Правовой статус студентов в конце XIX - начале XX века. Положение русского студенчества в конце XIX-XX вв Студент второй половины 19 века


Образ русского студента в конце XIX начале XX века

В отличие от закрытых учебных заведений, в которых учились в основном дворяне, значительное число учащихся в университетах были людьми незнатными и небогатыми. Чтобы сводить концы с концами, студенты часто были вынуждены подрабатывать. Именно в XIX веке формируется привычный облик российского студента, снимающего дешевую комнату и зарабатывающего на жизнь частными уроками или переводами. Правда, социальный статус учащихся был достаточно высоким.

Но бедность и бесприютность во все времена были спутниками российского студенчества, в значительной степени происходившего из полисословной демократической среды. По данным инспекции Московского университета, в 1899/1900 учебном году в нем насчитывалось более 50% «недостаточных» студентов. Студенческая перепись 1912 г. в Петербурге, охватившая немногим более 2 тыс. человек, или 5,4% учившихся в высших учебных заведениях столицы, зафиксировала 30.7%) нуждавшихся студентов, что также было немало. Если этот показатель принять за общероссийский, для чего есть основания, поскольку Петербург был самым населенным студентами городом, то численность «нуждавшихся» во всех высших учебных заведениях империи по состоянию на 1913/1914 учебный год составляла примерно 40 тыс. человек (из 123 тыс. списочного состава студентов высшей школы).

Московские студенты в основной своей части еще с шестидесятых годов XIX столетия состояли из провинциальной бедноты, из разночинцев, не имевших ничего общего с обывателями, и ютились в «Латинском квартале», между двумя Бронными и Палашевским переулком, где немощеные улицы были заполнены деревянной стройкой с мелкими квартирами.

Кроме того, два больших заброшенных барских дома дворян Чебышевых, с флигелями, на Козихе и на Большой Бронной почти сплошь были заняты студентами.

В каждой комнатушке студенческих квартир «Латинского квартала» жило обыкновенно четверо. Четыре убогие кровати, они же стулья, столик да полка книг.

Одевалось студенчество кто во что, и нередко на четырех квартирантов было две пары сапог и две пары платья, что устанавливало очередь: сегодня двое идут на лекции, а двое других дома сидят; завтра они пойдут в университет.

Обедали в столовых или питались всухомятку. Вместо чая заваривали цикорий, круглая палочка которого, четверть фунта, стоила три копейки, и ее хватало на четверых дней на десять.

В семидесятых годах XIX в. формы у студентов еще не было, но все-таки они соблюдали моду, и студента всегда можно было узнать и по манерам, и по костюму. Большинство, из самых радикальных, были одеты по моде шестидесятых годов: обязательно длинные волосы, нахлобученная таинственно на глаза шляпа с широченными полями и иногда – верх щегольства – плед и очки, что придавало юношам ученый вид и серьезность. Так одевалось студенчество до начала восьмидесятых годов, времени реакции.

Законодательное закрепление положения студентов

В 1819 году положение студентов было законодательно оформлено. Появились ученые степени действительного студента, кандидата, магистра и доктора. Действительным студентом назывался тот, кто окончил университетский курс и получил аттестат. Студент, окончивший курс и представивший на факультет письменное сочинение, получал степень кандидата. Ученая степень давала право на получение соответствующего класса в чиновнической иерархии: 14-го класса для студентов (что соответствовало чину прапорщика), 10-го для кандидатов (командир роты), 9-го для магистров и 8-го для докторов.

Согласно ст. 39–40 Закона «Об устройстве училищ» от 24 января 1803 г. «Всякой Университет должен иметь Учительский, или Педагогический институт. Студенты, принятые в оный, получают степень кандидата, соединенную с особенными выгодами в содержании.

Положенное число кандидатов преимущественно наполняется казенными воспитанниками. Они не могут без важных причин оставить учительского звания, не прослужа в нем по крайней мере шесть лет от определения к должности».

Государство пыталось заинтересовать в университетском образовании и дворян. В 1809 году по инициативе М. М. Сперанского был принят указ, согласно которому чиновник не мог получить чин 7-го класса (коллежский асессор) и 5-го класса (статский советник) без предъявления университетского диплома или же сдачи специального экзамена. Среди учебных дисциплин, без которых чиновник не мог прожить, были русский и один из иностранных языков, право, государственная экономия, уголовные законы, история России, география, математика и физика. Таким образом, окончание университета становилось условием удачной карьеры.

