Казачий геноцид - трагедия в лиенце. Чем закончилась история русских казаков, присягнувших гитлеру

В память казаков, 65 лет назад выданных англичанами палачам и вертухаям сталинской Красной армии: ВОСПОМИНАНИЯ жертвы Лиенца протоиерея РПЦЗ А.Трепачко

В годы гражданской войны, в годы краснаго террора, сталинской кровавой коллективизации, искусственнаго голода и репрессий НКВД было уничтожено более 2-х миллионов казаков. Именно эта преступная политика геноцида казачества спровоцировала массовый переход огромнаго количества казаков на сторону Германии и ея союзников в годы Второй мiровой войны. Другие бежали от зверств советской власти вместе с отступающими германскими войсками.

Нажмите для увеличения

В 1945 году на территории Италии, Югославии, Германии, Франции насчитывалось более 70-ти тысяч казаков, бежавших от советской власти, из них более 40 тысяч находились в Австрии. В мае того же года 30 тысяч представителей Казачьего стана, со своими семьями: женами, матерями, отцами и детьми перешли из Италии через Альпы в Южную Австрию в город Лиенц, который входил в английскую оккупационную зону. Одним из условий принятия “на своей земле” столь большого количества людей, англо-американское командование просило добровольную сдачу казаками всего оружия. При этом казачьих атаманов заверили, что никто из них не будет насильственно выдан Сталину. На самом деле, как свидетельствует история, как свидетельствуют очевидцы и документы того времени, Черчилль и Альдингтон пообещали передать НКВД и СМЕРШу на уничтожение всех казаков -- все 70 тысяч человек. Альдингтон с мефистофельской улыбкой сказал Черчиллю: “История предоставляет нам шанс уничтожить одну часть русских дикарей руками другой части русских дикарей”.

Позорная, темная, кровавая страница Лиенца, началась 28 мая 1945 года, когда английское командование пригласило всех казачьих офицеров и генералов казачьего стана “на конференцию”, на которую их всех посадили в грузовики и отвезли в город Шпиталь. Там 2176 офицеров было передано органам НКВД и СМЕРШа. Несколько сотен из них расстреляли сразу же или в последующие дни, а трупы их сожгли. Остальных отправили в СССР, где посадили в концлагеря, из которых они уже не вернулись.

28 мая к вечеру, когда офицеры не вернулись, их матери и жены пришли к представителю английского командования майору Дэвису узнать, что случилось с офицерами, майор Дэвис очень вежливо ответил, “что безпокоится не надо, все офицеры скоро вернуться”. Он извинился, что не может сообщить их место пребывания, так как это есть “военный секрет”; но, заверил, что они ни в чем “не нуждаются”, и если кто пожелает передать записку или письмо, -- он постарается, лично, все доставить по адресу.

К вечеру до Лиенца дошел слух, что офицеры были переданы красной армии, но Майор Дэвис продолжал отрицать. Покамест не появились автомашины с громкоговорителями оповещая казаков в долине реки Драва, что все они будут репатриированы в советский союз по договору в Ялте Черчилля, Рузвельта и краснаго дракона Сталина. Громкоговорители также угрожали, что всякое сопротивление будет встречено огнем! В протест этому, заключенные лагеря Пеггец, объявили голодовку! Священник лагеря, отец протоиерей Василий Григорьев, донской казак, написал просьбу-протеста, подписанную тысячами имен на имя майора Дэвиса, который должен был передать копии: Королю Англии Георгию VI, близкому родственнику Царю Николаю II; Королю Югославии Петру; Папы Римскому; Архиепископу Кентемберийскому и Высшему Командованию Союзной Армии в Европе, Генералу Дуайт Дэвиду Айзенхауэру. Черные флаги смерти украсили крыши домов, телеграфные столбы и въездные ворота в лагерь.

Не только казаки протестовали против зверской репатриации, но, даже, католический священник городка Долсаш, который был не более в двух километрах от лагеря, вывесил большой черный флаг на колокольне своего храма, с призывом молиться за ужасную, нечеловеческую участь казаков. Этот флаг был снят на следующий день “союзниками”.

Никому и в голову не приходило, что британцы подымут свое оружие на безоружных казаков, их жен и их детей!

Атаман лагеря Пеггец Козьма Толунин заявил майору Дэвис, что никто добровольно не пожелает возвращаться в СССР, так как только смерть ожидает их там, посему лучше умереть в Австрии, чем в тундрах Севернаго Полюса. К этому времени казаки поняли, что их обманули, и решили сопротивляться до последнего. Они отказались добровольно грузиться в машины и вывесили по всему лагерю плакаты: “Лучше смерть, чем отправка на мучения в СССР!” Сопротивление насильственной репатриации возглавили 22 военных священнослужителя Русской Православной Зарубежной Церкви. Танки и грузовики, все туже и туже окутывали цепью лагерь и его обитателей.

