Левый марш маяковский анализ краткий. Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского

Анализ стихотворения — Левый марш

12-9stihi/analizy/mayakovskiy/12 Вариант 1 12-2-2stihi/analizy/mayakovskiy/12-2 Вариант 2

Какой великий выбирал

Путь, чтобы протоптанней

Богатую глубокими мыслями и разнообразными чувствами лирику можно сравнить с большим симфоническим оркестром, смело и достаточно громко исполняющим произведения. Любая поэтическая тема была поэту интересна, звучала ярко и отчетливо.

Стихи В. В. Маяковского наполнены страстной напористостью, чувства доведены до крайности. В его стихах нет спокойной созерцательности, а действие всегда адресно. Он знает, против чего надо выступать, с кем бороться, что искоренять.

Таково и стихотворение «Левый марш». Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что

Словесной не место кляузе.

Тише, ораторы!

Товарищ маузер.

Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать - надо действовать. Поэт предупреждает своих «слушателей», что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.

Оскалясъ короной,

Вздымает британский лев вой.

Коммуне не быть покоренной.

Пусть бандой окружат нанятой,

Стальной изливаются лавой, -

России не быть под Антантой.

Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном -

Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма.

Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

У мира на горле

Пролетариата пальцы!

Грудью вперед бравой!

Флагами небо оклеивай!

Кто там шагает правой?

Кажется, само время водило пером поэта. Тревога за судьбу России и оптимизм звучат в каждом слове Маяковского. Он радостно возбужден, потому что уверен в победе революционных сил. Эту уверенность поэт внушает и защитникам революции. Они выстоят, преодолеют любые трудности, ведь за ними страна и народ, которые надеются на своих сыновей.

Рифма, ритм, художественные средства языка подчинены общей идее автора - осознать напряженность момента. Как обычно, речь поэта образна и лаконична. Прошло время митингов, настал момент действовать. Это подчеркивается не только лексикой произведения, но и всем строем предложений. Они короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха.

Маяковскому мастерски удалось в небольшом по объему стихотворении создать напряженную картину сурового времени и людей, живущих и действующих в ту непростую эпоху.

«Левый марш» Владимир Маяковский

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш»

Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже после того, как в стране произошла смена власти, война не закончилась. Вплоть до 1919 года войска Антанты пытались завоевать Россию, считая, что для этого настал весьма удобный момент – страна, разрываемая внутренними распрями, ослабла настолько, что уже не могла дать достойного отпора врагам. Идет 1918 год, один из самых сложных в жизни нового советского государства. Правительство во главе с Лениным не признает ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения пока не может быть и речи. Остается одно – воевать и с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни Маяковский пишет свое знаменитое стихотворение «Левый марш», призванное укрепить боевой дух разношерстной и разбегающейся по домам русской армии.

Рассказывая об истории создания этого произведения, поэт признался, что оно было написано буквально за полчаса, пока автор ехал в пролетке на встречу с питерскими матросами. Отсюда и столь необычная поэтическая форма, и постоянно повторяющийся рефрен: «Левой! Левой! Левой!». Маяковскому нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись на то, что после революции она закончится. После победы пролетариата никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в царскую армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их в необходимости вернуться на фронт как раз таки и являлось задачей поэта.

Сегодня трудно судить о том, насколько успешно Маяковский с ней справился. Однако стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени . Каждая строчка произведения – это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. «Ваше слово, товарищ маузер», — заявляет Маяковский, намекая на то, что пустой болтовней невозможно разбить врагов, и утверждая при этом, что «коммуне не быть покоренной». Автор призывает армию «печатать шаг», чтобы как можно скорее закрепить «у мира на горле пролетариата пальцы». И в этом призыве нет кровожадности либо фанатизма, так как на кон поставлена только что обретенная свобода страны, которую поэт искренне считает самой лучшей и справедливой.

При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически вопрошает: «Кто там шагает правой?», указывая на многочисленные политические течения, выступающие против революции . Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская.

Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню . Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую. На самом же деле революции с ее благими намерениями и вполне здравыми идеями суждено будет превратиться в фарс и отбросить Россию в экономическом развитии примерно на век назад. Но до столь печальных последствий переворота Маяковскому не суждено будет дожить, и он до самого последнего дня будет верить в торжество социалистической справедливости.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения «Левый марш» Маяковского

После победы революции Россия по-прежнему находилась в очень тяжелом положении. На смену Первой мировой пришла Гражданская война и иностранная интервенция. Большевики оказались в неприятном положении. Одним из главных дореволюционных лозунгов было немедленное прекращение войны. Миллионы людей поддержали этот призыв. Но приходилось вновь покидать дома и брать в руки оружие. Убедить измученных людей в необходимости защиты революционных идеалов было очень сложно. Такая задача возлагалась на лидеров партии и на творческую интеллигенцию. Одним из первых откликнулся на этот призыв Маяковский, свято веривший в коммунистическую идею. Стихотворение «Левый марш» (1918 г.) он написал за полчаса во время поездки на встречу с бойцами.

Произведение имеет ярко выраженный агитационный характер. Поэт совершенно не заботится о его художественной ценности. Главная задача стихотворения – направить уставших людей на войну. Победа была нужна любой ценой. С каждой строки буквально вырывается агрессия. Маяковский утверждает, что прошло время торжественных речей и убеждений, «ваше слово, товарищ маузер». Революционная армия действует не только против своих врагов, ее оружие направлено против всей истории человечества: «клячу истории загоним».

Структура произведения напоминает воинский марш. Для усиления несколько раз повторятся команда: «Левой, левой, левой!». Маяковский сознательно возбуждает в солдатах чувства злости и ненависти против иностранцев. Защита первого в мире социалистического государства становится задачей международного масштаба. Ради справедливости стоит отметить, что такой воинственный настрой не был беспочвенным. Западные страны действительно объединились против большевиков и пытались любыми средствами задавить молодое государство.

Маяковский заявляет, что «солнечный край непочатый» уже близко. Необходимо победить в последнем решающем сражении. На карту поставлена судьба всего человечества. Именно в России будет окончательно решен вопрос о возможности построения коммунизма. «Пролетариата пальцы» должны сжать горло всего мира.

В настоящее время стихотворение «Левый марш» считается крайне примитивной агитацией. Особенно при учете того, что эксперимент по построению коммунизма в России провалился. О правых и виноватых легко рассуждать в уютном кабинете. Но надо понимать, в какой атмосфере Маяковский писал это произведение. Перед каждым человеком было только два варианта, от выбора зависела его жизнь. Поэт был фанатиком революции. Неудивительно, что в тех условиях он превратил стихотворение в яростный марш.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • Обучающая – знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В. Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
  • Развивающая – создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; умения в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; умения видеть особенности художественной манеры поэта; формирование понятийного аппарата.
  • Воспитательная – создание условий для воспитания любви к русской литературе, неординарному поэтическому слову В. Маяковского; умения сострадать, сочувствовать, сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Вид урока : проблемно-эвристическая беседа.

Основные приемы: анализ художественного текста через анализ его видо-жанровых особенностей, тропов и фигур; новаторских приемов автора

Оборудование : Фотопортреты В.В. Маяковского, портрет Г.Уэллса, репродукция картины А.Рылова “В голубом просторе” (1918 год); текст стихотворения В.В. Маяковского “Левый марш”; книга Г.Уэллса “Россия во мгле”, грамзапись стихотворения, рабочая тетрадь по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портреты писателя, репродукция картины А. Рылова, эпиграф, тема урока, план работы, словарь к теме.

Эпиграфы:

Уверен, что не скроют тучи солнца, нет, не скроют!
М.Горький. Буревестник

..где,
Когда,
Какой великий выбирал
Путь, чтобы протоптанней
И легше?
В.Маяковский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Целеполагание. План работы над темой:

Слово о писателе.

Традиции и новаторство Маяковского В.

- “Россия во мгле” Герберта Уэллса.

Прослушивание грамзаписи “Левого марша”

Работа с репродукцией картины А. Рылова “В голубом просторе”

Анализ стихотворения

Эстетика Маяковского -поэта

3. Вступительное слово подготовленного учащегося:

Ушел из жизни в роковом для поэтов возрасте – неполных 37 лет, как Александр Сергеевич Пушкин, Рембо, Байрон, Лорка, Хлебников. Звонкое имя Маяковского вписывается в этот печальный мартиролог.

На Владимира Маяковского судьба возложила задачу гигантской сложности – стать поэтом революции, поэтом нового общества, в какой-то мере – поэтом будущего.

Эта ноша, которую он с достоинством и рыцарской верностью нес на себе более 10 лет, оказалась непосильной для одного человека, и он рухнул под ее тяжестью, как та лошадь на кузнецком мосту, к которой он трогательно выразил сове хорошее отношение. Но наш сегодняшний разговор не о том, почему так рано износилась “машина души” поэта.

О Маяковском написано огромное количество книг и исследований. Большинство – о поэтике его лирики и о дореволюционном творчестве. Среди них есть блестящие. Но уязвима общая концепция творческого пути поэта, которой помешала сталинская оценка Маяковского как лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи и последующая его канонизация.

Во 2 половине 80-х годов наступило время прозрений. Ученые – филологи с энтузиазмом бросились заполнять белые пятна на карте литературы XX столетия. Часто оценки делаются на эмоциональном уровне, как это случилось и с Луначарским, Горьким, когда выбор, сделанный людьми в пользу революции, ставится им в вину.

Мол, Маяковский самоотверженно бросился в услужение революции, когда она свершилась, но постепенно стал служить не революции, а власти. Но советская власть означала для Маяковского революцию. И факты говорят, что служба идеалам Советской власти расходилась с отношением Маяковского в реальной власти по мере деформации ее революционной сути.

Революционный пафос поэзии Маяковского словно заранее был запрограммирован на это время – время революций.

4. Слово учителя: Герберт Уэллс, который приехал в Советскую Россию в конце августа 1920 г., в своем произведении “Россия во мгле” писал: “Самое потрясающее из впечатлений, испытанных нами в России, - это впечатление величайшего и непоправимого краха”. Английского писателя увиденные им люди поразили болезненным и подавленным видом. В Петербурге, где нет иного транспорта, кроме редких переполненных трамваев, все носят старые, прохудившиеся сапоги. Полураздетые жители разоренного и разрушенного города живут впроголодь. Страну захлестнул ураган насилия. Ленина, который видит Россию, залитую электрическим светом, Уэллс назвал “кремлевским мечтателем”. Для него существовала одна Россия – “Россия во мгле”.

5. Беседа по картине “В голубом просторе” (подготовленный ученик): на картине изображена не какая-то местность, а романтическая страна счастья, которая обладает русским обликом, душевно родственна России. Это спокойно плещущее море, этот странный гость – парусник, приносящий сюда призраки далеких странствий, эта цепь покрытых снегом горных кряжей, открытых сверкающему сиянию солнца, - все это непривычное сочетание деталей создает какое-то не имеющее строго определенных аналогий и соответствий зрелище...Стремление художника к образам идеально-праздничного плана в таком вот сдвиге и отлете от конкретности. Перед нами воображаемый, блаженный край. Могучий, величественный полет лебедей в синеве высоких небес определяет высокую выразительность картины. Ее пейзажная часть – метафорическое царство красоты и счастья, мотив полета вполне может быть трактован как разновидность традиционного шествия по пути к радости и гармонии. Художника интересовало не случайное впечатление, а глубинное чувство устремленности к светлым, прекрасным горизонтам в самых коренных, “вечных” его чертах.

Вывод делаются учителем: Эта устремленность к светлым горизонтам, “в завтра”, вперед – лейтмотив послереволюционной поэзии и В. Маяковского. Уже зная не только, “что такое хорошо”, но и “что такое плохо”, уже ощущая всю силу сопротивления “дряни” и “прозаседавшихся”, В. Маяковский оставался верен этому стремлению в светлым идеалам. “Солнечный край непочатый” - это было сказано в 1918 году.

6. Звучит грамзапись “Левого марша”: Чтение и комплексный анализ стихотворения “Левый марш”.

Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом, не позволяет себе небрежности в написании стихов. Само время сформировало поэта-трибуна, страстного борца за лучшее будущее.

Уже с первых шагов в поэзии Маяковский знал, что его произведения не просто продолжение классических традиций, а новое слово, которое в переломную эпоху должно и зазвучать по-новому.

Стихи Маяковского - это своеобразные манифесты, монологи поэта “о времени и о себе”.

Стихотворение “Левый марш” очень характерное для Владимира Владимировича. В нем поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни, оттого лексика и внутренний ритм стихотворения чрезвычайно динамичны. Автор сочетает литературную лексику с разговорной, что позволяет ему быть близким и понятным широкому кругу читателей. С первых же строк стихотворения поэт задает высокий темп, подчеркивая напряженность и ответственность исторического момента.

Разворачивайтесь в марще!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.

Бескомпромиссность политической борьбы Маяковский юдчеркивает категорическими выпадами, порой эпатируя своих слушателей и оппонентов.

Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

В. В. Маяковский прекрасно знал силу слова, его воздействие на слушателей. Отсюда краткость, выразительность и образность его стихов. Многословию сейчас не место. Надо быть понятным широкому кругу слушателей и читателей, чтобы вести их за собой, организовать на “бой и на труд”.

Главная идея стихотворения - воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.

Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются леевой,-
Левой!
Левой!
Левой!

А затем от конкретного случая поэт переходит к широкому обобщению, призывая пролетариат всего мира к объединению.

Глаз ли померкнет орлий?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!

Стихотворение читается на одном дыхании, рифма его подчинена ритму марширующих матросов, защитников революции, которых поэт напутствует в решительный бой. Они предельно собранны и готовы к борьбе, и так же чувствует себя Маяковский, органически связанный со своим народом. В едином порыве, помогая борцам революции, он вселяет в них уверенность, поддерживает отстающих и сбившихся с шага.

Грудью вперед браво!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

“Левый марш” - одно из известнейших стихотворений Владимира Маяковского, сразу же завоевавшее популярность среди революционно настроенной молодежи. Уже в начале 20-х годов оно было переведено на многие иностранные языки как один один из наиболее ярких образцов поэзии первых лет революции. Стихотворение было задумано еще в 1917 году. А написано было специально для выступления перед матросами бывшего “Гвардейского экипажа” (так называлась воинская часть особого назначения) 17 декабря 1918 года. Отсюда его подзаголовок “Матросам”. Существует легенда, согласно которой стихотворение было написано В. Маяковским “на извозчике”, что, несомненно, является художественным преувеличением. Оно построено в форме беседы, хотя с первых строк поэт предупреждает, что “Словесной не место кляузе”.

Стихотворение “Левый марш” оказалось удивительно созвучно времени (даже дата написания произведения указана абсолютно точно и враг молодого государства также предельно конкретизирован) и своей темой становления молодой Советской власти во вражеском окружении, и своей идеей единения лирического героя с революционными массами, разговора о главном для поэта: об ожесточённых битвах, о накалённой атмосфере эпохи, о необходимости революции, действия; и своим звучанием, и своей тональностью..

