Самые распространенные проблемы второклассников: что должны знать родители? Феномен второклассника: что нужно знать родителям.

В возрасте восьми-девяти лет многие дети начинают постепенно отдаляться от своих родителей. Дело в том, что на данный момент школьники начинают «обретать» первые свои проблемы.

В этом возрасте нужно уделять ребенку как можно больше времени. Что в данном возрасте беспокоит второклассника? На какие аспекты его жизни следует обратить внимание? В основном в этот период родители начинают чрезмерно вмешиваться в личные дела детей. О чем вообще идет речь? Ведь школьники совсем малы, дабы иметь какие-то дела. Отнюдь, говорить, так не стоит. Многие родители начинают реализовывать через детей то, что у них не получилось в свое время. Поэтому ребенка такое вмешательство несколько обескураживает.

Он хочет заниматься тем, что интересно ему, а не родителям. Мамы и папы за руку ведут ребенка в музыкальную школу, а ему хотелось бы заниматься футболом или другим видом спорта. Отсюда у школьников возникает некоторая замкнутость в себе и отчужденность. Ведь его многие сверстники действительно занимаются тем, чем хотят. Поэтому с детьми нужно иногда разговаривать на эти темы.

Чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка приводит к апатии ко всему. Школьники довольно быстро привыкают к такому положению дел. Они всегда знают, что кто-то решит за них все проблемы и для этого не нужно ничего делать. Вот из таких вот маленьких людей, вырастают взрослые особи, которые совершенно не готовы к самостоятельной жизни. Не давая ребенку и шага лишнего сделать, родители, таким образом, быстро привьют ему чувство несамостоятельности.

Проблемы второклассников начинаются именно с этого момента. Он, будучи маленьким, осознает все, и даже не будет пытаться справляться с чем-то. Стоит представить к чему это может привести. Так, даже в общении со сверстниками именно родители выбирают друзей своему малышу. Разве можно так поступать? Из-за этого ребенку приходится отказываться от дружбы с теми, с кем им действительно интересно. Отсюда и появляются все основные проблемы.

Основные проблемы второклассников возникают в основном из-за родителей. Дети не могут сами выбирать тех, с кем хотят дружить. Они обязаны заниматься тем, что родители считают полезным. Малыши не делают того, что хочется им. Любая мысль или желание ребенка пресекается на корню. Все конфликты родителей с учителями могут вылиться в неприятные последствия, которые коснутся непосредственно школьника. Как бы странно это не звучало, но у детей довольно много проблем.

Они не способны общаться со сверстниками, учителями и другими людьми. Ведь ничего не должны делать без ведома родителей. Вот в этом и заключаются все проблемы. Если бы мамы и папы шли на уступки, то такого бы ни было. Многие проблемы в этом возрасте возникают из-за повышенной заботы родителей. Есть ли возможность это решить? Да, конечно. Только вряд ли взрослые смогут пойти на уступки. Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию, следует просто помочь ребенку.

Нужно выделить время выслушать его, и попробовать понять, что беспокоить школьника. Необходимо дать возможность самостоятельно выбрать то, чем он хочет заниматься. Только лишь методами проб и разговоров, можно избавиться от всех проблем. Поэтому обращаться в данном случае стоит только лишь к родителям. Нужно внимательнее присматриваться к ребенку. Чем старше его возраст, тем сильнее он будет отдаляться, не нужно ускорять этот процесс. Поэтому пока ребенок находится в таком маленьком возрасте, следует уделять ему больше времени, но, ни в коем случае не надоедать. Второклассник тоже должен иметь свое личное пространство!

Вот и настал новый учебный год. У кого-то дети первый раз пошли в школу. Сколько переживаний, опасений и радостных надежд таит в себе эта «смена статуса». Все внимание – и со стороны старшеклассников на школьной линейке, посвященной первому сентября, и со стороны учителей, завучей, директора школы – отдано первоклашкам. Они, да еще, пожалуй, выпускники, будущие абитуриенты, являются главными действующими лицами в учебном году.

А что же наши второклассники? Казалось бы, совсем недавно поздравления звучали в их честь. Это они гордо вышагивали в непривычной школьной форме, с новенькими ранцами за спиной. Сегодня для этих восмилетних ребятишек все проходит гораздо более буднично, несмотря на радостную встречу с друзьями и новые предметы.

Второклашки уже не понаслышке знают о том, что такое школа, их ожидания строятся на личном опыте, а не на восторженных и оторванных от жизни впечатлениях, как у первоклассников. Малыши полагают, что учиться – это не столько работа, сколько приятное времяпровождение с новыми друзьями и важное дефилирование по коридорам в строгой «взрослой» одежде. Ну и, личный портфель, разумеется.

Родители юных второклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантилвого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой!

Часто родители с самого начала пускают все на самотек, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы.

Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, могу посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика.

Первые оценки: учимся реагировать

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, на мой взгляд является введение системы оценок. В первом классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и двойке.

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на оценки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, оценки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание.

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что оценка, выставляемая учителем:

    оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить».

    плохая оценка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания.

Ответственно реагировать на плохую оценку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки.

  1. Оценка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему.

