Подробности Категория: Вы здесь: Проблема назначения поэта и поэзии в понимании представителей Серебряного века. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных

Сочинение


Маяковский - поэт большого общественного, социального темперамента Взбурься, баллад поэтовых тина. Пойте теперь о новом - пойте - Демоне... В. Маяковский Первое знакомство с творчеством Владимира Маяковского всегда проходит бурно, с возникновением множества вопросов, с каким-то негодованием даже. Почему? Трудно найти ответ на этот вопрос. Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию Владимир Маяковский. Активная позиция борца, занятая поэтом, вступает в непримиримое противоречие с отчуждением человеческой личности в условиях общества. Свободный, раскованный человек выступает в поэзии Маяковского как высшее мерило прекрасного на земле. Поэма "Облако в штанах" является ярким примером выражения родства лирического героя с массами: Жилы и мускулы - мотив верней. Нам ли вымаливать милостей времени! Мы - каждый - держим в своей пятерне миров приводные ремни! Поэт большого общественного, социального темперамента, Маяковский обладал чрезвычайно развитым чувством личной ответственности за все, что происходит в "буре-мире". Здесь пролегал внутренний нерв его творчества, отсюда берут свое начало и сами эти необычные масштабы, пропорции ("Я и Наполеон", "Маяковский векам"), постоянная тревога за судьбы людей, готовность быть их глашатаем. В стихотворении "Весенний вопрос" Маяковский признался: Я, например, считаюсь хорошим поэтом. Ну, скажем, могу доказать: "самогон - большое зло". А что про это? Чем про это? Ну нет совершенно никаких слов. Читая первые страницы "Про это", нельзя не почувствовать особой авторской запальчивости. Маяковский явно спорит - о чем и с кем? Содержание поэмы не оставляет сомнения, что борьба с "кучерявыми лириками" по-прежнему оставалась актуальной. Без приверженности к "злобе дня" нельзя представить себе Маяковского. Он обладал как бы двойным зрением и, постоянно взмывая ввысь, толкуя о судьбах всего человечества, свободно беседуя "через хребты веков" с далекими потомками, не упускал из поля своего наблюдения текущей повседневности. В поэме "Облако в штанах" Маяковский успешно реализовал сформулированную в одной из своих статей мысль: можно не писать о войне, но надо писать войною. Его сила как поэта в том, что он сумел выделить в жизни ростки нового и утверждающегося, взглянул на сегодняшний день из "третьей действительности" . С появлением Маяковского в поэзии, действительно, "случилось что-то огромное". Не просто пришел еще один одаренный поэт - явился художник большой исторической миссии, особого "переломного" значения. В нем все поражало: "язык улицы", стремительный поток метафор, дерзкая широта замыслов, необычно активная роль личного начала. Чем же определяется глубина и цельность поэзии Маяковского, что дарует ей долговечность? Я думаю, что этим она обязана прежде всего высоте и значительности тех идеалов, которые поэт отстаивал на протяжении всей жизни. Любовь и ненависть, лирика и сатира в его творчестве порождены одним и тем же чувством - верой в то, что будущее человечества прекрасно, и страстным стремлением приблизить его. Маяковский никогда не отделял себя от народа, строящего новое общество. Шагнув через "лирические томики", он обращался к миллионам читателей. Как живой с живыми говорит он сегодня с "товарищами потомками" во всем мире. В поэзии XX столетия нет другого поэта, который бы вызвал на себя такие потоки хвалы и брани. Брань сопутствовала ему на всем, почти двадцатилетнем, творческом пути, но уже при жизни молодое поколение увидело в Маяковском своего трубача и запевалу. Таким он остался на всю жизнь. Он входит в нашу жизнь быстро возгорающимся, неудержимым в страсти, деликатным, предупредительным, трогательным и нежным в заботе о других. Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души! - обращается к нам молодой Владимир Маяковский. Чтобы понять жизнь и личность поэта, прислушаемся к его слову.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные факты биографии Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855) - предшественника А.С. Пушкина, поэта раннего русского романтизма, родоначальника новой "современной" русской поэзии. Аникреонтические и эпикурейские мотивы в творчестве поэта.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Александр Сергеевич Пушкин - один из ярчайших поэтов "золотого века". Мир пушкинской поэзии: темы любви и дружбы, проблемы свободы и назначения поэта, философская лирика. Периоды жизни и характеристика творчества Пушкина, мировое значение его имени.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Развитие литературы и культуры казахского народа. Творчество Абая Кунанбаева – классика казахской литературы, композитора, выдающегося общественного деятеля. Самобытность и оригинальность творчества Абая. Идейная близость поэта к русской литературе.

