Эротический перенос в психологии. Эротический или эротизированный перенос

Контрперенос

В подстрочном примечании к "Заметкам о любви в переносе" (160-161 п.) Джеймс Стрейчи объясняет, что данное эссе одно из очень немногих, в которых Фрейд открыто обращается к контрпереносу. Причины этого очевидны. В 1915 году Фрейд работал с теорией, созданной почти исключительно на языке движущей силы либидо. Хотя он принимал во внимание инстинкты эго, как он впоследствии их назвал, хотя он уже разработал свои идеи о вторичном процессе, проверке реальности и принципе реальности и хотя он твердо знал об агрессии и вине в человеческих взаимоотношениях, у него все еще не было никакой общей и систематизированной теории агрессии и ограничений психической структуры. В 1915 году конфликт очень во Многом был вопросом вытеснения в противовес либидинальным влечениям; и, конечно, сами корни теории Фрейда кроются в идее о том, что плоть слаба и вытеснение никогда не завершается раз и навсегда. Кроме того, в связи с разработкой Фрейдом идей о нарциссизме (1914b) мы можем понять его обращение к специфически нарциссическим аспектам эротического контрпереноса - то есть искушения аналитика принять и наслаждаться идеализированием со стороны чувственной пациентки. Однако с точки зрения современного аналитика, подход Фрейда к контрпереносу, хотя он и разбивает основы, явно рудиментарный. Многочисленные контрпереносные факторы, которые теперь заметно фигурируют в нашем мышлении, даже не упомянуты, также нет признаков того, что Фрейд по достоинству оценил полезность контрпереноса для интерпретативной работы аналитика. Представляется, что частично именно позитивистский научный идеал полной объективности, основанный на личной отстраненности, привел Фрейда к защите точки зрения, что аналитику следует исключить всякий контрперенос посредством личного анализа, самоанализа и глубокого постижения его теорий развития, психопатологии и терапевтического процесса. Уже в данном месте мы можем обнаружить наличие некоторого характерологического контрпереноса, ибо он неотъемлемо присутствует в общей теории Фрейда, что все человеческие взаимоотношения более или менее окрашены детскими переносами. Однако Фрейд, по-видимому, хочет исключить аналитика из этого фундаментального утверждения. И опять, как при рассмотрении любви в переносе, мы сталкиваемся с неким отколовшимся рационалистическим предрассудком в простом негативном отношении Фрейда к контрпереносу - можно сказать, контрпереносом к контрпереносу.

Можно возразить, что необоснованно думать о контрпереносе в этой связи, что может быть вполне достаточно говорить о характерологических особенностях, которые могут становиться источниками контрпереноса в специфических взаимоотношениях. Я полагаю, что это возражение проистекает от предпочтения традиционных концепций характера и контрпереноса; эти концепции уже и более отщепленные друг от друга, чем те, которые я считаю более полезными. Первое отличие, которое будет здесь рассматриваться, состоит в том, что традиционно на контрперенос смотрели с неодобрением, тогда как при более широком использовании, проложенном кляйнианскими теоретиками объектных отношений, контрперенос - повседневно ожидаемый феномен, в котором воздействие бессознательных движущих сил внутреннего мира всегда может быть распознано психоаналитическими средствами. Следовательно, приписывание контрпереноса Фрейду, по-видимому, вовсе не означает возложение на него вины, а, скорее, означает его честное рассмотрение, как, в принципе, не отличающееся от рассмотрения кого-либо иного, занятого в аналитической работе.

Второе отличие имеет отношение к характеру. Хотя не существует единого определения термина "характер", традиционно он используется для описания тем или иным образом совокупности стабильных и взаимосвязанных черт или способов действия (более широко определяемых); это совокупность, которая может быть проанализирована как компромиссные образования, составленные из наклонностей ид, эго и суперэго. По контрасту, с точки зрения объектных отношений, характер будет иметь отношение к предпочитаемому паттерну поведения, обычным, реальным и воображаемым отношениям с другими; эти паттерны поведения все еще могут анализироваться как выражающие стойкие аспекты движущих сил внутреннего мира.

