Авторитарный демократический попустительский. Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные, педагоги. Среди них Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему определить, как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности формирует семья, как относятся родители к ребёнку. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

типы темпераментов родителей, их совместимость;

традиции семей, в которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую читают родители; уровень образования родителей.

Попустительский стиль семейного воспитания Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное

состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье - кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Дети рано познают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые они должны хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами, хвастунами. Они не умеют искренне сочувствовать и сопереживать, не любят ни умственный, ни физический труд, быстро устают и стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Такие учащиеся проявляют самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться уже в младшем школьном возрасте и ярко проявляется в старшем.

Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Их мало интересует процесс обучения, но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую оценку. Они не переносят никакой критики в свой адрес, у них всегда кто-то виноват. Зачастую они становятся инициаторами конфликтов, игнорирует всё, что происходит в классе, подвергая резкой критике, но при этом ничего не предлагая взамен. Однако нужно помнить, что если такому ребёнку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.

В воспитании таких детей серьёзное внимание нужно уделять сотрудничеству с их родителями, стремясь как можно больше привлекать их к общению со сверстниками их ребёнка, приглашать на встречи с педагогами, на праздники класса, в походы, вовлекать в работу родительского комитета.

Состязательный стиль семейного воспитания

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребёнка постоянно поощряется. Иногда ребёнок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребёнка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребёнок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребёнка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что ребёнок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве над другими детьми.

В воспитательном воздействии на ребёнка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жёстким.

В своей любви к ребёнку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребёнка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребёнок или не прав. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребёнок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социальнопсихологический тип личности ребёнка.

Учащиеся такого типа могут учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, они активно берутся за любые дела в классе, лишь бы их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности не будут оценены по достоинству или если у них что-то не получается.

В детском коллективе такие ученики претендуют на лидерство, любят командовать другими.

Такие дети глубоко переживают свои ошибки и промахи, у них очень развита воля, они дисциплинорованны и инициативны. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако если семья в совместных усилиях с педагогами поможет таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность. Поэтому в воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях, культуры общения с взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Роль педагога в оказании помощи такой семье состоит в том, что он должен научить родителей видеть сильные и слабые стороны своего ребёнка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Рассудительный стиль семейного воспитания

Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полнук свободу действий, дают ему возможность приобретать личный опыт путёл собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала ош исключают окрики и упрёки. Родители ребёнка считают, что его активност] должна находить естественный выход. В воспитании ребёнка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая что ребёнок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются тёплые и добрые взаимоотношения Ребёнок наравне с взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребёнке никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально-психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни детского коллектива. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое им, осознать свой проступок. Родители помогают ребёнку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги при работе с такими детьми должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке, им нужно всё время быть в деятельности, к ним нельзя применять авторитарный стиль управления.

Предупредительный стиль семейного воспитания

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально-психологический тип личности.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребёнка с раннего детства, а второй - особенности характера родителей. В результате того, что ребёнок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребёнка без внимания и опеки. Ребёнок в такой семье практически лишён активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

С раннего детства родители стараются оградить своё дитя от каких бы то ни было наказаний. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и невозможное для своего ребёнка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали.

Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые поддерживают их во всех начинаниях и сочувствуют им. На воспитание нравственных ценностей родители обращают мало внимания.

Особое внимание педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких детей большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно. Такие дети совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Они легко вовлекаемы в различные компании, на лидерство не претендуют, им не свойственна самокритичность, в своих неудачах они обвиняют других. Главными отличительными чертами таких детей является несамостоятельность, неспособность к принятию решений. Они часто пассивны, безответственны. Однако когда им предлагают интересную и необычную деятельность безразличие и флегматизм у них исчезают.

Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребёнком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является активный обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

Контролирующий стиль семейного воспитания

В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

    Ребёнок воспитывается в детском доме или растёт в семье опекунов, и они жёстко обращаются с ним.

    Ребёнок длительное время находится без родителей.

    Сами родители воспитывалисть в семьях, в которых к детям относились достаточно жёстко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

    Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребёнка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребёнка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие протестуют против такого отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания. Это

проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. Зачастую в таких семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребёнка, считая его глупым и неуместным, придерживаясь принципа «Яйцо курицу не учит». Они иногда наказывают своего ребёнка демонстративно для того, чтобы показать степень своего превосходства. Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным человеком. Но поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребёнка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчёркивать свои лучшие стороны. У таких учащихся возникают проблемы в учёбе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. У них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, очень нерешительны, замкнуты, но ценят дружбу и ради дружбы готовы на всё. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям. Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слёз.