30 мая, 1945 года, вдруг, без всякаго соболезнования и стыда майор Дэйвис объявил, что репатриация начнется на следующий день, но благодаря, что этот день был праздничным днем в Римо-католической Церкви, все планы выдачи начнутся 1 июня.

Под ночным покровом, многим удалось убежать в лес, другие проводили утренния часы в молитве; в тоже время, красная армия подогнала вагоны, в которые англичане из грузовиков намеревались выгруживать свою добычу.

В пять часов утра священнослужители попросили разрешение, на открытой поляне, перед бушующей рекой Драва отслужить божественную литургию, на что и получили разрешение.

Со всех концов Стана, толпы богомольцев с иконами, хоругвами, во главе со своими священнослужителями потянулись на открытое место, где к этому времени, была сооружена походная церковь; к шести часам утра, поляна была усеяна народом, кадеты, хотя, и без оружия, окружили цепью молившийся народ. Все в это утро исповедывались и когда началось причастие, молившиеся казаки были окружены с трех сторон танками и автомашинами, из которых по команде начали вылезать солдаты вооруженные автоматами, винтовками со штыками ожидая приказание. Предвидя свою ужасную участь, казаки запели молитву “Отче Наш..”

На середине этой молитвы послышались выстрелы, англичане начинали напирать на толпу с двух сторон, спустя несколько минут, послышались более учащенные выстрелы, которые попали в толпу; толпа еще более сблизилась, как одна монолитная стена, британцы видя сопротивление, пустили вход пули, штыки и приклады и кровь полилась рекой!

В это время Юнкера, забыв свое юношество, во одно мгновение выросли в витязей-богатырей! Применив свои безоружные богатырские руки; смяли британцев, завладев некоторыми грузовиками, нагруженными человеческим мясом, обезглавленных трупов, или с разбитыми черепами людей; видя это, кровавые британцы направили на этих доблестных юношей танки, -- и подавили всех! В этой озверелой, не человеческой схватке, англичаны кого убивали штыком, кого добивали прикладом. Душураздирающие крики неслись над долиной. В этом катаклизме многие были задавлены до смерти, главным образом маленькие дети.

Вопль, и крик, и плач матерей заглушали долину Лиенца, поистине, здесь вторично, в истории христианства, сбылись слова пророка Иеремии: “плач и рыдание, и вопль великий”; казачки плачут о детях своих и не хотят утешиться, ибо их больше нет!

Вся наша семья была в середине этого ужаснаго водоворота: папа, дядя Вася, мой брат, будущий Иеромонах Игнатий, две сестры и мама, которая всегда держала меня за ручку, так как мне было 4 годика и 2 месяца.

И вот впервые, я увидел кровь. Кровь младенца, поднятаго британцем на штык и брошеннаго в речку!!! Леденящая душу картина. Дальше у реки мать с детьми на руках, проклиная убийцу Сталина, бросилась и исчезла в волнах бушующей реки. В это время, мой папа, увидел маленькую девочку, бродящую в слезах, папа берет ее на руки и со всей силы кричит: “Кого девочка?” Женский крик отзывается, рыдающим голосом из другого берега реки, она машет руками, чтобы обратить на себя внимание: “Моя! Миленький, ради Бога, спаси ее!” -- Отец, недолго думая, бросается в речку, переплывает ее и отдает девочку в руки матери, и тем же путем возвращается назад.

Толпа колыхалась, как лава, под напором британских штыков. Да, заслужила морская держава несмываемый вечный позор. Людей бросали в грузовики, некоторых с оторванными руками, пробитыми черепами, контуженными, с окровавленными лицами, безногими..... Многие казаки и казачки совершали самоубийство, желая смерти, чем возвращения в варварскую страну, которая совсем недавно была Россией, нашим Отечеством!

Моя мама, видя все вокруг происходящее, говорит мне: “Побежали, покамест мост еще открыт!” Перебежав мост, мы скрылись в лесу; переведя дух, мы спустились в долину и тут откуда не возьмись идет британец, который, недолго думая, наставил на нас автомат, мама прижав меня к своей трепещущей груди, припав к траве, защищая меня своим телом мы покатились и очутились в канаве из которой видели над нами стоящаго того же солдата, который наводил на нас автомат, -- постоял, постоял, пять раз выстрелил в макушки деревьев, и затем ушел. Мы быстрым ходом побежали в свой стан.

Папа, не найдя нас, с большим трудом отыскал моего брата, видя что мост был перекрыт англичанами, которые убивали каждого дерзнувшаго перебежать реку через мост. Папа, недолго думая, взял за руку брата, отбежав далеко от моста, к тому месту, где река Драва более свирепствовала, и стражи не было, бросился с сыном, ухватившимся за его шею, и переплыл реку, -- глубокой ночью пришли к обозу.