Интонации ораторской речи (обилие риторических вопросительных и восклицательных конструкций: (“Разворачивайтесь в марше!”; “Левой! Левой! Левой!; “За океаны!”; “У броненосцев на рейде ступлены острые клыки?!”; “России не быть под Антантой!”; “Глаз ли померкнет орлий?”; В старое станем ль пялиться?”; “Грудью вперед бравой!”; “Кто там шагает правой?”); глаголы повелительного наклонения (“разворачивайтесь”, “загоним”, “рейте!”, “Грудью вперед бравой!”, “печатай”, “крепи”, “оклеивай”), многочисленные обращения (“Тише, ораторы!”; “Ваше слово, товарищ маузер”; “Эй, синеблузые!”) звучат как призыв к решительным действиям.

Читая строки, видишь, как время спрессовывается, все чувства обостряются. Некогда думать и рассуждать - надо действовать. Поэт предупреждает своих "слушателей”, что наступил решающий момент. Молодая страна в опасности, ей грозят интервенты, но, объединившись, защитники родины должны выстоять и победить. В этом уверен поэт и мы, его читатели.

Пусть,
Оскалясъ короной,
Вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются лавой, -
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Форма стихотворения соответствует поэтическому темпераменту и стилю поэта. Четкость шага защитников родины подчеркивается рефреном - “Левой! Левой! Левой!”, который звучит как команда к бою. Рефрен. Наполняет оптимизмом, призывает к действию, к объединению. Маузер, банда нанятая - художественные детали, характеризующие эпоху.

Идут не просто солдаты и матросы, а уверенные в своей правоте и силе сознательные революционеры. Они смогут повергнуть самых сильных врагов, отстоять свое право на существование. Некогда защитникам оглядываться назад, надо выполнять свои обязанности, не сбиваясь с намеченного пути и ритма:

Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
У мира на горле
Пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Из средства художественной выразительности, использованных автором, наиболее характерными являются окказионализмы, военная лексика (“марш”, “маузер”, “броненосец”), т. к. обращался к революционным матросам); эпитеты, выраженные существительными (“за мора море”, “за горами горя”), контрастная лексика - смешение разговорного и публицистического стиля (“Клячу истории загоним”); фонетическая резкость: “Довольно жить законом”; “Клячу истории з агоним”.

Выводы (делаются учащимися совместно с учителем):

Таким образом, мы отчетливо видим, что Маяковский не преуменьшалтрагедийность времени - “Горы горя. Голод. Мора море” - но он смотрит вперед. А там, “за горами горя, солнечный край непочатый”. Этим солнечным светом наполнено все, написанное им в том году, когда Г. Уэллс приедет в Россию –“Стена теней, ночей тюрьма под солнц двухстволкой пала” (“Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”).

То, о чем рассказал Г.Уэллс, Маяковский не только видел – испытал на себе. Достаточно вспомнить картины жизни того времени в поэме “Хорошо!”: “Мы – голодные, мы – нищие”, “...есть революция, а нету масла”. И все-таки, и несмотря на ни на что, и вопреки всему – “стихов и света кутерьма” и “Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца!”

7. Подведение итогов урока посредством заполнения “Индивидуальных карт обратной связи”, которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

Литература.

  1. Жив ли Маяковский. Н. Миронова. - М.: “Первое сентября “Литература” №1, 2001.
  2. Заметки о Маяковском// Новое о Маяковском. Харджиев Н.И. – М.: Издательство АНСССР, 1958. – т.1. – 430 с.
  3. Изучение лирики в школе. Книга для учителя. Медведев В. П. – М., 1985.
  4. Изучение литературного произведения в школе // Анализ литературного произведения / Под ред. Л. И. Емельянова, А. Н. Иезуитова. – Л., 1976. – 235 с.
  5. Изучение художественных произведений в их родовой специфике // Проблемы преподавания литературы в средней школе. Богданова О. Ю., Демидова Н. А. – М., 1985. – 126 с.
  6. Историзм школьного курса литературы. Курдюмова Г.Ф. – М., 1974.
  7. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского. Готовимся к сочинению. О. Ерёмина. - М.: “Первое сентября “Литература” N9, 2005.
  8. Маяковский В. Сплошное сердце: стихотворения и отрывки из поэм / сост. предислов. и примеч. Вл. Смирнова. – М.: Детская литература, 1983.
  9. Маяковский и проблемы новаторства / Отв. ред. В.О. Перцов . - М.: Наука, 1966. - 288 с.
  10. Маяковский: Жизнь и творчество (1893-1917). Перцов В. - М.: Наука, 1969. - 366 с.

