Русская правда ярослава мудрого причины появления. Русская правда краткой редакции

Ярослав Мудрый. «Русская правда»

После смерти Владимира I Киевский престол перешёл к его старшему сыну Святополку (1015-1019). Вспыхнула междоусобица, и по приказу Святополка были убиты братья Борис Ростовский и Глеб Муромский. Они впоследствии были причислены церковью к лику святых. Святополк а за эти убийства прозвали Окаянным. Против Святополка I Окаянного выступил его брат Ярослав, который княжил в это время в Новгороде Великом. Святополк был изгнан в Польшу, где пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла своего могущества. Он обезопасил Русь от печенежских набегов, утвердил русские позиции в Прибалтике. После смерти Мстислава Тмутараканского в 1035 г. , Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.

Ярослав Мудрый превратил Киев в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. В 1037 г. Был возведён Софийский собор -храм, посвящённый мудрости, божественному разуму, правящему в мире.

Земля в те времена была главным богатством, основным средством производства. Распространённой формой организации стала феодальная вотчина, т.е. отцовское владение передавалось сыну. Наряду с княжескими и боярскими вотчинами в Киевской Руси были крестьяне-общинники неподвластные частным феодалам. Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани -«полюдье». Население, зависящее от князя называлось «смердами». Те смерды, которые находились не в крестьянской общине, а вотчине теряли линую свободу. Одним из путей закабаления свободных крестьян было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов «купу» - часть урожая, скота, деньги. И он должен был работать на своего кредитора, пока не вернёт долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине присутствовали рабы. Это люди из числа пленников или разорившихся соплеменников. Их называли холопами или челядью.

Внешняя политика Ярослава была достойна сильного монарха. Константинополь опасался идти против него войной, Польша была благодарна за помощь и милосердие, оказанное ей князем.

Ярослав, будучи строгим правителем, однако, заботился и о выгоде для своего народа. Новгородцы получили от него неслыханные права: новгородские князья всех последующих поколений должны были клясться гражданам своим в точном соблюдении его льготных грамот. К сожалению, мы сейчас можем только догадываться о содержании грамот, подлинный текст их утрачен. Известно только, что, ссылаясь на них, новгородцы отныне считали себя свободными гражданами, которые вправе были даже выбирать себе правителя. Даже место, где сходился народ для совета, благодарные новгородцы назвали в честь любимого князя - двором Ярослава.

Ярослав был набожен. Он приказал выкопать кости братьев Владимира, умерших некрещёнными, - Олега и Ярополка, и окрестил их, захоронив затем в киевской церкви Святой Богородицы.

Такая религиозная ревностность соединялась в нем с любовью к просвещению. О первом новгородском училище для 300 мальчиков уже упоминалось, но многое он сделал для основания и просвещения других городов, желая, чтобы главный его город - столицу - называли «вторым Цареградом».

Он и поступал как настоящий император, подобный Византийскому. Летопись называла его самовластцем Русской земли, а позже - царём. При нем начали чеканить и монету - «ярославское серебро».

Для храмов выписал Ярослав из Византии лучших греческих певцов, научивших россиян церковному пению.

В IX в. жители Перьми, печерских окрестностей, были данниками Новгорода. Россияне также собирались овладеть всеми местами, близкими Архангельску и Вологде. Жители тех земель торговали солью, железом, мехами, занимались охотой и рыбной ловлей и были независимы и свободолюбивы. Смелые и предприимчивые новгородцы сблизились с ними и покорили, назвав Заволочьем. Постепенно Заволочье населили выходцы из Новгорода, принесли с собой христианскую веру и построили монастыри на берегах Двины. Таким образом новгородцы нашли способ получить драгоценные произведения жителей Сибири через своих югорских данников. Даже браки своих детей Ярослав заключал с государственной выгодой.

Сын его Всеволод женился на дочери византийского императора Константина, Вячеслав - на сестре польского короля Казимира.

Дочь Анастасия вышла замуж за короля Венгрии Андрея I. Замечательна судьба дочери Ярослава Анны, которую посватал Генрих I Капетинг из далёкой Франции. Спустя несколько лет он умер, и Анна вместе с малолетним сыном Филиппом осталась на французском троне. Хотя страной фактически правил опекун короля Болдуин V Фландрский, но на всех официальных документах ставила свою подпись королева Франции Анна Ярославна.

