Знакомые не хотят отдавать детей в школу. Ребёнок должен сразу понять, что любой педагог не идеален

Не каждый готов дотянуться до уха

- Какие изменения вы замечаете в поведении первоклассников?

Последние два десятилетия показали, что проблем у первоклассников становится больше. В массе своей они хуже переносят школьную нагрузку. В основном из-за того, что детей отдают в школу слишком рано - физически и эмоционально не созревшими. Причем эта недозрелость не обязательно зависит от календарного возраста.

Сегодня много детей, которые и в 7 и даже в 7,5 лет по своему психофизиологическому развитию к школе не готовы. Индивидуальные сроки развития ребенка сдвинулись: более позднее созревание стало очевидным. Поэтому далеко не все дети в 7 лет обязательно должны идти в школу. Это отражено и в федеральном Законе об образовании. Недавно в него были внесены изменения. Добавилась норма, позволяющая отдавать ребенка в первый класс в возрасте более 8 лет - по заявлению родителей.

- То есть можно ребенка в 9 или в 10 лет отдавать в первый класс?

Нет, речь все-таки идет о поступлении в школу на несколько месяцев позже восьми лет. А если ребенок в 10 лет не готов к первому классу общеобразовательной школы, то, наверное, ему тогда нужна не обычная, а коррекционная программа.

- А почему дети стали созревать позже?

Однозначного ответа нет. Возможно, это связано с общим ухудшением здоровья матерей и различными осложнениями при родах, которые впоследствии сказываются на детях. Сегодня чаще выхаживают глубоко недоношенных, у которых тоже могут замедляться сроки развития. Плохая экологическая обстановка также влияет. Тут много факторов.

Родители часто думают: «Мой ребенок читает, считает, в садике его хвалят. Значит, к школе подготовлен». Но они судят только по интеллектуальному развитию, не принимая в расчет физическое и психоэмоциональное. И часто оказывается, что ребенок физиологически не может выдерживать школьный режим! Четыре урока подряд пять дней в неделю для несозревшего малыша - непосильная нагрузка. Эти дети не могут долго удерживать рабочую позу - то есть сидеть ровно, спокойно, сложив руки. Ведь сидеть за партой вообще не физиологично, потому что ребенок развивается в движении. И для него это по сути - физическая нагрузка. Если он сосредоточится на том, чтобы сидеть ровно, то при этом не сможет думать и решать задачу. В конце концов он начинает ерзать, крутиться, обращать на себя внимание, мешать учителю. Чаще всего с такими проблемами сталкиваются так называемые гиперактивные дети. Сейчас многие медики и физиологи говорят, что их количество увеличивается. Во всем мире их примерно около 17%. Но в некоторых источниках пишут, что в России таких детей уже около 30%.

- Как родители могут понять, готов ли их ребенок к школе?

Есть три простых, правда, достаточно грубых критерия. Первый - так называемый Филиппинский тест, показывающий степень морфологической зрелости мозга ребенка. Ребенок должен легко дотянуться левой рукой до правого уха через темечко. Малыш 4-5 лет с таким заданием не справится, потому что пропорции тела у него таковы, что голова большая, а ручки еще короткие. А если произошел полуростовой скачок, то ребенок дотянется, и, скорее всего, морфологически он тоже созрел. То есть структуры головного мозга созрели.

Еще показатель зрелости - смена молочных зубов. От 4 до 10 постоянных зубов должно быть у ребенка к моменту поступления в школу.

И третий критерий - вес не менее 23 килограммов. Считается, что совсем хрупкий и мелкий ребенок не сможет справляться со школьной нагрузкой. Он и инфекциями детскими будет чаще болеть, пропускать занятия, отставать.

Самый лучший способ узнать, готов ли ребенок к школе, - обратиться к психологу. У нас есть специальная программа тестирования. Проверяем не только интеллектуальную готовность, но еще смотрим на поведение ребенка. Например, как он воспринимает задачу, насколько отвлекается, может ли усидеть на месте спокойно. Ребенок садится за стол во вращающееся кресло. Гиперактивный сразу же начинает в нем качаться, вращаться. А бывает, приходит девочка: сядет, ручки сложит и молчит - слушает. Девочки вообще быстрее созревают, где-то на год-полтора раньше мальчиков того же календарного возраста. Получается парадокс. Родители всегда хотят мальчиков пораньше в школу отдать, чтобы после ее окончания осталось время до армии поступить в вуз. А созревают-то мальчики позже! Школа вообще женское царство. Требования в начальных классах - это, в основном, требования дисциплины и аккуратности. Их легче выполняют девочки. А мальчишкам скучно отсчитывать четыре клеточки слева, еще сколько-то сверху, чтобы красиво написать крючочки... И, как правило, мальчики более подвижные. Им диагноз «гиперактивность» ставится в 4 раза чаще, чем девочкам.

Гимназии для особых родителей

- Должен ли ребенок при поступлении в школу уметь читать, писать, считать?

Требовать этого в школах не имеют права. Но на практике... Когда я обследую детей перед поступлением в лицей или гимназию, 99% из них уже умеют читать. Если ребенок попадет в этот один процент неграмотных, как он будет себя чувствовать в классе, где все читают? Ведь учитель будет ориентироваться на большинство. Но в обычных школах, не в лицеях-гимназиях, детей, не знакомых с азбукой, больше. Думаю, туда можно спокойно отдавать и нечитающего ребенка.

Получается, школы сильно поляризованы. Есть сильные - для подготовленных детей, а есть слабые - для всех остальных?

