Сочинительная и подчинительная связи в предложении. Что такое сочинительный и подчинительный тип связи

Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое), их функции и структурная характеристика.

Синтаксические единицы - это конструкции, элементы (компоненты) которых объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений; элементами словоформ являются окончания и предлоги. Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Словосочетание – это исторически сложившиеся в языке форма грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия. Словосочетания: 1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения; 2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения; 3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия; 4) имеют парадигму изменения. Словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов. К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент - это синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый).

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. 1.Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: красивое платье в горошек. 2.Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами.3. Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу.

Основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность , включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность . Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации.

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство ,- это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.
Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами. Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.
Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе . - Предложения в составе сложного синтаксического целого связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо-временных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

2. Система синтаксических отношений и синтаксических связей в русском языке и грамматические средства их выражения.

Синтаксические отношения в предложении и словосочетании:

1. Предикативные (координация – грамматические характеристики есть у обоих слов

(Я сижу), соположение – грамматических соответствий нет (Я в отчаянии. Ты дома?), тяготение – связь между подлежащим и сказуемым осуществляется через третий компонент (Лекция оказалась скучной))

2. Субординативные (это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.)

3. Сочинительные

4. Полупредикативные (между определяемым словом и обособленным членом)

5. Присоединения (для предельной актуализации. Я тебя поцелую потом. Если захочешь. (если захочешь - парцеллят))

Детерминанты – свободный распространитель предложения. Обычно располагается в начале предложения.

Синтаксические связи в словосочетании бывают такие:

-Атрибутные (существительному подчиняются другие части речи): желание учиться, первый дом .

-Объектные (подчинение глаголу или сущ., прил. в значении близком к глаг.): стрелять из пистолета , достойный награды (= удостоиться награды ).

-Субъектные (подчинение страд. глаголу): данный людьми .

-Обстоятельственные : бежать лесом, сказать в шутку .

-Восполняющие (есть недостаточность смысла в обоих словах): слыть недотёпой .

3. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетания свободные и несвободные. Типология словосочетаний.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание всегда строится по принципу субординации - подчиняющего и подчиненного. Это непредикативное соединение слов. Однако в некоторых словосочетаниях связь между стержневым и зависимым словом может упрочниться, в результате чего оба теряют по отдельности часть смысла: это фразеологизмы, либо связи комплетивные (восполняющие) – четыре дома, стать учителем .

Словосочетаниями не являются: подлежащее и сказуемое; слова, связанные сочинительной связью; слово и относящееся к нему обособление; аналитические формы (буду читать); формы сравнительной и превосходной степени (более интересный).

Типы словосочетаний:

*по структуре : простые (бить баклуши ) и сложные (больше двух знаменательных слов: всегда готовый избивать до полусмерти старые баклуши ), говорил громким голосом – нельзя разложить на два словосочетания, следовательно простое

*по опорному слову : глагольные (прицельно стрелять ), именные (время обеда ) и наречные (смешно до слёз ),

* по синтаксической связи : 1. Согласование: зависимое слово подстраивает свою форму в соответствии с главным (полное согласование: наша кошка ; неполное (в числе, падеже): на семи ветрах ). 2. Управление: зависимое слово меняет форму под встроенным управлением главного (сильное управление (всегда меняется форма зависимого): нарушить тишину ; слабое (факультативное изменение): поливать из лейки или поливать цветы ) 3. Примыкание: «пристраиваемые» слова не меняют форму, т.к. это свойство не заложено в них: пулять наугад , буду лечиться .

* по смыслу : определительные, объектные, обстотельственные.

*по свободности : свободные (спать на спине ) и несвободные (спать без задних ног , девушка высокого роста ). Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих своё лексическое значение, компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории: поздняя осень- ранняя осень- холодная осень, любить науку – любить труд – любить детей, говорить тихо – говорить ласково – говорить взволнованно. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными: подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика слова подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию).

Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически . Синтаксически несвободные словосочетания – это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, Ко мне подошла девушка высокого роста – несвободное словосочетание высокого роста, оно выполняет единую определительную функцию. А в предложении: Высокий рост выделял эту девушку в группе – оба слова лексически полноценны.

Фразеологически несвободные словосочетания – это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для такого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

4. Предложение как конструктивная единица синтаксиса. Понятие структурной схемы предложения. Общая характеристика двусоставных и односоставных предложений.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности. Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время и лицо.

Структурная схема – тот отвлеченный образец, по которому построено предложение. Структурная схема строится из подлежащего и сказуемого. Структурные схемы лежат в основе разных предложений – однокомпонентных и двухкомпонентных. Например, предложения Наступила зима; Ученик рисует; Распустились почки на деревьях построены по глагольно-именному образцу; предложения Брат – учитель; Радуга – атмосферное явление имеют двухименную схему; предложения Темнеет; Холодает строятся по глагольному образцу. Парадигма предложения – возможные видоизменения структурной схемы. Полная парадигма семичленная: настоящее, прошедшее, будущее, сослагательное наклонение, условное действие, желательность действия, императив.

