Определить род несклоняемых существительных упражнения. Контрольно-тренировочные упражнения имя существительное

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского 3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии 3 — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто 3 или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения 3 нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Постоянные признаки. Тестовые задания I

1. В каком ряду все слова являются именами существитель­ными?
а) растение, трое, возгорание, поле
б) каре, тире, варьете, вместе
в) натрий, карий, алюминий, всякий
г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?
а) буйвол, воробей, зверь
б) народ, труп, студенчество
в) робот, покойник, туз
г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?
а) здание — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения
б) росток — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения
в) невежда — существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения
г) ребенок — существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, иночь , и звезды , и луну? а) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе
б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
в) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человек­а помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ? а) интерес — существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим
б) портретистом — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
в) Репину — существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
г) человека — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

При определении рода имен существительных нередко возникают трудности.
Запомните:

мужской род женский род средний род
зал бандероль повидло
погон босоножка контральто
рельс вуаль монисто
тюль мозоль чучело
шампунь туфля щупальце

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода (ставень — ставня, вольер — вольера) .

Упр. 2. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:
а) наименованиями лиц мужского пола (например, атташе, кутюрье, денди );
б) названиями животных (например, пони, кенгуру, шимпанзе ), искл.: цеце (ж. р.);
в) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как разговорный вариант).
К женскому роду относятся существительные — названия лиц женского пола (например, леди, фрау, мадам ).
К среднему роду относятся существительные — названия предметов (например, пальто, кино, меню, такси и т. д.).
Род имен собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) — м. р., Миссисипи (река) — ж. р., Онтарио (озеро) — ср. р., а также иваси (сельдь) — ж. р., салями (колбаса) — ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи — горизонтальные, вертикальные жалюзи.
Род сложносокращенных слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) — ж. р., роно (районный отдел народного образования) — м. р.

Упр. 3. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упр. 4. Подберите определение к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

Употребление форм числа имен существительных

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-) : юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-) : дома, вечера.
Запомните:

окончание -ы (-и )
имеют слова:
окончание -а (-я) имеют слова:
бухгалтеры рапорты адреса округа
выборы редакторы векселя ордера
договоры ректоры директора отпуска
инженеры секторы доктора паспорта
инструкторы слесари катера повара
кондукторы торты кителя погреба
конструкторы фронты колокола профессора
лекторы шоферы кузова сорта
офицеры цехи купола штемпеля

Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения);
лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (спортивные, туристические, военные);
поясы (географические) — пояса (части одежды);
ордены (монашеские, рыцарские, масонские) — ордена (награды).
Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы — трактора, прожекторы — прожектора, крейсеры — крейсера, годы — года и некоторые другие.

Упр. 5. От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Упр. 6. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.

1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Употребление падежных форм
имен существительных

Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
но (внимание!): пара носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
отряд гусар, драгун, партизан, солдат
оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
отряд гардемаринов, минеров, саперов
Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
блюдец, полотенец, яблок, коленей
Запомните: у существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы:
нападок
потемок
будней
заморозков
граблей
сумерек
лохмотьев
яслей

Упр. 7. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Упр. 8. Выберите правильный вариант окончания существительного.

1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).

Тестовые задания II

1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль

2. Какое существительное относится к женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь

3. Какое существительное относится к среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень — ставня
в) фильм — фильма
г) туфель — туфля

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м. р.)

6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...

10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных? а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат клапана.

11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ? а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание? а) узбек...
б) татар...
в) монгол...
г) грамм...

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных? а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов яблок
г) нет чистых блюдец

14. Какое из словосочетаний является неправильным? а) наше ПТУ
б) популярная БСЭ
в) Нововоронежская АЭС
г) заводской КБ

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы не ошибиться в написании гласных е и и в окончаниях существительных, относящихся к разным типам склонения, следует помнить:

Гласная Е Гласная И
1) в д. п. сущ.
1-го скл.:
по стене, по аллее ;
2) в п. п. сущ.
1-го и 2-го скл.:
о реке, об идее, на поле, на запястье, о потребителе
1) в р., д., п. п. сущ. на -ия , и п. п. сущ. на -ий, -ие :
от станции, к станции, о станции;
о гении, в здании
;
2) в р. п. сущ. 1-го скл.: нет идеи ;
3) в р., д. и п. п. сущ. 3-го скл.:
у гавани, к гавани, к печали, о печали ;
4) в р., д., п. п. разносклоняемых сущ.:
у знамени, к племени, в пламени

Внимание: в сочетании с предлогом по в значении времени (по = после) существительное ставится в п. п .: по приезд е в город, по окончани и школы.

Упр. 9. Напишите, кому и от кого отправляются телеграммы. Используйте данные существительные.

Образец: Телеграмма от Зои Ивановны Шишковой Анне Ильиничне Осиповой.

Упр. 10. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.

Правописание суффиксов существительных

Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными е и и , о и е , а также согласными ч ищ.
Запомните:

-ик- (-чик-, -ник-) -ек-
При изменении слова гласный сохраняется:
ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)
При изменении слова гласный выпадает:
кусочек (кусочка), листочек (листочка)
-иц- (-ице) -ец- (-ецо-)
В сущ. ж. р.: метелиц а, красавиц а ;
в сущ. ср. р. с ударением до суффикса: креслице
В сущ. м. р. с беглым гласным: красавец (красавца), братец (братца) ;
в сущ. ср. р. с ударением после суффикса: письмецо
-ин-, -изн-, (-ин)ств- -ет-, -есть-, -еств-
Пишутся с буквой И:
тиши­н а, белизн а, большинств о
Пишутся с буквой Е:
нище­т а, свежесть , студенчеств о
-чик- -щик-
После согласных д, т, з, с, ж :
летчик , резчик , наладчик , перебежчик
После других согласных:
каменщик , банщик , фонар­щик
-оньк- -еньк-
После твердых согласных:
Вера — Вероньк а, лиса — лисоньк а, береза — березоньк а
После мягких согласных, шипяших гласных:
Катя — Катеньк а, туча — тученьк а, Зоя — Зоеньк а
Примечание. Суффиксов -иньк-, аньк-, -ыньк- в современном русском литературном языке нет. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Упр. 11. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
г) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

6. В каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть

7. В каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц

8. В каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к

9. В каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к

Упр. 1. Определите типы лексических значений выделенных слов.

Сдержанно улыбаясь, Давыдов сказал: «А ты, дядя Иван, оказывается, гусь » (М.Ш. ). Не такая великая птица командир дивизии, чтобы перед боями перекидывать его с фронта на фронт через Москву (К.С. ). «Эх ты, тряпка !» – сказал я (В.К. ). Катя посмотрела на меня с негодованием: «Свинья !» (В.К. ). Шел наш брат , худой, голодный, потерявший связь и часть, шел поротно и повзводно, и компанией свободной, и одни, как перст, подчас (А.Т. ). На заводе Филенкова считали сухарем (Д.Гр. ). Павел Васильевич был в душе тряпкой и не умел отказывать (А.Ч. ). Мы, дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем (М.Л. ).

Упр. 2. Придумайте предложения со следующими именами существительными, используемыми в переносном значении для экспрессивной характеристики лиц мужского и женского пола.

Заяц, лиса, медведь, сурок, шляпа, квашня, орел, обезьяна, курица, лягушка, жаба.

Упр. 3. Подберите 10 терминов по темам «Лингвистика», «Филология». Дайте определение каждого из них.

Упр. 4. Объясните значение слов, используемых в публицистическом стиле.

