Действует ли снип 2.07 01 89. Транспорт и улично-дорожная сеть

Для организации несения службы в пожарной части предусматриваются должностные лица караула, которыми являются:
-начальник караула, помощник командира пожарного корабля (катера), руководитель дежурной смены (далее - начальник караула);
-помощник начальника караула;
-командир отделения, (далее - командир отделения);
-водитель, старший инструктор по вождению пожарной машины (далее - водитель);
-диспетчер, старший радиотелеграфист, радиотелефонист (далее - диспетчер);
-старший пожарный;
-пожарный.

Должностные лица пожарной части несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав.

Обязанности должностных лиц караула могут изменяться и дополняться начальником подразделения с учетом местных особенностей.

Начальник пожарной части

Возглавляет руководство работой пожарной части.

Выезжает на места тушения пожаров, ликвидации аварий, стихийных бедствий.

Оценивает обстановку в ходе тушения пожара, проведения аварийно-спасательных работ для обеспечения дальнейшего проведения работ и привлечения дополнительных сил и средств.

Об обстановке информирует личный состав подразделений пожарной части, находящейся в зоне проведения работ.

Организует и контролирует караульную службу и плановую работу личного состава пожарной части. Контролирует подготовку начальствующего состава пожарной части к проведению занятий.

Руководит работой инструкторского состава пожарной части по осуществлению функций государственного пожарного надзора в охраняемом районе (на объекте).

Осуществляет надзор за состоянием, правильностью хранения, эксплуатации кислородно-изолирующих противогазов и аппаратов на сжатом воздухе (далее – изолирующие противогазы), средства связи, оборудования и снаряжения, аварийно-спасательных средств, обеспечивающих безопасность работы личного состава пожарной части.

Организует мероприятия по совершенствованию методов и способов оказания помощи людям при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Принимает меры по укомплектованию пожарной части квалифицированными кадрами.

Организует проведение работ по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите. Определяет режим работы личного состава пожарной части. присутствует при смене караулов и проверяет листы нарядов на службу.

Разрабатывает со службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, милиция и др.) инструкции по взаимодействию с пожарной частью при ликвидации пожаров, последствий аварий и стихийных бедствий.

Обеспечивает содержание в постоянной готовности техники, пожарно-технического и спасательного вооружения, ежемесячно проверяет их техническое состояние и ведение учета расходования горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ.

Организует корректировку планов (карточек) тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на пожароопасные и особо важные объекты. Обеспечивает противопожарное состояние служебных и бытовых помещений пожарной части.

Должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся деятельности Государственной противопожарной службы;
законодательство Российской Федерации о труде; приказы, нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность пожарной части;
оперативную обстановку, техническое состояние противопожарного водоснабжения, проездов и средств связи в районе выезда пожарной части;
месторасположение, конструктивные особенности зданий и сооружений важнейших объектов, находящихся в зоне обслуживания пожарной части;
тактику тушения пожаров;
пожарную опасность технологических процессов производств;
правила эксплуатации и тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, имеющихся в гарнизоне пожарной охраны;
порядок взаимодействия с ведомственными спасательными службами, штабом по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

Требования к квалификации.

Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях начальствующего состава пожарной охраны не менее 3 лет.

Общие обязанности начальника караула

Начальник (руководитель) караула (дежурной смены) является прямым начальником личного состава караула (дежурной смены) и подчиняется руководству подразделения.

