Смирение. Смирение — как научиться этой добродетели

В юности и молодости я считал себя довольно значительным человеком. Я побеждал на городских математических олимпиадах и поэтому считал себя одним из умнейших людей современности. Я много лет занимался борьбой и поэтому считал, что могу быть грубым с незнакомцами. А когда у меня обнаружились зачатки литературного таланта, я решил, что имею право на любые неудачи и ошибки в других сферах жизни - моё бессмертное творчество искупит всё.

При этом я был довольно несчастным человеком. Я постоянно был недоволен собой и окружающими людьми, даже погодой и вещами. Я часто бил вещи и ругал себя жестокими словами. Хорошее настроение было очень редким гостем, и любой пустяк мог спугнуть его. Отношения с человечеством были напряженными.

Прошли годы, которые принесли много неприятных открытий. Математические олимпиады более высокого ранга показали, как много людей, которые заметно умнее меня. Некоторые ситуации на улице убедили меня в том, что редко когда я могу решить ситуацию силой, да и вообще сила не в приёмах и мускулах. А самое неприятное открытие было в том, что мой дар слова много ниже, чем у Гоголя, а величина души много меньше, чем у Достоевского, и потому человечество ничего не потеряет от того, что я не буду писать. Прошло еще несколько лет, пока я пережил эти открытия, смирился с новым видением себя, обрел новые цели и смысл жизни, вполне обычные, рядовые.

Теперь меня не огорчает никакая погода. Я никогда не злюсь на вещи и на самого себя. И если мне доводится себя укорять, для этого находятся необидные слова. Отношения с человечеством потеплели. Плохого настроения практически не бывает, а когда и заглядывает в гости, я в три счета прогоняю его. В общем, былого уныния нет и в помине.

Для чего я поделился с вами наболевшим? Чтобы мы вместе ответили на вопрос: случайно ли то, что по мере уменьшения самомнения, амбиций проходит уныние, и человек приходит в состояние гармонии с собой и окружающим миром?

Нет, не случайно. Прежде, чем объяснить это подробнее и вывести рецепт победы над депрессией, скажем, что речь идёт не о всякой депрессии. Примерно 20% депрессий имеют физиологические причины или, по крайней мере, физиология тесно включается в механизм депрессии. Эта же беседа - о такой депрессии, причины которой носят духовный характер. Такую депрессию можно назвать хроническим унынием, отчаянием.

Так вот, такая депрессия всегда имеет причину. Эта причина кроется не во внешних обстоятельствах, а в душе человека. Точнее, в одном совершенно конкретном ее качестве. Это качество называется гордостью.

Мое утверждение покажется удивительным, поскольку мы привыкли считать гордость одним из достоинств человека. Мы хорошо помним фразы: «благородная гордость», «у тебя что, совсем гордости нет?», «у человека должна быть гордость».

Ответим сразу и решительно: никакой «благородной гордости» не существует. И не должно быть у человека гордости, если он не хочет быть несчастным, ненавидимым людьми, а может быть, и дойти до суицида.

То светлое и благородное, что мы порой путаем с гордостью, это человеческое достоинство - сознание высокого достоинства того, что заложено в нас как во всякого человека. Это, безусловно, доброе и очень нужное качество. А гордость - совсем другое. Если достоинство говорит: «я так же божественен, как и другие люди», то гордость шепчет: «я лучше других и достоин большего, чем многие».

До революции 1917 года все знали, какая беда - эта самая гордость. Но главари коммунистов поставили себе задачу сделать народ России несчастным и бессильным, для этого постарались перевернуть с ног на голову жизненно важные вещи. Так появилась на свет неведомая дотоле «благородная гордость», «благородная ярость» и другие подобные абсурдные слоганы. За время советской власти ложное благородство гордости настолько въелось в умы, что во избежание путаницы в современной духовной литературе для обозначения гордости часто используется не столь оболганный синоним - гордыня.

Так что же такое гордость, она же гордыня, и почему она приводит к унынию, а порой и доводит до суицида?

Анатомия гордости

История появления гордости в мир такова.

В сотворенном Богом мире не было никакого зла, одно лишь добро. А поскольку одним из свойств добра является свобода (иначе что это было бы за добро, если бы оно творилось не по доброй воле?), имели эту свободу и ангелы. И однажды величайший из ангелов - Денница - решил, что ему мало быть ангелом, решил стать равным Богу и восстал против Творца. За ним последовала часть ангелов. Теперь мы знаем бывшего Денницу под именем сатаны, а падших ангелов как бесов. Они стремятся путем лжи привести людей в то же несчастное состояние, в котором находятся сами. Обманом сатана склонил Адама и Еву к непослушанию Богу, и первые люди, покинув Бога, естественно, покинули и рай.

Гордыня - это нежелание смириться с тем, что имеешь, и благодарить за всё Бога. Именно эта злая страсть сделала сверкающего Денницу темным сатаной, низвергла часть ангелов в ад, изгнала людей из рая и стала причиной всех нынешних мучений человечества, всей боли всех людей от Адама и до вас. И к боли каждого человека его гордыня имеет самое непосредственное отношение.

Давайте детально рассмотрим, что делает с нами наша гордыня.

Думаю, все слышали известную мудрость: «счастлив не тот, кто имеет всё, чего хочет, а тот, кто доволен тем, что имеет». Слышали-то мы слышали, и мы согласны с тем, что это действительно формула счастья. Но она нам не помогает. У нас не получается быть довольными тем, что имеем. Почему не получается? Потому что нам мешает гордыня.

Гордыня говорит нам: «Вон у того и у другого есть то-то и то-то, а ты чем хуже? Бедный ты, несчастный, как несправедлива к тебе жизнь! Почему же этот Бог, если он есть, так жестоко распорядился с тобой?»

Таким образом, гордыня влечет за собой такие чувства и действия как зависть, ропот на судьбу, жалость к себе. Согласитесь, что это довольно неприятные, мучительные чувства. Естественно, человек пытается избавиться от боли, причиняемой этими чувствами. Но каким образом?

Вместо того, чтобы воздействовать непосредственно на свои чувства, на свою душу, удаляя из себя корень своих бед - гордыню, человек ищет облегчения в том, чтобы удовлетворить свою гордыню, то есть чтобы «улучшить» своё положение, которым недовольна гордыня. Человек-то доволен, его гордыня недовольна!

Первыми сыновьями Адама были Каин и Авель. Авель был добрый человек и его жертвоприношения были угодны Богу. Злого Каина мучила зависть. Каин мог успокоить своё сердце, победив гордыню доверием к Богу: «Раз Бог показывает, что поступки Авеля более угодны ему, значит, они действительно лучше. Смирюсь, буду терпеть свою долю». Но Каин поступил иначе: мучимый завистью, он убил своего брата Авеля. Стало ли Каину легче после этого, успокоилась ли его гордыня? Конечно, нет. Ему пришлось бежать с женой от родителей в другую землю, но куда он мог убежать от мучений своей совести?

Мы с вами не убивали своих братьев. Но мучимые своей гордыней, мы поступаем так же неразумно, как и Каин: мы не боремся с причиной своих страданий - гордыней, мы мечтаем удовлетворить гордыню жертвоприношениями.

«Почему у других уже есть парни (девушки), а у тебя еще нет? Чем ты хуже, тебе даже нечем похвастаться перед друзьями!» - шепчет нам гордыня, и мы совершаем грех блуда, от которого у нас отнюдь не прибавляется счастья, вовсе даже наоборот.

«Почему у них есть деньги и то, что на них покупается, а у тебя нет, бедняжка!» - терзает нас гордыня. И мы совершаем нечестные поступки с целью обогащения, либо вместо профессии по душе выбираем профессию поприбыльнее. Делает ли это нас счастливее? Ещё никто не обрёл счастья, потеряв себя.

«Да, они плохо поступают (воруют, принимают наркотики), но почему им можно, а тебе нельзя?» - спрашивает гордыня. И мы, следуя дурному примеру, становимся несчастнее.

«Почему у неё такой хороший муж, а у меня - никого? Хочу этого мужа!» - шепчет гордыня женщине, и та бросается отбивать чужого мужа. Если получится, ей не позавидуешь. Да и если не получится - тоже.

«Ты достоин любви и почитания масс», - говорит гордыня, и не имеющий таланта человек карабкается на эстраду, на посмешище знатоков и истории.

«Ты достоин власти», - врёт гордыня, и не умеющий управлять собой человек рвётся в политику, чтобы управлять миллионами.

Гордыня делает мучительной любую попытку вытерпеть что бы то ни было: «Почему ты, такой хороший, такой великий, должен это терпеть? Откуда взялась вообще эта боль, она совершенно не входила в наши с тобой планы. Мы планировали великий путь сплошных удач, побед и наслаждений. Нет, это просто невыносимо! Я не хочу это терпеть!»

«Врачи говорят, мне вредно пить. Но я хочу! Другим-то можно, а я чем хуже?» - слышит человек голос гордыни и через некоторое время умирает от цирроза.

Да уж, все эти «хочу», «не хочу» используются гордыней против нас очень ловко. Хочет она всегда того, чего нет, а не хочет того, что есть.

Так мы падаем всё ниже. Теряем радость, теряем себя. Неизбежно встречаемся с ситуациями, когда даже наша готовность бросить на чёрный алтарь ненасытной гордыни всё, что угодно, не помогает нам. Любовь, совесть, честь, дружба уже брошены, но гордыне этого мало. Она ставит нас в такие ситуации, когда мы просто бессильны что-либо сделать. Она мучает нас неприятием наших родителей - но мы бессильны поменять их. Она мучает нас желанием завоевать любовь какого-то человека или группы людей - но любовь можно завоевать только любовью, а у нас нет любви, потому что где сильна гордыня, там зло, и любовь там не живёт.

Много бывает ситуаций, когда мы ничего не можем сделать. И тогда мы впадаем в уныние, как самолёт в штопор. Буксуем как бульдозер, упершийся в гранитную скалу. Начинается депрессия.

Тем временем, родоначальник гордыни - сатана - не бездействует. Это именно он подбрасывал нам те мыслишки, которые вместе с унаследованной от предков гордыней довели нас до такого плачевного состояния. Но это мучение - ещё не предел желаний сатаны. Его цель - довести нас до самоубийства, чтобы высшее творение Бога, обладающее божественным достоинством, созданное для рая, для радости, оказалось в аду с предателем - бывшим Денницей.

Достаточно мы шли на поводу у тех, кто желает нам зла. Хватит! Хватит воевать с ветряными мельницами и завоёвывать призрачные страны. Давайте, наконец, займёмся настоящим решением своих проблем и обратим наше оружие против корня всех бед - гордыни.

Сила смирения

Качество, противоположное гордости, - смирение. Именно оно и является самым сильным «антидепрессантом» в случае депрессии-уныния.