А где же сестры, дядя Вася? Оне вернулись на следующий день, до этого скрывались в горах, и как только убийцы убрали свои пулеметы с моста, ночью, прокрались через этот же мост и прибежали в стан. А дядя Вася?-- Как он богатырски не отбивался, британцы избив его, бросили в грузовик. Дядя Вася отбыл 10 лет в Сибири.

До самого своего трагическаго конца в сталинском ГУЛАГе и застенках Лубянки -- казачьи атаманы и рядовые казаки остались верными и не изменили самому главному -- Христианской Вере и Святому Православию, до самой смерти оставшись глубоко и искренне верующими людьми. Имена же их, Ты, Господи веси! И сотвори им вечную память.

С любовью во Христе протоиерей Анатолий Трепачко
США, штат Вирджиния

Картина С.Г. Королькова «Выдача казаков в Лиенце», 1945 г.

1 июня - особо страшная и трагическая дата для нашего измученного народа. В этот день у нас принято почитать жертв одного из самых подлых, самых отвратительных преступлений Второй Мировой войны - выдачи казаков в австрийском Лиенце. К концу войны в странах Западной Европы находилось около 100 тысяч казаков, большинство из них, в том числе «Казачий Стан», в Австрии. Не в силах сдержать натиск красных субэдэев, казаки отступали из Югославии и с Восточного фронта, оседая в специальных лагерях вместе со своими семьями и просто беженцами из числа подсоветских русских, не желавших жить дальше в коммунистической Преисподней.

Оказавшимся в английском плену казакам обещали не выдавать их Сталину на основе Ялтинского соглашения.

Англичане своих обещаний не выполнили.

Операция «Keelhaul», садистская «репатриация» сдавшихся под офицерское слово казаков, началась 28-го мая с приказа всем офицерам Стана явиться на конференцию в Шпиталь, где британские офицеры должны были вести переговоры о дальнейшей судьбе казаков. Англичане даже приказали надеть парадные формы.

Приводим цитату из воспоминаний Марии Платоновой, участницы тех горьких событий:

«Настал день 28 мая - день, который войдет в историю казачества как день величайшей трагедии людей, доверивших свою жизнь и честь таким же офицерам, но только английской державы. У англичан есть слово „джентльмен“, в котором сочетаются понятия: честь, чувство долга, благородство, т.е. все самые высокие, лучшие качества человека. И вот это слово английского офицера было дано ничего не подозревающим русским офицерам, с заверениями, что конференция продлится несколько часов и к вечеру все вернутся в лагерь.»

Но коварность поведения «цивилизованных» союзников, воевавших за идеалы свободы, демократии и гуманизма, не знала границ. Вместо конференции офицеров-казаков ждал арест, изъятие оружия, документов и ценных вещей. В течении следующих дней, английские армейские грузовики забрали остальных офицеров Казачьего Стана. Большая часть из них была отправлена в Юденбург, где прибывшие части НКВД с ними расправились сразу, причём самым изуверским способом, вплоть до сжигания заживо(!) в заводских печах. Видимо, после Дрездена англичане полюбили запах горелой человечины.

Майор Дэвис, прежде обещавший казакам свободу, вернулся в лагерь и объявил, что офицеров больше нет. Что никакой конференции не было. Что братья, сыновья, отцы, мужья никогда не вернутся. И приказал остальным казакам смириться. «Вы все должны приготовиться к возвращению на Родину». Казаки пережили Гражданскую войну. Расказачивание. Коллективизацию. Даже в бешеной бойне Второй Мировой им удалось уцелеть. Их уже не пугали ни выстрелы, ни взрывы. Они прошли через ад, через мороз, огонь, битву и голод. Это были люди из стали. Но голос английского майора, чисто выбритого, прилично одетого, посеял в их сердцах невыносимый ужас. Бойцы, прошедшие через мясорубку самой страшной войны в истории человечества, заплакали, услышав спокойно сказанные слова невысокого британца.

За всю историю человечества ни одна страна в мире не совершила такого вероломства, такой подлой измены и никто не мог предполагать, на какое беспримерное предательство, сравнимое разве что с известным поцелуем в Гефсиманском Саду, способно английское командование. Пока женщины, дети и старики молили мнимого ангела, оказавшегося слугой Антихриста, о пощаде, мужчины объявили голодовку. На следующий день они подняли в центре лагеря черный стяг с надписью «Лучше смерть здесь, чем возвращение в СССР». Тем временем Дэвис убеждал казаков, что нет смысла сопротивляться и спорить - если надо будет, их вернут в СССР силой. Он ссылался на приказы начальства и отказывался слушать доводы казаков, которые на все его аргументы отвечали, что лучше быстро умереть в окружении родных на австрийской земле, чем медленно и мучительно погибать в чекистских застенках.