Начальник (руководитель) караула (дежурной смены) при осуществлении своей деятельности обязан:
выезжать на тушение пожаров и проведение АСР; знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, их пожарную опасность, тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники, имеющейся на вооружении подразделения;
организовывать и контролировать несение службы личным составом караула (дежурной смены), в том числе проверять несение службы лицами внутреннего наряда; обеспечивать выполнение плана профессиональной подготовки, расписания учебных занятий с личным составом караула (дежурной смены) в период дежурства, лично проводить занятия, контролировать своевременность, качество подготовки и проведение учебных занятий, помощником начальника караула и командирами отделений;
проводить мероприятия по поддержанию в готовности к ведению действий по тушению пожаров и проведению АСР пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих веществ, средств связи, средств радиационной и химической защиты;
обеспечивать выполнение правил охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм личным составом караула (дежурной смены);
обеспечивать соблюдение дисциплины личным составом караула (дежурной смены);
осуществлять контроль за техническим обслуживанием личным составом караула (дежурной смены) СИЗОД, правильным ведением документации по ГДЗС и своевременным прохождением ежегодного медицинского освидетельствования на допуск к работе в СИЗОД;
обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных распорядком дня;
контролировать сбор данных о наличии людей в ночное время в детских и лечебных учреждениях;
принимать решение в случае заболевания личного состава караула (дежурной смены) об освобождении его от несения службы и докладывать об этом начальнику (руководителю) подразделения;
выполнять работу согласно специализации караула (дежурной смены);
обеспечивать запрет на допуск в служебные помещения посторонних лиц, кроме лиц, имеющих на это право;
разрабатывать и корректировать, в части касающейся, документы караульной службы, предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР;
осуществлять контроль за состоянием противопожарного водоснабжения, систем связи, обеспечением возможности проезда пожарной и аварийно-спасательной техники в пределах района (подрайона) выезда подразделения;
изучать деловые и моральные качества личного состава караула (дежурной смены), вносить предложения начальнику (руководителю) подразделения о внесении изменений в существующую штатную расстановку личного состава караула (дежурной смены);
контролировать выполнение личным составом караула (дежурной смены) правил ношения установленной формы одежды;
проверять несение личным составом караульной службы;
требовать от личного состава караула (дежурной смены) выполнения должностных обязанностей;
отдавать личному составу караула (дежурной смены) в пределах своей компетенции приказы и требовать их исполнения;
отстранять от выполнения служебных обязанностей личный состав караула (дежурной смены) за нарушение дисциплины, с последующим уведомлением начальника (руководителя) подразделения;
вносить начальнику (руководителю) подразделения предложения о поощрении (наказании) личного состава караула (дежурной смены), по улучшению условий несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены);
запрашивать и получать необходимую информацию о состоянии оперативной обстановки в районе (подрайоне) выезда подразделения, знакомиться с распорядительной и иной документацией по организации оперативно-служебной деятельности.

Начальнику (руководителю) караула (дежурной смены) запрещается:
отлучаться из подразделения (кроме случаев, связанных с несением караульной службы);
заменять, отпускать кого-либо из состава караула (дежурной смены) (кроме случаев, указанных в пункте 6.5 "Приказ № 167 Порядок организации службы в подразделениях пожарной охраны").

Помощник командира пожарного корабля по пожаротушению выполняет требования, предусмотренные пунктами 6.5 - 6.6 настоящего Порядка, одновременно с этим дополнительно:
обеспечивает выполнение личным составом правил пожарной безопасности на судах, соответствующих правил плавания по внутренним судоходным путям и иных требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
контролирует техническое состояние судна.

При отсутствии начальника (руководителя) караула (дежурной смены) по решению руководства подразделения обязанности начальника (руководителя) караула (дежурной смены) возлагаются на лицо начальствующего состава (работника) подразделения, имеющего подготовку в объеме пожарно-технического образовательного учреждения (прошедшего переподготовку на базах образовательных учреждений, с углубленным изучением вопросов пожаротушения), или на помощника начальника (помощника руководителя) караула (дежурной смены), командира отделения, имеющего опыт практической работы по тушению пожаров и проведению АСР и допуск к самостоятельному выезду на пожар во главе караула (дежурной смены) в качестве руководителя тушения пожара (далее - РТП).

При внезапном заболевании начальника (руководителя) караула (дежурной смены) руководство подразделения принимает решение об освобождении его от несения службы и сообщает об этом диспетчеру.

Обязанности личного состава дежурного караула

Командир отделения

Проводит занятия по физической подготовке с пожарными.

Вырабатывает у пожарных физическую выносливость, добиваясь выполнения ими нормативов по пожарно-строевой подготовке.

Следит за соблюдением ими правил охраны труда и техники безопасности при ведении боевых действий, проведении практических занятий, выполнении хозяйственных работ.

Осуществляет контроль за техническим состоянием пожарных автомобилей, пожарно-технического вооружения и изолирующих противогазов личного состава отделения.

Выезжает по тревоге с отделением на тушение пожаров.

Проверяет по заданию начальника караула несение службы лицами внутреннего наряда.

Следит за работой специальных агрегатов пожарных автомобилей.