Смирение только на первый, очень невнимательный взгляд, может показаться чем-то непривлекательным, похожим на слабость. Это не так. В смирении - сила. Чтобы смириться, нужно приложить силу. А когда человек смирится, он становится еще сильнее.

Помню, на одной из своих работ я пожаловался начальнице, что мне, маленькому начальнику, приходится много чего терпеть от коллег и подчиненных. Её ответ тогда удивил меня: «Чем выше поднимаешься, тем больше приходится терпеть!» Я присмотрелся, и увидел, что, действительно, чем выше место, тем больше у человека всяких трудностей. И нужно немалое смирение, чтобы, избегая разрушительных эмоций, успешно управлять собой и людьми. О том же говорят и русские пословицы: «Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь», «Живи смирнее, так будет прибыльнее», «Живи смирнее, всем будешь милее».

Сейчас моя бывшая начальница возглавляет одну из крупнейших промышленных компаний России. Хотя ей нет ещё и сорока, её годовая зарплата исчисляется миллионами долларов. Думаю, это не предел её карьеры.

А чего достигает в работе гордый? Гордый - значит обидчивый. А пословица недаром гласит: «На обиженных воду возят». Гордый дважды в проигрыше - и работа у него всегда самая тяжелая и низкооплачиваемая, да ещё и обида всегда рвёт душу.

Посмотрим на боевую ситуацию на войне или на улицах российских городов, где обстановка всё ближе к военной. Побеждает не тот боец, который громко кричит, ругается и впадает в гнев после первого бранного слова в свой адрес, а тот, кто спокойно пропускает всю ругань мимо ушей и действует тогда, когда сам считает нужным.

То же и в личных отношениях, даже в личных особенно. Гордый человек вообще ни с кем не может ужиться. А смиренный сохраняет не только внешнюю сторону отношений, он сохраняет в себе и в другом человеке самую суть отношений - любовь.

Гордый человек - как лужа: брось в неё камень - она вся и расплескалась, забрызгав окружающих грязью. А смиренный человек - как море: оно поглотит любой камень бесследно, и даже круги по воде не пойдут.

Это над гневом гордого человека смеется пословица: «Гремит гром не из тучи, а из навозной кучи». Смирение и кротость, наоборот, в почёте: «Кто гнев свой одолевает, крепок бывает», «Господин гневу своему - господин всему», «Лучше самому терпеть, чем других обижать».

Ничто не может огорчить смиренного, он всегда готов ко всему, всё принимает как должное. Говорит преподобный Ефрем Сирин: «Кроткий, принимая на себя все удары, остается твердым; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордыней, в уничижении радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире». У него не то что депрессии - даже плохого настроения не бывает. «Человек смиренный живет на земле, как в Царствии Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен», - преподобный Антоний Оптинский.

Как научиться смирению

Как же победить в себе гордыню и развить смирение?

Для начала, нужно понять один важный закон жизни: случайностей не бывает . Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу.

«Всё, что ни делается, к лучшему», - одна из сторон этого закона.

В Евангелии есть удивительные слова Христа, обращенные к людям: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц».

В Библии Бог говорит людям о своей заботе о нас: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49, 15). О том же говорит и пословица: «Ни отец до детей, как Бог до людей».

Этому нужно только радоваться, поскольку мы - любимые творения Божии, и всё, что Он делает, направлено к нашему благу. А если все внешние воздействия на нас направлены к нашему благу, то разве может случиться что-то такое, на что мы должны огорчаться?

Нет! Ничего такого с нами случиться не может.

Но почему же тогда с нами происходят всякие неприятности, несчастья?

Если верить гордыне, которая говорит нам, что мы самые великие и прекрасные, причин неприятностей мы никогда не поймём. Но взгляд гордыни - ложный, фальшивый. Трезвый, честный взгляд - взгляд смирения.

Смирение говорит нам, что у нас, как и у всех остальных людей, есть много недостатков. Нам будет тем лучше, чем меньше у нас останется этих недостатков, чем совершеннее мы станем.

Именно этого нам желает Господь, попуская нам все эти неприятности. Именно «попуская», а не «посылая». Потому что подлинной причиной несчастий является наша предыдущая жизнь и наши недостатки.

Как же связаны наши недостатки с этими неприятностями и как эти неприятности помогают нам совершенствоваться? Рассмотрим несколько типичных примеров.

Сюжет первый. Человек в юности был жесток. Часто причинял душевную и даже физическую боль близким людям. Однажды на улице его жестоко избили, сломали позвоночник. Он около года пролежал в больнице, многое вытерпел. Он мог ожесточиться на судьбу и людей, но он всё правильно понял, переосмыслил и, пережив страдание, стал более сострадательным и бережным к людям.

Сюжет второй. Девушка часто меняла мужчин. В конце концов, она вышла замуж за мужчину, которого увела из чужой семьи. Через несколько лет он ушёл от неё к более молодой. Она пережила очень тяжелый период в жизни. Она могла озлобиться на мужа и судьбу, но она сумела принять этот как результат своих прежних ошибок. Она раскаялась в них и стала жить целомудренно, ожидая уже по-настоящему своего человека.

Сюжет третий. Человек был чрезвычайно жаден до денег. Он ценил деньги не только выше чести, но даже выше любви. Все силы, весь ум он направлял на то, чтобы разбогатеть. Но почему-то у него это получалось хуже, чем у тех, у кого было меньше жадности. Все его предприятия рано или поздно терпели крах, едва приблизившись к успеху. Он мог потратить на эту безумную гонку всю жизнь, но после очередного краха он сумел смириться с тем, что не станет богатым. И стал гораздо счастливее. А потом и деньги пришли. Сами.