Агрессия, инцидент, интервью, импорт, аккредитование, федерация, референдум, статут, ультиматум, субсидия, конфронтация, коалиция, коммюнике, концепция, аннексия, апелляция, форум, интеграция, вето, интервенция, декрет, солидарность, интенсификация, реализация, концентрация, демилитаризация.

Упр. 5. Объясните значение иностранных слов. Подчеркните интернационализмы. Установите, в каких случаях возможна замена их русскими синонимами-существительными. Устно составьте с данными словами предложения.

Апелляция, апогей, идеал, гегемон, дискриминация, констатация, обструкция, панегирик, престиж, континент, норматив, сибарит, утилитаризация, рефлекс, атмосфера, гибрид, эволюция, экспорт, коммюнике, акцент, проблема, реконструкция, мемуары.

Упр. 6. Объясните значение архаизмов, употребляемых в художественной литературе как стилистическое средство.

Бард, выя, вежды, вития, сонмище, десница, ветрило, лицедей, отроковица, денница, лоно, чертоги, реляция, келья, чело, ристалище, скальд, яства, шуйца, глагол, вояж, самодовольствие, пиит, перст, рыбарь.

Упр. 7. Составьте устно предложения с подчёркнутыми именами существительными-паронимами. Объясните значения этих слов.

Абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, здравица – здравница, невежа – невежда, остатки – останки, сталактит – сталагмит, талан – талант, экономия – экономика, экспонат – экспонент, претендент – прецедент, форму – кворум, локаут – нокаут, эмигрант – иммигрант.

Упр. 8. Распределите выделенные имена существительным по лексико-грамматическим разрядам. Укажите признаки, служащие основанием данного выбора.

1. Мелкой изморозью , серебряным бисером светится каждый листок озими , вороненой сталью отливает каждый пласт поднятой под зябь земли (М.Ш .). Через минуту мелкие дровишки , обрызганные бензином , горели весело и жарко (М.Ш. ). Опорожнив вторую миску жидкой пшенной каши , лишь слегка сдобренной салом, дед Щукарь пришел в состояние полного довольства и легкой сонливости (М.Ш. ). Метель так замела все дороги и все еще продолжала мести с такою силою , что ехать дальше на машине не было никакой возможности (К.С. ). Но Синцов не стал смотреть вырезанные Артемьевым статьи об истории русского офицерства (К.С. ).

2. Через город на запад , подтягиваясь, шла кавалерия (К.С. ). Говорят, если водолаза сразу, одним махом, без остановок погружают на всю глубину , то кровь ушами идет (К.С. ). Стояла тишина , еле слышно шуршала позёмка (К.С. ). Он вытащил из вагона лист фанеры, кисти и банки с красками, прислонил фанеру к вагону, поплевал на руки, взял кисть и одним махом нарисовал сажей толстяка в цилиндре (К.П. ). У них осталось лишь граммов сто урюка , столько же изюма и тюбик какао с молоком … (В.Сан. ). Особенно нас восхитила гигантских размеров голова языческого бога, высеченная из камня (В.Сан .).

3. У старых людей плохой сон (К.П. ). Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лед у мельницы (К.П. ). Работы у меня много, но, бывает, случится свободное время (К.П. ). Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе , как яркое маленькое пламя (К.П. ). Стояло то время, когда осень уже вылила все дожди , а ветер ободрал с деревьев последние листочки (К.П. ). Сейчас, в зрелом возрасте, я с благодарностью вспоминаю о детских своих увлечениях (К.П. ). Иногда в воздухе кружился снег (К.П. ). Иней посыпался с потревоженных ветвей (Б.П. ). Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя , носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов (Л.Т. ). С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох (К.П. ).

Упр. 9. Выпишите из текста вещественные существительные, назовите их особенности.

Ветер шелестел соломой на крыше, подвывал в голых ветвях ивы на берегу прудка (А.Т. ). Варились щи, жарился кофе, пахло тушеным мясом, луком… (Д. Гр. ). Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь (К.П. ). Здесь добывают и плавят медь. а золото и прочие редкостные металлы – только попутные отходы от основного производства (В.Кож. ). После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными (А.Ч. ). Правда в огне не горит и в воде не тонет (Посл. ). Пересохший мох потрескивал под ногами (Д.Гр. ). В банках была пшеница, рожь, крупа ячневая, пшенная и гречневая, селедки (К.Ф. ). Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя (К.П. ).

Упр. 10. Выпишите собирательные существительные, укажите их особенности.

Шахматы, профессура, часы, строгость, белизна, керосин, опилки, писатель, медь, студент, ножницы, мошкара, дерево, лес, стая, птица, метель, снежинка, сани, крестьянин, крестьянство, полк, солдат, ворота, ворона, воронье, тряпье, радость, листья, студенчество, пух, дробь, пыль, солома.

Упр. 11. Запишите в первую колонку одушевленные, во вторую – неодушевленные существительные. Объясните, на основании каких признаков произведено распределение слов.

Мост, полк, чудовище, бактерия, окно, город, толпа, учитель, числитель, стол, кумир, задира, кофе, шимпанзе, движение, мороженое, дружба, комар, истребитель, зверь, городишко, кукла, туз, леший, институт, творец, организация, вожак, авторитет, клуб, поезд, редакция, конференция, ровесник, деятель, информация, народ, личность.

Упр. 12. Поставьте вопросы к выделенным словам. Понаблюдайте, всегда ли к одушевленным существительным можно задать вопрос кто?

По стене медленно ползет муха . В тишине ночи назойливо и нудно пищал комар . На лугу паслась корова . Антиобщественные элементы обязательно будут разоблачены. Артиллеристы одним выстрелом смогли сбить вражеский бомбардировщик. Ледокол медленно продвигался к чистой воде. Лицо его оживилось, глаза лукаво заблестели. Поезд подходил к вокзалу. В сетях у рыбаков билась крупная и мелкая рыба. Китобои ждали китов , но в район лова никто больше не приплыл. В.К. Арсеньев и его близкие рисуют портрет гольда Дерчу Ождала, явившегося прототипом Дерсу Узала. Новую технологию изготовления бутылок, в три раза прочнее и легче обыкновенных, разработали молодые ученые . Американский воздухоплаватель Карл Томас, попытавшийся пересечь Атлантический океан, попал в зону действия циклона и лишь через четверо суток был подобран кораблем.

Упр. 13. Определите род выделенных имен существительных. Объясните, какими критериями вы пользовались при этом.

Нина большая умница . Один финансовый воротила , облаченный в поношенные джинсы и немало испытавшую на своем веку ковбойку, выглядел столь жалким, что так и хотелось сунуть ему монету: может, бедняга давно уже ничего не ел… (В.Сан. ) Впереди ехал, опустив забрало , неизвестный рыцарь. (Л.К. ) – А он у вас маленький хитрец , – хвалил Оську несколько смущенный комиссар. (Л.К . ) Старший группы – Фисенко, известный всей экспедиции балагур и великолепный работяга … (В.Сан. ) Я поел щей, взял свой чемоданишко и навсегда покинул нашу андреевскую избу. (С.Кр. ) В числе других машин колхоз приобрел у МТС легкий тракторишко для работы с навесными орудиями. (С.Кр. ) Десять лет назад гигантская волна цунами смыла все портовые сооружения, а пристань ручной кладки уцелела. Та же цунами слизнула и весь поселок Кадьяк. (ЛГ ) Правда, Брагин тоже за эти годы гибче стал, но в общем и целом это был прежде всего деляга. (Д.Гр. ) Кофе в чашках подернулся белой пленкой. (В.П. )

Упр. 14. Определите грамматический род аббревиатур.

