Старт в науке. Дидактический материал по математике

Тема: «Число и цифра 0»

Цель: ознакомление с числом и цифрой 0.

Задачи:

1) образовательные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Развить умение распознавания цифры в знаковой среде.
Научить правильно, писать цифру 0 и соотносить количество предметов с цифрой.

2) развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Методы урока: наглядный, частично – поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа .

Формы урока: индивидуальные, фронтальные, коллективные, в парах.

Ресурсы: мультимедийная доска, компьютер, презентация Power Point, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть.

Ход урока

1.Организационный момент.

Цель: Организовать внимание учащихся, обеспечить положительный настрой на урок.

Мы пришли все дружно в класс.

Математика у нас.

Вы к соседу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи,

Только так, а не иначе.

Давайте улыбнемся гостям. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Кто готов работать, хочет узнать на уроке что-то новое, интересное – покажите смайлик.

2. Сообщение темы и цели урока.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, опираясь на старые знания.
- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать, и решать – мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. Зачем? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, выполнив задание.

Назови геометрические фигуры.

Как их можно назвать, одним словом?

Какие еще геометрические фигуры знаете?

Послушайте загадку. О ком она? На какую геометрическую фигуру похоже?

Из муки его слепили,
После в печку посадили,
На окошке он студился,
По дорожке покатился.
Кто же это? КОЛОБОК

- Как начинается сказка?

Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

Тропинка в гору нас ведёт, а горка непростая – числовая, поднимемся по числовой горке вверх и спустимся вниз. (Счёт прямой и обратный от 1 до 10)

2. Актуализация знаний.

Цель: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.

Кого встретил первым? (зайца)

А Заяц говорит:

Запомните все, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!

Ребята, надо быстро Колобка спасать,
Помочь от Зайчишки ему убежать.

Поможем Колобку решить Зайкины задачи.

Повторение состава чисел «Засели домики» (у доски)

А мы в это время будем решать задачи (веер цифр).

    Предыдущее число числу 4? (3)

    Последующее число числу 1? (2)

    Увеличьте 3 на 1 (4)

    Уменьшите 4 на 3 (1)

    Сумма чисел 1 и 4 (5)

    Уменьшаемое 3, вычитаемое 1, значение разности (2)

Васька - ловкий рыбачок-

Ловит рыбок на крючок.

Трёх поймал он на рассвете,

А одну в вечерний час.

Вы всех рыбок сосчитайте

И ответ сейчас же дайте (4)

Один, два, три, четыре, пять…

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет 5. (2)

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре – птичке отдала,

Сколько в корзину убрала?(5)

Пять грибов росли у ели.

Два из них бельчата съели.

Ты скажи теперь, дружок,

Сколько будет всех грибов? (3)

Молодцы! Справились с Зайкиными задачами!

Волк:

С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты решишь,
Дальше смело побежишь.

На доске:

Сколько шариков ?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Два лопнули. Сколько осталось? Как записать выражением? 3-2=1

Лопнул ещё, сколько осталось?

Ноль – это сколько предметов?

Какой цифрой мы обозначим это количество предметов?

Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель: Сформировать представления о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся .

Назовите тему урока. (Число и цифра ноль)

Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль как КОЛОБОК такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Могу назвать его мячом

А хочешь, дыркой назовем,

А может бубликом, почти что кругленьким,

На обруч , на полную луну
,

На ноль похоже круглая Земля и солнце в вышине

Но как его не назовем,

Он называется ….нулем.

Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Колобок наш утомился,
На пеньке расположился.
Жарко стало вдруг ему,

Надо на него подуть.

4. Физминутка (на каз.яз)

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель : Сформировать навыки написания цифры 0.

А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь.

Колобок наш испугался,
На пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь.

Ты не пой мне, Колобок,
Не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши
Свою цифру напиши.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

Я тетрадочку открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

-А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.

Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 3 минуты
Всё решить, что есть в тетради.
Работа в парах П.с.45 №2

6. Физминутка.
Чашечка с чайничком,
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с дырочкой,
С дырочки пар. (Показ руками.)

- Ничего не заметили? (Мы только что смоделировали цифру 0 с помощью пальцев.)

Моделирование.
- Смоделируем эту цифру с помощью нитки.

7 . Усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: Развитие умения распознавать цифру 0.

Работа по учебнику с.56

Помогите верблюжонку найти место для нуля.

Где место ноля на числовом отрезке?

На числовой линейке НОЛЬ всегда стоит впереди всех чисел.

Что можете сказать про 0, если сравнивать с другими числами?

0 – это натуральное число? (нет) Почему? (Натуральные числа, которые получаются при счёте предметов.)

8. Обобщение усвоенного.

Цель: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Вас ждут «Весёлые вопросы» (хором).

Сколько пальцев на 1 руке?

Сколько яблок на дубе?

Сколько ног у человека? У змеи?

Сколько дедушек учится в нашем классе?

Самостоятельная работа.

Если мы выполним задание, лиса отпустит КОЛОБКА.

Карточки (проверка СЛАЙД)

9. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный за урок материал, проверить уровень усвоения материала.

Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на «отлично». А как помогли ему в этом вы, ребята?

Думали, решали, рассуждали.

С каким числом вы познакомились?

Что же обозначает число ноль? (Ничего, нисколько.)

Оцени свою работу.
Зелёный нуль - всё получилось.
Жёлтый нуль – были небольшие затруднения.
Красный нуль - было трудно.

Молодцы! Спасибо за работу.


Тренировка памяти
>
Методы запоминания цифр
Метод ассоциаций по форме

В этой главе речь пойдет тоже об ассоциировании. Но здесь слово "ассоциация" мы будем употреблять в несколько ином значении, в значении похожести. На что могут быть похожи цифры от 0 до 9 ? У каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, животных и т.п.

Иными словами, цифры по форме могут быть похожи на некоторые предметы, то есть с этими предметами ассоциироваться . Наверняка вам знакомо такое школьное выражение: "Принести домой лебедя". Откуда оно произошло? Конечно же, из-за того, что двойка по форме очень напоминает лебедя. А такое часто употребляемое название низшей школьной оценки - "кол"?

Нетрудно догадаться, откуда оно произошло - из очевидной схожести формы цифры "1 " и кола (длинной заостренной палки). Итак, для превращения воспользуемся схожестью форм цифр с формами предметов. Начнем с самых простых цифр, для которых в окружающем нас мире есть наибольшее количество предметов, напоминающих их по форме. Это "0 " и "1 ". Любой круглый или овальный предмет напоминает нам "0 ", а любой длинный и узкий - похож на "1 ".

*** Упражнение 6.

Посмотрите, на что могут быть похожи цифры "0 " и "1 ", и постарайтесь придумать не меньше 5-ти своих ассоциаций к этим цифрам. Старайтесь, чтобы ваши ассоциации были разнообразными (а не перечисляйте все известные вам колющие предметы для единицы и овощи-фрукты для нуля). С одной стороны, для выполнения этого упражнения уже необходимы наличие воображения и фантазии, а с другой стороны, его выполнение поможет вам их развить.

Запишите или зарисуйте свои ассоциации к цифрам «0 » и «1 ». Постарайтесь мысленно представлять себе то, что вы придумываете.

Для остальных цифр придумывать зрительные ассоциации сложнее, зато интереснее. Когда вы будете выполнять Упражнение №6, обязательно зарисовывайте, хотя бы схематично, как именно вы представляете цифру в виде предмета, так как многие из предметов-ассоциаций похожи на цифры только в каком-то определенном ракурсе.

Польза рисунка еще и в том, что в дальнейшем, когда вам вновь потребуется перекодировать цифру в предмет, вы сможете мысленно обратиться уже к своему рисунку. Он как бы закрепит вашу ассоциацию в памяти. Это займет гораздо меньшее время, чем повторный поиск похожих предметов.

*** Упражнение 7.

Внимательно рассмотрите картинки к цифрам от 2 до 9 . Придумайте и зарисуйте свои ассоциации к этим цифрам. Чем больше - тем лучше, но не меньше 4-5 к каждой. Вполне вероятно, что это задание покажется вам сложным, поэтому не стремитесь выполнить все упражнение сразу. Удачные ассоциации к цифрам могут появиться у вас и завтра, и через неделю. Не забывайте, что цифры в разных шрифтах могут писаться по-разному (например, 4 и Ч , семь с палочкой посередине и без и др.).

