Земский собор сообщение. Последний Земский собор

Билет № 20 – Земские соборы Московского гос-ва

Земские Соборы суть представительные учреждения, органы общеземской власти, олицетворявшие все русское государство. Стоит отметить, что они имели иную природу, чем представительные органы на Западе. ЗС имеет с вечем идейную (участие народа во власти) и фактическую связь (бывали заменой), но не является историческим продолжением, а так же являются противоположными по составу. Духовные соборы стали прародителями ЗС.

состав:

    Царь - присутствует и председательствует или заменяет себя уполномоченным лицом (1682).

    Боярскую дума. БД – как бы верхняя палата, а не представитель интересов своего класса.

    – духовенство (Митрополит, потом Патриарх – Освященный собор), представляет не свой класс, а интересы церкви в государстве и общегосударственные.

    Дети боярские,

    Посадские люди,

    Черносошные крестьяне (присутствовали лишь на Соборах 1613г. и 1682г.)

    Головы и сотники стрельцов, старосты и сотские от черных сотен и слобод,

    Атаманы от казаков, татарские мурзы, гости и торговые люди;

Что касается территориального начала, то на Соборах были представлены практически все уезды (в 1613г. представлена была и Сибирь).

Земские Соборы представляли одновременно своеобразные законодательные и исполнительные органы, т.к. их члены, как правило, присягой подтверждали свою обязанность выполнить решение, принятое на Соборах.

Земские Соборы классифицировались на :

совещательные , которыми, в принципе, были все Соборы до 1598г.(пресечение рода Ивана Калиты)

избирательные - В.Н. Латкин.

По способу созыва делились на – Л.В. Черепнин:

Созванные царем

Созванные царем по инициативе населения

Созванные населением/по его инициативе в отсутствии царя.

Созыв и выборы в Земский собор:

Созыв Собора осуществлялся призывной грамотой , посылавшейся от царя известным лицам и местностям. Грамота содержала в себе перечень вопросов, которые будут обсуждаться на Соборе; также в грамоте обозначалось количество выборных, требуемых от данной группы или местности. Сроки созыва не определены.

Избирательный округ составлял город с уездом, а равно губной стан. Принимали участие в выборных собраниях полные плательщики налогов и несших службу. По завершению выборов составлялся протокол, заверяемый всеми принявшими участие в выборах, и отсылался в Москву (в Посольский или Разрядный приказ). Местным властям строго запрещалось вмешиваться в ход выборов.

Выборным запрещалось отлучаться из Москвы на время заседания Собора.

Порядок проведения Земского собора:

Собор открывался торжественной службой в Успенском соборе Московского кремля. Далее шло заседание Собора в полном составе, где произносилась царская речь. Объявлялась тема собора и давался отчет о выполнении предыдущего решения. После происходили совещательные заседания выборных – для каждого сословия в отдельности.

Каждая часть собора рассуждает отдельно и подает свое (письменное) мнение, когда обсуждение закончено. Каждый член собора мог подать отдельное мнение.

Решения оформлялись «сказку». Решение могло быть принять только единогласно! Если нет – то совместное заседание. То же самое на уровне всего собора.

Компетенция Земских Соборов:

    избрание нового царя и новой династии: первый избранный царь Федор Иоаннович (1584г.), последний – Петр I (1682г.); избранные династии суть Годуновы, Шуйские, Романовы-Юрьевы;

    осуществление Верховной законодательной власти (на Соборах приняты Судебник в 1550г. и Уложение в 1649г.);

    вопросы войны и мира;

    вопросы церковного устроения (конкуренция с Поместным собором Русской православной церкви)

    вопросы налогового управления. Пример – введение 5-й деньги в 1634 году;

    вопросы поддержания и развития отечественного народного хозяйства. В Смутное время вообще Земский Собор брал на себя всю полноту Верховной власти в России.

    право петиций, которое позже вылилось в формальное право законодательной инициативы – выделял М.Ф. Владимирский-Буданов.

Прошло на своем пути несколько этапов развития. Первый Собор был созван в 1549г., а последний в 1684г. (всего за 135 лет было созвано 57 Соборов). Их начало в 16 веке послужило мерой укрепления власти, расшатанной боярскими распрями. Затем созывались соборы только по ключевым вопросам государства, которые определяли его судьбу. Затем по мере укрепления власти их значение падало. В период с 1653-1676 Алексей Михайлович не созывал ЗС, это связано с тем, что СУЦАМ успокоил законодательные запросы. При Петре созывается последний, т.к. среди новых учреждений реформатора и благодаря утверждению абсолютизма места земским соборам не нашлось.