Творчество В. Маяковского многоликое и неординарное. Поэт интересно подавал политические события, доказательством чего является «Левый марш». В школе его изучают в 11 классе. Предлагаем облегчить работу над произведением, используя краткий анализ «Левый марш» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1918 г. для поддержки матросов в Первой мировой войне.

Тема стихотворения – призыв к борьбе за Родину.

Композиция – Произведение являет собой монолог-обращение лирического героя к солдатам. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор постепенно нанизывает аргументы, чтобы подбодрить защитников. Текст разделен на катрены.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано вольным ямбом, строки не рифмуются.

Метафоры «ваше слово, товарищ маузер», «пусть, оскалясь короной, вздымается британский лев», «стальной изливаются левой», «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «флагами небо оклеивай».

Эпитеты «словесная кляуза», «солнечный край».

История создания

Русская литература начала ХХ века была продиктована самой историей. В ней были популярны проблемы революций и войны. С историческими событиями связано и произведение В. Маяковского.

Первая мировая война была одной из причин революции 1917 г., ведь Россия стала ее участником из-за амбиций Николая-II. Кровопролитие продолжалось до 1919 г. Страна была ослаблена внутренним переворотами, поэтому Антанта считала ее легкой добычей. У защитников России опускались руки. Надежды на победу угасали с каждым днем. В таких условиях Владимир Владимирович написал «Левый марш». Произведение было создано за полчаса, пока поэт ехал в Питер на встречу с матросами. Стихами автор хотел поднять боевой дух солдат и убедить их вернуться на фронт.

Тема

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема борьбы с врагом. В центре произведения лирический герой, который обращается к солдатам. Мужчина призывает военных оставить пустые разговоры и приступить к действиям. Он считает, что в этой борьбе слово можно давать только «товарищу маузеру» .

Только он может изменить ход истории.

В следующих строфах лирический герой говорит о врагах. Он понимает, что те настроены серьезно, однако твердит, что Россия непобедима. Главное, по его мнению, не оглядываться на прошлые события: «В старое станем ли пялиться?» . Уверенность в победе возрастает с каждой строкой. В последних стихах лирический герой призывает оклеивать небо флагами. Ситуация в стране не может не вызывать у него иронического замечания: «Кто там шагает правой?» . Эта деталь намекает на то, что внутри страны своя битва.

В стихотворении реализуется идея о том, что даже в самые трудные минуты нельзя оставлять Родину без защиты, тем более, когда на нее точит зубы враг».

Композиция

Произведение являет собой монолог-обращение лирического героя к солдатам. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор постепенно нанизывает аргументы, которые чтобы подбодрить защитников. Текст разделен на катрены, написанные в духе футуризма. Особенность произведения - троекратный повтор команды «Левой!» в каждой строфе.

Жанр

Жанр анализируемого произведения - послание, так как его строки адресованы солдатам. Написано стихотворение вольным ямбом. Автор не рифмует строки, объединяя их ритмом.

Средства выразительности

В агитационном произведении В. Маяковского важную роль играют художественные средства.

В тексте есть метафоры - «ваше слово, товарищ маузер», «пусть, оскалясь короной, вздымается британский лев», «стальной изливаются левой», «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «флагами небо оклеивай» и эпитеты - «словесная кляуза», «солнечный край».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 6.