Красиво и романтично описана история дочери Елизаветы и её жениха Гаральда. При дворе Ярослава жили многие изгнанники, лишённые тронов. Одним из них был норвежский принц Гаральд. Он нежно и преданно полюбил дочь Ярослава Елизавету. Но считалось, что одного имени потомка королей мало, чтобы просить руку дочери киевского князя, и он отправился в Византию, побывал на Сицилии и в Иерусалиме, прославился победами и песнями о своей любви к красавице княгине. Вернувшись со славой и богатством, Гаральд женился на Елизавете, а позже завоевал норвежский трон.

Но главное, что оставил после себя Ярослав Мудрый, - это первый написанный закон, первый судебник.

Назывался он «Русская Правда». В летописи об этом рассказывается, что, собрав и записав законы, Ярослав приказал: «По этой грамоте живите, как написано вам, так и соблюдайте». Это стало наставлением на соблюдение настоящих гражданских уставов.

Ещё во время княжения Олега россияне имели некоторые законы, но Ярослав, отменив одни из них, исправив другие и прибавив множество своих, издал письменные законы на славянском языке.

Тексты их сохранились в Новгороде и заключают в себе некоторые особенные, только для этого княжества принятые предписания. Но, конечно, «Правда» была законом государственным, а значит, общим для княжеств.

Этот документ сравнивают по своему законодательному значению с двенадцатью досками Рима. Он отражает состояние гражданской жизни тех лет и очень интересен для истории.

«Русская Правда» устанавливала правила суда и наказание за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. В дальнейшем «Правда» дополнялась, по-видимому, другими князьями. Много из неё заимствовали даже другие государства. На её основе заключались политические договоры, перемирия и союзы.

Главным предметом «Правды» Ярослава стали случаи обид и вреда, наносимых одними лицами другим.

Как за убийство, так и за любое увечье и побои предоставлялось право мести. Если же мести быть не могло, тогда князю платилась «вира» - денежный эквивалент тяжести преступления.

В первой же статье читаем: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскивать деньгами в казну: за голову боярина княжеского, тиуна, или граждан именитых, и тиуна конюшего - 80 гривен, или двойную виру; за княжеского отрока или гридня, повара, конюха, купца, тиуна и мечника боярского, за всякого людина, т. е. свободного человека русского или славянина, - 40 гривен, или виру, а за убиение жены полвиры».

Стоимость понижалась в зависимости от социального положения убиенного. Законы Ярослава определяли денежное наказание и за всякое насилие: «За удар мечом обнажённым или его рукоятью, тростью, чашею, стаканом, пястию, палицею, жердью и т. д.».

Видимо, такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег. Дети Ярослава затем отменят даже законную месть родственников.

Оградив безопасность людей, Ярослав постарался узаконить и некоторые уклады гражданской жизни. Например, нашедший у кого-нибудь украденную у него вещь мог взять её тотчас же, или, если возник спор, надлежало вести вора на свод и допытываться, каким образом попала к нему украденная вещь. В случае неразрешимости спора между истцом и ответчиком дело решалось судом из двенадцати выбранных человек.

Без Ярославовой «Правды» мы не знали бы, что древние наши предки, подобно и некоторым другим народам, использовали железо и воду для определения истинного преступника. В истории Средних веков это называлось Судом небесным. «Не имея никаких свидетелей, сам истец доказывает правоту свою железом».

Обвиняемый брал в голую руку раскалённое железо или вынимал рукой кольцо из кипятка, после чего судья обвязывал и запечатывал рану. Если через три дня на руке не оставалось язвы или знака ожога на коже, то невиновность была доказана. Даже христианские священники, не сумев истребить этот языческий обычай, торжественно освящали железо и воду для варварского испытания.

Самые древние законы были в основном уголовные. Ярослав же определил и важные права наследственности.

«Если братья станут тягаться о наследии перед князем, то отрок княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд»; «Свидетели должны быть всегда граждане свободные, только по нужде и в малом иске дозволено сослаться на тиуна боярского или закабаленного слугу». Таким образом Ярослав определял своеобразный суд присяжных из 12 граждан, которые, разобрав дело по совести, оставляли судье право определить наказание.

