Мгту инженерный бизнес и менеджмент. Инженерный бизнес в России — утопия или реальность?! Факультет «инженерный бизнес и менеджмент» мгту им

Декан факультета: Селюков Владимир Константинович
Телефон факультета: (095) 261-98-21.
Экономические преобразования в России привели к изменению ситуации в отечественной промышленности. В результате сокращения государственного заказа организации вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью в сфере научных разработок, наукоемкой продукции и технологий (заниматься инженерным бизнесом). Возникла острая потребность в специалистах, способных глубоко разбираться в предмете этого бизнеса и вести его, системно анализировать отечественный и зарубежный рынки, комплексно решать вопросы управления производством и организации различных форм собственности. Потребовались специалисты нового типа, обладающие одновременно теоретическими знаниями и практическими навыками инженера, экономиста и менеджера (инженеры-менеджеры). Кроме того, интернационализация бизнеса потребовала от этих специалистов хорошего знания иностранных языков, основ внешнеэкономической деятельности. Для подготовки таких специалистов в МГТУ им. Н.Э. Баумана в 1993 г. и был создан факультет «Инженерный бизнес и менеджмент».
Выпускникам факультета присваивается квалификация «Менеджер», «Инженер-менеджер» и «Экономист-менеджер» в зависимости от выпускающей кафедры. Таких кафедр на факультете шесть:
- «Экономическая теория» (ИБМ-1);
- «Экономика и организация производства» (ИБМ-2);
- «Промышленная логистика» (ИБМ-3);
- «Менеджмент» (ИБМ-4);
- «Финансы» (ИБМ-5);
- «Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность» (ИБМ-6).
Факультет осуществляет обучение по двум направлениям: «Экономика и управление на предприятии» (кафедры ИБМ-5, ИБМ-6) и «Менеджмент организаций» (кафедры ИБМ-1 ИБМ-4).
В соответствии с учебным планом студенты в значительном объеме изучают математические и естественно-научные дисциплины (теоретическую механику, сопротивление материалов, инженерную графику и др.); общепрофессиональные и специальные организационно-экономические и общеинженерные дисциплины (экономическую теорию, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, финансы, денежное обращение и кредит, информационные офисные системы, основы внешнеэкономической деятельности); два иностранных языка.
Методика подготовки инженеров-менеджеров предусматривает опережающее изучение студентами математических, естественно-научных дисциплин. Это позволяет им более системно, опираясь на солидный образовательный фундамент, осваивать дисциплины, относящиеся к области экономики и менеджмента.
При подготовке экономистов-менеджеров предусмотрено опережающее (по отношению к инженерным) изучение организационно-экономических дисциплин. Это позволяет студентам осваивать инженерные дисциплины, преломляя их через призму экономических знаний. В обоих случаях учебные программы инженерных дисциплин учитывают существенные различия в целевых функциях подготовки «чистых» инженеров и менеджеров. Совершенно очевидно, что инженеры-менеджеры и экономисты-менеджеры не будут непосредственными разработчиками технических средств и технологий. Их задача - эффективно заниматься инженерным бизнесом, анализируя ситуации и принимая соответствующие решения. Они должны научиться зарабатывать деньги, сохраняя и приумножая заработанное, поэтому и инженерные дисциплины преподаются им не так, как студентам инженерных факультетов.
Подготовка инженеров-менеджеров (экономистов-менеджеров) в области гуманитарных, математических, естественно-научных дисциплин по содержанию и объему часов соответствует принятому в МГТУ им. Н.Э. Баумана уровню и является традиционно высокой. Обучение студентов в области экономики и менеджмента целиком осуществляется кафедрами факультета ИБМ. Наряду со специалистами по экономике и традиционному менеджменту на факультете работают специалисты по управлению производством, промышленной логистике, внешнеэкономической деятельности, рекламе и дизайну, информационным офисным системам, управлению конкурентоспособностью, качеством продукции и другие.
Организация учебного процесса на факультете предусматривает последовательную поэтапную специализацию выпускников. Первый этап начинается буквально с первого курса и продолжается в течение четырех лет. На этом этапе осуществляется базовая общепрофессиональная подготовка для одной из выбранных отраслей промышленности: машиностроения или приборостроения. Студенты машиностроительных и приборостроительных специализаций в течение первых четырех курсов обучаются в одном потоке. Второй этап начинается на пятом курсе и продолжается до преддипломной практики. Реализуется специальная подготовка по профилю кафедр факультета (ИБМ-1 -ИБМ-4). Третий этап охватывает преддипломную практику и работу над дипломом. На этом, завершающем этапе студент может выбрать для своей будущей деятельности практически любую предметную область. 16. 07. 2014 1 039

