Презентация система работы школы по гиа. Подготовила: Заместитель директора по УВР Соколова Ольга Евгеньевна Организация подготовки к ГИА в МОУ «Зендиковская средняя общеобразовательная школа» - презентация

Николайцева Лариса Николаевна, учитель математики МКОУ «Безголосовская СОШ»

Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности - «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА являются следующие:

  • организация информационной работы по подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка к ЕГЭ.

ЕГЭ - серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

  • Первый принцип - тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
  • Второй принцип - логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.
  • Третий принцип - тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
  • Четвёртый принцип - индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
  • Пятый принцип - временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
  • Шестой принцип - контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

Администрация нашей школы пришла к выводу о том, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом мы понимаем целенаправленное сотрудничество администрации, учителей-предметников, учащихся и их родителей.

В информационной деятельности нашего образовательного учреждения по подготовке к ЕГЭ и ГИА мы выделяем три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

1) Информирование учителей на производственных совещаниях:

  • нормативно-правовыми документами по ЕГЭ и ГИА;
  • о ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА в школе, в городе и крае;

2) Включение в планы работы школьных методических объединений (ШМО) следующих вопросов:

  • проведение пробных ЕГЭ и ГИА, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ГИА;
  • творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА (на методической или научной конференции в рамках школы);
  • выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА (с учетом психологических особенностей учащихся);
  • психологические особенности 9,11-классников.

3) Педагогический совет «ЕГЭ и ГИА - методические подходы к подготовке учащихся».
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам ЕГЭ и ГИА.

1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;
  • правила заполнения бланков;
  • расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ и ГИА.
3) Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.
4) Пробные внутришкольные ЕГЭ и ГИА по различным предметам.

  • информирование родителей о процедуре ЕГЭ и ГИА, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов. Информирование о ресурсах Интернет;
  • информирование о результатах пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА;
  • пункт проведения экзамена, вопросы проведения ЕГЭ и ГИА.

2) Индивидуальное консультирование родителей.

Мониторинг качества образования

Мы работаем в сельской малокомплектной школе, наши ученики имеют средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Одна из задач, которые решаем на уроках математики - подготовка учащихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме единого государственного экзамена, поэтому стараемся найти такие способы организации учебного процесса, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся и при этом учитывать, возможности каждого.

Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые учащихся будут сдавать в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА. Мониторинг - отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности, предупреждающие неправомерную оценку события, факта по данным единичного измерения (оценивания). Мониторинг качества образования - «следящая» и в определенной степени контрольно-регулирующая система по отношению к качеству образования.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам, выбираемыми учащимися в форме ЕГЭ и ГИА, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ГИА. Учитель анализирует их, выносит на обсуждение на административные и производственные совещания, доводит до сведения родителей. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ и ГИА.

Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА

Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Работа с учащимися проводится по желанию учащихся - со всем классом или выборочно.

Устный счет - один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике

В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название «устный счет», хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

  1. воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
  2. контроль состояния знаний учащихся;
  3. автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

Если в 5-6 классах устный счет - это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах - это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам.

7 класс:
1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.
2) Формулы сокращенного умножения.
3) Решение простейших ЛУР.
4) Действия со степенью.
5) График линейной функции.

8 класс:
1) Линейные неравенства и числовые промежутки.
2) Решение простейших линейных неравенств.
3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.
4) Решение КВУР рациональными способами.
5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:
1) Решение неравенств 2 степени.
2) Преобразование графиков функций.
3) Формулы приведения.
4) Тригонометрические формулы.
5) Значения тригонометрических функций.

10 класс:
1) Вычисление производных.
2) Простейшие тригонометрические неравенства.
3) Тригонометрические формулы.
4) Простейшие тригонометрические уравнения.
5) Функции, обратные тригонометрическим.
6) Преобразование графиков функций.

11 класс:
1) Вычисление первообразных.
2) Свойства логарифмов.
3) Простейшие показательные уравнения и неравенства.
4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.

Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:

  • использовании участниками образовательного процесса некоторых формализованных моделей содержания;
  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;
  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • создание уроков с помощью программы «Notebook», «PowerPoint»

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:

  • графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
  • возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации. На практике реализуется принцип успешности(компьютер позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь).

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача - закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

  • стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
  • повышению мотивации учащихся;
  • развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
  • развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
  • осуществлению дифференцированного подхода;
  • формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
  • развитию вычислительных навыков учащихся;
  • формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
  • реализации межпредметных связей;
  • включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Применение информационных технологий помогают:

  • создать у школьника положительную мотивацию в изучении нового материала;
  • развить познавательный интерес к предмету;
  • первично закрепить знания учащихся;
  • проверить прочность усвоения знаний.