Идея созвания ЗС в условиях абсолютизма не умерла, хотели создать новое Соборное уложение: Законодательная и Уложенная комиссии. В дальнейшем – 1811 год – попытки реформ Сперанского, которого обвинили французским шпионом. Последняя крупная попытка – 1880-1881 – Манифест о созыве деловых людей. Наконец идея Земского собора, переработанная на западный рационалистский манер, послужила стимулом проведения конституционной реформы 1906 года. Земские соборы сыграли важную роль в сближении власти с народом коллективном решении вопроса, укреплении ослабшей власти, дало толчок дальнейшему развитию идеи представительства в России.

Отличие Земских соборов от представительных органов Западной Европы:

Сам факт существования земского собора служил доказательством для советской историографии, что Россия шла по тому же пути, что и Запад. В позднее средневековье(14-16 вв.) складывается сословно-представительная монархия, которая в 17 веке в Европе превращается в абсолютистскую монархию, которая, пройдя через революцию, превращается в конституционную монархию или буржуазное государство. Это дало советским историкам возможность полагать, что Октябрьская революция – закономерность.

В какой мере ЗС соответствует сословно-представительной монархии? Если сравнивать компетенции ЗС и западных органов, то найдём много общего.

Первая схожесть – финансы. ЗС утверждает все налоги.Вторая – ЗС и западные органы принимают общие для всего государства законы. Наконец, общий вопрос компетенции – вопрос войны и мира. На этом схожесть заканчивается.

Состав ЗС иной, нежели состав сословного представительства в Европе. В Основе представительства лежит сословие, когда на Руси сословие – явление слишком позднего рода. Сословия в России появляются в 18 веке, в эпоху абсолютизма.

В Западной Европе сословие – замкнутая группа людей, понятие замкнутости подкрепляется экзогамными браками. Общая профессия, которая является наследуемой в пределах сословия. Сословную норму обойти нельзя, нарушитель этих норм сталкивается с полнейшей абструкцией среди своего сословия, его не признают равным себе. Противопоставление сословий государству и охрана прав перед государственной властью. На Западе сословно-представительная монархия является результатом политической борьбы сословий.

Юридически всё свободное население московского государства является служилым населением, оно служит службу государству. Любой черносошный крестьян – государственный чиновник. На Руси не сложилась главная отличительная черта сословий, население не противопоставлено государству, оно обязано служить службу. В России представительство не привилегия, а вид службы. Поэтому земский собор становится особым институтом, в котором гос-во как в зеркале видит самого себя. У нас появление Земского собора является результатом «административной нужды».

Отечественная история. История России с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. Том 2. М.: Большая российская энциклопедия, 1996. С. 261 – 262.

Зéмские собóры, соборы, советы, земские советы, цент­ральные общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функци­ями в середине XVI XVII вв. (в 1610 – 1613 гг. высшие законодательные и исполнительные органы). Разно­видностью Земских соборов были так называемые церковно-земские, войсковые и судебные соборы. Возникли на завершающей стадии образования Рус­ского централизованного государства в форме сословно-представительной монар­хии. К середине XVI в. произошли принци­пиальные изменения в составе и струк­туре Государева двора, местных сословных институтов, повысилось значение Освя­щённого собора.

Первый Земский собор созван в 1549 г. в обстановке значительного социального обострения (Московское вос­стание 1547, выступления служилых дворян и тяглых слоев города и деревни в 1540-х гг.). Заседания Земских соборов проходили в Москве, Владимире (1550), под Москвой (1610 1611), в Ярославле (1611 1612). Созывались царями (очень редко по инициативе сословий) и сословиями (в периоды междуцар­ствия).