Активно используйте эти различия при придумывании ассоциаций к цифрам. Чем больше ассоциаций к каждой цифре вы сможете придумать, тем легче вам будет при их запоминании в дальнейшем, поэтому в ваших интересах подобрать их как можно больше. Вы можете присматриваться к окружающим вас предметам дома, на улице, на работе и задавать сами себе вопрос: "На какую цифру он похож?" Поступая таким образом, неожиданно для самого себя вы обнаружите много сходства между формой цифр и предметами вокруг себя.

Вы можете изменять предмет так, чтобы он стал похожим на какую-нибудь цифру, например, очень легко получить из гриба цифру "4 ". Надо просто представить, что у него отвалилась часть шляпки, или надкусить яблоко, чтобы оно стало похожим на цифру "5 ", Можно завязать шарф на шее, и он уже станет похожим на "0 ".

Предметов или их частей, похожих на цифры, великое множество (практически каждый предмет при должном уровне воображения может напомнить по форме ту или иную цифру). Более того, люди с богатым воображением в любом предмете могут "найти" заданную цифру. Иногда для этого предмет надо мысленно преобразовывать.

Те из вас, кто считает, что у него богатая фантазия и воображение, могут попытаться выполнить следующее упражнение (весьма сложное, на мой взгляд, но, пожалуй, как никакое другое способствующее развитию творческого потенциала).

* * * Упражнение 8.

Вот три предмета, в каждом из которых необходимо отыскать все десять цифр: ДЕРЕВО, ПАЧКА СИГАРЕТ, ЧАЙНИК . Вы можете как угодно трансформировать предмет, можете использовать его детали и функции. Если у вас не получится найти все цифры в одном предмете, отыщите столько, сколько сможете, пять цифр - это уже отличный результат.


Тип урока: ОНЗ.
Тема урока: Число и цифра 0.
Цели урока:
1.Формирование знаний о числе 0 и его свойствах.
2.Формирование умений правильно писать цифру 0.
3.Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Ход урока:

1.Организационный момент.
Дети у нас на уроке много гостей. Издавна русские люди говорили: « Гости в дом, радость в дом».
Наш веселый 1 класс
Вам покажет все сейчас
То, чего достигли мы,
Находясь еще в пути.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Мы часто на уроке отправляемся в гости к сказке.
Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный
Прямо на поляну.
Из какой сказки прикатился колобок? Колобок-то не простой, а волшебный.
(слайд)
Он поможет нам учиться.
_А что значит «уметь учиться»?
С чего начинается работа на уроке? (Повторяем, что нам понадобится для открытия нового знания).
3. Актуализация знаний.
- Катится колобок по полянке, а навстречу ему зайчик. Слайд.
- « Колобок, колобок, выполни мое задание, а не- то я тебя съем». Слайд.
1) Слайд. Возьмите такую - же карточку.
-Что нужно сделать?
Выполните задание самостоятельно.
Самопроверка. Слайд.
- Кто выполнил правильно? Поставьте +.
- Кто из вас ошибся? В чем ошибка?
-Исправьте. Покатился колобок дальше.
2) Катится колобок по полянке, а навстречу ему серый Волк. Слайд.
Колобок, колобок, выполни мое устное задание, а не то я тебя съем.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Найдите сумму чисел 3 и 4.
Чему равна разность 5 и 3.
Первое слагаемое 6 , второе слагаемое 2.Чему равна сумма.
Уменьшаемое 7 , вычитаемое 2. Чему равна разность.
Из 9 вычесть 8.
К 3 прибавить 1.
Сумма 6. Первое слагаемое3. Чему равно второе слагаемое.
Найдите сумму 5 и 4.
Чему равна разность 9 и 3
4. Определение темы и целей урока.
Открытие нового.
Что повторили?
Что будем делать дальше?
(Выполнять задание на новое знание).
Трое ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка.
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей!
Ноль - это сколько предметов?
Выберите ноль из ряда чисел на доске.
1 3 2 7 4 6 0 8 5 9
Какие цели поставим перед собой? Слайд.
Назовите тему урока. Слайд.
Какой цифрой мы обозначим это число?
На что похожа цифра 0?
-Цифра вроде буквы о - это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки.
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его « сифр».
Спустя несколько веков ему дали название «нуль»,что означает « ничто».
Ноль единственная цифра, которой поставили памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Слайд.
- Ноль важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в несколько раз. Слайд.
-Кто сможет назвать эти числа?
- А если ноль поставить слева от числа, то получим странные числа. Слайд.
Вам они встречались в жизни?
(01 02 03 04)
В народе говорят « Начнем с нуля».
-Когда так говорят?
-Определите место нуля на числовом отрезке. Слайд.
- Что можно сказать про нуль, если сравнивать его с другими числами?
-Есть ли графическая модель у 0?
-Состав у этого числа?
- 0 - это натуральное число? Почему?
Физкультминутка.
Я привстану на носочки
Хорошенько потянусь
Раз - наклон, два наклон
Словно цифра 0 свернусь
И попрыгаю немножко
И руками покручу
Постою на правой ножке
И головкой поверчу
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь.
5. Письмо цифры 0.
Сейчас мы поучимся писать цифру 0.
-Изобразите 0 с помощью ниточки.
-Выведите цифру 0 на ладошках друг друга.
-Сколько элементов у цифры 0? Слайд.
Рассмотрите образец написания цифры.
Объясните, как ее надо писать.
Откройте тетради и напишите 1 строчку цифры 0.
6.Открытие свойств 0.
А наш колобок покатился дальше. Навстречу ему Медведь.
Колобок, колобок, выполни мои задания, а то я тебя съем.
- Откройте учебники на странице 32.
-Посмотрите. В примерах встречается 0?
У людей говорят
«Не шути с огнем »!
А у чисел говорят:
« Не шути с нулем »!
У нуля про запас
Сто секретов и проказ.
За ним нужен глаз да глаз.
-Вот мы сейчас и раскроем эти секреты
Выполним задание №1, стр.32.
Всегда ли при сложении числа с 0 получается то же самое число?
-Приведите примеры.
Ваши примеры можно записать в общем виде с помощью букв.
-Что в записи будет обязательно? Слайд.
-Кто сформулирует данное свойство?
Аналогично рассматриваются другие свойства.
0+а=а а-0=а а-а=0 Слайд.
-Что можете делать с помощью открытых свойств?
7. Первичное закрепление.
№2,стр.32. С комментированием.
8. Колобок покатился дальше и встретил Лису.
-Колобок, Колобок, если дети самостоятельно справятся с моим заданием, я тебя не съем.
Самостоятельная работа.
Слайд 5-5= 6+0=
8-0= 0+7=
Самопроверка.
-Кто выполнил правильно?
-Кто допустил ошибки?
-В чём ваша ошибка? Исправьте. Молодцы.
9. Итог и рефлексия.
-Подведём итог урока.
-Что вы узнали на уроке?
Слайд. Я узнал…
Я запомнил….
Я умею…
Оцени свою работу.
Зелёный нуль - всё получилось.
Жёлтый нуль - были небольшие затруднения.
Красный нуль - было трудно.

Повернуть ее ты можешь,
Головой поставить вниз,
Цифра будет все такой же,
Правда ведь, скажи?

Цифра вроде буквы О -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

(С. Маршак)

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!

(Ф. Дагларджа)

Не похож он на пятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак,
С дыркой, да не бублик!

(Э. Александрова)

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вот он, посмотрите на него - 0. Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти - получится та же пятерка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отнимите нуль от шести - получится опять-таки шесть. Казалось бы, что о нем говорить: нуль и нуль - пустышка. Недаром никчемного человека называют «нуль без палочки».

Значит, подумает кое-кто, нуль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

Если разобраться, то выйдет, что нуль - очень даже важная персона. Как написать 10, 100, 1 000 000, если его нет? Как написать 102 или 1905, если между цифрами не поместить волшебный кружок? Получится 12, 195, а вовсе не то, что надо. Мучение одно!