Применение презентации, созданной в среде PowerPoint. Нестандартная подача материала в виде электронной презентации повышает качество любого урока. При изучении нового материала она позволяет иллюстрировать учебный материал разнообразными наглядными средствами. Это могут быть: слайды, в которых отсутствует текст; презентация, которая состоит только из текста, если это урок лекция; конспект урока. В этом случае презентация состоит из темы урока, цели, ключевых понятий и домашнего задания.

Очень часто у учителя нет времени на составление презентации. Тогда нам на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:
А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:
Б) энциклопедические ресурсы:
www.rubricon.ru - группа энциклопедических ресурсов «Рубрикон»;
www.mega.km.ru - виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
www.college.ru - «Открытый колледж» компании «Физикон».

На уроках закрепления знаний хорошо применять программы - тренажеры для отработки теоретических знаний и развития практических умений и навыков. Здесь на помощь учителю может прийти тренажер по математике издательства «Кирилл и Мефодий» для 11 классов, «Математика - семейный наставник» фирмы «1С» для 5-6 классов, а для 5-9 классов «Витаминный курс по математике». А также тренажеры можно найти у своих коллег на сайте «Первое сентября». Они более адаптированы к нашим учебникам.

Совершенствование системы подготовки к ГИА и ЕГЭ. Повышение педагогического мастерства Организация систематической работы по повторению Использование на уроках активных форм деятельности, в т.ч. обучение выпускников самостоятельной деятельности Использование современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ Дифференциация заданий при подготовке к ГИА и ЕГЭ Зачетная система учета знаний и умений выпускников Информационная готовность обучающихся Работа по развитию и саморазвитию интеллекта обучающихся.

Слайд 13 из презентации «Подготовка к ЕГЭ и ГИА» к урокам педагогики на тему «Подготовка к ЕГЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Подготовка к ЕГЭ и ГИА.ppt» можно в zip-архиве размером 114 КБ.

Скачать презентацию

Подготовка к ЕГЭ

«Экзамены ЕГЭ» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2» г. Всеволожска. 4. 5. 3. Итоговая государственная аттестация. 2011 год. 2. 1.

«Подготовка к ЕГЭ и ГИА» - Направления работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Система подготовки обучающихся к ГИА и ЕГЭ. МОУ Комсомольская СОШ.

«ЕГЭ» - Абитуриент с низким баллом 115 поступил на направление «Агрономия (бакалавр)». Выбор ЕГЭ. Да и минимальный барьер получился вполне солидный - 203. Что ждёт абитуриентов 2011: новые уточнения и правила поступления в ВУЗы. Бгу. Дополнительный период: Проходные баллы на дату издания приказа о зачислении в УГНТУ.

«Психологическая подготовка к ЕГЭ» - Блок «Постановка цели». Формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме; МОДУЛИ ПРОГРАММЫ: Вводный блок. Работа с педагогическим коллективом. Индивидуальная работа с учащимися. Время поведения 45 минут. Методическое пособие для школьных психологов «Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ». Модель психологической готовности к ЕГЭ.

«Система подготовки к ЕГЭ» - 2007-2010 гг. База эксперимента. Задачи исследования. Сроки эксперимента. Разработка нормативно-правовой базы: Участие педагогов в инновационной деятельности (по результатам мониторинга). Отзывы участников мастер-класса: Новые, эффективные приемы подготовки к ЕГЭ. Заседание городского МО учителей-словесников «Методика подготовки учащихся к ЕГЭ (часть С)».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа пос.Медвежий

Вяземского муниципального района Хабаровского края
УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ

пос.Медвежий Ж.А.Козырева

«____» ______ 2013 год

План - график

подготовки к государственной (итоговой) аттестации

выпускников 9 класса

на 2013 – 2014учебный год
Цель: организация работы школы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации выпускников (ГИА)

Задачи:

1. Своевременная и качественная организация работы учителей-предметников по подготовке к итоговой аттестации

2. Создание базы данных по подготовке к ГИА:
на основании потребностей учащихся и их учебных и психологических возможностей и способностей;

психолого- педагогическое сопровождение;

методическое обеспечение.

3. Своевременное информирование учащихся, их родителей, учителей:
работа с нормативной базой по проведению итоговой аттестации в 9 классе;

изучение и анализ КИМов итоговой аттестации (ГИА)

ознакомление с Правилами заполнения бланков (ГИА)


Вид деятельности

Мероприятия

Ответственные



Сентябрь



Административное совещание с повесткой дня «Утверждение плана – графика подготовки школы к ГИА».