Утром 31-го мая майор Дэвис объявил, что 1-го июня казаков заберут, хотят ли они этого или нет. Казаки впали в отчаяние. России нет. Немцев нет. Своих офицеров нет. Оружия нет. Единственное, что осталось казакам - молитва. В центре лагеря казаками были построены деревянный помост и алтарь. Рядом с ними возвышался большой крест; над ним развевался черный траурный флаг. Казаки поручили себя Богу и приняли решение 1-го июня выйти к кресту и соединиться с духовенством в молитвах о спасении.

Но Бог их не услышал.

Как в былые времена, казаки-священники вышли на главную площадь. В их руках - иконы, хоругви. Над ними - черные стяги, метка обреченных. И так они встали вокруг алтаря. В центре молились старики, женщины, дети, раненые. Их окружили молодые мужчины, создав защитное кольцо вокруг слабых, нуждающихся в защите. Сюрреалистичная картина. Первый летний день. Безоблачное, ярко-голубое небо. Вокруг - чарующей красоты австрийские скалы и река Драва, так похожие на родное кавказское предгорье, на далекий, но близкий Тихий Дон. Сквозь летнюю благодать доносится пение литургии. Боль. Надежда. Страх. И одна, лишь одна свинцовая мысль в голове: «Что же с нами будет?»

Союзники большевицких людоедов вскоре дали ответ. В лагерь въехали британские грузовики, Дэвис объявил о начале погрузки. Казаки сплотились, взяв друг друга за руки. Страх и напряжение превысили все мыслимые пределы, и тут началось невероятное, страшное, на самом деле описанию не подлежащее: английские солдаты выстроились шеренгой. Прозвучало несколько приказов. «Примкнуть штыки!» И немая масса рабов Альбиона примкнула штыки. «Взять дубинки!» Глухая масса вооружилась. «Начать!» Слепая масса двинулась вперед, не обращая внимания на молящих о пощаде, стоящих на коленях женщин, детей и стариков. Схватив первых попавшихся казаков, англичане начали их вталкивать в грузовики. Но жертвы сопротивлялись. Нелепо. Напрасно. Но они сопротивлялись.

И тут начался черный ритуал жертвоприношения… Мальчик лет двенадцати не успел выпрыгнуть из грузовика, как по нему ударила дубинка стоящего рядом солдата. Кровь течет по его руке, и он смотрит на солдата. В его глазах нет ни боли, ни ненависти - лишь невинное детское «За что?»

Следующим был старый казак, оставшийся без сил после десятилетий боли и унижений. Он встал на колени перед солдатами и кинулся им в ноги, жалобно моля не отправлять его обратно в советский ад. Но англичане в этот день не знали пощады. Они не знали сострадания. Отодвинув старика сапогами, они начали его бить дубинками. Дед тихо заплакал, и слезы, смешавшись с кровью, струились с его лица прямо в грязь, прямо на сапоги каменных солдат. Русские люди прижимались к друг другу всё теснее, всё громче звучали детский плач и женские крики; молитвы и проклятия; удары дубинок и ледяное, поглощающие звуки молчание английских солдат. Происходящее не было похоже на реальные события - людям казалось, что они в кошмарном сне. Сапоги, топчущие иконы и хоругви, давящие младенцев; дубинки, ломающие кости женщин и стариков; штыки, колющие без разбора старушек и юношей, солдат и священников. И над всем этим побоищем - звон колоколов католических церквей Лиенца…

Казаков, посмевших оказать сопротивление, встретили выстрелы из английских винтовок. Но казаки были готовы на всё, лишь бы не возвращаться туда, лишь бы не к коммунистам. Они бросались на английские штыки, предпочитая смерть выдаче. Матери поднимали своих детей и вместе с ними прыгали в холодные воды Дравы, пытаясь уберечь детей если не от смерти, то хотя бы от страшных мук. Казаки не смирились со своей судьбой и в грузовиках, и в поездах. Быть заколотым британцем, выпрыгнуть из вагона на полной скорости, броситься под колеса грузовика - всё лучше возвращения в царство пыток и безумия. Тысячи казаков погибли в этот день. Десятки тысяч были выданы советским сатанистам. 1-го июня 1945-го года Туманный Альбион щедро напоил красного фараона Джугашвили русской кровью. Австрийцы, успевшие подружиться с русскими, узнали об омерзительных преступлениях в лагере. Слово «англичанин» стало самым страшным ругательством для жителей Лиенца. Британцев не пускали в рестораны, гостиницы. Им отказывали в любой помощи, не угощали ни водой, ни соляркой.