Принимая во внимание два этих отличия, можно продолжить размышления по поводу обобщенных или характерологических контрпереносов. Такой способ мышления был одобрен и успешно использовался много лет тому назад, хотя и не в точно таких же терминах, Анни Рейх (1951). В своем соединении типов контрпереноса она намеревалась подчеркнуть, как характерологический контрперенос неизбежно пронизывает работу каждого аналитика по причине: ее или его характерной жизненной истории конфликта, компромиссного образования, сублимации и являющихся результатом этого способов отношений к другим людям.

На этой основе я высказываю предположение, что в случае Фрейда мы сталкиваемся с характерологическим контрпереносом по отношению к самому контрпереносу. Он рассматривал контрперенос таким образом, который отражает идеализацию здравого рассудка, подкрепленного некоторыми моралистическими учениями; эта точка зрения приводит к большему акцентированию границ возможностей сферы рационального контроля, чем это может быть подтверждено психоаналитическим опытом. Такое акцентирование само может указывать на то, что чрезмерная оценка рациональности коренится в бессознательном конфликте. Вот почему в данном месте мы слышим отголоски того, что я ранее рассматривал как последствия топографической ориентации Фрейда, такие, как его с нажимом вводимые предположения, что сознание может быть эффективно в борьбе с сопротивлениями.

Хотя многие современные аналитики продолжают принимать проблематично узкую и негативную позицию Фрейда к контрпереносу, представляется правильным сказать, что в современном психоанализе для аналитиков характерна тенденция подходить к изучению контрпереноса более широко и позитивно. В определенной степени они используют контрперенос как способ перехвата бессознательно разыгрываемых сообщений пациента. Здесь они действительно следуют совету Фрейда аналитикам в другой из его работ по технике (1912, 115, 116): "Направь свое бессознательное к бессознательному анализанта в понимании того, что это более лучший инструмент для получения информации об анализанте, чем сфокусированное, сознательное внимание". Однако современное расширение совета Фрейда идет еще дальше; теперь аналитики также внимательно прислушиваются к собственным эмоциональным реакциям на анализанта как содержащим полезную информацию об анализанте. Фрейд не развил свои рекомендации вдоль этой линии, и я считаю, что мы должны быть особенно благодарны кляйнианской школе анализа объектных отношений за то, что они это сделали (см., например, Хейманн, 1950; Рэкер, 1968; Сегал, 1986; Джозеф, 1989).

В наше время контрперенос рассматривается как важный элемент также и в другом отношении. Эта точка зрения также сходна с фрейдовской, хотя и не идентична ей. Современные аналитики склонны постоянно опасаться возможности быть спровоцированными непосредственными чувствами анализанта. Они не считают себя свободными от отыгрывания собственных конфликтных желаний в том, как они проводят каждый анализ. Что касается в особенности любви в переносе, мужчины-аналитики будут опасаться того, что могут разжигать желания женщины-анализанта. Им уже известно много причин, по которым они могут это делать - для избегания проблем агрессии; участвуя в компенсирующих вину усилиях посредством романтизации данной связи; пытаясь очаровать женщину или добиться над ней господства для укрепления собственного падающего самоуважения; для недопущения осознания того, что они имеют дело с анализантом, который в данное время эмоционально глух; или для недопущения осознания материнского переноса анализанта посредством подогрева гетеросексуального, явно отцовского переноса. Мне кажется, что мужчины-аналитики часто прибегают к контрпереносу на эту упомянутую последней провокацию. Как я попытаюсь доказать позднее, это также могло произойти с Фрейдом.

Однако я уже указывал на то, что Фрейд в своих трудах не приближался к этой сложной концепции контрпереноса. Он был привержен развитию и мощной защите своего представления об аналитике как об ученом-целителе и нравственном человеке, объективно наблюдающем образцы иррациональности и индуктивно приходящем к чисто рациональным заключениям, хотя и с помощью собственных бессознательных психических процессов. Во время анализа собственные чувства наблюдателя, отличные от уважения и ответственности, должны держаться "в узде", если не исключаться из сознания, ибо они вредят лечению. Личные и теоретические рационалистические шоры Фрейда и переоценка значения сознания выталкивали более или менее подвижные экспериментальные аспекты аналитической работы в примечания на полях или вообще за пределы рукописи.

