществятся. Без каждодневных целей ничего не произойдет.

Большие цели - долгосрочные, и срок их достижения составляет от 1 года до 20 лет. 20 лет - это огромный срок, и, если Вы все время будете думать о том, сколько же за это время нужно будет преодолеть препятствий, вероятнее всего, что Вы не дойдете. Тут Вам и нужны каждодневные цели. Как пройти 100 километров? Шаг за шагом, шаг за шагом (Вот статья ). То же самое и здесь, Вы в голове держите свою большую цель, а сосредотачиваетесь на выполнении целей «на сегодня» . Они мелкие, для их реализации надо немного времени и сил. Так день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, и Вы реализуете свою цель. Вы даже не успеете заметить, как это произойдет. Принцип достижения цели "шаг за шагом" считается самым мощным методом.

достижение цели, цель, цели, как достичь цель, характеристика целей

Нравится

Можно дать простое интуитивное определение системы и подсистемы (ниже дано более строгое и полное определение).

Система - процесс (объект), включающий отношения связей между его элементами.

Подсистема - часть системы с некоторыми отношениями (связями).

Любая система состоит из подсистем, и любая подсистема любой системы может быть рассмотрена сама как система, т.е. допустимо её рекурсивное описание.

Пример . Наука - когнитивная система (от лат. cognito - познание, узнавание, ознакомление), обеспечивающая получение, проверку, хранение и актуализацию знаний общества. Среди подсистем науки отметим математику, филологию, химию, информатику, психологию и др. Любое научное знание имеет форму систем (систематизированное знание), а теория - наиболее развитая система организации знаний в систему, позволяющая не только описывать, но и отчасти объяснять события и процессы, а также прогнозировать их.

Признаки информатики как научного знания:

· наличие предметной сферы - процессов и систем;

· выявление, систематизация, описание свойств и закономерностей процессов и систем;

· использование этих закономерностей для изучения процессов и систем, их взаимодействия с другими системами.

Системный подход к рассмотрению проблем является необходимой методологической основой любой науки .

Рассмотрим основные понятия системного анализа.

Цель - состояние системы, наиболее предпочтительное для достижения, т.е. такое состояние, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах.

Пример . Основные экономические цели общества:

экономический рост;

эффективность производства;

свобода производителей и потребителей;

социально-экономическая обеспеченность и защищенность;

эффективная налоговая политика.

Понятие цели конкретизируется различными объектами и процессами.

Примеры.

· Функция (найти значение функции).

· Выражение (найти аргументы, превращающие выражение в тождество).

· Теорема (сформулировать и/или доказать теорему - т.е. найти условия, превращающие сформулированное предложение в истинное высказывание).

· Алгоритм (выбрать или построить последовательность действий, обеспечивающих достижение требуемого состояния объекта или процесса перевода его из исходного состояния в финальное).

Целенаправленное поведение системы - последовательность состояний системы, ведущая к цели системы.

Задача - описание цели определенной на множестве исходных посылок (входных данных или условий к задаче).

Пример. Экономическая задача, с которой сталкивается любое общество - разрешение конфликта между фактически неограниченным стремлением человека к потреблению товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными и т.д.), которые могут быть привлечены для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

Что производить (какие товары и услуги)?

Как производить (каким образом и где)?

Для кого производить (для какого покупателя или рынка)?

Решить задачу - означает определить ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках.

Решение задачи - описание или представление того состояния задачи, при котором достигается указанная цель; решением задачи называют и сам процесс достижения этого состояния.

Пример . Решение квадратного уравнения. Такая постановка проблемы неточна, ибо не поставлена цель, не указано, как решить задачу и что принимать в качестве решения задачи. Например, задача поставлена не полностью - не указан тип входных данных: действительные или комплексные коэффициенты уравнения; не определены понятие решения, требования к решению - например, допустимая погрешность корня (если корень иррационален, а надо определить его с некоторой точностью, то встаёт автономная и нетривиальная задача приближенного вычисления). Не указаны возможные стратегии решения - классическое (через дискриминант), по теореме Виета, с оптимальным соотношением операндов и операций.

Описание (спецификация) системы - описание всех ее существенных элементов (подсистем), их взаимосвязей, допустимых состояний, цели и функции.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения невозможно точно формализовать (описать), то эта задача называется плохо формализуемой. Исследовать плохо формализованную задачу можно рассмотрением комплекса соответствующих формализованных подзадач. В таких задачах необходим учет различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи.

Пример. Плохо формализуемы, например, задачи восстановления «размытых» текстов, изображений, описания функционирования мозга, социума, автоматического перевода текстов и др.

Структура - совокупность связей и отношений между частями целого.

Пример. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза - структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры - структуры живой природы; озеро - структура экологической природы; партия (общественная, политическая) - структура социальной природы; Вселенная - структура как живой и неживой природы.

Топологические структуры систем достаточно разнообразны. Наиболее часто употребимы линейные, древовидные, сетевые и матричные структуры; Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии структур (систем). Соответствующие схемы приведены на рис. 1.1. - 1.4.

Рис. 1.1. Структура линейного типа.

Рис. 1.2. Структура иерархического (древовидного) типа.

Рис. 1.3. Структура сетевого типа.

Рис. 1.4. Структура матричного типа.

Пример . Линейная структура – последовательность вершин горного хребта. Примером иерархической структуры является управление вооружёнными силами: «Генеральный штаб - Направления - Бригады - Батальоны - Подразделения - Военнослужащие». Сетевая структура характерна для процесса сборки изделия из косплектующих деталей.. Пример матричной структуры - карта города с двусторонним уличным движением.

Другие типы структур образуются с помощью комбинаций (соединений и вложений) перечисленных базовых структур.

Пример. «Вложение друг в друга» плоскостных матричных структур приводит к пространственной матрице (например, структура кристалла галита типа изображенной на рис. 1.5.).

Рис. 1.5. Структура типа кристаллической (пространственно-матричной).

Из одинаковых элементов можно получать структуры различного типа.

Примеры. Сходныесоставляющие рынка (ресурсы, товары, потребители, продавцы) объединяются в структуры различного типа: ОАО, ООО, ЗАО и др. При этом структура объединения определяет свойства, характеристики системы.