Актуально членение – это деление предложения на две части, предопределяемое коммуникативной связью. Тема входит в вопрос, а рема является ответом на вопрос к предложению. Порядок слов и интонация – это механизм.

Предложения считаются двусоставными , если его предикативное ядро представлено двумя позициями – подлежащего и сказуемого, и односоставным , если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Подлежащее вместе с его распространителями принято называть составом подлежащего, а сказуемое с его распространителями – составом сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений - два состава: всегдашние занятия Троекурова – состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений – состав сказуемого. В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной один грамматический состав.

При синтаксической характеристике односоставных и двусоставных предложений немаловажную роль играет интонация, которая определяется коммуникативным заданием предложения. Веник у порога – один состав. Веник – у порога – два состава, посредством паузы обозначается структурный эллипсис.

5. Основные грамматические признаки предложения: объективная модальность, синтаксическое время и лицо. Субъективная модальность. Понятие предикативности.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности . Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время (протекание сообщаемого в рамках определённого времени) и лицо.

Модальность – применение категории наклонения глагола к предложению. Выразителем является сказуемому. Модальность реальная – изъявительное наклонение, модальность ирреальная – сослагательное и повелительное. Кроме общего значения модальности как отношения сообщаемого к действительности, предложение может заключать в себе и значение отношения говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной , модальность второго плана – субъективной . Объективная модальность выражена обязательно, субъективная – может быть выражена, может не выражена. Субъективная модальность – присутствие автора. Существует целая категория слов, которая выражает отношение автора – вводные слова.

Каждое предложение имеет определённую интонационную оформленность и завершённость.

6.Типы подчинительной связи в словосочетании (согласование полное и неполное, управление сильное и слабое, примыкание).

Связь между компонентами словосочетания всегда подчинительная , ибо всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. (зависимость, напоминаю, это когда зависимое слово подчиняется требованиям главного (род, падеж или число меняется, потому что так велит господствующее слово)

3 способа:

1. Согласование - формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.

Согласование полное (т.е. в в роде, числе и падеже ) : зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие или неполное : наша врач, бывшая секретарь (согласование в числе и падеже); озеро Байкал, на озере Байкал (согласование в числе); на семи ветрах, девятью мальчиками (согласование в падеже).

2. Управление - подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения.

Управляемая словоформа - существительное или его эквивалент: подошел к соседу , подошел к отъезжающему . Господствующее - глагол, имя и наречие.

Управление сильное (переходные глаголы+то, что точно управляет падежной формой зависимых слов: послать письмо, нарушить тишину; девять дней, уйма времени;, верен долгу) и слабое (падеж необязательно меняется: стучать по столу, благодарить за подарок, улыбнуться другу, перебои в снабжении, перебои со снабжением, бедный духом, глубокий по мысли).

3. Примыкание - подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом.

Примыкают наречия (или функционально близкие к ним словоформы), деепричастия, инфинитив. Например: читать вслух, приехать поздно, гулять днем,; ехать быстрее; хотеть учиться; очень хороший; совсем рядом, возможность отдохнуть.

7. Предикативные синтаксические связи в предложении (координация, соположение, тяготение).

Предложению свойственны особые синтаксические связи, отличные от связей в словосочетании. Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения возникает взаимонаправленная синтаксическая связь , которая называется коордицацией : Я пишу , они пришли

Координация - взаимонаправленная связь, поскольку, с одной стороны, форма местоимения единственного или множественного числа предопределяет форму глагола-сказуемого, с другой стороны, форма сказуемого уподобляется подлежащему-местоимению. Кроме того, согласование осуществляется во всей парадигме (теплая погода, теплой погоды, теплой погоде…), а при координации объединяются только две словоформы (я пишу, она говорит), при согласовании отмечаются атрибутивные синтаксические отношения, а при координации - всегда предикативные синтаксические отношения.

Связь между подлежащим и сказуемым может быть формально не выражена : предикативные отношения выявляются на основе их взаимного расположения. Такая связь называется соположением . Например: Сад на горе. Деревья в цвету. Лес рядом. Он из служащих.

В приведенных предложениях связь устанавливается на основе логической последовательности, соположения словоформ относительно друг друга - понятие предмета всегда предшествует понятию признака.

Некоторым двусоставным предложениям с особой структурой сказуемого свойственна синтаксическая связь, называемая тяготением , где именная часть составного сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента , например: Он пришел усталый. Ночь выдалась холодной .

8. Типология простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные, односоставные и двусоставные, полные и неполные).