Назначение ответственного по школе

За проведение и подготовку к ГИА

За ведение базы данных для ГИА;

За создание базы данных контрольно – измерительных материалов.


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.

(протокол совещания, приказы)


Работа с учащимися

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в форме ГИА

Кушнир А.Е.

(справка)




Совещание при директоре по вопросам подготовки к ГИА:

Анализ результатов ГИА -2013;

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности.


Козырева Ж.А.

Октябрь

Организационно – методическая работа

Подготовка информационного стенда

« Государственная (итоговая аттестация» для учащихся 9 класса, родителей.

Создание базы данных контрольно – измерительных материалов.

Сбор предварительных данных о выборе экзаменов в 9-х классах (формы сдачи экзаменов).


Кушнир А.Е.

(Электронные носители базы данных)

Справка.


Работа с учащимися

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования».

Знакомство учащихся и их родителей с организацией работы по подготовке к ГИА на базе школы,

О выборе предметов для сдачи экзаменов в форме ГИА


Козырева Ж.А.

Кушнир А.Е.


Работа с родителями

Работа с педагогическим коллектив

Методическая помощь учителям по вопросам подготовки к ГИА.

Составление плана мероприятий по подготовке к ГИА учителем – предметником.


Козырева Ж.А., ИМЦ

Учителя - предметники


Ноябрь

Нормативные документы

Сбор копий документов личности выпускников.

Кл.рук. 9-ого класса

Работа с учащимися

Презентация: Правила заполнения бланков регистрации и ответов участников ГИА. + (практическое занятие).

Кушнир А.Е.

(протокол + лист ознакомления)


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА

Учителя предметники.

Работа с педагогическим коллективом

Подбор литературы и материалов. Знакомство с нормативными документами по ГИА.

Информирование педагогов о спецификации ГИА 2014года.

Оформление стенда «Готовимся к итоговой аттестации» в классном кабинете.


Кушнир А.Е.

учителя - предметники.


Декабрь

Нормативные документы

Анкетирование: сбор письменных заявлений выпускников о выборе экзаменов в форме ГИА до 01.03.2014

Анкетирование учащихся 9-х классов по определению предметов для экзамена по выбору (форма).


Кушнир А.Е.

(заявления, сводная таблица)


Работа с учащимися

Знакомство со спецификой измерительных материалов ГИА 2013года.


Учителя – предметники
Кушнир А.Е.

Работа с родителями

Родительское собрание в 9-ом классе

Знакомство учащихся и их родителей с нормативными документами

« Что такое ГИА?» (презентация).

Классный руководитель

Директор

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллективом

Учеба учителей – предметников по решению заданий части С.

Знакомство с нормативными документами по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013– 2014 уч.году (при наличии)


Администрация

А.Е.Кушнир


Январь

Организационно – методическая работа



Учителя – предметники

(справка по проверке уголков)


Работа с учащимися

Организация работы с заданиями различной степени сложности. Работа с бланками: сложные моменты, типичные ошибки.

Учителя – предметники

Работа с родителями

Информирование учащихся и их родителей по вопросам подготовки к ГИА (нормативные документы по проведению государственной (итоговой) аттестации в 2013 – 2014 уч.г.

Приказ Министерства образования и науки РФ №1394 от 25.12.2013 года «Порядок проведения ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания), учителя - предметники


Февраль

Организационно – методическая работа

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА.

Сбор заявлений учащихся 9 класса о сдаче экзаменов в форме ГИА.

Уточнение учащимися 9-х класса предметов по

выбору для сдачи экзамена (если будут)


Учителя – предметники

Классный руководитель

(заявления,

сводная таблица)


Работа с учащимися

Работа с заданиями различной степени сложности.

Подготовка к проведению репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Презентация: « Как вести себя на ГИА?»


Учителя – предметники

(справка)

Администрация


Работа с родителями

Индивидуальные консультации по вопросам подготовки к ГИА.

Классный руководитель

Учителя – предметники


Работа с педагогическим коллективом



Формирование пакета рекомендаций и материалов для учителей по вопросам ГИА.

Инструктаж по проведению пробных репетиционных экзаменов в форме ГИА.

Направление на обучающие семинары муниципального уровня педагогических работников


Администрация

Классный руководитель


Март

Организационно – методическая работа

Обновление информационного стенда.

Обновление уголков по подготовке к ГИА в учебных кабинетах.

