Как изучают природу. Изучать живую природу-это очень интересно.а как ты можешь изучать природу

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый («методос» – с греческого означает способ познания, путь).

Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Наблюдение – это способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств.

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

  1. Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.
  2. Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.
  3. Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.


Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты.

В переводе с латинского языка «эксперимент» означает опыт, «проба».

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью опытов изучают живую и неживую природу:

  1. Поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.
  2. Учёные исследуют, как влияют удобрения на растения.
  3. Изучают человека (пищеварение, память, внимание и т. д.)

Вот несколько простых опытов, которые можно провести дома:

  1. Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет.
  2. Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде.
  3. Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
  4. На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете?


Часто наблюдения и опыты сопровождаются измерениями. Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Несколько простых измерений ты можешь провести самостоятельно:

  1. Проведите измерения площади стола с помощью измерительной ленты.
  2. Проведите измерения роста всех членов своей семьи.
  • Занятие составлено по учебнику А. А. Плешаков, Э. Л. Введенский (5 класс)
  • Приветствие учащихся.

    Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о твёрдых, жидких и газообразных телах природы; узнаем для чего изучают природу.

    Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.

    Какую тему изучали на прошлом уроке?

      Какие неживые тела природы называют твёрдыми, а какие – жидкими или жидкостями?

      Приведите примеры твёрдых и жидких природных тел.

      Назовите известные вам газообразные тела.

      Чем они отличаются от твёрдых и жидких тел?

      Приведите примеры превращения твёрдого тела в жидкое, а жидкого в газообразное.

    - Кроссворд «ПРИРОДА»

    И Ж Л Е

    С И О Ж

    К П Б Д Р И

    О А Ж Е К О В

    П Р И Р О Д А

    А В Е С Я

    Е А Ч Т

    М Я Ь Ь

    - В прошлом люди мало что знали о природе. Для питания они собирали сочные части растений, семена, червей, улиток, насекомых, ловили рыбу, охотились на крупных травоядных животных. Жильём им служили углубления в скалах и пещеры.

    При собирании грибов, ягод и других даров природы, на охоте люди получали знания о неживых и живых телах, накапливали и передавали знания новым поколениям. Постепенно они научились отёсывать камни и делать из них орудия, при помощи которых можно было легче добывать сочные корни и клубни растений, охотиться на животных, использовать для различных нужд деревья и кустарники. Значительно улучшилась жизнь людей, когда они научились добывать огонь и использовать его для приготовления пищи на кострах, обогрева пещер, защиты от хищников.

    Проходили века. Люди узнали, что можно не только собирать пригодные для пищи растения, но и выращивать их, не только охотиться на животных, но и приручать, разводить их. Из шкур и шерсти животных, волокон растений они научились делать одежду, из стеблей деревьев и кустарников- сооружать жилища. Со временем люди «заставили» ветер и воду вращать жернова мельниц для измельчения зерна, из песка и глины научились делать кирпичи и строить из них дома. Позднее они стали из металлических горных пород выплавлять металлы и использовать их для изготовления различных орудий труда, многих видов транспорта и другой техники.

    С развитием сельского хозяйского хозяйства, увеличением количества фабрики заводов, появлением различной техники люди стали влиять на природу, использовать её для своих нужд. Происходил быстрый рост населения, расширялись участки земли для выращивания сельскохозяйственных растений и разведения животных, увеличивалось количество городов и сёл.

    Всё это оказывало большое влияние на природу: мелели и загрязнялись реки и моря, сокращались леса, загрязнялись воздух, почва, уменьшались запасы каменного угля, торфа и других полезных ископаемых, исчезали многие виды растений и животных.

    Настало время, когда каждый человек должен как можно больше знать о природе и делать всё, чтобы не наносить ей вреда. Природу нужно беречь, сохранять её для себя и будущих поколений людей.

    - Стр. 12-13. Чтение вслух по цепочке.

    Ответить на вопросы в учебнике стр.13

    - Какую тему изучали на уроке?

    Что вам запомнилось?

    Стр. 12-13.

    Оценить работоспособность учащихся.

    Спасибо за работу на уроке.

    В сравнительно недавнем прошлом человек практически ничего не знал о мире, в котором жил. Не стоит считать, что человек начал познавать природу недавно: постепенно совершенствуя свои познания, он учился отбирать только полезные и съедобные растения, приспосабливал окружающий ландшафт для своей жизни. Так можно ли спрашивать о том, для чего люди изучают природу?

    Без накопления сведений о ней мы бы никогда не достигли такого положения в иерархии животного мира, оставшись на уровне шимпанзе. Даже каменные орудия, которые дали название целому историческому периоду (палеолит), для своего изобретения и изготовления требовали огромного количества навыков.

    Так, без наблюдательности и постоянного изучения окружающего мира человек бы вряд ли выяснил, что попадающиеся в отвалах куски камня можно раскалывать, вытачивать из них разнообразные орудия и оружие. А для чего люди изучают природу, как не для облегчения своей жизни?