Колхоз, ГОЭЛРО, ООН, райфо, ОТК, нэп, вуз, ЖЭК, ГУМ, районо, США, зарплата, ВАК, завкафедрой, кожимит, ЖЭУ, ЧП, Евразия, РОЭ, ТНУ (Таврический национальный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), драмтеатр.

Упр. 15. Определите род данных слов. Мотивируйте принадлежность существительных к определенному роду. Допишите пропущенные буквы, объясните правописание слов.

Задир…, амбаришк…, мыш…, опилки, ручищ…, бородищ…, воришк…, чернил…, юноша, объедал…, подмастерье, камыш…, леди, синица, сливки, сапожищ…, тюлень, тюль, госиздат, плащ-палатка, вуз, призер, неженка, тренер, староста, билетер, работяга, левша, зубил…, зубрил…, месячишк…, брош…, топорищ…, силищ…, болотищ…, городишк…

Упр. 16. Определите род имен существительных и дайте толкование выделенных слов.

Арго , аутодафе, боа, болеро , бра, бунгало , фортепьяно, кино, кабаре, досье, коммюнике , жюри, леди, мисс, мадам, какаду, шимпанзе, гну, контральто , такси, кофе, кафе, атташе, маэстро, Баку, вестибюль, кабель, панцирь, бюллетень, картофель, лосось, цитадель , шинель, колибри, резюме , шоссе, бутыль, сопрано, манто , эмаль, рагу, озимь, полынь, пари, интервью, фильм, рояль, вуаль, шампунь, толь, кашне, пальто, жалюзи, клише, марабу, рантье, регби, реле, сопрано, контральто, турне.

Упр. 17. Допишите к данным ниже названиям животных соотносительные пары противоположного пола и их детенышей там, где это возможно. Объясните причины отсутствия некоторых форм. Образец: баран – овца – ягненок.

Бык, петух, селезень, индюк, гусь, боров, цесарка, куропатка, кенгуру, дрофа, шимпанзе, колибри, какаду, лиса, верблюд, волк, медведь, заяц, сова, филин, жеребец, крот, енот, стрекоза, мышь, крыса, куница, белка, ястреб, сорока, обезьяна, журавель, бегемот, кролик, тюлень, хомяк, бабочка.

Упр. 18. Некоторые имена существительные с суффиксами субъективной оценки имеют особенности в отнесении к роду. Проверьте по словарям, к какому роду относятся данные ниже слова, образуйте словосочетания с именами прилагательными. (См. также статью Т.В. Шанской «О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки» // Рус. яз. в шк. – 1961. – № 6. – С. 13–17). В обоснование ответа включите результаты собственного опроса информантов.

Домина, полосина, холстина, псина, дурачина, паспортина, лбина, сугробина, стволина, уродина, купчина.

Упр. 19. Назовите признаки имен существительных общего рода. Определите род других существительных (с учётом прямых и переносных значений).

Гуляка, вышибала, запевала, зубрила, воротила, заправила, пьянчуга, молодчина, дурачина, работяга, симпатяга, бродяга, ворюга, хапуга, хитрюга, жаднюга, выскочка, попрошайка, зазнайка, сладкоежка, белоручка, злюка, растеряха, забулдыга, плакса, тупица, гулена, сластена, тихоня, брюзга, невежа, недотрога, недотепа, зануда, обжора, подлиза, разиня, повеса, пустомеля, соня, растрепа, простофиля, шляпа, крошка, лиса.

Упр. 20. Данные имена существительные распределите по трём группам: I – имена существительные мужского пола; II – имена существительные в форме мужского рода, которые служат для обозначения лиц мужского и женского пола; III – имена существительные общего рода.

Автор, секретарь, студент, лентяй, староста, волейболист, инженер, машинист, друг, аспирант, директор, личность, гуляка, бездарность, гений, агроном, парикмахер, двойник, придира, почтальон, кассир, тихоня, подросток, библиотекарь, жадина, шофер, неряха, геолог, педагог, недоучка, лейтенант, учитель, диктор, директор, персона, повар, неженка.

Упр. 21. К каким лексическим группам можно отнести имена существительные pluralia tantum?

Антресоли, бега, белила, бредни, брызги, брюки, будни, весы, вилы, ворота, враки, всходы, выборы, выжимки, габариты, гетры, гольфы, грабли, гусли, дебаты, дебри, деньги, духи, жабры, жмурки, заморозки, именины, каникулы, клещи, кулуары, куранты, литавры, мемуары, недра, ножницы, обои, опилки, отруби, очистки, очки, переговоры, посиделки, происки, прятки, розвальни, россказни, салазки, святцы, сливки, субтропики, сумерки, сутки, узы, уста, финансы, хлопоты, часы, чернила, шахматы, шорты, щи.

Упр. 22. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от данных существительных.

а) Профессор, бухгалтер, редактор, том, инженер, шофер, слесарь, катер, корм, лектор, конюх, повар, пояс, хлеб, учитель, мех, шинель, чудо, время, инспектор, парус, рог, снег, бункер, год, китель, прожектор, договор, месяц, свитер, примус, кондуктор, воз, соболь, счет, тон.

б) Козлёнок, зайчонок, щеглёнок, голубёнок, медвежонок, гусёнок, лисёнок, волчонок, мышонок, крысёнок, щенок, грачонок, бочонок, опёнок, маслёнок, орлёнок, лягушонок, цыплёнок, журавлёнок, собачонка.

Упр. 23. От данных слов образуйте формы ед. ч., если это возможно. Обратите внимание на то, не изменилось ли при этом лексическое значение слова.

Бега, белила, беседы, брюки, бутсы, браслеты, вафли, весы, всходы, вещи, выборы, галеты, георгины, дома, деньги, дрова, загадки, жмурки, кабинеты, клавиши, консервы, каникулы, мелочи, макароны, недруги, ножницы, овощи, окна, обои, очки, патроны, пироги, ребра, сани, сливки, сливы, сумерки, сутки, тополи, тетради, тиски, словари, финики, часы, чернила, шарфы, шахматы.

Упр. 24. Образуйте формы мн. ч. от данных ниже существительных, определите значение этих форм (релятивно-коррелирующее или деривационно-коррелирующее). Назовите случаи лексикализации, если они имеются.

Барашек, бумага, верх, вид, возможность, год, грош, граница, лес, лист (бумаги), лист (дерева), сукно, сын, счет, хлеб.

Упр. 25. Употребите в контексте имена существительные, имеющие вариантные окончания -а/-у в родительном пад. ед ч. Объясните случаи использования вариантных окончаний.

Балык, бисер, бок, бор, брод, век, вес, вид, визг, виноград, воз, войлок, воск, глаз, год, голод, голос, град, долг, дом, дым, жар, жир, зов, износ, испуг, квас, кипяток, лад, лак, лимонад, лес, лоск, лук, мак, маринад, мармелад, мед, мир, мусор, народ, нос, отказ, пар, песок, пол, проезд, прок, проход, пыл, раз, разбег, разбор, разгон, рассольник, расчет, рафинад, сахар, свет, след, смех, снег, сор, спор, спрос, счет, табак, творог, туман, треск, тыл, уговор, хворост, ход, холод, час, чеснок, шаг, шёлк, шик, шум, щёлок.

Упр. 26. Определите функции мн. ч. следующих имен существительных.

Минеральные грязи, красоты Крыма, местные власти , народные массы , яровые всходы , изумрудные озими, суровые холода , лошадиные скачки , высоколегированные стали, масла из нефти, воды Днепра.

Упр. 27. Определите значения падежей имён существительных.

Каждый раз, когда у Андрея собирались товарищи на чтение нового номера заграничной газеты или брошюры, приходил и Николай, садился в угол и молча слушал час, два (М.Г. ). Маша снимала комнату в домишке, принадлежавшем старому рабочему паровозостроительного завода (А.Ф. ). Фридрих, возившийся у плиты с тряпкой в руке, снял с плиты сковороду с плавающими в жире кусками баранины и вышел (А.Ф .). Я стремительно бросаюсь к столу, наливаю из чайника, накрытого ватником, желтоватый настой в кружку и незаметно опускаю туда весь свой двухдневный паёк рафинада (Л.К. ). Кто-то повёл нас в кают-компанию, и мы, смертельно усталые, уселись там в ожидании окончания разгрузки и отплытия (К.С. ). По дороге в Тулу, километрах в тридцати или сорока от нее, виднелось несколько подбитых немецких танков, остатки грузовиков и повозок (К.С. ). Земля набухала от дождевой влаги и, когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром (М.Ш. ). Косари этой бригады выехали в степь в пятницу утром, а в субботу вечером на квартиру к Давыдову пришел Нагульнов (М.Ш. ). Подняв глаза над кружкой, из которой я цежу морковный сок, я осторожно перевожу взгляд на стену (Л.К. ).

Упр. 28. Объясните различия в употреблении окончаний –а, -у в именах существительных.

Воздух состоит из кислорода, водорода, азота и других газов. Ему стало лучше, будто вдохнул кислороду. На слоте стояла бутылка кефира , лежал кусок сыру и две булки хлеба . Я купил в буфете стакан крепкого чая , три ложки мелкого сахара , двести граммов свежего сыра , а мой друг выпил только стакан фруктового сока. Обнаружилась недостача бензина. В зале скопилось много народу. Ложка дегтю испортила бочку меду. В тесной комнате можно было задохнуться от дыму. Она закашлялась из-за папиросного дыма. С голоду посасывало под ложечкой. Не сбивай его с толку. Пропал человек ни за понюшку табаку. Спору нет, девушка была прекрасна. На площади собралось много народу. Эти постановления приняты в интересах народа.

Упр. 29. Распределите имена существительные по склонениям, придерживаясь схемы

Бандероль, санаторий, тополь, вуаль, бутыль, дворишко, зубрила, Кузьмич, Петров, леди, подмастерье, кофе, кафе, ворота, деньги, набережная, часы, рулевой, часовой, произведение, край, дождь, листва, содержание, ведро, сыр, маэстро, недотрога, очки, Фурсенко, Ивашковский, весы, Забродченко, мост, мышь, камыш, портье, служанка, Стендаль, атташе, мороженое, герой, ночь, сорго, чаевые, брошюра, издательство.

Упр. 30. Просклоняйте имена существительные дитя, знамя, путь, домишко (в единственном числе), деревцо, деревце (в единственном и множественном числе), деньги, простыни (во множественном числе).

Упр. 31. Допишите окончания имен существительных в творительном падеже единственного числа.

Туфл…, бандерол…, вуал…, плацкарт…, табел…, мозол…,тол…, рельс…, шампун…, картофел…, тюл… .

Упр. 32. Поставьте имена существительные в творительном падеже. Объясните, чем вызваны различия в окончаниях.

Населенные пункты Крыма: Ленино, Шубино, Ильичево, Синицино, Багерово, Войково, Куйбышево, Вилино, Кольчугино, Ромашкино, Воробьево, Кольцово, Добрушино, Наташино, Медведево, Лобанино, Клепилино, Калинино, Рошино, Ермаково, Маслово.

Фамилии: Шубин, Синицын, Буров, Войков, Куйбышев, Вилин, Кольчугин, Кольцов, Воробьев, Добрушин, Рощин, Маслов, Сазонов, Киселев, Попов, Соловьев, Петров.

Упр. 33. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, подчеркните окончания.

Апельсин, грамм, помидор, яблоко, чулок, носок, кочерга, гектар, простыня, свеча, устье, захолустье, рельс, татарин, мандарин, ананас, щенок, грузин, узбек, турок, туфля, полотенце, домишко, подмастерье, опенок, якут, серьга, скамья, судья, копье, колдунья, ожерелье.

Упр. 34. Рассмотрите примеры употребления вариантных окончаний–е/-у в предл. пад. ед. ч. В каких случаях употребляются вариантные окончания и нашими условиями определено подобное употребление? Приведите примеры.

Тема. Имя существительное.

Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, разноуровневых и тестовых заданий, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении изученного материала.
Эта работа позволяет повысить интерес учащихся к уроку, проверить знания у учащихся, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.
Работа по карточке способствует воспитанию привычки контролировать собственную деятельность.

    уметь находить существительные в предложении,

    различать одушевлённые и неодушевлённые,

    собственные и нарицательные имена существительные,

    определять род,

    изменять существительные по числам,

    уметь определять падежи имён

существительных,

    уметь определять склонение имён существительных,

    уметь писать безударные окончания имён существительных.

1.Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.

Уж тает снег, б…гут руч…и,

В …кно повеяло в…сною.

Засвищ…т снова с..лов…и,

И лес оденется л…ствою.

2.Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?

3. Найди слово, которое отвечает на вопрос кто? Поставь над ним крестик.

1. Прочитай слова. Выпиши в первый столбик слова, которые отвечают на вопрос кто?, во второй столбик – на вопрос что?

Ребята, лес, грибы, ёж, цветы, соловьи, солнце, дятел.

2. Придумай и запиши в каждый столбик по два своих слова.

3. Какое правило ты вспомнил(а) , чтобы правильно выполнить это задание?

1.Напиши ответы на вопросы:

Кто сторожит дом?

Кто зимой спит в берлоге?

Кто звонко чирикает весной?

2.Подчеркни слова, отвечающие на вопрос кто?

3.Над словом, которое отвечает на вопрос что? поставь крестик.

Запомни! О людях и животных спрашивают кто?,

О других предметах – что?

К – 4

1. Какие слова отвечают на вопрос кто? , какие – на вопрос что?

2. Продолжи ряд слов по образцу.

(Кто?) воробей, _____,______,______,_____.

(Что?) ручей,_____,_____,_____,_____.

3. С двумя любыми словами придумай предложения. Назови главные члены.

К – 5

1.Составь и запиши из слов предложение. Вставь буквы.

Д…рев…ев луч осв…тил яркий солнца в…рхушки.

2. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что?

3. Придумай и запиши 3 слова, отвечающие на вопрос кто?

К – 6

1.Из словаря в конце учебника выпиши в один столбик 5 слов, которые отвечают на вопрос кто? , в другой столбик – на вопрос что?

2.Придумай и запиши с двумя любыми словами два предложения. Определи главные члены.

К – 7

Закончи предложения.

Имена существительные изменяются по _________.

Чтобы правильное написать безударное падежное окончание существительного надо:

________________________________

________________________________

________________________________

Слова – помощники:

1 скл. - ________________________________;

2 скл. - ________________________________;

3 скл. - ________________________________ .

2. Допиши окончания имён существительных. Обозначь орфограмму.

Ждал на дорог _ , жил на окраин _ , сбился с дорог _ , деревья в ине _ , приехал к бабушк _ ,

вышел из избушк _ , встретил на вокзал _ , прислал по почт _ , вырос на пустош _ .

