Интервью с анной яковлевной варга о семье и о системной семейной психотерапии. Социальная психология в действии

Варга Анна Яковлевна, Москва

Кандидат психологических наук. Системный семейный консультант.

Доцент департамента психологии факультета социальных наук, академический руководитель образовательной программы «Системная семейная психотерапия» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Председатель правления Общества семейных консультантов психотерапевтов. Член Международной ассоциации семейной терапии (International Family Therapy Association), Европейской ассоциации психотерапевтов (European Association of Psychotherapists).Член Тренингового комитета Европейской ассоциации семейных психотерапевтов.

В 1978 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1991-1993 гг. прошла курс обучения системной семейной психотерапии (Миланская школа. Тренер и супервизор Хана Вайнер, тренер AFTA и Президент IFTA) и в 1991-1994 гг. стажировку по психодраме (Скандинавская академия психодрамы).

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Структура и типы родительского отношения».

После окончания МГУ вела прием в Консультативном центре психологической помощи родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, первой за всю историю СССР психологической консультации, основанной при факультете психологии.

1988–1990 гг. - доцент факультета психологии и педагогики МГППУ им. Ленина.

В конце 80-х ушла с государственной службы, чтобы посвятить все время семейному консультированию.

1990–2014 гг. - заведующая кафедрой системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа.

С 2014 г. работает в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Создатель фундаментальной программы обучения системных психотерапевтов.

Читает курсы и ведет научно-исследовательские семинары:

  • Исследование эффективности психотерапии
  • Супервизия в классической и постклассической системной семейной психотерапии
  • Теория и методология современной психологии
  • Введение в семейную психологию и психотерапию семьи
  • Исследование семейной системы
  • Методы и школы классической системной семейной психотерапии
  • Модели супервизии в системной семейной психотерапии

Гранты:

  • 2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество «Коллегия помогающих специалистов», направленного на профессиональную сетевую поддержку специалистов помогающих организации регионов России. Ответственный исполнитель проекта.
  • 2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – Будущее детям Беслана. Координатор направления.

Основные публикации: более 60 работ, в том чмсле 2 монографий

  • Системная семейная психотерапия. Курс лекций. С.Петербург, из-во «Речь», 2001
  • Введение в системную семейную психотерапию. М. Когиито-центр, 2011.

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов и обществом AVANTA за развитие теории В. Сатир в России.

Возраст : 58 лет.

Образование : Московский государственный университет имени Ломоносова по специальности «психология»; курс обучения системной семейной психотерапии, Миланская школа; курс обучения психодраме в Скандинавской школе психодрамы.

Работа : заведующая кафедрой системной семейной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, председатель правления Общества семейных консультантов психотерапевтов (ОСКИП).

Регалии и звания : кандидат психологических наук, автор 54 научных и научно-популярных статей и двух монографий; состоит в ЕАР (Европейская психотерапевтическая ассоциация), IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов).

О системном подходе

Буквально через несколько лет после того, как я закончила факультет психологии МГУ, рухнул Советский Союз, и западные психологи массово поехали к нам нести «доброе и вечное». И мое поколение профессионалов с упоением впитывало тогда все, что только можно. Но меня больше всего увлек системный подход и семейная психотерапия как один из его вариантов. Почему? Довольно случайный выбор — компания была приятнее. Системная теория появилась в 60-е годы 20 века и была основана на кибернетических идеях. В ней считается, что человек — это некий элемент самых разных социальных систем, и его поведение регулируется их динамикой и особенностями. И как раз семья — это одна из них.

Суть в том, чтобы видеть семейную систему в целом, как ее члены взаимодействуют друг с другом. Поэтому на прием я зову всех: мам, пап, детей, бабушек, дедушек и даже няню, если она живет в семье постоянно. У человека в каком-то смысле нет отдельных проблем — они рассматриваются только в совокупности семейных отношений. Например, родители приводят ребенка на прием к детскому психологу, потому что он отказывается ходить в школу. С ним начинают проводить терапевтический курс, после каждого сеанса он возвращается домой, и все усилия даром. Ведь дело-то не только в ребенке! Начинаешь выяснять: «А как ты думаешь, что происходит дома, когда ты в школе?» «Мама с папой ссорятся» — «А при тебе?» — «При мне — нет. А когда я болею, они вообще никогда не ссорятся». И все становится очевидным. Кстати, именно с детских проблем началась семейная психотерапия — люди приходили ради детей, а потом выходили на собственные проблемы.

Психология не стоит где-то особняком от социальных и исторических процессов. Сменилась целая эпоха: был модерн, стал — постмодерн. Я начинала еще в «классике», когда считалось, что психотерапевт знает, как устроена семья, что можно сделать с клиентами, чтобы они решили свои проблемы. А теперь директивность и экспертность уходят в прошлое. И сегодня мы далеко не уверены, что все знаем, как это было еще 20 лет назад. Наоборот, иногда клиент лучше понимает, что ему на самом деле нужно!

Почему психологи не любят менеджеров

Когда около 15 лет назад, появилась идея организовать Общество семейных психотерапевтов, у меня было полно иллюзий. Я мечтала, что мы сможем продвигать профессию, приглашать западных коллег, создадим профессиональные стандарты, а может быть, и закон о психотерапии. Я надеялась на большие свершения, а получился «типа профсоюз». Тут надо понимать, кто такие психотерапевты. Это люди, которые маргинальны по своему устройству, они не могут быть энтузиастами каких-то социальных движений. Психолог — это персонаж немного «фиолетовый», в том смысле, что он субдепрессивный, и это есть профессионально-одобряемое свойство.

Мы проводим все свое время в очень интенсивном эмоциональном поле, потому что общаемся с людьми страдающими, несчастными, и надо им сопереживать, а иначе зачем мы вообще работаем? Иной психотерапевт даже с трудом пишет научные статьи. В основном он работает в своем кабинете с клиентами, а потом ложится спать. У нас недавно был круглый стол по поводу профессиональной деформации, и все в один голос подтвердили, что общаться хочется меньше, социального драйва почти нет.

Так что собрать всех психотерапевтов с надеждой, что это будет живая и активная организация, было глупо с моей стороны. Но нам удается как-то существовать уже достаточно долгое время. Проблема в том, что, если в Общество приходит менеджер, там сразу возникает жизнь, но зато психотерапевтам становится плохо! Я рада, что для моих коллег высшая ценность — это их непосредственная работа, а не собрания. Хорошо, что есть место, куда они могут прийти, обсудить свои сложные случаи, получить профессиональную поддержку.