Вдобавок к узкому и негативному суждению о контрпереносе, рудиментарная природа подхода Фрейда также ясно видна в его пренебрежении к роли агрессии в эротизированном контрпереносе аналитика. В наше время мы будем с осторожностью относиться к параллелям в контрпереносе со строением переноса анализанта, и в особенности к параллельной враждебности, ибо теперь мы стараемся не пренебрегать пониманием того, что соблазняющие усилия анализанта также, и возможно, главным образом, выражают враждебность отрицательного переноса: враждебность в обличий "неукротимой" любви и желания. В этом отношении мы, по-видимому, согласны с настороженностью Фрейда к враждебности в любви в переносе, когда он указывал на то, как она может использоваться в попытке подорвать профессиональную власть аналитика. Но Фрейд рассматривал эту враждебность как часть стратегии, предназначенной для блокировки доступа к детским либидинозным воспоминаниям; то есть как аспект "борьбы" сексуальных вытеснений пациентки. С другой стороны, мы можем рассматривать любовь в переносе как развиваемую для блокировки доступа к отрицательному переносу; в качестве альтернативы можно подозревать, что женщина-анализант предпринимает отчаянные искусственно раздуваемые усилия почувствовать нечто, хотя бы что-нибудь, как прикрытие или "исцеление" от восприятия себя омертвелой или опустошенной жертвой, и, наконец, не вдаваясь в этот вопрос слишком пространно, мы должны подчеркнуть готовность анализанта в терапии, как и в остальной жизни, предлагать мужчине романтические и сексуальные чувства для собственной поддержки и успокоения. В таком случае мы должны фокусировать внимание на защитно неагрессивном, бессознательном материнском переносе. Мы склонны рассматривать любовь в переносе как текучую комбинацию и наслаивание, а не как один из этих факторов, и, возможно, другие. В любом случае мы будем постоянно прислушиваться к чередованиям как агрессии, так и отношений с матерью.

Мы полагаем, что на Фрейда повлияла его чувствительность к критике психоанализа публикой и профессионалами за его скандальную открытость в отношении сексуальных вопросов. Мы можем согласиться с тем, что он также был чувствителен к сходному отношению членов семей его анализантов, тех критиков, которые всегда были в состоянии подорвать продолжение хода лечения Фрейдом и его научные исследования. Подстрочная сноска (159) также наводит на мысль, что Фрейд все еще живо помнил контрпереносную борьбу Йозефа Брейера с Анной О. и ее разрушительное воздействие на их научное сотрудничество. Ко всему этому мы можем добавить предположение о том, что Фрейд страдал от сравнительно недавнего скандала вокруг любовной связи Карла Юнга со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн и его длительных отголосков.

Рассматривая данную работу в историческом и личном контексте, а также в контексте приверженности Фрейда тому, чтобы сделать психоанализ чисто эмпирической наукой и эффективной научной терапией, мы можем понять отечески узкий подход к контрпереносу, предупреждающий и наставляющий тон, содержание данного эссе и так далее. Но осмысление направления и пределов его дебатов не лишает законной силы наш вывод относительно действия характерологического контрпереноса в мышлении Фрейда. И действительно, это в определенной мере помогает понять роль собственных контрпереносов Фрейда. Именно потому, что он был озабочен отношением публики, своим профессиональным положением, поведением его последователей, и вследствие его потребности создать рациональную науку из того, что он делал как аналитик, Фрейд занимал по отношению к своей пациентке культурно общепризнанную позицию, которая находилась в согласии с его собственными характерологическими контрпереносами и теми вне-терапевтическими целями, которые они за собой влекли. Как еще могло это быть? Для нынешних целей культурные и исторические контексты не могут ничего дать; в действительности они делают нас бдительными и помогают нашему пониманию повторяющегося конфликтного поведения.

У нас есть добавочная причина предполагать контролирующее воздействие контрпереноса на мышление Зигмунда Фрейда относительно контрпереноса. Собственные труды Фрейда показывают, что в силу внутренних причин он считал необходимым отбрасывать возможность материнского переноса и контрпереноса и оставался поглощенным только отцовским и поэтому сосредоточивал во всех своих трудах внимание на отцовском переносе как у пациентов, так и у пациенток. Многие аналитики, которые изучили основные клинические исследования случаев заболеваний Фрейдом, показали, что материнский и доэдипов перенос и контрперенос не являются хорошо разработанными идеями в его трудах (Блюм, 1980; Силвермэн, 1980; Бернхеймер и Кахане, 1985; Махони, 1986; Фрэнкиел, 1992).

Согласно точке зрения Фрейда, они являлись эдиповыми переносами и, в случае женщин, преимущественно положительными по своей природе. Но теперь нам известно, что мужчина-аналитик всегда должен быть готов к осознанию того, что он также служит в качестве женской, вероятно материнской, фигуры в переносе. Однако Фрейд, когда, наконец, женщины-коллеги стали настаивать на уделении большего внимания материнскому переносу, мог лишь сказать, что оставил им (женщинам) исследование данного вопроса (1931, 226-227). Сходным образом, в "Я и Оно" (1923) после изображения эдипова комплекса мальчика и девочки как одинаково бисексуальных, Фрейд далее начал представлять преимущественно патриархальную концепцию суперэго как наследника этого комплекса.

В настоящее время видно, как трудно было Фрейду оставаться, как он это сделал, главным образом, на эдиповом уровне, если он открыл своей работой свидетельства материнского переноса, ибо многое из такого переноса представляется нам доэдиповым по своей природе. Мы можем поэтому предполагать, что патриархальное предубеждение было одним из контрпереносов Зигмунда Фрейда. Обратимся теперь именно к этому специфическому контрпереносному фактору. По-моему, будет полезно выделить этот патриархальный фактор, потому что он стал занимать видное место в специфическом пересказе феминистскими критиками работ Фрейда (см., например, Бернхеймер и Кахане, 1985).

Из книги Психоаналитическая диагностика [Понимание структуры личности в клиническом процессе] автора Мак-Вильямс Нэнси

Перенос и контрперенос с нарциссическими пациентами Перенос при лечении нарциссических пациентов вызывает ощущения, качественно отличные от тех, которые обычно возникают при работе с большинством других типов людей. Даже в случае терапии самого высокофункционального,

Из книги Психоанализ: учебное пособие автора Лейбин Валерий Моисеевич

Перенос и контрперенос с маниакальными пациентами Маниакальные клиенты могут быть обаятельными, обворожительными и проницательными, а также запутывающими и изнуряющими. Однажды, во время работы с гипоманиакальной молодой женщиной, я начала ощущать, что моя голова

Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автора Зеленский Валерий Всеволодович

Перенос и контрперенос с мазохистическими пациентами Мазохистические пациенты склонны воспроизводить с терапевтом драму ребенка, который нуждается в заботе, но получает ее, только если становится очевидно, что он страдает. Терапевт может восприниматься как родитель.

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Перенос и контрперенос с истерическими пациентами Перенос первоначально был обнаружен с пациентами, чьи жалобы относились к сфере истерии, и не случайно он был столь заметен именно с ними. Вся концепция истерии Фрейда вращается вокруг следующего наблюдения: то, что не

Из книги Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа автора Сэджвик Дэвид

Перенос и контрперенос с диссоциативными пациентами Наиболее выразительную черту переноса у диссоциативных клиентов составляет то, что его всегда бывает очень много. Человек, знавший жестокое обращение, живет в постоянной готовности видеть абъюзора в каждом, к кому он

Из книги Эротический и эротизированный перенос автора Ромашкевича под ред. М. В

Глава 12. Перенос и контрперенос Позитивный и негативный переносНередко между аналитиком и пациентом очень быстро устанавливаются хорошие, доверительные отношения. Пациент с нетерпением ждет встреч с аналитиком, выполняет все его предписания, определенные спецификой