Из одних и тех же атомов (Si, O) образуются макромолекулы различных силикатов:

Рис. 1.6. Структуры макромолекул из кремния и кислорода

Структура является связной, если сущестует связь между любыми двумя подсистемами системы (связь предполагается симметричной, т.е. если есть связь i-ой подсистемы с j-ой подсистемой, то есть и связь j-ой подсистемы с i-ой).

В общем случае создаются связные m-мерные структуры (m-структуры), у которых подсистемы - (m−1)-мерные структуры. Такие m-структуры могут реализовать связи и моделировать свойства, невозможные в (m−1)-структурах; они используются для описания многопараметрических и многокритериальных проблем и систем..

Эти топологические рекурсивные структуры (комплексы или симплициальные комплексы) математически определяются как объект K(X,Y,f), где X - это m-структура (mD-симплекс), Y - множество событий (вершин), f - связи между X и Y.

Пример . Планарный (2D) граф, который состоит из вершин, отождествляемых с некоторыми событиями и соединённых между собой дугами (соответствующими связям этих вершин). Сеть городов на географической карте, соединенных дорогами, образует планарный граф.

Пример . Рассмотрим множество лиц X ={Иванов, Петров, Сидоров} и городов Y ={Москва, Париж, Нальчик}. Тогда можно построить 3-структуру (2D-симплекс, имеющий две координаты X и Y) в R3 (в пространстве трех измерений – длина, ширина, высота), связывающую элементы X и Y по принципу «кто где был» (рис. 1.7.). В этой структуре использованы сетевые 2-структуры (2D-симплексы) X, Y (которые, в свою очередь, состоят из 1-структур). При этом элементы X и Y можно рассматривать как точки (0D-симплексы) - элементы пространства нулевого измерения - R0 (также рис. 1.6.).

Рис. 1.7. Геометрическая иллюстрация сложных связных структур.

На стыке различных наук возникают и плохо формализуемые и плохо структурированные проблемы. Особенно часто это происходит в областях знания, переживающих период «первичного накопления» информации – таковы многие гуманитарные дисциплины. Для анализа предметной области таких систем наиболее эффективно использовать вероятностные методы, нечеткую логику и нечеткие множества.

Поиск решений плохо формализованных задач – признак наличия интеллекта; для человека это способность к абстракции, для автоматов - возможность имитации форм человеческого интеллекта.

Интеллектуальными назовем человеко-машинные системы, способные выполнять аналоги интеллектуальных процедур (классификацию и распознавание объектов или образов, накопление знаний, производство логических выводов, естественного интерфейса и т.п.). Аналог этого названия - «системы искусственного интеллекта». Интеллектуальные системы основаны на неполных и не полностью формализуемых знаниях о предметной области, правилах вывода новых знаний, поэтому они требуют постоянного уточнения и расширения.

Более строгое определение системы .

Система - множество связанных друг с другом элементов некоторого множества, образующих целостный объект при задании для этих элементов и отношений между ними некоторой цели и некоторых ресурсов для достижения этой цели.

Цель, элементы, отношения и ресурсы подсистем при этом, как правило, отличаются от общесистемных.

Рис. 1.8. Общая структура системы.

Каждая система имеет собственные состояния, механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание, функции выхода), внешние проявления (внешнее описание) и механизм смены состояний под воздействием внешних сигналов (функции перехода). Функции выхода описывают поведение системы, степень соответствия внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание - о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем. Функции перехода дают информацию о возможной декомпозиции системы на подсистемы.

Внешнее описание системы определяется его внутренним описанием.

Пример . Банк образует систему. Внешняя среда банка - система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т.д. Входные воздействия - характеристики (параметры) внешней среды. Внутренние состояния системы - характеристики финансового состояния банка. Выходные воздействия - потоки кредитов, услуг, вложений и т.д. Функции выхода этой системы - банковские операции, например, кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например, качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно - количественного характера.

Пример. Физиологическая система «Организм человека» состоит из подсистем «Обмен веществ», «Зрение», «Опорно-двигательный аппарат» и др. Функциональная система «Обмен веществ» состоит из подсистем «Кровоообращение», «Дыхание», «Пищеварение» и др. Система «Кровоообращение», в свою очередь, вкдючает подсистемы «Сосуды», «Кровь», «Артерия» и пр. Физико-химическая система «Кровь» состоит из подсистем «Эритроциты», «Тромбоциты», «Лейкоциты» и так далее до предельного в современной биологии молекулярного уровня.

Рассмотрим систему «Природный водный поток». Представим ее в виде пронумерованных участков (подсистем), рис. 1.9.

Рис. 1.9. Модель потока (течение от 1 к n).

Внутреннее описание системы (и каждой подсистемы i) может иметь вид:

x(t+1,i) = x(t,i) − (a(t,i) x(t,i)) + b(t,i) − (c(t,i) x(t,i)) (1.1)

где x(t,i) - объем воды в момент времени t, a(t,i) - коэффициент грунтового просачивания воды в момент времени t, b(t,i) - осадки в момент времени t, c(t,i) - испарение с поверхности i-го участка (a, b, c - входные параметры). Внешнее описание системы может иметь вид:

X(t) = ∑(k(x,t,i) a(t,i) + l(x,t,i) b(t,i)) (1.2)

где k(x,t,i) - коэффициент грунтового просачивания, l(x,t,i) - интенсивности осадков, X(t) - объем воды в потоке (у края последнего n-го участка).

Морфологическое описание системы - описание её структуры: описание совокупности А элементов системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между ними.

Минимальное морфологическое описание задается множеством (кортежем) :

S = (1.3)

где А - множество элементов и их свойств, R - множество связей в А , В - множество отношений с окружающей средой. Возможно дополнитедьное включение в кортеж V - типа структуры системы и Q - описания системы на каком-либо языке. Из морфологического описания системы получают функциональное описание системы (т.е. описание эволюции и законов функционирования системы), а из него - информационное описание системы (описание информационных связей системы с окружающей средой и подсистем между собой), а также информационно-логическое (инфологическое) описание системы.

Пример. Морфологическое описание экосистемы содержит множество обитающих в ней видов («хищники - жертвы»), её трофическую структуру («кто кого поедает?» или структуру обычного рациона обитателя), их свойства, связи и отношения. Трофическая структура простой экосистемы - одноуровневая, где хищники и жертвы образуют две непересекающиеся совокупности X и Y со свойствами S(X) и S(Y). Приняв языком Q морфологического описания русский язык с элементами алгебры, получим упрощенную модель морфологического описания экосистемы:

S = (1.4)

A = {баран, газель, желудь, змея, кабан, карась, клевер, коршун, полевка, пшеница, тигр, человек, щука},

X = {баран, змея, кабан, коршун, тигр, человек, щука},

Y = {газель, желудь, карась, клевер, полевка, пшеница},

S(X) = {двуногое, летающее, плавающее, пресмыкающееся, четырехногое},

S(Y) = {зерно, животное, орех, трава},

B = {обитатель воды, обитатель суши, растительность},

R = {жертва, хищник}.