    Только представьте себе, как сильно улучшился зарождающейся цивилизации, когда неведомый нам предок заметил, что при ударе двух кусков кремня друг о друга появляется искра. Как бы ему удалось догадаться, что искры можно использовать для разжигания костра, если бы он не смотрел на молнии, которые приводили к лесным пожарам? Словом, без знаний об окружающем мире мы бы долго не протянули.

    Прошло много тысяч лет. Зачем люди изучают природу в более позднее время? Все с той же целью: они ищут способы сделать свою жизнь комфортнее и безопаснее. Наблюдая за ветром, они придумали паруса и Смотря, как на пламени походного костра закипает чайник, как пар сталкивает с него крышку, человек придумал Внимательно изучая последствия некие мыслители древности научились плавить руду... Список можно продолжать до бесконечности!

    Как только появилось сельское хозяйство, уже никто не спрашивал о том, для чего люди изучают природу. Без подробных и максимальных сведений о ней фермеры бы не смогли получать те объемы молока, которые в тысячи раз превосходили аналогичные результаты их предков.

    Думаете, что выращиваемая на современных полях пшеница имеет много общего с теми злаками, которые колосились на полях сотни лет назад? Если бы! С колоска современных злаков мы получаем в десятки раз больше зерна и муки, чем ученые могли бы представить себе в самых смелых мечтах каких-то 30-40 лет назад! Но для чего люди изучают природу сегодня?

    Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой.

    Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

    Какие бывают киты?

    Самые маленькие киты длиной один - два метра. А самый большой кит - самое крупное животное в мире. Это синий кит - длина его превышает тридцать метров. Он относится к группе беззубых китов (другая группа называется «зубатые киты»). Самое большое животное в мире обходится без зубов.

    Как же у него это получается? Во рту на нёбе (верхней части рта) у китов растут сотни роговых пластинок, которые называются китовым усом и образуют что-то вроде сита. Кормится усатый кит всякой морской мелочью: рачками, рыбкой, креветками. Он быстро проплывает через скопление добычи, набирает в свой огромный рот воды и с силой через ус - цедилку выпускает её обратно. Вода вытекает, а во рту кита остаётся еда.

    У
    зубатых китов есть зубы - у некоторых почти три сотни! Ими они не жуют свою жертву, а заглатывают целиком. Среди зубатых китов самые крупные - кашалоты. Они имеют огромную голову и в длину достигают двадцати метров. Кашалоты охотятся на крупных морских жителей – тюленей, кальмаров.

    Из-за того, что киты живут в воде и имеют рыбообразное тело, мы часто сравниваем их с рыбой. Но киты дышат лёгкими, рождают детёнышей, которых кормят своим молоком, поэтому относятся к морским млекопитающим.

    Основная часть

    Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.

    Задание 1.

    О ком говорится в первом абзаце текста?

    Ответ. В нём говорится о ___________________________________.

    Задание 2.

    Найди в тексте ответ на вопрос: «Какой кит самый большой в мире?» Спиши это предложение.

    ______________

    _____________________________________________________________________________________________________________

    Проверь свою запись. Если надо, исправь.

    Запиши слово «большой», разделяя на слоги, и поставь в нём знак ударения.

    _______________________

    Определите в нём количество слогов, букв и звуков.

    Запишите: ______ слога; ______ букв; _______ звуков.

    Задание 3.

    1.Найди в выписанном тобой предложении слово, обозначающее действие (глагол). Запиши в таблицу.

    2. Найди в выписанном тобой предложении слова, обозначающие предметы (имена существительные). Запиши в таблицу.

    Существительное (предмет)

    Глагол (действие предмета)

    Задание 4.

    1. Найди и выпиши из текста по одному названию животных.

    Усатый кит

    Зубатый кит :___________________________________________________

    2.Подчеркни в выписанных словах буквы мягких согласных.

    Задание 5.

    Длина синего кита – 30 метров, длина кашалотика - 10 метров.

      Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась вычитанием.

    _____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Решите задачу и напишите ответ.

    Ответ: __________________________________________________________

    Задание 6.

    Отметь значком V , у какого животного длина тела больше, чем у дельфина, но меньше, чем у кашалота.

    Длина Длина Длина Длина

    100 см 2 м 20 м 4 м



    А  Б В  Г 

    Дополнительная часть

    Задания 7 – 11 можно выполнять в любом порядке. Постарайся выполнить не меньше трёх заданий.

    Задание 7. Реши задачу, используя данные текста.

    Синий кит - самое крупное животное на Земле. А про какое животное говорится, что его длина на десять метров меньше, чем длина синего кита? Запиши название этого животного. Ответ поясни вычислениями.

    _____________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 8.

    Заполни таблицу, используя данные из текста и основной части заданий.

    Животное

    Длина тела

    Кто на первом месте по длине?

    Какие места у остальных?

    Акула

    Кашалот

    Синий кит

    Тюлень

    Дельфин

    Задание 9.

