Экологические проблемы сахалина. Южно-сахалинск

Проект "Сахалин-2" - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой. Поэтому проблему значительного негативного воздействия проекта на окружающую среду и биоресурсы острова экологи стали поднимать задолго до начала строительства.
Конфликт между компанией "Сахалин Энерджи" (Sakhalin Energy) и природоохранными организациями страны в 2006 году обрел статус скандала. Росприроднадзор выявил ряд нарушений природоохранного законодательства в работе оператора проекта "Сахалин-2" - компании Sakhalin Energy при строительстве трубопроводов по проекту и выдал предписания по их устранению.

Министерство природных ресурсов России вынуждено было отменить свой приказ от 15.07.2003 года №600 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технико-экономического обоснования комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков".

Компанией Sakhalin Energy был представлен план-график по устранению нарушений, согласованный с ОАО "Газпром" и утвержденный министерством.

В 2006 году общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов.

По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов. Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России с 2004 года проводит исследования по воздействию на серых китов шельфовых нефтегазовых проектов. Эксперты отмечают, что в течение нескольких лет киты подвергаются воздействию шума при установке платформы, прокладке подводного трубопровода, сейсморазведке и других видов работ. Беспокойство от шума, производимого нефтяниками, может нарушить нормальный ритм питания китов и привести к недокорму, ослаблению и, в конечном итоге, гибели животных (прежде всего самок и молодняка).

Поскольку гибель даже одной размножающейся самки может при современной численности популяции подтолкнуть ее к исчезновению, очень опасны и столкновения с судами, обслуживающими нефтегазовые проекты. Кроме того, очень серьезную опасность представляют собой аварийные разливы нефти.

В феврале 2009 года в Отчете международной консультативной группы по сохранению охотско-корейской популяции серых китов было высказано предложение о введении моратория на работы на шельфе Сахалина, которые могут привести к воздействиям на западную популяцию.

В апреле 2009 года оператор проекта "Сахалин-2" компания Sakhalin Energy приняла решение на год отложить проведение сейсмической съемки в районе обитания серых китов.

В апреле 2008 года инспекторы Росприроднадзора выявили нарушения требований лесного законодательства Российской Федерации при строительстве трубопроводной системы в рамках проекта "Сахалин-2". Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к оператору проекта компании Sakhalin Energy о возмещении вреда окружающей среде в размере 390 миллионов 198,646 тысячи рублей. В досудебном порядке ответчик добровольно ущерб не возместил.

В Сахалинском арбитражном суде состоялось несколько заседаний, на которых были заслушаны аргументы сторон. На этих заседаниях компания Sakhalin Energy представила документы о ходе реализации широкомасштабного плана природоохранных мероприятий. Согласно им, на мероприятия, входящие в план, компанией было израсходовано 647 миллионов рублей.

В июле 2009 года компания Sakhalin Energy и Росприроднадзор заключили мировое соглашение по урегулированию иска. Стороны приняли решение признать проведенную компанией работу и отнести понесенные затраты в счет возмещения ущерба по иску Росприроднадзора, а это решение было утверждено 1 июля арбитражным судом Сахалинской области.

В октябре 2009 года региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" направила обращение в Управление Ростехнадзора и Управление Росприроднадзора по Сахалинской области с просьбой не принимать в эксплуатацию магистральные трубопроводы по проекту "Сахалин-2" в связи с многочисленными нарушениями на трассе трубопроводов, связанных с риском нефтяных разливов.

С мая по сентябрь сотрудники "Экологической вахты" и эксперты Дальневосточного геологического института ДВО РАН неоднократно обследовали трассу трубопроводов компании Sakhalin Energy и выявляли случаи активизации опасных геологических процессов, причиной которых стало нарушенное берегоукрепление.

Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима , выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, "собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Средняя температура в городе по месяцам:


Южно-Сахалинск глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Южно-Сахалинске. Отзывы жителей и переехавших в город.

Общие сведения и краткая история Южно-Сахалинска

Далеко на востоке нашей огромной России, в юго-восточной части острова Сахалин, расположился административный центр Сахалинской области - город Южно-Сахалинск или Южный, как ласково называют его сахалинцы.

За свою недолгую историю город несколько раз менял название и даже страну. Все началось в 1882 году, когда на юг Сахалина стали свозить ссыльнокаторжных для создания поселения. Место это быстро прозвали Владимировкой, по имени одного из надзирателей.

Обзорный вид города. Фото by ufedor (http://ufedor.livejournal.com/)

В период с 1905 по 1945 годы южный Сахалин был передан Японии, и поселок Владимировка был переименован в Тойохару. За 40 лет Тойохара из маленького поселка разрослась до размеров административного центра всего японского Сахалина. При японцах появляется четкая прямоугольная система планировки улиц, строится железная дорога, закладывается городской парк. После освобождения Сахалина в конце августа 1945 года, город, сильно пострадавший в войну, начали отстраивать заново.

В июне 1946 года город получил свое последнее имя - Южно-Сахалинск. Сегодня почти ничего не напоминает о японском господстве - все дома советской эпохи: «сталинки», «брежневки» и «хрущевки», а также новостройки.

Климат и экология Южно-Сахалинска

Южно-Сахалинск стоит на равнине, в окружении сопок, поэтому климат скорее континентальный: жара летом и мороз зимой. Все это сопровождается повышенной влажностью. Хотя бывают года, когда температура летом едва достигает +20 градусов, а зимой не падает ниже минус 5. Зимы зачастую снежные. Обычное дело, когда сугробы достигают окон первого этажа.

Экология в городе очень плохая. В 2013 году Южно-Сахалинск занял шестое место в списке самых загрязненных городов страны. При том, что промышленного производства в Южно-Сахалинске практически нет! Если ехать с пригорода в центр, то можно отчетливо наблюдать смог, висящий над городом. Особенно хорошо это видно зимой, когда загазованность хуже рассеивается.

Такое плачевное состояние экологии возникло из-за огромного количества автомобилей. По статистике, на каждого жителя города, включая младенцев и глубоких стариков, приходится по 1 машине.

Немалое количество вредных веществ выбрасывает в воздух и ТЭЦ-1. Но в 2013 году ее перевели на газ, и жители Южно-Сахалинска очень надеются, что ситуация с экологией изменится в лучшую сторону.

Население Южно-Сахалинска

Южный - шестой по величине город на Дальнем Востоке. На 1 января 2019 года численность Южно-Сахалинска составляла 200,9 тысяч человек (третья часть населения Сахалинской области). Плотность населения города достаточно велика - 201 человек на 1 кв. км. В основном это трудоспособное население (65%), пенсионеров и детей почти поровну (18,5% и 16,5% соответственно). Средний возраст жителей Южно-Сахалинска 35 лет.

Южно-Сахалинцы достаточно образованные люди. По данным статистики, высшее образование имеют 42% респондентов, среднее профессиональное - 24%. Последние два года сохраняется хоть и небольшая, но положительная динамика рождаемости над смертностью. Женятся люди в 2 раза чаще, чем разводятся. В общем, по данным статистики, достаточно благоприятная обстановка.

Формально всех жителей нашего города можно разделить на две группы: русские и корейцы. Русские - в основном приехавшие по переселению в середине 20 века, их дети и внуки. Корейцы - обрусевшие.

Удивительно, но после их депортации из Кореи прошло около 80 лет, а культура, обычаи и традиции своей исторической Родины сохранились их потомками неизменными. Нация трудолюбивая, умеющая зарабатывать деньги. В большинстве своем, русские и корейцы живут дружно, хотя жениться предпочитают на людях своей национальности.

В Южно-Сахалинске есть также армянская и татарская диаспоры. Но они малочисленны. Коренных малочисленных народов севера в городе практически нет.