Педагог должен знать, что школьникам с тревожным социальнопсихологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность, осторожность, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защитить их.

Сочувствующий стиль семейного воспитания

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально-психологический тип личности.

Условием формирования такого стиля являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Отсутствие интересного игрового материала приводит к тому, что ребёнок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями. Достаточно много времени ребёнок проводит с родителями, наблюдая их жизнь. Это приводит к тому, что ребёнок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребёнок npi этом сильно замыкается на семье и её жизни. Он становится малоактивным безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребёнок ведёт себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и своей семье. В подобных семьях не" нужды использовать методы поощрения и наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно рано, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живёт их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Дети эти понимают, так как родители делают всё для своих детей, но в пределам разумного и своих возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребёнка, но никогда его не балуют. Они понимают, что из родительская задача - научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой свои трудом победе. В таких семьях ребёнка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе. Дети хорошо всё видят и понимают, стараются оказать родителям поддержку.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребёнка. И педагог может всегда положиться на них в своей деятельности, такие родители с больших удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребёнка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребёнок может допускать, родители н« перестают общаться с ребёнком доброжелательно. По этой причине также дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков быстрее попасть домой.

Дети интровентированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир, они организованны и ответственны, но застенчивы, стыдливы, осторожны, даже неуверенные, не любят быть на виду. Такие дети исполнительны.

Особенностью этих детей является то, что они часто занижают свои способности, но, поставив перед собой цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие трудности. Они всегда уважительно относятся к нормам морали, старшим людям.

Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинять. Этим детям свойственны следующие черты характера: чуткость и внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребёнок рождается, воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем возрасте показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребёнку мотивированно и осознанно.

Уже в начальной школе такие дети проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят её скрыть, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое. Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. У них очень развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его. Они не пытаются решить конфликтную ситуацию с позиции силы.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Этим ученикам свойственны такие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик. Однако, многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Демократический стиль управления.

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Особенности стиля:

 важные производственные проблемы обсуждаются, и на этой основе вырабатывается решение. Руководитель всячески стимулирует и поощряет инициативу со стороны подчиненных;

 регулярно и своевременно информирует коллектив по важным для него вопросам;

 общение ведет доброжелательно и вежливо;

 при таком стиле в коллективе складывается благоприятный психологический климат.

Попустительский стиль управления.

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой - «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Особенности стиля:

 общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, со всем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности;

 такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью;

 этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ.

Вследствие чего:

Результаты работы обычно низкие;

Люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;

Нет никакого сотрудничества;

Нет стимула добросовестно трудиться;

Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;

Подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;

Идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

Индивидуализированный стиль.

Этот стиль не выделяется наукой, но он всегда будет существовать.

Можно сказать, что индивидуализированный стиль- это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то вопросов, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т.е. использует пассивный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им решение определенных вопросов и ответственность за принятие решений.

Сильная сторона такого стиля руководства: его креативность, т.к. руководитель может варьировать различные стили руководства в зависимости от той ситуации, которая наступает в компании.

Слабая сторона: руководитель должен постоянно проявлять определенную гибкость и скорость реакции, и если он, например, в ситуациях, которые требуют авторитарности, будет проявлять пассивный стиль, то он быстро потеряет свое влияние и авторитет в компании.

«Многомерные» стили руководства

В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств.

Выражением этого являются «многомерные» стили управления, которые представляют комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других.

Первоначально сложилась идея «двумерного» стиля управления, который основывается на двух подходах. Один из них ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, а другой – на создание надлежащих организационных и технических условий, при которых человек полно сможет раскрыть свои способности.

Управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.

В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейном Моутоном.

1.9 внимание к запросам людей, что создает «человеческую» обстановку

9.9 внимание как решению произв. задач и человеч. Отношениям


5.5 управление вокруг золотой середины





1.1 проявление незначительного внимания к решению произв. Задач и людям

9.1 основное внимание уделяется решению производственных задач

Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9.

Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как:

1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

5. 5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.

Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому «убогому» стилю управления (1.1).

Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9.

В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником».

Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

Попустительскому стилю присущи: стремление руководителя уклониться от принятия решений или переложить эту задачу на других, а также его абсолютно безучастное отношение к делам коллектива. Руководитель, избравший такой стиль, обычно предо­ставляет полную свободу действий своим подчиненным, пуская их работу на самотек. Он приветлив в общении с сотрудниками, но играет пассивную роль, не проявляет инициативы. Необходи­мую информацию он дает сотрудникам лишь по их просьбе. В груп­пе отсутствует всякое структурирование труда, сколько-нибудь чет­кое распределение заданий, прав и обязанностей. Руководитель избегает как позитивных, так и негативных оценок сотрудников, регулирования групповых отношений. В крайнем выражении попус­тительский стиль означает отсутствие руководства, поскольку ру­ководитель полностью устраняется от своей управленческой роли.