Что такое инженерный бизнес и каково его место в современной системе ценностей простого обывателя нашей страны — вопросы, которые принято деликатно обходить, чтобы не нарушать привычный ход вещей в обыденной реальности.

Но молодёжь никогда не сидула на месте и не удовлетворялась шаблонными ответами. Поэтому и на тему инженерного бизнеса совсем недавно рассуждали участники II международной летней школы “КЛИППЕР”, проходившей на базе Тверского государственного университета с 5 по 11 июля.

Что же происходило в эту неделю интенсивной работы школы? Увлекательные лекции экспертов; разбор лучших практик на примере таких лидеров промышленности как HITACHI, MITSUBISSI ELECTRIC и ТВЕРЬСТРОЙМАШ; занимательные деловые игры; ненавязчивая культурная программа и самое главное — разработка проекта по дальнейшему применению и распространению идеи робота-конструктора.

В этот раз было много новых открытий, креативных идей, сложных вопросов и красивых решений. И всё-таки ключевую мысль по внедрению робототехнических решений в обычной жизни высказал эксперт школы — Дмитрий Батурин: “Робот не всегда является заменой человека. В большинстве отраслей промышленности процент роботизации составляет 5-7 %. Не надейтесь на роботов, надейтесь на себя!” Что ж, с таким пожеланием очень сложно не согласиться, да и человеческий фактор никто не отменял. Конечно, в ходе работы школы были бурные обсуждения сфер применения роботов. Так, например, команда-победитель предложила использовать их при сборе урожая клубники. Не менее интересной оказалась идея роботов-пожарных или роботов-транспортировщиков. На ряду с узкой профилизацией “школьниками” рассматривалась и идея создания единого сообщества пользователей и создателей роботов.

В ходе Школы участника освоили компетенции работы в команде, а также потренировались в разработке проектов. Учитывая последние тенденции в сфере инновационного предпринимательства в России, следует отметить особую пользу от такого яркого мероприятия в рамках популяризации бизнеса именно в сфере инженерных рабзработок. В связи с этим остаётся пожелать процветания Школы КЛИППЕР и всяческой поддержки от заинтересованных сторон! А уж активная молодёжь сочтёт за честь участвовать в таком полезном мероприятии!

подробнее: klipper-russia.ru

    Факультет Инженерный бизнес и менеджмент факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.ИсторияФакультет создан в 1993 году (на базе кафедры Экономика и организация производства, открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких… … Википедия

    Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких … Википедия

    Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» один из факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Входит в научно учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» (НУК РЛМ). Декан факультета РЛ академик АМТН, кандидат … Википедия

    Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» один самых молодых факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, осуществляющий подготовку специалистов по пяти родственным и дополняющим друг друга направлениям, основанным на современных… … Википедия

    Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С. П. Королёвым в городе Калининграде Московской области (сейчас Королёв) … Википедия

    Факультет «Энергетическое машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров исследователей и разработчиков для передовых научно … … Википедия

Инженерный менеджмент (engineering management) -- это дисциплина, занимающаяся менеджментом в инженерных организациях. Вот типичные определения:

Инженерный менеджмент -- это специализированная форма менеджмента, относящаяся к промышленной инженерии, которая касается применения инженерных принципов к деловой практике (http://en.wikipedia.org/wiki/Engineering_management).