Предложения как синтаксическая единица имеет разные уровни организации: грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения; семантическую структуру – компоненты, выражающие значения субъекта и его предиката, действия; буссубъектного состояния и др.; коммуникативную структуру – компоненты, обозначающие тему и рему.

Поэтому типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков – содержательных, функциональных, структурных.

По соотнесённости компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

По коммуникативной целенаправленности и соответствующей интонации предложения – повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.

Предложения делятся на одно- идвусоставные в зависимости от того, имеют они один или два главных члена (подлежащее и сказуемое) в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

В полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры (все синтаксические позиции), а в неполных – не все, т.е. одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещёнными по условиям контекста или ситуации.

Сочинительная и подчинительная связи в предложении.

Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение – это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей (слов в предложении, предикативных частей сложного предложения). Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы; ср.: газеты и журналы – журналы и газеты; Шел дождь, и дул холодный ветер. – Дул холодный ветер, и шел дождь.

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

В предложении используются оба вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании – только подчинительная связь.

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

В которых имеется подчинительная или сочинительная связь, значительно отличаются от аналогичных словосочетаний и простых предложений. Далее в статье рассмотрим основные различия упомянутых конструкций.

Общие сведения

Если говорить о словосочетаниях и простых предложениях, то справедливо заметить, что подчинительная связь может проявляться только в первом варианте, в то время как сочинительный тип чаще употребляется во втором. В последнем случае выполняется задача преобразования в распространенную конструкцию, создавая ряды однородных членов. В сложных структурах сочинительная и подчинительная связь не имеет таких резких отличий. Это связано с тем, что одно и то же высказывание можно оформить с использованием союзов и того, и другого типа.

Первое отличие

Применение сочинения и подчинения помогает определить смысловые отношения, существующие в простых и сложных формулировках. При этом имеет место различие в самой структуре высказывания. Так, сочинительная связь не создает таких четких границ. При использовании второго типа соединения выделяются части высказывания с указанием необходимости уделить определенному фрагменту сообщения больше внимания.

Таким образом, можно сказать, что используемые в разных вариантах союзы отличаются тем, как они выявляют связи в выражениях. В случае с подчинительной связью такие виды отношений, как уступительные, условно-следственные и причинно-следственные, принимают однозначную форму. При этом они выражаются союзами "хотя", "потому что", "если". Сочинительная связь в предложении позволяет использовать один и тот же союз. В качестве него выступает соединительный элемент "и". Но существуют такие ситуации, когда сочинительные союзы "а" и "но", которые обычно считаются противопоставительными, могут придавать высказыванию оттенок уступки, условия, следствия, сравнения и сопоставления. В выражениях, имеющих форму побуждения, союзы могут создавать в сообщении условие, которое в подчинительном предложении выражается элементами "если (вместо этого допускается использование частицы "не")… то". Некоторое взаимодействие обнаруживается между сочинением и подчинением за счет того, что их нельзя считать абсолютно противоположными понятиями.

Второе отличие

В сложных конструкциях сочинительная связь является важным самостоятельным элементом. Зато в простых структурах ее задачей считается определение отношений между членами однородной последовательности. Кроме того, в простую конструкцию сочинительная связь включается для того, чтобы обогатить высказывание дополнительными членами. Так происходит преобразование его в распространенное. В структурах, состоящих из нескольких частей, сочинительная связь имеет большее значение.

Третье отличие

Если сравнивать подчинение и сочинение с бессоюзием, то последние два вида связи имеют много общего. Это объясняется смысловым отношением внутри конструкции. Так, сочинительная связь выявляет их в выражении в меньшей степени. Однако сравним их более подробно. Сочинительная связь является не только синтаксическим, но и лексическим способом взаимодействия. Таким образом, отношения, возникающие между фразами, не имеют конкретного значения, а лишь получает определенную характеристику. Сочинительные союзы могут также сочетаться с подчинительными и различными лексическими элементами. При этом создаются разнообразные синтаксические конструкции. В качестве примеров союзного соединения можно привести разнообразные сочетания служебных частей речи "и", "вот", "а", "ну", "поэтому", "потому", "значит". Подчинительные союзы не нуждаются в дополнениях, так как сами могут создавать четкие границы для смысловых отрезков.

Особые случаи

Если сочинительная или бессоюзная связь не позволяет в полной мере изучить отношения, существующие в данных предложениях, то необходимо обратиться к дополнительным факторам. Ими может являться общее строение высказывания, а также присутствующие в нем вводные слова, частицы, различные местоимения, обороты. Кроме того, выделять отдельные части и указывать на их особенности могут наклонения и формы времени. В союзных конструкциях значение условия и следствия проявляется заметнее тогда, когда происходит взаимодействие повелительного наклонения в первом предложении (в случае со сложной формулировкой имеется в виду главная её часть) и других наклонений или иных форм времени, находящихся во втором элементе (в придаточной части).