Районы и недвижимость Южно-Сахалинска

Городской округ «Город Южно-Сахалинск» включает в себя город Южно-Сахалинск с планировочными районами Луговое, Ново-Александровск, Хомутово и пригород с населенными пунктами: с. Синегорск, с. Дальнее, с. Березняки, с. Старорусское, жилой квартал Весточка, с. Лиственничное, с. Санаторный, с. Ключи, с. Новая Деревня, с. Елочки.

Общая площадь города составляет 90 тыс.га или 900 кв.км (1 процент территории Сахалинской области), в том числе в городской черте 164,9 кв.км.

Сам Южно-Сахалинск поделен на 22 микрорайона и на 25 районов. Все эти кварталы и районы разные по величине, чистоте и удаленности от центра города, коим принято считать площадь Ленина.

Площадь Ленина. Фото by yapet1 (http://fotki.yandex.ru/users/yapet1/)

Самыми грязными районами города считаются такие кварталы, как: 41 км, Шанхай, Владимировка, район Пивзавода, район Птицефабрики. Шанхай и 41 км. находятся в непосредственной близи от железнодорожных предприятий, а т.к. поезда на Сахалине отапливаются углем, вся копоть и гарь оседает на этих районах. Шанхай, как и Владимировка, еще к тому же частный сектор, который отапливается также углем, мазутом и дровами. Пивзавод и Птицефабрика расположены в низине города, и весь смог чаще всего оседает там.

Экологически чистыми считаются те районы, которые лежат севернее ТЭЦ-1 (Луговое, Ново-Александровск, Дальнее) и которые располагаются возле сопок на возвышенности (район санатория Аралия, улица Горького, «Зима-1», «Зима-2»).

Южно-Сахалинск - город пятиэтажек. Высоток мало. На весь город всего 108 построенных домов высотой выше 8 этажей. Самое высотное построенное жилое здание - 13-этажка по проспекту Победы. Причина такой малоэтажной застройки проста - высокая сейсмическая активность региона. Трясет часто, и землетрясение в 4-5 баллов уже не считается для жителей Южно-Сахалинска чем-то экстраординарным.

Невозможно в Южном выбрать лучший район для проживания - в каждом есть и плюсы, и минусы. К примеру, самые экологически чистые районы находятся в неком отдалении от центра города и добраться до них на общественном транспорте будет уже сложнее. Так, в Дальнее ходят всего 2 маршрута, через каждые полчаса. А бывает так, что и не ходят. На автобусе в утренние и вечерние часы пик достаточно сложно добраться из пригорода. Автобусов мало и все они переполнены. Такси в Луговое, Ново-Александровск, Хомутово будут стоить в 2-3 выше, чем по городу, хотя ехать туда не так уж и долго.

Если рассматривать центральные микрорайоны, то они все схожи - есть вся необходимая инфраструктура: школы, детские сады, магазины, достаточное количество маршрутов общественного транспорта, «шаговая доступность» до торговых центров и достопримечательностей города и достаточно грязный воздух. Что касается внутри дворовых территорий, то в каждом микрорайоне они одинаковы - все требуют ремонта.

Хуже дела обстоят с частным сектором («Шанхай», «Владимировка») и коттеджными поселками («Октябрьский», коттеджный поселок по ул. Ленина за Птицефабрикой). Общественный транспорт ходит только по приграничным с этими районами улицам. Внутри районов маршрутки не ходят, да и дороги оставляют желать лучшего. Поэтому если у семьи нет машины, то идти до ближайшей остановки можно до получаса.

Инфраструктуры в этих районах тоже почти нет. Если в «Шанхае» есть одна школа, то в других районах нет ничего вообще. Магазины, в основном, продуктовые, со скудным ассортиментом, и их не хватает. Поэтому жители этих поселков обычно закупаются в городе по пути домой. Обычно семья, живущая в частном секторе, имеет автомобиль на каждого взрослого члена семьи.

Шанхай. Фотография Дмитрия Федорова

Еще один минус частного сектора - автономность от города. Отопление печное либо бойлерное, вода из собственной скважины, в непогоду частые перебои с электроэнергией, в метели - запоздалая расчистка улиц. Но для многих горожан жить в своем доме за городом - это огромный плюс, поэтому желающих построить дом в этих районах очень много.

Рынок цен в областном центре формируется по своим, отличительным от других регионов, правилам. В последнее время отток населения из области незначительный. А, следовательно, сахалинцы решают жилищные вопросы в пределах области, в основном - Южно-Сахалинска.

Стоимость квартиры зависит от многих факторов: района, местоположения в районе, этажности, физического состояния, наличия ремонта и сроков продажи. В зависимости от количества ценообразующих факторов, цена квартиры может колебаться в пределах 2-10%. Всегда пользуются спросом однокомнатные квартиры, и в первую очередь увеличивается стоимость этого вида жилья.

Цены на однокомнатные квартиры на вторичном рынке составляют от 2400 до 3600 тыс. руб., индивидуальной планировки в «новостроях» от 3200 тыс. руб.

На двухкомнатные квартиры придется раскошелиться от 3200 до 5200 тыс. руб., в зависимости от года постройки жилья. Двушка в новостройке будет стоить начиная от 3600 тыс. руб.

Трехкомнатные «хрущевки» и «брежневки» продаются в пределах 3900 - 6150 тыс. руб. Цены на трехкомнатные квартиры новой планировки - от 5900 до 14700 тыс. руб.

Четырехкомнатные » апартаменты» продаются в пределах 4100 - 14000 тыс. руб., в зависимости от ремонта, многоуровневости квартиры и элитности жилья.

Несколько ниже стоимость недвижимости в планировочных районах Южно-Сахалинска. Так, рыночная цена однокомнатной квартиры в п/р Ново-Александровск составляет от 1350 до 2550 тыс. руб., диапазон двухкомнатных квартир инд. планировки составляет от 2500 до 3300 тыс. руб.; за «трешки» просят, начиная от 3100 тыс. руб.

Домов сталинской постройки в Южно-Сахалинске мало, но цена на квартиру в «сталинке» как правило будет выше на 10-15%, чем аналогичная «хрущевка» или «брежневка», даже несмотря на возраст такого дома. Считается, что «сталинки» теплее и добротнее построены.

Самое интересное в ценообразовании на недвижимость в Сахалинской столице, что стоимость квартиры никак не зависит от ее величины. К примеру, двухкомнатная квартира площадью 47 квадратов и двушка в 65 квадратных метров в одном и том же районе могут стоить одинаково. Это происходит потому, что зачастую собственники, желающие продать свое жилье, просто ориентируются на среднюю стоимость аналогичной квартиры, не особо уделяя внимание таким вещам, как квадратура и район (конечно, если это не совсем пригород).

К слову сказать, цены на новостройки обычно выше, чем на вторичное жилье. Это можно объяснить, во-первых, дороговизной строительных материалов, которые обычно завозятся с материка. Во-вторых, квадратура вновь построенного жилья выше, чем у вторичного, и тут как раз цена зависит от количества квадратных метров. Ну и в-третьих, под новостройки часто предлагается выгодный процент под ипотеку. Люди покупают в кредит квартиру, а продавая, пытаются еще и хоть как-то окупить проценты, выплаченные банку. Что тоже не может не сказаться на повышении цен на первичное жилье.

В Сахалинской области активно действуют программы «Жилье молодым», «Программа сейсмоусиления» и «Переселение из ветхого и аварийного жилья». Под эти программы выстраиваются целые микрорайоны новых домов: Аралия, Дальнее-1, Дальнее-2, Дальнее-3, микрорайон на ул. Долинской. Но несмотря на финансовую поддержку и контроль властей, качество домов оставляет желать лучшего. Да и остальными новостройками Южного, а строится сейчас большое количество жилья, многие недовольны. Поэтому, выбирая между новым жилым фондом и вторичным, многие покупатели собственности выбирают вторичное.