Лиенц - это урок, показывающий, что никому мы, русские люди, не нужны, и что продаст нас Европа при необходимости хоть Сталину, хоть Путину, наплевав на все договора и обещания. Урок, показывающий, что нет и не может быть надежды на иностранцев, которым русская кровь как водица, и что никто не поможет нам, кроме нас самих.

Одни мы на белом свете.

Совсем одни.

Описание событий

Согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференции между И. В. Сталиным и У. Черчиллем , британское правительство обязалось выдать после окончания войны Советскому правительству всех перемещённых лиц , бывших гражданами СССР на 1939 год .

С семи часов утра 1 июня казачьи семьи собрались на равнине за лагерной оградой вокруг полевого алтаря, где проводилось траурное богослужение. Когда настал момент причащения (причащали одновременно 18 священников), появились британские войска. Ряд симпатизирующих авторов указывают, что британские солдаты бросились на толпу сопротивлявшихся казаков, избивали и кололи штыками, пытаясь загнать в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, они разорвали заградительную цепь безоружных казачьих юнкеров. Избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в зем­лю детей, они стали отделять от толпы отдельные группы людей, хватать их и насильно бросать в поданные грузовики, откуда их впоследствии бросали в советские железнодорожные вагоны

Массовая выдача обитателей Казачьего Стана продолжалась до середины июня 1945 года. К этому времени из окрестностей Лиенца в СССР было депортировано свыше 22,5 тыс. казаков и кавказцев, в том числе как минимум 3 тыс. старых эмигрантов. Более 4 тыс. человек бежало в леса и горы. Не менее тысячи (по другим данным, около 13 тыс.) погибли во время операции британских войск 1 июня .

Кроме Казачьего Стана выдаче подлежали участники и других военных формирований. Из лагерей, расположенных в районе Фельдкирхен - Альтхофен, в советскую зону было вывезено около 30-35 тысяч военнопленных из состава 15-го казачьего кавалерийского корпуса CC Г. фон Паннвица.

Всего английскими оккупационными властями, по данным немецкого историка Й. Хоффманна, из различных лагерей в Австрии было выдано около 60 тыс. казаков-военнослужащих и гражданского населения.

Комментируя выдачу, ряд авторов отмечают, что казаки Паннвица, воевавшие на стороне нацистов, принимали участие в подавлении антифашистских выступлений, массовом истреблении мирных жителей, грабежах и изнасилованиях . Из показаний Г. фон Паннвица, данных им советским следователям и на суде :

Зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей… В конце 1943 года в районе Фрушка-Гора казаки 1-го кавалерийского полка повесили в деревне 5 или 6 (точно не помню) крестьян. Казаки 3-го, 4-го и 6-го кавалерийских полков в этом же районе учинили массовое изнасилование югославских женщин. В декабре 1943 года подобные же экзекуции и изнасилования были в районе города Брод (Босния). В мае 1944 года в Хорватии, в районе южнее города Загреб, казаки 1-го полка сожгли одну деревню. Этим же полком в июне 1944 года было совершено массовое изнасилование жительниц города Метлика. По приказу командира 4-го кавалерийского полка подполковника германской армии Вольфа была сожжена деревня Чазьма, что западнее города Беловар. В этот же период, то есть летом 1944 года, казаки кавалерийского полка сожгли несколько домов в Пожего-Даруварском районе. Я также вспоминаю, что в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка под командованием полковника Кононова во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин…

Судьба казаков

Большинство выданных казаков вместе с семьями были отправлены на спецпоселение и в 1955 году были амнистированы.

Группа генералов, а также некоторые офицеры и рядовые были признаны виновными в военных и государственных преступлениях и приговорены к смертной казни.

Признание государственными преступниками и казнь

Все приговорённые повешены в Москве 16 января 1947 года .

Вместе с ними был казнён и командир 15-го Казачьего кавалерийского корпуса СС генерал-лейтенант и группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц , кадровый офицер, в Первую мировую войну воевавший на Германском восточном фронте . Он был осуждён на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников».

По сведениям некоего Франсуа де Ланнуа, суд над генералами начался 15 января 1947 года в 18 часов 25 минут . Суд проводился в закрытом заседании, без присутствия прокурора и без участия защитников, представляющих интересы генералов. После трех часов процесса в 21:25 заседание было закрыто и возобновлено 16 января 1947 года в 11:25. В 15:15 суд удалился, чтобы вынести приговор. Приговор был вынесен в 19:39 и был приведен в исполнение в 20:45 во внутреннем дворе тюрьмы.

Высылка и амнистия

Длительные сроки заключения получили некоторые офицеры и рядовые, остальные казаки вместе с семьями были отправлены на спецпоселение сроком на шесть лет. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного совета принял указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны», по которому высланные казаки были амнистированы .