Рост популярности университетского образования и увеличение числа студентов вели к тому, что вновь стало остро не хватать профессоров. Правительству опять пришлось приглашать преподавателей из-за рубежа. Разумеется, приезжие преподаватели не знали русского языка, а латынь, на которой они привыкли читать лекции, студенты понимали плохо. В итоге преподавателям приходилось повторять объяснения дважды: по-немецки (для тех, кто не знал французского) и по-французски (для тех, кто не знал немецкого). Меньше всего страдало от этого преподавание математики, для усвоения которой можно обойтись минимумом слов.

Вступив на престол, Александр III стал заводить строгие порядки. Они коснулись и университета. Новый устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию и удвоил плату за слушание лекций, чтобы лишить бедноту высшего образования, и, кроме того, прибавился новый расход – студентам предписано было носить новую форму: мундиры, сюртуки и пальто с гербовыми пуговицами и фуражками с синими околышами.

Университетский устав 1884 г. стеснил университетскую автономию, дав министру просвещения право назначать ректоров (ранее избиравшихся профессурой) и не считаться с мнением профессуры при назначении преподавателей. Однако уровень университетского образования не пострадал. В начале XX в. российское университетское образование вполне соответствовало западноевропейскому, а университетская автономия была восстановлена в 1905 г.

Состав студенчества в России был намного демократичнее, чем, например, в Англии или Германии, где в университетах учились почти исключительно дети аристократии и буржуазии. Плата за обучение была невысокой и было множество «стипендиатов». Начиная с 1860-х гг., «большинство студентов состояло из необеспеченных и неимущих. В начале 70-х гг. на стипендии и пособия в Казанском университете жили 72% студентов, в Киевском и Одесском к недостаточным принадлежало 70 и 80% студентов. В Московском университете в 1876 г. было освобождено от платы 59%»!. В Московском университете в 1899–1900 гг. 1957 студентов из 4017 были освобождены от платы. Кроме того, 874 студента получали стипендии, учрежденные частными лицами и общественными организациями. Согласно уставу 1884 г. плата за обучение составляла 10 руб. ежегодно, в 1887 г. она была повышена до 50 руб. Студенты еще вносили от 40 до 50 руб. ежегодно на гонорары профессорам. В естественнонаучных дисциплинах полагались дополнительные лабораторные взносы.



    Начало XIX в. - время культурного и духовного подъема в России. Система образования первой половины XIX в. Дело народного просвещения в пореформенный период. Студенты шестидесятых годов и высшее образование. Распространение частных учебных заведений.

    Высшее образование в России при Александре I. Профессорско-педагогический состав, его культурный и научный уровень. Высшее образование во второй четверти XIX века. Общий устав императорских университетов. Образовательная система пореформенной России.

    Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.

    Инициатива студентов-техников. Создание университета. Ученые и специалисты Одесского политехнического университета.

    Введение платы в высших учебных заведениях. Положение студентов-платников. Взимание платы за обучение. Стипендиаты. Обеспечение малоимущих. Жилищное положение стипендиатов. Персноальные стипендии. Девятая конференция профсоюзной секции студенчества.

    Политическая жизнь России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Студенчество как социальная прослойка. Революционное движение в студенческой среде Петербурга. Организации и лидеры революционного студенческого движения в Санкт-Петербурге.

    Организация новых кафедр. Практика студентов. Развитие МГСУ-МИСИ.

    История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.

    Предпосылки к образованию университета в Италии. Политическая и интеллектуальная жизнь мира в эпоху античности. Начало XI столетия, клерикалы обнаружили нехватку мощных интеллектуалов и поспособствовали университетскому буму. Болонский университет.

    Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-е годы. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в 60-е годы.

    Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние...

    Условия работы школы в период войны. Основной контингент учащихся. Коррекция учебных программ. Изменения в составе педагогических кадров.

    Восстание декабристов в 1825 г. оказало огромное влияние на все стороны социальной жизни Российской империи, в том числе на образование. Новый император Николай 1 видел одну из причин революционных выступлений в несовершенстве образовательной системы.