Что касается цен на дома в частном секторе и коттеджи, то тут все зависит от размера дома, престижности района и наличия земли в собственности. Если участок в собственности, то цена коттеджа увеличивается наполовину. Самые дорогие дома в поселке Октябрьский (входит в состав Южно-Сахалинска). Цена недвижимости в этом районе начинается от 5200 тыс. руб. за дом, построенный на арендованной земле, и от 10600 тыс. руб., если участок оформлен в собственность.

Инфраструктура города

ЖКХ

Парадокс, но область, которая славится своими месторождениями нефти и газа, сама не газифицирована. В Южно-Сахалинске газ проведен только в некоторые районы пригорода. Программа газификации есть, и она внедряется, но так медленно, что жители уже не надеются когда-либо увидеть голубое пламя в своих квартирах. К великой радости горожан, ТЭЦ-1 наконец перевели на газ, но сумма за коммунальные услуги в квитанциях жителей осталась прежней.

В среднем за двухкомнатную квартиру в отопительный сезон придется выложить от 5 до 7 тысяч. Летом - 3-4 тысячи. Это без учета оплаты за электричество и других сопутствующих расходов (телефон, интернет и тп). Что касается общего положения дел в ЖКХ Южно-Сахалинска, то они налаживаются. Конечно, бывают прорывы, утечки, поломки (многие коммуникации требуют капитального ремонта), но все проблемы достаточно быстро решаются.

В последние годы активно идет замена изношенных коммуникаций. В 2013 году начата замена Физкультурного коллектора, от которого берет тепло и горячую воду треть города.

Кстати, про горячую воду. Очень многие приезжие в Южно-Сахалинск с удивлением рассматривают водонагреватели, именуемые в простонародье «титаны». Все дело в том, что горячая вода в домах южно-сахалинцев, за исключением нескольких районов, только в отопительный сезон. Поэтому такие вот титаны очень популярны у населения.

Детские сады и школы

В Южно-Сахалинске катастрофически не хватает детских садов! Существует огромная очередь детей двух-трех лет. Эта очередь возникает из-за детей предыдущих годов, которые не смогли в свой год получить путевку в сад (особенно это касается «летних» детей).

Частных детских садов в городе много, но лицензию на данный вид деятельности имеют единицы. Группы в таких садах маленькие, от 4 до 8 человек. В хорошие, рекомендуемые сады очередь расписана на год вперед, а в непроверенные просто страшно отдавать свое чадо. Да и стоимость частного сада на сегодняшний день составляет от 15 тысяч рублей, что может позволить себе не каждый родитель.

Но надо отдать должное, Сахалинская область пытается помочь маленьким жителям. В области действует программа «Обеспечение доступности дошкольного образования», и в 2013 году по ней построено 2 детских сада.

В островной столице 39 школ. Места в них есть, по крайней мере, еще ни разу не говорилось о том, что будущий первоклашка не попал в школу из-за отсутствия мест. Но очереди все же есть. Все зависит от престижности школы и качества знаний. Одними из лучших образовательных учреждений являются: Гимназия № 1 имени Пушкина, Гимназия № 2, Лицей № 1, Лицей № 2. Родители, желающие отдать своих детей именно в эти учебные заведения, отстаивают огромные очереди, караулят ночами, ведут негласные списки, лишь бы попасть в желаемую школу.

Дороги и автомобильный транспорт

Дороги ужасны. Нет, последние два года активно ведется капитальный ремонт дорожного полотна, и это очень радует. Но проблемных участков в городе столько, что все положительные заявления мэра о выполненных участках просто тонут в массе недовольства автолюбителей. Вряд ли кто-то вспоминает дорожников добрым словом, когда каждый год меняет стойки у своей машины.

Машинами Южно-Сахалинск переполнен. Если верить ГИБДД, в городе в 2013 году числилось более 200 тысяч автомобилей, в то время как жителей в городе - 190 тысяч. Из-за этого постоянно возникает проблема с парковками. Особенно остро стоит этот вопрос возле школ, детских садов и торговых центров. Во дворах тоже идет вечная борьба за место.

Автомобили, в подавляющем большинстве, японского производства. В основном, все они б/у, и абсолютно все - праворульные. В Южно-Сахалинске не безосновательно считают, что лучше взять подержанную японскую, чем новую, российского производства. Японское качество говорит само за себя.

Медицина

Врачей в городе не хватает. Город, да и область в целом, нуждаются в узкоспециализированных специалистах практически всех областей медицины. Например, укомплектованность акушерами-гинекологами составляет 59%, педиатрами 67%. Правительство области пытается решить эту проблему - на Сахалине действует программа кадрового обеспечения здравоохранения Сахалинской области на 2013-2017 годы. Согласно ей, молодым врачам с высшим образованием, которые приезжают в регион работать, выплачиваются подъемные в размере от 650 тыс. до 950 тыс. рублей из областного бюджета. Сумма зависит от выбранного района Сахалина. Молодым специалистам со средним медицинским образованием также выплачивают подъемные в размере 250 тысяч.

Предприятия и работа в Южно-Сахалинске

Вакансии

По данным службы занятости населения Южно-Сахалинска, город нуждается в таких рабочих как: сварщики, строители, штукатуры-маляры, слесаря и пр., т.е. в тех, кто работает руками. Предлагаемая на эти вакансии средняя зарплата составляет 30-45 тыс. рублей. Также на сайтах по поиску работы в большом количестве требуются продавцы, различного рода менеджеры, водители, инженеры.

А вот юристами и экономистами город переполнен, и по данным направлениям хорошо оплачиваемую работу найти сложно.

Предприятия

Самые престижные предприятия с точки зрения работы и зарплаты - компании с зарубежным уставным капиталом. Это Эксон Нефтегаз Лимитед, Сахалин Энерджи и их подрядчики. В этих компаниях средняя зарплата составляет порядка 120 тысяч, и, естественно, попасть на работу в такие условия довольно трудно. Также высоко котируется Газпром.

В Южно-Сахалинске преобладающими отраслями промышленности являются энергетика и нефтегазовая отрасль. Самыми крупными промышленными предприятиями являются ТЭЦ-1 и Сахалинэнерго, Сахалинморнефтегаз, Сахалинская нефтяная компания.

Также к самым крупным предприятиям города можно отнести предприятия Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги. В этих предприятиях вакансии рабочих специальностей (слесаря, машинисты, электромонтеры, монтеры пути) открыты всегда.

Сфера услуг

В Южно-Сахалинске огромное количество торговых центров, точек общепита, бизнес-центров. На любой вкус и достаток. Самым большим торгово-развлекательным комплексом, не только на Сахалине, но и на всем Дальнем Востоке, является «Сити-молл», в котором можно найти все - от сувенирных лавочек до ателье, не говоря уже о бесчисленных магазинах.

ТЦ «Сити-Молл» — самый большой в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке

В Южном в последнее время появилось много сетевых магазинов: «Спортмастер», «Спортландия», «Связной», «Снежная королева», «Глория джинс» и тд. Радует, что цены в сетевых магазинах Южно-Сахалинска не отличаются от цен в других городах России.

Любителям кино на выбор 3 кинотеатра («Октябрь», «Комсомолец», «Самый лучший кинотеатр»), театралы непременно оценят «Чехов-центр» и Театр кукол, ценителям прекрасного и просто любопытным гражданам придутся по душе музеи города. В Южно-Сахалинске один из лучших парков отдыха на всем Дальнем Востоке, с множеством каруселей для детей и взрослых, детской железной дорогой, и даже с зоопарком. Южно-Сахалинцы любят свой парк еще и за красивое озеро Верхнее, и за множество тенистых аллеек, пронизывающих парк.