3.Допиши окончание существительного. Определи падеж всех существительных. Разбери выделенное слово как часть речи.

Здравствуй, в белом сарафан _

Из серебряной парчи !

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи. (П. Вяземский)

К – 8

1. Отгадай загадку. Укажи род существительных в этой загадке.

Гость гостил

Золотой мост мостил –

Без ножа, без топора,

Без железного молотка. ________________

А) женский; б) мужской; в) средний.

2. Измени по падежам имя существительное

карандаш в ед. и во множ. числе. Выдели окончания у существительных.

К – 9

    Восстанови порядок падежей.

Винительный Родительный

Именительный Предложный

Творительный Дательный

    Соедини стрелкой название падежей и соответствующие им вопросы.

Винительный О ком? О чём?

Творительный Кого? Что?

Предложный Кем? Чем?

    Определи падеж имени существительного.

Найти в снегу _______, готовиться к зиме _____,

спрятала под деревом ____, пришёл на гору ____.

К – 10

1. Подчеркни имена существительные, которые не изменяются по числам и падежам.

Пальто, поезд, кино, плащ, метро, шоссе.

Такие существительные называются _____________________________________.

2. Выбери имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце.

1) овощ _ 4) молодёж_ 7) скрипач_

2) багаж_ 5) помощ_ 8) врач_

3) дич_ 6) карандаш_ 9) шалаш_

К – 11

    Выписать из текста имена существительные, определить род и склонение.

На лугу

Весеннее солнце осветило лесной лужок. Кругом пёстрые цветы! Веселят зелёную травку золотые лютики. Расцвели жёлтые одуванчики и алые гвоздики. На цветах работают золотистые пчёлы. Гудит мохнатый шмель. Бабочки перелетают с цветка на цветок. По травинке ползёт хлопотный муравей. Бежит через тропку колючий ёж. Робко кукует кукушка. Радостно поёт певчий дрозд.

    Выписать имена существительные, определить род и склонение.

Сторожит, храбрость, белый, корова, профессия, добрый, море, цветочный, лось, доброта, рисует, цветок, метель, пропел, рожь, планета, прочитает, автобус, даль, пишет, красота, мышь, аллея, ранний, злость, закат, примерный, чудо

    У имён существительных определить род и склонение.

Лестница, колесо, дядя, повозка, сторож, солнце, товарищ, тетрадь, сочинение, метель, даль, мороз, касса, озеро, лось, комната, мышь, профессия, печь, касса

К – 12

1.Прочитай. Выпиши имена существительные ж.р. определи их падеж.

Жила – была на свете лягушка- квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала.

Однажды она сидела на сучке коряги и наслаждалась тёплым дождиком. Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

Утки окружили лягушку.

2. Распредели данные слова по группам. Вставь пропущенные буквы. Определи род и склонение.

Космические тела и явления:

Животные:

Явления природы:

Вещества:

Факты, события:

Растения:

Ур…ган, смерч…, м…локо, з..тмение солнца, м..тель, зм…я, к…нукулы, ол…мпиада, м…талл, з…ря, рас…вет, з…лото, ж…лезо, вет…р, ин…й, праз…ник, ч…решня, пш…ница, рож…, м…роз, кр…кодил.

К – 13

1.Подбери к именам существительным прилагательные. Запиши по образцу. Определи род и склонение.

Картофель (какой?) чистый – м.р., 2скл.

Тополь ………..

Мышь …………

Фамилия ……..

Табель ……….

2. Заполни таблицу.

ные имена сущест

витель-ные

Собственные имена существительные

Назва-ния горо-дов, сёл

Назва-ния рек, гор

Назва-ния журна-лов, газет

Фамилии, имена, отчества

ки живот-

К – 14

1. Подбери к существительным антонимы. Определи их род и склонение. Например:

Ночь (ж.р., 3 скл) – день (м.р., 2 скл)

Утро, жара, пол, свет, зима, война, здоровье.

2.Дополни ряды 3-4 существительными. Выдели окончания.

Я вижу (кого?) солдат, …., ….., ……., ….. .

Я вижу (кого?) собак, …., …., …., …. .

Я вижу (кого?) мух, …., …., …. , ….. .

Я вижу(что?) леса, …. , …., ….. , ….. .

Я вижу (что?) трамваи, …. , …. , ….. , ….. .

Я вижу (что?) картины, ….. , ….. , …. , ….. .

К – 15

Прочитай пословицы. Объясни смысл. Спиши. Подчеркни имена существительные в Р.падеже, выдели их окончания.

Человек без Родины, что соловей без песни. Где пищи вдоволь, там болезни не волятся. Ни росиночки, порошиночки во рту не было. Кто не бережёт копейки тот сам не стоит рубля. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Дыма без огня не бывает. Дарёному коню в зубы не смотрят.

К – 16

1.Ответьт на вопросы. Подчеркни имена существительные. Определи их род, падеж, склонение.

    Кем работает твой папа?

    Кем работает твоя мама?

    Где учится твоя сестра (брат) ?

    У тебя есть бабушка (дедушка) ?

    В каком классе ты учишься?

    Где ты живёшь? (улица, село)

2. Распредели существительные по родам в три столбика. Собери ряды синонимов.

Картина, внешность, договор, заришье, дорога, путь, штиль, конвенция, обличье, зрелище, вид, облик, соглашенье, тишь, направление.

К – 17

1.Составь словосочетания, раскрой скобки. Определи падеж существительных.

Выглядид (молодец), спрятался за (туча), над седьмым (этаж), поедем с (мама), доволен (друг), работать на (завод), режет (нож), вылетел из (Астана), купил для (брат), гулять по (сад), уехала в (деревня), у Олжаса в(тетрадь).

2. Образуй множественное число от следующих существительных, обозначив ударение и выделив окнчания.

Инженер, шофёр, офицер, договор, колос, друг, торт, голос, адрес, доктор.

К – 18

Тест

Начало формы

1. Укажите существительное 3-го склонения:

Б) водитель

2. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш...

Б) шалаш …

В) камыш …

Г) полноч …

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

А) кто? что?

Б) что делать? что сделать?

В) как? где?

Г) какой? какая?

4.Укажите существительное 2-го склонения:

А) с речью

В) за дверью

Г) на парте

5. Какое существительное является одушевленным?

Б) соловей

6. Укажите существительное 1-го склонения:

Б) у камыша

В) в печке

7. Какого признака нет у существительного:

В) падежа

Г) времени

8. Какое существительное является собственным?

Б) Портфель

В) Каштанка

Г) Медведь

9. Укажите, какое из данных слов является именем существительным:

А) завтра

В) победа

Г) высокий

10. В каком предложении выделенное слово стоит в именительном падеже?

А) Цветы похожи на маленькое СОЛНЦЕ.

Б) В небо взлетают цветные ОГОНЬКИ.

В) Ветер погнал МЯЧ по дорожке.

Г) По МОРЮ плыли лодки и катера.

11. Укажи неодушевлённое имя существительное множественного числа

А) листья

В) дерево

Г) медведи

12. Выбери предложение, в котором подлежащее является именем собственным.

А) Возле реки горели костры.

Б) Маша ходит в лес за грибами.

В) Корзина быстро наполнялась грибами.

13. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным во множественном числе.

А) Ветки берёзы качались от ветра.

Б) Старая липа качалась под порывами ветра.

В) Пришла холодная зима.

Г) Выпал белый пушистый снег.