В третьем сюжете целью могли быть не деньги, а слава, власть или возможность реализации таланта в своих личных целях. Итог один.

Сюжет четвёртый. Человек родился инвалидом. Он мог передвигаться только на инвалидной коляске. Он слышал чудесные истории о том, как здоровые красивые девушки влюблялись в инвалидов и выходили за них замуж, после чего в прямом и переносном смысле всю жизнь носили их на руках. Годы шли, он искал такую девушку, но не находил. Мечты таяли. Он мог впасть в отчаяние, спиться или покончить с собой. Но он смог смириться с судьбой. Вместо любви девушки он нашёл любовь Бога. И душа его стала прекрасной. Жизнь осталась внешне скудной, но внутренне стала радостной. Позднее он понял, что внешнее уродство было средством украшения его души, которая была слишком гордой и поэтому не могла любить. Это уродство исцелило его от гордыни и сделало счастливым. Если бы он родился здоровым, то в результате прогрессирования гордыни он бы покончил с собой в 15 лет.

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что в каждом сюжете в критический момент у человека был выбор - озлобиться ещё больше или смириться. Это очень важно! Мы свободные люди и всегда выбираем между злом и добром. Никакое несчастье само по себе не сделает нас лучше, если мы сами не приложим своего ума и усилий.

Но даже если мы всё понимаем и хотим смириться, у нас может не хватить для этого собственных сил. А точнее - наверняка не хватит. Потому что гордыне содействует сила врага, сила злых духов. И нам, чтобы победить её, необходима противоположная - Божественная сила. Она всегда готова придти к нам на помощь. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Никакое хорошее дело нельзя совершить успешно, если действовать лениво или бездумно. Та работа над собой, о которой мы говорим, должна совершаться вдумчиво.

Принцип работы простой. Мы должны всегда делать противоположное тому, чего хочет от нас гордыня. Как правило, она хочет от нас ропота на Бога, уныния, злых чувств к другим людям. Противоположностью будут благодарность Богу, радость, добрые поступки по отношению к тем, на кого мы хотим рассердиться.

Суть смирения выражается в короткой молитве: «Слава Богу!» или «Слава Богу за всё!» Поэтому когда нам хочется крушить, ломать, плакать, драться и тому подобное, будем вместо этого, наперекор своей гордыне, говорить: «Слава Богу за всё!» Таким образом, мы и свою волю приложим наперекор гордыне, и призовём на помощь Божию силу.

Начать можно с малого. У всех у нас бывают мелкие ошибки, когда что-то падает из рук, или мы обо что-то ударяемся, или обнаруживаем, что что-то забыли или потеряли. Обычно в таких ситуациях гордый человек ругается. Приучим себя в такие моменты вместо ругательства говорить: «Слава Богу!»

Это совсем не трудно. И произойдёт чудо - через несколько месяцев вы увидите, что такие мелочи уже совершенно вас не огорчают, вы сохраняете мирное настроение. Это и есть начало смирения.

Оружием благодарной молитвы можно победить любую беду, любую скорбь.

Что же касается каких-то наших глобальных планов, желаний, мечтаний, нам будет гораздо лучше, если к этому всему у нас будет просто-напросто реалистичный, трезвый подход.

Допустим, полководец составляет план сражения. У него есть точный план местности, точное знание своих сил и их расстановки и довольно точное знание сил противника. Обладая всеми этими знаниями, а также знанием тактики военных действий, полководец может составить такой план битвы, который принесёт победу.

А теперь посмотрим на себя. Хорошо ли мы знаем себя - свои добрые и злые качества, свои предельные возможности, все свои таланты? Понимаем ли мы, насколько наши желания соответствуют нашим реальным потребностям? Насколько нам известны закономерности жизни? Насколько хорошо мы знакомы с теми силами, которые нам противодействуют, стремятся нас мучить и довести до самоубийства? Если во всех этих вопросах вы вполне информированы, то у вас хорошие шансы составить такой план, который сбудется.

Но проблема в том, что вряд ли это так. Ведь мы ослеплены гордыней и мало интересуемся тем, что действительно имеет значение в этой битве. Поэтому наши мечты имеют мало шансов на осуществление. «Дай Бог нашему теляти волка съесть».

Это планы полководца, перед которым карта равнины, хотя на самом деле биться придётся в горах; представление о своих силах у него преувеличенное, а о противнике - сильно преуменьшенное. И он не знает, что можно позвать на помощь союзника, мощная армия которого в получасе пути, только и ждёт сигнала.

Не будем тратить силы на составление глупых, нереальных планов, которые непременно разрушатся! То, что до последнего мига будет нам казаться победой, непременно обернется поражением. Постараемся лучше узнать те планы, которые есть о нас у того Союзника, который знаёт всё, располагает самыми точными картами, а армия его неуязвима и непобедима.

Апостол Иаков сказал: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то и другое», - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».

Книга Притч: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».

О том же говорят и русские пословицы: «Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом», «Жилами не нажить, чего Бог не даст», «Силой у Бога не возьмешь», «Человек так, а Бог инак», «Ты к худшему, а Бог к лучшему», «Не так живи, как хочется, а как Бог велит», «Без Бога ни до порога».

У вас в жизни непременно будут успехи, будут достижения целей, будет счастье. Но всё это будет только тогда, когда вы начнете согласовывать свои цели и поступки в Божией волей. Нравится вам это или не нравится, но это так. Царь Давид, который победил богатыря Голиафа и из простого пастуха стал величайшим царём могущественного, непобедимого Израиля, знал, что говорил, когда сказал: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю». Давид говорил это на основе своего опыта. А больше успехов, чем у него, добиться невозможно.

Но прежде чем устремляться к вершинам, нам необходимо смириться с тем, что имеем.

Да, у вас в результате депрессии может не быть сил. Но нужные вам силы есть. Они есть у Бога. И Он будет рад дать вам их. Он этого хочет.

Только перестаньте клеветать на Него, жаловаться и роптать. Попросите у Него прощения за весь свой ропот и доверьтесь Ему, и придите под защиту Отца, чтобы Он исцелил ваши раны.

У Христа за пазухой - хорошо.


Как можно смириться с судьбой, если в жизни происходят одни лишь неудачи? Если здоровья нет, счастья нет, любви нет! Как можно смириться с болезнями, одиночеством, страданиями, нищетой? А как смириться со смертью? Что это вообще за слово такое «смириться»? Что оно значит – опустить руки, перестать бороться за лучшее будущее? Просто плыть по течению, не предпринимая попыток спастись? А ведь любые священные писания учат смирению. Это большая аскеза, которая поощряется Высшими силами. Вот только на самом деле это совсем не значит, что нужно опустить руки и снять с себя ответственность за все происходящее.

В самом слове «смирение» скрывается глубокий смысл, который подсказывает нам само звучание слова. С-МИР-ение. С миром в душе. Это значит, что нужно принимать все происходящие события с миром в душе. Ведь как обычно бывает: случается в нашей жизни какая-нибудь незапланированная неприятность, и вот мы уже злимся, раздражаемся, негодуем. И это в лучшем случае. А еще можем обидеться на жизнь. И начать бояться повторных неудач тоже можем. Словом, мы испытываем огромное количество негативных эмоций, излучаем разрушающие вибрации, которые несут на информационном уровне .

Смириться с судьбой – означает принять ситуацию с миром в душе, с благодарностью за урок, который она несет, с пониманием, что мы сами несем ответственность за все происходящее в нашей жизни. И при этом не опускать руки, не причитать, , а решать проблему, искать выход. Почему же нам так сложно смириться, а гораздо легче метаться из стороны в сторону, искать виновного, брызгая ядовитой слюной? Потому что мешает гордыня. Принять ответственность за свою жизнь с миром в душе не так просто, ведь большинство людей считают себя лучше других. А раз они лучше, значит, виноваты те, кто хуже. Вот пусть они и решают проблему, несут наказание, в конце концов! Так считают гордые люди, которым чтобы дойти до смирения, нужно еще очень многое осознать в своей жизни.

Фото Gilbèrt D. Pape

Поэтому даже поход в церковь, поклон иконе, чтение молитвы считается смирением перед Богом. Все, что уничтожает гордыню, развивает смирение. А как может гордый человек стать на колени? Да еще и перед иконой? Это же унижение его достоинства!

Для того, чтобы достойно справиться с жизненными трудностями, нужно сначала смириться с проблемами, утихомирив свою гордыню, затем проявить терпение, так как они не решатся моментально, и только потом начать действовать. С благодарностью, с любовью, с миром в душе. Иначе урок не будет пройден и судьбе придется вновь создавать в нашей жизни подобную ситуацию. И так до тех пор, пока мы не осознаем, не научимся, не поймем. Так зачем же тратить время своей жизни на то, чтобы сопротивляться, бороться, отвергать? Зачем противиться естественному течению жизни, если от нас требуется наоборот – развивать терпение, смирение, принятие? Отведенного времени так мало, а успеть сделать нужно всего так много, что возводить в культ гордыню, эгоизм и тщеславие, значит, свернуть с правильного пути. В пропасть.