Из книги Пациент и психоаналитик [Основы психоаналитического процесса] автора Сандлер Джозеф

Перенос - контрперенос Переносом в аналитической психологии называется частный случай проекции. Это понятие используется при описании бессознательной эмоциональной связи, возникающей у анализанда по отношению к психоаналитику и соответственно у аналитика в

Из книги Психотерапия. Искусство постигать природу автора Роут Шелдон

КОНТРПЕРЕНОС И ТЯЖЕСТЬ ПАТОЛОГИИ ПАЦИЕНТА В одной из ранних работ (1975) я описал континуум реакций контрпереноса, начиная от эмоций, которые вызывает у психоаналитика типичный пациент с дифференцированным неврозом переноса, и кончая реакцией на психотика, у которого

Из книги Классические психоаналитические труды автора Абрахам Карл

КОНТРПЕРЕНОС И ТРАНСФЕРЕНТНАЯ РЕГРЕССИЯ Рассматривая измерения, по которым можно классифицировать контрперенос, в их связи с личностью аналитика, мы можем создать всестороннюю концепцию контрпереноса. Устанавливая связи между бессознательными реакциями аналитика на

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Типы ситуаций, порождающих контрперенос Проблема типологии наиболее убедительно проявляется в различных типах ситуаций, порождающих контрперенос, которые могут возникать в анализе. Ряд таких ситуаций уже обсуждался здесь при представлении случаев. Эротический

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

Контрперенос В подстрочном примечании к "Заметкам о любви в переносе" (160-161 п.) Джеймс Стрейчи объясняет, что данное эссе одно из очень немногих, в которых Фрейд открыто обращается к контрпереносу. Причины этого очевидны. В 1915 году Фрейд работал с теорией, созданной почти

Из книги автора

КОНТРПЕРЕНОС В трех предыдущих главах мы обсуждали термины лечебный альянс и перенос, часто используемые при описании отношений между пациентом и психоаналитиком. Оба эти понятия возникли в практике лечения психоанализом, и уже рассматривалась возможность их

Из книги автора

Глава 3. Контрперенос: Как розу мы ни назовем… Перенос и контрперенос до открытия ФрейдаОбсуждая проблему сновидений, Фрейд отмечал, что люди, конечно же, видели сны и до появления психоанализа. И феномен переноса на фигуру целителя психологически проницательные люди

Из книги автора

Контрсопротивление и контрперенос Рассматривая начальную стадию анализа и различные виды защиты, которые могут наблюдаться на данной стадии, мы пришли к признанию, что аналитическое нахальство достойно лишь аналитических простаков. Для удобства изучения мы принимали

Из книги автора

5.3. Контрперенос Определения Под контрпереносом мы понимаем реакцию психоаналитика на перенос пациента. Например, психоаналитик ощущает, что одна пациентка пытается его соблазнить, другой пациент соперничает с ним, критикует или подвергает его нападкам.Какое-то

Из книги автора

7. Перенос и контрперенос Причина, по которой люди после экстремальной травматизации ищут помощи, часто состоит в желании скорейшего «обезболивания». Со страданием должно быть покончено, его следует забыть. Это касается и родственников пропавших без вести, которые хотят

Несколько слов относительно работы с эротическим переносом в терапии.

Одна из наиболее трудных ситуаций в работе терапевта - возникновение у клиента мощного эротического переноса психотического уровня, когда чувства, которые клиент испытывает к терапевту, воспринимаются им как подлинные, и отсутствует всякий критический взгляд на них. Это переживание эго-синтонно, клиент искренне убежден, что любит терапевта и/или хочет вступить с ним в сексуальные отношения.

Самая важная и самая трудновыполнимая задача в случае психотического эротического переноса - сохранить терапевтические границы и при этом удержать клиента в терапии.

Сложность здесь заключается в том, что клиент отказывается видеть в терапевте терапевта. Он может игнорировать попытки терапевта интерпретировать происходящее, отвергает любые интервенции, стремится нарушить границы, иногда пуская в ход прямой шантаж и манипуляции. Терапевтический процесс становится для клиента досадной помехой, своеобразным барьером на пути к "реальным" отношениям с психологом. Он вынужден играть по правилам, но лишь потому, что надеется, в конечном счете, получить свое, когда терапевт "наиграется" в терапию.