О том, почему формула «мама, папа, я» больше не работает

Институт семьи серьезно меняется. Причем и в мире, и в России (хотя у нас, как всегда, немного медленнее). Ведь все формальные причины для брака исчезают! Зачем он нужен? Если мы убираем эмоциональную сторону, то никакого смысла жениться нет. Особенно если представить себе городскую бикарьерную семью, когда и муж, и жена работают, у них нет детей и нет идеи, что ребенку нужны оба из родителей. Сегодня все домашние заботы — на аутсорсинге: с детьми сидит няня, дом убирает домработница, едим в ресторанах. Раньше такого даже представить было нельзя! В жизни семьи требовалось участие каждого ее члена, нужны были как минимум двое, чтобы существовать комфортно.

А сегодня появляются новые типы семьи: гомосексуальные, с усыновленными детьми, чуть ли не с животными вместо детей. Уже все знают о гостевых браках, в которых партнеры встречаются только на выходные и в отпуске. Новое явление — «бинуклеарная семья», когда люди рожают детей в одном браке, разводятся, затем рожают новых, а потом все общаются друг с другом. Они сотрудничают в воспитании детей, цивилизованно относятся к бывшим мужьям и женам. И, главное, всем очень комфортно! Мы стали более свободными в этом плане. И это не плохо и не хорошо — это просто явление, которое надо принять и изучать. Какие будут последствия — тоже пока вопрос.

Но нам только кажется, что раньше была такая стандартная семья (мужчина - женщина - дети), а сейчас вдруг все резко поменялось. Это в христианской культуре моногамный брак, а в исламе, например, все по-другому: у мужчины может быть несколько жен, от каждой из них дети. И это тоже семья. Просто есть преобладающий в данной культуре тип семьи, а любой человек — животное социальное, поэтому следует стереотипам. Но сейчас все меняется быстро, и какую-то часть общества тревожат эти изменения. Во-первых, оно вообще боится перемен. Ведь суть не в том, что брак меняет свой смысл, а что у разных поколений — разные смыслы и ценности. Старшему поколению страшно, что новое поколение не воспроизводит те ценности, которые ему кажутся важными. Я думаю, варианты семей будут все более разнообразными. И это хорошо, потому что всякое нарастание многообразия — это наш ресурс.

Про гражданский брак и почему развод — не конец света

Мне кажется совершенно неважным, есть у тебя бумажка или нет бумажки. Неизвестно, насколько это нужно. Всегда трудно определить эту грань: мы вместе, потому что мы этого хотим, или мы вместе, потому что должны? С точки зрения семейной психотерапии, если вы оказались на одной территории, вместе едите, спите, обмениваетесь жидкостями — значит, вы семья. Поэтому все эти регистрации брака и брачные контракты нужны, только когда речь идет о собственности. А если вам делить нечего, то зачем? Но здесь опять возникают стереотипы и страхи старшего поколения. Хотя, если вы действительно захотите собрать чемодан и уйти из дома, вам будет безразлично, есть штамп в паспорте или нет.

В моей практике не раз бывало, что муж или жена решают, что они точно разводятся, и даже присмотрели себе вариант новой семьи. И при этом приходят с супругом к психотерапевту, утверждая, что хотят наладить разваливающиеся отношения. Тут у каждого свои мотивы: один боится за бросаемого супруга, другой хочет посмотреть, сможет ли психотерапевт помочь. А я же не следователь, моя исходная позиция — верить клиенту. Часто скрывают измены. Мужчина изменяет жене, но не хочет ни с ней разводиться, ни бросать любовницу. Тогда он говорит: «Во-первых, ничего не было, а во-вторых, моя жена сумасшедшая, если ей так кажется». И под этим соусом ведет ее к психологу. Вообще, если человек ведет себя так, что «попадается», значит, он что-то хочет сказать своему партнеру. Любовное письмо на экране включенного компьютера чаще всего о чем-то говорит. Таким образом, нередко изменяющий человек хочет, как ни парадоксально звучит, упрочить свои отношения в браке. Он пытается добиться каких-то изменений. А это лучше, чем сидеть и обоим страдать.

Разводов становится больше. Очевидно, что такая тенденция приводит к тому, что люди за свою жизнь успевают побывать в нескольких союзах: сходятся-расходятся, меняют партнеров. А это, в свою очередь, означает, что растет количество людей, которые никогда не бывают в браках. Но, если людям плохо вместе, сам по себе развод не конец света. Кроме тех случаев, когда он конфликтный, если один из супругов буквально разрушен этим событием, считает это крахом или позором. Тогда остается травма, с которой приходится долго работать.

Про детство

Сейчас, как и в Средние века, детство вообще исчезает как социальная категория. Рушится информационный барьер между поколениями. Если раньше, чтобы ребенок стал взрослым, ему надо было научиться читать, то теперь ему можно смотреть телевизор, залезать в интернет. То, что видит бабушка в телевизоре, видит и внучка. Ребенок — это теперь что такое? Непонятно, как его учить и чему, потому что исчезла идея, что ребенок нуждается в чем-то специальном. В Cредневековье, как только он овладевал речью, сразу же становился частью взрослого сообщества. Если посмотреть на картины, например, художника Питера Брейгеля, там крестьяне в трактире пьют, а рядом дети.

Вот и сегодня в пять и в тридцать пять лет одинаково одеваются, едят и проводят досуг. Появляются те самые «кидалты» — взрослые дети, о которых все говорят. У нас нет общекультурного представления, что такое воспитание ребенка в семье. У каждого начинается свое безумие: то ребенка одновременно учат чтению, танцам, арифметике и теннису, а то до шести лет в памперсы одевают. Проблема в том, что те принципы, которые помогали их родителям социально адаптироваться, с современными детьми не срабатывают. Больше нельзя сказать: «Смотри на меня и делай, как я». Как писал социолог Зигмунт Бауман: «Родители — это люди, которые дают мне карманные деньги».

Социализация детей сегодня проходит в интернете, а не школе, дворе или кружках. А взрослые не успевают за развитием всех этих технологий, не могут больше контролировать детей. Я знаю умственно отсталого мальчика в тяжелом состоянии, который легко находит себе мультики в ноутбуке. И, возможно, этот разрыв между поколениями будет только возрастать. Я считаю, что в этой ситуации важно сохранять эмоциональные способы общения, когда родители и дети одновременно переживают схожие чувства. Они вместе смотрят мультики, ходят в рестораны, катаются на лыжах. Это признак эмоционального контакта, и это очень важно. А вот воспитание с точки зрения «офицера и гражданина» разрушено совершенно. И, может, туда ему и дорога.

