Императрица Мария Александровна в воспоминаниях камер-юнгферы А.И. Яковлевой

Автор очерка - дочь Настя, посетившая прошедшую в Ливадийском дворце конференцию, сроки проведения - с 25 по 27 мая, под названием "Романовы и Крым. Научные чтения в Ливадии, 2017 год". Аккредитована она там была как блогер Крыма.

Этот очерк - второй, один из нескольких (ссылка на первую часть в конце поста), которые мы планируем выпустить по теме "Романовы в Крыму" в течение лета.

Итак, вторую часть своего рассказа о жизни семейства Романовых в Крыму я начну, как ни странно, не с описания личностей Александра III и его супруги Императрицы Марии Федоровны, а с фигуры несостоявшегося Российского Императора - великого князя Николая Александровича.

Великий князь Николай Александрович (1843 - 1865).

Николай Александрович был старшим из шести сыновей Александра II и Императрицы Марии Александровны. Этот талантливый юноша к двадцати годам получил очень многогранное и полное образование. Ведь период его взросления совпал с резким подъемом общественного интереса к процессу обучения будущих правителей: монархия уже не могла руководствоваться одним лишь правом на престол, оно должно было быть подкреплено высоким профессионализмом и отличным образованием.

Мария Александровна была настроена на перемены в образовании сына очень решительно: в основу обучения цесаревича легла программа, составленная министром иностранных дел Горчаковым. Известный дипломат предлагал переориентировать обучение наследника с военной подготовки на светские дисциплины. Будущему Императору были назначены лучшие учителя: выдающиеся ученые, философы, экономисты, юристы, литераторы, искусствоведы. Примечательно, что всех остальных великих князей готовили к военной карьере (каким-то неведомым образом предполагалось, что наследник престола застрахован от несчастий, болезней, смерти). В Х IX веке Романовы дважды совершали такую ошибку: к вступлению на престол не были подготовлены ни Николай I, н и
Александр III .

Завершали образовательную программу цесаревича два длительных путешествия по России. Вернувшись из путешествий, цесаревич сделал для себя главный вывод: в России очень много дельных и талантливых людей, - просто их не ищут; и если земские учреждения, внедряемые в жизнь страны реформами Александра II будут успешно развиваться, то из них получится отличная школа для формирования людей, и именно такие люди приведут Россию с ее необъятными природными ресурсами к успеху во всех областях.

Но этим радужным планам не суждено было сбыться. В августе 1860 г. во время скачек с препятствиями на Царскосельском ипподроме цесаревич, не привыкший к езде на английских лошадях, упал и сильно ударился спиной. Наставник цесаревича, граф Строганов, считал это соревнование небезопасным и просил Александра II, отца цесаревича, отменить скачки , но тот возразил, что цесаревич «слишком изнежен», что скачки ему могут быть только полезны, развивая силы и придавая ему бодрости и смелости в борьбе с препятствиями.

С этого момента начинается длительная и утомительная борьба за жизнь цесаревича. Ни один медик так и не смог поставить верного диагноза, ситуацию обостряла постоянная необходимость участвовать в военных смотрах, проводить длительное время в седле. Цесаревич страдал от адских болей, которые превозмогал из чувства долга и также по причине того, что боялся прогневить монарха-отца. Николай Александрович скончался 12 апреля 1865 г., как было установлено после вскрытия, от обширного воспаления спинного и головного мозга. Болезнь не являлась неизлечимой, цесаревичу можно было бы сохранить жизнь и здоровье при условии правильного подхода в лечении, чего сделано не было. В тот же день наследником престола был провозглашен великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III .

Спустя год в дневнике Александра Александровича появилась запись: «Бог призвал меня на это трудное и неутешительное место. Никогда я не забуду этот день в Ницце, первую панихиду над телом милого друга...Я думал в те минуты, что не переживу брата, что я буду постоянно плакать только при одной мысли, что нет у меня больше брата и друга. Но Бог подкрепил меня и дал силы приняться за мое новое назначение, но в душе моей всегда было это чувство, что я не для себя должен жить, а для других; тяжелая и трудная обязанность. Но «да будет воля Твоя, Боже», - эти слова я твержу постоянно, и они меня утешают...»

Император Александр III (1845-1894). Фото 1860-ых гг.

Чтобы охарактеризовать период царствования Александра III я сразу приведу строки из наставления, составленного им для сына - Николая II : «...Предо мною встал вопрос: какой дорогой идти? По той ли, на которую меня толкало так называемое передовое общество, зараженное либеральными идеями Запада, или по той, которую подсказывала моя совесть. Я избрал мой путь. Либералы окрестили его реакционным. Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России...Вера в Бога и в святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни».

Если обобщить, то можно сказать, что Александр III придерживался консервативно-охранительных взглядов и проводил политику контрреформ . Во время его правления не было войн, это впервые за последние 100 лет! (Россия участвовала в Русско-турецких войнах, которых по счету было пять, и Крымской войне с 1729 по 1856 гг.). За это Император Александр III получил в народе прозвание Царь-Миротворец.

Очень интересна его история женитьбы на датской принцессе Марие-Софие-Фредерике-Дагмар. Дело в том, что Принцесса Дагмар была помолвлена с погибшим братом Александра III , Николаем Александровичем. Не обошлось без пересудов: в гостиных Петербурга обсуждали скоропалительный брак наследника и находили его очень странным. Вероятнее всего, Александр был вынужден подчиниться династическим расчетами двух венценосных семейств.

Принцесса Дагмар. Фото 1850-ых гг.

Сегодня в это трудно поверить, но в сердцах двух молодых людей действительно вспыхнули взаимные чувства. Они были примером очень дружной семейной четы: вместе гуляли, читали вечерами, музицировали дуэтом - он на кларнете, она на фортепиано, принимали интересных людей в домашней обстановке, увлекались коллекционированием.

Конечно, у Императрицы были и многочисленные обязанности: Мария Федоровна полностью взяла на себя заботы по организации «Мариинского ведомства». Оно включало в себя дома презрения, больницы, приюты, училища и дворянские институты. Ольга Александровна (ее младшая дочь) вспоминала: «Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливый брак трудно себе представить. Они превосходно дополняли друг друга. Жизнь двора должна была отличаться блеском и великолепием, и мама играла здесь свою роль без единой фальшивой ноты. Она умела быть чрезвычайно тактичной, общаясь со своей родней, а это была задача не из простых».

Императорская чета: фото 1870-80-ых гг.

Всего у супругов Императорской четы было четверо сыновей и две дочери:

Ксения Александровна (6 апреля 1875 — 20 апреля 1960, Лондон), по мужу тоже Романова,

Александр III и Мария Федоровна с детьми, фото 1870-80 гг.


Жизнь и правление Александра III оборвались внезапно: 17 октября 1888 г. на обратном пути из Крыма на станции Борки под Харьковом несколько вагонов царского поезда сошли с рельсов. Государь сумел поднять тяжелую вагонную крышу и несколько минут держал ее на плечах, пока его семья и слуги не выбрались наружу. Ушиб спины спровоцировал болезнь почек. «Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой», - писала впоследствии Ольга Александровна.

С этого момента состояние Императора лишь ухудшалось. Медики посоветовали ему отправиться в Крым, надеясь, что местный климат отсрочит быстрое течение заболевания. 21 октября 1894 г. Александра III не стало. На следующий день панихида по почившему Императору прошла в Крестовоздвиженской церкви, и там же наследник Николай Александрович принял присягу на верность престолу.

Рота дворцовых гренадер. Похороны Александра III. Евпатория. 1894 г.

В Крестовоздвиженской церкви происходило народное прощание с телом Императора. Впоследствии тело было перевезено в Москву, потом - в Петербург, где и было погребено в Петропавловском соборе. Совсем недавно погребение Александра III в Петропавловском соборе было вскрыто по требованию Русской Православной Церкви. Подробнее об этом я расскажу в части, посвященной жизни и царствованию Николая II .