На Земских соборах обсуждались и решались важ­нейшие вопросы внутренней и внешней поли­тики России. Земские соборы созывались в ходе коронации Фёдора Ивановича (1584), Алексея Михайловича (1645), при поставлении правительницей Софьи Алексеевны (1682); на Земских соборах избирали на царство Бориса Годунова (1598), Васи­лия Шуйского (1606), Михаила Фёдоро­вича (1613), Ивана V и Петра I (1682); подтвердили низложение царя Василия Шуйского и передачу верховной власти «Се­мибоярщине» (1610); разрабатывали условия избрания на русский трон польского королевича Владислава (1610). Земский собор 1619 санкционировал избрание на Освящён­ном соборе патриархом Филарета, подчеркнув тем самым его реальный статус соправителя царя Михаила Фёдо­ровича. Земские соборы подготовили ряд важней­ших реформ. Земский собор 1549 рассмотрел и утвердил реформу местного управле­ния, наметил другие преобразования. 3 января 1565 Земский собор дал согласие царю Ива­ну IV на введение опричнины. В 1613 – 1622 Земские соборы занимались финансовой и налоговой политикой (решения Земских соборов о взыскании «пятинных», «запросных», «сошных» денег и других сборов и «запасов»), разраба­тывали меры по ликвидации послед­ствий интервенции начала XVII в., регу­лировали поземельные отношения, укрепляли основы феодального землевладения (проведение нового описания и дозоров в уездах, сыск посадских людей – закладчиков и др.). В 1681 – 1682 Земские соборы отменили местничество и наметили военные, финансовые и государственные реформы. На Земских соборах приняты светские и церковные кодексы [Су­дебник 1550, «Стоглав» (1551), Соборное уложение 1649]. На судебных Земских соборах заочно обвинены и осуждены А.Ф. Адашев и Сильвестр, низведён с престола митро­полит Филипп (судебно-церковные Земские соборы 1560, 1568), обвинён в заговоре против Лжедмитрия I и осуждён князь Василий Шуй­ский (судебный Земский собор 1605), приговорён к смертной казни (1607) Илейка Муромец («царевич Пётр»). Деятельность некоторых Земских соборов связана с принятием мер по подавлению казацко-крестьянского восстания во главе с И.М. Заруцким (1614), дви­жений казаков в замосковных и помор­ских городах (1614), Псковского восста­ния 1650. Во внешней политике особое внимание уделялось русско-польским (1566, 1580, 1591, 1610, 1611, 1621, 1622, 1651, 1653, 1683 – 1684) и русско-шведским (1616) отношениям, в том числе нарушениям Речью Посполитой Деулинского договора 1618 и Поляновского мира 1634. В 1642 Земский собор, рас­сматривал вопрос о принятии Азова в состав Российского государства, в 1653 принял решение об объявлении войны Речи Посполитой и о принятии Украины в российское подданство (состоялось в 1654). Так называемые войсковые соборы («собрания», «совещания») и некоторые Земские соборы были посвящены организации походов на Казань (1550, 1552), реформе пограничной службы (1571), военным действиям против войск Крымского ханства (1598, 1604, 1637 и др.), вторже­нию королевича Владислава (1618) и др.

Состав Земских соборов формировался путём пред­ставительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглаше­нием). Ядром Земского собора и его постоянными частями (куриями) были: Освящённый собор , возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архиманд­ритов, игуменов влиятельных монасты­рей; Боярская дума (в том числе думные дво­ряне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, каз­начеи, печатник и др.). Основную массу свет­ских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки и др.). От торгово-ремесленного населения на Земском соборе были пред­ставлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен ). На Земском соборе 1584 впервые присут­ствовали «выборные» от уездного дво­рянства , на Земском соборе 1598 их представитель­ство увеличилось; в заседаниях собора впервые участвовали сотские московских чёр­ных сотен и полусотен. С начала XVII в. раз­вился принцип реальной выборности (выборные от уездных корпораций дво­рянства, от белого городского духовенства, ряда сословных групп служилых людей «по прибору», тяглых горожан и др.). Особую роль в истории Земских соборов («Советов всей земли», 1611 – 1613) сыграли в 1604 – 1605 городовые советы – общесослов­ные местные органы, возникшие на многих территориях России. Начав национально-освободительное движение против интервентов, они активно содействовали образованию Первого ополчения 1611, Народного ополче­ния 1611 – 1612 и борьбе за государственное и национальное воз­рождение. На Земском соборе 1612 – 1613 впервые присутствовали выборные от черносош­ных и дворцовых крестьян . Избирательный собор 1613 был наиболее многочисленным (свыше 800 человек не менее чем от 58 городов) и представительным по составу в срав­нении с предшествующим Земским собором. В 1613 – 1622 Земские соборы действовали почти непрерывно, при этом один состав Земского собора проводил несколько «сессий». В 1632 – 1653 Земские соборы созывались сравнительно редко – по наиболее значительным вопросам внутренней и внешней политики. В этот период активизирова­лась деятельность сословных групп города и усилилось государственное значение сословных совещаний, появились пред­ставители от иноземцев на русской службе (1648). Последние Земские соборы (1682, 1683 – 1684) проходили после смерти царя Фёдора Алексеевича в условиях политического кризиса и борьбы за власть дворцовых группи­ровок. В условиях эволюции государственно-политического строя России к абсолютизму Земские соборы поте­ряли значение к концу XVII в. Исследо­ватели насчитывают около 60 Земских соборов середины XVI – XVII вв. (В.Д. Назаров)

высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - к. XVII вв. Включали членов Освященного собора, Боярской думы, "государева двора", выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Рассматривали важнейшие общегосударственные вопросы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

центральные сословно-представительские учреждения в России в XVI-XVII вв. Включали членов Освященного собора - архиепископов, епископов и др. во главе с митрополитом, с 1589 г. - с патриархом, членов Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На З. С. рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. В начале XVII в. в период массовых народных движений, польской и шведской интервенции был созван «Совет всея земли», продолжением которого стал З. С. 1613 г., избравший на престол первого Романова - царя Михаила Федоровича. В его царствование З. С. созывались наиболее часто. Практика созыва и хода заседаний З. С. не была строго регламентирована. Соборы утверждали на престоле или избирали царей, утверждали соборное уложение 1649 г., отменили местничество в 1682 г., утвердили договоры о воссоединении Украины с Россией, о «вечном мире» с Польшей в 1683-1684 гг., с их помощью правительство вводило новые налоги, изменяло существующие, обсуждало вопросы внешней политики, необходимость набора войск и др. Иногда к обсуждению предлагались незапланированные вопросы, например, на Соборе 1566 г. был поставлен вопрос об отмене опричнины, введенной Иоанном IV Грозным. С середины XVII в. деятельность З. С. замирает, что объясняется укреплением абсолютизма в России.

Состав З.с. формировался путем представительства от сословных групп, социально-политических и государственных институтов. Представительство было обусловлено статусом лица, определялось выбором или, возможно, назначением (приглашением). Ядром З.с. и его постоянными частями (куриями) были: Освященный собор, возглавлявшийся московским митрополитом (с 1589 г. – патриархом) и включавший архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов влиятельных монастырей; Боярская дума (в т. ч. думные дворяне и думные дьяки), а также (до начала XVII в.) лица, обладавшие по должности правом боярского суда (дворецкие, казначеи, печатник). Основную массу светских феодалов XVI в. представляли различные группы Государева двора (стольники, стряпчие, московские и выборные дворяне, приказные дьяки). От торгово-ремесленного населения на З.с. были представлены привилегированные группы купцов (гости, члены Гостиной и Суконной сотен). С 1584 г. на З.с. присутствовали «выборные» от уездного дворянства, с 1598 г. сотские московских черных сотен, с 1612 г. – выборные от крестьян. З.с. потеряли значение к концу XVII в.

Первые З.с. (1549 и 1566 гг.) органически входят в систему институтов сословно-представительной монархии, сложившейся к середине XVI в., когда был проведен ряд политических реформ.

В июне 1566 г. на З.с. присутствовали только представители земщины, делегаты назначались правительством. Здесь впервые правительство столкнулось с сильной оппозицией. Большая группа бояр, дворян обратилась к царю с челобитной об отставке опричнины. Особо выделяется З.с. 1613 г.: он был более широким и демократическим по составу представительства, чем предшествующие, – на московский трон избиралась новая династия. Некоторое время уже после избрания на царство Михаила Федоровича З.с. не распускался и действовал в качестве верховного органа при царе. В начале XVII в. частые созывы З.с. были необходимы для принятия непопулярных решений о новом напряжении военных и хозяйственных сил страны.

З.с. собирался в одной из кремлевских палат (Грановитой, Столовой и других). Открывал собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) для собора. Ответ по вопросу повестки давался по «отдельным статьям» каждым сословием.

Продолжительность З.с. была от нескольких часов (1645) и дней (1642) до нескольких месяцев (1648–1649) и даже лет (1613–1615,1615-1619,1620–1622).

Решения З.с. оформлялись в соборный акт-протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже. З.с. просуществовали до конца XVII в., постепенно теряя свое значение и роль в жизни государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Г. Иван создал Собор примирения. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими. Под «собором» подразумевалось всякое собрание. В том числе и совещание бояр («собор боярский»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). В годы царствования Ивана IV Грозного распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами» лишь с XVII века.

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений , изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного , первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова , когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного . Первый собор состоялся в г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до г.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих , духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Исторические предпосылки появления и исчезновения земских соборов

Р. Г. Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.

Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин.

Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече. Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства.