Про «жидкую современность»

Социальная среда не может не влиять на жизнь семьи: иногда это ресурс, иногда стрессор. В нашем обществе, к сожалению, работает второй вариант. Мне кажется показательным тот факт, что все большее количество детей уезжают уже в 14-15 лет учиться за границу. Для нашей культуры это явление нетипичное, в России дети довольно долго живут с родителями. Это не Англия, где уже в 18 лет им говорят до свидания. Как же все печально, если семья считает за счастье отправить ребенка за границу, лишь бы подальше отсюда! Они ничего о нем не знают: что он ест, где спит, с кем общается. Так он хоть сидит к тебе спиной за компьютером, но рядом! И это не прибавляет семье счастья и гармонии. Чем меньше социальных тревог, тем счастливее семья. Она не может быть единственным оплотом, в котором можно спастись от внешнего мира. Хотя сейчас в Европе в моде такие апокалипсические настроения, когда люди планируют собираться в убежищах, мечтают спастись вместе. Но это скорее фантазии.

Отношения людей, в том числе в семейной жизни, становятся более функциональными: человеку чаще всего нужен сексуальный партнер, компаньон для путешествий, похода в кино и т.п. Это то, что Зигмунт Бауман называл «жидкой современностью». Отношения становятся безличными. И здесь, конечно, не обошлось без интернета. Он создает иллюзию близости — мы спим и едим вместе по скайпу. Я спрашиваю у клиентов: «Что вы любите делать вместе?» А они: «Читать блоги друг друга!» Вот так и сидят в разных комнатах.

В интернете создаются новые стандарты поведения: эмоционального, сексуального, новые типы красоты. Например, молодые люди смотрят порнографию и не понимают, что в обычной жизни это не так. Что рядовые граждане занимаются сексом несколько иначе. Но как ему объяснить, если просмотр порнографии совпадал с его личным сексуальным формированием? У него на бессознательном уровне уже сложилось ложное представление. И тогда ко мне приходят пары, которые без порнографической стимуляции не могут полноценно заниматься любовью.

Но в целом я стараюсь воспринимать все эти перемены спокойно, потому что течение жизни лучше принимать, чем делать вид, что ничего не происходит. Так даже интереснее работать.

Семьи стали очень многообразным. И это многообразие с одинаковой вероятностью может быть здоровым и функциональным, а может быть и дисфункциональным. Например, появилось такое понятие как «белый брак», когда люди решают, что у них не будет секса друг с другом. Это плохо или хорошо? Или открытый брак, когда у супругов открыто могут быть отношения с другими людьми. Это хорошо или плохо? А еще есть осознанно бездетный брак. Еще есть семьи, где оба родителя работают, а всё остальное, включая детей, находится на аутсорсе. Появились бинуклиарные семьи, когда после развода люди продолжают вместе воспитывать ребенка, новые партнеры находятся в дружественном контакте со старыми. Если людям хорошо вместе, в любом варианте жизнеустройства, ни один не идет на невыносимые внутренние компромиссы ради совместности- то сегодня это считается функциональной семьей.

Таким образом, первая отличительная особенность современной семьи - ее многообразие. Второй важный момент - исчезновение детства. Кроме биологического детства (до 5-7 лет) есть так называемое социально сконструированное детство: общественные представления о том, кого считать ребенком, чем дети и взрослые отличаются, как обращаться в самом широком смысле с ребенком и т.п. Сейчас социальное детство пропадает. Это следствие глобального процесса смены коммуникативных технологий. Поэтому сам институт воспитания пропадает – на его место приходит «выращивание» ребенка. Ребенок оказывается на вершине семейной иерархии - и в результате из нее исчезают и дети, и взрослые. Потому что взрослые могут существовать в ней как социально сконструированная категория, только если есть детство. Все это приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, семья становится детоцентричной (рождается ребёнок – исчезает супружеская жизнь как подсистема). Ребенок начинает всем управлять, а это плохо для него самого - он невротизируется. К нему поступает взаимно исключающаяся информация: с одной стороны, он остается многообразно зависимым от родителей (маленький ребенок не может о себе позаботиться, без взрослых вне дома может просто погибнуть) , с другой стороны, в своей семье он царь и бог. Из-за этого у него нет адекватного представления о своем месте в жизни, о своих реальных возможностях.

Когда родители «обслуживают» ребенка, не ставят ему границ, подчиняют жизнь семьи детским потребностям, они лишаются такой важной функции, как предоставление надежности и защиты ребенку. Если взрослые не главные в семье, то они и не защитники и не опора для ребенка. Когда начинаешь работать с такой семьёй, понимаешь, что они, выстроив такую перевернутую иерархию, не являются помощниками своему ребёнку, и вообще терапевтический потенциал такой семьи очень низкий. Это очень серьезный вызов для современной семейной терапии.

Интересное интервью о системной семейной психотерапии, в котором даны базовые понятия о том, что такое семья и как она устроена, что в семьях одинаково и что происходит по-разному

Анна Яковлевна, существует ли идеальная модель семьи?

Идеальной семьи нет, так же как нет и самой плохой. Но если семья ставит себе какие-то цели и к ним идет, достигает их, то это свидетельствует о функциональности семьи. Например, со временем может легко меняться дистанция между членами семьи увеличиваться или сокращаться, и никто от этого не страдает. Функциональная семья гибко приспосабливается к новым условиям. Им для того, чтобы сблизиться, не нужно конфликтовать: конфликт это тоже особый способ сближения. Они проводят вместе меньше времени, но обмениваются информацией, не теряют доверия, получают удовольствие друг от друга.

В функциональной семье легко меняются роли. Вот появился ребенок – и меняется образ жизни, новые задачи возникают. Ребенок может плохо спать, и родители легко договариваются о том, кто встает к нему ночью. Если никак не удается договориться, и проявляется негибкость, ригидность отношений, то семья дисфункциональна.

Подход к семье как к организму – быстро движется, питается, размножается, весел и здоров – значит все в порядке.
Здоровый организм может переваривать разную пищу, приспосабливаться к смене климата и часовых поясов. Чем-то страдающий организм нуждается в особом режиме. В диете, например. Или больше времени требуется на восстановление сил – больше спит.

То есть функциональная семья обладает способностью приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам?
Да, и к изменившейся структуре семьи, например – к разводу.

Развод – это разве не смерть семьи?
В разных случаях – по-разному бывает. Вот типичная ситуация: дети остались с матерью, отец ушел. Супружеские функции прекратились, но родительские остались – несмотря на то, как тяжело переживали развод, они способны договариваться о том, как выращивать детей. В дисфункциональной семье люди не могут перейти от обид и скандалов супружества к родительской функции.


А что такое дисфункции? Очень слово холодное.

У меня нет односложного перевода. Например, супруги хотят прекратить конфликты, но не могут. И тогда они говорят, что ссоры возникают ни из-за чего, ни из чего, и непонятно – почему.

Как будто кто-то третий подталкивает…
Да, есть такое ощущение. Что они не контролируют ни себя, ни партнера. Про детей своих говорят – пока не «доведет», не успокоится. А спросишь у ребенка – ему эти скандалы и не в радость? При семейной дисфункции конфликты и скандалы происходят как-бы помимо воли людей. Дисфункция – это когда хотят, но не могут.

Дисфункция – звучит как-то механистично. Не очень приятно представлять семью как механизм.
Мы хотели избежать слова «патология» – это еще похлеще. Ведь у любой семьи могут быть какие-нибудь кризисные моменты, трудные периоды, которые мы определим как дисфункцию. Но любая семья может выйти из этого состояния и достичь хорошей жизни. Любая семья, даже если есть инвалид, больной человек, странная семья, гомосексуальная – может прийти к действительно хорошей жизни. В любых объективно тяжелых внешних обстоятельствах. А слово «патология» звучит, как приговор.

Какие функции у идеальной семьи? Что такое семейное здоровье?
Есть универсальные функции – раз возникнув, семья «хочет» сохраняться, если мы вообще можем говорить, что семья чего-то хочет. Это функция гомеостаза, сохранения определенного состояния. Семья «хочет» пройти стадии своего жизненного цикла, какие определяются возрастом. Это не то, что люди так просто осознают. Вот так прямо будущие супруги не обсуждают: мы все вынесем, все стадии пройдем, детей вырастим, все, что положено, сделаем, состаримся и умрем в один день. Такое случается очень редко.

Но все-таки семья нечасто создается, чтобы быть разрушенной, правда? Нередко семья «хочет» родить и вырастить детей, выстроить себе среду обитания, создать приятный и безопасный психологический климат для всех своих членов, продвинуться в социальной иерархии, да мало ли что еще.

Бывают еще династические браки, по расчету…
Бывают. Конечно, для сохранения социального статуса, собственности. Все зависит от того, в какой страте заключается брак. Считается, что прежнее советское общество было не сильно стратифицировано – это не так. В партийной верхушке, в дипломатической – все знали, что лучше породниться с людьми своего круга. И сейчас у нас новые страты стремятся оформить свои границы – компактно проживают в «гетто», детей отдают в определенные школы. Правила жизни возникают, в журналах, как в этом (показывает журнал, прим. ред.), описывается, где проводить время, где отдыхать, людям высшей страты. Их браки призваны закрепить правила.

Почему все демографы говорят о кризисе семьи, как явления?
В традиционном смысле – это правда. Изменились половые роли.Традиционно– мужчина работал, а женщина была дома с детьми. Потом стали возникать бикарьерные семьи, где оба родителя работали – надо решать, кто будет заниматься домом, детьми. В Швеции, например, в декрет может уйти муж, а не жена. Гомосексуальные официально зарегистрированные семьи появились.

У нас бывает? Может и в вашей практике такое встречалось?
Конечно. Жила женщина с мужчиной, есть общий ребенок, развелись, и у нее любовь с женщиной. Теперь у ребенка две мамы. Конфликта с мужем нет, и это хорошо – есть важная для ребенка модель мужского поведения, ребенок видится с папой. Это функциональный вариант.

Что такое семейный сценарий?
Мы нечасто пользуемся этим термином. В семье сценарии родителей смешиваются, какие-то теряют актуальность, какие-то становятся важными.

А если в семье отец-алкоголик, то это сценарий?
Нет, просто отец предъявляет алкогольное поведение, и все. Если у сына создается представление, что это единственный способ жизни, есть соответствующая социальная «пьющая» среда, и сын также становится алкоголиком, т.е. стереотип поведения воспроизводится хотя бы в двух поколениях, то можно говорить, что есть сценарий.

Вы пишете, что дисфункции укрепляют семью, упрочняют связи. Как вы объясните такой парадокс?
Семья так устроена, если в ней некий симптом задерживается, то он семью и укрепляет. Вот смотрите. Муж пьет. На это тяжело реагируют все домашние. Жена понимает, что она этого вынести не может, и уходит.Пьянство мужа как семейный симптом не сработал на укрепление семьи. А теперь представьте, что женщина не ушла. Тогда это пьянство становится системообразующим фактором, цементом семьи. В системном подходе алкогольные семьи определяются как двухфазные семьи. Когда муж пьян, он ведет себя особым образом, и его жена ведет себя соответственно, например, муж спит, или где-то пропадает, или буянит, как бы то ни было, для семьи он в это время человек бесполезный. В этом смысле он недофункционал. Жене приходится нести двойную ношу – она сверхфункционал. Потом муж трезвеет и раскаивается. В этот момент семейной жизни можно что-то сделать для улучшения жизни: продуктами запастись вместе или в театр пойти. Потом муж не пьет какое-то время, жена в депрессии. Затем он запил – жена вынуждена выйти из депрессии. «Трезвая» фаза жизни семьи сменяется «пьяной»,и так далее и так далее. Это только один пример того, как может складываться жизнь в алкогольной семье. Главное, что при всех вариантах алкогольной семьи как пройдет день всех членов семьи определяется тем, трезв алкоголик или пьян. Вот и получается, что алкоголизм – системообразующий фактор- т.е. цемент семьи. Пьянство, как член семьи. Так действуют системные законы, люди не хотят для себя такой жизни, но часто бывает, что система сильнее индивидуальной воли.