Должен знать:

руководящие и нормативные документы вышестоящих органов, касающиеся вопросов пожарной безопасности, район выезда подразделения,
расположение водоисточников и особо важных объектов, тактико-технические характеристики закрепленной пожарной техники,
пожарно-технического вооружения, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Водитель пожарного автомобиля должен знать:

Основы безопасного управления пожарным автомобилем, характерные причины дорожно-транспортных происшествий с пожарными автомобилями и способы их предупреждения;
-правила посадки и перевозки личного состава на пожарных автомобилях, тактико-технические характеристики, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание специальных агрегатов, механизмов и приборов, закрепленных на пожарных автомобилях и их базовых шасси;
-правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;
-объем, периодичность и порядок организации технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей;
-характерные неисправности пожарных автомобилей, их причины, признаки и опасные последствия, способы определения и устранения;
-правил пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей;
-эксплуатационные материалы, их свойства, применение и правила хранения, нормы и меры по экономии;
-способы увеличения пробега шин, срока службы аккумуляторных батарей;
-правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды при техническом обслуживании, ремонте и применении пожарного автомобиля;
-правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля, порядок проведения технического обслуживания закрепленных средств связи;
-методику контрольного осмотра закрепленного пожарного автомобиля.

Водитель пожарного автомобиля должен уметь:

Управлять пожарными автомобилями всех типов и марок, изготовленных на шасси категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;
-управлять закрепленным пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах; -работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, особенно при работе в условиях низких температур окружающей среды;
-эффективно использовать закрепленный пожарный автомобиль при ведении боевых действий на пожаре;
-экономично эксплуатировать пожарный автомобиль;
-работать на средствах связи, установленных на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделения ГПС.

Пожарный обязан:

Пожарный непосредственно подчиняется командиру отделения (помощнику начальника караула).

Пожарный при осуществлении своей деятельности обязан:
выезжать к месту пожара с целью его тушения и проведения АСР;
принимать закрепленный пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование при заступлении на дежурство;
проводить техническое обслуживание закрепленного СИЗОД;
обеспечивать выполнение обязанностей пожарного при несении службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;
совершенствовать свою профессиональную подготовку и навыки работы с пожарным инструментом и аварийно-спасательным оборудованием;
соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм в период дежурства;
беречь имущество подразделения, содержать в чистоте и постоянной готовности пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование, индивидуальное снаряжение;
знакомиться с оперативной обстановкой в районе (подрайоне) выезда подразделения;
вносить предложения командиру отделения по улучшению условий организации караульной службы.

26. Должностными лицами являются:

начальник пожарно-спасательного гарнизона ;

оперативный дежурный пожарно-спасательного гарнизона (далее - оперативный дежурный);

диспетчер пожарно-спасательного гарнизона (далее - диспетчер).

начальник нештатной газодымозащитной службы;

начальник нештатной технической службы;

начальник нештатной службы связи.

27. Должностные лица пожарно-спасательного гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав, за нарушение установленного режима секретности.

28. Должностные лица пожарно-спасательного гарнизона исполняют свои должностные обязанности на общественных началах и на безвозмездной основе.

Начальник гарнизона

29. Начальник гарнизона при осуществлении своей деятельности обязан:

организовывать и контролировать гарнизонную службу;

назначать должностных лиц пожарно-спасательного гарнизона ;

устанавливать порядок выезда должностных лиц подразделений пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ;

определять порядок получения допусков на право руководства тушением пожаров должностных лиц подразделений пожарно-спасательного гарнизона ;

осуществлять руководство нештатными службами пожарно-спасательного гарнизона ;

организовывать пожарно-тактическую подготовку в пожарно-спасательном гарнизоне ;

обобщать передовой опыт несения гарнизонной службы пожарной охраны;

организовывать работу опорных пунктов по тушению крупных пожаров;

контролировать выполнение правил охраны труда при несении гарнизонной службы;

обеспечивать разработку плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, расписания выезда подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона (местных гарнизонов) в городе федерального значения, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, плана гарнизонных мероприятий и иных обязательных документов гарнизонной службы;

Начальник местного пожарно-спасательного гарнизона , кроме того, обязан:

разрабатывать при отсутствии службы пожаротушения ежемесячный график дежурства должностных лиц подразделений пожарной охраны в качестве оперативного дежурного по пожарно-спасательному гарнизону ;