Мария Федоровна больше не вернулась в Ливадийский дворец, слишком тяжело ей было появиться в доме, где каждая мелочь напоминала о муже и где она потеряла его навсегда. В спальне Малого дворца на том месте, где стояло кресло, в котором умер Император, по желанию его супруги был врезан большой кленовый крест. Императрица знала, что во время отсутствия в Ливадии царской семьи каждому разрешалось осмотреть Малый дворец в составе групп паломников. Мария Федоровна была рада тому, что изо всех уголков России люди разных сословий едут в Крым, значит, помнят своего Государя и благодарны ему за тринадцать лет мирной и благополучной жизни, которые он им подарил.

Император Александр III был действительно очень любим и почитаем своим народом: одним из свидетельств тому может служить количество подношений Александру в Петропавловском соборе: до революции 1917 г. их насчитывалось более 700-от, больше, чем кому-либо из российских Императоров! (прим. ред. - подношением называется подарок, чаще всего драгоценный, который делается особо любимой иконе или мощам святого, в православной ритуальной практике в качестве подношений часто выступают ювелирные украшения или драгоценные лампады). Как свидетельствуют очевидцы, регулярно посещавшие Петропавловский собор до революции, "собор сверкал и сиял." После революции подношения были разграблены. На этом современном фото хорошо видны массивные колонны собора, на которых в том числе размещались подношения.

Императрица Мария Федоровна. Фото 1900-ых гг.

О годах правления и личности Николая II я также расскажу в следующей части своих записок, а сейчас подробнее опишу дальнейшую судьбу вдовствующей Императрицы.

Мария Федоровна поначалу была опорой и поддержкой для сына Николая. Умная, наделенная прекрасной интуицией, она старалась уберечь Николая от чуждого влияния, посоветовать, кого стоит назначить на те или иные государственные посты. Но со временем влияние ее на сына ослабело: он все реже прислушивался к советам матушки. С невесткой - Александрой Федоровной - отношения у нее совсем не ладились, слишком разными по характерам были две Императрицы. Алика, как называли при дворе Александру Федоровну, была погруженной в собственные переживания и достаточно замкнутой, тогда как Минни, напротив, была очень обаятельной и всеобщей любимицей.

С началом Первой мировой войны Императрица активизировала работу в обществе Красного Креста, и все женщины Императорского дома под ее руководством занимались организацией лазаретов , санитарных поездов, приютов для увечных воинов. Последние месяцы перед февральской революцией Императрица провела в Киеве.

Во время Первой мировой войны Великая княгиня Ольга Александровна (дочь Марии Федоровны, на фото женское лицо на первом плане) работала медицинской сестрой в военном госпитале в Ровно, отказавшись от всех привелегий своего сословия. По 15 часов в день она делала перевязки раненным.


В день отречения Николая II от престола Императрица записала в своем дневнике: «Сандро (прим. ред. - великий князь Александр Михайлович) пришел в 9 с четвертью и рассказал вещи, внушающие ужас - как будто Ники отрекся в пользу Миши (прим. ред. - великий князь Михаил Александрович). Я в полном отчаянии! Подумать только, стоило ли жить, чтобы когда-нибудь пережить такой кошмар?».

После этой записи Императрица и Николай II последний раз встретятся в Ставке, в Могилеве. Их встреча прошла в небольшом подсобном помещении, прямо на вокзале. О чем они говорили, осталось неизвестным. Впоследствии в письме дочери Ксении Императрица напишет: «Мой бедный Ники, с которым я встретилась, был как арестованный в своем собственном поезде... Даже в последний момент они, подлецы, использовали свою власть, чтобы запретить генералу Нилову сопровождать его. Единственный человек, с кем он мог бы еще посоветоваться...»

По возвращении в Киев, Императрица и ее свита обнаружили, что обстановка сильно изменилась: на вокзале их никто не встречал, поезд остановился у царского павильона, но красная дорожка оказалась свернутой, пришлось перешагивать через нее, чтобы идти дальше. В городе повсюду развивались красные флаги. Приехав в госпиталь, созданный ей и находящийся под ее покровительством, Мария Федоровна оказалась перед закрытой дверью. А главный врач, ссылаясь на мнение персонала, заявил, что ее присутствие является нежелательным.

В конце марта 1917 г. Императрица вместе с дочерью Ольгой и зятем Александром Михайловичем прибыли в Крым. Вскоре к матери, мужу и сестре присоединилась великая княгиня Ксения Александровна. В Крыму под фактическим домашним арестом и в полной неопределенности по поводу судьбы своих детей и внуков Императрица прожила два года. Сначала Мария Федоровна жила в имении Александра Михайловича - Ай-Тодор (сейчас усадьба закрыта для посещения).

За усадьбой было установлено наблюдение, без специального разрешения за территорию никого не выпускали. 4 мая 1917 г. в усадьбе был устроен обыск. В одном из писем Мария Федоровна напишет: «...Офицер вернулся с двумя рабочими и 10-12 матросами, которые заполнили всю мою спальню. Он сел за мой письменный стол и стал брать все: мои письма, записки, трогать каждый лист бумаги, лишь бы найти компрометирующие меня документы. Даже мое датское Евангелие, на котором рукою мамы было написано несколько слов, - все было брошено в большой мешок и унесено...».

Судьба семьи Романовых висела на волоске: ялтинский совет почти каждый день присылал в имение Дюльбер, куда переселилась вскоре вся семья, отряд, в намерения которого входил захват и расстрел пленников.

Вот что еще писала Императрица в частной переписке о своей жизни в Крыму: «...Все стали теперь злыми и жестокими и имеют теперь одно право - предавать и убивать. Я была бы счастлива умереть, лишь бы не переживать весь этот кошмар! Однако на все Воля Божья! Но все-таки трудно понять, как Господь допускает все эти несправедливости и все то дурное, что происходит вокруг! Каждый раз, когда мы куда-нибудь выезжаем, мы должны спрашивать разрешение караульного. Ежедневное маленькое унижение. Они никогда не здороваются. Стоят в своих будках и выходят с газетой в руках и сигаретой во рту, чтобы открыть нам калитку. Ужасно! Невозможно поверить, что это те же матросы, которыми мы раньше гордились...».

Со временем Мария Федоровна поселилась в имении Харакс, усадьбе Великого князя Георгия Михайловича, двоюродного брата покойного Александра III . Были в ее жизни и очень радостные события: дочь Ольга, наконец, спустя много лет ожидания, родила сына Тихона: «...временами, когда кажется, что уже невозможно все это выносить, Господь посылает нам нечто вроде лучика света. Действительно, в этот вечер, когда я чувствовала себя совсем потерянной, моя милая Ольга родила baby, маленького сына, который, конечно же, принес в мое разбитое сердце такую неожиданную радость! …Baby родился в одиннадцать вечера. Получив это известие, я бросилась к ней и видела, какое блаженство испытывала она от того, что у нее, наконец, был свой baby , по которому она, бедная, уже много лет так тосковала...»

Общий фронтальный вид усадьбы Харакс, где Мария Федоровна проводила последние дни в Крыму: здание было построено в стиле шотландского шале. Современное фото.

Усадьба Харакс: фото 1920-ых гг.


1 августа 1918 г. пришла телеграмма из Киева, в которой сообщалось, что Император убит, но Александра Федоровна и дети в безопасности. Императрица не смогла принять страшную правду и запретила служить панихиду по последнему российскому Императору в церкви св. Нины в Хараксе.

Церковь Св. Нины в Хараксе: церковь сохранилась до наших дней, но находится в зоне плотной частной застройки, из-за чего красоту ее пропорций трудно оценить по достоинству, поэтому размещаю здесь архивную фотографию.

Родные уговаривали Марию Федоровну уехать, но она, хотя и тосковала по Дании, отказывалась наотрез. «Мама была непреклонна, - вспоминала Ольга Александровна, - она неизменно отвечала, что ее долг - остаться в России. Ей претила сама мысль о бегстве».

Интересно, что в момент окупации Ялты немецкими войсками в усадьбу Харакс была направлена делегация немецкого окупационного командования, которая пыталась уговорить Императрицу и великого князя Николая Николаевича покинуть Россию. На что от великого князя делегация в свой адрес получила поток нецензурной брани (литературно выражаясь, "по матушке"). После чего делегация отправилась восвояси (этот эпизод запечатлен в воспоминаниях многих очевидцев происшествия). Тут стоит пояснить, что кайзер Вильгельм на тот момент был злейшим врагом Российской Империи, и тот факт, что своим спасением Романовы будут обязаны именно ему, претил всем членам семейства настолько, что они готовы были пожертвовать своими жизнями.