Инженерный менеджер отличается от других менеджеров потому что он [или она] обладает как способностью применять инженерные принципы, так и навыки (skills) в организации и направлении (directing) людей и проектов. Он уникально клвалифицирован для двух типов работ: управления техническими функциями (такими, как проектирование или производство) в почти любом предприятии, так и управления более широкими функциями (такими, как маркетинг или топ-менеджмент) в высокотехнологическом предприятии. Daniel Babckok, 1978

Инженерный менеджмент -- это искусство и наука планирования, организации, назначения ресурсов, направляющих (directing) и контролирующих деятельностей, которые имеют технологическую компоненту (ASEM).

Engineering management -- это проектирование (designing), эксплуатация (operating) и непрерывное совершенствование целенаправленных (purposeful) систем из людей, машин, денег, времени, информации и энергии путём интегрирования инженерныхо и менеджерских знаний, приёмов работы и навыков, для достижения желаемых целей в технологическом предприятии и с учётом соображений по окружающей среде, качеству и этики (Omurtag, 1988)

Engineering management -- это дисциплина, адресующая принятие и воплощение в жизнь решений в части стратегического и операционного лидерства в текущих и новых (emerging) технологиях и их влиянию на взаимосвязанные системы (IEEE, 1990 и Kocaoglu, 1991).

Есть ассоциация -- ASEM, American Society for Engieering Management (http://asem.org). Она небольшая, там 600 членов, по факту она международная: 105 иностранных членов. Я, кстати, член этой организации -- пока единственный из России. Тамошние органы управления удивительны: они представлены главным образом представителями учебных заведений, а не промышленности.

Первый факультет инженерного менеджмента открылся в 1907 году в Стивенсовском институте, который сейчас славится выпуском как системных инженеров, так и инженерных менеджеров (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/engineering-management/). В принципе, инженерных менеджеров (MEM, master of engineering management) по факту выпускают везде, где выпускают систмных инженеров (см. списочек: . На входе -- бакалавры инженерии, на выходе -- инженерные менеджеры. Учат инженерному менеджменту не только в США, но и в Европе и по всему миру. В России инженерному менеджменту тоже учат (в отличие от системной инженерии, которой не учат до сих пор), и довольно давно.

Есть в США в 2007г. даже основан консорциум приличных университетов, которые согласуют в нём свои учебные программы инженерного менеджмента: http://www.mempc.org . Вот картинка, иллюстрирующая подход этого консорциума (http://www.mempc.org/images/skillsets.jpg):

То есть берут бакалавра инженерии, и далее он становится инженерным менеджером, выбирая либо MEM, либо MBA -- каковых всё одно недостаточно, чтобы выполнять функции успешного руководителя инженерного коллектива. Так, та же Школа систем и предприятий Стивенсоновского института технологии берет бакалавра инженерии и даёт ему обязательных для получения MEM четыре курса (http://sse.stevens.edu/academics/graduate/certificates/engineering-management/):
-- экономика инженерии и стоимостный анализ
-- элементы исследования операций
-- упроавление проектами для сложных систем
-- проектирование и управление предприятиями-разработчиками
И пятый курс по выбору.

Можно по инженерному менеджменту и Ph.D. защитить.

Тем не менее, возникает вопрос: является ли инженерный менеджмент отдельной полноценной дисциплиной с какими-то особыми практиками, или это просто такое "вечномодное" слово для обозначения произвольно сбалансированной учебным заведением смеси из инженерных дисциплин и дисциплин MBA? Переформулирую: есть ли в инженерном менеджменте что-то такое, чего не преподают ни чистым инженерам (в том числе системным инженерам), ни менеджерам (которые MBA или MSM)?!

Это можно попробовать узнать, ежели поглядеть на Engineering Management Body of Knowledge, используемый для профессиональной сертификации (вот структура этого Body: http://scitation.aip.org/getpdfbk/servlet/GetBK?id=00ASME802991000001000000000000&idtype=cvips&ownerid=asme&booktype=asme_press&bookid=802991&contentid=802991_fm&prog=normal&bypassSSO=1):

На верхнем уровне мало что видно, ибо области знаний включают невинные с любой точки зрения:

1. Market Research, Assessment, and Forecasting
2. Strategic Planning and Change Management
3. Product, Service and Process Development
4. Engineering Projects and Process Management
5. Financial Resource Management
6. Marketing, Sales and Communications Management
7. Leadership and Organizational Management
8. Professional Responsibility, Ethics and Legal Issues
Дьявол, очевидно, в деталях. При попытках поглядеть реальные программы сразу бросается в глаза огромное количество численных моделей, как в экономическом мейнстриме (но не моделе-ориентированность, которую определим как опору на модели данных). В чисто инженерные дисциплины (например, используя подход enterpise engineering, или DEMO) эти области знания тоже не упакуешь -- туда уйдёт лишь часть. Не пройдёшь тут и на игнорировании слова "management" (см. ).

Тем не менее, в инженерном менеджменте есть наличие следующих специальных тем:
-- операционный менеджмент, причём не только на уровне размахивания руками, но и на уровне factory physics (вот тут я констатирую, что в MBA этому практически не учат -- , я поэтому пытаюсь определить предмет "организация операций". Затем еще в 2007г. я пытался на этом месте развернуть программу работ -- но сейчас понятно, что узко думал, и выбирал неправильные инструменты: . А задумался над операционным менеджментом как существеннейшей проблемой, из которой впоследствии вылез и PraxOS еще в 2005г.: ). Заодно отметим, что operations engineer и operations egineering тоже бывает, и это предмет отдельного разбирательства, так как это еще и связано с устоявшимся industrial engineering, традиционно понимаемым как analysis, design and control of materials, work and information in operating systems, а затем расширившимся в сторону банковских сервисов и прочих "не-промышленностей" (http://ioe.engin.umich.edu/overview/).
-- менеджмент технологий (смену поколений технологий -- как её проводить). Это ключевая функция, поэтому иногда даже говорят engineering and technology management, вынося это на самый верхний уровень.
-- design management (не только "художественного design" типа http://www.pratt.edu/academics/art_design/art_grad/design_management/ или http://www.scad.edu/design-management/ , но и в смысле "проектирование" -- http://www.plm.automation.siemens.com/en_us/products/velocity/solidedge/overview/design_management.shtml , http://en.wikipedia.org/wiki/Plant_Design_Management_System , http://am08-saopaulo.fyper.com/ , хотя тут сам предмет еще не устаканился по-человечески)
-- организационные катастрофы (organizational accidents), типа расследований крупных аварий и последующего принятия мер: углублённо, как прямая связка инженерных и организационных решений.

И, в инженерный менеджмент конечно, включаются традиционные для "чисто менеджмента" темы работы с людьми (то же leadership, как умение уболтать заняться чужим делом и войти в чужое положение, как в своё собственное -- "комиссарство"), финансов, маркетинга и прочее "как в MBA".

Тем самым вся проблематика PraxOS, как она понималась на начальных стадиях (пока мы не занимались плотно системной инженерией и онтологической интеграцией данных) укладывается по большей части в этот самый инженерный менеджмент, и неуловимо (скорее всего, формальный критерий тут нельзя привести -- разве что фразы "обычные менеджеры не могут организовать бригаду инженеров -- нет взаимопонимания") дистанцируется от MBA.