Вот так долгие века люди и мучились. Чтобы цифры получались правильными, чтобы вышли именно 102, 1905, а не 12 и 195, приходилось их записывать на особой разграфленной доске - абаке. Там были клеточки отдельно для миллионов, отдельно для сотен и десятков тысяч, просто для тысяч, просто для сотен, десятков и, наконец, для единиц. Словом, абак был тогда чем-то вроде теперешних счетов только без косточек. На каждую графу абака клали кружок с нужной цифрой, а место нуля оставляли пустым. Потом это пустое место стали накрывать пустым же кружком. Так родился наш нуль. В память об абаке он так и остался похожим на кружок.

Считается, что так обозначать нуль впервые стали в Индии, но некоторые ученые думают, что нуль появился еще раньше, у вавилонян. Но везде он и обозначался и назывался кружком. На языке Древней Индии «кружок» - «сунья». Арабы перевели это слово на свой язык, и стал наш нуль называться «сифр». Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! «Сифр» - «цифра».

Так уж получилось, что арабским именем нуля - этого самого молодого из цифровой семьи - стали называть с тех пор всех его братьев и сестер. Все они теперь цифры: и 0 - цифра, и 5 - цифра, и 6 - цифра, и 9 - тоже цифра. А само слово «нуль» возникло позже (от латинского nullum - ничто).

Как ни странно, «ничто»-.самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух - а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа - число тут же увеличивается в десять раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов. Про него даже песенки поют в лабиринте чисел:



У людей говорят:
«Не шути с огнем!»
А у нас говорят:
«Не шути с нулем!»
У нуля про запас
Сотни каверз и проказ,
Нужен глаз за ним
Да глаз!

(О проказах нуля можно прочитать в книге Э. Александрова и В. Левшина «В лабиринте чисел».)

У этой цифры есть еще одно важное значение. Обычно мы думаем, что нуль стоит в начале ряда чисел и что любое число (один, два, три и т. д.) будет больше нуля. Взгляните, однако, на термометр. Здесь нуль помещен между двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз от него. Вверх идут цифры, обозначающие градусы тепла, вниз - градусы холода. Про числа, расположенные над нулем, мы говорим: «Выше нуля». А о числах под нулем: «Ниже нуля». Что значит «ниже»? Значит, меньше нуля? Но разве может быть число меньше нуля? Оказывается, может. Такие числа называются отрицательными. Чтобы отличить их от положительных чисел; расположенных выше нуля, математики ставят перед ними знак минус. Например число -3 читаем как «минус три». И всем понятно, что это отрицательное число. Таким образом, нуль является как бы пограничным столбом между двумя бесконечными рядами чисел: положительных и отрицательных. Теперь, Пожалуй, вы согласитесь, что нуль- важное изобретение древних математиков.

ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ

Вот это ноль - иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый круглый ноль
Соседке-единице:
- С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки - целых двести!

(С. Маршак)

Нуль на месте на пустом
Ставят, как известно,
Только он при всем при том
Не пустое место.

Коль нуль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,
Он сводит мигом всех на нет,
И потому в произведении
Один за всех несет ответ.

Ноль без палочки - место пустое.
Помни правило это простое.
Ноль - Король, если палочка слева
Встанет рядышком как Королева.

(М. Пляцковский)

Скок да скок,
Скок да скок -
покатился колобок,
круглый да румяный,
прямо на поляну.
Нам колобок
Нарисовать,
Как ноль в тетради
Написать.

Да только ноль
Не колобок,
А просто он
Пустой кружок.
И значит цифра эта,
Что ничего здесь нету.
И звери съели колобок.
Вот что такое
Ноль - кружок.

(В. Бакалдин)

Я
На все махнув рукой,
Взял
Уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и
Не спросил!

(Б. Заходер)

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

СКАЗКА ПРО НУЛЬ

Жил на свете Нуль. Вначале он был маленьким- премаленьким, как маковое зернышко. Нуль никогда не отказывался от манной каши и вырос большим-пребольшим. Цифры 1, 4, 7, худые и угловатые, завидовали Нулю. Такой он был круглый, внушительный.