    Ответь на вопрос и коротко поясни свой ответ. Если нужно, перечитай текст.

    Многие считают, что киты – это большие рыбы. А кто они на самом деле? Отметь ответ значком V .

    А. Киты живут в воде, значит они - крупные рыбы.

    Б. Киты - это морские млекопитающие.

    В. Киты похожи на больших рыб и питаются другими животными, поэтому киты - это хищные рыбы.

    Объяснение

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 10.

    Изучать живую природу - это очень интересное дело. А как ты можешь изучать природу?

    ________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 11.

    Напиши, что означает слово «нёбо».

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    История самых ранних цивилизации показывает, что человек всегда старался познать природу. Его разум в равной мере стремился постичь устройство Земли и небесных светил, океанов и суши, растений и животных; их взаимное влияние и значение для себя.

    Неживые и живые тела, явления природы можно изучать разными способами или, как в науке принято говорить, методами (в переводе с греческого «методос» означает способ познания, путь). Главные из них – наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Основным «инструментом», с помощью которого человек изучает природу, является наблюдение. Наблюдением называют способ изучения предметов и явлений с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. С помощью зрения мы получаем наибольшую часть сведений об окружающем нас мире.

    Наблюдая, человек давно заметил: чем Солнце выше на небосводе, тем день длиннее, ночь короче, на дворе теплее. Если больше света и тепла, – лучше растут растения. Ветер с запада приносит дожди, северный ветер – похолодание, а южный – зной и засуху.

    Чтобы объяснить, почему происходят те или иные явления, какие при этом факторы влияют на ускорение или замедление наблюдаемых процессов, человек проводит эксперименты, или ставит опыты. Многие выдающиеся открытия ученых стали результатом эксперимента.


    Рис. 1. Приборы и инструменты для проведения наблюдений, опытов, измерений

    Давайте и мы проделаем несложный эксперимент (опыт). Например, с тем, чтобы доказать, что наиболее прозрачна чистая вода.

    Для этого нальем воду в стакан из тонкого стекла. Включим настольную лампу, возьмем в руку стакан с водой и через него посмотрим на лампочку. Лампочку хорошо видно. Положим в воду столовую ложку соли, размешаем. Посмотрим на лампочку. Лампочку видно, но хуже. Этим опытом мы доказали, что наиболее прозрачной является чистая вода.

    Полученные знания в результате проведенного эксперимента могут служить основой для установления определенных закономерностей.

    Часто наблюдения и эксперименты сопровождаются измерениями. Измерение хороню знакомо каждому. Измеряют размеры тел, температуру, скорость движения, время, расстояние.

    При проведении наблюдений и опытов человек использует измерительные приборы и инструменты (рис. 1). В опыте, который мы проделывали, приборами были настольная лампа и стакан. При проведении других опытов, в зависимости от того, какие в них ставятся задачи, могут использоваться линейки, рулетки, часы, весы, термометры, мензурки, микроскопы, телескопы, бинокли, лупы, колбы, банки, термосы и т. д.

    Например, чтобы измерить время, используют часы или секундомер.

    Для измерения длины, высоты, ширины предметов используют такие инструменты, как линейка, рулетка.

    Расстояние также можно отмерить линейкой или рулеткой.

    Положите на парту линейку и поместите на нее большой палец там, где расположена цифра ноль, а указательный поставьте на цифру пять. В таком случае говорят: «Расстояние между пальцами 5 см». Сближая или раздвигая кончики пальцев, мы будем увеличивать или уменьшать расстояние между ними.

    Без особого труда можно определить расстояние до школы. Для этого вам нужно знать длину своего шага. Чтобы его замерить, надо взять рулетку или длинную линейку, положить ее на пол и измерить длину одного своего шага. Зная длину одного шага и количество шагов от дома до школы, вы можете установить, на каком расстоянии от вашего дома находится школа.

    Для того чтобы измерить температуру, используют термометр.

    Весы служат для измерения массы. Вспомните, как продавец, отпуская вам товар, кладет его на весы.

    Определенные объемы жидкости отмеряют мензуркой.

    Микроскоп служит для изучения мельчайших деталей строения природных тел, неразличимых невооруженным глазом.

    1. Какие вам известны способы изучения природы?

    2. Какими приборами и инструментами пользуются при изучении природы?

    3. Наблюдайте за погодой. Отмечайте температуру воздуха, облачность, виды осадков, направление ветра. Эти данные нам будут нужны, когда мы будем изучать погоду.

    4. Возьмите две баночки из-под майонеза. В каждую из них налейте воды. Поместите в них по луковице, как показано на рисунке. Одну баночку с луковицей поставьте на окно, которое хорошо освещается солнцем, а другую – на ту сторону, где практически солнца не бывает. Понаблюдайте несколько дней. Где быстрее появятся зеленые листья? Какие можно сделать выводы?


    Опыт по выращиванию лука

    <<< Назад
    Вперед >>>