Также в Южном огромное количество различных по комфортабельности гостиниц, 7 различных банков с кучей филиалов по всему городу. Есть 3 местные телекомпании, несколько радиоканалов и множество печатных изданий.

В Южно-Сахалинске в последние годы возросло внимание к спорту. В 2013 году в городе открылся ледовый дворец «Кристалл», где тренируются маленькие фигуристы и хоккеисты, в 2012 году открыли ледовый комплекс «Арена Сити», в рамках программы «Спорт против подворотни» создано множество спортивных площадок во дворах Южно-Сахалинска и по области.

Цены

Цены на продовольствие, бытовые товары и одежду высоки. Основная причина этому - обособленность острова от континентальной части страны. Продукция, произведенная на острове, на 10-20% дороже, чем привозная. Местные производители уверяют, что продукция экологически чистая, хотя в свете последних скандалов в одном из совхозов острова, эти уверения ставятся под большое сомнение. Свежая рыба на рынке Южного стоит столько же, сколько и в супермаркетах столицы. То же самое можно сказать и про икру, и креветку. Парадокс, но это имеет место быть.

Вообще, все привезенные на остров фрукты и овощи, в подавляющем большинстве, завозятся из Китая. Качество таких продуктов оставляет желать лучшего, чем там пичкают их китайцы известно только им самим, но альтернативы нет, и поэтому приходится покупать, что есть.

Одежда и обувь на 70% китайского производства. Несмотря на большое количество магазинов, выбор в них однообразен, поэтому горожане стараются вещи покупать либо за пределами области, либо в интернет-магазинах, которые становятся все более популярными у населения.

Еще одна проблема - дороговизна билетов на самолет. Если покупать в день вылета, то стоимость может доходить и до 80 тысяч. Согласитесь, что не каждый может себе позволить такое удовольствие. Нет, конечно, авиакомпании проводят акции и скидки, и в зимний период билеты стоят дешевле. Да и федеральная программа существует, по которой молодые люди до 23 лет и пожилые - после 65 лет, могут рассчитывать на 50% скидку. Но что делать остальным, кто не подходит под эти критерии? Копить деньги, больше ничего не остается.

Криминал

Криминогенная обстановка в целом достаточно спокойная. Очень редко можно услышать об уличных грабежах и квартирных кражах. В местной рубрике «Точка отсчета» чаще рассказывают про убийства в состоянии алкогольного опьянения, наркоманов. В последнее время все чаще стали гореть во дворах машины.

В феврале 2014 года горожан взбудоражила новость - 24-летний сотрудник одного из охранных предприятий, в пьяном состоянии зашел в Кафедральный собор и стал всех расстреливать. Погибли 2 человека, пострадало 6. Южно-Сахалинцы надеются, что это был такой первый и последний случай.

Достопримечательности Южно-Сахалинска

Визитной карточкой Южно-Сахалинска является областной Краеведческий музей, который располагается по Коммунистическому проспекту в здании классической японской постройки 1937 года. Следует отметить, что музей - единственный хорошо сохранившийся объект наследия японской культуры.

Краеведческий музей. Фото by int5-55 (http://fotki.yandex.ru/users/int5-55/)

В Южно-Сахалинске прекрасный туристический комплекс «Горный воздух», где зимой пропадает чуть ли не половина жителей города. На горе 7 трасс различной протяженности и сложности, работает канатная дорога с комфортабельными закрытыми кабинками и бугельный подъемник на западной и восточной трассах. На «Горном воздухе» создана вся инфраструктура - несколько кафе разного уровня, медпункт, прокат снаряжения, инструкторы, школа горнолыжного спорта. В общем, даже самый неподготовленный человек сможет встать на лыжи или сноуборд и сделать свои первые шаги в этих видах спорта.

Вечерний Южный, вид с Горного Воздуха. Фото by uritsk (http://uritsk.livejournal.com/)

Чудесным украшением Южно-Сахалинска и духовным центром православия стал Воскресенский кафедральный собор, который был открыт и освящен совсем недавно - в 1995 году. Храм построен в древнерусском стиле и напоминает старинные Новгородские церкви. На территории собора расположена звонница, на вершине которой возвышается колокол весом в одну тонну. Найти собор не составит труда - находится он на пересечении Коммунистического проспекта и ул. Комсомольская.

Воскресенский Кафедральный собор. Фото by Елена (http://fotki.yandex.ru/users/linalenok/)

Еще одной жемчужиной города является литературно-художественный музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Чехов был на Сахалине в 1890 году, 2 месяца занимался переписью населения, общался с каторжанами. Свои наблюдения он описал в книге «Остров Сахалин», являющейся наиболее полной «энциклопедией» о Сахалине XIX века. В 2013 году музей переехал в новое современное здание на проспекте Мира.

Нельзя не рассказать про международный кинофестиваль «Край света», который в 2013 году проводился уже в третий раз. На кинофестиваль приезжают именитые режиссеры и актеры, как российские, так и зарубежные. Показываются фильмы, проводятся мастер-классы. Несомненно, это одно из главных культурных мероприятий города. Проводится кинофестиваль на трех площадках города - ккз «Октябрь», ккз «Комсомолец» и «Чехов-центр».

Ну и конечно, самая большая достопримечательность не только Южно-Сахалинска, но и области в целом - это море. Так как наш город расположен в южной оконечности Сахалина, то добраться до моря не составит труда. Причем в разных направлениях - на побережье Охотского моря, к Татарскому проливу или заливу Анива. При этом ехать до моря придется максимум 2 часа. Море прохладное, летом редко когда доходит до 25 градусов, но сахалинцы - люди закаленные, поэтому летом народу на пляжах очень много.

Еще одно из водных развлечений - это рыбалка. Зимой все едут за корюшкой и навагой, летом - за лососевыми, камбалой, карасем. Также в почете у наших жителей собирательство гребешка, морского ежа, трубача. Редко когда выезд к морю обходится без свежевыловленных деликатесов.


Среднегодовые приземные концентрации в атмосферном воздухе городов, превышающие ПДК:

г. Александровск-Сахалинский - сажа - 1,2 ПДК;

г. Корсаков - взвешенные вещества - 3,1 ПДК; сажа - 2,3 ПДК;

г. Новоалександровск - взвешенные вещества - 1,5 ПДК; сажа - 2,0 ПДК; диоксид азота - 2,6 ПДК;

г. Оха - диоксид азота -1,4 ПДК;

г. Южно-Сахалинск - сажа -3,5 ПДК; диоксид азота - 2,7 ПДК; оксид азота - 1,3 ПДК; взвешенные вещества - 1,3 ПДК; бенз(а)пирен - 3,8 ПДК. формальдегид - 6 ПДК

В течение ряда лет г. Южно-Сахалинск включается в Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2007 г. составил 99,5 тыс. т. Уловлено и обезврежено 83,7% количества загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников выделения, в том числе твердых веществ - 92,1%.

Вклад автотранспорта в суммарное загрязнение атмосферного воздуха превышает 42,2%.

Одной из самых загрязненных рек Сахалина остается р. Охинка, источниками загрязнения которой являются нефтедобывающие предприятия, расположенные по всей длине реки. Причины загрязнения - отсутствие необходимых очистных сооружений и неудовлетворительная работа имеющихся, а также открытая система нефтесбора, потери нефти при транспортировке.

р. Охинка : нефтепродукты - 178 ПДК; цинк - 1,4 ПДК; медь - 13,9 ПДК; железо - 12,6 ПДК; марганец - 9,9 ПДК.

Основными источниками загрязнения морских прибрежных вод являются предприятия нефтедобычи и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, сбрасывающие сточные воды в море без очистки вследствие неудовлетворительного состояния очистных сооружений или их отсутствия. Наибольшему загрязнению подвергается Охотское море (сброс в 2007 г. увеличился на 8,1 млн. м 3) в связи с наращиванием мощности разработки шельфовых проектов по добыче углеводородов.