Долго читал ресурс. Не совсем понимаю, зачем я сюда пишу - вряд ли я услышу от участников обсуждения что-то такое, что поможет мне... но все-же попытаюсь, ибо посоветоваться "в реале" - не с кем. Те, кто меня знает - имеют обо мне какое-то, сформированное уже давно представление и ломать его - бесполезно...
Итак
мужчина, 48 лет. Несколько лет назад - сошел с ума, развелся с первой женой (с корой прожил более 20 лет) и вернулся в Россию из дальнего зарубежья (где прожил почти 13 лет) За рубежом был - откровенно несчастлив, никак себя не нашел и не реализовал, толком не смог выучить язык - словом - потерпел почти полное фиаско. Вернулся в Россию почти без гроша (ну - тысяч 20 долларов максимум) , без жилья и без машины даже. В возрасте "хорошо за 40". Однако - вернулся на хорошую позицию в Москву (более 100 тыс зарплаты) - благодаря хоть какому-то, но зарубежному опыту работу, хоть какому-то, но английскому языку. То-есть, если за бугром я "не тянул "- то в Москве я нашел-таки позицию, даже немного "руководящую" - чего мне в принципе не "светило" за рубежом. Но - в возрасте хорошо за 40 я оказался в Москве, в съемном жилье и без малейших перспектив тут что-то купить.... Словом - с материальным положением всем думаю понятно..
Семейные дела. Семейная жизнь с первой женой меня не сложилась. Несмотря на то, что оба вроде были неплохими людьми - любви (страсти) между нами не было с самого начала. (такой штрих - я "ухаживал" за женой 2 с лишним года, прежде, чем она отважилась на секс со мной. Она тоже была у меня первой, но как-то я тоже не очень сильно ее хотел - то-есть наш брак был скорей.. ну не по расчету - оба были бедными, как церковные крысы - а по "договоренности" что-ли, ну даже не знаю, почему мы сошлись. Жена при этом была красивой и имела множество поклонников, но всех отклоняла). Но таки я развелся с женой и вернулся один и без гроша в кармане в РОссию
Оказавшись без друзей и знакомых, в возрасте "далеко за 40" в Москве, после многих лет за рубежом (отвыкнув от России и местных "особенностей") я оказался в вакууме, едва ли не большем, чем окружал меня за рубежом - как словно - еще одна иммиграция... С удивлением обнаружил, что оказывается женщин я - не интересую в принципе, особенно красивых - все в РОссии "коммерциализировалось "и немолодой мужчина оценивается исключительно по его материальному положению, а в Москве - почти на 100% все зависит - есть ли у тебя свое жилье. С человеком "хорошо за 40", но арендующим жилье и не имеющим перспектив его купить - никто даже знакомиться не хочет.... В конце концов, я прибег к помощи Интернета и нашел женщину "далеко В Сибири" - в умирающем городке, откуда она любой ценой хотела выбраться и вывезти свою дочь... Ну то-есть я конечно осознавал, что не я ее интересую, а просто -я являюсь каким-то шансом для нее вырваться оттуда. Да и сама она меня не очень так уж сильно привлекала (хотя она стройная, довольно симпатичная и на 11 лет моложе меня) Словом - мы с ней сошлись от безысходности наших положений... Она с дочерью закрыла на ключ свою квартиру в совем умирающем гродке и они предрались ко мне в москву, на мою съемную хату..
И тут у меня начались проблемы совсем другого толка. которых у меня никогда не было ранее. Видимо, от всех перенесенных стрессов и волнений, моя половая система вдруг резко стала давать сбои. Расстроились буквально все компоненты "мужского сексуального здоровья" - исчезло половое влечение, стали часто появляться проблемы с эрекцией, стал совсем коротким половой акт... И эти проблемы мне никак не смогли решить несколько докторов, к которым я обращался - все советовали "расслабиться, отдохнуть" - но это не советы для для человека. снимающего жилье и не имеющего права лишиться работы... мое материальное положение не дает мне вообще возможности отдыхать и расслабляться, надо - пахать и пахать, чтобы просто не оказаться на улице.. а вот сил-то уже немного..
Словом - я в тупике. Живу с женщиной, с которой нет нормальной страсти, близости (она хочет секса. а я - нет, не могу, у меня - проблемы сексом!). Нет своего жилья. Вечно - в подвешенном состоянии. Скоро - 50 лет. Материальной "подушки" - на полгода, ну на год при самой жуткой экономии. Проблемы с сексуальным здоровьем. Стресс не отпускает. Все - подвешено, нет никаких вариантов "расслабится" и отдохнуть. тупик какой-то. Начал ловить себя на мысли, что хорошо бы... умереть, как мой отец - молодым, просто ел и выпивал за столом. внезапно остановилось сердце и умер без мук... вот и мне бы так хорошо.... Понимаю, что это - слабость, но ничего не могу придумать - мне просто неохота жить, пропал весь вкус и интерес, так как мои проблемы выглядят - неразрешимыми....

преп.
  • (из жития прп. )
  • прот.
  • прот. В. Тулупов
  • А. М. Леонов
  • Энциклопедия изречений
  • Ю.В. Коренева
  • Смире́ние -
    1) христианская добродетель; то же, что ;
    2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради );
    3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

    Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

    Смирение это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    • Смирение по отношению к Богу – это видение своих , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» ().
    • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

    Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

    В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться ().

    Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

    Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ()

    Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

    Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

    Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол () . Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей () . Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

    Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

    Под смирением часто имеют в виду – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

    Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

    Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

    В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

    Прежде всего он сознаёт себя , желающим и готовым безропотно исполнять Его . Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в и .

    Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

    Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

    Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (). Недюжинную послушность Божественной он выказал и по части истребления дома Ахава ().

    В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

    Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

    Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

    Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению .

    …Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ().

    Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится ().

    Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ().

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ().

    Наше несчастье в том, что мы всегда хотим найти в себе вместо смирения.
    преп.

    Если принимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительности, считая себя низшими существами по отношению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следовать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о человеке не есть показатель смирения, но заблуждение и более того – великий грех… Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.
    архимандрит

    Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента. Опытом, разумом обрести и познать смирение есть достояние весьма немногих. Словом о нем разглагольствующие подобны измеривающим бездну. Мы же, слепые, мало нечто о сем великом свете гадающие, говорим: смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать, и не поносит себя, смиряясь. Хотя все это начатки суть, проявления и разные виды смирения, но само оно есть благодать и дар свыше.
    св.

    Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.
    преп.

    Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине.
    Н.А. Бердяев

    В обществе почему-то то ли принято избегать разговоров о смерти, то ли считают эту тему нигде неуместной и неприятной. Тема смерти обходится стороной и некоторые даже крестятся всякий раз, когда разговор касается ритуалов или покойников. Почему так происходит? Почему в нас живёт такой страх перед лицом смерти? Для большинства людей смерть - это самое страшное, что может произойти на нашей планете. Нас даже с детства пугают смертью. В детстве нам боятся сказать правду о том, что наш любимый питомец не ушёл и не испарился, а умер.