7 апреля Марию Федоровну посетил командующий британскими военно-морскими силами в Севастополе адмирал Калсорп и передал предложение ее племянника, английского короля, немедленно покинуть Крым на дредноуте «Мальборо». Императрица проявила твердость характера и не пожелала уехать, если ей не разрешат взять с собой всех, чьей жизни угрожает опасность.

11 апреля 1919 г. английские суда зашли в Ялтинский порт. Поднявшись на борт, Мария Федоровна вдруг осознала, что навсегда покидает Россию: «Сейчас я тоже испытываю тяжелые, но к тому же еще и горькие чувства из-за того, что мне таким вот образом приходится уезжать отсюда по вине злых людей! Все это так возмущает меня, ведь я прожила здесь 51 год и любила и страну, и народ. Жаль! Но раз уж Господь допустил такое, мне остается только склониться перед Его волей и постараться со всей кротостью примириться с этим».

Императрица Мария Федоровна на палубе "Мальборо," 1918 г.

Впоследствии, после краткого пребывания в Британии, Мария Федоровна переехала в Данию и поселилась на вилле в Видере, купленной когда-то для трех датских принцесс - Александры, Дагмар и Тиры.

Здесь ее часто навещала племянница, Мария Павловна: «Эти посещения были особенно хороши тем, что, несмотря на изгнание, ... старая Императрица до последней мелочи сохранила уклад своей прежней жизни. ...Все было скромно, даже бедновато; но вы дышали старорежимным воздухом, вкушали сладость былого. В ее простодушии и безучастности к окружающему было столько внутреннего достоинства, что и в этом потертом темном платье была видна российская Императрица, и старый домишко казался дворцом. ...Она держалась ровно также, как и всегда: также заинтересованно воодушевлялась нашими делами, и также была далека, на старый манер, от сегодняшних тревог, и также по-детски наивно вникала во все..."

Императрица Мария Федоровна в пожилом возрасте в Дании.

Императрица скончалась в 1928 г. и перед смертью завещала лишь временно похоронить себя в Дании, а впоследствии перенести гроб в Россию. Последняя воля российской Императрицы Марии Федоровны была выполнена в 2006 г.

Ливадийские дворцы и церковь в годы правления Александра III

Вернемся к эпохе првления Александра III.

Став хозяевами Ливадии, Александр III и Мария Федоровна продолжали заботиться об имении, желая видеть его доходным и хорошо организованным. К середине 80-х гг. здесь находилось 210 зданий и строений, которые требовали своевременного ремонта и реставрации. В сентябре 1886 г. управляющий имением просил командировать в Ливадию архитектора, чтобы определить, насколько серьезны возникшие разрушения: в результате оползня в стенах Малого дворца возникли трещины. Архитектор предложил полностью разобрать дворец и построить новый. Александр III согласился, но с условием: восстановить его в прежнем виде, в каком дворец был задуман и построен Монигетти. Они с Минни очень любили этот небольшой, но уютный дом, возведенный отдельно. И даже став монархами, предпочитали жить в нем во время своих приездов в Крым. Итак, архитектор Шретер выполнил все пожелания августейшей четы: в конце марта 1887 г. дворец разобрали, а уже к лету следующего года он предстал взору хозяев в прежней красе.

К сожалению, как я уже упоминала в предыдущей статье, Малый дворец и крест, вырубленный на месте смерти Императора Александра III , не сохранились по причине вспыхнувшего Ливадии пожара в 1941 г.

Какое-то время назад на территории Малого дворца находились теннисные корты, однако сейчас корты демонтированы. На месте Малого дворца будет установлен мемориальный комплекс, посвященный Александру III . Подготовительные работы по установке памятника уже идут полным ходом.

Проект памятника Александру III на месте Малого дворца.

Строительные работы по демонтажу кортов идут полным ходом.


Также при Александре III в Крестовоздвиженском храме в конце 1880 г. была проведена масштабная реставрация живописи и фресок. Император поручил сделать полный осмотр здания и дать необходимые рекомендации по воссозданию интерьера своему любимому художнику Алексею Петровичу Боголюбову и профессору Давиду Ивановичу Гримму.

Полное обновление затронуло в основном главную икону - «Запрестольный образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня», написанную Бейдманом клеевыми красками: ее серьезно повредила попавшая через крышу влага. Чтобы избежать повторения истории, было принято решение воспроизвести икону в мозаике, для чего обратились к итальянской фирме, возглавляемой Антонио Сальвиати. Мозаики храма в Ореанде произвели сильное впечатление на Государя. Контракт с Сальвиати был заключен в апреле 1887 г. Картоны Бейдмана писал академик Попов, максимально придерживаясь оригинала. Этот шедевр мозаичного искусства чудом сохранился до наших дней в целости и сохранности и приходящие во храм могут любоваться им и убедиться в глубине воздействия библейского сюжета.

Также в апреле 1887 г. рядом с дворцовой церковью по проекту Грима началось строительство звонницы с шестью колоколами. Звонница выдержана в строго византийском стиле и идеально гармонирует с церковью. Кресты и орнаменты, которые украшали ее стены, вытесал по инкерманскому камню крестьянин Орловской губернии Костиков, заслуживший за свою работу особую похвалу управляющего имением.

Запрестольный образ Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мозаичная работа Сальвиати. 1887 г. Современная фотография.


Сохранившиеся фрагменты мозаики Сальвиати в церкви в нижней Ореанде.


Звонница рядом с Крестовоздвиженской церковью: фото наших дней.


Впереди Большой ливадийский дворец и Крестовоздвиженскую церковь ждали масштабные реновации, а затем во многом непростые для этих памятников годы советской эпохи, о которых речь пойдет в следующей части моего рассказа.

Источники указаны после 1-ой части очерка здесь:

3-D модель памятника Александру III любезно предоставлена пресс-центром Ливадийского дворца.

Портреты 50-60-х годов привлекают одухотворенностью облика императрицы Марии. На одном из лучших, работы художника Ф. Винтерхальтера(находится в экспозиции Массандровского дворца-музея), прекрасно передано подмеченное современниками то "высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты".

В истории русской императорской фамилии имя Марии Александровны отмечено трагизмом и некоторой загадочностью. Мало кто из Романовых заслужил столь единодушное признание высокого ума и нравственных качеств, как супруга Александра II. Даже ярый критик самодержавия- известный анархист князь П. А. Кропоткин воздавал должное образованности, доброте, искренности и благотворной роли, которую Мария Александровна сыграла в судьбе многих выдающихся людей России.

Из свидетельств современников более всего нам представляются близкими к раскрытию характера этой необыкновенной женщины воспоминания и дневники фрейлины А. Ф. Тютчевой, пользовавшейся исключительной благосклонностью и доверием Высочайших Особ. Человек объективный и наблюдательный, она дала удивительные по глубине психологические портреты Александра II и Марии Александровны.

Касаясь, например, появившегося в западной печати вскоре после вступления на престол Александра II пророчества о том, что высокий интеллект его супруги дает России надежду "найти в ней вторую Екатерину", Тютчева пишет: "Нужно очень мало знать императрицу, чтобы приписывать ей какое бы то ни было сходство с Екатериной II... Императрица Мария не обладает ни одним из качеств и ни одним из недостатков Екатерины II. Она создана гораздо более для внутренней жизни, душевной и умственной, чем для активной деятельности и для внешних проявлений. Честолюбие свое она обращает не на искание власти или политического влияния, но на развитие своего внутреннего существа". И далее в дневниках мы находим свидетельство, которое, возможно, является ключом к пониманию драмы, разыгравшейся в царской семье, начиная с 1867 года, и, без сомнения, повлиявшей на исход болезни императрицы. Тютчева с тревогой отмечала, что в придворных кругах имелись лица, "которые ставят себе целью внушать императору недоверие к императрице и подозрение, что она может воспользоваться своим умственным превосходством над ним (подчеркнуто нами. - Авт.), чтобы подчинить его и оказывать влияние на дела".