    доклад , добавлен 06.05.2009

    Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2009

    Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности "Поэт и гражданин" и "Элегия".

    сочинение , добавлен 16.12.2002

    Изучение жизненного и творческого пути В.А. Жуковского - великого русского поэта, учителя Пушкина и всех русских лириков не только первой, но и второй половины XIX века. Анализ элегии "Вечер". Лирика душевных состояний. От сентиментализма к романтизму.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Значение творчества А.С. Пушкина для русской литературы. Детство и лицейские годы поэта. Жизнь на Кавказе и в Одессе. Ссылка в Михайловское. Жизнь в Москве, самовольный отъезд на Кавказ. Болдинская осень, свадьба поэта. Дуэль и трагическая гибель поэта.

    реферат , добавлен 23.04.2011

    Ощущение "радостной свободы" в творчестве А.С. Пушкина в период Михайловской ссылки. Шпионство отца за сыном. Жизнь поэта в Михайловском после отъезда семьи. Рождение поэзии во время прогулок. Источник всяческого богатырства - родная земля, простой народ.

    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда.
    А.Ахматова

    Тема творчества - одна из основных тем поэзии вообще и русской поэзии «серебряного века» в частности. Каждый поэт хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Что есть творчество? Откуда появляются стихи?» Кто-то утверждал, что пишет только «по вдохновению», кто-то, как, например, Маяковский, «делал» стихи, но все они сходились на том, что поэзия - явление необычное, противостоящее обыденному, внешнему миру.

    Слова Ахматовой (в эпиграфе к сочинению) можно понимать по-разному. Они могут означать и то, что у гения великие строки могут возникнуть из самого мимолетного впечатления, из любой, пусть малой и незначительной, жизненной ситуации, и то, что поэзия нередко вырастает из того, что можно назвать «душевным сором».

    Поэзия серебряного века возникла на фоне глубочайшего духовного кризиса. Как ни странно, кризисы довольно часто сопровождаются всплеском искусств, и нередко, чем страшней и «кровавей» время, тем ярче и светлей то, что после него остается.

    Не может сердце жить покоем.
    Недаром тучи собрались.
    (А.Блок)

    Поэзия прекрасным цветком вырастает на фоне того сора, который человечество периодически выметает из своей избы в мир. Трещина, которая, как известно, должна проходить через сердце поэта, когда мир расколот, превращается в такие времена в пропасть, и стихи выплавляются в огне страдания. Недаром Юрий Анненков назвал книгу своих воспоминаний о современниках «циклом трагедий». Каждая судьба ужасна, каждому на долю выпало много мук, но, быть может, не будь этих мук, не было бы и тех стихов, которые остаются современными и по сей день.

    Корни поэзии лежат всегда в душе самого автора, творчество отражает его характер, темперамент и факты биографии. Поэт, даже просто описывая то, что видит, неизбежно вносит в описываемое какие-то свои черты, показывает нам его с новой, не замеченной нами стороны. Казалось бы, о чем говорится в строках:

    Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.
    (С.Есенин)

    А какой создается образ!
    «Дело поэта - ...заставить достоверно сказанное слово звучать так, как ему, может быть, и в жизни не удалось звучать», - писала М.Цветаева. Творец пропускает через себя тот жизненный материал, который поставляет ему действительность, и выплескивает наружу то, что получилось у него в результате духовной работы над этим материалом.

    «Равенство души и глагола - вот поэт» (М. Цветаева). Любой случай, любое переживание может служить причиной для создания стихов. И в самые тяжелые дни, когда от горя человек стоит на грани безумия, способность излиться в творчестве может спасти его. Хотя может и погубить. Недаром с жутким постоянством судьбы русских (и не только русских) поэтов кончаются трагически. Достаточно вспомнить такие имена, как Есенин, Маяковский, Цветаева. Конечно, нельзя винить поэтический дар, однако он отнимает слишком много сил, и за него нередко приходится расплачиваться жизнью.

    Стихи часто приходят независимо от желания автора. Еще Волошин говорил о том, что в поэтическом творчестве главное не то, что хотел сказать, а то, что сказалось. Процессы, происходящие в душе творца, питаемые внешними впечатлениями, иногда скрыты от него самого.