Если использовать математические результаты популяционной динамики непосредствненно по морфологическому описанию системы можно дать адекватное функциональное описание экосистемы.

В частности, динамику взаимоотношений в этой системе можно записать в виде уравнений Лотка - Вольтерра:

X i "(t) = X i (t) (a i − ∑(b ij x j (t))), x i (0) = x i0 , i = 1, 2, ..., 6 (1.5)

где x i (t) - плотность i-ой популяции жертв, b ij - коэффициент поедания i-го вида жертв j-ым видом хищников, a i - коэффициент рождаемости i-го вида.

Проведенная конкретизация на основании исходного множества модели S = легко привела к системе дифференциальных уравнений, решение которой позволяет определить динамику численности видов в экосистеме. Без проведения системного анализа, прямым перебором элементов множества A решать задачу значительно труднее. .

Морфологическое описание системы зависит от:

· учитываемых связей и их глубины (связи между элементами, главными и второстепенными подсистемами), типа (прямая или обратная связь) и характера (позитивная, негативная);

· структуры (линейная, иерархическая, сетевая, матричная, смешанная).

Пример . Морфологическое описание автомата для производства некоторого изделия включает геометрическое описание изделия, программу (последовательность действий автомата), операционную обстановку (маршрут обработки, ограничения действий и др.). Описание зависит от свойств связей, структуры изделия, заготовки и др.

Информационное описание системы позволяет получать дополнительную информацию о системе, решать информационно-логические задачи,

Пример. Рассмотрим задачу: предприятие C специализируется на производстве изделия №1, предприятие B – изделий №3 и №5, предприятие E – изделий №1 и №5, предприятие D – изделий №2 и №3; многопрофильное предприятие A может выпускать любые изделия от №1 до №5. Требуется распределить производство пяти изделий по предприятиям, чтобы каждое из них производилось только в одном месте. Решение наиболее просто получаетсяс помощью информационного описания системы в виде таблицы разрешенных ситуаций (таблицы состояний):

Таблица 1.1.

Исходная таблица состояний информационно-логической задачи.

Из таблицы видно, что предприятие C будет производить изделие №1, и, следовательно, для E остаётся изделие №5. Тогда устанавливаются соответствия B - №3, D - №2 и A - №4.

Анализ информационно-логических задач - мощное средство выяснения информационных и причинно-следственных связей в системе, проведения аналогий, моделирования и т.д.

Две системы информационно эквивалентны (математически - изоморфны) , если у них одинаковы цель, составляющие элементы, структура .

Можно также говорить об эквивалентности по цели, элементам или структуре.

Пусть системы X и Y эквивалентны, и система X обладает структурой или свойством I. Если из этого следует, что и система Y обладает свойством I, то I называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую.

Пример . Неподвижная точка – инвариант различных стягивающих отображений при выполнении условий теоремы Банаха в метрических пространствах.

Основные признаки системы:

· наличие подсистем и связей между ними (т.е. структуры системы). Разрушение подсистем или связей между ними угрожает исчезновением самой системы;

· возможность абстрагирования от окружающей среды , т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые слабо влияют на достижение цели;

· обмен ресурсами с окружающей средой;

· подчиненность всей организации системы некоторой цели;

· несводимость свойств системы к свойствам её элементов.

Подсистема должна обладать всеми свойствами системы, в частности, свойством целостности (по подцели) и несводимости к элементам.

Основные этапы системного анализа различных объектов и процессов:

· Формулировка целей, их приоритетов и проблем исследования.

· Определение ресурсов исследования.

· Установление функций системы и ее подсистем.

· Определение и описание подсистем.

· Построение структуры системы.

· Определение и описание связей подсистем и их элементов.

· Анализ взаимосвязей подсистем.

· Анализ (испытание) целостности системы.

· Испытание функционирования.модели системы.

При анализе систем удобным инструментом является метод структуризации.

Цель структуризации - формирование и уточнение гипотезы о процессах в исследуемой системе, т.е. структурных схем и количественной оценки причинно-следственных связей.

Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна, если изменение параметра А ведет к аналогичному изменению соответствующего параметра В.

Пример структурной схемы (карты) для анализа проблемы энергопотребления:

Рис. 1.10. Пример структурной карты.

Кроме схем могут использоваться решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).

Решетка образуется с помощью системы факторных координат, где каждая координата соответствует одному фактору или некоторому интервалу изменения этого фактора. Каждая область решетки соответствует тому или иному поведению. Показатели могут быть относительными (от 0 до 1), абсолютными (от минимального до максимального), биполярными («высокий» - «низкий)», четкими и нечеткими , детерминированными и недетерминированными . На рис. 1.11. показана такая решетка (в биполярной системе показателей); зона D - наиболее благоприятная, зона A - наименее благоприятная.

Рис. 1.11. Решетка описания финансовой устойчивости фирмы.

Деятельность системы может происходить в двух режимах: развитие (эволюция) и функционирование.

Функционирование - это деятельность системы без смены цели, развитие - с её сменой.

При функционировании, эволюции системы явно не происходит качественного изменения инфраструктуры системы; при развитии, революционировании системы ее инфраструктура качественно изменяется.

Пример . Информатизация сферы деятельности - использование различных баз знаний, экспертных систем, когнитивных методов и средств, моделирования, коммуникаций и сетей связи, обеспечение информационной безопасности и др.; это развитие предметной области. Компьютеризация без постановки новых проблем , т.е. «навешивание компьютеров на старые методы и технологии обработки информации» - это функционирование, а не развитие .

Дадим простое интуитивное определение системы и подсистемы (ниже мы дадим более строгое и полное определение).

Система - объект, процесс в котором участвующие элементы связаны некоторыми связями и отношениями.

Подсистема - часть системы с некоторыми связями и отношениями.

Любая система состоит из подсистем, любая подсистемы любой системы может быть рассмотрена сама как система.