Анкетирование 9-тиклассников («что я буду делать после 9-го класса?»).

Подготовка к проведению пробных экзаменов в форме ГИА


Администрация

Классный руководитель

(справка), учителя - предметники


Работа с учащимися

Проведение репетиционных экзаменов в форме ГИА


Учителя – предметники

Кушнир А.Е.

(справка по результатам)


Работа с родителями

Консультации для родителей.

Родительское собрание для 9-х классов: «Знакомство с правилами приема в 10-й класс».


Администрация

Классный руководитель

(протокол + лист ознакомления)


По плану Управления образования

Создание условий хранения и доставки экзаменационных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса

Администрация

Апрель

Организационно – методическая работа

Утверждение порядка проведения государственной (итоговой) аттестации, форм и предметов. Педсовет.

Размещение информации на стенде «Расписание сдачи ГИА»


Администрация

Классный руководитель

(приказ, протокол)


Работа с учащимися

Работа с родителями


Анализ результатов репетиционного ГИА.

Презентация: «Как правильно подать апелляцию?»


Администрация

Классный руководитель


Проведение собрания выпускников 9 –ого класса и родителей:

О порядке окончания учебного года.


Администрация

Классный руководитель

(протокол собрания)


Работа с педагогическим коллектив.

Совещание при директоре «Анализ пробных экзаменов».

администрация

учителя- предметники


Май

Организационно – методическая работа

Оформление документов по допуску к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА.

Администрация

Классный руководитель


Мероприятия по подготовке проведения аттестации

- подготовка приказа по составу экзаменационной комиссии

Подготовка расписания проведения экзаменов и консультаций,

Передача экзаменационного материала директору ОУ

Подготовка приказов по организации проведения ГИА; назначению дежурных и сопровождающих на экзамены;

Приказ об оформлении документации строгой отчетности.



Работа с учащимися

Информационно- разъяснительная работа по проведению государственной (итоговой) аттестации.

Классный руководитель

(лист ознакомления)


Июнь

Организационно – методическая работа

Получение аттестатов и организация их выдачи.

Обработка данных. Формирование отчетов


Кушнир А.Е.

Нормативные документы

Оформление и выдача аттестатов.

Администрация

Работа с учащимися

Выставление итоговых отметок на основании протоколов с результатами ГИА в соответствии с установленными правилами.

Администрация

Классный руководитель


Август

Работа с педагогическим коллективом

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX класса

Администрация

Классный руководитель (протокол)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Долгокычинская средняя общеобразовательная школа

муниципального района «Оловяннинский район»

Забайкальского края

Создание системы работы

педагогического коллектива школы

по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся

Составила:

заместитель директора по УВР

Зарубина Н.Р.

Долгокыча. 2015 г.

«Школа – это мастерская,

где формируется мысль

подрастающего поколения,

надо крепко держать её в руках,

если не хочешь выпустить

из рук будущее».
А. Барбю

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании в РФ” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов становится важнейшей частью нашей жизни. И это вполне понятно: несколько напряженных дней в мае-июне способны определить будущее ребенка - кому-то они откроют дорогу в престижный техникум, вуз, а кому-то принесут разочарование. Для некоторых подростков, их родителей и учителей экзамен может обернуться настоящей драмой. Поэтому так важны подготовка к ГИА, знание нормативно-правовой базы, объективность экзамена, прозрачность его процедур и участие общественности на каждом его этапе.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическим коллективам общеобразовательных учреждений подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.

Новые формы проведения итоговой аттестации школьников ЕГЭ и ОГЭ имеют ряд преимуществ. Для выпускников это возможность получить объективную оценку своих знаний, а также предоставление реальных шансов поступления в вуз, для учителей – возможность скорректировать свою работу в целях достижения более высоких и стабильных результатов (путем обсуждения с членами комиссий учебных планов, программ, методик преподавания, отдельных разделов предметов и т.д.). Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.

Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

В целях проведения планомерной, последовательной и систематической деятельности педагогического коллектива школы в данном направлении предлагается данная программа подготовки к итоговой аттестации.

Цель программы

Создание системы работы ОУ по подготовке выпускников 9,11 классов к государственной итоговой аттестации: оптимальных условий для качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации; организационно-методической системы подготовки к ГИА; системы психолого-педагогической поддержки выпускников в период подготовки и проведения экзаменов.