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Тема: «Система образования в XVIII веке» ОГЛАВЛЕНИЕ: I. Введение II. Преобразования в системе образования Петром I III. Университет, гимназия, Академия наук

    Контроль за направлением лекционных курсов. Полоса внутренней реакции в России, свертывание реформ после войны 1812-1814 гг. Политика министерства народного просвещени по отношению к окраинным университетам состояла в сближении с русскими порядками.

    Доклад по истории ученицы 6 ”В” класса Тимошкиной Екатерины Краткая историческая справка. веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы - университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основан...

    Лекция по теме “ Зарождение высшей школы Российской империи” Тема 2: Зарождение высшей школы Российской империи. Лекция - 2 часа. Учебные вопросы:

    Сближение России с Западом. Первые реформы в области образования. Открытие Навигацкой школы. Особенности обучения в школах. Открытие медицинской школы в 1706 году. Библиотека и пресса при Петре I. Гимназии, университетские курсы и академия в России.

    Система образования русского государства в период самодержавия и в период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XX в.). Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие, ликвидация неграмотности. Деятельность системы образования в СССР.

    Конец XIX - начало ХХ века ознаменовались появлением в западноевропейских университетах большого числа студентов из России. Это отрадное явление поначалу было с пониманием встречено европейской общественностью.

Введение
1. Обзор крупнейших университетов России во второй половине ХIX века
2 Реформы в сфере университетского образования
2.1 Университетские уставы
2.2 Правовое положение студентов
3 Студенчество России во второй половине XIX века
3.1 Социальный состав и мировоззрение
3.2 Быт и развлечения
3.3 Землячества студентов
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Реформа образования, перманентно протекающая в России с 1996 года по настоящее время, ставит огромное количество вопросов, на порядок больше, чем в состоянии решить с ее помощью. Так или иначе, реформа нацелена на модернизацию нашего отечественного образования, которое раньше считалось лучшим в мире, по образцу западноевропейского. С исторической точки зрения это возврат к истокам, так как высшее образование в России появилось значительно позднее, чем в большинстве стран Европы и создавалось по западноевропейскому образцу и в основном «руками» западноевропейских (немецких) ученых. Однако, те реформы, которые проводились позднее, оставили европейскую схоластику далеко позади, а ныне реформаторы от образования решили снова «догонять» Европу. Сможет ли реформа, проводимая в нынешней России действительно вернуть российской высшей школе достойное место в мире, еще вопрос. А то, что многие традиции, причем далеко не худшие, выброшены за борт при модернизации, это факт.
В связи с этим повышается актуальность исследований истории становления современного российского высшего образования, исторический опыт его реформирования в эпоху «Великих реформ» Александра II, когда в очередной раз была «перевернута» Россия, а вместе с ней и система высшего образования.
В то же время в начале XXI в. все более очевидными становятся тенденции к смене ценностных приоритетов, определяющих общественное развитие. Человечество переходит от индустриального общества с ярко выраженным технократизмом мышления к постиндустриальному, информационному, что предполагает переоценку роли интеллекта и квалификации человека. Уникальность протекания этих процессов в современной России обусловлена формированием на ее территории новой системы общественных отношений, связанных со сменой социально-политических и экономических парадигм. Масштабы и темпы этих преобразований вынуждают общество все более опираться на знания, поэтому на современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности.
Объектом исследования является высшая школы (университеты) пореформенной России, рассматриваемая в органической взаимосвязи с положением российского студенчества второй половины XIX века.
Предметом исследования является исторический процесс реформирования российской высшей школы (университеты) в период 60 — 90-х гт. XIX века через университетские уставы, а также само русское студенчество той эпохи.
Исследование основано на анализе нормативных источников, публицистике и мемуарах периода второй половины XIX века.