«Русская Правда» содержит полную систему древнего законодательства, соответствующего нравам Ярославова века. В нем не упоминается о некоторых преступлениях: о «смертной отраве», о насилии над женщиной, о некоторых условиях и сделках. Дело в том, что в некоторых делах данное честное слово служило вместо закона.

Надо отметить, что Ярослав в законах не делает различия между россиянами варяжского племени и славянами, подтверждая сказание Нестора о том, что варяжские князья не завоёвывали России, а были избраны славянами управлять государством.

Изучая законы Ярослава, делаешь интересное и даже лестное для славян заключение, что древние свободные россияне не терпели никаких телесных наказаний. Виновный платил или жизнью, или свободой, или деньгами.

Они крайне жёсткие, даже жестокие, но достойные твёрдых и великодушных русичей, которые боялись рабства больше смерти.

За свою жизнь Ярослав сделал много, что достойно войти в великие княжеские деяния, но «Русская Правда» - самое главное его творение, за которое его и назвали Мудрым.

Ещё до смерти Ярослав разместил по русским землям своих сыновей. В Новгороде правил старший, Владимир, умерший, правда, ещё при жизни отца, в 1052 г.

Второй - Вячеслав, получил Туров, после смерти Владимира - Новгород, а после Ярослава - и киевское княжение.

В Чернигове правил Святослав, в Переяславле - Всеволод, во Владимире-Волынском - Игорь, в Смоленске - Вячеслав.

Умирал Ярослав Мудрый в ясном сознании. Он посадил на киевский престол старшего сына и оставил наказ: «Вот я покидаю мир этот, сыновья мои. Имейте любовь между собой, потому что все вы братья... И, если будете жить в любви между собой, Бог будет у вас и покорит вам врагов... Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добывали её трудом своим

Погребён Ярослав в церкви Святой Софии, в мраморной гробнице, уцелевшей до сих пор.

Остановимся подробнее на одном из отечественных источников истории управленческой мысли -- «Русской Правде», которую все исследователи признают как выдающийся памятник общественной мысли Киевской Руси. «Русская Правда» является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси, а также источником сведений об административно-управленческом персонале при великом князе (высшего, среднего и низшего звена), о чиновниках местных органов, о мерах защиты их прав, об оплате их услуг.

Известны различные списки «Русской Правды» (XIII--XVIII вв.), которые делятся на 3 редакции в зависимости от авторов, объема и содержания. Первая редакция называется «Краткая Правда» или «Правда Роськая» (XI в.), вторая -- «Пространная Правда» или «Правда Русьская» (XI--XII вв.), третья -- «Сокращенная Правда» (XV-XVII вв.).

«Краткая Правда» представляет собой результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. Она состоит из 43 статей, которые делятся на 4 части: «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Покон вирный» и «Урок мостникам».

Нормы «Древнейшей Правды» (ст. 1 -- 18) отражают ранний период истории Руси, еще до установления государственной власти и принятия христианства. Заслуга Ярослава Мудрого заключалась в том, что он произвел отбор старых правовых норм и закрепил в «Правде» те из них, которые соответствовали интересам класса феодалов; они стали новыми нормами Древнерусского государства. Для истории управленческой мысли эта часть «Русской Правды» интересна тем, что в ней приводится перечень должностей служащих князя (дружинников), а также представителей социальных слоев Древней Руси. Среди них ябетник, или тиун (княжеский приказчик, домоупра-витель, ведавший хозяйственными делами князя), мечник (княжеский дружинник, судебный служитель), гридин (младший дружинник), холоп (крестьянин, зависимый от князя), смерд (независимый простолюдин, общинник). В целом здесь речь идет о защите прав (в том числе прав собственности) княжеских чиновников, а также купцов, изгоев, иностранцев {варягов, колбягов), о процедурах выявления виновных и мерах их наказания. русь управление государство князь

«Правда Ярославичей» (ст. 19--41) представляет собой самостоятельный законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. В этом законе значительно сильнее, чем в «Древнейшей Правде», выступает нормо-творческая деятельность князей, в результате которой были изменены нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников. «Правда Ярославичей» посвящена регламентации жизни княжеской вотчины, охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов. Здесь продолжается список должностей администрации князя. В частности, упоминаются наиболее знатные княжеские вельможи и слуги: огнищанин (старший дружинник, боярин), подъездной княж (сборщик различных поступлений в пользу князя), конюх старый (старший конюх), а также чиновники среднего и низшего звена -- сельский староста и ратаиньш (пахотный) староста (управляющие сельскохозяйственными работами), рядович (хозяйственный агент князя), емец (судебный служитель). В последней статье (ст. 41) определяется размер вознаграждения емеца за выполнение судебных функций.