14. Укажи одушевлённое имя существительное единственного числа

А) собака

Б) листья

В) одеяло

Г) медведи

15. Часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? называется

А) глагол

Б) имя прилагательное

В) имя существительное

Г) имя числительное

16. Укажи вопросы родительного падежа.

А) Кто? Что?

Б) Кого? Чего?

В) Кому? Чему?

Г) Кого? Что?

17. Укажи вопросы дательного падежа.

А) Кого? Что?

Б) Кем? Чем?

В) Кому? Чему?

Г) Кто? Что?

18. Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного?

А) Изменить имя существительное по числам.

Б) Найти слово, с которым связано имя существительное и поставить от него вопрос.

В) Определить род имени существительного.

Г) Определить склонение

19. На конце имён существительных какого рода после шипящих пишется мягкий знак?

А) Мужского.

Б) Женского.

В) Среднего

Г) Никакого

20. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих показывает …

А) мягкость согласных.

Б) что это имя существительное женского рода.

В) что это имя существительное мужского рода

Г) что это имя существительное среднего рода.

21. Выбери имена существительные, у которых в форме единственного числа на конце пишется мягкий знак.

А) стрижи

22. Какого рода существительные обжора, недотрога ?

А) женского рода

Б) общего рода

В) среднего рода

Г) мужского рода

23. Найдите существительное, обозначающее явление природы

А) всирель

Б) оттепель

В) соболь

24. Найдите существительное, обозначающее действие как предмет

А) футбол

В) бегать

Г) прыгать

25. Найдите среди данных слов имя существительное

Б) тройка

Г) тройной

26. Определите правильный вариант пропущенных окончаний: приехать из деревн… , выйти из бан… , жить на окраин… , находиться в библиотек…

А) –и, -е, -е, -и

Б) –е, -е, -е, -е

В) –и, -и, -е, -е

Г) – е, -и, -и, -и

27. Укажите существительное множественного числа

Б) путешествие

Г) учебник

28. Укажите существительное в Т,падеже

Б) книгой

В) о книге

Г) в книге

29. Определите правильный вариант пропущенных окончаний: о футбольном матч.., к гореч.., на ветк.., по пустын.., на полках библиотек..

А)-е, -е, -и, -и,-е

Б)-е,- -и, -е, -е, -и

В) –и, -е, -и, -и, -е

Г) – е, -е, -и, -и, -и

Разноуровневые задания.

Диагностическая работа 1


1 уровень .

Найди имена существительные.

1 вариант 2 вариант
а) летать а) писать
б) лётчик б) письменный
в) лётный в) письмо
г) чистый г) делать
д) чистить д) дело
е) чистота е) деловой

2 уровень.

Выпиши имена существительные.

1 вариант – одушевлённые.
2 вариант – неодушевлённые.

Пригрело солнце, растопило снег. Белка вылезла из гнезда. Выбрались из своих убежищ бобр, барсук и колючие ежи.

Определи род и число существительных.

3 уровень .
Напиши 2 – 3 предложения о своём городе, используя собственные имена существительные.

4 уровень.
Запиши существительные во множественном числе.

Курица, морское судно, ребёнок, небо, чудо, телёнок, человек.

Диагностическая работа 2.

Уровень 1.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Уровень 2.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Уровень 3.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

Допишите два своих слова.

Диагностическая работа 3

1 уровень.
Просклоняй имена существительные:
1 вариант: лиса 2 вариант: число

2 уровень.
Спиши предложения. Выдели окончания, определи падежи имён существительных.

1 вариант.
Большая серая птица села на ветку клёна. С ветки посыпался снег.
2 вариант.
Стая снегирей сидел на рябине. Я сорвал гроздь красной рябины.

3 уровень.
Составь 2 предложения с данными словами:

1 вариант: машина - в И.п., затем - в Р.п.
2 вариант: медведь - в И.п., затем – в В.п.

4 уровень.
Определи и обозначь падеж существительного труд.

Белые ручки чужой труд любят. ()
Труд кормит, а лень портит. ()
Дерево ценно плодом, а человек трудом. ()
Суди о человеке по его труду. ()

Без труда жить – счастью не быть. ()

Диагностическая работа 4

1 уровень .
Запиши существительные в 3 столбика по склонениям:

1 вариант.
Верблюд, подруга, мешок, стрекоза, фасоль, морковь, пень.

2 вариант.
Картофель, дело, песня, пруд, сирень, дочь, дядя.

2 уровень.
Спиши, обозначь склонение имён существительных:

1 вариант:

Под старой сосной грелась рысь. На ветку дерева села синица.

2 вариант.

В траве прошуршала лесная мышь. Маленький рысёнок
весело играет под ветками ели.

3 уровень.
Придумай по 2 существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Выдели окончания, обозначь род.

4 уровень.
Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово – существительное. Определи склонение.

Пластинка, картина, павлин - … (пластилин)
Сапоги, парашют, фантазия - … (сарафан)
Косари, заморозки, лётчик - … (самолёт)

Диагностическая работа 5

1 уровень.
Просклоняй существительные:

1 вариант. Площадь, озеро.
2 вариант. Площадка, сирень.

2 уровень.
Вставь окончания имён существительных, укажи склонение и падеж.
1 вариант. На морков. , на морковк. , по тетрад. , в вопрос. , без косточк.
2 вариант. У дорог. , на лошад. , на лошадк. , в шкафчик. , по площадк.

3 уровень.
Составь с данными словами 2 – 3 предложения. Укажи склонения и падеж у существительных.

Опушка, лес, берёзка, дятел, ствол, тропка, ветка, ель.

4 уровень.
Составь предложение на эту же тему, используя существительные в том падеже, который отсутствует в стихотворении.

Зимняя бахрома.
На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

Диагностическая работа 6

Уровень 1.

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Уровень 2.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 3.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, си

В каждую группу допиши по два своих слова.

Дальнейшие тренировочные работы проводим на словосочетаниях, включающих несколько существительных.

1. Записать под диктовку.

Из поездки по Америке и Японии; в каморке на лестнице; в беседке у акации; вдоль дороги и на дороге; от былинки к былинке; на лекции по биологии и ботанике; в траншее во время атаки; вокруг кибитки и в кибитке; по тропинке к станции; в хрестоматии по литературе; на стройке узкоколейки в Боярке; в пристройке около оранжереи; вдоль тропинки и на тропинке; от деревни к деревне.

2. Из данных существительных составить словосочетания: обочина, дорога — на обочине дороги.

Опушка, роща; постройка, фабрика; вспышка, молния; библиотека, академия; территория, поликлиника; история, Греция; граница, Монголия; окраина, деревня; история, болезнь.

Переходим к закреплению окончаний существительных 2-го склонения (в тренировочные упражнения включаем существительные l-го и 2-го склонения).

1. Существительные, стоящие в скобках, поставить в предложенном падеже. С тремя из них составить предложения.

Находился (отдаление), говорил (воспитание), отдыха (Дунай), отразилось (урожай), встретился (издательство), ездил

(автомобиль), стрелки (циферблат), спустился (парашют);снимался (фильм), шел (лестница), лечился (амбулатория), видит (расстояние), ранен (наступление), жили (подвал), находится

(плаванье), прочел (оглавление), записано (постановление), село (санаторий), учился (лицеи), лекция (астрономия),рассказывал (впечатление), обсуждалось (ассамблея).

2. Составить словосочетания с существительными в предложенном падеже.

Вестибюль, иней, обычай, гербарий, безмолвие, ротозей, указатель,. злодей, искусство, ..запястье, стихотворение, идея, единица, чешуя, преподаватель, кондуктор, потребитель, ремесло, верховье, улей.