По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России:

Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость (утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения);

Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. «Холопов своих казнить и миловать, мы вольны», - утверждал Иван Грозный, подразумевая под холопами всех своих подданных, от родовитых князей до последних кабальных мужиков. Как писал В. О. Ключевский: «Сословия в России XVI-XVII отличались не правами, а обязанностями».

Другие исследователи, как например И. Д. Беляев, полагали, что земские соборы:

Способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане;

Ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах.

Земские соборы XVI-XVII вв. по вполне объективным причинам не породили устойчивого сословного представительства в России. Российская экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм), однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI-XVII вв.

Библиография

  • А. Н. Зерцалов . «К истории земских соборов». Москва ,
  • А. Н. Зерцалов. «Новые данные о земских соборах в России 1648-1649». Москва, 1887.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Земский Собор" в других словарях:

    Земский собор - (англ. Zemsky Sobor) в Русском государстве в XVI XVII вв. общегосударственное собрание представителей элитарных сословий, созываемое для коллегиального обсуждения и решения вопросов, относящихся обычно к компетенции монарха. История … Энциклопедия права

    С. Иванов Земский собор Земский собор (Совет всей земли) высшее сословно представительское учреждение Российского царства с середины XVI до конца XVII века, собрание представите … Википедия

    Земский собор - (англ. Zemsky Sobor) в Русском государстве в XVI XVII вв. общегосударственное собрание представителей элитарных сословий, созываемое для коллегиального обсуждения и решения вопросов, относящихся обычно к компетенции монарха. История государства и … Большой юридический словарь

    Земский собор - З емский соб ор (ист.) … Русский орфографический словарь

    Земский собор - (ист.) … Орфографический словарь русского языка

    ЗЕМСКИЙ СОБОР - – центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства. Появление 3. с. было вызвано изменениями в экономике и общественном строе… … Советский юридический словарь

    ЗЕМСКИЙ СОБОР - высший сословно представительный орган в средневековой России (XVI XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, государева двора, выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. З.с. решали важнейшие вопросы… … Политология: словарь-справочник

В XVI столетии в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор. Земский собор - высшее сословно-представительское учреждение Русского государства, начиная с середины XVI до конца XVII столетия. Это сбор представителей всех слоев населения (кроме крепостного крестьянства) на котором обсуждались экономические, политические и административные вопросы.

Состав Земского собора

В составе Земского собора были: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговый люд, крупное купечество), а порой – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатный. В верхней палате был царь, входили Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а принимали участие в ней в соответствии с занимаемым положением.

Порядок выборов на собор

Члены нижней палаты были выборные. Порядок выборов на собор был такой. Из Разрядного приказа воеводам приходило предписание о выборах, которое зачитывали жителям городов и крестьянам. После чего составляли сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Но выборы проводили не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе важную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговый люд, потому как от их участия в этом собрании зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, в первую очередь оборонных и военных.

В качестве представителей от населения приглашали не специально избранных депутатов, а преимущественно должностных лиц, стоявших во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая какое либо решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период начала XVII века соборное представительство было только выборное, а постоянными членами его были представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, образовывающее с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было тоже представлено на соборах, однако крепостные крестьяне в них не принимали участия.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью»

Обсуждение вопросов. Продолжительность

На земском соборе обсуждение вопросов проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».

Регулярность и продолжительность заседаний соборов не были регламентированы в зависимости от обстоятельств, важности и содержания обсуждаемых вопросов. Бывали случаи когда земские соборы функционировали непрерывно. На них решались основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждали по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а после в результате их обобщения составляли приговор, принимаемый всем составом собора.

Так, у правительства была возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Однако в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирали на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позднее – в Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», у этого представительного учреждения были и другие названия: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор

Первый Земский собор был созван в России в 1549 году и в историю он известен как Собор примирения. Причиной его созыва послужило – восстание 1547 году в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.

Земский собор 1613 год: сделал Романовых царской династией

Основываясь на исторических документов насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 таких соборов. Все из можно условно поделить на 4 группы: созванные государем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирали царя.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 года относится ко второй группе, потому как он созывался по требованию сословий. Собор 1598 года избрал на царство , 1613 год – .

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI веке имели Стоглавый собор 1551 года и Собор 1566 года.

1551 год — по инициативе государя и митрополита был созван церковный собор, который получил название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Наиболее спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы .

Собор 1566 года был более представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось 5 курий, объединявших различные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решали вопрос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно констатировать, что на них рассматривали вопросы:

Избрания на царство;

Войны и мира;

Принятия новых нормативных актов;

Налогообложение.