Задачи программы:

    обеспечение нормативно-правовой подготовки обучающихся по процедуре проведения государственной (итоговой) аттестации;

    формирование теоретических и практических компетенций обучающихся по общеобразовательным предметам, необходимых для сдачи ГИА;

    организация диагностических процедур и мониторинговых исследований с целью определения степени готовности выпускников к государственной (итоговой) аттестации;

    определение степени тревожности выпускников и организация занятий по снятию психологической напряженности.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче ОГЭ в 9 классе, ЕГЭ в 11 классе мы выделяем следующие составляющие как три основных направления работы по программе:

    Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

    Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

    Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Ориентируясь на данные компоненты, мы относим к актуальным вопросам подготовки к ГИА следующие:

      организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;

      предметная подготовка;

      мониторинг качества;

      психологическая подготовка.

Участники реализации программы:

      заместители директора по учебной и воспитательной работе;

    учитель информатики

    учителя-предметники 9, 11 классов;

    классные руководители 9, 11 классов;

    родители учащихся 9, 11 классов;

    учащиеся 9, 11 классов.

Механизмы реализации программы

    информирование обучающихся и их родителей о формах проведения итоговой аттестации;

    информирование педагогов о формах проведения итоговой аттестации школьников с целью планомерной деятельности учителей по подготовке обучающихся, начиная с 5-го класса;

    целенаправленный и обоснованный отбор содержания и объема программного материала, входящего в статус базового (уровень А и В);

    определение приоритетных направлений содержания образования, предусматривающих элементы творчества (уровень С);

    систематическое использование обучающих заданий открытого и закрытого типа (тестов, инструкций, правил, рекомендаций); предусматривающих реализацию формы, используемой при ГИА.

    введение элементов данной формы контроля в 5, 6-х классах и периодическое применение в процессе обучения школьников 7 – 9-х классов;

    создание благоприятной и доброжелательной атмосферы в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА

На основании «Порядка о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

    Организационные вопросы.

    Работа с педагогическим коллективом.

    Работа с родителями.

    Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организация подготовки к проведению ГИА начинается с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводился по следующим направлениям:

    Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ГИА по всем предметам.

    Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ГИА.

    Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по школе.

Проанализировав полученные результаты, продумывались пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректировался план школы по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматривались вопросы по подготовке к ГИА.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ГИА.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА администрация школы и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

    На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ГИА.

    На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ГИА по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.

    Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ГИА

    Направление учителей на муниципальные семинары по подготовке к ГИА.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаем информационное обеспечение их по проведению и процедуре ГИА. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В коридоре школы оформлены 2 стенда: «Готовимся к ОГЭ», «Готовимся к ЕГЭ». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ГИА и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение школы и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, разработаны памятки для родителей и выпускников 9, 11 классов с целью донести информацию по проведению ГИА до всех.

Памятка включает следующие разделы:

    Общие положения проведения ГИА.

    Формы проведения ГИА.

    Сроки и общие правила проведения ГИА.

    Подача апелляции.

    Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

    Правила поведения на экзамене.

    Правила заполнения бланков.

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ГИА

3. В библиотеке:

Папка с материалами ГИА (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА.

После проведения административных, тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ГИА, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

    Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.

    Работе по КИМам.

    Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ГИА

По «Порядку о проведении ГИА» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ГИА необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках школы.

Завучем проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

    % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.

    Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).

    Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.

    Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при ЗДУВР.

IV этап. Психологическая подготовка к ГИА

Методы проведения занятий разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

V этап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ГИА, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ГИА (по необходимости).

Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидаемым результатом реализации программы является создание организационно-методической системы подготовки школьников к итоговой аттестации, включающей следующие компоненты:

    формирование готовности учащихся к итоговой аттестации (системные знания и умения, предъявить эти знания в процессе выполнения контрольно-измерительных материалов; умения анализировать, обобщать, систематизировать, структурировать информацию; развитые личностные характеристики – мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость);

    наличие банка обучающих заданий уровней А, В, С по предметам учебного плана образовательного учреждения; программ индивидуальных занятий, реализация которых способствует развитию готовности учащихся к заданиям итоговой аттестации в новой форме; дифференцированных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучаемых; содержание внеклассной деятельности по усвоению школьниками заданий А, В, С;

    технологии формирования у учащихся знаний, общеучебных и специфических умений и навыков, необходимых для выполнения заданий ГИА, которые разрабатываются учителями, обсуждаются на методических объединениях, проверяются на эффективность и внедряются в образовательный процесс учебного заведения.

    оценка готовности выпускников к участию в итоговой аттестации на основе контрольно-измерительных материалов и применения методики осуществления мониторинга уровня этой готовности;

    повышение мотивации школьников к учебной деятельности;

    успешная сдача ГИА каждым выпускником.

В системе подготовки выпускников к итоговой аттестации можно выделить следующие основные направления.