И самое главное – оценка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом.

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ

Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.
Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: «Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе»; «В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу».
Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.
Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. «В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация «поворачивает» ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания» (А.В. Захарова, 1998).
Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.
Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название «феномена вторых классов».
Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

Оценка не тождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.
Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.
Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь объявлением отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил «пятерку», а сегодня - «тройку».
Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.
Без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый... Ребенок старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В.А. Сухомлинский, 1969).
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».
Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего - с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.
Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, - несовпадение стилей познания ребенка и матери.
Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или сложного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.
Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название когнитивный (познавательный) диссонанс.
Специальные психологические исследования (Э.М. Сагилян, 1999) показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери непосредственно влияет на успешность их совместной учебной работы.

Назовем важнейшие параметры, по которым могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка.

Направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
- умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
- форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
- умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
- наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
- эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.

Когнитивный конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери - внимание к деталям и частностям.
К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.
К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери - повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.
Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.
Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Регулярность, ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого «смыслового барьера», в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.
Понимание взрослым особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.

Амонашвили Ш.А . Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980.
Матейчек З . Родители и дети. М., 1992.
Популярная психология для родителей. М., 1988.
Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П . Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Предлагаемый ниже опросник поможет вам обратить внимание на важные моменты в познавательном и личностном развитии второклассников, в организации их учебной работы, в ваших взаимоотношениях с детьми по поводу учебы. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что вы задумаетесь над вопросами и, возможно, захотите что-то изменить в жизни своего ребенка.

1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы:

А) «Что было сегодня на завтрак?»
Б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»
В) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?»

2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?

А) не более 1 часа
Б) не более 2 часов
В) может просидеть за уроками до позднего вечера

3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?

А) работает преимущественно сам, вы только проверяете работу
Б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны
В) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца

4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?

А) понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал
Б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного
В) практически никогда вас не понимает
Г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши

5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?

А) ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи
Б) ему интересно узнавать в школе новое
В) любит получать хорошие отметки
Г) все ходят в школу, и он ходит
Д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу
Е) другой ответ

6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?

А) говорит сам, по-деловому и откровенно
Б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить
В) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку
Г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам
Д) он никогда «двоек» не получал

7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?

А) есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум
Б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык)
В) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура)
Г) другой ответ


Педагог-психолог:

МОУ «СОШ №21»

г. Калуги

Урок русского языка в 3 классе «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» по программе « Гармония».

Урок составила: учитель начальных классов

МБОУ «Многопрофильная гимназия №12» г. Читы

Греченко Елена Юрьевна

Тема: Знаем – повторим, не знаем – узнаем.

Цель : к концу урока обучающиеся умеют обнаруживать изученные и неизученные орфограммы в корне слова и решать орфографические задачи по нахождению и определению изученных орфограмм.

Задачи:

    Повторить способы проверки слов и правильно подбирать проверочные слова

    Развивать умения обучающихся обнаруживать различные орфограммы в корне слов и решать орфографические задачи,

    Уметь сознательно уходить от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».

Ход урока

Этапы урока

Характеристика

деятельности учителя

Характеристика

деятельности учащихся

Самоопределение

к деятельности

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок сейчас начнём.

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Нарисуйте ваше настроение на полях в тетрадях.

Эмоционально настроиться на урок

Актуализация знаний и постановка цели деятельности

  • Ребята, а какой урок сейчас у нас с вами? (Русский язык).

    О чём говорит его название?

Верно, много тайн в нашем языке.

Учебник наш так и называется «К тайнам нашего языка». Много открытий мы с вами сделали, много открытий, тайн – впереди. Какие-то вы можете разгадывать сами, а некоторые помогу разгадать вам я. Но самое главное было и остаётся – научится грамотно писать.

    Над какой темой мы работали в последнее время?

    Знаем – повторим, не знаем – узнаем (тема записана на доске)

Чем же мы будем сегодня повторять на уроке?

(Повторим правила, которые помогают нам грамотно оформлять письменную речь).

Обосновывать и

объяснять название учебника.

Сотрудничать с учителем и учениками.

Ставить учебную задачу совместно с учителем.

    Работа по теме урока

1 .-Откроем тетрадь-задачник к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка», 3 класс, ч.1, с.29, упр. №82.

Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь «+», если нет, то ставь « –».Тогда рядом пиши своё проверочное слово, помни об «окошках» и в нём.

1) П. лил (дрова) – пить, пилить V_________пилил.

2) В.сёлый – весь, веселье V ______________весёлый.

3) Облак. – (нет) облаков V, облака ________ облако.

4) Кро.ки (хлеба) – крошечный V, крошить ______крошки.

    Были среди решений второклассников правильные или нет?

    В чём ошибки учеников?

    Кто-то из учеников для решения орфографической задачи выбрал слово « пилить». Можем ли мы с ним согласиться? Почему? Какой знак поставили? Какую проверку предлагаете? Правильно ли, записано слово?

    Прав ли другой ученик, который выбрал слово «весь»? Почему? Подходит ли для проверки второе слово? Почему? Какой знак поставили? Как проверить?