«Покон (Устав) вирный» (ст. 42) определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления (натурального обеспечения) общиной одного из важнейших государственных чиновников -- вирника, основной функцией которого был сбор виры (налог или штраф, равный 40 гривнам).

«Урок (правило) мостннкам» (ст. 43) завершает статьи «Краткой Правды» о порядке оплаты княжеских слуг. В данном случае речь идет о чиновнике мостнике (руководителе строительства мостов и/или мостовых). В статье слово «мост» имеет двоякое значение: 1) переход через реку (или овраг) и 2) мостовая.

«Пространная Правда» представляет собой свод развитого феодального права. Она основана на тексте «Краткой Правды», Уставе Владимира Мономаха и других киевских князей конца XI--XII вв. и отражает усиление феодальных отношений в Киевской Руси. «Пространная Правда» состоит из 121 статьи, большая часть которых посвящена принципам экономической политики князя, вопросам собственности князя и феодальной знати, охране этой собственности и порядку ее наследования. Есть статьи о займах и ссудных процентах, об охране и порядке обеспечения имущественных интересов кредитора, о порядке взыскания долгов, о ремесленничестве и ремесленниках, о денежном довольствии чиновников княжеского двора.

«Пространная Правда» подразделяется на 6 частей по авторам, объему и содержанию. 1-я часть (ст. 1--46) представляет собой коллективный труд, она была принята на княжеском съезде в Любиче в 1097 г. Многие статьи 1-й части повторяют суть «Краткой Правды», но есть оригинальные статьи, а также статьи, уточняющие и унифицирующие административно-правовые понятия. Например, историческая статья (ст. 2) об отмене кровной мести, ряд статей (ст. 3--7, 11-17) об ответственности за убийство представителей княжеской администрации и различных социальных групп, связанных с княжеским и боярским хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая ремесленниками, рядовичами, смердами и холопами; оригинальная статья (ст. 8) об ответственности общины за преступление ее члена (элементы круговой поруки). Есть в этой части ст. 9, схожая с «Поконом вирным», но в ней приводятся уточненные размеры натурального обеспечения услуг сборщиков налогов и штрафов -- вирников (княжеский чиновник) и их помощников на местах -- метельников (представитель местной общины).

2-я часть (ст. 47--52) является результатом творчества Свято-полка Изяславовича, который покровительствовал ростовщикам. Статьи этой части характеризуют гражданские правоотношения, вопросы займа, ростовщический капитал (истое), ссудный процент {рез), взаимоотношения купцов и предметы торговли (товар). 3-я часть (ст. 53-66) основана на Уставе Владимира Мономаха и характеризует долговые обязательства, формы ответственности за нарушение договорных обязательств между господином и закупом (феодально-зависимым крестьянином). 4-я часть (ст. 67--73, 75-85) -- это Устав Всеволода 11 Ольговича (1138-1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах. К той же эпохе и автору относится 5-я часть (ст. 90-95, 98-106), в которой раскрыты вопросы наследства. 6-я часть относится к деятельности владимирского великого князя Всеволода Ш Юрьевича -- Большое Гнездо (1176-1212). Здесь собраны статьи, посвященные обеспечению деятельности судебно-административного аппарата великого князя, а также статьи о пошлинах и штрафах, о размерах и формах вознаграждения лиц, ведавших делами общественного характера, -- строителей, сборщиков налогов (ст. 74, 86--89, 96-97, 107-109). Причем впервые на Руси были введены дополнительные пошлины с выигравших процесс, т. е. с тех, «кому помогут» (ст. 107). В этой же части находится специальный раздел о холопстве (ст. 110-121).