Пример. Наука - система, когнитивная система обеспечивающая получение, проверку, фиксацию (хранение), актуализацию знаний общества. Наука имеет подсистемы: математика, информатика, физика, филология и др. Любое знание существует лишь в форме систем (систематизированное знание), а теория - наиболее развитая система их организации в систему позволяющая не только описывать, но и объяснять, прогнозировать события, процессы.

Необходимые атрибуты информатики как научного знания:

  • наличие предметной сферы - процессов и систем;
  • выявление, систематизация, описание свойств и атрибутов процессов и систем;
  • выявление и описание закономерностей в этих процессах и системах;
  • актуализация этих закономерностей для изучения процессов и систем, их поведения и связей с окружающей средой.

Определим некоторые основные понятия системного анализа, ибо системный стиль мышления, системный подход к рассмотрению проблем являются методологической основой методов многих (если не всех) наук.

Цель - образ несуществующего, но желаемого - с точки зрения задачи или рассматриваемой проблемы - состояния среды, т.е. такого состояния, которое позволяет решать проблему при данных ресурсах. Это - описание, представление некоторого наиболее предпочтительного состояния системы.



Пример. Основные социально-экономические цели общества:

  • экономический рост;
  • полная занятость населения;
  • экономическая эффективность производства;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода производителей и потребителей;
  • справедливое распределение ресурсов и благ;
  • социально-экономическая обеспеченность и защищённость;
  • торговый баланс на рынке;
  • справедливая налоговая политика.

Понятие цели конкретизируется различными объектами и процессами.

Пример. Цель - функция (найти значение функции). Цель - выражение (найти аргументы, превращающие выражение в тождество). Цель - теорема (сформулировать и/или доказать теорему - т.е. найти условия превращающие сформулированное предложение в истинное высказывание). Цель - алгоритм (найти, построить последовательность действий, продукций обеспечивающих достижения требуемого состояния объекта или процесса перевода его из исходного состояния в финальное).

Целенаправленное поведение системы - поведение системы (т.е. последовательность принимаемых ею состояний), ведущее к цели системы.

Задача - некоторое множество исходных посылок (входных данных к задаче), описание цели, определенной над множеством этих данных и, может быть, описание возможных стратегий достижения этой цели или возможных промежуточных состояний исследуемого объекта.

Пример. Глобальная экономическая задача, с которой сталкивается любое общество - корректное разрешение конфликта между фактически неограниченным человеческим потреблением товаров и услуг и ограниченными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими), которые могут быть актуализированы для удовлетворения этих потребностей. При этом рассматривают следующие основные экономические задачи общества:

1. Что производить (какие товары и услуги)?

2. Как производить (каким образом и где)?

3. Для кого производить (для какого покупателя, рынка)?

Решить задачу - означает определить четко ресурсы и пути достижения указанной цели при исходных посылках.

Решение задачи - описание или представление того состояния задачи, при котором достигается указанная цель; решением задачи называют и сам процесс нахождения, описания этого состояния.

Пример. Рассмотрим следующую “задачу”: решить квадратное уравнение (или составить алгоритм его решения). Такая постановка проблемы неправильна, ибо не поставлена цель, задача, не указано, как решить задачу и что понимать в качестве решения задачи. Например, не указаны общий вид уравнения - приведенное или же не приведенное уравнение (а алгоритмы их решения - различны!). Задача также поставлена не полностью - не указан тип входных данных: вещественные или комплексные коэффициенты уравнения, не определены понятие решения, требования к решению, например, точность корня (если корень получится иррациональным, а нужно было определить его с некоторой точностью, то задача вычисления приближенного значения корня - автономная, не очень простая задача). Кроме того, можно было бы указать возможные стратегии решения - классическое (через дискриминант), по теореме Виета, оптимальным соотношением операндов и операции (см. ниже соответствующий пример в главе посвящённой алгоритмам).

Описание (спецификация) системы - это описание всех её элементов (подсистем), их взаимосвязей, цели, функции при некоторых ресурсах т.е. всех допустимых состояний.

Если входные посылки, цель, условие задачи, решение или, возможно, даже само понятие решения плохо описываемы , формализуемы, то эти задачи называются плохо формализуемыми. Поэтому при решении таких задач приходится рассматривать целый комплекс формализованных задач, с помощью которых можно исследовать эту плохо формализованную задачу. Сложность исследования таких задач - в необходимости учета различных, а часто и противоречивых критериев определения, оценки решения задачи.

Пример. Плохо формализуемыми будут, например, задачи восстановления “размытых” текстов, изображений, составления учебного расписания в любом большом вузе, составления “формулы интеллекта”, описания функционирования мозга, социума, перевода текстов с одного языка на другой с помощью ЭВМ и др.

Структура - это все то, что вносит порядок в множество объектов, т.е. совокупность связей и отношений между частями целого, необходимые для достижения цели.

Пример. Примерами структур могут быть структура извилин мозга, структура студентов на курсе, структура государственного устройства, структура кристаллической решетки вещества, структура микросхемы и др. Кристаллическая решетка алмаза - структура неживой природы; пчелиные соты, полосы зебры - структуры живой природы; озеро - структура экологической природы; партия (общественная, политическая) - структура социальной природы; Вселенная - структура как живой и неживой природы.

Структуры систем бывают разного типа, разной топологии (или же пространственной структуры). Рассмотрим основные топологии структур (систем). Соответствующие схемы приведены на рисунках ниже.

Линейные структуры:

Рис. Структура линейного типа.

Иерархические, древовидные структуры:


Рис. Структура иерархического (древовидного) типа.

Часто понятие системы предполагает наличие иерархической структуры, т.е. систему иногда определяют как иерархическую целостность.

Сетевая структура:


Рис. Структура сетевого типа.

Матричная структура:


Рис. Структура матричного типа.

Пример. Примером линейной структуры является структура станций метро на одной (не кольцевой) линии. Примером иерархической структуры является структура управления вузом: “Ректор - Проректора - Деканы - Заведующие кафедрами и подразделениями - Преподаватели кафедр и сотрудники других подразделений”. Пример сетевой структуры - структура организации строительно - монтажных работ при строительстве дома: некоторые работы, например, монтаж стен, благоустройство территории и др. можно выполнять параллельно. Пример матричной структуры - структура работников отдела НИИ выполняющих работы по одной и той же теме.

Кроме указанных основных типов структур используются и другие, образующиеся с помощью их корректных комбинаций - соединений и вложений.