    Как вы оцениваете действия третьего ученика? Можно ли применять такой способ проверки? А как следовало решить орфографическую задачу в слове «облако»? (Вписать слово-указатель ОНО, которое подскажет букву на конце слова).

    Как, по-вашему, рассуждал четвёртый ученик, выбрав проверочное слово «крошечный»? В чём его ошибка? Было ли рядом нужное слово? Докажите. Как ещё можно проверить выбор буквы согласного?

Вывод : ошибки второклассников были не в написании слов (им случайно удалось избежать орфографической ошибки). Наверно, дети невнимательно слушали на уроках и не научились подбирать проверочные слова, не усвоили само понятие проверочное слово, не поняли, как действовать, выбирая букву, не понимают лексическое значение слова.

Песня-напоминалка.

Нельзя кое-как, положась на удачу

Усвоить тему, решить задачу.

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое слово «просит» проверки .

    А теперь, ребята, задача усложняется, потому что сейчас вы покажите, как вы умеете на практике самостоятельно применять правила при решении орфографических задач.

Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, упр. № 81.

(двое учеников работают у доски)

    Где можешь, реши орфографические задачи и вставь буквы. Отметь все орфограммы.

Ч.совщик, прищурив гла.,

Чин. т час. ки для нас. (С.Маршак)

Подкралась я на ц. почках

К весен.муруч. ю. (Т.Белозёров)

Грус.ный за. ц

Звери с. есть меня х. тят,

Птиц.хищ?ные парят

Надо мной без звука…

Не ж.т.ё, а мука! (Н.Матвеева)

В каких словах остались «окошки»? Почему? Какие правила помогли решить орфографические задачи? Обведи кружочком буквы, которые ты выбрал(а), используя недавно изученные правила. Выполни указанный вид разбора.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как решены орфографические задачи. (В словах « чинит», «весеннему» остались «окошки», которые закрыть не смогли, так как не знают способов решения орфографических задач в окончаниях слов). Оценить друг друга.

    Выполним звукобуквенный анализ слова «глаз».

[ г ] – г

[ л ] – л

[ а ] о а

[ с ] – з, глаза

_______________

1слог, 4 зв. 4 б.

Глаз (способы проверки) – глазной, глазик.

Находить необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.

Уметь анализировать, выполнять действия в уме, определять место орфограммы в слове, принимать решение, объяснять и доказывать выбор букв.

Учиться слушать и слышать одноклассников.

Различать слова с изученными и неизученными орфограммами.

Рассуждать , контролировать, оцениватьсвои действия и действия одноклассников.

Развивать навык сотрудничества в парах

Учиться находить ошибки и исправлять их, адекватно воспринимать оценку

Анализировать и характеризовать звуки.

Находить разные способы проверки слов.

Физкультурная минутка.

4 . - Отдохнули. Сейчас я продиктую предложения. Вы будете записывать их с пропуском всех орфограмм. Ребята, каждый должен надеяться только на себя и свои знания, не подглядывать, быть внимательным – от этого зависит ваше умение грамотно писать. Это стихотворение, поэтому каждая строчка записывается с прописной (заглавной) буквы.

Цифра шесть дверной замочек

Сверху крюк, внизу кружочек.

Цифра девять иль девятка

Цирковая акробатка.

Сознательно «уходить» от орфографических ошибок, используя приём письма с «окошками».

Физкультурная зарядка для глаз.

Прослушать прочитанное, найти ошибку, проанализировать её и сделать вывод.

5 . -Сейчас Катя прочитает стихотворение. Вы послушаете внимательно и скажете, на какое правило сделана ошибка. И как её избежать?

Ошибка

Да, нелёгкая диктовка, –

Почесал затылок Вовка.

И в тетрадке Королёва

Появилась вдруг «карова»

Заглянул в тетрадку Миша:

Всё понятно, так напишем.

И тогда проворный Павел

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы ради,

Буква «а»попала к Наде.

Приподнялся с парты Лёва.

Быстро Пете передал.

И пошла гулять «карова»

Букву «о» на « а « исправил.

По колонкам, по рядам. (Я. Пишумов)

Словарная работа .

Ребята, а кто из вас добирается до школы на маршрутке, на машине, а кто идёт пешком и любуется улицами, домами, деревьями, дышит почти чистым воздухом?

У вас сейчас будет интересное задание.

Учебник Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка», ч.1, см.126.

Выпишите слова, которые у вас ассоциируются с темой « Дорога в школу»

Находить в словаре нужную информацию и её отбирать на основе ассоциации.

Итог урока.

Рефлексия

  • На уроке вы много работали, показали, что многое знаете и умеете. Что больше всего вам запомнилось на уроке? А что вам показалось наиболее трудным? Над чем ещё нам нужно поработать?

Какое задание было самым интересным на уроке и почему?

Шуточная игра из книги Джона Чиарди.

«Ещё одно эхо»

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово – ВЫСОКО,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – ДАЛЕКО,

А ты ответишь – близко.

Скажу я слово – ПОТОЛОК,

А ты ответишь – пол.

Скажу я слово – ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово – ТРУС,

Ответишь ты – храбрец.

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай - КОНЕЦ!

Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности