Методика запоминания 10 слов лурия интерпретация. Методика «Заучивание десяти слов»

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Заучивание десяти слов»

Может быть использована для обследования детей (с пяти лет) и взрослых.

Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Описание. Исследование проводится в несколько этапов. На каждом из них заполняется протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол

Фамилия, имя_________________ возраст_________

Инструкция для детей. 1. Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке. (Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.)

2. Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас.

Инструкция для взрослых. 1. Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке.

2. Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их – и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен.

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-б-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз».

Интерпретация результатов. По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания».

По форме кривой можно сделать выводы об особенностях запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ То, что я теперь собираюсь утверждать, является чистым теоретизированием или, если хотите, провокацией, хотя и непосредственно вытекает из тех рассуждений, которые приводились ранее. Многие говорят, что язык имеет большое значение для развития мышления. Я

Из книги Практическое пособие по исполнению желаний автора Грэй Джон

Глава 7 Наполнение десяти резервуаров любви ЕСЛИ СТЕНЫ ВАШЕГО ДОМА дали трещину, вам, чтобы справиться с этой проблемой, нужно заняться обследованием фундамента. Если домашний цветок начинает сохнуть, вы не станете красить его листья зеленой краской, а попросту польете

Из книги Память и уход за ней автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава XII. Система десяти вопросов У каждого человека в его предсознательной кладовой имеется громадный запас сведений и познаний. Хоть что-нибудь да знает он о всяком предмете, который когда-либо привлекал его внимание или интерес даже в самой малой степени. Характер и

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

ГЛАВА 6. СОСЧИТАЙТЕ ДО ДЕСЯТИ

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

II. Несколько определений понятия семьи и страны у мальчиков от семи до десяти лет В главе II и на предшествующих страницах мы рассмотрели трудности для ребенка постичь такие, по-видимому, простые идеи, как идея брата и сестры, правой и левой сторон и трудности

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Сила слов Ваши шансы на успех в любом деле значительно возрастут, если вы в процессе программирования и осуществления вашего желания будете правильно использовать силу слов.С силой слов мы сталкиваемся в своей жизни постоянно, хоть и не всегда замечаем это. При помощи

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Десять раз в день в течение десяти лет В деревне появился Мудрец.Женщина подала ему кувшин с водой.Пожаловалась:- Глаза моего Ребенка ослепли, не видят родительскую заботу.Сказал Мудрец:- Помажь глаза Ребенка слезинкой твоей в день десять раз в течение десяти

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Младший школьный возраст. (От семи до десяти лет) Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания из любой области знания, особенно оcнов православной культуры, а потому перед тем, как анализировать различные характеристики детей этого возраста,

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Книги детям от семи до десяти Татьяна Курбатова, руководитель детского отделения философской школы «Новый Акрополь»Как и в предыдущий раз, разговор этот не для наших семи-, восьми– и даже десятилетних детей, а для нас – мам, пап, бабушек, учителей, гувернанток, Из книги 10 способов стать убедительным автора Бьюзен Тони

Тест из десяти вопросов Да/Нет1. Не возникает ли у вас порой желания быть похожими на человека, которого считаете красивым либо привлекательным?2. Выполняя тест, не хотите ли вы всегда знать, как справились с ним другие?3. Используете ли вы, описывая себя, слова

Из книги автора

Корни слов Один из лучших способов стать искусным волшебником слова заключается в том, чтобы тщательно исследовать корни тех слов, которые мы обычно употребляем.Благодаря этому вы не только увеличите свой словарный запас и могущество своего вербального интеллекта,

Из книги автора

Многовекторность слов Надеюсь, к этому времени вы уже успели сбегать за своим словарем? Тогда приступим к выяснению происхождения и значения слова «многовекторный»! Это слово состоит из двух частей: «много» и «векторный». Слово «вектор» происходит от латинского vector

Методика «Заучивание 10 слов»

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А.Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Протокол эксперимента

Количество повторений

Спустя час

Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их – и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил (а), – все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной – число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т.д., т.е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово - огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Диагностика смысловой памяти

10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

Шум - вода дуб – желудь

Стол – обед дичь – выстрел

Мост – река рой – пчела

Рубль – копейка час – время

Лес – медведь гвоздь - доска

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ : подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

Тестирование заключается в выявлении скорости и величины слухоречевого запоминания 10 слов. Методика применяется для определения количества их воспроизведения через некоторый промежуток времени. Результатом исследования становится получение сведений о том, может ли ребёнок долго и целеустремлённо прорабатывать слухоречевой материал.

В чём заключается методика

В исследовании применяются простые односложные или двусложные, частотные, но абсолютно разные по смыслу 10 слов. Методика предполагает их использование в единственном числе и Обычно количество их повторений может достигать пяти, хотя бывает, что нужно повторять слова до совершенного запоминания. Для наглядности результатов после проведения исследования строят кривую.