Понятно, что в лицеях и гимназиях нагрузки посерьезнее. Они, если можно так сказать, имеют своих родителей, которые очень высоко мотивированы, чтобы их дети поступили именно в это образовательное учреждение. Такие родители заранее готовят детей: водят на курсы, занимаются по специальным пособиям. Главное при этом - чтобы родительские амбиции не превалировали над интересами ребенка. Потому что мало кто, к сожалению, руководствуется индивидуальными особенностями и сроками созревания своего чада. Чаще берутся в расчет другие причины. Например: «Хорошо бы поступить в этом году, потому что в следующем заселят новые дома и желающих станет больше». Или: «Соседкин ребенок идет в первый класс, и мы тоже, чтобы проще было отводить-забирать из школы». Такие родители своего добиваются. Иногда даже раньше чем в шесть с половиной лет отдают в школу. И в результате обрекают на мучения собственных детей, учителей и себя. В сентябре-октябре к нам в Центр очень много родителей приходят с жалобами на то, что ребенок на уроках отвлекается, не может запомнить и выполнить, что говорит учитель. Что учителя на него жалуются, потому что он мешает проводить уроки.

- Как вы помогаете таким детям?

Ускорить процесс созревания головного мозга невозможно. Лучше всего для такого ребенка, если родители заберут его из школы и в следующем году заново отдадут в первый класс. Но они, как правило, забирать не хотят. Поэтому мы обсуждаем с ними, как готовить домашнее задание, какие кружки лучше посещать. Если у ребенка есть поведенческие проблемы, берем в коррекционные группы. У нас есть комиссия, которая подбирает образовательный маршрут ребенку. Если он не справляется с обычной общеобразовательной программой, то ему рекомендуют коррекционную школу. Но все это - с согласия родителей.

Поправить последствия того, что ребенок пошел в школу раньше срока, намного труднее, чем их предотвратить. Потому что у ребенка складывается определенная негативная репутация у одноклассников, падает самооценка... А виноваты родители, которые руководствовались своими амбициями или удобством!

По моим оценкам, сегодня практически в каждом классе есть как минимум 2-3 человека, которых отдали раньше времени и они еще «не дозрели».

Не путайте обучение по индивидуальному плану и домашнее обучение. Второе - по медицинским показаниям: ребенок сидит дома, а учителя приходят к нему. Первое - по желанию: пишете заявление, договариваетесь с директором и можете учить ребенка сами, нанимать репетитора или даже приводить чадо в школу на любимые уроки, а раз в четверть сдавать экзамены.

Ольга и ее дочь Даша, ученица 5-го класса

Даша отучилась четыре года в гимназии, а на индивидуальный план перешла в пятом классе, то есть в сентябре этого года. Сейчас мы закончили первую четверть, Даша отлично сдала экзамены, перешла во вторую четверть. Она учится в музыкальной школе, занимается рисованием, поэтому у нее получалось очень много переездов по городу на занятия плюс много поездок на конкурсы, выставки, выступления. И в какой-то момент мы поняли, что закружились во всех этих переездах, а ребенок нерационально использует свое время. И мы решили это изменить. Пошли в обычную школу по месту жительства, к директору, поговорили, убедили, принесли заявление, произвели впечатление нормальных родителей, которым не все равно. Конечно, мы предварительно пообщались с другими родителями, которые уже перешли на индивидуальный план, и все вопросы, которые могли бы быть, мы проработали, обсудили. У нас было краткое заявление и длинное заявление, где мы подробней рассказали, почему хотим перевести Дашу на индивидуальный план.

Мы дружим со многими семьями, и в нашей компании появилась инициатива организовать детям учебу своими силами. Родители объединились, и каждый ведет какие-то занятия с группой детей: у меня, например, техническое образование, я могу вести математику, химию, физику.


Здесь немаловажно то, что я знаю, с какими детьми и людьми общается Даша, знаю их ценности и цели, знаю, чему они могут ее научить. И они знают и любят моего ребенка. У нас разновозрастная группа детей, поэтому Даше больше хочется учиться: она может реализовывать то, чему научилась, - может быть учителем для младших детей. Одно дело просто выучить урок и ответить, а другое - разбирать тему, которую потом нужно объяснить младшим. И еще лучше то, что мы погружаемся в предмет: неделя математики, неделя русского. Мне кажется, это намного эффективнее, по крайней мере для нас это работает. И мы можем лучше планировать свою жизнь, свой день, учиться и в поездках тоже, не тратить времени зря. Бабушки и дедушки уже привыкли, что мы не самые типичные родители. Даша в детстве много болела, но мы начали закаляться, поменяли образ жизни. Конечно, бабушки-дедушки волновались, когда мы и водой обливались, и в проруби купались. Но когда все увидели, что проходит год, другой, а ребенок не болеет - то охотно смирились. Так и с обучением: они уже знают, что мы не предложим ребенку плохого, видят, что она хорошо сдала экзамены (причем спрашивали ее серьезно, прямо как студента в конце семестра), поэтому вопросов не возникает. В обучении по индивидуальному плану большую роль играют люди, с которыми вы общаетесь, ваши друзья, сверстники ребенка. Одним родителям, мне кажется, очень сложно будет организовать ребенку нормальный учебный процесс.