В «Пространной Правде» уточняются статус и функции ряда названных выше чиновников государственной службы и приводятся новые категории лиц административного аппарата великого князя. Состав и функции чиновников демонстрируют сложность государственного аппарата управления в эпоху Киевской Руси X-X1I вв. Так, в «Пространной Правде» речь идет о таких чиновниках, как тиун княж (управитель княжеского феодального хозяйства), огнищный тиун (управитель хозяйством высших кругов княжеской дружины), конюший тиун (управитель княжескими конюшнями), отрок (младший член княжеского административного аппарата), городник (архитектор, руководитель строительства), детьский (судебный исполнитель). В то же время приводятся совершенно новые категории рядовых служащих, например, рядович боярский (в отличие от княжеского рядовича из «Краткой Правды»), тиун боярский (в отличие от тиуна княжеского). Это свидетельствует о развитии феодального землевладения в XI--XII вв., которое охватило не только княжеские, но и боярские земли. Об этом же свидетельствуют названные новые должности тиунов (управителей различными хозяйствами). В одних случаях они подчеркивают усиление позиций дружинников и бояр (огнищный тиун), в других -- повышение важности и масштаба работ (конюший тиун, городник).

Сокращенная Правда, по мнению большинства исследователей русской общественной мысли, представляет собой памятник, возникший (в XVII--XVIII вв.) в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Работа неизвестного редактора нового текста Правды заключалась в отборе из древнего памятника тех статей и норм, которые могли сохранить характер действующих в его время правовых норм.

Обилие государственных должностей, упоминаемых в одном из важнейших источников русской управленческой мысли, свидетельствует о сложности и многообразии хозяйственной и иного рода деятельности, осуществляемой великим князем и его свитой с целью эффективного управления Киевским государством, о понимании князем актуальности необходимых для этого управленческих кадров.

По тексту «Русской Правды» можно понять, кто являлся если не автором, то заказчиком этого документа. Конечно же, она создавалась в интересах великого князя и была нацелена на укрепление его самодержавной власти в Древней Руси. Многие статьи подчеркивают устойчивость модели управления полицейским государством, каковым в ту пору было Киевское государство. Чего стоит, например, в деталях расписанные порядок и формы кормления в денежной и натуральной формах княжеских слуг (и находящихся при них коней) -- вирника, городника и мостника, а также кормления фуражом их лошадей, о чем соответственно указано в ст. 9, 96 и 97 «Пространной Правды».

До крещения страны князем Владимиром Киевская Русь была языческим государством. В те времена все законы нигде не были записаны, и люди жили по древним обычаям. Но когда на престол взошел Ярослав Мудрый, появились первые письменные законы. Начало создания первого письменного свода законов принадлежит именно Ярославу Мудрому.

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:
  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право;
  2. трое братьев Ярославичей - Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами;
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» - «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.

Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму;
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ;
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое;
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.
Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.

Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство;
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов;
  3. определили положение закупов и купцов;
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.
Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.


На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток....

Русская правда - это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого . Правда русская вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.

1016 г. - дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему.

Эта книга должна была появиться из следующих соображений:

  1. Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
  2. Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями.

Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды .

  1. Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава.
  2. Краткое содержание и основные положения древнерусского документа читать онлайн.
  3. Три основных редакции Русской правды.
  4. Краткая правда и Пространная правда.
  5. Система штрафов в древнерусском государстве.
  6. Какое значение имеет первый сборник кодексов для современного мира?

Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава

Ответ на этот вопрос очень прост – до правления Ярослава, никто не составлял письменных документов с кодексом правовых, уголовных и административных норм. Это стало одной из весомых причин, за которые Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый. На тексте этого документа базируется всё последующее законодательство Киевской Руси.

Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.

В книге были нормы законов:

  • уголовные;
  • правовые;
  • процессуальные;
  • административные;
  • гражданские;
  • семейные.

По этому своду законов неприемлемо решать судебные разбирательства с помощью смертельного поединка («у кого меч острее, тот и берёт верх»).

Три основных редакции Русской правды

Существует три основных редакции этого документа:

  1. Краткая . Это древнейший вариант изложения.
  2. Пространная . Вторая редакция книги.
  3. Сокращённая . Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.

Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.