Не с осознания ли этого превосходства началось постепенное охлаждение Александра II к ранее нежно любимой супруге, что, в конце концов, и привело его к ставшей вскоре известной всему Двору связи с княжной Е. М. Долгорукой (см. раздел Княгиня Юрьевская). Трудно полностью согласиться с версией М. Палеолога о внезапно вспыхнувшей романтической страсти уже немолодого императора к юной княжне: Александр Николаевич всегда обладал завидной выдержкой и волей.

С другой стороны, это превосходство вполне осознавала и Мария Александровна, которая "употребляла всю свою силу воли и свою энергию на то, чтобы снизить себя до ничтожестве окружающего ее уровня". Человек выдающихся способностей и здравого смысла, она подчеркнуто демонстрировала пассивность в государственных делах, а если и участвовала в них, то старалась это делать, не привлекая к себе особого внимания. При жизни императрицы мало кто знал, например, о ее непосредственном участим в освобождении крестьян, а такие важные события в жизни России, как реформа женского образования или создание общества Красного Креста, состоявшиеся по личной инициативе и во многом на личные средства Марии Александровны, обставлялись как некая благотворительная деятельность.

Мы остановились столь подробно именно на этих страницах жизни супруги Александра II, чтобы читателю стало более понятно, почему Ливадия заняла в ее судьбе особое место. В имении, сначала очаровавшем Марию Александровну только красотой, экзотичностью окружающей природы, она вскоре стала находить облегчение и физических страданий, и тяжких душевных мук.

Вдали от столичного официоза она вела простой, замкнутый образ жизни, занимаясь детьми, чтением, благотворительностью, совершая прогулки к морю. Чтобы избежать встреч с Долгорукой, которая во время высочайших приездов останавливалась в своем небольшом имении Биюк-Сарай неподалеку от Ливадийской слободки, императрица под предлогом советов врачей уединялась в Эриклике.

Обычно Мария Александровна приезжала в Крым вместе с младшими сыновьями - великими князьями Сергеем и Павлом, дочерью - великой княжной Марией и небольшой свитой весной либо в августе и старалась пробыть в Ливадии до последних теплых дней. Напоминания о необходимости возвращения в Петербург вызывали у нее раздражение и явное неудовольствие. В этой связи характерен эпизод, описанный В. X. Кондараки.

В 1870 году пребывание императрицы на Южном берегу затянулось настолько, что министр Двора вынужден был несколько раз телеграфировать сопровождавшим ее лицам с требованием ускорить возвращение в Зимний дворец. Поскольку никто из свиты не решался обратиться к Марии Александровне с вопросом о времени отъезда из Крыма, последовала телеграмма от самого императора. Но на нее был дан сухой ответ: "О времени выезда моего сообщу заблаговременно.

Весной 1879 года состоялся последний кратковременный приезд смертельно больной, задыхающейся до обморочного состояния Марии Александровны в свое южнобережное имение. Без всякой надежды на выздоровление она вскоре выехала отсюда за границу, а 3 июня 1880 года скончалась в Зимнем дворце.

По завещанию Ливадия после ее смерти должна была перейти "в пожизненное распоряжение и владение" Александру Николаевичу, а в случае его кончины - наследнику цесаревич

Примечания:

Эриклик - "долина слив" (тат.), созвучно шотландскому "воздушный звон". Дача в горном сосновом лесу на северной окраине имения "Ливадия", построенная по проекту архитектора А. И. Резанова в 1873 г. Не сохранилась. Ныне - территория санатория "Горная здравница".-вернуться-

ПАЛОМНИЧЕСТВО В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Дочь поэта А.Ф. Тютчева - о посещении монастыря императрицей Марией Александровной

Всем истринцам, интересующимся историей нашего края, известно о свидетельствах посещения Новоие­русалимского монастыря представи­телями царской семьи. Среди них, например, императрицы Елизавета Петровна, Екатерина II, императоры Павел I, Александр I, Николай I. Их денежные, земельные и имуществен­ные вклады во многом способствова­ли благосостоянию обители.

В 1858 году монастырь посетила императрица Мария Александровна, жена Александра II. Но подробности этого посещения мне (полагаю, и не только мне) не были известны. Их я обнаружила в книге «При дворе двух императоров», в которой опубликова­ны воспоминания и дневник Анны Федоровны Тютчевой - старшей дочери знаменитого поэта Федора Тютчева.

В 1853 году А.Ф. Тютчева была на­значена фрейлиной цесаревны Ма­рии Александровны, жены будущего царя Александра II. 13 лет она служи­ла при дворе, была воспитательни­цей детей царской четы: великой княжны Марии и великих князей Сер­гея и Павла. В 1866 году вышла за­муж за известного славя­нофила Ивана Сергееви­ча Аксакова и без сожа­ления удалилась от дво­ра.

В своих воспоминани­ях и дневнике А.Ф. Тют­чева отразила перелом­ный этап в жизни петер­бургского двора - смену венценосцев. Оценка происходивших событий, характеров и поступков первых лиц государства и их ближайшего окруже­ния отразили ум, искрен­ность и проницательность Анны Федоровны Тютчевой.

Среди описаний многочисленных реалий России 2-й половины XIX века - и любопытные строчки о Воскресенском Новоиеруса­лимском монастыре. Царская чета - Александр II и Мария Александровна - не раз совершали паломничество по святым местам России. В сентябре 1858 это было паломни­чество в Воскресенский Новоиерусалимский мо­настырь, однако без Александра II, ввиду пре­бывания его в это время в Варшаве, где происхо­дила его встреча с Напо­леоном III. В свите, сопро­вождавшей Марию Алек­сандровну и ее малень­кую дочь Марию, была и А.Ф. Тютчева, воспита­тельница княжны Марии. Итак, вот строки дневника А.Ф. Тютчевой о посеще­нии монастыря: "Мы выехали из Мо­сквы 1 сентября. На станции Крюково оста­вили железную дорогу и прямой дорогой поехали в Воскресенский мона­стырь. Мы подъезжали к нему при яр­ком солнечном свете, в лучах которо­го сияли чудные купола церквей. Императрица пригласила генерал-адъютанта Исакова, ездившего в про­шлом году во Святую землю, сопро­вождать нас, с тем чтобы подробно объяснить нам разницу и сходство этого храма с храмом гроба Господ­ня, по образцу которого он построен. В течение двух часов мы осматрива­ли этот огромный собор с его сорока приделами, из которых некоторые расположены под сводами на хорах, как гнезда ласточек. Купол, построен­ный Растрелли в царствование импе­ратрицы Елизаветы, поражает своей красотой и размерами. Как жаль, что его так испортили скверными фреска­ми. Великая княжна хотела все ви­деть, но при выходе из церкви я предпочла повести ее побегать на солнце в монастырском огороде, чем дольше подвергать ее сырому и хо­лодному воздуху церквей. Мы пообе­дали постным обедом с игуменом, лу­кавая мина которого мне совсем не понравилась, и сели на поезд с тем, чтобы переночевать в Твери".

Будущая императрица Мария Александровна родилась в 1824 году в Дармштадте - столице Гессена. Младенца назвали Максимилианой Вильгеминой Августой Софией Марией.

Происхождение

Ее отцом был немец Людвиг II (1777-1848) - великий герцог Гессенский и Рейнский. Он пришел к власти после Июльской революции.

Матерью девочки была Вильгельмина Баденская (1788-1836). Она была родом из баденского дома Церингенов. При дворе ходили слухи, что ее младшие дети, в том числе и Максимилиана, были рождены от связи с одним из местных баронов. Людвиг II - официальный муж - признал ее своей дочерью, чтобы избежать позорного скандала. Тем не менее девочка со своим братом Александром стала жить отдельно от отца и его резиденции в Дармштадте. Этим местом "ссылки" стал Хайлигенберг, который был собственностью матери Вильгельмины.