Вопросы реабилитации

В 1996 году Главная военная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировала генерала фон Паннвица на основании пункта «а» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года («Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления»). Через 5 лет, в 2001 году, после публикации в одном из российских СМИ, с санкции главного военного прокурора решение пятилетней давности было отменено. 28 июня 2001 года управлением ГВП было вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён обоснованно и реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано, что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической силы .

17 января 2008 года депутат Государственной думы от партии «Единая Россия », атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий подписал приказ о создании рабочей группы по политической реабилитации атамана Краснова. По мнению заместителя войскового атамана по идеологической работе полковника Владимира Воронина, который входит в рабочую группу, Краснов не был предателем: «Краснов был казнен за предательство родины, хотя не являлся ни гражданином России, ни Советского Союза и никого не предавал» .

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Емельянов назвал инициативу казаков серьёзнейшей политической ошибкой, которая получит международный резонанс: «Казаки своими заявлениями существенно ослабляют позиции нашей дипломатии». Депутат Госдумы из фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил, что казаки «специально создают шумиху накануне региональных выборов» и пообещал, «что даже попытка реабилитации этого человека вызовет массовые протесты» .

28 января 2008 года совет атаманов организации «Всевеликое войско донское » принял решение, в котором отмечалось: «…исторические факты свидетельствуют о том, что активный борец с большевиками в годы Гражданской войны, писатель и публицист П. Н. Краснов в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с фашистской Германией; <…> Придавая исключительную важность вышеизложенному, Совет атаманов решил: отказать в ходатайстве некоммерческому фонду „Казачье зарубежье“ в решении вопроса о политической реабилитации П. Н. Краснова» . Сам Виктор Водолацкий заявил: «факт его сотрудничества с Гитлером в годы войны делает совершенно неприемлемой для нас идею его реабилитации» .

Имеется иная трактовка вопроса реабилитации лидеров Русского освободительного движения - в 1992 году Конституционный суд, разбирая дело КПСС , принял официальное постановление об отмене всех репрессивных приговоров, которые были вынесены партийными органами - в случае с Красновым, Паннвицом и их соратниками приговору Военной коллегии Верховного суда предшествовало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) ; то есть принимал решение о вынесении смертного приговора Политбюро ЦК ВКП(б), а затем этот смертный приговор дублировался в заседании Военной коллегии Верховного суда. Историк Кирилл Александров , исходя из этого, считает, что их реабилитация уже состоялась .

Память

5 июня 2004 года состоялась траурная церемония и церковное поминовение атаманов и казаков XV Казачьего кавалерийского корпуса и Казачьего стана, членов их семей, насильственно выданных с 28 мая по 5 июня 1945 г. английским правительством советскому. Траурная служба была проведена в храме Всех святых на Соколе. Церемония была приурочена к 59-летию насильственной выдачи казаков. Затем состоялся крестный ход от храма Всех Святых до православной часовни во имя Преображения Господня на Всероссийском военном братском кладбище героев Первой мировой войны и жертв красного террора .

См. также

Примечания

  1. Илья Крамник. Нацистская станица . РИА Новости (05.06.2008). Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012. Проверено 30 декабря 2008.
  2. Jacob G. Hornberger Repatriation - The Dark Side of World War II . Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  3. Казачий словарь-справочник // Лиенц
  4. О пастырском окормлении Казачьего Стана в Северной Италии в годы Второй мировой войны
  5. Казачьи подразделения были известны по многочисленным случаям грабежей, изнасилований и расстрелов в повстанческих районах Югославии. Militärgeschichtliches Forschungsamt (Hrsg.): Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg, Bd.5/2: Organisation und Mobilisierung des deutschen Machtbereiches, Stuttgart 1999, ISBN 3-421-06499-7 , S.160
  6. Нестеров В. За веру, фюрера и отечество // gazeta.ru , 26 августа 2005
  7. Турченко С. Коричневый туман // Труд , № 176, 22 сентября 2005
  8. Баймухаметов С. Казаки-эсэсовцы // Русский Базар, № 26 (532), 29 июня - 5 июля, 2006
  9. Лавренов С. Я., Попов И. М. Крах Третьего рейха . M.: OOO "Фирма «Издательство ACT», 2000. - 608 с ISBN 5-237-05065-4 .
  10. Письмо главной военной прокуратуры РФ БА № 130201 , Вторая страница письма.
  11. С запросом о реабилитации генералов-коллаборационистов обращались региональная общественная организация «Добровольческий корпус», журнал «Посев» и ряд частных лиц. Вот отчёт . Дело было рассмотрено. В соответствии с заключениями Главной военной прокуратуры об отказе в их реабилитации определениями Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 1997 граждане Германии Краснов П. Н., Шкуро А. Г., Султан-Гирей Клыч, Краснов П. Н. и Доманов Т. И. признаны обоснованно осужденными и не подлежащими реабилитации.
  12. Франсуа де Ланнуа. Казаки Паннвица. 1942-1945. М.:"АСТ". - 2006, стр. 185.
  13. Улитвинов, A. Ради друга Гельмута - «Независимое военное обозрение », 14 декабря 2001 года.
  14. Реабилитация атамана Краснова
  15. Донские казаки отказались реабилитировать П. Краснова
  16. Кустов М. Реабилитации не подлежит // Трибуна, № 3, 1 февраля 2008
  17. Александров К. М. Русские солдаты вермахта
  18. Давид Фельдман, Кирилл Александров Давид Фельдман: Реабилитация генерала Петра Краснова - это «попытка признать его хорошим человеком» . Радиопрограмма «Время свободы» . Радио «Свобода» (25-01-2008). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 30 июля 2012.
  19. Памятник нацистам в Москве