Список использованных источников

  1. Общий устав императорских университетов. 18 июня 1863 г. // Политическая история России: Хрестоматия / Сост. В.И. Коваленко, А.Н. Меду­шевский, Е.Н. Мощелков. М.: Аспект Пресс, 1996. 624 с.
  2. История университетского образования в дореволюционной России / Под общ. ред. А.Я. Са­вельева. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1993. 55 с.
  3. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух веков. От России крепостной к России капиталистической. М.: Наука, 1985. 350 c.
  4. Московский университет в воспоминаниях современников. 1755–1917.: сборник / Сост. Ю.Н. Еме­лья­нов. М.: Современник, 1989. 735 с.
  5. Пушкарев С.Г. Россия 1801–1917: власть и общество. М.: Посев, 2001. 672 c.
  6. Россия. Энциклопедический словарь. Л.: Лениздат, 1991. 922 с.
  7. Бадаев М.И. Наука и культура России XIX века. – М.: Мысль, 1978, 327 с.
  8. Герцен А.И. Сочинения. Т.5. – М.: Художественная литература, 1982, 604 с.
  9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1-55. с 12 дек. 1825 г. по 1 марта 1881 г.. СПб., 1830-1884.
  10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 1-33. СПб., 1884-Пг. 1916.
  11. Общий устав и временный штат императорских российских университетов. СПб., 1884., 38 с.
  12. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников /Сост. И.М. Соловьев. СПб., 1914. Вып. 1. 572 с.
  13. Университеты и средние учебные заведения мужские и женские в 50 губерниях Европейской России. СПб., 1888.
  14. Георгиевский А.И. Краткий исторический очерк правительственных мер против студенческих беспорядков. СПб., 1890.

Общий объем: 43 стр.

Год: 2011

Приступая к изучению темы, студенты должны помнить, что во второй половине XIX веке в русской культуре происходят важные изменения. Это во многом было связано с теми крупными историческими событиями, которые происходили в России. Важнейшим фактором, оказавшим огромное влияние на развитие всех сторон жизни общества, явилась отмена крепостного права и последовавшие за ней буржуазные реформы. Благодаря этим преобразованиям в России быстрыми темпами развивался капитализм, который изменял весь старый хозяйственный строй страны, приводил к изменению социального и духовного облика населения, его быта, нравов, к росту культурных потребностей.

Развитие просвещения необходимо рассматривать на примере преобразовательной политики министра народного просвещения А.В. Головнина. Подъем науки и техники также был связан с реформами в сфере образования. Необходимо рассмотреть научную деятельность Российской Академии наук, университетской профессуры, многочисленных научных и научно-технических обществ, возникших в России во второй половине XIX в.

Следствием реформ образования стал также заметный рост библиотек и музеев, органов периодической печать и книгоиздательства.

Развитие русской литературы во второй половине XIX в. обуславливалось кризисом взаимоотношений власти и общества после Крымской войны, поэтому на центральное место в ней выдвигались идеи общественного служения, гражданственности, обличения существующей действительности. Рассматривая в общих чертах творчество Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др., студентам необходимо попытаться сформулировать главную линию развития русской литературы в рассматриваемое время и степень ее влияния на духовное развитие общества.

Вопрос о развитии русского искусства необходимо рассмотреть, обращая внимание на те новые социальные процессы, которые происходили в стране. В частности, на появление разночинной интеллигенции, благодаря которой изменилось отношение деятелей культуры к месту и роли в обществе.

Во второй половине XIX столетия в России окончательно сформировалась национальная художественная школа, достижения которой охватили не отдельные виды искусства, но именно художественную культуру как целое, объемлющее и различные виды искусства, и всю систему их взаимодействия, и взаимосвязь искусства с обществом.

Рассматривая вопрос о развитии архитектуры, следует отметить, в результате бурного развития капиталистических отношений после отмены крепостного права росло число городов, прежде всего крупных центров.

Рождались новые приемы застройки, использовались новые строительные материалы.

Главным художественным направлением в архитектуре этого времени была эклектика. Среди русских архитекторов пореформенной эпохи было немало выдающихся мастеров. Студенты должны познакомиться с творчеством А. Е. РезановА, А. М. Горностаева, В.О. Шервуда и др.

Вопрос о развитии русской живописи требует знаний о том, что ведущим центром подготовки профессиональных архитекторов, скульпторов, художников по-прежнему оставалась Академия художеств России. Не стоит отрицать, что в Академии осуществлялась подготовка специалистов европейского уровня. Однако ограничение свободы творчества академическими догмами вызывала недовольство той части ее учеников, которая разделяла демократические убеждения. Неудовлетворенность академической системой преподавания у части учеников Академии художеств в 60-х гг. XIX в. привела к первому организованному выступлению против академических порядков. В истории русской культуры это событие известно как «Бунт четырнадцати». Студентам необходимо понять причины протеста молодых художников, изучить материалы о деятельности созданной ими в 1863г. «Первой Санкт-Петербургской артели свободных художников».