Что такое зависимость?
Представить человека, у которого нет зависимостей, невозможно. Для человека нормально, например, быть эмоционально зависимым от дорогих, близких людей. Эмоционально независимых людей мы назовем холодными эгоцентриками, или даже аутистами.. А зависимости от веществ могут быть физиологическими – наиболее опасными, я склонна разделять эту точку зрения, и психологическими. Психологические зависимости менее опасные, тут дело в степени зависимости. Вот кто-то страстно влюблен и тоскует в разлуке, весь ум и чувства его обращены к другому человеку, и это нормально. Бывает чудовищная тяга к предмету своей потребности, когда человек идет на крайние меры. Ради наркотика может пойти на преступление, ради сближения с объектом своей любви станет насильником – это не нормально.

Считаете ли вы, что бывают у людей склонности к зависимостям, формирующиеся с детства?
Зависимость от алкоголя, например, формируется нашей культурой. Потому что все ритуалы социального поведения у нас связаны с алкоголем. Если ты отказываешься выпить в установленном порядке – ты либо слишком хитер, или сектант, или больной человек, ты какой-то неправильный. Но с другой стороны, алкоголизм – проблема обмена веществ. Легкость возникновения алкоголизма генетическая, здесь включены особые ферменты, биологические свойства организма. И такие люди, выпив за компанию в первый раз, вероятнее получат пристрастие.

Другой вариант, если ребенка учат не разбираться с проблемой, а уходить от нее, тогда легко может получиться зависимость. Например, у родителя неприятность на работе – он уходит от проблемы: начинает пить, болеть, увольняется сразу, делает все, чтобы избежать решения конфликта. Ребенок может воспринять такую модель поведения.

В принципе, все идет от дисфункциональной семьи. Если в семье нет доверия, то подросток никогда не расскажет о своем первом опыте выпивки или курения, будет тщательно и ловко все скрывать.

Трудно себе представить, что крошка сын к отцу пришел, и рассказал…
Попробовав в первый раз,и почуствовав себя необычно, или плохо, ребенок из функциональной семьи придет домой, как в безопасное место, родители заметят, что с ним что-то не то и спросят, что с ним такое необычное творится. И если есть доверие, то ребенок расскажет, что вот было дело, мне предложили (выпить, покурить и т.п.), и я не отказался. Семья отреагирует, и ребенок получит определенную обратную связь, и все будет нормально. В дисфункциональной семье все складывается по другому: ребенок пересидит где-то, или, если вообще все нарушено, пошлет всех куда подальше, как это уже не раз бывало. Все еще раз обиделись, и никто уже его ни о чем не спрашивает.

Это ведь самый распространенный семейный страх – а вдруг он попробует? Как правильно реагировать, если есть предположение, что это произошло?
Редкий ребенок ничего не пробует. Все дети пробуют курить, пробуют алкоголь. Редкий ребенок не попробует траву, если он всю ночь на дискотеке тусуется. Самое важное, чтобы если что-то ребенка беспокоит, то он мог бы рассказать родителям об этом. Этот контакт очень важен. И все можно решить в это время. «Плохо нам и страшно оттого, что ты это делаешь», – вот возможная правильная обратная связь. А если всегда гневная реакция, и на этот опыт знакомства с наркотиками тоже – так ничего не поправишь, и в этом случае ребенок ни для родителя, ни для себя пальцем о палец не ударит.

Проблема не в том, что дети пробуют, а в том, что прячутся и ничего не рассказывают родителям. В том, что контакта нет. Если в семье на тревожные события родители реагируют гневом, досадой, то ребенок не идет на контакт, и ничего исправить не получится.

Мне понравился пример из вашей энциклопедии «Современный ребенок» по поводу трех бутербродов, вставленных в видеомагнитофон вместо видеокассеты. С кем такое было?
Есть такой сайт в Интернете, где внимательные родители обмениваются подобным опытом. Например, что если кота запустить в центрифугу стиральной машины, то он наблюет три своих веса, еще – внимательный родитель знает, что пластмассовый шарик проходит без изменений через пищеварительный тракт 4-х летнего ребенка. А про три бутерброда – это пример от моего внука.

Мы понимаем, что общих советов по воспитанию не бывает, но кое-что универсальное есть – вы говорили, например, что детей никогда нельзя бить. Какие еще есть обязательные правила воспитания?
А кто пользуется-то этим прекрасным советом, не бить детей? Вам 150 человек в секунду возразят: «по попе – можно и нужно. И как же без этого». Я считаю, что насилие ни к чему хорошему не приводит, но редко кто со мной соглашается, нашлепать или дать подзатылник просто – не надо ничего объяснять, убеждать ребенка. И это безопасно – сдачи ведь не получишь!

А какие есть еще ваши максимы воспитания?
Для ребенка все воспитание должно быть прозрачным – чтобы ребенок ясно представлял себе, что от него хотят. Запретов должно быть не много – не более трех в одном конкретном периоде психического развития. Эти запреты должны быть железными, а все остальное должно быть разрешено. И правила должны быть постоянными. Нельзя так, чтобы сегодня за это ругали, завтра за это же самое хвалили, а послезавтра – не замечали. Ребенок становится очень тревожным от этого. Я за прозрачность воспитания, за предсказуемость ситуаций.

У ребенка должны быть границы, и он не должен тиранить свое окружение. Это часто бывает с больными детьми, которых жалко, за них страшно, и в них вложен огромный труд. Им боятся что-то запрещать, боятся их расстраивать.

Например, девочка подросток звонит на работу маме и говорит: «Ты чего это на работу ушла, а мне ничего на обед не оставила? Ну-ка, быстро возвращайся!» Или: «Если вы будете меня заставлять, то я выброшусь из окна!» Родители пугаются. Ребенок получает особый опыт управления взрослыми, и оказывается беззащитен перед собственным внутренним хаосом. Ему все можно, все ему подчиняются. Что особенно страшно, с точки зрения системного подхода, – теряется связь между усилиями ребенка и его достижениями. Если ребенок не получает адекватную обратную связь, то он начинает развиваться с нарушениями.

Что делать, если ребенок приходит спать к родителям? Почему вы считаете, что ребенку следует спать только в своей постели?
Желательно с 2-3 лет, чтобы такого не было. Что ему делать в постели своих родителей?

Но это и психоаналитик скажет.
Психоаналитик тут ни при чем. Родители легко пускают ребенка в постель, если им необходимо избежать секса и при этом не поссориться. При чем тут психоанализ? Если секс – это непростое взаимодействие для супругов, и он не происходит невзначай, то ребенок тут очень кстати – какой секс, если он спит тут и может в любую секунду проснуться? Или если может прийти в любой момент?