    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда,
    Как желтый одуванчик у забора.
    Как лопухи и лебеда.

    И счастье, и страдание, и слезы, и смех, и страсть, и спокойствие - все служит удовлетворению «глухой жажды песнопенья», сжигающей избранных.

    Тема: Современная поэзия. Актуальные проблемы.

    Цель: знакомство с актуальными проблемами современной поэзии.

    Показать, что поэзия как самый оперативный жанр соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

    Отработать навыки анализа поэтического текста

    Форма урока: урок – обозрение.

    Оформление: Класс напоминает литературный салон с четырьмя красиво оформленными столиками, вокруг которых расположились члены проблемных групп.

    Поэт в России больше, чем поэт…

    Лишь тем, в ком бродит гордый

    Дух гражданства,

    Кому уюта нет, покоя нет.

    Е. Евтушенко

    За месяц до урока были созданы четыре проблемные группы, назначены их руководители, через которых учитель осуществлял руководство и контроль за подготовкой к уроку. Были даны следующие задания: каждой группе подобрать стих с определённой тематической направленностью:

    1) Тема войны и мира

    2) Экологическая проблема

    3) Тема нравственности

    4) Деревенская тема.

    Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

    Стихотворение – стихов творенье.

    Такого ремесла на свете нет.

    А что же есть? Есть горы в отдаленье.

    Дожди и снегопады, тьма и свет.

    На свете есть покой и есть движенье,

    Есть смех и слёзы – память дальних лет.

    Есть умиранье и возникновенье,

    Есть истина и суета сует,

    Есть жизни человеческой мгновенье

    И остающийся надолго след,

    И для кого весь мир, все ощущенья

    Поэзия – тот истинный поэт.

    Но как же пишутся стихотворенья?

    На сей вопрос я сам ищу ответ.

    (Р.Гамзатов)

    Труд поэта - интеллектуальный, духовный, у поэта нет праздника и выходных: " Не позволяй душе лениться!

    Чтоб воду в ступе не толочь,
    Душа обязана трудиться
    И день, и ночь, я день, и ночь!», -
    призывал известный вам поэт Николай Заболоцкий,

    Только тогда, когда поэт духовным зрением проникает в существо вопросов своего времени, в сложный мир человека - современника, когда душа его трудится " день и ночь", - тогда приходит вдохновенье и рождаются стихи поразительной силы воздействия на читателя и слушателя, которые приводят в « движение тысячи лет миллионов сердца". Каждый поэт стремится к созданию таких стихов Такие стихи можно назвать разговором о главном / Я. Смеляков/. С них мы и начнем разговор о современной поэзии. Что же означает - современная поэзия?

    Слово « современный» означает относящийся к настоящему, текущему времени» настоящей данной эпохе. Современная поэзия - это поэзия нашего времени. Она включает имена крупнейших поэтов, творческих в последнее двадцатилетие, и тех, кто только начал свой путь в литературе».

    Истинная ценность поэта и поэзии заключается в умении находить болевые точки жизни, наиболее острые проблемы со временности.

    Поэт всегда должник вселенной, а жизнь всегда богаче своего отражения. Отсюда чувство долга, чувство гражданской ответственности таланта перед своим временем, своей эпохой.

    Поэт в России больше, чем поэт

    В ней суждено поэтами рождаться

    Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

    Кому уюта нет, покоя нет, -

    пишет Е.Евтушенко в поэме " Братская ГЭС "

    Быть всегда в ответе кредо человека и поэта Л. Мартынова.

    Я уяснил, что значит быть свободным.

    Я разобрался в этом чувстве трудном,

    Одном из самых личных чувств! на свете,

    И знайте, что значит быть свободным?

    Ведь это значит быть за всё в ответе!

    За всё я отвечаю в этом мире!

    Какие же проблемы волнуют наших поэтов в настоящее время? Чаще всего это проблема войны и мира, экологическая проблема, проблема взаимоотношения человека и природы, деревенская тема, Тема поэта и поэзии, исторической памяти, нравственная проблема, проблема национальных отношений и другие.

