Иванов
Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Роберт Иванович Клау. Ученики сразу почувствовали, что он - совсем не такой, как Борис Борисович.
Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму.
Иванов умел рассказывать разные интересные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы. “Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Иванова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, - что готов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать”.
помещиков, но они его не очень любят. Еще Иванов часто говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, растут вишни, много книг… Он просил маму отпустить его, а она в ответ обещала сделать это, но если Тема перейдет в третий класс. Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме.
По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Иванова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие минуты Тема считал себя самым счастливым человеком.
Ябеда
Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И “даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство”.
Учитель французского языка Бошар был грубым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ладонью и кричал по-французски громким равнодушным голосом:
“- Voyons, voyons dons!”
Что означало: “Эй, вы, потише!”
Однажды на его уроке произошло нечто, изменившее жизнь Темы. Во время занятия в маленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш. Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору. Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвердить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову пришлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его. В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика.
Эта история дошла до директора, и педагогическим советом Вахнов был приговорен к двухнедельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар.
В классе же к Вахнову установилось нечто подобное сочувствию. Он понимал, что это временное явление и для того, чтобы сделать его постоянным, нужно потрудиться.
“Бедная голова Вахнова, может быть, в первый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное тело пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец”.
Однажды на уроке, за миг до его начала, Вахнов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Мальчики ужаснулись, но не стали выдавать Вахнова, так как это было не по-товарищески.
Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзительным криком. Когда он нашел иголку, то выскочил вон из класса. Через некоторое время появился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.
Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случившемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.
“Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскрытых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раздвигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую только холодом прикосновения чего-то чужого впервые ощущал в себе онемевший мальчик…
Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то…”.
И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, нечаянно выложил, все, что знал.
Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.
Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это директор пытался вырвать признание у Иванова.
“- Я не могу, я не могу… - доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. - Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…”.
Тогда директор сказал, что Иванов исключается из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.
Через полчаса состоялось определение педагогического совета, на котором было решено, что
Вахнов исключался из гимназии, родным Иванова предложено было добровольно взять его, а Карташев наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии по два часа каждый день.
Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты - ябеда, было невыносимо.
Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала выяснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал. Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успокоиться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зубами в подушку, застывал в тоске.
Когда Тема мечтал о летней поездке в деревню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компании лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе. Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто светлое и прекрасное. Жестокое нравственное испытание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По сути, Тема совершил предательство. Однако он сделал это не специально, просто не справился с испугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав заключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх. Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.
В Америку
Отныне классная комната была Теме отвратительна как свидетельница его позора. Через несколько дней после случившегося к Теме подошел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни. Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.
Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выразить ему свое участие. Когда же Касицкий пересел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: “Вот мчится тройка удалая!”
Данилов очень любил море и постоянно рассказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капитаном порта, поэтому Данилов даже во сне грезил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке. С тех пор морские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотрели на него и разговаривали про корабли.
Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обдумал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на сохранение. На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.
Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, когда отходит подходящий корабль, заранее выбраться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.
Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой занялись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.
К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужасные оценки. В школе считали, что он останется на второй год. От домашних Тема свое положение утаивал.
Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.
Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: “Неужели навсегда?”
Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил специально приготовленный для этого случая белый флаг, навязанный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не остановился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.
Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удержался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему американцами.
Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стимулом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности совершаемого. Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представляли, что будут делать, если затею удастся воплотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существование, казалось бессмысленным. Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совершает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреагируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вернули домой. Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше постепенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.
Экзамены
И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились. На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что передержку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем.
Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: “Негодяй!” - и толкнула его ладонью по лбу.
Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пренебрежение.
От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.
Когда вопрос о смерти был выяснен, решимость его значительно ослабела, и он почувствовал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа руки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всыпал в стакан головки спичек и…
Появилась служанка, закричала, и он опрокинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал просить прощения, вид плачущей мамы его страшно напугал. Отец, возмущенный сценой, не выдержал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.
Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдержал ее отлично. И, когда за нарядно сервированным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.
Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в кулак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он забыл и думать про уроки, то уже обрек своих родителей и, прежде всего маму, на страдания. Потом, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугубить их. По сути, Тема понимал, что его обозвали обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем сами себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг. Так и Тема решил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог понять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это означает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетельствует о том, что человек стал мудрее. С героем произведения так и случилось.
Глоссарий:
- детство тёмы краткое содержание по главам
- детство тёмы краткое содержание
- краткое содержание детство тёмы
- краткое содержание детство темы по главам
- детство тёмы читать краткое содержание по главам
(Пока оценок нет)
Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства - отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар - вся «повесть грустного дня» - первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».
В этот ранний период для матери Темы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце». Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Темы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом - в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).
Тогда Темины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх - следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».
Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Теме разрешают посещать «наемный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло еще два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тема выдерживает экзамен в первый класс - начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».
На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества».
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни». Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. «Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».
Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге - «Гимназисты» - читатель встречается с Темой Карташевым - учеником шестого класса.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Детство Темы
Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев. Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного возбуждения”, а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося “сентиментальному” воспитанию сына, “вырабатывающего” из него “противную слюнявку”. Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По ее мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в “огаженного звереныша”, запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого
Из родителей.
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости. В этом заключается причина всех последующих “подвигов” героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар – вся “повесть грустного дня” – первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы. Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, “враждебное, никогда не мирящееся”.
В этот ранний период для матери Темы важно то, что, “несмотря на всю сутолоку чувств” и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди ее сына “сидит горячее сердце”. Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий. После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
“Набедокуривший баловень” вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что “какой-то ирод” бросил ее в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с “вонючей поверхностью” и “слизистыми стенками полусгнившего сруба” надолго остались в памяти Темы. Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом – в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).
Тогда Темины “подвиги” заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх – следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда “вокруг все то же”, “все радует своим однообразием” и снова есть возможность “зажить одной общею жизнью”.
Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием. Теме разрешают посещать “наемный двор”, пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями “носиться с ребятишками”, “отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей”: их играм в “дзигу” (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло еще два года привольной жизни, и “подоспела гимназия”. Тема выдерживает экзамен в первый класс – начинаются первые страхи перед “свирепым латинистом” и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний. Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, “бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами”.
На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице “доброго и кроткого” одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя. Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга. Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация “выдавшего”, и ему приходится пережить несколько дней “тяжелого одиночества”.
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти “избитым путем пошлой жизни”. Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои “успехи” от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью. “Америка не выгорела”; компания заслужила прозвище “американцев”, а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье. Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о “самоубийстве” посредством “глотанья спичек”, счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о “походах, товарищах, сражениях”. Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется “рыданиями осиротевшей семьи”.
Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге – “Гимназисты” – читатель встречается с Темой Карташевым – учеником шестого класса.
Схожі твори:
- Повесть “Детство” – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году. Жанр: автобиографическая повесть. Рассказ ведется от лица Николая Иртеньева, взрослого человека, который вспоминает отдельные события и глубокие переживания...
- Теренций Самоистязатель Хотя писал Теренций по-латыни и для римского зрителя, его персонажи носят греческие имена и предполагается, что действие часто происходит в Элладе. Так и в данном случае. Суровый старик...
- Максим Горький Васса Железнова Васса Борисовна Железнова, в девичестве – Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся...
- Любое публичное выступление должно быть хорошо подготовлено. Это большая ошибка – надеяться только на собственные силы. А подготовка речи в свою очередь определяется многими факторами. Следует учитывать вид речи, тему...
- Маркиз де Сад Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы Произведением этим автор желает убедить читателя, что “только во тьме могилы человек в состоянии обрести покой”, ибо “неуемность страстей” и “неотвратимость...
- Роман “Доктор Живаго” Пастернак считал главным делом своей жизни. Пережив ожесточенную травлю, он в декабре 1957 г. писал Е. А. Благининой, что, несмотря на испытания, его не покидает радость: “Мне...
- В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два совершенно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый буквально до последнего вздоха (а умер он в возрасте 72...
- Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а...
- Действие развивается в Афинах. Все начинается монологом раба Лава; хозяин его друга Геты, молодой Антифон женится по любви и при совсем обычных обстоятельствах. Дав идет вернуть Гете должок: тому понадобились...
- Л. С. Петрушевская Свой круг Дружеская компания много лет собиралась по пятницам у Мариши и Сержа. Хозяин дома, Серж, талант и общая гордость, вычислил принцип полета летающих тарелок, его приглашали...
- Где-то далеко были и Днепр с крутыми берегами, и беленькие украинские дома, и вишневые сады, и звучание родной песни… Автобиографические произведения, безусловно, имеют ценность, они несут в себе воспоминания о...
- Мадам де Сталь Коринна, или Италия Лорд Освальд Нельвиль собирается провести зиму в Италии и в конце 1794 г. выезжает из Эдинбурга. Красивый, с благородной внешностью, он наделен большим умом...
- ТРАВИАТА Опера в трех актах (четырех картинах)1 Либретто Ф. Пиаве Действующие лица: Виолетта Валери Флора Бервуа, ее подруга Аннина, горничная Виолетты Альфред Жермон Жорж Жермон, его отец Гастон, виконт де...
- У. М. Теккерей История Генри Эсмонда События происходят в Англии в самом начале XVIII в., во время правления королевы Анны – последней из династии Стюартов. У Анны нет детей, а...
- Василий Андреевич Жуковский (29 января (9 февраля) 1783 года, Мишенское, Тульская губерния – 12 апреля (24 апреля) 1852 года, Баден-Баден) – русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик....
- И. В. Гете Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся Роман является продолжением “Годов учения Вильгельма Мейстера”. Герой, ставший в конце предыдущей книги членом Общества башни (или Отрекающихся, как они себя...
- П. Б. Шелли Ченчи Действие происходит в Италии XVI в., когда на папском престоле восседает папа Клемент VIII. Граф Ченчи, богатый римский вельможа, глава большого семейства, прославился своим беспутством и...
.
Краткое изложение Детство Темы Н. Г. Гарин-Михайловский
Погрузиться в знакомый и шаловливый мир детства поможет краткое содержание повести «Детство Тёмы» для читательского дневника, ведь это произведение в свое время привело в восторг современников автора.