Елена и ее дочь Маша, ученица 3-го класса


Я своих детей не отдавала в детский сад, чтобы оградить их от некоторого людского негатива. А когда Маша пошла в школу, я поняла, что всё, от чего я ее ограждала, наступает с новой силой. Я давно хотела перевести ее на индивидуальный план (тем более что видела пример, когда ребенок не ходит в школу и при этом буквально… гениальный), но долго не решалась, мне не хватало мужества взять на себя ответственность за судьбу моих детей. Но буквально за месяц до третьего класса все-таки решилась. В моей школе мне отказали, потому что Маша была в пятерке худших детей (такие результаты у нее были потому, что она совершенно не хотела учиться). Потом мне отказали в двух соседних школах. А потом я целенаправленно начала искать школу, где уже есть дети, которые учатся по индивидуальному плану; нашла, приехала, поговорила с директором - и та согласилась. Тем, кто хочет перейти на индивидуальный план, могу посоветовать записать ребенка в какой-то кружок, который имеет дипломы и чьи воспитанники где-то выступают. И справку из кружка принести в школу, потому что, по идее, только одаренные дети могут учиться по индивидуальному плану, и такое подтверждение одаренности может потребоваться.

Поначалу было страшно самой учить ребенка, но я выбрала методику полного погружения: вообще-то, там нужно две недели изучать один предмет, но мы всю программу четверти по русской литературе прошли за 5 дней, по русскому языку - за полторы недели. Результат просто феноменальный: у нас в этой четверти две десятки и девятки по остальным предметам. Сложно, конечно, потому что нужно каждый день с дочкой делать уроки. У меня еще двое детей, а на занятия уходило иногда по три часа, и сейчас порой тоже. С другой стороны, я все равно дома и все равно это время провожу с детьми. А по поводу социализации… Сомнения возникают только у тех, кто вообще никакого понятия не имеет об обучении дома. Есть дети, которые ходят и в школу, и в сад, при этом они дикие, невоспитанные, не умеют себя вести, не умеют общаться. Ведь ребенок на индивидуальном плане не сидит постоянно дома: он ходит на детскую площадку, в какие-то кружки, общается со сверстниками, с их родителями. У меня сейчас вопрос в том, переводить ли вторую дочь сразу на индивидуальный план или отдать сначала в школу, чтобы она посмотрела, что это такое, и смогла прочувствовать разницу.

Елена и ее сын Коля, дошкольник


Несколько месяцев мы ходили в детский сад, но Николай оказался мальчиком с характером. Он стал ставить перед нами вопросы, которые не возникали со старшими детьми: сколько свободы можно позволить ребенку, насколько он может добиваться своего? Например, мы ходили в подготовительную группу детского сада. Вот все детки сели, воспитатель им сказку рассказывает, а Коля прибежал, минутку-две посмотрел, все потрогал, все понял - ему это не очень интересно. И он пошел в спортзал - бегать и лазать по стенкам.


Устроил революцию в использовании игрушек: в саду, как всегда, есть игрушки, которые аккуратно сложены и используются только для каких-то занятий, играть с ними просто так нельзя. Коля не понимает - если игрушки есть, почему нельзя с ними играть? И он начал их брать, а другие дети стали следовать его примеру. В общем, мы решили, что для системы Коля не подходит, и забрали его из сада. Но и сейчас мы дома не сидим: ходим в парки, театры, в развивающие центры. Конечно, на это нужны и средства, и время. Мы не считали расходы, но если все развлечения переложить на плечи детского сада, то воспитывать ребенка дома получается дороже. А если помимо сада заниматься дополнительно - то выходит то же самое. Мне интересно общаться с родителями, которые задумываются о том, как растут их дети, в каких условиях, что им требуется. Мы, например, ходим на занятия в семейный центр «Папа может» , преподавание здесь ведется по методике Монтессори , поэтому дети сами хотят заниматься. К домашнему обучению мы, наверное, пока не готовы, но интересуемся им. Потому что наш опыт показывает, что успешно воспитать ребенка силами родителей вполне возможно.

Фото: сайт .

Настал новый век, и появляются дети, многие из которых характеризуются как индиго. Нынешнее поколение очень сильно отличается от предыдущего. Многие дети обладают определёнными способностями: могут читать, писать, считать, при этом не будучи ещё школьниками. Соответственно, возникает вопрос: «Во сколько лет отдавать ребенка в школу?» Некоторые родители в этой ситуации начинают считать, что находиться ещё один год до школы дома ребёнку будет скучно. А это значит, что непременно надо оформляться в школу. Но есть трудность - ему пока нет 7 лет. А именно данный возраст лучший для поступления в школу. А есть противоположный вариант: ребёнку уже практически 7, он многое знает и обладает умениями, но в плане психологии ещё совершенно не готов к школе. А ведь скоро он станет ещё старше. Допустимо ли отдать ребёнка в школу в 8 лет, не поздно ли это?

Для родителей мальчиков выпуск ими школы в 18 лет подобен кошмарному сну. Ведь юношу сразу заберут в армию, но и отбирать у ребёнка ещё один год отдыха как-то не хочется. Как же быть в данном случае?

Во сколько лет отдавать ребенка в школу?

До того как углубиться в психологические аспекты этой темы, посмотрим, с какого возраста по законодательству России ребёнок может посещать школу. По закону дети могут посещать подобные учебные заведения по достижению 6,5 лет, если нет противопоказаний, но не позднее 8. При подаче родителями заявления и разрешении директора, ребёнка могут принять раньше или позже установленного срока.

Следовательно, дети должны поступать в школу с 6,5 до 8 лет. Именно в эти рамки желательно вписаться родителям. Хотя, конечно, допустимо и более ранее поступление в школу, если было принято взвешенное решение.

А можно ли не отдавать обязательно должны получить образование. Поэтому оставлять их без обучения нельзя. В некоторых случаях ребёнок может находиться на домашнем обучении.

Практикуется также дошкольная подготовка. Сейчас особенно часто такое встречается в частных школах. Там имеются определённые группы раннего развития для детей, чем-то напоминающие детсадовские.