Высокий уровень загрязнения водоемов регистрируется в Александровск-Сахалинском, Корсаковском, Ногликском, Долинском, Макаровском, Поронайском, Смирныховском, Тымовском районах, г. Южно-Сахалинск.

Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2007 г. составил 275,95 млн. м 3 , в том числе 44,71 млн. м 3 (16%) загрязненных сточных вод, менее 0,5% нормативно очищенных.

Крупнейшие источники сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты: ООО “Сахалинский Водоканал”, г. Южно-Сахалинск - 19,32 млн. м 3 ; ОАО “Сахалинскэнерго” ОП “Сахалинская ГРЭС” - 8,65 млн. м 3 .

В Сахалинской области не решены проблемы водоснабжения населенных пунктов и целых районов. Наиболее остро стоит вопрос о водоснабжении западного побережья (Александровск-Сахалинский, Томаринский, Углегорский, Холмский районы) и отдельных городов и поселков в Долинском, Макаровском и Корсаковском районах на восточном побережье Сахалина. В последние годы возникли проблемы с хозяйственно-питьевым водоснабжением Южно-Сахалинска.

На начало 2007 г. на балансе предприятий области имелось в наличии 10,26 млн. т отходов производства и потребления; образовалось за год 34,59 млн. т отходов, из которых использовано и обезврежено 90,4%. В конце 2007 г. количество отходов на балансе предприятий соответствовало началу года.

Количество мест организованного захоронения отходов в области - 61, в том числе не отвечающих действующим нормативам - 14.

Общая площадь объектов размещения отходов уже превышает 1 тыс. га.

Наибольшими объемами образования отходов характеризуются предприятия (млн. т): ООО “Сахалинуголь-2” (9,2); ООО “Сахалинуголь-7” (8,6); ОАО “Бошняковский угольный разрез” (6,5); ООО “Сахалинуголь-4” (4,0); филиал ООО “Старстрой”, г. Южно-Сахалинск (2,6); ООО “Сахалинуголь-3” (2,1).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX века характеризовался мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает в период XX-XXI веков.

Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей среды, в том числе и неблагоприятным. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду становится глобальным.

С каждым годом природные ресурсы все интенсивнее используются для нужд человечества. Это затронуло и остров Сахалин. Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения требует проведения комплекса природоохранных мероприятий и прежде всего наблюдений, оценки и прогнозирования их состояния.

Сахалин - остров у восточного побережья Азии с очень уязвимой эко системой. Крупнейший остров России. Омывается Охотским и Японским морями. От материковой Азии отделён Татарским проливом, от японского острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Длина острова 948 км, ширина 26-160 км, площадь 76,4 тыс. кмІ.

На острове водятся 44 вида млекопитающих, наиболее хорошо известные из которых - это медведь, соболь, выдра, американская норка, северный олень, росомаха, кабарга, представленная здесь особым сахалинским подвидом, енотовидная собака, сивуч и другие.

На Сахалине отмечено 378 видов птиц; 201 из них (53,1%) гнездится на острове.

Основные отрасли промышленности - добыча нефти и природного газа лов и переработка рыбы.

Добыча нефти и газа на континентальных шельфах создало проблему негативного воздействия на окружающую среду и биоресурсы острова. Для стабилизации экосистемы необходимо либо улучшить качество производства, либо найти альтернативный более безопасный путь развития инфраструктуры Сахалина.

Рассчитаны два прогнозных варианта.

1 . Отрицательное влияние на экологию острова. Проект «Сахалин - 2?

Первый, инерционный вариант, будет нести в себе в основном тенденции трёх направлений (сырьевой консервативный, сырьевой либеральный, патерналистский). То есть параметры его будут взвешены по их ожидаемому удельному весу в ВРП Сахалинской области и испытывать максимальное влияние иностранных компаний («Сахалин-1», «Сахалин-2»), которые уже вложили десятки млрд. дол. США в развитие нефтегазового комплекса области.

Проект «Сахалин-2? - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой.

В 2006 году общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м 3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов. По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты «Сахалин-1? и «Сахалин-2?, создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов.

Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения. Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима, выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, «собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения».

Понимая необходимость развития нефтедобычи на Сахалине, которая ведет к созданию инфраструктуры острова, получению рабочих мест, развитию экономики, увеличению доходной части бюджета, необходимо учесть, что, развивая одну отрасль промышленности, можно погубить другую. Рыба, краб и другие морепродукты - это то, чем живет сейчас большая часть сахалинцев и жители всего побережья Охотского моря, и воздействие на морские биоресурсы и морскую среду отразится и на людях тоже. Не нужно забывать также, что рыба - это ресурс возобновимый, она есть у нас сейчас, и будет через 100 и через 200 лет, а нефть и газ иссякнут через несколько десятков лет.

Нормальное сосуществование рыбной и нефтяной отраслей возможно только при разумном подходе, с соблюдением строгих природоохранных норм и правил при добыче и разработке нефти, и все наши усилия направлены лишь на то, чтобы эти нормы и правила применялись нефтяными компаниями в действительности.

2 . Альтернативный путь развития

Необходимость разработки эффективной промышленной политики стала актуальной особенно в последние годы. Благоприятная рыночная конъюнктура, профицит государственного бюджета, положительное сальдо внешнего торгового оборота формируются на фоне усиления сырьевой специализации российской экономики. Поэтому необходима промышленная политика, обеспечивающая прогрессивные изменения в структуре экономики: развитие перерабатывающего сектора, повышение инновационности и конкурентоспособности национального хозяйства.

Дальний Восток является наиболее проблемной территорией с точки зрения сочетания наличного потенциала, реальных возможностей и стратегических целей. Поэтому промышленная политика здесь особенно необходима.

Предпосылкой возникновения стратегического планирования территориальным развитием являлось программно-целевое управление (ПЦУ). Обобщение зарубежной практики его развития в США, Канаде, Франции, ФРГ, Японии позволило сделать вывод о том, что применение этого метода было эффективным средством для стимулирования развития проблемных территорий. Итогом стала система «планов» разного уровня, позволяющая охватить всю территорию страны. Этапы развития ПЦУ характеризуются вектором движения от простых (единичных) территориальных объектов (город, провинция) к сложным многоотраслевым и межрегиональным системам (регион, страна). В России программно-целевое управление используется при разработке федеральных целевых, ведомственных программ развития, отраслевых стратегий.

Но использование программно-целевого подхода не в полной мере отвечает современной концепции управления социохозяйственными системами. В этих условиях находят своё применение стратегические планы долгосрочного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Большинство их методологически «настроены» на решение местных задач, использование локальных социальных ресурсов, учет своих экономических интересов и административных ресурсов. В этом случае укрепляется целостность экономики локальной социохозяйственной системы. Но проявляются и недостатки.

Экономика любой социохозяйственной системы находится под огромным влиянием потребностей, факторов и условий внешнего по отношению к ней порядка. В этой связи её стратегия не может строиться на основе только своих собственных условий и факторов развития. Это требует приведения (согласования) стратегии развития экономики города, района к одному знаменателю со стратегией развития экономики субъекта Российской Федерации, региона, его отраслевых комплексов. Ещё более важно разрабатывать стратегии развития конкретной социохозяйственной системы с учётом геостратегических интересов страны.