Встреча с Александром II

У Романовых были популярны династические браки с немецкими принцессами. Например, предшественница Марии - Александра Федоровна (жена Николая I) - была дочерью прусского короля. Да и супруга последнего русского императора тоже была из Гессенского дома. Так что на этом фоне решение Александра II жениться на немке из небольшого княжества не кажется странным.

Императрица Мария Александровна встретилась со своим будущим мужем в марте 1839 года, когда ей было 14 лет, а ему - 18. В это время Александр в качестве наследника престола совершал традиционное европейское турне для знакомства с местными правящими домами. Дочь Гессенского герцога он встретил на спектакле «Весталка».

Как согласовывался брак

После знакомства Александр начал в письмах уговаривать родителей, чтобы те дали разрешение на брак с немкой. Однако мать была против такой связи цесаревича. Ее смущали слухи о незаконном происхождении девушки. Император Николай, напротив, решил не рубить с плеча, а рассмотреть вопрос внимательнее.

Дело в том, что его сын Александр уже имел неудачный опыт в личной жизни. Он влюбился в фрейлину двора Родители были резко против такой связи по двум принципиальным причинам. Во-первых, эта девушка была простого происхождения. Во-вторых, она была еще и католичкой. Так что Александра с нею насильно разлучили и отправили в Европу, как раз для того, чтобы он смог найти себе подходящую партию.

Так что Николай решил не рисковать и не разбивать сыну сердце в очередной раз. Вместо этого он стал подробно расспрашивать о девушке попечителя Александра Кавелина и поэта Василия Жуковского, сопровождавших наследника в его путешествии. Когда император получил положительные отзывы, сразу же последовал приказ по всему двору о том, что впредь запрещено распространять какие-либо слухи о гессенской принцессе.

Этому повелению пришлось подчиниться даже императрице Александре Федоровне. Тогда она решила сама съездить в Дармштадт, чтобы заранее познакомиться с невесткой. Это было неслыханное событие - подобного еще не случалось в российской истории.

Внешность и интересы

Будущая императрица Мария Александровна произвела на свою предшественницу прекрасное впечатление. После очной встречи согласие на брак было получено.

Что же так привлекало окружающих в этой немецкой девушке? Самое детальное описание ее внешности оставила в своих мемуарах ее фрейлина Анна Тютчева (дочь знаменитого поэта). Согласно ее словам, императрица Мария Александровна имела нежный цвет кожи, чудесные волосы и кроткий взгляд больших голубых глаз. На фоне этого немного странно выглядели ее тонкие губы, которые часто изображали ироническую улыбку.

У девушки были глубокие познания в музыке и европейской литературе. Ее образованность и широта интересов производили впечатление на всех окружающих, и многие люди потом оставили свои восторженные отзывы в форме мемуаров. Например, писатель Алексей Константинович Толстой говорил, что императрица своими познаниями не только выделяется на фоне остальных женщин, но даже заметно обыгрывает многих мужчин.

Появление при дворе и свадьба

Свадьба состоялась вскоре после того, как были улажены все формальности. Невеста прибыла в Петербург в 1840 году и больше всего была потрясена блеском и красотой российской столицы. В декабре она приняла православие и в крещении получила имя Марии Александровны. Уже на следующий день произошло обручение между ней и наследником престола. Свадьба же состоялась через год, в 1841-м. Она прошла в Соборной церкви, находившейся в Зимнем дворце Петербурга. Сейчас это одно из помещений Эрмитажа, где проводятся регулярные выставки.

Девушке было тяжело вклиниться в новую жизнь из-за незнания языка и боязни не понравиться свекру и свекрови. Как потом она сама признавалась, каждый день Мария проводила как на иголках, чувствовала себя «волонтером», готовым ринуться куда угодно по внезапной команде, например на неожиданный прием. вообще была обузой для цесаревны, а потом и императрицы. Она в первую очередь была привязана к мужу и детям, старалась заниматься только тем, чтобы помогать им, а не тратить время на формальности.

Коронация супругов произошла в 1856 году после смерти Николая I. Тридцатилетняя Мария Александровна получила новый статус, который пугал ее все то время, что она была невесткой императора.

Характер

Современники отмечали многочисленные достоинства, которыми обладала государыня-императрица Мария Александровна. Это доброта, внимание к людям, искренность в словах и поступках. Но самым важным и заметным было то чувство долга, с которым она пребывала при дворе и несла титул через всю свою жизнь. Каждый ее поступок соответствовал императорскому статусу.

Она всегда соблюдала религиозные догматы и была крайне набожной. Эта черта настолько сильно выделялась в характере императрицы, что ее гораздо проще было представить монахиней, чем царствующей особой. Например, Людовиг II (король Баварии) отмечал, что Мария Александровна окружена ореолом святой. Такое поведение во многом не сходилось с ее статусом, так как во многих государственных (пусть даже формальных) делах требовалось ее присутствие, вопреки ее отстраненному от мирской суеты поведению.

Благотворительность

Больше всего императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - была известна своей широкой благотворительностью. По всей стране за ее счет открывались больницы, приюты и гимназии, которые получали эпитет «мариинские». Всего она открыла и следила за 5 больницами, 36 приютами, 12 богадельнями, 5 благотворительными обществами. Не обделила государыня вниманием и сферу образования: были построены 2 института, четыре десятка гимназий, сотни небольших училищ для ремесленников и рабочих и т. д. На это Мария Александровна тратила как государственные, так и собственные средства (ей выдавалось 50 тысяч серебряных рублей в год на персональные расходы).

Здравоохранение стало особой сферой деятельности, которой занималась императрица Мария Александровна. Красный Крест появился в России именно по ее инициативе. Его волонтеры помогали раненым солдатам во время войны в Болгарии против Турции 1877-1878 гг.

Смерть дочери и сына

Большой трагедией для царской семьи стала смерть наследника престола. Императрица Мария Александровна - жена Александра 2 - подарила супругу восьмерых детей. Старший сын Николай родился в 1843 году, спустя два года после свадьбы, когда царем был еще его дедушка-тезка.

Ребенок отличался острым умом и приятным характером, за который его любили все члены семьи. Он был уже помолвлен и получил образование, когда в результате несчастного случая повредил спину. Есть несколько версий случившегося. Либо Николай упал с лошади, либо ударился о мраморный стол во время шуточной борьбы со своим товарищем. Сначала травма была незаметной, но со временем наследник становился все бледнее и чувствовал себя хуже. Кроме того, врачи лечили его неправильно - прописывали лекарства от ревматизма, которые не приносили пользы, ибо не была выявлена истинная причина недуга. Вскоре Николай оказался прикован к коляске. Это стало ужасным стрессом, который терпела императрица Мария Александровна. Болезнь сына шла вслед за смертью первой дочери Александры, умершей от менингита. Мать постоянно находилась при Николае, даже когда было решено отправить его в Ниццу на лечение от туберкулеза позвоночника, где он и скончался в 22 года.

Охлаждение отношений с мужем

И Александр, и Мария по-своему с трудом переживали эту утрату. Император винил себя за то, что заставил сына много заниматься физической подготовкой, отчасти из-за чего и произошел несчастный случай. Так или иначе, но трагедия отдалила супругов друг от друга.

Беда заключалась в том, что вся их дальнейшая совместная жизнь состояла из одних и тех же ритуалов. По утрам это был дежурный поцелуй и рядовые разговоры о династических делах. Днем супруги встречали очередной парад. Вечер императрица проводила с детьми, а муж постоянно пропадал по государственным делам. Он любил семью, но его времени просто не хватало на родственников, чего не могла не заметить Мария Александровна. Императрица пыталась помочь Александру в делах, особенно в первые годы.

Тогда (в начале царствования) царь с радостью советовался с супругой о многих решениях. Она всегда была в курсе последних докладов министров. Чаще всего ее советы касались системы образования. Это во многом было связано с благотворительной деятельностью, которой занималась императрица Мария Александровна. И развитие образования в эти годы получило закономерный толчок вперед. Открывались училища, доступ к ним появился у крестьян, которых, помимо всего прочего, еще и освободили от крепостничества при Александре.

Сама императрица имела на этот счет самое либеральное мнение, которым делилась, например, с Кавелиным, говоря ему о том, что горячо поддерживает мужа в его желании дать самому многочисленному сословию России свободу.