Ребенок проснулся, и, говоря, что приснился страшный сон, топает, ангел такой, к постели родителей, очень трогательно. Каждый день.Тем, что родители пускают его к себе в постель, они его поощряют.

Психоаналитик объяснит такой запрет совершенно по-другому, психодинамический и системный подходы тут не пересекаются.

Если мама делает уроки вместе с ребенком, то получается, что собственная мотивация ребенка страдает, и успеваемость ухудшается – это еще один парадокс от Анны Яковлевны. Как, по-вашему, можно улучшить успехи в школьных предметах?
Я люблю устанавливать границы. Мне кажется, что должны быть четкие границы между семьей и школой. Родители могут помогать делать уроки, если ребенок попросит. Для этого он должен получать правильную обратную связь от учителя в школе: будешь плохо делать домашнее задание – получишь пару. А потом ребенок, встревоженный этим, обращается к маме, и мама уже не должна тревожиться, и брать все на себя – нужно сказать: «Что же ты собираешься с этим делать?» И ребенок тогда может выбрать – самому больше стараться или обратиться за помощью родителей. Его учеба – это его ответственность, а не родителей – вот где правильные границы.

Но как ребенок понимает эти границы? Он же может сравнивать маму и учителя?
Первый учитель в младших классах бывает и поважнее родителей. Потом, когда предметы в школе разделяются, то ребенок может выбрать новых кумиров. Ребенок будет сравнивать своих родителей с учителями, с родителями своих друзей и с многими другими взрослыми всегда – ну и что?

Так как же быть с успеваемостью? Нудить, принуждать? Настаивать, помогать?
Если вам важнее успеваемость ребенка, чем ему самому, то это безнадежное дело. Нужно остановиться, и ничего не предпринимать. Еще в начальных классах нужно «ставить ребенка на крыло» – дать возможность заниматься самостоятельно, и внушать: «Ты сможешь, у тебя получится. Если нужна помощь – скажи». Если возникла такая ситуация в школе – никто из детей там не учится, и учитель не заинтересован в том, чтобы учить – то надо искать другую школу. Если нет возможности у родителей менять школу, а родителям хочется, чтобы ребенок успевал, то должны быть внешкольные занятия.

Важнее всего, чтобы ребенок умел учиться, и этого можно достичь на любом материале, не обязательно на школьном. Пусть он плохо учится в этой конкретной школе, но хорошо играет в шахматы, и у него есть заинтересованный и включенный тренер..

Что-то одно хотя бы должно быть, что ребенок делает хорошо.
Обязательно. Не мы делаем уроки с ним. Он сам! Иначе нарушается та самая обратная связь, и у ребенка не появляется собственных достижений – это уменьшает его веру в себя. Где то, что я могу? Обязательно, должно быть что-то, что ребенок делает сам с удовольствием, и ему важны результаты своих усилий.

Является ли самой важной, самой частой проблемой семьи своевременная сепарация (отделение) детей от родителей? Как должна происходить сепарация по-хорошему?
Я бы не сказала, что самая, но это важная задача семьи. Поставить ребенка на крыло, чтобы дальше сам летел. Основное в этой задаче – внушение ребенку, что он может справиться с жизнью, какая бы она ни была. Вера в жизненную компетенцию ребенка – непростая задача в наше время. Как бы он ни устраивал свою жизнь, пошел учиться или пошел работать – все будет нормально. Закрутил роман – это его обогатит, и он переживет все, бросят его – он справится. Таким должно быть внутреннее убеждение родителей. А если мама прочитала психологические книжки и с дрожащими губами, чуть не плача говорит: «Ты справишься»,- то ребенок, конечно, не поверит. Родитель должен видеть силу своего ребенка сразу, как только он родился.

Удивляться его живучести.
Да, видеть его возможности. Это сложно для нас, мышление в российской культуре негативное. Очень долго люди жили тяжело, и настроены на то, чтобы выживать. Выживальщик смотрит – где плохо, где соломку подстилать, поэтому в ходу негативное мышление, и оборотная сторона – внушение ребенку неуверенности: «Мир опасен, а я – слаб».

Правильный посыл: «Мир может быть и опасным, но мы то все – справляемся!»

Как работает семейный психотерапевт?
Я работаю в классическом системном подходе. Теперь очень активно развивается вариант системного подхода, так называемый постклассический. Я специалист старой школы. Ко мне приходят все члены семьи вместе. Мама, папа, ребенок, бабушка. Няня, если есть – тоже. Няня проводит много времени с ребенком, и она тоже, хоть и временный, но член семьи.

В классическом подходе есть технологичные приемы, например – циркулярное интервью, когда я спрашиваю одного члена семьи про всех остальных, по очереди. Они высказываются в присутствии друг друга.

А как вы удерживаете такой объем информации?
Примерно так, как в серьезных карточных играх – бридж, канаста. Вы же должны представлять, какие карты у кого на руках. Сложно, но тренировка позволяет достигнуть этого. У психотерапевта должна быть первичная гипотеза, которая вытекает из запроса людей. И я, стараясь установить доверительные отношения, задаю вопросы, которые направлены на то, чтобы проверить гипотезу. Примерно так.

Под большим сомнением в Системной Семейной Психотерапии личность, как что-то устойчивое. Люди меняются во время взаимодействия друг с другом, и социальная среда может сильно влиять на личность. Психоаналитик видит личность, как шкаф. С ящиками, открытыми и закрытыми. Системщик видит человека, как облако, меняющееся во взаимодействии с другими облаками. Системный подход, на мой взгляд, более ресурсный.

А когда становится ясно, что именно нужно изменить, что делаете?
В классическом системном подходе это называется воздействие. Психотерапевт и его клиенты союзники и сотрудники, мы вначале договариваемся, каких перемен мы хотим достичь, ставим общую цель. Когда сформировано, по-возможности, общее представление, куда мы стремимся попасть, можно думать о воздействии. Причем оно должно быть точным и минимальным. Нехорошо ведь, если организм болеет, методом тыка травить его антибиотиками, исколоть и назначить 150 лекарств. У стекла есть такая точка, стукнешь, и оно разлетится вдребезги, так и терапевтическое воздействие должно быть по возможности точечным и минимальным. Мои молодые коллеги ужасно не любят эту метафору. Вроде получается, что семья это объект воздействия, а психотерапевт – мастер-ломастер, извне и в экспертной позиции знает где какой винтик подкрутить. Я на самом деле совершенно с ними согласна – процесс воздействия гораздо сложнее, чем описывает эта метафора, и пока длиться психотерпевтический процесс, семья и психотерапевт сами оказываются в некоторой особой системе, где так же действуют все законы функционирования человеческих систем. Просто об этом не рассказать, это примерно как у Борхеса, когда не понятно, где персонаж рассказа, а где читатель, читающий этот рассказ. У семьи очень много собственных резервных возможностей. А если ей «помогать» так, что пар у психотерапевта идет из ушей: «И здесь у вас проблема, и тут вообще кошмар. Мы над этим поработаем, и над этим тоже…» – то семья инвалидизируется, теряет свою силу.