3. Составить словосочетания, поставив оба существительных в предложном падеже: фестиваль, Швеция- на фестивале 8 Швеции; академия, заседание — в академии на заседании.

Излечение, санаторий; путешествие, Африка; окошко, кухня;

скамейка, сквер; басня, медведь пробуждение, природа; сарай, хутор; выступление, собрание; кресло, терраса; встреча, пароход; вокзал, буфет; юбилеи, театр; домик, опушка; линейка, лагерь; движение, орбита.

4. Проверить окончания существительных способом подстановки.

а дружбе и единении; при встрече и расставании; ошибки в изложении и сочинении; на сцене и экране; жил в покое и довольстве; растянулся в сарае на сене; в тревоге и смятении; на соревновании в Италии и Франции перелом в настроении аудитории; нуждался в поддержке и утешении; мечтал о счастье и славе; в мастерстве и умении.

1. Поставить в соответствующем падеже существительные, стоящие в скобках.

Распинаться (ведомость); обвинили (трусость), говорили (Анатолий); работал (Каспий); ждал (вокзал), был (бюллетень), подошел (пропасть) работает (артель), стремится (цель}, прикован (постель), сидел (шинель), был (митинг):, играл (рояль),зверь (ярость), корабль (гавань), ошибки (предложение), стремился (цель), пятно (скaтepть).

2. Составить словосочетания (глагол + существительное в род., дат. Илипредлож. падеже)

грань, моль, отмель, скатерть, апрель, шаль, прибыль, ладонь, окрестность, местность, крепость, повесть, молодость, молодежь, сонливость, горесть, память, отчаяние, Енисей, покой, зритель, олень, лень, якорь, картофель, нарушитель, ясность, посетитель, независимость, печаль, возможность, бандероль, шалость.

3. Составить словосочетания «существительное + существительное с предлогом» или «существительное с предлогом + существительное>>.. Использовать предлоги по, на, при,о,

для: жизнь в изгнании, на обложке тетради.

Строительство, Сибирь; повесть, революция; жизнь, чужбина; помещение, станция; порог, дача; сбруя, лошадь.

Спинка, кровать: история, болезнь; власть, стихия; заглавие, рукопись; запах, полынь; мерцание, ночь; увеличение, влажность; свет, коптилка; штаб, дивизия; развитие, авиация.

4. Записать под диктовку, определить род и склонение существительных.

Об успеваемости и поведении; в дыму и копоти; знал о приближении опасности.; о долге и верности присяге; в смущении и ярости; о его бескорыстии и скромности; памяти революции; о стойкости бесстрашии; в недоумении и растерянности; о величии и значимости человека; учился латыни и математике; в крае, районе и области; в мякоти и кожице лимона; на фестивале молодежи в Германии; в пилотке и шинели; нуждался в защите и помощи; в литературе, живописи и графике, о новом периоде жизни; в корне ставке и окончании.

Так как учащиеся часто смешивают сходные формы имен собственных и нарицательных, можно предложить им такие упражнения.

1. Поставить в дательном падеже имена собственные.

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, София, Gофья, Соня;

2. Поставить в предложено падеже Имена нарицательные.

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Однако следует иметьв виду, что — прием подстановки нельзя использовать, если существительное употреблено с предлогом ПО, так как он в зависимости от значения может требовать предложного или дательного падежа.Школьникам нужно сообщить, что если предлог ПО употребляется в значении времени (ПО-после), то существительное ставится в предложном падеже: вышел на работу (когда?) по выздоровлении; узнал случившемся (когда?) по приезде в город; по возвращении из лагеря, по выполнении работы, по завершении стройки, по истечении срока.

Если предлог по обозначает причину, то он употребляется с дательным падежом: по ошибке взял не ту книгу; попал туда по недоразумению.

В упражнения по орфографии полезно включать такие примеры, которые расширят словарный запас учащихся. В частности, при изучении существительных необходима систематическая работа над паронимами — словами, различными по значению, но близкими по звучанию. Учащиеся часто путают эти слова, ошибочно употребляют одно слово вместо другого. Вот какие; пары слов целесообразно включать в упражнения.

Абонемент — абонент, боцман — лоцман, барин — барчук, выражение — вырождение, здравница — здравица, дипломат-дипломант, дворянин — дворовый — дворецкий — придворный, довольство — довольствие, жар — жара, индеец — индиец, контакт — контракт, континент — контингент, комплекс — комплект, крепостной — крепостник, недоумение — недоразумение, невежда — невежа, обсуждение — осуждение, опечатки — отпечатки, обличье — обличение, оружие — орудие, процесс — процессия, персонал — персонаж, продукты — продукция, поступок — проступок, практик — практикант, романист — романтик, столб-столп, человечность — человечество, экономия — экономика, экономка, эскалатор — экскаватор, эмигрант — иммигрант.

Используя эти слова, можно давать самые разнообразные задания, например:

1) объяснить значение паронимов (не более двух-трех на одном уроке);

2) подобрать к каждой паре паронимов прилагательное, указать склонение существительного;

3) составить предложения с данными паронимами и т. д. Отработку навыков грамотного письма в окончаниях существительных мы проводим поэтапно: сначала работаем с отдельными словами, затем со словосочетаниями и, наконец, переходим к работе с предложениями.

Приводим предложения.Для диктантов, которые можно использовать при повторении всей темы.

1) Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни (Кор.).

2) Пушкин создает трагедию о царе Борисе, о смутном времени, о народе и власти.

3) Мцыри предпочитает гибель на свободе жизни в неволе.

4) Детство Лермонтова прошло в деревне, в имении бабушки, в Пензенской губернии.

5) В «Капитанской дочке» Пушкин разрушает лживую легенду о Пугачеве как о злодее и преступнике.

6) В этой сказке говорится о долге и верности, о дружбе и любви, о нетерпимости ко злу.

7) Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании.

Песня о Соколе — это песня о счастье, о смысле жизни, о величии и ничтожестве, о героизме и мещанстве, о безумстве, храбрых и о «мудрости» трусов.

9) В редакции уже было известно о случае на гидростанции.

10) Он заботился о благоустройстве и озеленении всего района.

11) Желаю и в веселье, не забывать о дружбе и единении молодежи всех наций и стран (Шол.).

12) Он бывал в Киеве, Николаеве, Ярославле, Туле, Самаре, Казани, Астрахани и других городах.

13) Это была беседа о ненависти к врагу, о бесстрашии, о благородстве, о революционном долге, о патриотизме.

14) Он рассказывал о Советской России о6 экономике и культуре страны, о жизни ее народа.

15) Мы побывали в Мавзолее, в планетарии, в Третьяковской галерее и на открытии выставки.

16) Толстой нежно вспоминал о любимой няне Татьяне Филипповне, об экономке Прасковье Исаевне; знавшей много интересных историй, о веселом официанте Тихоне и о многих других.

17) На собрании говорили о нашей успеваемости и поведении на уроке.

2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических умений, связанных с изучением рода имен существительных.

Для того, чтобы понятие «род имен существительных» было сформировано у ребенка путем его собственного открытия и было осознанно им, следует провести комплекс упражнений, который поможет изучить данную категорию всесторонне. Данный комплекс упражнений выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы. Мы предлагаем Вам упражнения и методические рекомендации по их использованию.

Дедушка, мама, сестра, папа, сын, внучка, брат, дядя, тётя бабушка.