Однако с появлением Манифеста (1861 год) императрица все реже касалась государственных дел из-за некоторого охлаждения отношений с мужем. Это было связано и со своенравным характером Романова. Царя все чаще настигал шепот во дворце о том, что он слишком часто оглядывается на мнение супруги, то есть находится у нее под каблуком. Это раздражало свободолюбивого Александра. Кроме того, сам титул самодержца обязывал его принимать решения только своей волей, без советов с кем-либо. Это касалось самой природы власти в России, которая, как считалось, давалась от Бога единственному помазаннику. Но настоящий разрыв между супругами был еще впереди.

Екатерина Долгорукова

В 1859 году Александр II проводил маневры в южной части империи (территория нынешней Украины) - отмечалось 150-летие битвы под Полтавой. Государь остановился с визитом в усадьбе знаменитого дома Долгоруковых. Этот род являлся ветвью от князей Рюриковичей. То есть его представители были далекими родственниками Романовых. Но в середине XIX века родовитая семья была а у ее главы князя Михаила осталось только одно имение - Тепловка.

Император вошел в положение и помог Долгорукову, в частности устроил его сыновей в гвардию, а дочерей отправил в Смольный институт, пообещав оплатить расходы из царского кошелька. Тогда же он встретился с тринадцатилетней Девочка удивила его своим любопытством и жизнелюбием.

В 1865 году самодержец по традиции побывал с визитом в Смольном институте благородных девиц. Тогда-то он после долгого перерыва вновь увидел Екатерину, которой исполнилось уже 18 лет. Девушка отличалась удивительной красотой.

Император, который обладал влюбчивым нравом, начал присылать ей подарки через своих помощниц. Он даже стал наведываться в институт инкогнито, однако было решено, что это слишком, и девушку под предлогом плохого здоровья отчислили. Теперь она жила в Петербурге и виделась с царем в Летнем саду. Ее даже сделали фрейлиной хозяйки Зимнего дворца, коей являлась императрица Мария Александровна. Жена Александра Второго тяжело переживала слухи, роем вьющиеся вокруг молодой девушки. Наконец Екатерина уехала в Италию, чтобы не вызывать скандала.

Но Александр был настроен серьезно. Он даже пообещал фаворитке, что женится на ней, как только представится такая возможность. Летом 1867 года он прибыл в Париж по приглашению Наполеона III. Туда же из Италии отправилась Долгорукова.

В конце концов император попытался объясниться со своей семьей, желая, чтобы его в первую очередь услышала Мария Александровна. Императрица, супруга Александра II и хозяйка Зимнего дворца, попыталась соблюсти приличия и не позволяла конфликту выйти за пределы резиденции. Однако ее старший сын и наследник престола взбунтовался. Это было неудивительно. Будущий отличался крутым нравом даже в совсем молодом возрасте. Он ругал отца, а тот, в свою очередь, приходил в ярость.

В итоге Екатерина все же переехала в Зимний дворец и родила от царя четверых детей, которые потом получили княжеские титулы и были узаконены. Это случилось после смерти законной супруги Александра. Похороны императрицы Марии Александровны дали возможность царю заключить брак с Екатериной. Она получила титул светлейшей княгини и фамилию Юрьевская (как и ее дети). Однако император недолго был счастлив в этом браке.

Болезнь и смерть

Здоровье Марии Александровны было подорвано по многим причинам. Это частые роды, измена мужа, смерть сына, а также сырой климат Петербурга, к которому коренная немка была не готова в первые годы переезда. Из-за этого у нее началась чахотка, а также нервное истощение. Согласно рекомендации личного врача, женщина каждое лето отправлялась на юг в Крым, климат которого должен был помочь ей побороть болезни. Со временем женщина почти отошла от дел. Одним из последних эпизодов ее участия в государственной жизни было посещение военных советов во время противостояния с Турцией в 1878 году.

В эти годы на Александра II постоянно совершались покушения революционерами и бомбистами. Однажды взрыв произошел в столовой Зимнего дворца, но императрица была настолько больна, что даже не заметила этого, лежа в своих покоях. А ее муж выжил только потому, что задержался в своем кабинете, вопреки привычке обедать в установленное время. Постоянный страх за жизнь любимого мужа съедал остатки здоровья, которым еще владела Мария Александровна. Императрица, фото которой в то время показывают явную перемену в ее внешности, крайне исхудала и походила, скорее, на свою тень, нежели на человека в теле.

Весной 1880 года она окончательно слегла, в то время как муж переехал в Царское Село с Долгоруковой. Он наносил супруге короткие визиты, но ничего не мог поделать, чтобы хоть как-то улучшить её самочувствие. Туберкулез стал причиной, по которой скончалась императрица Мария Александровна. Биография этой женщины гласит, что жизнь её оборвалась в том же году, 3 июня по новому стилю.

Последнее пристанище супруга Александра II нашла по династической традиции в Петропавловском соборе. Похороны императрицы Марии Александровны стали траурным событием для всей страны, искренне ее любившей.

Александр ненадолго пережил первую супругу. В 1881 году он погиб после ранения в результате взрыва бомбы, брошенной ему под ноги террористом. Император был похоронен рядом с Марией Александровной.

В комментарии к моей записи пришел важный вопрос: "Вчера была годовщина (130 лет) со дня блаженной кончины Императрицы Марии Александровны (Великий Князь Георгий является Ея прямым потомком). Скажите пожалуйста, гда нибудь в Петербурге или других местах служились по Ней паннихиды? Постоянный автор Русской народной линии Алексей Поповкин".
Хочу поблагодарить за этот вопрос и в качестве ответа рассказать о том, как я сам "случайно" узнал об этом юбилее. 2 июня в Петро-Павловской крепости после чтения псалтири над гробом Великой Княгини Леониды Георгиевны я решил пройти вдоль всех могил здесь погребенных представителей Дома Романовых и кратко помянуть их. Когда еще представиться такая удивительная возможность - быть в этом соборе почти в полночь практически в одиночестве?! Здесь погребены все русские цари династии Романовых после Петра Первого. Всего в соборе сегодня 42 погребения. Я проходил среди этих священных гробов и кратко молитвенно поминал их имена: «Помяни Господи приснопоминаемого Императора Петра Алексиевича» и т.д.
Когда я подошел к могиле Александра II и его супруги Марии Александровны, не знаю почему, решил прочесть надпись на надгробной плите. Она, кончено, обращает на себя внимание. Надгробия Александра II и Марии Александровны отличаются от всех прочих надгробий, они выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца. Император Александр III пожелал почтить память своего убиенного родителя Александра II и своей матери и в 1887 году повелел заменить беломраморные надгробия на их могилах на более богатые. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита (для Марии Александровны). Изготовление надгробий шло на Петергофской гранильной фабрике в течение 18 лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 г. уже их внуком Николаем II.
Надпись на передней стенке сливалась с фоном камня и с трудом читалась в полутемном соборе. Чтобы ее прочесть приходилось руками буквально щупать высеченные в камне буквы. И здесь меня ждало два открытия. Во-первых, Императрица Мария Александровна родилась 26 июля 1824 года, тут же был указан и новый стиль - 8 августа. А это день моего рождения. К таким совпадениям все мы неравнодушны. Я тут же решил, что буду теперь всегда поминать Императрицу Марию. Когда же я разобрал дату кончины, удивился не меньше. Она преставилась 22 мая 1880 года, по новому - 4 июня. То есть буквально через день исполняется 130 лет со дня преставления Государыни. На другой день на Литургии в Петро-Павловском соборе я спросил настоятеля игумена Александра, предполагают ли они служить панихиду памяти Императрицы в день ее преставления? Он объяснил, что поскольку собор является музеем, то администрация музея утверждает график служения панихид на год вперед и разрешает служения по царствовавшим Императорам и Императрицам. О служении особых панихид по супругам Императоров пока что договориться не удалось. Поэтому, к сожалению, в самый день панихиды на гробе Марии Александровны не будет. О.Александр рассказал, что регулярное служение литургий по воскресным дням разрешили с октября прошлого года и он на каждой литургии на проскомидии поминает поименно всех погребенных в соборе членов Императорского Дома. Я также на этой литургии вынул частицу о душе приснопоминаемой Императрицы Марии Александровны. А с сегодняшнего дня стал поминать ее в своем храме.
Императрица Мария Александровна - один из самых светлых образов всего Дома Романовых. Ее жизнеописание без малейшего усилия превращается в житие. Замечательно о ней написала А. Ф. Тютчева «Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось вышла из рамки средневековой картины. Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю". Нашел замечательные слова о Императрице в блоге http://barjaktarevic.livejournal.com/81848.html: "Высокая боголюбица и смиренная христианка", по словам Архимандрита Антонина (Капустина), Государыня принимала близко к сердцу беды и тяготы православных славян. В 1868 году в селе Бело Поле на Косово и Метохии по указанию Императрицы Марии Александровны была восстановлена разрушенная албанцами церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мария Александровна была человеком глубоко, истинно верующим … Она очень любила Москву. Ходила в старинные храмы, изучала их подробно - постигала душой. Приближённых поражали её глубокие познания в истории России и Православной Церкви (из книги "Принцессы немецкие - судьбы русские"). Она постоянно оказывала внимание и содействие Славянскому Комитету. ».
Поэтому не может быть случайным, что именно в честь нее в Иерусалиме на горе Елеонской был основан Русский монастырь св.Марии Магдалины. Кстати, сестры монастыря собирают материалы и ставят вопрос и причислении Императрицы Марии Александровны к лику святых.
Для меня это открытие в ночном Петро-Павловском соборе стало малым чудом.
Царство Небесное и вечный покой приснопамятной Государыне Императрице Марии Александровне. Жалко, конечно, что ее юбилей остался практически незаметным в России.