Экологичность системного подхода в том, чтобы не подменять психотерапией собственные возможности, резервы семьи. Семья жизнеспособный прекрасный организм, который очень со многими вещами может справиться своими силами.

  • Курс обучения системной семейной психотерпии (1991–1993, 400 часов)
    Тренер и супервизор - Ханна Вайнер, тренер AFTA и президент IFTA
    (Миланская школа)
  • Обучение теории М.Боуэна (2001–2003)
    Тренеры и супервизоры - Кэтрин Бейкер и Питер Тайтельман
    (Центр М. Боуэна, Джорджтаун, Вашингтон, США)
  • Курс обучения психодраме (1991–1994, 600 часов)
    Тренер и супервизор Горан Хохберг
    (Скандинавская академия психодрамы)

Достижения и поощрения

Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (декабрь 2017)

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2017 г.: главный редактор журнала «Психология и психотерапия семьи».

Участие в профессиональных ассоциациях

  • Член правления РОО "Общество семейных консультатнтов и психотерапевтов".
  • Член Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (IFTA).
  • Член Тренингового комитета Европейской Ассоциации семейных психотерапевтов (EFTA-TIC)

Награды

Награждена Американской Ассоциацией семейных психотерапевтов AAMFT и обществом AVANTA за развитие теории В.Сатир в России (США, Калифорния, Аннахайм, 7 октября 1993 г.)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Бакалавриат; где читается: ; программа "Психология"; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 1-й курс, 2-4 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус

Возможно ли воспитать детей "правильно"?

Online курс "Возможно ли воспитать детей правильно?" на "Coursera" - посвящен системным влияниям на воспитание и развитие ребенка в семье. Рассмытриваются коммуникации с ребенком и стили воспитания в ядерной семье, особенности формирвания привязанности младенца к материи или ухаживающему взрослому. Обсуждается влияние социо-культурных факторов. Цель курса показать, насколько воспитание и выращивание ребенка в семье, сложный процесс.

Гранты

2002–2004 гг. Грант Института Открытое Общество “Коллегия помогающих специалистов”.
Варга А.Я. – ответственный исполнитель проекта.
Цель проекта: создание самовоспроизводящейся системы профессиональной поддержки негосударственных некоммерческих общественных организаций, деятельность которых направлена на оказание помощи людям, страдающим от разного рода насилия.
Задачи проекта:
1. Обеспечение, поддержка и развитие взаимодействия профессионалов в сети путем проведения регулярных сетевых тематических конференций, сетевых супервизий и организации форумов на специально созданном сайте проекта с привлечением экспертов, ведущих специалистов в своих областях помогающей деятельности.
2. Осуществление очных мероприятий по взаимодействию профессионалов: обмен опытом, обучение, консилиумы трудных случаев, проведение очного тренинга и семинара.
3.Создание и апробирование модели супервизирования профессиональной помогающей деятельности НКО путем проведения регулярных модульных супервизий для московских организаций с использованием профессионального ресурса пула экспертов Коллегии;
4. Разработка модели организации взаимодействия молодых профессионалов с третьим сектором (обучение, стажировки, добровольческая деятельность студентов и т.д.).

1.Организовано сетевое обучение и повышение квалификации психотерапевтов и консультантов по работе с семьями в 14 городах России.
2.Организовано и проведено 9 круглых столов в очном и сетевом режимах.

2005–2008 гг. Грант фонда КАФ – "Будущее детям Беслана".
Варга А.Я. – координатор направления.
Цель проекта: создание условий для улучшения психологического состояния населения, пострадавшего от террористических актов, социальных и техногенных катастроф. Разнообразные психотравмирующие события террористические акты,(взрывы самолетов, взрывы в метро, захваты заложников) техногенные катастрофы,(гибель подлодки «Курск»,) остановки градообразующих производств во многих районах России (г. Шахты и др.) стали нормой жизни в современной России. Это заметно сказывается на психологическом состоянии населения. Последняя трагедия – захват заложников в Беслане, привела к тотальному постравматическому стрессовому расстройству(ПТСР) у всего населения города. Психологическая помощь пострадавшим от террора и катастроф, получившим ПТСР, крайне необходима. Создание модульной социально-психологической службы по работе с семьями и детьми, пострадавшими от террора и других катастроф в г. Беслане позволит распространить опыт ее работы на Северный Кавказ и другие горячие точки.
Задачи проекта:
Обучение психологов г. Беслана и Владикавказа оказанию психологической помощи семье и детям.
Обучение разработке образовательных технологий, направленных на работу с педагогическим и психологическим персоналом детских учреждений г. Беслана.
Результаты деятельности по проекту:
За год деятельности по проекту группа, состоящая из 12 человек, психологи и педагоги г. Беслана получили знания о системной семейной психотерапии и системной игровой терапии.
Они работают в больнице г. Беслана в детском игровом центре. Оказывают помощь детям и их родителям- жертвам трагедии.

Публикации

2018 4

    Глава книги Варга А. Я. , Федорович Е. // В кн.: Материалы VIII Международной научно-практической конференции "Психологические проблемы современной семьи". Екатеринбург: [б.и.], 2018. С. 646-651.

    Глава книги , Варга А. Я. , Чекалина Е. С. // В кн.: ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях Ч. 2. М. : Издательство РУДН, 2018. С. 257-262.

2017 3

    Глава книги Варга А. Я. , Новгородова К. // В кн.: От индивида к системе: консультирование и психотерапия. Вып. 2 / Под общ. ред.: . Вып. 2. М. : Издательство "Перо", 2017. С. 7-31.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред.: И. Умняшова, . М. : НИУ ВШЭ, 2017. С. 12-18.

2015 4

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: "Высшая школа:опыт проблемы, перспективы". М. : Издательство РУДН, 2015. С. 182-186.