  • Прочитай существительные, которые называют мужчин.
  • -Каким местоимением можно заменить?
  • -К какому роду отнести эти существительные поможет существительное мужчина . (мужской).
  • -Прочитать существительные, которые называют женщин. Каким местоимением можно заменить.
  • А к какому роду отнесём эти существительные, поможет слово женщина. (женский).
  • Прочитать слова: окно,гнездо,солнце
  • Попробуйте подставить местоимения он, она.
  • Можно ли подставить эти местоимения к словам?
  • Какое местоимение подойдёт?

Эти существительные относятся к среднему роду.

Подобрать подходящее по смыслу имя существительное и определи его род.

Добрая, любимая, родная … .
Весенний, звонкий, говорливый … .
Интересная, библиотечная, любимая … .
Шелковое, красивое, длинное … .
Круглый, обеденный, деревянный … .
Новогодний, веселый, долгожданный … .
Яркое, весеннее, игривое … .
Сочное, вкусное, спелое … .
Сладкий, ночной, кошмарный … .
Чистая, питьевая, прозрачная … .

  • Какой вывод можно сделать (род можно определить по окончанию прилагательного)
  • Надежен ли этот способ? (нет, так как прилагательное зависит от существительного и, только зная род имени существительного, можно определить окончание у зависимого слова).

Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.

Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.

Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши:м.р., ж.р, ср.р.

Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.

  • Прочитай слова.
  • В каком из столбиков слова мужского рода?
  • Среднего?
  • Женского?
  • По каким признакам ты определил род?
  • Запиши слова, указывая род и выделяя окончания.
  • В каком столбике нет одушевленных существительных?
  • Попробуй дополнить ими.
  • Не получается? Случайно ли это?
  • Какие окончания бывают у имен существительных в мужском, женском и среднем роде?
  • Закончи схему: впиши окончания, приведи примеры.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

  • Определи, верно ли имена существительные мужского и женского рода распределены по столбикам.
  • Спиши, обозначь в словах орфограммы:

М.р

Ср.р

Ж.р.

Носорог

Сторож

Анна

Ночь

Солнце

Кукла

Звездопад

Рассказ

Шишечка

Варежка

Стихотворение

Дядя

Сочинение

Пение

Подсказка

  • Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

  • Как определить род существительного? (Нужно поставить существительное в начальную форму).
  • Определи род выделенных существительных:

Кенгуру скакал огромными прыжками.

Буратино разлил горячее какао .

Мне нравится душистый шампунь .

  • Как определили род? (По окончанию прилагательного, относящемуся к данному существительному).
  • Что нужно делать в случае затруднений при определении рода имен существительных? (определить его по контексту – по зависимому слову или посмотреть в словаре).

Задания данного комплекса следует выполнять последовательно, таким образом, соблюдается логика изучения данного понятия.

Упражнение 1 помогает ученикам самому выявить термины: мужской, женский и средний род и найти слова – подсказки, которыми можно пользоваться при определении рода (Задание для слабых учеников, которые показали низкий результат в предварительной работе).

Упражнение 2: дети определяют род с синтаксической точки зрения, но при этом понимают, что это заданные прилагательные, и если они будут работать со словосочетанием, где окончание прилагательного не будет указано, начать нужно будет с определения рода имени существительного.

Упражнение 3 направлено на отработку умения определять род с помощью слов – подсказок.

Упражнение 4: помимо определения рода имен существительных, дети учатся классифицировать существительные.

Упражнение 5: учащиеся рассматривают род с морфологической точки зрения, определяя окончания, а также обращают внимание на то, что существительные среднего рода чаще всего неодушевленные.

Упражнение 6 помогают обобщить морфологические знания о роде, составив таблицу окончаний существительных разного рода.

Упражнение 7 направлено на обучение детей видеть ошибки в определении рода существительных и исправлять их.

Упражнение 8: дети тренируются в нахождении существительных в тексте, постановке их в начальную форму и определении рода.

Упражнение 9 помогает детям научиться определять род существительных по контексту и в случае затруднений обращаться к словарю.

В заключение работы над данной темой учитель может еще раз провести констатирующий эксперимент и посмотреть, насколько изменились результаты.

Библиография

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.: Баласс, 2011.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И . Современный русский язык. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

3. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.

4. Желтовская Л.Я.,Калинина О.Б. Учебник по русскому языку для 3 класса в 2-х частях. М.Астрель, 2011.

5. Зайцева, Л.А. Практикум по решению профессиональных задач: Учеб.-метод. Пособие для студентов- бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,2009. – 116 с.

6. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с.

7. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

8. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка. http://rusgram.narod.ru/1121-1146.html

Заключение

Таким образом, в ходе данной работы по теме «Освоение учащимися третьего класса способов определения рода имен существительных» в первой главе были определены теоретические основы изучения данной темы. Было выявлено, что изучение категории рода может проходить с семантической, синтаксической и морфологической точек зрения.

Далее мы проанализировали несколько учебных программ с точки зрения изучения рода имен существительных, а именно «Школа 2100» и «Планета знаний» и выделили основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы.

Были изучены знания об имени существительном, которые дети получают до изучения интересующей нас темы и новый материал, который предлагается детям. Мы сделали вывод о том, что программа «Школа 2100» дает довольно полное представление о существительном до изучения категории рода, а при изучении данной темы учащиеся рассматривают понятие «род» с трех точек зрения: синтаксической, семантической и морфологической.

Также данная программа насыщенна упражнениями для наблюдения, что позволяет детям самим сформулировать основные правила, и упражнениями пропедефтического характера, которые прививают детям интерес к языку, желание размышлять и находить правильный ответ.

По программе «Планета знаний», подходя к теме «Род имени существительного», ученики знают, что существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет, умеют определять одушевленность – неодушевленность, знают имена собственные и их правописание.

Дается это понятие только с точки зрения морфологии: обращается внимание на окончания и слова – помощники он мой, она моя и так далее. В данной теме в третьем классе не изучаются также способы определения рода несклоняемых существительных и существительных, называющих животных. Также не говорится о том, что род – это постоянный признак.

Подводя итог анализу двух программ, мы определили:

Программа «2010» в третьем классе разносторонне рассматривает понятие «род имен существительных», в то время как по программе «Планета знаний» дети усваивают лишь один способ его определения, получают лишь ознакомительные сведения,

Обе программы предъявляют высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности, отличаются насыщенностью содержания теоретическими знаниями.

Поле этого был проведен констатирующий эксперимент, позволяющий определить имеющиеся знания учеников для продуктивного планирования дальнейшей работы по изучению темы.

Мы констатировали, что ученики третьего класса довольно успешно определяют род существительных с семантической точки зрения, используя собственный опыт. Они делят существительные с помощью понятий «мужчина – женщина», используют слова «он, она, мой, моя, мое». Наибольшие затруднения вызывает определение рода с синтаксической точки зрения.

Таким образом, в ходе данного эксперимента была подтверждена гипотеза: изучение категории рода имен существительных учащимися третьего класса будет более продуктивным, если при объяснении будут использоваться знания, полученные детьми в ходе предварительной работы.

Дети, не изучая рода имен существительных, смогли определить его, опираясь на собственные знания. В ходе работы они обратили внимания на сложные слова, такие как «тюль», «прорубь», слова общего рода «Сашенька». Эти полученные знания можно будет использовать при изучении данной темы.

Последним шагом была разработка комплекса упражнений, который выполняется совместно с учителем в ходе изучения темы и направлен на формирование грамматических умений, связанных с изучением данной темы.

На основе вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что все задачи, поставленные в данной работе, выполнены и цель работы: определение методических условий, направленных на формирование грамматических умений по теме «Определение рода имен существительных» достигнута.