Примечание: Каждый из трех классических стилей руководства имеет харак­терные формы внешнего проявления. Авторитарному руководите­лю чаще присущи суровое выражение лица, резкий неприветли­вый, приказной тон, отделение себя от группы.

Демократичному руководителю больше свойственны общительность, внешняя доброжелательность, распоряжения в форме просьбы или рекоменда­ции, преобладание в речи «мы» над «я».

Важнейшими свидетель­ствами попустительского стиля часто служат безучастный внешний вид руководителя, его стремление быть незаметным, заискиваю­щий тон при обращении с сотрудниками.

Эти признаки не абсолютно прочно «закреплены» за соответствующими стилями. Внешне руководитель может выказы­вать расположение к людям, проявлять живой интерес к их предло­жениям, скрывая за вежливыми манерами и постоянной улыбкой равнодушие и авторитарный стиль. нередко руководители допускают бесцеремонность в поведении. Следовательно, внешняя форма проявлений стиля руководства может быть обманчивой.

9.3. Характерные черты классических стилей руководства

Критерий

Стили руководства

Демократический

Попустительский

Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели – результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

Распределение заданий

Все задания выдает руководитель, при этом сотрудник не знает какое задание он получит следующий раз.

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от способностей и пожеланий работника руководитель может давать советы и предлагать другие работы.

Руководитель обеспечивает необходимыми условиями и материалами и по просьбе сотрудников, дает необходимую информацию

Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работника, но сам в трудовом процессе не участвует.

Руководитель использует объективные критерии критики и похвалы, непосредственно участвует в работе группы.

Руководитель может давать спонтанные комментарии, оценка и регулирование деятельности работников отсутствует.

Трудовая атмосфера.

Высокая напряженность, возможно и враждебность

Свободная в большей части дружественная атмосфера.

Состояние произвола отдельных сотрудников.

Групповая сплоченность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть кадров

Разделен на группы и отдельных индивидов

Интерес к выполняемой работе

минимальный

Интенсивность, качество работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

Не поддается оценке

Готовность к работе

Минимальная, при отсутствии руководителя работа прекращается.

Высокая, отсутствие руководителя на темпы производства не влияет.

Перерывы в работе по желанию исполнителей

Мотивация труда

минимальная

Высокая, каждого работника и группы в целом

Характеристика стилей руководства

Возникновение понятия “Стиль руководства” и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства в 1988 году представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону.

Демократический (коллегиальный) стиль.

Нейтральный (попустительский) стиль.

Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную таблицу:

Параметры взаимодействия с подчиненными Стили руководства
Авторитарный Демократический Нейтральный
принятие решений решения принимаются единолично решения принимаются после обсуждения в группе. решения принимаются сами собой (кем-то в группе) или по указанию руководства
способ доведения решения приказы, распоряжения, команды предложения, советы просьбы
отношение ответственности или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных коллективная ответственность снимает с себя всякую ответственность
отношение к инициативе подавляется поощряется отдается в руки подчиненных
отношение квалифицированным кадрам стремится задавить стремится максимально эффективно их использовать отпускает их в “свободное плаванье”
отношение к недостаткам собственных знаний недостатков нет “и не может быть по определению” постоянно повышает свою квалификацию нет “большого значения”
стиль общения “держит дистанцию” поддерживает дружеское общение избегает общения
характер отношений с подчиненными в зависимости от настроения манера поведения со всеми как с равными коллегами мягкая манера поведения
отношение к дисциплине жесткая формализованная дисциплины сторонник дисциплины “разумной достаточности” формально-попустительское отношение
отношение к моральному воздействию на подчиненных неотвратимость наказание - основной метод стимулирования необходимо использовать различные методы поощрения и наказания безразличное

При применение вышеуказанного деления стилей руководства, следует иметь в виду, что нельзя, как правило, конкретный стиль в конкретной организации причислить к определенному "академическому" стилю. Это связанно с тем, что:

1. Нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя не совпадают между собой.

2. В чистом виде тот или иной стиль руководства в каждом конкретном эпизоде может себя и не обнаружить, что связанно с рядом социально - психологических факторов, которые с неизбежностью приходится учитывать руководителю:

* специфика данной ситуации,

* своеобразие решаемых задач,

* квалификация, сработанность, личные особенности членов коллектива и т.д.

4. Удовлетворенность трудом, преимущественно - за демократическим стилем руководства;