Консервативный вариант сырьевого сценария развития Сахалинской области может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Опора на собственные силы не исключает привлечения иностранных инвестиций при сдерживании открытия внутреннего рынка. Поэтому преобладать будет отечественный капитал. Сохранится модель экспортно-сырьевой специализации при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований. Это определяет и траекторию развития Сахалина

Второй рассчитанный вариант - оптимистический, являющийся моделью желательного развития Сахалинской области. Он сформирован на основе гипотезы о начале реализации инновационного сценария с 2010 г. и последующем увеличении роли инновационного сектора экономики с 10 до 30% в 2020 г. Однако этот вариант будет находиться под сильным влиянием инерционного. В 2010 г. в режиме инерционного развития будут трудиться не менее 90,0%, в 2015 г. - 80,0%, в 2020 г. - 70,0% работающих. Эти значения положены в основу расчетов основных показателей оптимистического варианта.

Вывод

промышленный экология окружающий остров

По уровню богатства и разнообразия природных ресурсов, остров Сахалин, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди Российских регионов. Основными природными ресурсами острова являются промысловые водные организмы, углеводороды, уголь и лес. Доля остальных природных ресурсов (торф, сельскохозяйственные угодья, металлы, строительные материалы и пр.) составляет незначительную часть в сырьевом балансе Сахалинской области.

В современной социально-экономической ситуации, запасы природных ресурсов, расположенные непосредственно на территории Сахалинской области (уголь, нефть, газ, лес), не могут обеспечить динамичного развития экономики острова. Береговые месторождения нефти и газа находятся на заключительной стадии эксплуатации. Добыча и переработка угля экономически малоэффективна и может служить только для удовлетворения локальных потребностей отдельных районов. Увеличение лесосеки приведет к необратимым потерям лесных угодий.

Наиболее перспективные для освоения невозобновляемые ресурсы (нефть и газ) расположены на шельфе Охотского моря, прилегающем к северо-восточному побережью острова Сахалин. Разведанные запасы нефти и газа на шельфе Сахалина имеют тенденцию к резкому (в разы) росту. Относительный прирост освоения запасов морских промысловых объектов, сосредоточенных в данном районе, возможен в гораздо меньшем объеме.

Анализируя положение в нефтяной отрасли Сахалина, можно сделать следующие выводы:

катастрофический разлив нефти может случиться даже из-за относительно незначительной ошибки;

с обширными разливами справиться очень трудно;

нефть невозможно полностью собрать с берегов и поверхности воды;

экологический ущерб может быть колоссальным и долгосрочным.

Связи с этим стоит рассмотреть альтернативные варианты и выбрать из них всё необходимое для полноценного и экологического развития самого большого острова в России - Сахалина

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика экологической обстановки в Волгограде, негативное воздействие на нее отраслей промышленности региона. Виды выбросов ОАО "ВгАЗ", их влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения. Перспективы развития экологической службы.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2009

    Определение влияния окружающей среды на здоровье человека. Обобщение антропогенных факторов, влияющих на экологию окружающей среды. Основные экологические проблемы исследуемого района. Влияние на здоровье людей железной и шоссейной дороги, транспорта.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2012

    Негативное влияние развития городов на экологию и окружающую среду. Урбоэкология как прикладная наука, изучающая экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Шумовое загрязнение и его отрицательное влияние на здоровье населения.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Что такое экология. Почему ухудшается экологическое состояние окружающей среды. Главные экологические проблемы современности. Основные экологические проблемы области. Как решать экологические проблемы и предотвратить загрязнение окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Отрицательное воздействие предприятий рыбной промышленности на объекты окружающей среды. Требования, предъявляемые к территории рыбоперерабатывающих предприятий. Проблемы утилизации отходов промышленности Камчатского края и мероприятия по их устранению.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Экологически опасные отрасли промышленности, оказывающие интенсивное воздействие на природную среду. Экологические проблемы региона. Содержание государственной программы по сохранению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности населения.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Загрязнение окружающей среды, его основные источники и оценка негативных последствий, понятие и критерии определение предельно допустимой концентрации. Рост народонаселения на планете как глобальная проблема. Перспективы дальнейшего развития цивилизации.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2013

    Экономический подъем, развитие транспортной и промышленной инфраструктуры в Омской области и неотложные задачи охраны окружающей среды. Особенности территории, природно-климатические условия, экологические проблемы рек области и пути их решения.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Характеристика предприятий сферы туризма города. Влияние деятельности порта и припортового завода на экологию. Мероприятия по уменьшению экологических рисков, связанных с выбросом аммиака. Стратегии управления экологической безопасностью региона.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2014

    Экологические аспекты совокупного действия на людей негативных и позитивных факторов окружающей среды. Оценка медико-экологического риска и медико-экологической ёмкости ландшафтов. Анализ глобальных изменений некоторых экологически зависимых заболеваний.

Главная > Документ

Публикации СМИ; видеоматериалы; иллюстрации.

Термины и понятия

Экологическая катастрофа, экологический кризис.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся, дискуссия «Проблема ждет твоего решения».

Экологические проблемы Сахалина

1). Проблемы, связанные с воздействием на редкие виды животных, прежде всего серых китов западно-тихоокеанской (охотско-корейской) популяции, занесенных в Красную книгу Р Ф. Уже сейчас ученые отметили смещение китов, в том числе и самок, выкармливающих детенышей, на север их нагульного участка. В южной части района нагула, киты испытывают беспокойство от постоянных полетов вертолетов и движения судов – неподалеку работает нефтяная платформа Моликпак. По проекту Сахалин –2 в пределах участка нагула кормящих самок китов предполагается возвести еще одну платформу. Работы по сооружению подводного трубопровода проводятся вблизи кормящихся китов и непосредственно через южную часть пастбища. По оценкам специалистов, шумовое воздействие, связанное со строительством, является беспрецедентным по силе и влиянию на китов.

2). Проблемы, связанные со строительством наземного трубопровода. Важнейшим элементом проекта Сахалин-2 является строительство трубопровода. Трубопровод длинной около 850 км строится по сейсмоактивной зоне и пересечет 1103 рек и ручьев, большинство из которых являются нерестилищами лососей. В 1995 году город Нефтегорск, расположенный в 40 км от планируемой трассы трубопровода, был до основания разрушен землетрясением

3). Проблемы, связанные со строительством завода сжиженного природного газа и отгрузочного терминала в п. Пригородное. В процессе строительства предполагается сброс одного миллиона тонн грунта, изъятого в ходе дноуглубительных работ в залив Анива. Компания «Сахалинская Энергия» фактически отказалась рассмотреть вариант сброса отходов дноуглубительных работ за пределами залива и уже приступила к сбросу. Сброс грунта в залив Анива, который является важнейшим рыбохозяйственным водоемом приведет к непредсказуемым последствиям для его экосистемы (увеличение мутности воды, дефицит кислорода в воде, который будет вызван окислением органического вещества грунта), а строительство и эксплуатация отгрузочного терминала неизбежно нарушит миграционные пути лососей, промысел которых составляет основу экономики острова.

4). Проблемы аварий и разливов нефти при добыче и транспортировке.

Оценки независимых экспертов показывают, что быстро ликвидировать последствия большого разлива нефти в районе нефтедобывающих платформ не удастся. Разлив погубит уникальный кормовой биотоп серых китов и биоценозы лагун, которые рассматриваются как водно-болотные угодья мирового значения. Значительную проблему представляет обеспечение безопасности круглогодичной танкерной транспортировки нефти от терминала в п. Пригородное. Авария крупного танкера будет катастрофой, сопоставимой с гибелью танкера «Престиж» у берегов Испании в 2003 г. Никакие страховки не покроют ущерба, нанесенного природе и жителям острова и вся тяжесть последствий ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

5). Проблема захоронения боевых снарядов.

Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. О том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил знали все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. Что делать? На этот вопрос ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы. К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов. Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.

6). Проблема радиоактивного загрязнения.

В 1987 и в 1997 годах вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, выполняя сложное техническое задание министерства обороны, доставляли на маяки радиоизотопные энергетические установки, а по сути две настоящие атомные электростанции, хотя и очень компактные, работающие на стронции-90. Во время полета из-за аварийных ситуаций вертолетчики вынуждены были сбросить опасный груз в Охотское море.