    Всё же, бояться смерти - это неправильная позиция. Если разобраться, то смерть - это не нечто в чёрной робе и с косой. Смерть - это всего лишь процесс. Физиологический процесс. Другое дело, наступает ли этот процесс естественным путём или нет. Тогда просится вывод, что бояться стоит не самой смерти, а того, как она нас настигнет. Но ведь мы люди и мы не бессмертны, поэтому жить всю жизнь в страхе тоже неправильно, ведь рано или поздно смерть найдёт каждого и мы все равны перед ней!

    На самом деле нас пугает неизведанность. Что же будет дальше, после смерти... Буду ли я чувствовать боль? Попаду ли я в какое-то другое царство? А если рай и ад действительно существуют? А вдруг я попаду в ад? Все эти вопросы нас пугают.

    Однако, когда умирает кто-то близкий для нас, мы думаем совсем о другом. Нам больно. Мы не можем отпустить человека и его душу. Мы привязаны к нему и мы представить не можем того, что он только вчера был, а теперь нужно жить без него... Мы проходим разные стадии. Есть даже такая стадия, когда хочется "уйти" вслед за своим близким, который погиб. И в такие моменты очень важно, чтоб кто-то был рядом. Обычно нравоучения и разные заумные фразы из кино не помогают, когда у человека такое горе. Нужно просто дать этому человеку понять, что он не один. Дать понять, что его жизнь продолжается, но лучше не говорить саму эту фразу ему. Ведь в момент такой тоски он, вероятнее всего, даже не услышит в ней смысла.

    Когда умирает дорогой и любимый человек, мы впадаем в уныние. Мы не можем смириться с тем, что смерть забирает лучших и важных нам людей. Мы не можем смириться с самой смертью. Мы ненавидим смерть! Во всём виним её! Но кого - её? Ведь это не какой-то человек. Это нечто нематериальное. Зачем вообще винить кого-то? К тому же, винить то, что по сути своей является естественным.

    Странно, но мы знаем, всегда знаем и осознаём, что люди умирают. Мы можем даже равнодушно воспринимать новости о гибели каких-то посторонних людей, потому что это естественный процесс, к которому мы все привыкли, но когда умирает близкий человек, мы будто впервые узнаём о том, что жизнь не бесконечна. Словно время останавливается и приходит осознание собственной беспомощности и скоротечности времени. Мы начинаем понимать, что все "уходят" и когда-то придётся "уйти" самому.

    Как же смириться со смертью родного человека?

    Как смириться со смертью человека вообще? Разве можно смириться с этим? Это больше риторические вопросы, ведь нельзя просто выработать определённый алгоритм "смирения со смертью". Нельзя просто открыть инструкцию, прочесть её и смириться.

    Всем нам известна одна простая фраза: "время лечит". На самом деле оно, конечно, не лечит и оставляет шрамы в виде памяти. Оно не способно до конца исцелить боль утраты, но оно постепенно помогает найти то самое смирение! Мы каждый день живём и привыкаем делать это без близкого, который уже ушёл в мир иной. Мы смиряемся не с самой смертью. Мы находим в себе силы и привыкаем жить без этого человека.

    Как смириться со смертью мужа или жены.

    Рано или поздно наступит момент, когда захочется жить дальше полноценной жизнью. Нужно оплакать свою вторую половинку и идти дальше! Есть даже в религиях, да и просто в традициях, такое правило, что овдовевшему человеку нужно год держать траур и оплакивать супруга. А дальше, время... Со временем придёт осознание, такое отрезвляющее осознание действительности и того, что нужно жить, а не существовать в трауре и унынии.

    Как смириться со смертью мамы или отца.

    Это очень долгий процесс. Смирение приходит со временем, но осадок остаётся навсегда. С этим осадком просто нужно научиться жить. Смириться со смертью невозможно, но когда-то приходит смирение, относительно того, что твоя мама или твой отец умер.

    С этим можно научиться жить и даже иногда чувствовать себя полноценным, но мать и отец всегда будут самыми близкими в мире людьми, поэтому их всегда будет не хватать. Мысль о том, что у тебя нет мамы или папы всегда будет причинять боль. С этой болью, правда, можно жить полноценно. Просто воспринимая ее как данность.

    Как смириться со смертью близкого человека.

    Верующие люди спасаются от уныния и невыносимого горя в церкви. Они пребывают в неустанной молитве. Нет, это не поможет смириться со смертью, но однозначно облегчит душевную боль. Вера вообще помогает не впадать в уныние, ведь само уныние - грех. А религия даёт очень много надежд. Каждому христианину, например, известно, что душа живёт вечно и когда человек умер, не нужно долго горевать, ведь душа ушла в лучший мир и нужно лишь смириться, что человека нет рядом. Но он там, где ему хорошо! Верующий человек знает, что смерть наступает тогда, когда это угодно Богу и значит, что пришло его время!

    Облегчить душевную тягость поможет добро. То есть совершение добра по отношению к другим. Можно помогать нуждающимся и чувствовать благодать от того, что горе порождает что-то хорошее и новое, а не уводит в мир теней и депрессий. Нужно направлять всю свою энергию к лучшему. Пускай смерть порождает жизнь и добро!

    Можно облегчить себе страдания каким-то любимым делом. Или, например, сделать какое-то дело, которое хотел сделать при жизни ныне покойный близкий Вам человек. Возможно, Вы хотели сделать какое-то дело вместе, но не успели. Вам станет гораздо легче, если Вы найдёте в себе силы и доведёте это дело до конца или вообще начнёте! Вы можете быть уверены, что душа Вашего близкого будет радоваться! И от этого станет легче Вам!