Для клиента реально и ценно его влечение к терапевту, а не собственная терапия. И именно это создает определенную трудность для психолога: он остается на какое-то время в одиночестве в терапевтическом процессе. Цели его и клиента становятся диаметрально противоположными.

Встает дополнительная задача мотивировать клиента на дальнейшую работу. Это особенно трудно сделать, так как в случае психотического переноса клиент практически полностью теряет интерес к собственной терапии. Он не хочет решать свои проблемы, он хочет обладать терапевтом.

И если он понимает, что его цель недостижима, у него появляется очень сильный соблазн прервать терапию. То, что я хочу, я никогда не смогу получить, так какой смысл продолжать отношения?

Одна из ошибок начинающих терапевтов - стремление оказать помощь клиенту любой ценой. Иногда такой ценой становится размывание границ и, как следствие, полная потеря точки опоры. При этом вовсе необязательно вступать в сексуальные отношения с клиентом. Достаточно бывает вынести сессию за пределы терапевтического кабинета, изменить временные или иные рамки, начать "дружить" пытаясь в дружеских отношениях продолжить терапию и т.д.

Делается это из лучших побуждений - чтобы уберечь клиента от переживания отвержения, удержать в терапии, снизить риск траматизации и т.п. Проблема в том, что эти благие намерения обычно приводят к тому, что серьезно травмируются оба - и клиент и терапевт. Первый все равно сталкивается, в конечном счете, с отвержение и с обманутыми ожиданиями. Второй - с ощущением профессиональной некомпетентности и с чувством вины и стыда.

Что серьезно облегчает работу с психотическим эротическим переносом - так это внутренняя готовность к досрочному и не успешному завершению терапии. Только если терапевт принимает идею о том, что этому клиенту он помочь не сможет, у него появляется достаточно ресурсов для продуктивной работы. Обычный для психотерапии парадокс.