3 сентября вернулась из-за границы императрица с принцессою. Государыня в сопровождении всего семейства привела принцессу в приготовленные для нее комнаты в верхнем этаже. Императрица сняла с шеи батистовую косынку, подала ее мне и спросила как моя фамилия, где я воспитывалась, давно ли кончила курс. Потом она прибавила: - Я вас прошу с принцессой всегда говорить по-русски.

Сентября 7 -го был торжественный въезд высоконареченной невесты в столицу. Погода была превосходная; царская фамилия выехала из Царского Села в экипажах, остановилась в загородном путевом дворце Четыре Рогатки; тут был завтрак и небольшой отдых, после которого императрица, великие княжны и принцесса переоделись в русские платья. По церемониалу все разместились в золоченые кареты и торжественный поезд двинулся шагом к столице.

Принцессе отведены были комнаты в нижнем этаже окнами на Неву, на ряду с комнатами великих княжен Ольги и Александры Николаевн. После приема, принцесса вернулась в свои покои, где мне пришлось снимать с ее головы и шеи драгоценнейшие бриллиантовые уборы, какие я видела в первый раз в жизни. На принцессе был голубого цвета шлейф весь вышитый серебром и белый шелковый сарафан, перед которого тоже был вышит серебром, а вместо пуговиц нашиты были бриллианты и рубины; повязка, темно-малинового бархата, обшитая бриллиантами, с головы спадала серебром вышитая вуаль.

Сентября 9-го, был парадный спектакль, а вскоре за тем Царская фамилия снова вернулась в Царское село, где и провела всю осень в больших развлечениях. Непременно каждое воскресенье был парадный обед у императрицы, туалеты были почти бальные: нарядные платья с открытыми лифами, короткими рукавами, белые башмаки, цветы и бриллианты. Французские спектакли давались на маленьком Царскосельском театре. Великая княгиня Елена Павловна, отличавшаяся большим вкусом, устраивала изящные праздники в честь невесты и жениха. Иногда ездили в Петербург слушать оперу или посмотреть новый балет.

К сожалению, принцесса не всегда могла участвовать в празднествах и удовольствиях. Вероятно, от непривычки к суровому климату, у нее на одной щеке под глазом образовалось красное пятно величиной с голубиное яйцо. Хотя оно не очень беспокоило ее, доктора не советовали ей выезжать на мороз. Вообще она каталась мало и то, в закрытом экипаже, большей частью она прогуливалась или в залах Зимнего дворца или в Зимнем саду.

5-го декабря был день миропомазания принцессы. В этот день на ней был надет белый атласный сарафан и шлейф; последний был весь опушен лебяжьим пухом; волосы были убраны очень просто: их сбили спереди в длинные, почти прозрачные локоны; эта прическа была ей очень к лицу, весь туалет отличался простотою: на ней не было никаких драгоценных украшений. На следующий день было обручение цесаревича с великой княжной Марией Александровной.

Квартира, предназначенная молодым в Зимнем дворце, выходила окнами частью на Адмиралтейство, частью на площадь Александровской колонны. Первая комната была большая приемная, вторая - кабинет, за колоннами в алькове - спальня, потом - комната, где цесаревич принимал по утрам ординарцев. Дальше начиналась половина цесаревны. Первая комната была уборная, вторая - ванная, третья - очень большая спальня. Четвертая комната - кабинет, пятая - парадный кабинет, шестая - золотая комната, седьмая - огромное белое зало.

1841 года, 16-го апреля в 8 часов утра пятью пушечными выстрелами возвестили столице, что высочайшее бракосочетание имеет быть сегодня. Мы были в белых платьях и надели только что полученные от цесаревича в подарок бриллиантовые фермуары. При одевании невестой венчального туалета присутствовали статс-дамы и фрейлины.

Белые сарафан ее был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента, пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове - бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты - бриллиантовые. В сопровождении своего штата великая княжна пришла в комнаты императрицы, где ей надели бриллиантовую корону. Императрица сознавала, что не драгоценные алмазы должны в этот день украшать невинное и чистое чело молодой принцессы; она не удержалась от желания украсить голову невесты цветком, служащем эмблемой чистоты и невинности. Императрица приказала принести несколько веток живых померанцевых цветов и сама воткнула их между бриллиантов в корону; маленькую ветку приколола на груди; бледный цветок не был заметен среди регалий и драгоценных бриллиантов, но символический блеск его умилял многих.

В церкви уже заняли места приглашенные иностранные гости, посланники и представители иностранных дворов в блестящих придворных костюмах, дамы в богатых парадных придворных платьях своих дворов. На хорах тех зал, по которым должно было пройти шествие, толпилась масса публики. На хорах публика была в самых богатых туалетах, случилось, однако, что у одной дамы была надета черная кружевная накидка, тотчас является скороход и просит от имени гофмаршала Олсуфьева снять черную накидку. Дама конечно моментально исполняет желание гофмаршала, сбрасывает накидку и держит ее на руках; вторично появляется скороход, прося унести или так спрятать, чтобы вовсе не было видно ничего черного.

Звон колоколов не умолкал весь день. Когда стемнело, весь город был залит огнями великолепной иллюминации. Вечером был бал, к которому были допущены только первые три класса чинов, первые две гильдии купцов и иностранные купцы.

Июня 25, в день рожденья государя Николая Павловича, обыкновенно был раут. После свадьбы цесаревича императрице вздумалось устроить этот раут в виде сельского праздника под открытым небом в саду Монплезира, при чем она пожелала, чтобы туалеты соответствовали своей простотой. Дамы преимущественно были в легких белых платьях. Белое платье императрицы было украшено букетами из васильков (ее любимый цветок), голова убрана такими же цветами. Белое платье цесаревны было вышито соломой, голова убрана красным маком и колосьями, платье украшено такими же цветами, в руках букет из таких же цветов. Костюмы остальных лиц более или менее носили характер простоты. За то украшению драгоценностями не полагалось границ. Масса белых платьев производила большой эффект, но главную красоту им придавали бриллианты. У императрицы, у цесаревны, и у других великих княгинь и княжен, цветы были усеяны бриллиантами: в средину каждого цветка на серебряной проволочке был прикреплен бриллиант; он изображал как бы росу и эффектно колебался на своем гибком стебельке.

Платье расшитое соломкой. Российская Империя, 1840 гг.