В 1 класс ребёнка надо непременно отдать до 8 лет. Иначе вы будете иметь дело с органами опеки и даже можете лишиться родительских прав.

Как определить, можно ли в школу чаду? Прежде чем решить, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, надо разобрать ряд факторов. Рассмотрим их подробнее.

Интеллектуальные особенности

Это для школы один из важнейших факторов. Родителям нужно понять, хорошо ли ребёнок разговаривает, может ли запоминать события. Важны его внимательность и мышление. А также нужно определить при помощи психолога, насколько малыш соответствует нормам первоклассника.

Ребёнку готов в 1 класс, если он:

  • имеет связную речь и запас слов, соответствующий нормативам для 1 класса;
  • по картинке может придумать сюжет;
  • ребёнок нормально говорит звуки и знает, где они находятся в слове;
  • умеет читать небольшие слова с определённой скоростью;
  • знает печатные буквы;
  • отличает геометрические фигуры друг от друга;
  • определяет свойства предметов;
  • умеет считать от 1 до 10 и в обратном порядке, складывать и вычитать простые значения;
  • различает цвета и называет их правильно;
  • хорошо складывает пазлы;
  • запоминает стишки и поёт песенки, повторяет скороговорки;
  • раскрашивает картинки строго по контуру.

Чтобы отдать ребенка в школу в 6 лет, не надо пытаться его полностью подготовить, иначе он очень быстро устанет от учебы. Он будет обладать практически всеми умениями и ему будет неинтересно. В этом случае родители обязаны продумать, в какую школу лучше отдать ребенка, возможно, есть смысл оформить ребёнка в заведение с повышенными требованиями.

Не стоит считать, что школа полностью обучит всему. Она даёт только начальные знания, которые помогают ребёнку лучше адаптироваться в социуме. Следовательно, родители должны быть готовы к тому, что с малышом нужно будет много заниматься.

Эмоциональный фон

Ваше чадо должно быть собрано и уметь принимать обдуманные решения. Мысль отдать ребенка в школу в 6 лет может возникнуть, если он достаточно умный для своего возраста. Но если он не готов эмоционально, то откажитесь от этой идеи. Ребенок может заработать серьёзные проблемы в психическом плане.

Мотивация к учёбе и зрелость нервной системы будущего первоклашки

Ребёнок должен иметь мотивацию пойти в школу. По мнению психологов, для того чтобы узнать готовность малыша к обучению, надо задать ему простой вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? И зачем?» От ответа будет зависеть, готов ли он к учебе. Если единственная мотивация ребёнка - это игра, то будет правильным отложить школу на один год.

Прежде чем решить, отправлять ли ребёнка в первый класс, надо оценить зрелость нервной системы. Если его отдать чересчур рано, то выдержать 45 минут урока для него будет очень сложно. Поэтому думайте об этом заранее.

Мнение педиатров

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? По мнению педиатров, необходимо провести несколько тестов. Так можно будет проверить физическую готовность ребенка к школе. Итак:

  1. Ребенок может дотянуться рукой через голову до верха противоположного уха.
  2. У малыша правильно сформированы коленные чашечки и фаланги пальцев, изгиб стопы выражен.
  3. Идёт смена молочных зубов.
  4. Ребёнок способен удерживать равновесие на 1 ноге.
  5. Умеет кидать и ловить мячик.
  6. Оттопыривает большой палец при рукопожатии.
  7. Развита мелкая моторика.

Немаловажную роль играет состояние здоровья: насколько часто болеет ребёнок, имеются ли хронические болезни и т. п. Если есть необходимость, то ваш педиатр посоветует на время отложить этот момент и уточнит, во сколько лет отдавать ребенка в школу.

И всё же, в каком бы возрасте вы ни решили отдать своего ребёнка в школу, желательно укрепить его здоровье. Для этого можно съездить перед началом учебного года на море, например, а также вплотную заняться режимом дня ребёнка, его сном и питанием. Обязательно вылечить все очаги хронической инфекции.

Навыки общения и самостоятельность

Для первоклассника очень важно уметь разговаривать со сверстниками и взрослыми, а также иметь адекватную самооценку. Также ребёнок должен не замыкаться в обществе чужих людей.

В каком возрасте отдавать ребёнка в школу? Это во многом будет зависеть от его самостоятельности. Ведь он должен уметь сам одеваться и обуваться, кушать, ходить в туалет и выполнять другие элементарные действия.

Пол ребенка

Пол играет существенную роль в погружении в школьную обстановку. Так, родители мальчиков хотят отдать сыновей пораньше, чтобы они побыстрее смогли выучиться и жить самостоятельной жизнью, а девочек, наоборот, хочется оставить возле себя подольше. Но на самом деле именно маленькие дамы готовы к учёбе раньше ребят.

Важную роль в готовности к учёбе определяет зрелость полушарий мозга. У девочек скорее развивается левое, отвечающее за речь и связанную с ней деятельность. Поэтому в начальных классах им учиться проще.

У мальчишек скорее развивается правое полушарие. Оно отвечает за пространственно-временную ориентацию, а данная функция совсем не требуется в начальных классах.

Тревожность и темперамент

Тревожность - это индивидуальная черта каждого человека, которая очень сильно влияет на то, во сколько лет отдавать ребенка в школу. Так, мальчики, имеющие тревожность выше среднего, озабочены в первую очередь отношениями с учителями и своей учебной деятельностью. В то время как девочки, имеющие уровень тревожности ниже среднего, озабочены в основном отношением сверстников.