При этом проводится изучение таких характеристик:

  • объём слухоречевого запоминания;
  • особенности мнестической деятельности;
  • скорость запоминания слов в предоставленном количестве;
  • объём воспроизведения через промежуток времени;
  • особенности слухового восприятия.

Проведение тестирования

А.Р. Лурия предложил методику для определения утомляемости, интенсивности внимания, степени запоминания. Она удобна тем, что не предполагает использования какого-либо специального оборудования. Единственным условием для того, чтобы получить действительно прозрачный результат, является соблюдение тишины. Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность к запоминанию слов.

Исследование можно производить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают 9-10 слов. Методика предполагает, что отсроченный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% от полученной ранее словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используется меньшее количество исходной информации - 5-8 слов.

Примеры цепочек для исследования:

  1. Кот. Рог. Стол. Гриб. Мёд. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
  2. Хлеб. Вес. Брат. Ход. Лук. Ёж. Усы. Боль. Окно. Чай.
  3. Кит. Зонт. Ром. Бег. Смех. Пёс. Роза. Пень. Кум. Ёрш.

Начало исследования

Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций. Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки. Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции.

Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь. Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р. Лурия, нужно выставлять крестики.

После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.

Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».

Дополнительные уточнения

В тех случаях, когда испытуемым называются дополнительные слова, проверяющий должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. Если происходят повторения, то каждый новый раз нужно ставить ещё одну пометку.

Бывает так, что при проведении исследования ребёнок пытается что-либо рассказывать или комментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что этого сейчас делать не нужно. На самом деле отвлекающие внимание разговоры методика «10 слов» (Лурия) запрещает.

По истечении 5-разового повторения экспериментатор начинает заниматься другими тестами. Но через 50-60 минут возвращается к запоминаемому ряду и просит рассказать его ещё раз. Но прочитывания уже использованных 10 слов методика на память больше не предполагает. Именно эти повторения теперь следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.

Заполнение таблицы и построение кривой запоминания

Протокол при исследовании выглядит так:

Количество повторений

Спустя час

В дальнейшем он используется для построения кривой запоминания. Для этого по горизонтали откладываются номера повторений, а по вертикали - количество слов, названных правильно. Наклон кривой может быть различным. У детей от 7 лет, которые здоровы, первые 3 повторения представлены в виде одного из следующих вариантов:

  1. 5, 7, 9.
  2. 6, 8, 9.
  3. 5, 7, 10.

То есть к третьему повторению ребёнок способен назвать 9-10 слов. А при дальнейшем прочитывании ряда количество называемых слов становится равно 9-10.

Заболевания детей, о которых свидетельствует кривая

Умственно отсталым детям свойственно называть малое количество слов. Бывает, что ребёнок произносит лишнее слово. А потом застревает на этой ошибке, вновь повторяя её. Подобные моменты при тестировании демонстрируют дети с органическими заболеваниями мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называют много лишних слов.

Также график кривой может свидетельствовать о сильной утомляемости и слабом активном внимании. То есть при повторении ребёнок называет 8-9 слов, а дальше - всё меньшее их количество. Это указывает на рассеянность и забывчивость в жизни, вызываемую преходящей астенией. Кривая может не иметь резкого наклона, а выглядеть зигзагообразно, что говорит о неустойчивости и колебаниях во внимании.

Как свидетельствует методика, запоминание 10 слов в редких случаях сводится к тому, что испытуемые начинают произносить один и тот же неполный ряд. Стабилизация подобного рода говорит об отсутствии интереса в улучшении результата, об эмоциональной вялости. Низко расположенная прямая свидетельствует о слабоумии и безразличии при паралитических синдромах.

Количество слов, перечисляемых испытуемым через час после последнего повторения, говорит о его памяти в буквальном смысле. Поэтому используя различные, но однотипные по сложности словесные цепочки, можно повторять это исследование, чтобы увидеть действенность лечения, оценить течение заболевания.

Данная диагностическая методика (автор А. Р. Лурия) подойдет для исследования памяти детей , начиная с пяти лет.

Какие же особенности психического развития, состояния памяти у ребенка можно выявить благодаря ?

Соответствие или же несоответствие состояния памяти возрастной норме: состояние кратковременной памяти и объем долговременной.

Возможные отклонения в психическом статусе: неустойчивость внимания, повышенная утомляемость.

Выявление особенностей, которые могут свидетельствовать об органических поражениях мозга.

Порядок проведения диагностической методики «10 слов»

Никакого специального оборудования для проведения этой диагностики не понадобится. Необходимо только заранее приготовить список из десяти слов и бланк для фиксации результатов (протокол исследования).

Естественно, исследование проводится в тишине, без отвлекающих факторов.

В список слов входят 10 односложных и двусложных простых слов, не связанных между собой по смыслу. Например, стул, небо, кот, дочь, окно, конь, лес, день, дом, нос.