1 июня 1945 года - трагическая дата русской истории: день выдачи казаков в австрийском Лиенце. Английское правительство, забыв про все договоренности с казаками, выдало 30 тысяч человек - мужчин, женщин и детей – на уничтожение сталинскому режиму

Солженицын назвал этот день «Великим предательством»: практически все казаки, воевавшие на стороне Третьего рейха, по прибытии в советскую зону оккупации были расстреляны без суда и следствия — за «измену родине». Парадокс в том, что никакой «измены» не было – казаки не были гражданами СССР, это были эмигранты, покинувшие Советский союз после гражданской войны и ставшие союзниками немцев только ради того, чтобы продолжать сражаться с большевизмом за свободу России. Что же касается «предательства» англичан…

Впрочем, давайте сначала разберемся, как казаки вообще оказались в Лиенце. Дело в том, что с самого начала 1944 года казаки воевали в Югославии, отступая под натиском югославских партизан Тито. Уже в конце войны гитлеровцы передали казакам на поселение (а вместе с казаками отступали и их семьи) области в районе Толмеццо в Итальянских Альпах, в нескольких километрах от австрийской границы. Казаки должны были занять этот район и сделать его базой для своих военных действий.

Но тут казаки столкнулись с английской и американской армиями, которые с боями продвигались по территории Италии. Казаки решили не принимать боя, но отступить, надеясь на великодушие англо-саксов – в конце концов, они боролись с Советским Союзом, а вовсе не с Англией и не с Америкой. И вот, походный атаман Доманов, заменивший атамана Краснова, отдал приказ об общей эвакуации на территорию Австрии, в район горных деревень Маутен и Кетчах. Навстречу же англичанам казаки выслали делегацию во главе с офицером Дмитрием Фроловым, который объявил о готовности сдаться с условием невыдачи казаков советским карательным органам. «Мы сказали, что мы казаки и всю жизнь посвятили борьбе против советской власти, — позже вспоминал Фролов. — Но мы никогда не сражались с регулярными частями западных союзников, потому что англичан и американцев мы считаем своими друзьями».В ответ британцы приказали казакам спуститься с гор и прибыть в концентрационный лагерь у города Лиенц, гарантировав им безопасность.

Но британцы лгали: судьба русских эмигрантов и кубанских казаков в Европе была решена еще в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, где приняли секретные документы о выдаче советскому правительству не только советских граждан, принимавших участие в войне против СССР, но и вообще всех бывших советских граждан, оказавшихся на территории Третьего рейха. Поэтому англичане в корне не согласны с такой трактовкой – помилуйте какое предательство, мы всего лишь выполняли договоренности с нашими союзниками…

Операцию по выдаче казаков британцы остроумно назвали Keelhaul – то есть, в переводе с английского «протащить под килем». Было такое мучительное наказание в британском флоте: осужденного на казнь матроса связывали, к ногам привязывали веревку, протянутую под килем корабля. Затем осуждённого опускали в воду и протягивали под кораблем на другую сторону – и если преступник не сразу захлебывался водой, то вскоре он умирал от множества порезов, нанесенных ему ракушками моллюсков, наросших на днище кораблей. То есть, англичане с самого начала знали, что ждет русских казаков, которым они дали гарантии сохранения жизней.

План выдачи казаков был четко спланирован. Сначала англичане нейтрализовалди старших офицеров. Еще 28 мая в Лиенц поступило распоряжение британцев о том, что все офицеры, чиновники и генералы должны прибыть на «конференцию» в лагерь Шпиталь, где якобы будут вестись переговоры об их будущем. Там их разоружили и отправили в Советский Союз, где Военная коллегия «автоматом» выписала всем смертные приговоры через повешение. Причем, среди «изменников» оказался и казачий царский генерал Петр Краснов, и немецкий аристократ и группенфюрер СС Гельмут фон Паннвиц – детали никого не смущали.