    В настоящее время накоплена обширная методическая база преподавания

обязательных предметов в школе.

На сайте www.fipi.ru можно скачать спецификации и кодификаторы ГИА. Рекомендуется использовать данные материалы при подготовке выпускников.

Также на сайте ФИПИ начали работу открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ.
Познакомиться с содержимым этих разделов сайта можно выбрав соответствующие названия на главной странице сайта. Открытые банки заданий содержат множество заданий, использовавшихся на экзаменах прошлых лет.

Открытые банки заданий ЕГЭ и ОГЭ предоставляют следующие возможности: познакомиться с заданиями, собранными по тематическому рубрикатору, загрузить задания по выбранной пользователем теме с разбивкой по 10 заданий на страницу и возможностью перелистывать страницы, открыть в отдельном окне задание, выбранное пользователем.

На сайте Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru опубликован перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях. По нашему мнению использование этих пособий позволяет организовать качественную подготовку по предмету. Такие пособия охватывают материалы КИМов ЕГЭ прошлых лет, как правило, содержат формы бланков экзамена и рекомендации по их заполнению, подготовке к экзамену, критерии оценивания его результатов, а также позволяют учителю использовать задания ЕГЭ при тематическом контроле.

Также широко используются пособия по различным предметам серии «Единый государственный экзамен 2015. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ», выпущенной в издательстве «Интеллект-центр».

Учителя-предметники активно привлекают и другие интернет-ресурсы для качественной и эффективной подготовки выпускников:

http://www.edu.ru/moodle/ - федеральный портал Российское образование;

http://www.alleng.ru - образовательные ресурсы интернета

Эти сайты предлагают материалы ЕГЭ разных лет, демоверсии экзаменационных заданий, ссылки на образовательные ресурсы интернета.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике, информатике, биологии, обществознанию учителями нашей школы активно использовался открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий, тренировочные работы по системе stadgrad. Учащимся предлагалось пройти тестирование в режиме он-лайн. Такая форма работы позволяет сразу увидеть результат своей работы, обратить особое внимание на те задания, в которых допущены ошибки.

    В соответствии с третьим направлением национальной образовательной инициативы «Развитие учительского потенциала» особую актуальность приобретает вопрос организации переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Большое количество ЭОР, применяемых педагогами в организации и проведении учебного процесса, накоплено в школьной библиотеке.

Кроме того, педагоги школы принимают в муниципальных методических семинарах, мастер-классов по преподаванию отдельных тем подготовки к ЕГЭ, школьные семинары для учителей.

Так, например, в нашей школе постоянно проводятся открытые уроки, семинары, мастер-классы для педагогов. Отдельные вопросы подготовки выпускников к ГИА, спектр используемых учебных пособий, электронных учебников и интернет-ресурсов обсуждается на заседаниях методических объединений. Это позволяет выработать единую стратегию подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.

    Работа с родителями, психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ

Постоянно проводится работа с родителями обучающихся: в плане подготовки предусмотрено проведение тематических родительских собраний (как общешкольных, так и в отдельных классах) с участием администрации школы. В этом направлении организована работа с участниками образовательного процесса, органа государственно-общественного управления школой; а также постоянно проводится работа с родительским активом школы.

Постоянно проводится индивидуальная работа с родителями выпускников.

Высокие результаты ЕГЭ – это не только качественная учебная подготовка, но и определенный психологический настрой . Вопросам организации психологической помощи обучающимся также уделяется особое внимание.

Классные руководители проводят работу, направленную на изучение индивидуальных особенностей поведения учащихся во время экзаменов, проверочных и итоговых работ; мониторинг по профориентации учащихся.

Проводятся групповые развивающие занятия по темам «Стресс», «Тревожность», «Эмоциональные особенности личности». По итогам этих занятий проводятся совещания при директоре, индивидуальные консультации для обучающихся, даются рекомендации родителям, педагогам.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы выработать объективное отношение к системе ГИА, подготовить учащихся и их родителей к этому испытанию.

Именно при таком комплексном подходе к процессу подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации возможно достичь высоких результатов ЕГЭ в системе.

Итак, исходя из опыта работы нашей школы, можно предложить следующие рекомендации.