    Естественно, что все проблемы рассмотреть сегодня мы не сможем, однако часть из них станет предметом нашего разговора,

    Руководитель первой проблемной группы

    Знакомясь с современной поэзией,

    замечаешь, что тема войны и мира волнует почти всех поэтов Среди них много таких, которые прошли через огонь войны. Это Николай Старшинов, Анатолий Жигулин,. Егор Исаев, Николай Грибачев. Но есть и такие, которые не были на войне, но детство их совпало с тем суровым временем и потому данная тема в их поэзии занимает ведущее место. Достаточно вспомнить поэму Е. Евтушенко « Мама и нейтронная бомба » , поэмы Роберта Рождественского

    « Реквием « и « Двести десять шагов» Поэзия их мужественна и прямодушна. Их стихи не витиеваты, но добры и решительны. Они трудятся в самом прекрасном значении этого слова. Можно сказать, что все они активные сторонники мира, своим словом заставляют нас задуматься над жизнью, над тем, что можем оставить мы после себя.

    Звучат стихотворения с последующими комментариями.

    Читают и комментируют члены проблемной группы.

    Н,. Старшинов « Мир, подошедший к беде»

    В. Высоцкий " Братские могилы»

    Д . Самойлов "Сороковые".

    М. Львов «Высота »

    С. Наровчатов, « Солдаты свободы»

    Вы, вероятно, обратили внимание, что во всех стихотворениях, прозвучавших на нашем уроке, тема войны естественно и органично перерастает в тему мира, борьбы за мир. Поэты предупреждают: « Не поддавайтесь иллюзиям, берегите мир!»

    Слово берёт группа, занимающаяся экологической проблемой современной поэзии.

    Руководитель проблемной группы.

    Наряду с проблемой войны и мира существует другая, на первый взгляд, менее опасная, но поэтому и более страшная – это проблема экологии.

    И в этом, и в другой области мы решаем: быть нам или не быть?

    Современная цивилизация может уничтожить себя как мгновенно, так и постепенно.

    Сотни тысяч заводов отравляют нашу воду, землю, воздух. Человек может привыкнуть ко многому, но не ко всему. И вот уже с ужасом осознаём, что дышим не воздухом? пьём не воду, а живём почти в пустыне. Скорбным набатом звучат стихи, посвящённые этой проблеме.

    Члены проблемной группы читают и комментируют следующие стихотворения:

    В. Сорокин « Не бейте оленя».

    И. Бурсов « Мы милостей не ждали от природы».

    С Куняев « От великой ГЭС до Усть- Илима».

    А. Кузьмичевский « Иду с корзиной за деревню»

    Э Вахидов « Высыхает Аральское море».

    И. Бурсов « Монолог соседа»

    Дудин « Берегите землю»

    Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой»

    Руководитель проблемной группы.

    Как бы трагично не звучали стихотворения о « нашем общем доме», хочется верить в способность людей земли обеспечить её охрану, как верят в это многие поэты.

    В разговор вступает проблемная группа, подбирающая стихи по нравственной проблеме.

    Руководитель проблемной группы.

    Пожалуй, ещё никогда в мире не стояла столь остро, как ныне, проблема нравственности.

    Сегодня всё очевиднее становится, что человечеству не только и не столько угрожает энергетический кризис, сколько кризис духовный, нравственный. Велика роль литературы, в частности, поэзии, в развернувшейся битве за сердца, за души людей.

    И. Волобуева « ты знаешь эту речку безымянную»

    В. Карпенко « Хата с краю».

    В Максименко « Дом ребёнка»

    Е. Евтушенко « Производители уродства»

    В. Костров « И нет сего! И нет того!»

    Р. Рождественский « Над головой созвездия мигают»

    Руководитель проблемной группы.

    Мы заканчиваем разговор на нравственную тему. Надеемс, что он не пройдёт бесследно и послужит хорошим уроком для всех, кто воспитать в себе человека.

    Руководитель проблемной группы.

    По сравнению с предыдущими темами деревенская тема – самая молодая. Сейчас растёт число заброшенных деревень. Люди покидают свои родные края, свои дома и уезжают в город, преследуя цель « пожить получше.» Наверное, многие забывают свою родину – то место на нашей земле, в котором родился. Какой щемящей болью наполнены стихи, посвящённые деревенской проблеме!

    Члены проблемной группы читают и комментируют стихи по данной теме:

    Г Зайцев « Всё в запустеньи – дом и огород».

    Г. Колюжный « Клянусь погибшею рекой».

    А. Кузьмичевский « Кочевая деревня».

    Руководитель проблемной группы.

    Стихотворения, позвучавшие сейчас, очень похожи друг на друга. Они об одном: о критическом положении наших деревень, об Иванах, не помнящих родства.

    Учитель.