Расскажу я вам сегодня про эротический перенос. Про что еще из России рассказывать?
уже была. Тогда я и эротику обещала. Сейчас будет:)
Эротический перенос – штука волнительная. Он приятнее, тревожнее, запретнее и труднее детско-родительского. И терапевты, конечно, чаще в нем теряются, смущаются и разное прочее.
Эротический перенос, если совсем просто, - это когда у вашего клиента возникают к вам эротические чувства. Желания, там, разные сексуального характера, симпатия вполне однозначная, и он явно видит в вас женщину (или мужчину, смотря кто вы).
Мы, гештальтисты – не психоаналитики. Любые чувства клиента для нас – материал для исследования. Слово «материал» суховато звучит, но суть в том, что, как и любые другие чувства, эротические чувства мы исследуем. Как они устроены, чего именно от меня хочет клиент, зачем ему это, в какой момент он этого хочет, чем я привлекаю его, что он делает с тем, что он меня хочет, как это ему, как он переживает свою сексуальность при этом, какие еще потребности и чувства (стыд, страх, вина, стеснение, обида, желание убежать, спрятаться, грубо взять – что угодно) обнаруживает у себя в связи с этим. Как это всё похоже на его жизнь.
Чудесно, если здесь вы как терапевт не смутились, не испугались, не упали в обморок, не пошли пятнами. Потому что на самом деле может быть еще труднее: эротический контрперенос никто пока (увы) не отменял.
Эротический контрперенос – это когда уже вы испытываете к своему клиенту те самые чувства.
Чисто технически, это не конец света. И мы, как гештальтисты, просто исследуем и их тоже в контакте с клиентом. Как тебе то, что чувствую к тебе я? Как ты с этим обходишься? Как тебе то, как я реагирую? Какие чувства ты испытываешь ко мне в данный момент? Что ты хочешь сделать? Как ты останавливаешь себя? Как устроены наши отношения? Как ты делаешь так, чтобы стать привлекательным для меня? Что ты делаешь с этим дальше? Как это похоже на твою жизнь?
Это если технически. А на деле не так просто быть терапевтичным для человека, которого вы сексуально желаете. Помимо этого напряжения, нужно выдерживать еще и смущение. Оставаясь терапевтичным, напомню. Вас на самом деле ждет квест: нужно остаться в этих переживаниях, не убегая от них, проживая возбуждение, волнение, смущение и всё прочее, при этом быть терапевтичным (то есть продолжать исследовать) и соблюсти границы (мы не занимаемся сексом с клиентами ни при каком раскладе).
Последнее, скажу откровенно – штука непростая. Я говорила об этом не только с новичками, но и с теми, кто имеет многолетний опыт работы терапевтом. Все, кого я расспрашивала, хотя бы раз серьезно влюблялись. Все однажды стояли перед непростым выбором. Все, кого я расспрашивала, сдержались.
Я тоже, к счастью, еще держусь. Лично мне помогают три вещи:
1) Понимание того, что наши отношения очень специфичны.
Я понимаю, что мы встретились в очень особенных условиях. В условиях высокой степени безопасности, доверия, принятия, откровенности и тепла. Я не знаю, что было бы, если бы наша встреча произошла в обычных жизненных условиях. Если бы мы просто познакомились где-то без какой-либо цели завязать особенные отношения. Совершенно не факт, что мы так прониклись бы друг другом. Скорее всего – нет.
Это меня всегда тормозит.
2) Супервизия.
Терапевты, не пренебрегайте ею! Всегда обращайтесь за помощью, когда возникают сложности. Это настолько полезно для вашего клиента, для вашей дальнейшей работы с ним и с кем-то другим, что вряд ли можно переоценить важность этого мероприятия.
Я помню два своих обращения в супервизию по поводу эротики Первое – когда своими желаниями ко мне поделилась клиентка. Да, одного пола со мной. Мне было настолько сложно это переварить, что я жутко разозлилась на нее за такое заявление. Мне нужно было куда-то это всё отнести. Этим местом стала супервизия.
А второе – целая история. Ко мне обратился мужчина, запрос которого был связан с отношениями с женщинами. И довольно быстро он стал воспроизводить со мной то, что он обычно и делал в этих отношениях. Так совпало (хотя, думаю, поэтому он меня и выбрал), что я очень подходила под тот типаж женщин, с которыми он похожее проделывал. И, конечно, на этом «совпадения» не закончились: то, что он делал в отношениях со мной, было ровно тем, что меня обычно привлекает в мужчинах. Это было настолько привычная для нас обоих колея, и в ней было столько желания, что лично я жила с большим соблазном нарушить уже, к чертовой матери, все эти кодексы. Но, слава богу, есть супервизия.
Конечно, если бы тогда мы стали развивать наши отношения вне терапии, всё закончилось бы тоже по привычному нам обоим сценарию. По ровно тому, который этого клиента не устраивал – с этим он ко мне и пришел.
Было очень интересно исследовать его и мои переживания в этой терапии. Совершенно точно это стало ситуацией роста для нас обоих. Не пойти по привычному сценарию, а увидеть друг в друге нечто иное, более важное, ценное, чем то, что существует во флирте. Помню ту нашу встречу, в которой произошла настоящая встреча (простите за тафтологию, я про ту встречу, что по Буберу), когда между нами появилась близость, в которой не было места сексу. Это было трогательно и целительно, да.
История давняя, сейчас мне проще выдерживать и сексуальное напряжение, и смущения меньше на этот счёт. И я даже представить себе не могу условия, в которых я могла бы нарушить этический кодекс. Да и надо ли? С тех пор я выросла, больше могу наслаждаться сексуальным желанием, не вытесняя его, но и не реализуя. У меня меньше страхов перед близостью, откровенностью. Сейчас я куда легче обсуждаю сексуальные желания с клиентами.
Хотя, зарекаться, на всякий случай не буду.
3) Данные обязательства.
Я имею в виду тот самый кодекс и, конечно, мои обязательства перед моим мужем. Они у меня на последнем месте, и слава богу.