    При подготовке выпускников к Единому государственному экзамену учителям следует подробнее объяснять учащимся цели этого испытания и структуру экзаменационной работы. Так как экзамен используется и для оценки уровня усвоения образовательной программы и соответствия подготовки выпускников требованиям государственного стандарта образования с одной стороны и для подготовки абитуриентов к продолжению обучения на профильных специальностях вузов с другой стороны, экзаменационная работа содержит набор заданий различной сложности и преследующих различные цели. Будущему участнику экзамена надо четко определиться с тем, какие цели он ставит и, соответственно, в какую из групп по уровню результатов планирует попасть

    Работа по подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ должна начинаться на раннем этапе обучения;

    Педагогам необходимо осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход к учащимся;

    Учителю-предметнику необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы, новые методы обучения, активно привлекать электронные образовательные ресурсы, возможности Интернет-сети;

    Необходимо расширять научный кругозор обучающихся, вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность;

    Активно работать над повышением квалификации педагогических работников, самообразованием учителей. Проводить работу по обмену передовым педагогическим и научным опытом в сфере образования.

    Постоянно проводить работу с родительской общественностью, качественно и достоверно информировать родителей обо всем, что связано с подготовкой и проведением государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ

Виды деятельности зам. директора, ответственного за подготовку к ГИА

    Формирование базы данных выпускных классов.

    Диагностика и мониторинг ЗУНов, ключевых компетенций учеников.

    Обучение выпускников заполнению бланков ответов ОГЭ и ЕГЭ.

    Подготовка тематических стендов «ОГЭ», «ЕГЭ».

    Подбор материалов на страницу сайта «Готовимся к ГИА».

    Аналитический отчет о проведении ГИА.

    Организация тематических родительских собраний.

    Проведение индивидуальных консультаций с обучающимися, родителями, учителями.

    Подготовка графика консультаций по предметам.

Вопросы, рассматриваемые на педагогических советах

    Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ.

    Коррекция и утверждение плана подготовки к ГИА.

    Информация об участии школы в ОГЭ и ЕГЭ по предметам.

    Информация о результатах пробных экзаменов.

    Отчет зам. директора по УВР о мероприятиях по подготовке к итоговой аттестации.

    Допуск обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Виды деятельности учителя по подготовке к ЕГЭ

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Педагогика успеха, сотрудничества, где учитель выступает в роли организатора процесса.

Принцип совместного прогнозирования результатов. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

    Выявление общих и индивидуальных затруднений обучающихся.

    Разработка образовательной технологии подготовки к ГИА.

    Совершенствование форм и методов обучения.

    Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.

    Формирование целевых групп, определение «групп риска».

    Разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

    Проведение консультаций по предмету.

    Подготовка и периодическое обновление стенда «Готовимся к ГИА» в учебных кабинетах.

Компоненты готовности ученика к сдаче экзамена

Информационная готовность

Нормативно-правовая база, процедура проведения экзамена, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.

Предметная готовность

Системные знания, сформированность ОУУНов, компетенций, развитые личностные характеристики (мышление, память, письменная речь, организованность, усидчивость, настойчивость).

Психологическая готовность

Внутренняя настроенность на определенное поведение, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации ОГЭ и ЕГЭ.

Психологическая подготовка (индивидуальные и групповые консультации)

Построение режима дня во время подготовки к экзамену с учётом индивидуальных особенностей;

Планирование повторения учебного материала к экзамену;

Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала;

Способы поддержки работоспособности;

Способы саморегуляции в стрессовой ситуации.

Роль ИКТ при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Необходимость работы в данном направлении объясняется следующими причинами. Во-первых, подготовка выпускников к ГИА является актуальной для всех учителей. Во – вторых, одним из критериев оценки работы педагога являются результаты ГИА, полученные выпускниками. И поэтому все учителя заинтересованы в том, чтобы подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ была наиболее эффективно организована, а такая подготовка становится результативной при использовании ИКТ.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только наполнить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
При подготовке к ГИА информационно-коммуникационные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты, создавая мультимедийные презентации, применяя ресурсы сети Интернет.

Использование мультимедийных учебных пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Перечень программных средств учебного назначения на современном этапе включает в себя электронные учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
- систематизировать усвоенные знания,
- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
- обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Использование мультимедийных презентаций.
Одним из вариантов использования компьютера в учебном процессе является создание учителем и учащимися и использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Использование мультимедийных презентаций при подготовке к ГИА позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности.

Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования.
Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
- Целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам.
- Видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями.
- Четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот.
- Отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу.
- Использовать формируемые в школе знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования.
- Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы "за" и "против" каждой из них.
- Включать информацию из Сети в систему формируемых в школе знаний, самостоятельно трансформировать и представлять информацию в Сети, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему и др.

На различных сайтах информационной поддержки ГИА предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании. Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ГИА, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен самостоятельно.
Все это способствует качественной подготовке к сдаче ГИА, т.к. структурирует информационные потоки, откладывая их в долговременную память учащихся.

Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структура электронных учебных пособий позволяет быстро осуществлять ступенчатые переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа - технологии при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны изучаемых процессов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых событий.
Подводя итог, следует сказать ещё раз о значимости новых информационных технологий для развития системы образования в условиях её модернизации. Использование современных информационных коммуникационных технологий в обучении обеспечивает:
- интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса
- многоаспектное развитие школьника
- подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества
- реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Вопросы государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, отраженные в плане работы школы, плане внутришкольного контроля, планах работы школьных методических объединений, а также в плане работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации в 9,11 классах МБОУ Долгокычинская СОШ, реализованы в полном объеме.

Работа с педагогическим коллективом по вопросам ГИА проводилась на протяжении всего учебного года, начиная с анализа итогов ГИА на августовском педагогическом совете. Ознакомление педагогического коллектива с нормативными документами по ГИА осуществлялось на производственных совещаниях, Педагогических советах, семинарах различного уровня.

Работа с родителями (законными представителями) и выпускниками осуществлялась администрацией школы через систему родительских собраний, классных часов, сайт школы, электронный дневник. Факт ознакомления с нормативными документами по ГИА фиксировался в листах ознакомления родителей (законных представителей) и выпускников.

Анализ результатов ГИА в 9,11 классах за 2014-2015 учебный год позволяет сделать вывод о хорошем качестве подготовки учащихся и спланировать работу на новый учебный год. Уровень обученности выпускников обусловлен не только компетентностью и профессионализмом учителя, но и возможностями учащихся овладевать знаниями, поэтому при подготовке выпускников следует продолжить совершенствование системы подготовки к экзаменам, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Необходимо усилить работу по увеличению количества выбираемых экзаменов.

Исходя из вышесказанного систему подготовки к ГИА выпускников можно представить в виде модели:

Модель организации управленческой деятельности по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Директор Педсовет Нормативно-

правовая база

Зам. директора Совещания Программа

по УВР Семинары подготовки

к ОГЭ и ЕГЭ

Учитель Мониторинг

Классный руководитель Классные собрания

Родители Родительские собрания Знание

Консультации нормативно-

правовой базы

Ученик Классные часы Знание процедуры

Ученические собрания ОГЭ и ЕГЭ,

Консультации критериев




Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это современная инфраструктура. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.








Этапы выполнения работы: I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (в течение учебного года). IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ (в течение учебного года). V этап. Аналитический (июнь-август).


I этап. Организационный Анализ результатов проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися на ЕГЭ по всем предметам; соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ; средний балл по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, области; мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 класса в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).




Разноуровневая подготовка к ГИА 1 группа2 группа3 группа Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене, при добросовестном отношении и желании - хорошую. Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.


II этап. Информационный Содержание информационной работы с педагогами: 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней. 2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году. 3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ. 4. Направление учителей на курсы повышения квалификации и семинары по подготовке к ЕГЭ.


Содержание информационной работы с родителями: Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Инструктаж родителей по проведению ГИА в форме ЕГЭ. Ознакомление родителей с результатами тренировочно-диагностических работ. Проведение ГИА для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подача аппеляций. Оценка результатов ГИА.









Анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы; сравнительная характеристика выполнения контрольных работ; анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика; распределение отметок по результатам работ.


Результаты работы Отметки за работу 08 декабря Отметки за работу 17 февраля. «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2» кол-во % «5»«4»«3»«2» 08 декабря 2009 г. 17 февраля 2010 г зачет незачет






V этап. Аналитический (июнь - август) п/п Предмет Число учащихся, сдававших экзамены Сдали ЕГЭ Количество учащихся, не сдавших ЕГЭ Средний балл % обучен- ности 1Русский язык17 062,5100 % 2Математика17 049,5100 % 3Литература % 4 Английский язык % 5История % 6 Обществозна- ние,7100 % 7Биология33070,7100 % 8География22046,5100 % Анализ проведения ГИА за учебный год


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ Предмет уч. год уч. год Русский язык6062,5 Математика42,849,5 Литература5960 Английский язык4257 История42,344 Обществознание55,455,7 Биология6170,7


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ по району и по Московской области Предмет Средний балл по школе Средний балл по району Средний бал по области Русский язык62,5359,3059,46 Математика49,4741,7744,04 Литература60,0061,0056,79 Английский язык 57,0043,6956,45 История44,0048,3853,66 Обществознание55,7053,8255,10 Биология70,6760,0855,54 География46,5048,3853,66