Краткая и Пространная правда

Краткую принято делить на две части:

  • Правду Ярослава (содержит в себе 10 первых норм «яко же Ярослав судил»);
  • Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Владимировича).

Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве .

Пространная - это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

  • Устав Ярослава Мудрого.
  • Устав Владимира Мономаха.

Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

Сокращённая - самая поздняя вариация. Датируется XV веком. Была создана на основе Краткой и Пространной в Московском княжестве. Написана - в Великой Перми. В неё содержится 50 статей.

Эти своды отличают убийство в ссоре - неумышленное, от кровавой расправы «в разбое» - умышленное. А также различаются виды нанесённого ущерба: тяжкий, слабый. От этого и зависит мера наказания. Ограничивались штрафами или изгнанием виновного и его семьи. А также была актуальна кровная месть - «Убьёт муж мужа, то мстить брату брата».

Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.

Система штрафов

Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

Вира - так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

Полувирье - плата за увечья тяжкой степени.

Продажа - штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния.

Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира

  1. Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
  2. Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
  3. Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.

Интересный факт! Название «уголовный» произошло от древнерусского «головщина», что означало убийство.

Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.

На годы правления этого знаменитого князя приходится расцвет Киевской Руси. «Русская правда» Ярослава Мудрого - это первый свод законов древнего славянского государства. Он является первым писаным законом, первым судебником, первым документом, который должен был урегулировать жизнь общества.

«Русская правда» Ярослава Мудрого: происхождение

Летопись рассказывает, что князь, прозванный Мудрым из-за своей рассудительности, завещал своим потомкам жить по грамоте. Он собрал и записал все действующие в стране законы, некоторые отменил, другие прибавил. Изданы они были на славянском языке, поэтому понятны каждому человеку. Сегодня старинные тексты хранятся в Новгороде. Правда, это не оригиналы, а более поздние редакции, сохраненные в так называемых Кормчих книгах.

Значение свода законов Ярослава

«Правда» Ярослава Мудрого по своему значению для страны занимает такое же место, как законы царя Хаммурапи или двенадцать законодательных досок Рима. Это не только правовая база Руси, но и важнейший исторический источник, который рассказывает о состоянии гражданской жизни той эпохи. Кодекс Ярослава устанавливал правила суда, меру наказания за кражу, оскорбление и убийство, также он определял право наследования имущества и порядок сбора налогов. Следующие князья дополняли свод законов по своему усмотрению, многие статуты заимствовались другими странами. «Русская правда» Ярослава Мудрого была базой, на которой заключались союзы, перемирия и политические договоры.

Свод законов «Русская правда». Содержание

Свое внимание великий киевский князь обратил главным образом на обид и вред, нанесенные одними людьми другим. За побои, увечье и убийство родственникам давалось право мести. Если не было кому мстить, то с виновного взимался штраф в казну. Размер «виры» определялся от степени тяжкости преступления и социального статуса потерпевшего. Законы Ярослава оберегали население от насилия, поскольку деньги были в то время редкостью, а размер штрафов достаточно велик. Чуть позже наследники мудрого князя отменят право на месть.

Законы Ярослава в судовой системе

«Русская правда» Ярослава Мудрого ввела в обиход то, что сейчас именуется судом присяжных. Свидетелями брались свободные граждане, при нужде опрашивали слуг. При неразрешимом споре между людьми вердикт выносили двенадцать выбранных человек. Если хозяин нашел украденную у себя вещь, то мог сразу же забрать ее обратно. Киевский князь разрешал испытание железом и водой для нахождения истины. Этот варварский обычай не смогли искоренить даже христианские проповедники, поэтому также его узаконили под названием Суда небесного. Ярослав ввел плату за вмешательство в спор за наследство. Представитель князя брал гривну за труд, чтобы справедливо поделить имущество между братьями.

Особенности «Русской правды»

Славянский кодекс отображал жестокие нравы своего времени. Он не упоминал некоторых преступлений, которые не приемлются сегодня. Например, насилие над женщиной, отравления. Этот закон не делал разницы между варягами, славянами и представителями других народов. Интересно то, что свободные жители Руси не терпели никаких телесных наказаний - допускалась плата жизнью, свободой и деньгами. Умирая, светлый князь распределил власть между сыновьями и завещал им жить в согласии и христианской любви.