    Так какая же проблема, на ваш взгляд, самая важная?

    Ученица.

    Я считаю, что эти темы нельзя рассматривать отдельно, они тесно переплетаются, дополняя друг друга. И все поэты, о чём бы они не писали, так или иначе, каждый в меру своего таланта и понимания пишет об одном – о человеческой душе и её соприкосновении с жизнью.

    Заключительное слово учителя.

    Итак, мы сегодня постарались рассмотреть несколько проблем современности, которые волнуют наших поэтов. Завершая разговор, хочется сказать, что поэтом называют властителями дум, но властителями дум они становятся тогда, когда над их собственными думами властвует великая и возвышенная идея. Равнодушных и безыдейных властителей дум не бывает. И наши поэты высоко несут знамя идейности, они верят в победу правды и справедливости на земле и зажигают нас этой верой. Они учат нас ответственности перед народом и временем, в котором мы живём, и утверждают, сто каждый из нас способен влиять на ход времени и истории.

    На дом: Сочинение « Уроки поэтов»

    Урок подготовила Савушинская Э.А. , учитель МОУ СОШ № 22 п.Кубань Гулькевичского района.

    Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
    XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности.
    В своем необъятном творчестве эти поэты затрагивали много тем, но особенно нужно выделить проблему поэта и поэзии. Я хочу начать свое сочинение с творчества А.С. Пушкина, так как он, один из первых, явился основоположником богатой русской литературы.
    Пушкин всегда много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество своих лирических произведений. Наиболее яркое стихотворение - "Пророк", где Пушкин провозглашает божественную суть искусства, пророческое назначение творца. В нем рассказывается о превращении человека и пророка, говорится, что поэт наделен силой пророчества и все его поступки исходят от Бога.
    Еще одно стихотворение, ставшее завещанием поэта, - это "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век" восславил свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. В Этом поэтическом шедевре Александр Сергеевич чувствует превосходство над другими, он сам берется воздвигнуть себе памятник, и в этом совершенно прав, потому что, перечитывая его стихи, мы попадаем в удивительную сказку слов, которые демонстрируют мастерство Пушкина, он заложил основы русской литературы, определив ей жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.
    Творчество великого поэта продолжил М.Ю. Лермонтов. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждал людей и обвинял их в смерти А.С. Пушкина. Этот конфликт очень ярко отразился в стихотворении "смерть поэта", написанном вскоре после гибели Александра Сергеевича.
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде... и убит!
    Михаил Юрьевич говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов верит и знает, что есть "Божий суд", на котором всем им придется расплачиваться.
    В другом стихотворении, названном "Пророк", Лермонтов вторит Пушкину, провозглашая божественную силу поэта: "С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка..." М.Ю. Лермонтов говорит, что творец - это ангел, присланный к нам от Бога, чтобы творить добро и направлять человечество на истинный путь, но автор также подчеркивает, что люди совершенно не хотят слушать его голос.
    Глупец, хотел уверить нас,
    Что Бог гласит его устами!..
    И только природа понимает поэта:
    ... И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Лермонтовский герой полностью разочарован в своем существовании и одинок в людском окружении. Трагедия творца заключается в том, что его мечты и желания не соответствуют действительности. Не менее значительный поэт 19 века Н.А. Некрасов также затрагивал в своем творчестве тему поэта и поэзии. Николай Алексеевич трактует эту проблематику по-своему, так, как характерно для его времени.
    В годы жизни Некрасова произошло столкновение двух литературных направлений: "чистого искусства" и гражданской поэзии. Сторонники "чистого искусства" считали, что поэзия должна описывать природу, прекрасные нежные чувства, а Николай Алексеевич считал, что стихотворения могут быть посвящены описанию жестокой действительности. И в своем творчестве показывая страдания русского мужика от холода и голода. Все стихотворения Некрасова были написаны простым языком, понятным народу, а не высокопарными фразами.
    Именно все эти переживания о соотношения "чистого искусства" и гражданской поэзии отразились в сборнике стихов, под названием "Поэт и гражданин", принесшим Николаю Алексеевичу невиданный литературный успех.
    Поэт-гражданин Некрасова глубоко переживает за безмолвие и долготерпение России, он борется за справедливость, пытаясь в своих стихотворениях показать народу его судьбу.
    Все эти великие поэты - А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов - служили народу, пытались убедить его в том, что он должен бороться за свое счастье, и истинным рупором борьбы является поэт и его поэзия.