Дальше приступили к депортации всех остальных. Офицер британской армии Александер Малколм вспоминал: «1 июня в 7.30 утра я и майор Дейвис пришли в лагерь, где я увидел большую толпу людей, численностью в несколько тысяч человек, образовавшую строгий квадрат. Женщины и дети - в центре, мужчины - по краям. В первом ряду на равных расстояниях друг от друга стояли мужчины, одетые в военную форму. В одном месте собралось 15 или 20 священников, одетых в облачения, державших иконы и хоругви. В 7.30 они начали богослужение, и вся толпа запела. Было ясно, что эта форма сопротивления была хорошо организована».

Действительно, первоначально выдача казаков из Лиенца была назначена на 31 мая, но была отложена на один день по требованию смершевцев – в советских лагерях и так уже находилось свыше 8500 советских «изменников», и у палачей не хватало ни людей, ни патронов. В итоге операция началась ранним утром 1 июня, но за это время в лагерь уже просочились слухи о грядущей расправе, и казаки решили встретить англичан крестным ходом с молебном. Действительно, что им оставалось? России нет. Союзников нет. Оружия нет. Идти некуда. Единственное, что осталось казакам - молитва.
Лейтенант И. Б. Хетеринггон вспоминает, что казаки не просто молились, но «образовали большой круг, сцепившись руками, чтобы не допустить проникновений в свои ряды английских солдат».

Майор Дейвис через переводчика обратился к толпе и сказал, что время начинать погрузку. Он пишет, что «в результате его слов толпа лишь теснее сплотилась». Он сказал, что дает им полчаса на молебен, а когда они истекли, дал еще полчаса. Но никаких признаков того, что духовенство собирается закончить молебен, не было. Тогда Дейвис понял, что «призывы начинать погрузку добровольно бесполезны и следует прибегнуть к насильственной эвакуации».

Лейтенант приказал солдатам примкнуть штыки, «чтобы вынудить казаков сдаться», но реакция казаков на это была однозначна: они стали рвать на груди рубахи, предлагая солдатам колоть их штыками. Тогда командиры велели солдатам пустить в ход саперные лопатки, чтобы прорвать наружный круг.

Дейвис вспоминает: «Когда отдельные казаки, стоявшие в наружном кругу, были вырваны из толпы, остальные сбились в плотную кучу и под влиянием паники начали карабкаться друг на друга в судорожных усилиях уйти от солдат. В результате образовалась пирамида из истерически кричащих людей, затаптывавших других. Солдаты отчаянно пытались растащить эту массу и били прикладами и дубинками по рукам и ногам, чтобы спасти оказавшихся внизу».

Эта сцена произвела сильное впечатление на английских солдат. Сержант Дункан Макмиллан рассказывал: «Все казаки сбились в кучу, центр который поднялся выше человеческого роста».

Еще несколько казаков бросилась бежать и попыталась скрыться в лесу. Солдаты открыли огонь, убив всех беглецов.

Тогда часть людей, не желая попадать в руки большевиков, стали прыгать с моста в реку Драву. В ответ британские солдаты на мосту стали бросаться во все стороны, пытаясь остановить людей. Дейвис рассказывает: «Я видел солдат, спасающих людей из воды при помощи шестов и веревок. Какой-то солдат набросил лассо на женщину и спас ее. Я видел, как он протянул руки и обнял ее. Он был в слезах». Солдаты делали, что могли, но река, вздувшаяся от растаявшего снега, превратилась в стремительный поток. Солдатам удалось спасти не всех.

Больше всего солдат потрясло то, что казаки не только сами бросались в воду, но бросали туда и своих детей. Один из таких случаев описывает эмигрантский писатель Федор Кубанский: «К обрыву подбежала молодая женщина с двумя малыми детьми. Секундное объятие матери, и одна девочка брошена ею в бездну водоворота. Другой ее ребенок, уцепившись за подол юбки, жалобно кричал: „Мама, не надо! Мама, я боюсь!“ - „Не бойтесь! Я иду с вами!“ - крикнула в ответ обезумевшая мать. Рывок, и второй ребенок полетел в стремительные воды Дравы. Затем она подняла руку для крестного знамения: „Господи, прими душу грешную“. И не донеся руку до левого плеча, прыгнула вслед за своими детьми. Грохочущий водоворот в тот же миг поглотил ее».

Сегодня Казачье кладбище в Лиенце стало настоящим паломничеством русской эмиграции. Но все дело в том, что «операция Keelhaul» прошла не только в Лиенце – британцы точно таким же образом передали на расправу Сталину беженцев из лагерей в Баньоли, Аверсе, в Пизе, в Риччоне. Передача бывших советских граждан, желавших остаться на Западе, прошла в Австрии – в истории она осталась под кодовым названием «Восточный ветер». Всего же западные союзники передали в руки лубянских палачей около двух миллионов русских «изменников», ставших разменной монетой в геополитических играх.

Вечная им память.