    Мы слишком много думаем о смерти, хотя при этом с лёгкостью тратим своё время на какую-то ерунду, на какие-то бесполезные дела. Часто знаем, что могли бы сделать что-то хорошее, но над нами довлеет лень. Бывает, что мы и на близких не находим времени. Редко говорим им то, что чувствуем. Редко обнимаем, редко позволяем им себя любить. А главное, не всегда ценим то, что они для нас делают. Мы не всегда честны перед ними и чаще закрыты для них. А ценить начинаем только после того, как потеряем...

    Наверное, каждый человек когда-то испытывал или испытает чувство, когда его близкий "уходит". И это очень важный момент. Ведь тогда начинаешь смотреть на жизнь иначе. В этом мире всё настолько взаимосвязано и всё не просто так. Все горести даны нам для того, чтобы мы учились ценить жизнь и то, что у нас есть. Как бы больно не было от потерь, а именно они являются самыми главными уроками человечности. И даже детям стоит говорить правду сразу. Правду о том, что их дедушка или бабушка, кошечка или хомячок умер, а не, например, превратился в птичку и улетел. Тогда у ребёнка будет возможность оплакать близкого вместе с вами и так, как это нужно. Без лжи. Нужно с детства прививать понимание того, что жизнь не вечна, что она одна и её нужно ценить. И нет ничего плохого в том, чтоб ребёнок понимал, что такое потеря. Самое главное - как это преподнести. Ну а преподносить лучше сразу, потому что ребёнок итак чувствует, что что-то не так и пускай он лучше сразу будет понимать, что произошло, чем вокруг него будут строиться иллюзии ради сохранения мнимого безоблачного детского мирка.

    Не нужно пытаться смириться со смертью. Нужно лишь осознать то, что это не что-то плохое или хорошее. Она просто есть, как и жизнь! И у всего есть свой срок. А мы просто должны ценить друг друга, уважать и помогать! Ну и, конечно, не "прожигать" свою жизнь, а стараться принести как можно больше пользы, стараться больше радоваться самой жизни и тому, что нам дано.

    Как пережить утрату близкого.

    Смерть близкого человека – тяжелейшее жизненное испытание, на которое невозможно повлиять никаким образом. В этот момент человек теряет эмоциональную связь и испытывает бесконечное чувство вины перед умершим. Эти ощущения могут свести с ума. Как же пережить смерть близкого человека? Как не сломаться и научиться жить дальше?

    Поддержка – важнейший аспект при утере близкого.

    Ни в коем случае не стоит запрещать жалеть себя, ведь помощь близких людей на данный момент бесценна. Не отторгайтесь, позволяйте обнимать себя, целовать и прикасаться.

    Не стоит также оставаться одному, ведь в ночное время чувства и эмоции значительно обостряются, а ночные кошмары ещё никто не отменял.

    Не бойтесь эмоций.

    Вам очень плохо, состояние подавленности гнетёт и доводит до безумия? Не бойтесь выплескивать накопившиеся эмоции. Хотите разбивать тарелки – разбивайте, хотите рыдать – рыдайте, хотите кричать – кричите, что есть мочи. Дайте волю эмоциям, иначе накопившиеся чувства могут поглотить душу и оставить неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь.

    Не вините себя.

    Агрессия и негативные чувства к себе? Не стоит! В данном случае необходимо осознать, что смерть – это то, что предначертано каждому свыше. Не следует также срывать свою злость на родных и, тем более, детях. Им сейчас необходима поддержка не меньше вашего.

    Смириться, но не забыть.

    Не следует думать, что происходящее - это сон. Старайтесь принять смерть близкого наяву. И чем быстрее вы это сделаете, тем скорее смиритесь с утратой.

    Очень действенной терапией в данном случае является разговор с умершим. Кричите, как вам тяжело, говорите вслух о своих переживаниях, чувствах, эмоциях. Да, это довольно тяжело, но уже через некоторое время вы сможете понять, что это человека вы больше никогда не увидите. Смиритесь, но не забывайте – это основное правило!

    Сопереживание.

    Если ваша жизнь напоминает сплошные страдания, горе, жалость, чувство вины – попробуйте переключиться на состояние других людей.

    Неподдельный человеческий интерес к чужим проблемам отвлечёт ваше внимание от сопутствующего горя.
    Если у вас не получается перестроиться на чужие трудности, постарайтесь хотя бы общаться с теми, кто с удовольствием пожелает рассказать о своей тяжёлой жизни. Такое общение поможет вам посмотреть на сложившуюся ситуацию по-другому.

    Внутренне желание.

    Когда человек обладает внутренним желанием преодолеть горе и пронзающую боль, его бушующие эмоции в скором времени сменятся на более спокойное и уравновешенное восприятие произошедшего, а вместо отягощающего чувства придёт лёгкая грусть и задумчивость.

    В заключение…

    К сожалению, наш мир устроен так, что ни один живущий в нём человек, не думает о том, что потеряет своего близкого. Больно и скорбно осознавать, что уже никогда не сможешь лежать с этим человеком, обнимать его, обсуждать прошедший день, просить купить хлеб в магазине. С этого момента жизнь переворачивается с ног на голову, и кажется, что на этом всё закончено. И именно в это время начинаешь ценить то, что уже не вернёшь. Время – бесценно.