    Статья Варга А. Я. , Федорович Е. Ю., Митина О. В. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. Т. 2. С. 77-93.

    Статья Варга А. Я. , Федорович Е. Ю. // Семейная психология и семейная терапия. 2015. № 1. С. 5-17.

2012 5

2002 3

    Книга Палаццоли М., Босколо Л., Чеккин Дж., Прата Дж. / Науч. ред.: А. Я. Варга . М. : Когито-центр, 2002.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: "Энциклопедия традиционной народной медицины". М. : Сопричастность, 2002. С. 489-491.

2000 3

    Глава книги Varga A. , Hamitova I., Sidorova V. , in: XXII IFTA Family Therapy World Congress . , 2000.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Научно-практическая конференция «Человек и семья: преодоление насилия». Горбачев-Фонд, 2000. С. 14-18.

    Глава книги Варга А. Я. // В кн.: Основные направления современной психотерапии. М. : Когито-центр, 2000. С. 180-222.

Конференции

  • Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Васильевича Василюка (Москва). Доклад: Динамика понимания взаимодействия в терапевтическом процессе- по направлению к незнанию
  • Psy-Вышка: конференция молодых учёных Актуальные проблемы психологической науки (Москва). Доклад: "Представления об отношениях привязанности у людей с разными стилями привязанности"
  • I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» (Москва). Доклад: Трудности работы психотерапевта внутри организаций- тревожные треугольники
  • Международная практическая конференция 1.0. Психология: вызовы современности (Москва). Доклад: Мастер-класс «Супружеские проблемы- поиски решения»
  • 9th EFTA-TIC Meeting of Trainers (Афины). Доклад: Multigenerational Transmission process and Social Trauma
  • Коллоквиум по трудам Г.Бейтсона: Pattern that Connects. (Москва). Доклад: "Симметричный и комплементарный шизмогенез в дисфункциональных семьях"
  • Bowen Theory Around the World”Pittsburgh, PA, USA, (Питтсбург). Доклад: Bowen Theory Training in Moscow
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: Современные тенденции в обучении психологической помощи семье.
  • Образовательный проект к премьере спектакля "Нюрнберг". (Москва). Доклад: Травмоцентрические семьи как наследие ХХ века
  • Психологические проблемы современной семьи (Москва). Доклад: «Кризис семьи и животные - домашние питомцы» .
  • Зимняя школа НИУ ВШЭ (Московская обл). Доклад: Что может системная семейная психотерапия
  • Международный конгресс «Интегративные процессы в большой психотерапии. Психотерапия здоровых. Духовно-ориентированная психотерапия. (Москва). Доклад: Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта
  • YIII международная научно-практическая конференция Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы (г. Москва). Доклад: "Пленарный доклад. Обучение студенческой молодежи семейной психотерапии - проблемы и вызовы"
  • Заседание Общественной палаты г. Москвы "Психологические аспекты социальных процессов" (г. Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • Мастер-класс факультета социальных наук НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: "Браки заключаются на небесах?"
  • “Tools for Effective Training, Therapy and Research / EFTA-TIC. (Брюссель). Доклад: Pets as elements of the Family System
  • "Психологические аспекты социальнызх процессов", (Москва). Доклад: "Кризис брака как ответ на вызовы современности"
  • "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple". Совм. с Г.Будинайте. на 4th Meeting of Trainers EFTA-TIC “Training in Family Therapy: Integrating Content, Form and Relationship” (Тулуза). Доклад: "Teaching Heterosexual students how to work with same-sex couple.
  • Средиземноморская научная конференция «Мультимодальная терапия и культура: два способа понимания сознания» (Бари). Доклад: «Системная терапия в работе с травмой. Ситуация в России. Опыт Беслана»
  • XIV Всемирный конгресс по семейной терапии Международной ассоциации семейной терапии (Стамбул). Доклад: "Experience of Advanment of Systemic Family Psychotherapy within the Network Project of the Society of Russian Consultants and Psychotherapists “Collegium of Assisting Specaialists"
  • Международный конгресс "Психотерапия и консультирование семьи, Личности, социума." (Москва). Доклад: "Типичные предрассудки Российских семейных психотерапевтов"
  • Международная научно-практическая Конференция «Семья – надежда завтрашнего дня» (Москва). Доклад: "Системные факторы стабильности брака"
  • Ежегодный конгресс Профессиональной Психотерапевтической Лиги (Москва). Доклад: "Измена: всегда ли травма?"
  • 12 конференция Международной Ассоциации семейных психотерапевтов (Осло). Доклад: "Нарушение материнского поведения и особенности восприятия младенца"
  • Х Международная конференция памяти протоирея Александра Меня (Москва). Доклад: "Влияние алкоголизма на динамику семейной жизни"
  • научно-практической Конференция памяти Раисы Максимовны Горбачевой “Человек и семья: преодоление насилия” (Москва). Доклад: "Насильники поневоле"

Организация конференций:

Международная научно-практическая конференция "Возможности системной психотерапии в эпоху террора и насилия"
Председатель организационного комитета
21.09.2006 - 24.09.2006

Институт Практической Психологии и Психоанализа;

Профессиональная Психотерапевтическая Лига;

при поддержке Института Толерантности и Фонда CAF.

Научно-практическая конференция "Современное поле семейной психотерапии"
Председатель организационного комитета

23.09.2018 - 24.09.2018
Российская Федерация, г. Москва

Организаторами конференции выступили:

Общество Семейных Консультантов и Психотерапевтов;

Магистерская программа "Системная семейная психотерпия" НИУ ВШЭ.

Участие в конференциях:

"E-learning Stakeholders Researchers Summit. HSE and Coursera"
5.12.2018 - 6.12.2018
Российская Федерация, г. Москва

"Психологические проблемы современной семьи"
Руководитель Секции "Домашние питомцы в контексте семейных отношений"
3.10.2018 - 6.10.2018
Российская Федерация, г. Москва

"10th EFTA-TIC Meeting of Trainers “ΤΗΕ ΤΙΜΕΣ ΤΗΕΥ ARE A-CHANGING”: CREATIVITY IN SYSTEMIC TRAINING TODAY"
6.10.2017 - 8.10.2017
Мальта, г. Валетта

"8-th Congress EFTA Opportunities in a time of Crisis: The Role of the Family"
24.10.2013 - 27.10.2013
Турция, г. Стамбул

"Training and Research: Fostering Resilient Systems"
21.09.2012 - 23.09.2012
Македония, г. Охрид