разрабатывать расписание выезда подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона (местных гарнизонов) в соответствующем муниципальном образовании, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

30. Начальник гарнизона имеет право:

обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления, расположенные на территории пожарно-спасательного гарнизона для решения вопросов по организации и осуществлению гарнизонной службы;

принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной служб;

отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений пожарной охраны гарнизона;

запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;

проверять боеготовность подразделений пожарно-спасательного гарнизона ;

осуществлять временную передислокацию подразделений пожарно-спасательного гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;

направлять представления в органы государственного пожарного надзора о необходимости принятия мер для приведения в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности источников наружного противопожарного водоснабжения, средств связи, систем оповещения населения, проездов и подъездов для пожарной техники, других систем противопожарной защиты, используемых подразделениями пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

изменять состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;

организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;

разрешать споры между должностными лицами пожарно-спасательного гарнизона ;

вносить предложения соответствующим должностным лицам предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений пожарно-спасательного гарнизона ;

вносить предложения, в соответствующий лицензирующий орган, о приостановлении в установленном порядке действия лицензии по организации и осуществлению тушения пожаров на территории пожарно-спасательного гарнизона , выданных юридическим лицам и гражданам в связи с нарушениями лицензионных требований и условий и (или) положений настоящего Устава;

направлять учредителям подразделений пожарной охраны гарнизона обязательные для исполнения представления об отстранении от занимаемой должности руководителей подразделений пожарной охраны за грубые нарушения положений настоящего Устава;

утверждать или подписывать документы гарнизонной службы пожарной охраны.

31. При временном убытии из гарнизона (в отпуск, в длительную командировку и др.) начальник гарнизона передает свои обязанности лицу, назначенному временно исполнять обязанности по его штатной должности, объявляет об этом приказом и докладывает своему прямому начальнику.

Должностные лица ГПС, осуществляющие государственный пожарный надзор имеют право:

· организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;

· осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, а также должностными лицами и гражданами;

· вносить в федеральные органами исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;

· проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

· входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;

· рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;

· проводить на предприятиях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;

· давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

· приостанавливать полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расшире6нии, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;

· производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, а также осуществлять в протокольной форме досудебную подготовку материалов о преступлениях, связанных с пожарами;

· вызывать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;

· налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Государственной противопожарной службы.

Должностные лица органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении государственного пожарного надзора на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или предприятий с иностранными инвестициями, пользуются вышеперечисленными правами.

Государственные инспектора обязаны:

· знать и выполнять требования законодательства в области пожарной безопасности, нормативных правовых актов, нормативных документов МВД России и ГПС МВД России, регламентирующих деятельность по ор­ганизации и осуществлению ГПН;

· уметь оформлять служебную документацию в объеме своей компе­тенции;

· знать требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ГПН на обслуживаемой территории (объекте);

· знать противопожарное состояние и пожарную опасность объектов на обслуживаемой территории и контролировать выполнение организация­ми, должностными лицами и гражданами требований пожарной безопасно­сти;

· вести в установленном порядке контрольно-наблюдательные дела на закрепленные объекты;

· использовать предоставленные права с целью пресечения нарушений требований пожарной безопасности;

· участвовать в проведении противопожарной пропаганды среди насе­ления;

· в установленном порядке вести учет проводимой пожарно-профилактической работы и ее анализ по направлениям деятельности, в соответствии с должностными обязанностями;

· принимать в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности;

· осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с дру­гими надзорными органами и ведомственной пожарной охраной;

· содействовать деятельности добровольной пожарной охраны, объе­динений пожарной охраны и других добровольных противопожарных фор­мирований;

· анализировать состояние пожарной безопасности на обслуживаемой территории (объекте), разрабатывать и осуществлять конкретные меры по ее повышению;

· информировать в пределах своей компетенции органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;

· выполнять другие обязанности в соответствии с должностными ин­струкциями, а также законные распоряжения вышестоящих государствен­ных инспекторов, отдаваемые в пределах установленной для них компетенции.

Еще по теме 9.1.1.3. Права должностных лиц ГПС, осуществляющих государственный пожарный надзор:

  1. 2.6 КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ ВОПРОСЫ И ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К НИМ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО СОВРЕМЕННЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ГИГИЕНЫ И ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ

Должностные лица пожарной части и их обязанности

Для организации несения службы в пожарной части предусматриваются дол­жностные лица караула, которыми являются:

Начальник караула, помощник командира пожарного корабля (ка­тера), руководитель дежурной смены (далее - начальник караула);

Помощник начальника караула;

Водитель, старший инструктор по вождению пожарной машины (далее - водитель);

Диспетчер, старший радиотелеграфист, радиотелефонист (далее - диспетчер);

Старший пожарный;

Пожарный.

Должностные лица пожарной части несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и непол­ное применение предоставленных им прав.

Обязанности должностных лиц караула могут изменяться и допол­няться начальником подразделения с учетом местных особенностей.

Начальник пожарной части

Должностные обязанности. Возглавляет руководство работой пожарной части. Выезжает на места тушения пожаров, ликвидации аварий, стихийных бедствий. Оценивает обстановку в ходе тушения пожара, проведения аварийно-спасательных работ для обеспечения дальнейшего проведения работ и привлечения дополнительных сил и средств. Об обстановке информирует личный состав подразделений пожарной части, находящейся в зоне проведения работ. Организует и контролирует караульную службу и плановую работу личного состава пожарной части. Контролирует подготовку начальствующего состава пожарной части к проведению занятий. Руководит работой инструкторского состава пожарной части по осуществлению функций государственного пожарного надзора в охраняемом районе (на объекте). Осуществляет надзор за состоянием, правильностью хранения, эксплуатации кислородно-изолирующих противогазов и аппаратов на сжатом воздухе (далее – изолирующие противогазы), средства связи, оборудования и снаряжения, аварийно-спасательных средств, обеспечивающих безопасность работы личного состава пожарной части. Организует мероприятия по совершенствованию методов и способов оказания помощи людям при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Принимает меры по укомплектованию пожарной части квалифицированными кадрами.

Организует проведение работ по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите. Определяет режим работы личного состава пожарной части. присутствует при смене караулов и проверяет листы нарядов на службу. Разрабатывает со службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, милиция и др.) инструкции по взаимодействию с пожарной частью при ликвидации пожаров, последствий аварий и стихийных бедствий. Обеспечивает содержание в постоянной готовности техники, пожарно-технического и спасательного вооружения, ежемесячно проверяет их техническое состояние и ведение учета расходования горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ. Организует корректировку планов (карточек) тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на пожароопасные и особо важные объекты. Обеспечивает противопожарное состояние служебных и бытовых помещений пожарной части.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся деятельности Государственной противопожарной службы; законодательство Российской Федерации о труде; приказы, нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность пожарной части; оперативную обстановку, техническое состояние противопожарного водоснабжения, проездов и средств связи в районе выезда пожарной части; месторасположение, конструктивные особенности зданий и сооружений важнейших объектов, находящихся в зоне обслуживания пожарной части; тактику тушения пожаров; пожарную опасность технологических процессов производств; правила эксплуатации и тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, имеющихся в гарнизоне пожарной охраны; порядок взаимодействия с ведомственными спасательными службами, штабом по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; правила по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

СНиП 2.07.01-89*

РАЗРАБОТАНЫ институтами: Госкомархитектуры - ЦНИИП градостроительства (кандидаты архит. П.Н. Давиденко, В.Р. Крогиус - руководители темы; кандидаты архит. И.В. Бобков, Н.М. Трубникова, В.Я. Хромов, С.Б. Чистякова, Н.Н. Шевердяева; кандидаты техн. наук А.А. Агасьянц, И.Л. Толстой, Е.Л. Машина - ответственные исполнители разделов; кандидаты архит. Б.И. Бердник, Н.П. Крайняя, В.П. Ломаченко, Е.П, Меньшикова, Л.И. Соколов; кандидаты техн. наук Н.К. Кирюшина, Н.А. Корнеев, Н.А. Руднева, А.И. Стрельников, В.А. Щеглов; В.А . Гутников, Г.В. Жегалина, Л.Г. Коваленко, Г.Н. Левченко, С.К. Регамэ, Т.Г. Туркадзе, О.Ю. Кривоносова, Н.В. Фугарова, Н.У. Чернобаева), ЛенНИИП градостроительства (канд. экон. наук Т.Н. Чистякова), ЛенЗНИИЭП (Р.М. Попова; канд. архит. И.П. Фащевская), КиевНИИП градостроительства (канд. техн. наук В.Ф. Макухин, д-р архит. Т.Ф. Панченко), ЦНИИЭП жилища (канд. архит. Б.Ю. Бранденбург), ЦНИИЭП учебных зданий (д-р архит. В.И. Степанов, кандидаты архит. Н.С. Шакарян, Н.Н. Щетинина, С.Ф. Наумов, А.М. Гарнец, Г.Н. Цытович, А.М. Базилевич, И.П. Васильева; Г.И. Полякова), ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева (кандидаты архит. А.А. Высоковский, В.А. Машинский, Г.А. Мурадов, А.Я. Никольская, Е.К. Милашевская), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (канд. архит. А.Я. Яценко; Т.Я. Папернова), ЦНИИЭП инженерного оборудования (Ф.М. Гукасова; канд. техн. наук Л.Р. Найфельд), ЦНИИЭП граждансельстроем (д-р архит. С.Б. Моисеева, кандидаты архит. Р.Д. Багиров, Т.Г. Бадалов, М.А. Васильева); Госстроя СССР - ЦНИИпромзданий (д-р архит. Е.С. Матвеев), Промстройпроектом (Н.Т. Остроградский), НИИСФ (канд. техн. наук О.А. Корзин); ГипроНИИ АН СССР (кандидаты архит. Д.А. Метаньев, Н.Р. Фрезинская); ГипроНИИздравом Минздрава СССР (Ю.С. Скворцов); Союзгипролесхозом Госкомлеса СССР (Т.Л. Бондаренко, В.М. Лукьянов); Гипроторгом Минторга СССР (А.С. Пономарев); Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР (канд. мед. наук И.С. Кирьянова; Г.А. Буняева); Минжилкомхоза РСФСР - Гипрокоммунстроем (В.Н. Антонинов), Гипрокоммундортрансом (И.Н. Клешнина, Ю.Р. Романцов, А.М. Ширинский); АКХ им. К.Д. Памфилова (кандидаты техн. наук В.М. Михайлова, В.И. Михайлов); ГипроНИсельхозом Госагропрома СССР (Э.И . Пищик, Т.Г. Горбунова).

ВНЕСЕНЫ Госкомархитектуры.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ АС. Кривовым; И.Г. Ивановым, Г.А. Долгих ; Т.А. Глухаревой, Ю.В. Полянским.

СНиП 2.07.01-89* является переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. №61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. №18-32.

Государственный

строительный

Строительные нормы и правила

СНиП 2.07.01-89*

комитет СССР

(Госстрой СССР)

Градостроительство.

Планировка и застройка

Взамен СНиП II-60-75

городских и сельских поселений

Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах*.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Примечание. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

1.1*. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

1.2*. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов и сельских административно-территориальных образований, а также межобластных, межрайонных и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи в пределах зоны влияния поселения-центра или подцентра системы расселения.

Размеры зон влияния следует принимать: для городов - центров административно-территориальных образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов; сельских поселений - центров административных районов и сельских административно-территориальных образований - в границах административных районов и сельских административно-территориальных образований.

1.3*. В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

1.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл. 1

Таблица 1

Группы поселений

Население, тыс. чел.

Сельские поселения

Крупнейшие

" 500 до 1000

__________________

1 В группу малых городов включаются поселки городского типа.

1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе планов развития колхозов и совхозов и других предприятий с учетом их производственной специализации, схем проектов землеустройства, проектов районной планировки в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений. При этом расчет численности населения следует выполнять на группу сельских поселений, входящих в хозяйство.

1.6*. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

1.7. С учетом преимущественного функционального использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.

В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.

Примечания: 1. При соблюдении санитарно-гигиенических и других требований к совместному размещению объектов разного функционального назначения допускается создание многофункциональных зон.

2. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СН 429-71.

3. В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие, меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

1.8*. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.

Примечания*: 1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения в соответствии с требованиями ВСН 62-91, утвержденных Госкомархитектурой.

1.9. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

1.10. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон - зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.

При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий. Для городов, входящих в формируемую групповую систему расселения, следует предусматривать общую пригородную зону.