Я попробую тут восстановить эту логику "другого менеджмента": поскольку обучаются инженеры, а инженерам кроме сугубо инженерных "материаловедения" и "электротехники" дают тренинг в работе с формальными методами (я не имею ввиду только численные методы!), т.е. тренинг в работе с логикой, то в менеджменте таким людям дают формальные организационные модели -- хотя это и не айтишники, чтобы с ними прямо разговаривали об "организационной архитектуре" (entertpise architecture) и связанных с ними моделях. Это нужно просто довести до логического (pun intended) завершения:
-- понимаем современную логику ("современную" -- это ключевое слово)
-- понимаем праксеологию, computer science, математику ("языки")
-- на базе праксеологии разбираемся с инженерией, экономикой, правом, менеджментом

Инженерный менеджмент на сегодня весьма "моделенасыщен" (как и экономический мейнстрим, как и инженерия). Но он совсем не моделе-ориентирован (совсем не model-based engineering management, такого даже в Гугле не находится), если мы понимаем моделе-ориентированность как использование моделей данных. Ближайшее пересечение моделей данных и инженерного менеджмента -- это архитектура предприятия, нужная айтишникам. Эта архитектура предприятия много лет продвигается айтишниками как важный инструмент для менеджеров, но толку пока это этого продвижения не видно. Скорее всего, толк может быть, если этот подход (он же -- подход организационного моделирования) будет освоен инженерными менеджерами, у которых есть тренинг и привычка к работе с формальными методами, с моделями/чертежами.

Одной из enabling technologies для моделеориентированности является ISO 15926. И тут нужно уточнить, что product models (plant models) являются уж точно инженерными/системно-инженерными. А вот project models с их factory physics попадают уже в модели инженерного менеджмента (с учётом вечного спора о том, входит или не входит управление проектами в состав практик системной инженерии).

Так что будем заниматься еще и моделеориентированным инженерным менеджментом, а не только моделеориентированной системной инженерией -- собственно, это и есть PraxOS (организационная система, т.е. "система менеджмента"). Более того, сама замена технологии "никакой" инженерии на системную инженерию, а потом на моделеориентированную инженерию; или технологию обменов данными "точка-точка" на онтологическую интеграцию данных -- это типичная тема инженерного менеджмента, technology management.

    Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в… … Википедия

    Факультет Инженерный бизнес и менеджмент факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.ИсторияФакультет создан в 1993 году (на базе кафедры Экономика и организация производства, открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких… … Википедия

    Факультет «Инженерный бизнес и менеджмент» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. История Факультет создан в 1993 году (на базе кафедры «Экономика и организация производства», открытой в 1929 г.) с целью подготовки инженеров менеджеров в сфере высоких … Википедия

    Факультет «Радиоэлектроника и лазерная техника» один из факультетов МГТУ им. Н. Э. Баумана. Входит в научно учебный комплекс «Радиоэлектроника, лазерная и медицинская техника» (НУК РЛМ). Декан факультета РЛ академик АМТН, кандидат … Википедия

    Факультет «Ракетно космическая техника» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана Факультет был основан в 1961 году решением Совета главных конструкторов, во главе с С. П. Королёвым в городе Калининграде Московской области (сейчас Королёв) … Википедия

    Факультет «Энергетическое машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает 10 специализированных кафедр и проводит подготовку высококвалифицированных инженеров исследователей и разработчиков для передовых научно … … Википедия

    Факультет «Робототехника и комплексная автоматизация» один самых молодых факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, осуществляющий подготовку специалистов по пяти родственным и дополняющим друг друга направлениям, основанным на современных… … Википедия

    - «Специальное машиностроение» факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана. Факультет включает в себя 13 кафедр, все из них являются выпускающими. Деканат факультета и большинство кафедр расположены в здании по адресу: Москва, Госпитальный переулок, дом 10 СМ… … Википедия

    РАБО Российская ассоциация бизнес образования образованная в 1990 году руководителями первых российских бизнес школ В.А. Бурениным (ВКШ МВЭС), Л.И.Евенко (ВШМБ АНХ) и А.Б.Мануковским (МШБ МГИМО). РАБО интеллектуальное сообщество, объединяющее… … Википедия