Особенно важно проанализировать причины создания, состав участников, идейные установки Товарищества передвижных художественных выставок.

Рассматривая творчество мастеров изобразительного искусства, следует выделить основные направления в развитии живописи: бытовой жанр, историческая живопись, портретная и пейзажная живопись

Студентам следует изучить биографии таких известных живописцев второй половины XIX., как В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин и др.

Развитие скульптуры в изучаемый период было связано с творчеством ваятелей академического направления – М.О. Микешина и А.М. Опекушина. Реалистическое направление в скульптуре выразилось в творчестве М.М. Антокольского.

Демократизация художественной жизни страны, происходившая в начале 1860-х годов, привела к качественным, радикальным сдвигам во всем укладе музыкальной жизни. Это подтверждается развитием музыкальной критики и теоретической мысли о музыке; организацией в 1860 г. Русского музыкального общества (РМО). Его целью было «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». В 1862г.- в Петербурге, а в 1866 г. – в Москве по инициативе знаменитых пианистов и дирижеров братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштен были открыты консерватории. Впервые профессия музыканта приобретала юридический статут; звание «свободного художника», присваивавшееся по окончании курса, означало определенное гражданское состояние.

Продолжателем творческой традиции М. И. Глинки был П. И. Чайковский, с именем которого связано развитие русской музыкальной культуры изучаемой эпохи. Реалистические традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве участников кружка композиторов реалистического направления - «Могучая кучка», в состав которой входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи. Студентам следует изучить их биографии, знать основные музыкальные произведения. Театральная жизнь в 1860-1890-х годах была представлена оперными театрами – Большим и Мариинским, а также драматическими театрами. Ведущую роль играли Малый и Александринский театры. Студенты должны изучить драматургию, особенности режиссуры, систему театрального образования; познакомиться с историей создания столичных театров, а также творчеством работавших в них ведущих артистов (М. С. Щепкин, П. М. Садовский, П. А. Стрепетова, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова – в Малом театре; В. В. Самойлов, П. В. Васильев, К. А. Варламов, М. Г. Савина - в Александринском театре.

Важно отметить, что после упразднения в 1882 г. монополии Императорских театров, началось создание театров в русской провинции. Студенты должны подготовить выступления о театрах Дона.

Темы рефератов:

1. Новые тенденции в российской культуре в пореформенное время.

2. «Передвижники» и их общественное значение.

3. Провинциальный театр во второй половине XIX века (на примере развития театров Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска).

Источники и литература:

1. Боткина А. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1960.

2. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1961.

3. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л., 1991.

1. Алленов М.М. и др. Русское искусство X - начала XX: Архитектура. Скульптура. Живопись. Графика. М., 1989.

2. Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия: конец XIX - XX век. Учеб.пособие. М., 1999.

3. Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986.

4. Зезина М.Р. Кошман Л.В., Шульгин В.С. Культура России в IX-XX вв. - М., 1996.

5. Кондаков И. В. Культура России. М., 1999.

6. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

7. Культура и искусство России XIX в. М., 1985.

8. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. М., 1971.

9. Лисовский В. Г. Академия художеств. Л., 1988.

10. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1993.

11. Никитин В.С. Чайковский: старое и новое. - М., 1990.

12. Организация науки в пореформенной России. Л., 1987.

13. Очерки русской культуры второй половины XIX в. \ под редакцией Н.М. Волынкина. М.,1982.

14. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1875-1917. - Л. 1990.

15. Петровская И.Ф. Театр и зритель в провинциальной России. Вторая половина XIX века. - М., 1979.

16. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX в. Л., 1987.

17.

18. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры второй половины XIX в. М., 1976.

19. Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1991.

20. Рябцев Ю. С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. М., 1997.

21. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века: курс лекций. М., 1989.

22. Соболева Е.В. Борьба за реорганизацию Петербургской Академии наук в середине XIX века. Л., 1971.

23. Соболева Е.В. Организация науки в пореформенной России. Л., 1983.

24. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX в. М., 1995.Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX - начало XX в. М., 1995.

25. Щетинина, Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции. Конец XIX-начало XX в. М., 1995.

26. Эймонтова, Р. Г. Русские университеты на грани двух эпох: От России крепостной к России капиталистической. М., 1985.

27. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. СПб., 2000.

Тесты

к теме: «Русская культура во второй половине ХIХ века» .