Играет важную роль для обучения детей темперамент. Труднее всего обучаться девочкам-холерикам и мальчикам-меланхоликам. Такие дети имеют нетипичное представление про учебу в школе, по мнению учителей.

Просто мальчики такого склада характера слишком ранимы и могут заплакать, если их кто-то расстроит или обидит. К несчастью, ни сверстники, ни учителя не принимают такого поведения.

Девочки-холерики, напротив, очень подвижны. Поэтому не могут высидеть весь урок спокойно. К тому же они привыкли отстаивать свою правоту до последнего, иногда даже посредством драк.

Детки-флегматики слишком медлительны и спокойны. Ученикам с подобным темпераментом порой сложно учиться.

Самый благоприятный для учебы темперамент - сангвиник. Эти дети в меру общительны и любознательны, не конфликтны, вписываются практически в любой коллектив.

Важнее всего этот показатель в начальной школе. Далее на него уже особо не реагируют ни дети, ни учителя.

Поэтому, прежде чем определить, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратитесь к специалистам. Если ребёнку уже 7, но психолог утверждает, что надо повременить, стоит прислушаться.

Мнение психологов

Что нужно, чтобы отдать ребенка в школу? Родители задают этот вопрос очень часто. Поэтому психологи выяснили несколько причин, по которым стоит отложить посещение школы.

  1. Психологические особенности: нет мотивации к обучению, кроме игровой деятельности; у вас родился ребёнок, когда старшему исполнилось 7 лет; в семье сложный период.
  2. Медицинские: у ребёнка имеются психические расстройства; в недавнем времени у него была травмирована голова или позвоночный столб; есть хронические болезни.

Что будет, если в школу ребёнок пойдёт с 8 лет?

Если ваш ребёнок не готов к школьной скамье, то стоит хорошенько всё обдумать, взвесить все "за" и "против".

Когда отдавать ребенка в школу? Комаровский - известный на всю Россию педиатр - утверждает, что 6,5-7 лет - это идеальный возраст для посещения малышом учебного заведения. Так как именно в этот период времени у детей меняется тип деятельности с игровой на познавательную. Хотя доктор Комаровский признаёт, что, поступив в школу, первое время ребёнок станет больше болеть.

Каждый ребёнок - личность. И лучше родителей его не знает никто. Может, именно вашему ребёнку необходимо пойти в школу в 8 лет. Только принимая подобное решение, помните, что, возможно, ваше чадо будет ощущать себя некомфортно, когда поймёт, что в его классе дети младше, чем он сам. Чтобы убрать все сомнения, посоветуйтесь с детским психологом.

Когда надо задуматься об оформлении ребёнка к школе?

Цель воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка быть самостоятельным. Так вот, вы воспитываете его с самого его рождения, всячески стараетесь его чему-нибудь научить. В итоге к 5-6 годам он накапливает необходимый «багаж» знаний для обучения в школе.

И вот возникает вопрос: "Когда же задуматься об оформлении ребёнка в учебное заведение?"

Как вы наверняка поняли из нашей статьи, процесс подготовки к обучению довольно сложен и многогранен. Поэтому необходимо задуматься уже за девять месяцев до первого сентября. Обязательно обратитесь к психологу, ведь он должен проверить ребёнка на предмет готовности к школе.

Если окажется, что ваше чадо не совсем готово к школе, то у вас будет время доработать то, что необходимо.

Решение о возрасте оформления ребёнка в школу - это очень важный и ответственный шаг. Нужно все обдумать и взвесить.

Необходимо создать атмосферу праздника в первый день учёбы ребёнка. Украсьте квартиру и сделайте семейное торжество. Ведь ребёнок должен знать, что начинается новый этап в его самостоятельной жизни, полный взлётов и падений.

Декабрьский ребенок и учеба

Когда отдавать в школу декабрьского ребенка? Родители задают этот вопрос довольно часто психологам. И они отвечают на вопрос так: «Всё зависит только от ребёнка». Так как каждый - это личность. Кто-то готов учиться раньше. Потому, что с восприятием и сообразительностью всё в норме. А иной и в 7 лет совершенно не готов к школе.

Обязательно сначала нужна консультация психолога. А уж он подскажет, какой сделать выбор. Возможно, специалист подскажет, над чем нужно поработать, чтобы заполнить недостающие "пробелы". Если малыш хиленький и значительно меньше ростом, чем все остальные в классе, также желательно, конечно же, немного подождать.

Небольшое заключение

Прочитав статью, надеемся, вы нашли ответы на волнующие вопросы. Теперь понятно, что семилетний возраст ещё не означает, что вашему любимому ребёнку пора в школу. Нужно учитывать, конечно же, и другие факторы. Надеемся, что теперь вы сможете принять действительно верное решение.

Дети из более чем 100 тыс. российских семей 1 сентября не пойдут в школу. Одни - по медицинским показаниям, другие - идейные: выбор в пользу семейного образования их родители делают сознательно, искренне желая чадам всего самого лучшего

Лето, Прибалтика, детский лагерь. 12-летний Иван крутится вокруг стайки девчонок, болтающих на солнышке. Он уже пытался дергать их за хвосты (у кого таковые были), обзывал дурами за то, что не могут назвать ни одной звезды из созвездия Птолемея, толкался, пробовал рассмешить, оттягивая собственные уши и нос. Все без толку: девчонки сначала хихикали, потом разозлились и пошли ябедничать. Отец Ивана, известный московский деятель искусств, приехавший повидаться с сыном и наблюдавший происходящее с некоторого расстояния, тянет с растерянным и страдальческим видом: «Ва-а-ня, ну ты чего…»