Быть ему вожаком,- пророчили вокруг.

А Нуль важничал и раздувался как индюк.

Поставили как-то Нуль впереди двойки, тройки и пятерки, да еще запятой отделили от них, чтобы подчеркнуть его исключительность. И что же? Величина цифр уменьшилась вдруг в десять раз! Поставили Нуль впереди других цифр - то же самое. Удивляются все. А кое-кто даже начал поговаривать, что у Нуля только внешность, а содержания никакого

Услышал это Нуль и загрустил… Но грусть беде не помощник. Надо что-то предпринять, Нуль вытягивался, становился на цыпочки, приседал, ложился набок, а результат все тот же.

С завистью поглядывал теперь Нуль на другие цифры: хоть и неброские с виду, а каждая что-то значит. Некоторым же удавалось вырасти в квадрат или в куб, и тогда они становились важными величинами.

Попробовал и Нуль подняться в квадрат, потом в куб, но ничего не получилось.

Бродил Нуль по белу свету, несчастный, обездоленный. Однажды увидел он цифры, выстроившиеся в ряд, друг за другом, и потянулся к ним: надоело одиночество. Нуль подошел незаметно, стал скромно позади всех! О чудо! Он сразу ощутил в себе силу, и все цифры приветливо посмотрели на него: ведь он удесятерил их величину.

СПОР ЦИФР

Однажды цифры поспорили с Нулем:

Ты хотя и число, но ровнехонько ничего не значишь1 Вот ученик возьмет цифру «два» и соответственно поставит два кубика, а возьмет «нуль» и ничего не поставит.

Правда, правда, ни-че-го,- сказала Пятерка.

Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка,- затараторили цифры.

Вы ничего не понимаете,- сказал Нуль. - Вот Единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! А если я встану рядом с тобой справа, Пятерка, что ты будешь означать?

Нуль встал справа от цифры 5, и она стала пятью десятками, числом 50.

Нуль вставал справа от каждой цифры и просил называть образованное число.

Я увеличиваю каждое число в 10 раз, а вы меня ничевочкой назвали. А как вы запишете ответ, если меня не будет, в таких примерах: 5-5=… 7-7=…?

Но цифры все же затеяли спор:

Я больше всех значу,- заявила Девятка, - ведь я не Единица.

Единица засмеялась, встала слева к цифре «девять» и спросила:

Кто теперь больше: ты или я?

Подбежала цифра «семь» и встала на место Единицы. Получилось число 79.

Я семь десятков, семьдесят, понимаешь?

Так все цифры становились рядом с Девяткой и все оказывались больше Девятки. Удивилась Девятка, смутилась.

А ведь все просто объясняется. Самое главное - это место цифр в числе. Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно, но когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа налево - десятки.

Цифры все поняли и с тех пор спорить перестали.

Здесь представлены развивающие карточки — картинки «На что похожи цифры?». Каждая цифра на картинке изображена в виде предмета или объекта, а чтобы быстрее выучить и запомнить все цифры на карточках, вместе с иллюстрациями напечатаны веселые стихи про цифры.

Эти карточки подойдут и для изучения цифр дома и в детском саду.

Скачайте и распакуйте архив с карточками, распечатайте картинки, приклейте их на картон, разрежьте и можно заниматься с ребенком.

С совсем маленькими малышами можно изучать по одной цифре в день, начинайте с единицы. Покажите картинку с цифрой 1 (), затем покажите картинку из серии «На что похожа цифра 1?». Прочтите ребенку стишок, разложите перед малышом разные игрушки по 1 штуке: 1 мячик, 1 кубик, 1 колечко от пирамидки. Так ребенку будет понятно о чем идет речь и он быстро освоит материал.

На следующий день повторите занятия с цифрой 1, а затем переходите к цифре 2, добавьте игрушки: теперь уже 2 мячика, 2 кубика и так далее.

Если использовать как можно больше наглядного красочного и яркого материала, то деткам заниматься намного интереснее.

Желаем вам приятных и интересных занятий с малышами!