Пример. “Вложение друг в друга” плоскостных матричных структур может привести к более сложной структуре - структуре пространственной матричной (например, вещества кристаллической структуры типа изображённой на рис.). Структура сплава и окружающей среды (макроструктура) могут определять свойства и структуру сплава (микроструктуру):


Рис. Структура типа кристаллической (пространственно-матричной).

Такого вида структуры часто используются в системах с тесно связанными и равноправными (“по вертикали” и “по горизонтали”) структурными связями. В частности, такую структуру могут иметь системы открытого акционерного типа, корпорации на рынке с дистрибьютерной сетью и другие.

Пример. Из комбинаций матрично-матричного типа (образуемую комбинацией “плоскостных”, например, временных матричных структур), можно получить, например, время - возрастную матричную “пространственную” структуру. Комбинация сетевых структур может дать вновь сетевую структуру. Комбинация иерархической и линейной структуры может привести как к иерархической (при “навешивании” древовидной структуры на древовидную), так и к неопределенностям (при “навешивании” древовидной структуры на линейную).

Из одинаковых элементов можно получать структуры различного типа.

Пример. Макромолекулы различных силикатов можно получать из одних и тех же элементов (Si, O) :

(а)
(б)
(в)
Рис. Структуры макромолекул из кремния и кислорода (а, б, в).

Пример. Из одних и тех же составляющих рынка (ресурсы, товары, потребители, продавцы) можно образовывать рыночные структуры различного типа: ОАО, ООО, ЗАО и др. При этом структура объединения может определять свойства, характеристики системы.

Структура является связной , если возможен обмен ресурсами между любыми двумя подсистемами системы (предполагается, что если есть обмен i- ой подсистемы с j-ой подсистемой, то есть и обмен j-ой подсистемы с i-ой.

В общем случае, можно образовывать сложные, связные m-мерные структуры (m-структуры), у которых подсистемы - (m-1)-мерные структуры. Такие m-структуры могут актуализировать связи и свойства, которые невозможно актуализировать в (m-1)-структурах и эти структуры широко используются в прикладных науках (социология, экономика и др.) - для описания и актуализации сложных взаимосвязанных многопараметрических и многокритериальных проблем и систем, в частности, для построения указанных ниже когнитивных структурных схем (когнитивных карт).

Указанного типа топологические структуры называют комплексами или симплициальными комплексами и математически их можно определить как объект K(X,Y,f) , где X - это m-структура (mD-симплекс), Y - множество событий (вершин), f - связи между X и Y или математически:

Пример. Примером простого геометрического комплекса может быть известный геометрический плоскостной (2D) граф, который состоит из вершин (отождествляются с некоторыми событиями), соединяемых между собой некоторыми одномерными дугами (отождествляются с некоторыми связями этих вершин). Сеть городов на географической карте соединенных дорогами образует плоскостной граф. Понятие математического графа - ниже.

Пример. Рассмотрим множество хороших друзей X={Иванов, Петров, Сидоров} и замечательных городов Y={Москва, Париж, Нальчик}. Тогда можно построить 3-структуру (2D-смплекс) в R3 (в пространстве трёх измерений - высота, ширина, длина), образуемую связыванием элементов X и Y, например, по принципу “кто где был” (рис.). В этой структуре использованы сетевые 2-структуры (2D-симплексы) X, Y (в которых, в свою очередь использованы 1-структуры). При этом элементы X и Y можно брать как точки (0D-симплексы)- элементы пространства нулевого измерения - R0 .


Рис. Геометрическая иллюстрация сложных связных структур.

Если структура плохо описываема или определяема, то такое множество объектов называется плохо структурируемым.

Пример. Плохо структурируемы будут проблемы описания многих исторических эпох, проблем микромира, общественных и экономических явлений, например, динамики курса валют на рынке, поведения толпы и др.

Плохо формализуемые и плохо структурируемые проблемы (системы) наиболее часто возникают на стыке различных наук, при исследовании синергетических процессов и систем.

Способность к нахождению решений в плохо формализуемых, плохо структурируемых средах - наиболее важная отличительная черта интеллектуальности (наличия интеллекта).

По отношению к людям - это способность к абстракции, по отношению к машинам или автоматам - способность к адекватной имитации каких-либо сторон интеллекта и интеллектуального поведения человека.

Интеллектуальная проблема (задача) - проблема человеческого интеллекта, целеполагания (выбора цели), планирования ресурсов (выбора необходимых ресурсов) и построения (выбора) стратегий его достижения.

Такие понятия как “интеллект”, “интеллектуальность” у специалистов различного профиля (системного анализа, информатики, нейропсихологии, психологии, философии и др.) могут несколько различаться, причём это не несёт в себе никакой опасности.

Примем, не обсуждая её положительные и отрицательные стороны, следующую “формулу интеллекта”:

“Интеллект = цель + факты + способы их применения”,

или, в несколько более “математическом”, формализованным виде:

“Интеллект = цель + аксиомы + правила вывода из аксиом”.

Интеллектуальными системами называют такие человеко-машинные системы, которые обладают способностью выполнять (или имитировать) какие-либо интеллектуальные процедуры, например, автоматически классифицировать, распознавать объекты или образы, обеспечивать естественный интерфейс, накапливать и обрабатывать знания, делать логические выводы. Используют и другой, более старый термин - “система искусственного интеллекта”. В информатике актуальна задача повышения интеллектуальности компьютерных и программных систем, технологий и обеспечения интеллектуального интерфейса с ними. В то же время интеллектуальные системы базируются на неполных и не полностью формализуемых знаниях о предметной области, правилах вывода новых знаний, поэтому должны динамически уточняться и расширяться (в отличие от, например, формализуемых и полных математических знаний).

Понятие “система” в переводе с греческого означает “целое, составленное из частей”. Это одна из абстракций информатики и системного анализа, которую можно конкретизировать, выразить в конкретных формах.

Пример. Система теоретических принципов, положений, система государственного устройства, нервная система, производственная система. Можно дать и следующее, более полное определение системы.

Система - это средство достижения цели или все то, что необходимо для достижения цели (элементы, отношения, структура, работа, ресурсы) в некотором заданном множестве объектов (операционной среде).

Дадим теперь более строгое определение системы.

Система - множество связанных друг с другом элементов некоторого вполне определенного множества (некоторых определенных множеств), образующих целостный объект при условии задания для этих объектов и отношений между ними некоторой цели и некоторых ресурсов для достижения этой цели.

Цель, элементы, отношения или ресурсы подсистем при этом будут уже другими, отличными от указанных для всей системы.


Рис. Структура системы в общем виде.

Любая система имеет внутренние состояния, внутренний механизм преобразования входных сигналов, данных в выходные (внутреннее описание ) и внешние проявления (внешнее описание ). Внутреннее описание даёт информацию о поведении системы, о соответствии (несоответствии) внутренней структуры системы целям, подсистемам (элементам) и ресурсам в системе, внешнее описание - о взаимоотношениях с другими системами, с целями и ресурсами других систем.

Внутреннее описание системы определяет внешнее описание.

Пример. Банк образует систему. Внешняя среда банка - система инвестиций, финансирования, трудовых ресурсов, нормативов и т.д. Входные воздействия - характеристики (параметры) этой системы. Внутренние состояния системы - характеристики финансового состояния. Выходные воздействия - потоки кредитов, услуг, вложений и т.д. Функции этой системы - банковские операции, например, кредитование. Функции системы также зависят от характера взаимодействий системы и внешней среды. Множество выполняемых банком (системой) функций зависят от внешних и внутренних функций, которые могут быть описаны (представлены) некоторыми числовыми и/или нечисловыми, например, качественными, характеристиками или характеристиками смешанного, качественно - количественного характера.

Пример. Физиологическая система “Организм человека” состоит из подсистем “Кровообращение”, “Дыхание”, “Зрение” и др. Функциональная система “Кровоообращение” состоит из подсистем “Сосуды”, “Кровь”, “Артерия” и др. Физико-химическая система “Кровь” состоит из подсистем “Лейкоциты”, “Тромбоциты” и др. и так далее до уровня элементарных частиц.

Рассмотрим систему “Река” (без притоков). Представим её в виде пронумерованных участков реки (камер, подсистем) так, как это изображено на рис.


Рис. Модель реки (течение реки - от 1 к n).

Внутреннее описание системы (каждой подсистемы) может иметь вид:

где x(t,i) - объём воды в i-ой камере в момент времени t, a - коэффициент грунтового просачивания воды, b - осадки, с - испарение с поверхности камеры (a, b, c - входные параметры). Внешнее описание системы может иметь вид:

где k(x,t,i) - коэффициент, учитывающий влияние грунтового просачивания (структуру дна, берега реки), l(x,t,i) - коэффициент, учитывающий влияние осадков (интенсивность осадков), X(t) - объём воды в реке (у стока, у края последней камеры номер n).

Морфологическое описание системы - описание строения или структуры системы: описание совокупности А элементов этой системы и необходимого для достижения цели набора отношений R между ними.

Морфологическое описание задается кортежом:

где А - множество элементов и их свойств, В - множество отношений с окружающей средой, R - множество связей в А, V - структура системы, тип этой структуры, Q - описание, представление системы на каком-либо языке. Из морфологического описания системы получают функциональное описание системы (т.е. описание законов функционирования, эволюции системы), а из нее - информационное описание системы (описание информационных связей как системы с окружающей средой, так и подсистем системы) или же так называемую информационную систему, а также информационно-логическое (инфологическое) описание системы.

Пример. Морфологическое описание экосистемы может включать, в частности, структуру обитающих в ней хищников и жертв (система типа “хищники - жертвы”), их трофическую структуру (структуру типа “кто кого поедает?”) или структуру, состав пищи, обычного рациона обитателя), их свойства, связи и отношения. Трофическая структура рассматриваемой ниже экосистемы - одноуровневая, т.е. хищники и жертвы образуют две непересекающиеся совокупности X и Y со свойствами S(X) и S(Y). Возьмем в качестве языка Q морфологического описания русский язык с элементами алгебры. Тогда можно предложить следующее упрощённое модельное морфологическое описание этой экосистемы:

A={человек, тигр, коршун, щука, баран, газель, пшеница, кабан, клевер, полевая мышь (полёвка), змея, жёлудь, карась},
X={человек, тигр, коршун, щука, кабан, змея, баран},
Y={газель, пшеница, клевер, полёвка, жёлудь, карась},
S(X)={пресмыкающееся, двуногое, четырёхногое, плавающее, летающее},
S(Y)={живое существо, зерно, трава, орех},
B={обитатель суши, обитатель воды, растительность}
R={хищник, жертва}.

Если использовать результаты популяционной динамики (раздела математики, изучающей динамику, эволюцию популяций), то можно используя приведённое морфологическое описание системы записать адекватное функциональное описание системы. В частности, динамику взаимоотношений в этой системе можно записать в виде уравнений Лотка - Вольтерра:

где xi(t)-численность (плотность) i-ой популяции, b i j - коэффициент поедания i-го вида жертв j-ым видом хищников (прожорливости), ai - коэффициент рождаемости i-го вида.

Морфологическое описание системы зависит от учитываемых связей, их глубины (связи между главными подсистемами, между второстепенными подсистемами, между элементами), структуры (линейная, иерархическая, сетевая, матричная, смешанная), типа (прямая связь, обратная связь), характера (позитивная, негативная).

Пример. Морфологическое описание автомата для производства некоторого изделия может включать геометрическое описание изделия, программу (описание последовательности действий автомата), описание операционной обстановки (маршрут обработки, ограничения действий и др.). При этом это описание зависит от типа и глубины связей, структуры изделия, заготовки и др.

Информационное описание системы часто позволяет нам получать дополнительную информацию о системе, извлекать новые знания о системе, решать информационно-логические задачи, исследовать инфологические модели систем.

Пример. Рассмотрим простую информационно-логическую задачу: у Джека машина - красная, у Питера - не черная, не синяя, не голубая, у Майкла - черная и синяя, у Бэрри - белого и синего цветов, у Алекса - машины всех перечисленных цветов; у кого была какого цвета машина, если все они были на пикнике на машинах разного цвета? Ответ на этот, на первый взгляд, нелёгкий вопрос можно легко получить с помощью информационного описания системы с помощью таблицы разрешенных ситуации (таблицы состояний - рис.):

Рис. Исходная таблица состояний информационно-логической задачи

Из этой таблицы видно, что Джек был на красной машине, а следовательно, Питер мог быть только на белой машине. Отсюда следует, что Бэрри был на синей, Майкл - на черной, а Алекс - на голубой машине.

Постановка и решение информационно-логических задач - мощное средство выяснения информационных связей в системе, причинно - следственных связей, проведения аналогий, развития алгоритмического мышления, внимания и т.д.

Две системы назовём эквивалентными , если они имеют одинаковые цель, составляющие элементы, структуру. Между такими системами можно установить связь (связи) некотором конструктивным образом.

Можно также говорить об эквивалентности по цели (по элементам, по структуре) .

Пусть даны две эквивалентные системы X и Y и система X обладает структурой (или свойством, величиной) I. Если из этого следует, что и система Y обладает этой структурой (или свойством, величиной) I, то I называется инвариантом систем X и Y. Можно говорить об инвариантном содержании двух и более систем или об инвариантном погружении одной системы в другую. Инвариантность двух и более систем предполагает наличие такого инварианта.

Пример. Если рассматривать процесс познания в любой предметной области, познания любой системы, то глобальным инвариантом этого процесса является его спиралевидность. Итак, спираль познания - это инвариант любого процесса познания, независимый от внешних условий и состояний (хотя параметры спирали и его развертывание, например, скорость и крутизна развертывания зависят от этих условий). Цена - инвариант экономических отношений, экономической системы; она может определять и деньги, и стоимость, и затраты.

Основные признаки системы:

  • целостность, связность или относительная независимость от среды и систем (это наиболее существенная количественная характеристика системы), с исчезновением связности исчезает и сама система, хотя элементы системы и даже некоторые связи, отношения между ними могут быть сохранены;
  • наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы (это наиболее существенная качественная характеристика системы), с исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система;
  • возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды , т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели;
  • связи с окружающей средой по обмену ресурсами;
  • подчиненность всей организации системы некоторой цели (как это, впрочем, следует из определения системы);
  • эмерджентность или несводимость свойств системы к свойствам элементов.

Подсистема должна обладать всеми свойствами системы, в частности, свойством целостности (по подцели) и эмерджентности, что отличает подсистему от компоненты системы - набора элементов, для которых не сформулирована подцель и нет целостности.

Целое - всегда есть система, а целостность всегда присуща системе, проявляясь в системе в виде симметрии, повторяемости (цикличности), адаптируемости и саморегуляции, наличии и сохранении инвариантов.

“В организованной системе каждая часть или сторона дополняет собой другие и в этом смысле нудна для них как орган целого, имеющий особое значение” (Богданов А.А.).

Кажущееся изменение целостности системы - это лишь изменение наших “точек взгляда на них”, например, изменений по времени или по пространственной координате. Целостности присуще свойство колебательности, цикличности, с определёнными законами сохранения ресурсов (вещества, энергии, информации, организации, пространственных и временных инвариантов).

Пример. В ряде экосистем, например, популяционных, изменение численности или плотности популяции представляет собой колебательный процесс, с определёнными законами сохранения, аналогичным законам сохранения и превращения энергии.

При системном анализе различных объектов, процессов, явлений необходимо пройти следующие этапы системного анализа:

1. Формулировка целей, их приоритетов и проблем исследования.

2. Определение и уточнение ресурсов исследования.

3. Выделение системы (от окружающей среды) с помощью ресурсов.

4. Определение и описание подсистем.

5. Определение и описание целостности (связей) подсистем и их элементов.

6. Анализ взаимосвязей подсистем.

7. Построение структуры системы.

8. Установление функций системы и её подсистем.

9. Согласование целей системы с целями подсистем.

10. Анализ (испытание) целостности системы.

11. Анализ и оценка эмерджентности системы.

12. Испытание системы (системной модели), её функционирования.

Когнитология - междисциплинарное (философия, нейропсихология, психология, лингвистика, информатика, математика, физика и др.) научное направление изучающее методы и модели формирования знания, познания, универсальных структурных схем мышления.

При системном анализе систем удобным инструментом их изображения является инструментарий когнитивной структуризации.

Цель когнитивной структуризации - формирование и уточнение гипотезы о функционировании исследуемой системы, т.е. структурных схем причинно- следственных связей, их количественной оценки.

Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна (отрицательна), если увеличение или усиление А ведёт к увеличению или усилению (уменьшению или ослаблению) В.

Пример. Когнитивная структурная схема для анализа проблемы энергопотребления может иметь следующий вид:


Рис. Пример когнитивной карты.

Кроме когнитивных схем могут использоваться когнитивные решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).

Решетка образуется с помощью системы факторных координат, где каждая координата соответствует одному фактору, показателю (например, финансовому) или некоторому интервалу изменения этого фактора. Каждая область решетки соответствует тому или иному поведению. Показатели могут быть относительными (например, от 0 до 1), абсолютными (например от минимального до максимального), биполярными (“высокий или большой” - “низкий или маленький)”, чёткими и нечёткими, детерминированными и недетерминированными. Такие решётки могут быть полезны, в частности, для оптимизации делового распределения основной группы налогов между федеральным и региональным бюджетами, выработки стратегии повышения бюджетного самообеспечения и др. На рис. показана одна такая решётка (в биполярной системе показателей); зона D - наиболее благоприятная, зона A - наименее благоприятная.


Рис. Когнитивная решетка финансовой устойчивости фирмы.

Когнитивный инструментарий позволяет снижать сложность исследования, формализации, структурирования, моделирования системы.

Резюмируя вышесказанное, можно дать философское, диалектическое определение системы: система - это есть часть объективной реальности, ограниченная целью (целями) и ресурсами.

Системно в мире все: практика и практические действия, знание и процесс познания, окружающая среда и связи с ней (в ней).

Любая человеческая интеллектуальная деятельность обязана быть по своей сути системной деятельностью, предусматривающей использование совокупности взаимосвязанных системных процедур на пути от постановки задачи и целей к нахождению и использованию решений.

Пример. Любое экологическое решение должно базироваться на фундаментальных принципах системного анализа, информатики, управления и учитывать поведение человека и живых организмов (включая и растений) в окружающей среде - в материально - энергетико - информационном поле т.е. на рациональных, экологически обоснованных нормах поведения в этой среде, с точки зрения “Системы” из подсистем “Человек”, “Природы” и “Космос”.

Незнание же системного анализа не позволяет знаниям (закладываемым традиционным образованием) превращаться в умения и навыки их применения, в навыки ведения системной деятельности (построения и реализации целенаправленных, структурированных, обеспеченных ресурсами или ресурсоограниченных конструктивных процедур решения проблем). Системно мыслящий и действующий человек, как правило, прогнозирует и считается с результатами своей деятельности, соизмеряет свои желания (цели) и свои возможности (ресурсы) учитывает интересы окружающей среды, развивает интеллект, вырабатывает верное мировоззрение и правильное поведение в человеческих коллективах.

Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени; в то же время человек существует конечное время и располагает при реализации любой цели только конечными ресурсами (материальными, энергетическими, информационными, людскими, организационными, пространственными и временными).

Противоречия между неограниченностью желания человека познать мир и ограниченной возможностью сделать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов человечества имеют много важных последствий, в том числе, - и в самом процессе познания человеком окружающего мира. Одна из таких особенностей познания, которая позволяет постепенно, поэтапно разрешать эти противоречия - использование аналитического и синтетического образа мышления, т.е. разделения целого на части и представления сложного в виде совокупности более простых компонент и, наоборот, соединения простых и построение, таким образом, сложного. Это также относится и к индивидуальному мышлению, и к общественному сознанию, и ко всему знанию людей, и к самому процессу познания.

25 797 3 Почему так важно записывать свои цели на ближайшее несколько лет, год, месяц, неделю? В чем сила записанного слова? Об этом писали уже много. Но главная мысль заключается в следующем.

Чтобы задуманное исполнилось важно поверить в это, заполнить мыслями об этом каждый день, каждую минуту. Жить по направлению к этой цели, ради этой цели. Также очень важно, чтобы цель была четкой, если она не будет иметь границ, это будет просто мечта, которая мало вероятно, что исполнится.

Но как же наполнить мысли задуманным, если тебя отвлекают ежедневные дела (дети, работа), огромное количество другой информации (соц.сети, телевизор, планшет, телефон и т.д.). В заботе о семье, проблемах на работе, мы забываем о своей главное цели, о том, что нужно сделать для ее достижения.

Выделите полчаса, чтобы сесть, подумать и сформулировать в блокноте (для этого лучше выделить отдельный блокнот, что бы потом корректировать цель и этапы к ее достижению ) «что вы хотите получить в этой жизни». Попробуйте методику «кем я буду через 30 лет». Напишите сочинение, в подробностях, кто будет вас окружать, где вы будите жить и т.д. через 30 лет.

Распишите этапы на пути к цели. Разбейте их на более мелкие, вплоть до того, что вам нужно сделать в этом месяце.

Важно, чтобы все ваши действия, каждый день, каждый час были направлены на достижение поставленной цели.

Четкость и реальность цели — еще одно важное правило.

Если вам нравиться печь торты, не нужно мечтать заработать миллион на фондовом рынке. Ставьте цели реальные, с учетом ваших возможностей. Чем реальнее они будут, тем вероятнее, что вы скоро это получите.

Записывая цель, вы начинаете лучше понимать себя, то что вам нужно.

Если ваша цель двухэтажный дом на берегу черного моря, распишите подробно например то, как вы сначала покупаете квартиру у себя в городе, сдаете ее, копите определенную сумму ** лет и купите заветный дом. Опишите ваши чувства при этом. Кто будет приезжать к вам в гости и как вы будите проводить время в своем доме.

Четко сформулированная цель — половина успеха на пути к ее достижению.

Если ваша цель ездить на автомобиле определенной марки и модели, напишите о том, какие чувства вы будите испытывать при этом, куда вы поедите на нем, кто будет рядом. Представьте, как вы держите руль на котором есть логотип автоконцерна и т.д. Чем более подробно будет описание, тем быстрее вы приблизитесь к намеченной цели.

Как это действует?

Очень просто. Через мелкую моторику пальцев активизируется мозговая деятельность, приходят новые мысли, идеи, запускается механизм визуализации.

Погрузитесь в написанное, периодически доставайте свои записи, перечитывайте и корректируйте их.

Конечно для полного эффекта было бы здорово задействовать и другие способы и механизмы визуализации. Например медитировать или сделать фотоколлаж. У многих моих знакомы есть фото-коллажи, которые гордо весят над их рабочем местом. Каждый день неосознанно они бросают взгляд на коллаж и в голове запускаются механизм проекции. В процессе работы они неосознанно концентрируются на своей главной цели.

Некоторые попросту создают папку в «облаке» и периодически закидывают туда картинки понравившихся им идей (декоративные игрушки для будущей детской комнаты, хороший ракурс любимого автомобиля, вид из окна двухуровневой квартиры на 23 этаже и т.д.).

Четкая цель стимулирует наше мышление, просыпается работоспособность, появляется энергия действовать и добиваться.

Это работает, это действует! Главное желать чего-то искренне, всей душой и всячески стараться делать хоть что-то, чтобы ваша цель осуществилась. Чтобы не было, как в том анекдоте, когда мужик каждый день просил бога, чтобы он помог ему выиграть в лотереи, при этом ни разу даже не купил лотерейный билет.

Если вы все сделали правильно вы сражу же почувствуете как заряжаетесь энергией что-то сделать, у вас появятся идеи и планы. Вы почувствует как будто у вас открылись глаза. Это хороший знак, значит вы идете в правильном направлении. Не расстраивайтесь, если поймете, что оказывается до этого вы ни чего не делали для осуществления намеченного. Ни когда не поздно начать. Распишите вашу цель на несколько этапов. Распишите к какому периоду и что нужно осуществить, чтобы в результате получить желаемое. Каждый день ставьте мелкие задачи на пути к глобальной цели.

Необязательно рассказывать об этом друзьям или родственникам. Многие могут не понять этого и посмеяться. Но это ваша жизнь и вы не обязаны отчитываться за свои действия перед кем-то. Если вы всей душой хотите чего-то достичь или получить, все способы хороши.

Цели - словно топливо для печи, в которой выплавляется будущий успех. Чем они крупнее и яснее, чем больше вы о них думаете, тем сильнее ваш внутренний порыв и стремление достичь их.

Если я вас еще не убедила, вот вам статистика.

  • 10 % людей, записывающих свои цели, в 90 % случаях добились намеченного.
  • 20 %, которые знали чего они хотят, но не записывали свои цели, в 40 % случаев добились намеченного.
  • Все остальные работали всю жизнь на чужие цели.

Если кто-то практикует это, напишите нам о своих результатах в комментариях к статье. Удачи вам!

Как правильно ставить цели. Техники постановки целей.