Четвертое отличие

В сложных предложениях подчинительная связь менее многогранна, чем в словосочетаниях и простых фразах. Встречаются случаи, когда часть смысла сложной конструкции, образованной из совокупности простых, не реализуется. Это может быть связано с тем, что вероятно возникновение противоречия значению подчинительного союза, а также его полному изменению. Примером может стать соединительный элемент "когда". Он используется в подчинительных предложениях. Основным его значением является показатель времени. Однако если в главной части предложения описываются какие-либо чувства, эмоции или чье-то состояние, то данный союз может из временного превратиться в следственный. Когда же в придаточном предложении что-либо оценивают, пытаясь определить важность или значимость, то элемент "когда" приобретает целевое значение. Кроме того, этот союз может обладать сопоставительным значением и нести в себе указание на несоответствие.

Синтакси́ческая связь - связь, возникающая между компонентами сложного предложения.

Общепризнанными типами синтаксической связи является сочинительная связь (сочинение) и подчинительная связь (подчинение), а также бессоюзная связь.

Сочинительная связь – это связь между синтаксически равноправными единицами (словами или предложениями). Фабрики и заводы. Не утром, а вечером.

Подчинительная связь - Это связь между главным предл. и придаточным.Он сказал,что(что?)придет.

Практическая работа № 17

Начало есть в тетрадке:D

Родство языков

Чтобы конкретно представить, как формировалось понятие родства языков, схематично изобразим путь, по которому двигалось языкознание от собирания разнообразных языковых факторов к построению объясняющей их теории. Исследователи давно замечали, что в структурах многих евро-азиатских языков есть общие черты, например польское woda, русское вода, английское water, немецкое wasser,но японское мизду, китайское shui,или древнерусское око, польское око, немецкое auge, литовское akis, но японское мэ, китайское yangjing. Из тысяч таких фактов складывается общая картина. При этом выяснилось, что важно сравнивать именно древние слова и морфемы. Это связано с тем, что слова из так называемого интернационального словаря совпадают в очень далеких языках, например, русское радио-японское радзио (5 одинаковых звуков из 6),русское радио-белорусское радые (3 звука из 6 не совпадают).Такие слова распостранились в связи с недавними достижениями науки и культуры, поэтому их не нужно принимать во внимание при определении древнейших отношений между языками. Достоверным будет лишь сравнение исконных(изначальных) слов, корней, служебных аффиксов.

Понятие о сравнительно-историческом методе

Сравнение языков; выделение общих слов, корней и т.п.; установление регулярных фонетических соответствий между языками; установление временной соотносительности и последовательности фонетических изменений; восстановление предположительного звучания общих слов, корней и аффиксов в древности-вот те задачи, для решения которых в конце XVIII-начале XIX вв. потребовалось создание новой отрасли науки о языке – сравнительно-исторического языкознания.

Сравнительно-историческое языкознание (лингвисти́ческая компаративи́стика) - область лингвистики, посвящённая прежде всего родству языков, которое понимается историко-генетически (как факт происхождения от общего праязыка).

6. Типология в общенаучном масштабе – это метод исследования сложных объектов путем их сопоставления, выявления их общих, или сходных черт и объединения схожих объектов в некие классы (группы, типы). Типология языков, или лингвистическая типология занимается изучением основных, существенных признаков языков, их группировкой, выведением общих закономерностей, наблюдаемых в ряде языков, и установлением типов языков.

Общие признаки могут быть обусловлены общим происхождением языков, т.е. их родством или генеалогией, а также продолжительным географическим и/или культурным контактом. В первом случае в результате общности языки систематизируются в «языковые семьи» (группы, макросемьи и т.д.), во втором случае – образуют «языковые союзы». В тех случаях, когда общность структурных черт языков не обусловлена ни их первичным генеалогическим родством, ни вторичным ареальным сродством, возможно выявление общих черт, обусловленных собственно строевыми возможностями языка, которые базируются на физиологических, когнитивных, психических и эмоциональных возможностях человека как его носителя. Только при исследовании таких общностей и расхождений в лингвистике используется идея типа как некоторого объединения объектов (в данном случае, языков) с учетом их общих черт.

7.Морфологическая классификация

Морфологическая классификация языков

классификация, основанная на сходстве и различии языковой структуры, в противоположность генеалогической классификации языков (См. Генеалогическая классификация языков). До тех пор, пока лингвистическая Типология ставила своей целью создание типологической классификации языков (См. Классификация языков), все типологические классификации были почти исключительно морфологическими, т. к. морфология длительное время была наиболее разработанной областью языкознания. Однако М. к. я. первоначально не мыслилась связанной исключительно с морфологическим уровнем языка (см. Уровни языка), а получила своё название в силу того, что в центре внимания её создателей находился формальный аспект языка. Базисные понятия М. к. я. - морфема и слово