Как известно, морская вода является агрессивной средой, и специалисты полагают, что защитные корпуса генераторов, 18 и 8 лет пролежавших на морском дне, вот-вот могут разрушиться, и тогда произойдет сильнейшее радиоактивное заражение. Активность генераторов, лежащих на морском дне, составляет около 700 тысяч кюри! Попадание одной кюри стронция в организм человека может привести к летальному исходу. А уж 700 тысяч кюри хватит с лихвой, чтобы все жители Сахалина получили смертельную долю радиации, которая, между прочим, не знает границ. Она уничтожит уникальные рыбные и биоресурсы, вызовет необратимые экологические последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более, что поиск генераторов результата пока не дал.

6) Проблема лесных пожаров. Ежегодно на Сахалине возникают локализованные очаги возгораний лесов. Леса горят в Ногликском, Смирныховском, Поронайском и Александровск-Сахалинском районах области. Главной причиной возгорания чаще всего служит небрежное обращение с огнем. Только в 2002 году на Сахалине возникло 38 лесных пожаров, которыми в общей сложности пройдено более 4220 га. Столь крупные потери во многом объясняется слабой материально-техническим обеспечением подразделений ГО и ЧС Сахалинской области.

7) Проблемы общего промышленного загрязнения среды обитания. Объясняются нехваткой средств у промышленных предприятий на природоохранные мероприятия.

Выброс судна «Христофор Колумб»

на Холмский берег

Экологической проблемой являются лесные

пожары, показанные на космическом снимке.

По словам начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Николая Смирнова, первый в России план, утвержденный губернатором области, уже проходит экспертизу в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Создание системы реагирования на нефтеразливы будет согласовано с федеральными и дальневосточными властями, в частности, стороны намерены взаимодействовать с МЧС РФ, Министерствами транспорта и связи и природных ресурсов РФ, а также с Правительствами Хабаровского и Приморского краев. Сахалинские власти готовы представить этим органам власти свои результаты по разработке операций ЛАРН (по ликвидации аварийных разливов нефти). На ближайшие три года на Сахалине также будет принята областная целевая программа «Создание и развитие территориальной системы реагирования на нефтеразливы в Сахалинской области», которая будет разработана также на основе совместного финансирования. Представители МЧС высоко оценивают подписание этого договора. По их словам, он поможет лучше и быстрее скоординировать работу чрезвычайных служб. Проблема ждет твоего решения

Групповые экологические проекты по изучению проблем, социально значимых для Сахалинской области.

Проводится в три этапа. Iэтап – подготовительный. Формируются цель, задачи и метод исследования, определяется участок исследования, определяется участок исследования. Формируются группы учащихся, каждая из которых будет решать конкретные задачи. С помощью учителя составляются вопросники для анкетирования и интервьюирования населения. IIэтап – исследование проблемы. Учащиеся проводят наблюдения, или интервьюирования населения, знакомятся с документами, данными по изученной проблеме, готовят фото материалы. IIIэтап – завершающий. Собранный материал систематизируется и обобщается. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе, составляет социальные карты, таблицы, диаграммы и т. д. Оформление результатов исследований. Ознакомление с ними всех учеников могут проходить в форме: выступления на конференции, диспуте, экспертизе и др., в виде защиты проектов, сюжетно - ролевых игр, организации выставки, лучших работ и т. д. Темы творческих работ определяются по выбору учащихся и учителя.

VI раздел

Уроки 30-32

Экономика родного города

Холмска

Цели и задачи урока Познакомить ребят с экономикой своего родного города; его ролью в хозяйстве области; сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах - экономических, социальных, экологических, и причинах их возникновения; продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации и составлять географический прогноз. Учебно-наглядный комплекс

Видеоматериалы; публикации СМИ; фотографии; иллюстрации.

Термины и понятия

Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся.

Материалы к урокам

Крупнейшие предприятия города.

Холмск – главные морские ворота Сахалина.

СЗМП переживает период усовершенствования. Модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске

осуществляется совместно компаниями: «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), оператор проекта «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи», оператором проекта «Сахалин-2». Принимая во внимание важность бесперебойного и безопасного материально-технического обеспечения морских операций на шельфе Сахалина, в июле 2004 года компаниями был создан объединенный комитет, который разработал проект соглашения и техническое задание на модернизацию существующего порта.

В итоговом соглашении обозначены пути модернизации уже существующего оборудования (32-тонный кран «Сокол») и приобретение нового оснащения (козловые краны, автопогрузчики, трубовозы, мощный 60-тонный портальный кран «Кондор»). В кратчайшие сроки на территории порта планируется построить также современные складские помещения для складирования труб и снабжения плавучих буровых платформ, оснащенные модернизированной системой штабелирования, а также благоустроенное здание офиса администрации порта со столовой, медицинским пунктом, душевыми. В целом намеченная модернизация расширяет возможности порта по обслуживанию всего морского транспортного потока Сахалина, в дополнение к судам, необходимым для поддержки морских операций на промысле нефти и газа (таких, например, как ледокол FESCO Sakhalin, предназначенный для обеспечения круглогодичной доставки материалов и оборудования в район добычи).

Проект модернизации Сахалинского Западного морского порта был профинансирован участниками консорциума «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи» на паритетных началах, причем последняя взяла на себя функции управления всей работой. 5-летний контракт на руководство эксплуатацией порта заключен с сахалинской компанией «Сахалин Шельф Сервис».

По мнению вице-президента ЭНЛ Марка Хакни, модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске является важной составляющей успешного выполнения задач Стадии 1 проекта «Сахалин-1» и даст дополнительные возможности как сахалинцам, так и сахалинской экономике. «Такое принципиальное обновление важного коммерческого грузового узла в то же время увеличит полезность порта для всех, а не только для шельфовых проектов. Это станет еще одним аспектом общего процесса улучшения инфраструктуры, явившегося результатом развития проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и поддерживающего экономику сахалинского региона». В этом году введена в эксплуатацию промплощадка №3 – полноценный контейнерный терминал, оборудованный семью системами. Здесь все готово для концентрации и временного хранения большегрузных контейнеров и других крупногабаритных грузов.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – крупнейшая судоходная компания на Дальнем Востоке. Флот Сахалинского морского пароходства имеет суда ледового класса, может работать практически на всех морских линиях Мирового океана. SASCO – третья в стране судоходная компания по объему перевозки перевалочных грузов и первая по росту внутреннего пассажиропотока. Эта компания играет градообразующую роль и влияет на состояние экономики района.

ООО «Сахмортэк»- дочернее предприятие СМП. Транспортно-экспедиторская компания, осуществляющая услуги и агентскую деятельность пори перевозке грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении паромами и транспортными судами на линии Ванино - Холмск – Ванино. Оказывает сервисные услуги по отправке грузов в страны Юго-Восточной Азии.

Паромная переправа Ванино-Холмск – одно из структурных подразделений SASCO. Она осуществляет доставку до 90 % всех грузов, поступающих на Сахалин. Читая местную прессу, я нашел материал о том, что это предприятие ждут большие изменения. В последние годы стала тормозом для грузоотправителей и грузополучателей. Еще в 2002 году с материка на Сахалин переправлялось в среднем 39 вагонов в сутки, в то же время на Дальневосточной железной дороге скапливалось до 300 вагонов. Об этом заявил заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на встрече с руководством ОАО "Сахалинское морское пароходство". Не только обязательная замена колесных пар вагонов с учетом узкой колеи на Сахалине сдерживает транспортировку грузов. На линии Ванино-Холмск работают всего 4 парома вместо прежних 10. Но и они не загружаются полностью вагонами, поскольку в каждый рейс паром берет еще по 6-8 автофургонов. Руководством МПС принято решение о реконструкции Сахалинской железной дороги и переводе ее на стандартную широкую колею.

Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов от5 до40 тонн, 35 автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены таможенная, карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат.

В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».

ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы» осуществляет регулярные морские перевозки грузов и пассажиров на линии Сахалин – Отару судами «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов».

Рыбопромышленные предприятия.

В общем объеме промышленного производства Холмского района рыбная отрасль занимает от 70 до 80 %. По итогам 1 полугодия 2005 года наибольший удельный вес в общем объёме производства по основным видам экономической деятельности приходится на рыболовство - это 47,4%. Объём производства составил к уровню 2004 года 114,4%.

Предприятиями рыбопромышленного комплекса в 1 полугодии 2005 года перечислено в местный бюджет налоговых платежей в размере 12,5 миллионов рублей, что составляет более 10% в общей сумме налоговых поступлений. Недоимка по налоговым платежам на 1.07.2005 года составила 17,6 миллионов рублей и выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, что объясняет банкротством двух крупных предприятий отрасли (ЗАО "Сахрыбком" и ОАО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28") и сложным финансовым положением ОАО "Сахалинский рыбак".

В 2005 году предприятия РПК Холмского района получили квоты на вылов и добычу водных биоресурсов в промышленных целях в количестве 83,6 тысячи тонн и 14,9 тысячи тонн для прибрежного рыболовства, в том числе 208,8 тонны горбуши. За первое полугодие 2005 года предприятиями уже освоено 40%от выделенных лимитов, хотя промысловая обстановка в районах лова была довольно сложной. Все предприятия (кроме ОАО "Сахалинский рыбак") своевременно оформили разрешительные документы на вылов. Улов рыбы за январь-июнь 2005 года составили 34,5 тысячи тонн, рост к уровню 2004 года составляет 39,1%. Значительно увеличен выпуск пищевой продукции. Производство консервов в отчетном периоде снижено по сравнению с прошлым годом на 40,3%. Снижение допущено в связи с банкротством одного из крупных консервных заводов на Сахалине ООО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28", простоем из-за финансовых проблем и отсутствием сырья ООО "Лаперуз". Сейчас кризисная ситуация ликвидирована и завод РКЗ -28 вновь работает с лета 2005года под новым названием ООО «Холмскэкопродукт» (РКЗ-35). Несмотря на сложности с сырьём, увеличен выпуск ЗАО "Компания "Сакура". Статус портового города поддерживает ОАО «Сахалинремфлот» - единственное в островной области предприятие, которое осуществляет комплексный ремонт судов с гарантийным сроком. Этому предприятию сейчас принадлежит и Байковский судоремзавод. 120 судов в год готовы принять на стапеля Холмские судоремонтники. ООО «Посейдон» - одно из крупнейших предприятий рыбного комплекса Сахалинской области. Создано в 1991 году. Компания имеет промысловый участок на юге Сахалина, несколько единиц маломерного флота, траулер-морозильщик «Мыс Курбатова», суточная производительность которого 50 тонн готовой мороженой продукции. Продукция компании получила признание на российском рынке и за рубежом. Фирма не раз награждалась памятным знаком «Лучший экспортер РФ». Рыболовецкий колхоз «Прибой» (с. Правда) - ведущее предприятие, работающее в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в районе. На предприятии имеются добывающий флот, береговой рыбоперерабатывающий цех, холодильники. Колхоз производит около 60 наименований видов продукции: мороженая, соленая, копченая, вяленая рыба, пресервы (из сельди, трески, морепродуктов); морская капуста мороженая нашинкованная; кулинария; фарш рыбный мороженый; икра лососевая соленая. На предприятии работают 220 человек. Колхоз неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия», благодаря высокому качеству своей продукции. ЗАО «Компания «Сакура» (с. Правда) – занимается изготовлением рыбных консервов и пресервов, рыбной кулинарии, переработкой морепродуктов. На вкус взыскательного потребителя производится 12 видов рыбной кулинарии. Производство оснащено современными консервными линиями. Полностью модернизировано производство и система управления. Используется разнообразная тара: жестяная, алюминиевая, пластмассовая, гофротара. Производственная мощность – 7 200 тонн рыбы и 800 тонн морской капусты в год. Продукция пользуется широким спросом покупателей и имеет призовые места в дегустационных советах передачи «Впрок», журнале «Спрос», выставках ЦСМ и департамента по рыболовству администрации Сахалинской области.

ОАО "Холмская Жестянобаночная Фабрика" является единственным предприятием на Сахалине, выпускающим банкотару для рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности нашей области и других регионов России. Основной вид продукции - банка №6 для консервов - лосось, сайра. Дополнительно выпускает несколько видов банки. Например, №22 – икорная, традиционная банка №25 - для сельди.

В структуру предприятия входят: лакопечатный участок, фотоучасток, цех основного производства по выпуску банкотары №6, №5, №28, №22, №25,цельной банки, крышки СКО, механический, строительный, энергетический, погрузочно-разгрузочный участок и участок КИПиА.

А также лаборатория качества выпускаемой продукции, гараж и ОТК.

Так же производится совершенствование технологий изготовления продукции. Предприятие располагает тремя автоматическими линиями по производству банки со сварным швом. Такая технология изготовления продукции отвечает мировым стандартам и безопасна для хранения консервов. Сейчас был переход к выпуску штампованных банок, предназначенных в основном для хранения икры. Икорую банку усовершенствовали и снабдили ключом. Есть намерения улучшать потребительские свойства и других банок - тоже снабдив их ключом.

Как известно, упаковка - уже половина успеха при продаже товара. Завод применяет литографию при производстве тары уже свыше 30 лет.

Сначала - схематичную, а теперь - яркую, четкую и красочную. В последние годы начали разрабатывать новые способы её изготовления. Для производства лакированной банки используется современное технологическое оборудование фирм "Тойо-Секан" (Янония), "Континенталь" (США), "Маваг АГ ", "Судроник АГ", "Фрай АГ" (Швейцария), "Круп", "Блема", "Каргес-Хаммер АГ" (Германия). Предприятие сотрудничает с крупными отечественными и зарубежными фирмами по поставке лаков, жести и прочих материалов. Среди них - магнитогорский металлургический комбинат, Новосибирский оловянный комбинат, различные японские и немецкие компании. Вся продукция фабрики сертифицирована.

Холмская Жестянобаночная Фабрика - одна из крупнейших производителей металлической консервной тары в России. За достижение высших результатов и вклад в развитие рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности Сахалина области коллектив предприятия неоднократно награждался почетными дипломами. На ежегодных специализированных выставках "Рыбная индустрия" в Сахалинской области продукция фабрики неизменно отмечается высокими наградами. Холмская банка ценится не только в России, но и за рубежом. Так, в 2001 году во Франкфурте на 29-ой церемонии присуждения международных призов качества ОАО "Холмская ЖБФ" была удостоена Приза Европы в номинации "За качество" (награда нового тысячелетия).

Предприятия транспортно-коммуникационной системы.

В Холмском районе создана развитая инфраструктура.

ООО «Холмская автотранспортная компания» располагает парком пассажирских автобусов и большегрузных машин. Работать приходится в условиях сложного рельефа, плохо приспособленных к перевозке грузов грунтовых дорог. Но машины этого предприятия можно встретить на всех дорогах Сахалина и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Холмском районе после 2000 года постоянно растет. ГОРОД Холмск связывается с областным центром и другими городами Сахалина автотрассой федерального значения, которая проходит через Холмский перевал. Коренную реконструкцию этой дороги вели предприятия «Восток – ООО «Перевал», ЗАО «Строй дортранс», ООО «Стройавто» и другие. Автомобильные дороги внутри района содержит государственное унитарное предприятие «Дорожник».