1.11. Размещение подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов следует предусматривать, как правило, на территории пригородной зоны. Объекты жилищно-гражданского строительства подсобных сельских хозяйств, как правило, следует размещать на территориях существующих сельских поселений.

Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч.

2. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

2.1*. Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.

Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га- для застройки с участками; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га.

Для районов севернее 58° с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.

Примечание. Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га магистралями или полосами зеленых насаждении шириной не менее 100 м.

2.2. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцировано для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.

2.3*. Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:

в пределах городской черты - преимущественно на свободных территориях, включая территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);

на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в городскую черту; в новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30-40 мин.

Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.

В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ

2.4. В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон), жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать в пригородной зоне.

Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-планировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.

2.5. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадей, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.

В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.

ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

2.6. При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл. 5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Примечания: 1. Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) - проекта застройки. Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации селитебной территории следует в задании на проектирование.

2. В малых городах и сельских поселениях при компактной планировочной структуре жилым районом может быть вся селитебная территория.

3. В зоне исторической застройки элементами структурной организации селитебной территории являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

2.7. Этажность жилой застройки определяется на основе технико-экономических расчетов с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования.

Примечание. Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71.

2.8. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройства территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Объемы сохраняемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.

При комплексной реконструкции сложившейся застройки допускается при соответствующем обосновании уточнять нормативные требования заданием на проектирование по согласованию с местными органами архитектуры, государственного надзора и санитарной инспекции. При этом необходимо обеспечивать снижение пожарной опасности застройки и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения.

2.9*. Въезды на территорию микрорайонов и кварталов, а также сквозные проезды в зданиях следует предусматривать на расстоянии не более 300 м один от другого, а в реконструируемых районах при периметральной застройке - не более 180 м. Примыкания проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускаются на расстояниях не менее 50 м от стоп-линии перекрестков. При этом до остановки общественного транспорта должно быть не менее 20 м.

Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых следует принимать в соответствии с табл. 8 настоящих норм.

Микрорайоны и кварталы с застройкой 5 этажей и выше, как правило, обслуживаются двухполосными, а с застройкой до 5 этажей - однополосными проездами.

На однополосных проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 м и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м одна от другой. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м.

Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

Тротуары и велосипедные дорожки следует устраивать приподнятыми на 15 см над уровнем проездов. Пересечения тротуаров и велосипедных дорожек с второстепенными проездами, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям и с основными проездами следует предусматривать в одном уровне с устройством рампы длиной соответственно 1,5 и 3 м.

Примечание*. К отдельно стоящим жилым зданиям высотой не более 9 этажей, а также к объектам, посещаемым инвалидами, допускается устройство проездов, совмещенных с тротуарами при протяженности их не более 150 м и общей ширине не менее 4,2 м, а в малоэтажной (2-3 этажа) застройка при ширина не менее 3,5 м.

2.10*. Размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, выделяемых в городах на индивидуальный дом или на одну квартиру, следует принимать в порядке, установленном местными органами власти.

При определении размеров приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо учитывать особенности градостроительных ситуаций в городах разной величины, типы жилых домов, характер формирующейся жилой застройки (среды), условия ее размещения в структуре города, руководствуясь рекомендуемым приложением 3.

2.11. Площадь озелененной территории микрорайона (квартала) следует принимать не менее 6 м 2 /чел. (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений).

Для частей климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, расположенных севернее 58°с.ш., суммарную площадь озелененной территории микрорайонов допускается уменьшать, но принимать не менее 3 м 2 /чел., а для частей климатических подрайонов IА, IГ, IД, IIА южнее 58°с.ш. и подрайонов IВ, IIБ и IIВ севернее 58° с.ш. - не менее 5 м 2 /чел.

Примечание. В площадь отдельных участков озелененной территории микрорайона включаются площадки для отдыха, для игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30 % общей площади участка.

2.12*. Расстояния между жилыми, жилыми и общественными, а также производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, нормами освещенности, приведенными в СНиП II-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1.

Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м. Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Примечания*: 1.В районах усадебной застройки расстояние от окон жилых помещений (комнат, кухонь и веранд) до стен дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее, как правило, 6 м; а расстояние до сарая для скота и птицы - в соответствии с п. 2.19* настоящих норм. Хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

2. Допускается блокировка хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев с учетом требований, приведенных в обязательном приложении 1.

2.13. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 2.