Конечно, беды в том, что 12-летний мальчишка не смог обаять ровесниц, нет. Но я только что слышала рассуждения его отца о том, что все дети в их семье - анскулеры, то есть не просто не ходят в школу, они вообще не учатся по школьной - равно как и по какой-либо другой - программе, потому что отец не позволит системе растоптать его детей так же, как она «растоптала всех». Семья хотела жить в Германии, но там семейное образование запрещено, и они переехали, чтобы дети могли учить лишь то, что хотят, и лишь тогда, когда хотят. Даже будучи отчасти согласна с Ваниным отцом, я все-таки с трудом удерживаюсь от того, чтобы не броситься на помощь Ване: так и хочется рассказать девочкам, какой он умный, красивый, звезды вон знает…

Положительно к идее обучать детей дома относятся около 8% россиян, а в крупных городах эта цифра приближается к 15%. Решается же на этот шаг всего 1%, в абсолютных цифрах это 100-150 тыс. семей

Чуть позже я знакомлюсь еще с одним, уже взрослым человеком, который в школу не ходил,- 34-летним режиссером Никитой Добрыниным. Этот симпатичный молодой мужчина с открытой улыбкой занят хорошим делом в Феодосии - призывает людей присылать со всего света раскрашенные кирпичи, чтобы он с друзьями построил из них детский театр. Никита прекрасно образован: его отец всех своих пятерых детей учил дома, а в школу, причем в альтернативную, отдал их лишь подростками. И всем было весело - никакого прессинга, школьных хулиганов, все выросли очень свободными и интересными людьми. «Но нам, всем пятерым, пришлось потом несладко,- признается Никита.- Никто не смог удержаться в рабочем коллективе. У нас нет опыта подчиняться. Тем более подчиняться людям, которые в чем-то уступают нам. Недоступна формула «ты начальник - я дурак». У нас в детстве все было просто: честно - нечестно, правильно - неправильно, хорошо - плохо, а жизнь оказалась устроена гораздо сложнее».

Знакомство с Никитой меня немного успокоило. И он, и все его сестры и братья более или менее состоялись в жизни, успешно работают. Сами на себя, в бизнесе - но работают же.

Разорвать оковы

По данным Фонда общественного мнения, положительно к идее обучать детей дома относятся около 8% россиян, а в крупных городах эта цифра приближается к 15%. Решается же на этот шаг всего 1%, в абсолютных цифрах это 100-150 тыс. семей. Идейных среди них - от силы половина: в основном дома учатся дети, которым это необходимо по медицинским показаниям.

Стоит заметить, что добиться от школ перевода ребенка на семейное образование подчас довольно сложно. Хотя в законе «Об образовании» и написано, что право обучать детей дома есть у каждого родителя, но школе участвовать в процессе в обязанность не вменяется. А поскольку такая история чревата для школ большой дополнительной работой, как бумажной, так и организационной, которая к тому же никак не финансируется, ввязываться в нее хотят совсем немногие. Ирина К. уехала с мужем и пятью детьми в деревню и, побывав в местной школе, решила, что учить детей лучше дома, самой. «В итоге на нас обозлились местные учителя, натравили на нас опеку, нас пугали, что заберут детей якобы из-за того, что козы, птицы и собаки в одном дворе без загонов,- рассказывает Ирина.- Слава богу, справились: просто построили загоны для животных, и от нас отстали».

Большинство родителей, выбирающих семейное образование, радикальный анскулинг все-таки не рассматривают, стремятся выбрать ту или иную учебную программу. Достаточно часто такая программа является дополненной или, как считают родители, улучшенной версией школьной. «Первые несколько лет обучения мы каждую четверть сдавали экзамены в обычной школе,- рассказывает Иван Гидаспов, отец 12-летнего Матвея.- Но в итоге решили от этой системы отказаться и выбрали «Экстерн-офис Алексея Битнера»». Бывший директор школы новосибирец Битнер - один из пионеров альтернативного образования, открыл свою онлайн-школу в 2010 году, и сейчас в ней учатся, консультируются по e-mail и сдают экзамены по Skype несколько сотен человек. «Смысловые блоки школьной программы у Битнера соблюдены,- рассказывает Иван,- но сама программа составлена по-другому, менее формально. Считается, что это достаточно сложная программа, но Матвей справляется, хоть и поднывает иногда». За обучение в школе Битнера Гидасповы в начальных классах платили по 20 тыс. руб. в год. Немногим дороже - 25 тыс. руб.- им обходится обучение сейчас. Это, конечно, один из самых дешевых вариантов - например, центр онлайн-обучения «Фоксфорд» обойдется родителям примерно в 5 тыс. руб. в месяц.

Среди других методик, которыми пользуются родители, ищущие альтернатив,- система Монтессори, вальдорфская, методическая система В. И. Жохова и набирающая популярность классическая греческая школа, основанная на тривиуме - грамматика, диалектика, риторика - и предполагающая изучение древних языков и теории искусств.

Борцы с традиционной школой между тем каждый год ищут новые. Домохозяйка Лола Шурыгина (в прошлом изучала дизайн одежды), мама троих детей, в этом году открывает начальную школу на Соколе (на два класса - первый и второй - по 20 человек). Обучение будет стоить 22-46 тыс. руб. в месяц в зависимости от расписания ребенка и скидочных программ: в максимальную стоимость включено обучение с 8:00 до 18:00 с учетом творческих лабораторий и спортивных занятий. «Я бы не назвала это образование альтернативным. Сама я категорически против того, чтобы ставить какие-либо эксперименты на своем ребенке и других детях,- настаивает Шурыгина.- Мы пойдем по классическим, зарекомендовавшим себя методикам и постепенно будем включать в программу находки талантливых современных педагогов и методистов». Тем не менее каноны «нешкольного» образования здесь будут соблюдены тоже: отказ от классно-урочной системы, педагог-тьютор, курирующий индивидуальный образовательный план каждого ученика.

Полная свобода

Полный отказ от обучающих программ, или уже упоминавшийся анскулинг, по мнению главного редактора журнала «Семейное образование» Оксаны Апрельской, не очень популярен в регионах, но получает все большее распространение в Москве.

Этот путь, в частности, выбрала для своего среднего сына, Захара, известный политтехнолог и главред портала Besttoday.ru Марина Литвинович. «Решение родилось не сразу - просто, когда Захар полгода назад начал готовиться к школе, он очень заинтересовался математикой и довольно быстро с помощью образовательной онлайн-платформы дошел до середины программы второго класса: умножает двузначные числа, решает задачи. Я испугалась, что в школе ему будет просто скучно, а потом поняла, что у ребенка должна быть своя траектория, свой учебный план».

Во многом решение было принято под впечатлением от опыта старшего сына Саввы. «Старшего сына я отправила в школу любознательным мальчиком, который всем интересовался, хотел учиться, узнавать новое. Но, к сожалению, классу к пятому, по моему ощущению, школа отбила все эти качества полностью»,- объясняет Литвинович. Теперь десятиклассник Савва, смеется она, просится на семейное обучение вслед за братом.

Несторонница полумер, Литвинович из всех вариантов семейного обучения выбрала самый радикальный. «Когда учишь ребенка сам, какие-то вещи берешь из пятого класса, а какие-то - из первого. Вот в прошлом году мы несколько месяцев увлекались мифами Древней Греции, а в школе это будут проходить только в пятом классе,- говорит Марина.- Обучение не привязано ко времени - ребенок чем-то заинтересовался, и задача родителя этот интерес развить. Вот, например, гуляем мы с ним после дождя, и он обратил внимание, что вылезли дождевые черви,- и это повод изучить строение червей, почитать о них, посмотреть фильм». Кроме того, Литвинович уже решила, что обязательно научит сына и полезным навыкам, которым не уделяется серьезного внимания в школе, например работе в интернете или умению быстро печатать.

Оксана Апрельская, издающая журнал про семейное образование, тоже в итоге пришла к анскулингу, хотя первое время ее дочка училась по программе и проходила аттестацию в школе. «Анскулинг, конечно, не все могут выдержать - только в Москве анскулеры составляют какой-то заметный процент от общего числа детей, обучающихся дома. Это обучение предполагает отсутствие заранее определенной программы, родители ориентируются только на интересы ребенка, помогают ему в его увлечении, надоело - переходим к другому этапу».

Апрельская рассказывает, что в переходе с традиционной системы обучения на анскулинг самое сложное для родителя - именно расслабиться, перестать пичкать ребенка знаниями в режиме 24 на 7 и дать ему возможность перестроиться. «Есть такой термин - «расшколивание», на английском deschooling,- объясняет Оксана Апрельская.- Это период адаптации, когда ребенка уже забрали из обычной школы, когда рекомендуется вообще не приставать к нему с формальным обучением, дать возможность заниматься тем, чем ему хочется, или вообще разрешить ничем не заниматься». По словам Апрельской, период «расшколивания» занимает месяц-два на каждый проведенный в школе год. «За это время ребенок возвращается к своим потребностям, своим желаниям, вспоминает, что они у него есть, отвыкает от того, что кто-то сверху спускает ему какие-то задания. Родителю, правда, очень сложно вытерпеть это детское безделье, начинается паника,- делится Оксана.- Мы ведь все убеждены, что каждая минута должна быть обязательно заполнена какой-то деятельностью, хотя нам этот период тоже нужен, чтобы по-другому посмотреть на ребенка, научиться доверять ему».

Скучно жить на свете

Меньше всего тех, кто выбирает семейное образование, пугает его стоимость. «На самом деле хорошее образование можно дать дома с минимальными затратами - уж точно не больше тех, что обычно связаны со школой,- считает Ирина Шамолина, член совета директоров Международной конференции по домашнему образованию, мама, воспитывающая дома троих детей.- Сегодня какого-то разрыва в способностях или интеллекте между учителем и родителем, у которого есть высшее образование, не наблюдается. Любой родитель с высшим образованием в состоянии освоить школьную программу». По словам Ирины, большинство родителей обходятся своими силами, без педагогов или репетиторов. Но иногда семьи объединяются, чтобы учить детей совместно. «Нанимают педагогов в основном по иностранным языкам и музыке - но так делают и родители тех, кто учится в обычной школе. Есть, конечно, семьи, которые нанимают преподавателей по всем предметам, но эффективность обучения от этого не сильно возрастает»,- убеждена Шамолина. Сама она оплачивает ежемесячные занятия в Третьяковской галерее и Пушкинском музее - каждое обходится в 600-1000 руб., курсы рассчитаны на несколько лет и читают их искусствоведы. «Такие занятия в музеях, рядом с реальными объектами, а не с картинками в учебниках,- это, конечно, большой плюс,- рассуждает Ирина.- Но они ведь необязательны, поэтому едва ли можно утверждать, что домашнее образование непременно дороже школьного».

Не особенно беспокоит родителей-семейников и уровень образования: результаты государственных экзаменов, которые должны сдавать все дети вне зависимости от формы обучения, показывают, что большой разницы между теми, кто учится дома и в школе, нет. Более острый вопрос для тех, кто хочет, но все-таки не решается перейти на семейное обучение,- социализация.

Сторонники семейного образования тем не менее и в этом большой проблемы не видят. «Я думаю, что это абсолютно надуманная проблема. Тема слишком раздута,- говорит мама троих детей Юлия Ивлева.- Разговоры о том, что дети на семейном обучении сидят дома, ни с кем не общаются,- это всего лишь разговоры. У нас большой круг знакомых, кружки, разные занятия. Значение школы преувеличено: ребенок усваивает правила конкретно сложившегося в школе коллектива, а также правила общения с учителями, но это ведь не весь социум». Ирина Шамолина вспоминает, как мало помогла в вопросах социализации школа ей самой, причем школа, которая считалась очень хорошей. «Я не знала, как находить общий язык с новыми людьми, не говоря уже о том, что не представляла, например, как общаться с госорганами или как вести себя на деловых переговорах. Родители, занимающиеся семейным образованием, вполне способны обеспечить гораздо более качественную социализацию для своих детей, чем та, которую детям предлагает школа».

Однако, несмотря на все уверения родителей, путешествия, секции и кружки, дети все равно нет-нет да и жалуются на нехватку общения. «Я хожу на изо и в театральную студию не только потому, что мне нравится, но и чтобы пообщаться,- рассказывает в своем видеоролике на YouTube десятилетняя блогерша Ксю Лайт.- Просто, когда учишься дома, не с кем ни поболтать, ни побаловаться на переменах…»

Эти ошибки присущи всем мамам первоклассников. Мы собрали эти заблуждения для вас, чтобы вы, конечно, ничего такого в повседневной школьной жизни не допускали. Вы же мудрая!

Ребёнок ещё мал, я должна взять на себя основные его дела

Сразу — нет! Новоиспечённый первоклассник с первых дней должен ощущать личную ответственность за результаты школьного процесса. Сборы портфеля перед сном, выученные уроки - понимаем, что многое маме проще сделать самой. Но в этом случае ребёнок быстро поймёт, что взрослые ему не доверяют, а значит можно и не стараться. Ведь родители все непривычные, а потому нелюбимые, обязанности возьмут на себя.

Однако такая схема быстро сведёт на нет всю самостоятельность первоклашки. И уже очень скоро мама будет жаловаться подруге: «Учебники забывает, уроки делает до ночи и кое-как…» Разумеется, помогать надо, но именно помогать, дозируя по обстоятельствам.

Любой контроль должен быть незаметным: тогда он не повлияет на самооценку чада. Лучше всего помочь в организации процесса. Вместе с ребёнком напишите напоминалки, помогите составить режим дня, заведите традицию: например, ровно в 20 часов проверять портфель.

Режим установится сам

Это одна из самых частых ошибок родителей. Взрослые порой недооценивают перемены, которые привносит в жизнь ребёнка школа. И считают, что нужно действовать как можно мягче: мол, пусть ребёнок сам установит режим в сентябре.

Но приучать к новому распорядку нужно уже в августе. Психологи уверены, что школьная нагрузка шести-семилетнего ребёнка по психофизиологическим затратам равна рабочему дню взрослого. И полноценный отдых, правильное питание и соблюдение режима дня крайне важны для здоровья школьника.

Девятичасовой сон - это необходимый минимум. При подъёме в школу в семь утра ложиться школьник должен не позже десяти, а то и девяти вечера. И за один-два дня такого результата не добиться. Кроме того, учите дошколёнка рассчитывать и планировать время, выбирая время для дел и отдыха.

2 месяца - столько в среднем будет длиться адаптация у школьников. Одни дети капризничают, другие - теряют аппетит, а самые впечатлительные могут даже заболеть. В это время особенно важно поддерживать ребёнка, расспрашивать его о школьных днях. Подчёркивать, что только сначала будет сложно, но впереди много радостей.

Соперничество с одноклассниками стимулирует

Сравнения с соседкой по парте, соседом, сыном подруги - табу. Оказаться в глазах родителей в невыгодном свете, да ещё и хуже, чем Вася или Маша - нет ничего страшнее для ребёнка.


Родители должны постараться, чтобы критерием их любви стали вовсе не оценки, то есть не результат, а желание и процесс: «Как хорошо, что ты сам постарался и решил задачку!», «Я рада, что ты справился со своим страхом и выступил перед всем классом!»

Чем больше загруженность, тем полезнее

Каждый родитель стремится, чтобы ребёнок вырос всесторонне развитой личностью. Но это не повод, чтобы записывать первоклашку во все кружки, которые посещают дети друзей и знакомых. Не стоит загружать чадо «от и до». Скорее всего, это принесёт только физическое и эмоциональное переутомление.

Выбирая кружки, лучше отдавать предпочтение подвижным занятиям - после школьной смены идти на рисование или шахматы для подвижного и активного ребёнка тяжело.

Один день в неделю лучше оставить полностью свободным, чтобы новоиспечённый школьник мог отдыхать и заниматься личными делами.

Ребёнок должен сразу понять, что любой педагог не идеален

Быть на стороне ребёнка, помогать ему в случае конфликта с учителем - это правильно. Школьник должен знать, что достоин справедливого отношения, что его нельзя унижать и обижать - в том числе и педагогу. Но не стоит перегибать палку, заранее высмеивая или осуждая учителя, школьные правила или программу. Мама заявляет, что школьный проект - ерунда на постном масле, а взгляды учителя устарели? В этом случае первокласснику приходится выбирать между мамой и педагогом. Первоклашке это очень сложно, ведь учитель для него - непререкаемый авторитет.