Дамы, гулявшие в саду Монплезира и на его платформе, выходящей на залив, в белых нарядах, блестевших всеми цветами радуги драгоценных камней, казались нимфами, особенно на платформе берега, где последние лучи заходящего солнца еще несколько минут освещали эти блестящие движущиеся существа и придавали им какую-то розовую прозрачность. В залах и в саду играла музыка. Масса публики окружала сад Монплезира и любовалась истинно великолепным зрелищем.

В первых числах августа царская фамилия переехала в Царское Село, которое было любимым местоприбыванием великой княгини Марии Александровны. Великая княгиня вставала обыкновенно часов в 8-9 и затем кушала чай в Екатерининской спальне с великим князем, который к этому времени возвращался с прогулки вокруг озера. Утренний ее туалет был весьма прост: легкое батистовое или жаконетовое платье с белым вышитым воротничком, соломенная шляпа с лентами под цвет соломы, коричневая вуаль, коричневый зонтик, шведские перчатки и клетчатый, пестрый манто. Так одетая, она каждое утро отправлялась с цесаревичем в пролетке к императрице.

Великий князь часто уезжал работать к государю, а великая княгиня в это время в сопровождении одной из своих фрейлин, княжны Евгении Долгоруковой или Софии Дашковой, отправлялась гулять пешком; это прогулки иногда длились часа два. Бывало, она вернется с прогулки усталая, разгоряченная, торопится переменить платье на шлюмпер (а белье на ней хоть выжми) в то же время торопит, чтобы подали скорее сельтерскую воду. Кувшин воды подавали буквально ледяной, его едва можно было держать в руке. В стакан выжимали пол-лимона и треть стакана всыпали мельчайшего сахара; она держала стакан в руке и быстро мешала ложкой, пока вливали воду; от лимона с сахаром вода сильно пенилась, и великая княгиня залпом выпивала стакан холодной сельтерской воды, после чего уходила в кабинет и ложилась на кушетку отдыхать. Вот может быть причина начала ее болезни и преждевременной кончины. Меня крайне удивлял подобный режим, но я не имела права говорить об этом. Часто, возвратясь из собрания разгоряченная, она находила ночь такой соблазнительно-прохладной, что отправлялась кататься. Случалось даже зимой, что, сменив наряд на простое неглиже, она в открытых санях каталась с великим князем. Великий князь иногда уезжал в Петербург, в государственный совет с 10 часов утра и возвращался обедать к 7 часам; а великая княгиня не завтракала без него и таким образом не принимала пищи более 10 часов. Едва ли это могло не вредить ее нежному организму.

Осенью царская фамилия жила более трех месяцев в Царском Селе; август и сентябрь проводили в летних развлечениях: в долгих прогулках, в катаниях и т.п. Иногда вечером ездили в английских экипажах в Павловск на музыку.

Из Царского Села предположено было дней на 10-12 ехать в Гатчино. Первым делом была прогулка по дворцу; великой княгине показывали все достопримечательности дворца, потом были прогулки по паркам, которые действительно хороши. Объявили, что будет спектакль, пройдет водевиль «Ложа первого яруса». Назначены были ежедневные репетиции. Тотчас после завтрака, с веселыми возгласами, смехом, все общество спешило в зал, где устроен театр. Великая княгиня возвращалась с репетиций веселая, пела, старалась говорить нам что-нибудь забавное, чтобы рассмешить нас. Снимая перчатки, и с усмешкою показывая их нам, говорила:

Vous vous-etonnez? (Вы удивляетесь?) и действительно было чему удивляться: перчатки в первый раз надетые были буквально изодраны, как оказалось, вследствие усердных аплодисментов. На правой руке, на четвертом пальце великая княгиня носила множество колец; это были воспоминания ее детства, юности, тут были кольца ее матери, все недорогие и даже не имевшие особенного наружного достоинства. На левой руке она носила очень толстое обручальное кольцо и другое, такое же толстое, с узорчатой чеканкой, поперечник такой же толщины был прикреплен большим рубином. Это - фамильное кольцо, подаренное государем всем членам царской семьи. Эти-то кольца помогли при аплодировании так изорвать перчатки.
Великая княгиня Мария Александровна неохотно оставляла более или менее спокойную жизнь в Царском Селе, чтобы снова погрузиться в жизнь столичную этикетную с беспрестанными аудиенциями, представлениями новых лиц, необходимыми выездами на балы, концертами, спектаклями, строго соблюдаемыми визитами и поздравлениями между царскими особами. Немыслимо было не являться на ежедневные собрания к императрице. Когда собрание состояло из небольшого кружка приглашенных, то дамы занимались рукоделием; они вышивали по канве шерстями полосу шириною ½ аршина, а длиною около 6-7 аршин, на конце каждой полосы вышивалось имя вышивавшей. Мы в дежурный день вышивали по рисунку половину стежка, так что великой княгине приходилось только застилать полувышитые стежки. Эта вышивка предназначалась для одной из комнат Гатчинского дворца. Между каждой вышитой полосой была вставлена такой же ширины полоса отполированого орехового дерева.

На масленице государь пригласил все свое семейство и несколько избранных лиц на блины, а после блинов предполагалось танцевать. Это было совершенно новое удовольствие: днем танцевать у государя в маленьких тесных комнатах! Оно было принято с восторгом! В видах тесноты было решено одеться очень просто: белые кисейные платья, бантик или цветок на голове, зато драгоценные украшения пополняли собою туалет и вознаградили простоту. К 12 часам все собрались на блины, после которых тотчас стали танцевать во всех комнатах. Теснота и толкотня были ужасные, но тем было веселее. Протанцевав до 6-ти часов все пришли домой усталые, раскрасневшиеся, с оборванными платьями, и с восторгом утверждали, что еще никогда так не веселились как в этот день и называли его «Folle journee» (шальной день).

Императрица Александра Федоровна знала, что государь большой знаток дамских нарядов и любит что-нибудь оригинальное; она придумала для всех дам царской семьи платья одинакового цвета и покроя. Однажды был назначен фамильный обед; на такой обед никого не приглашали: государь обедал в своей семье.

К этому дню сюрпризом были приготовлены фамильные платья. Сшиты были они из синей шелковой материи (gros d’Afrique) очень просто, но оригинально: юбка из 6-7 полотнищ собрана и пришита к поясу; лиф с мысом. Начиная с мыса сделаны три складки, которые на мысе и до половины талии пришиты плотно, так что они почти незаметны; с половины талии они начинают расходиться и уже у самого ворота, т.е. на груди образуют три, трубочками сложенные, складки, которые своей внутренней стороной слегка прикреплены к белой шелковой подкладке лифа; край отстающих складок обшит узенькой бархатной ленточкой, а вокруг ворота белого лифа пришита в вершок ширины белая кисейная буффа; в верхнюю часть ее вдета узенькая бархатная ленточка, чтобы можно было на плечах и груди немного стянуть буффу. Из-под синих коротеньких рукавчиков в виде эполетки спускаются длинные широкие белые кисейные рукава, зашитые только до сгиба локтя, оставляя остальную часть руки обнаженной. На руках фамильный браслет. На голове два золотых обруча в ½ вершка ширины: первый на лбу, у самых волос, второй окружал косу, из которой выпадали 3-4 длинных локона.

Государь подарил совершенно одинаковые браслеты всем дамам семейства. Браслет шириною в ½ вершка состоял из разных драгоценных каменьев в форме параллелограммов одинаковой величины, каждый камень был оправлен отдельно и мог быть отстегнут от другого. Государь, войдя в комнаты императрицы и увидав всю свою семью в античной прическе и в платьях насколько возможно близко подходящих к греческому покрою, был приятно поражен этой метаморфозой.

Однажды, войдя в уборную, я совершенно неожиданно застала там великую княгиню Марию Александровну и великую княгиню Елену Павловну; обеони сидели в креслах. Мне надо было пройти мимо великой княгини Елены Павловны. Она тревожно обратилась ко мне, видимо, оберегая что-то на полу и сказала: - Je vous en prie, ne marches pas sur mon chapeau! (Пожалуйста, н наступите на мою шляпу). Я увидала на полу ее шляпу и поспешно хотела ее поднять, но великая княгиня не допустила, прибавив: - Non, non, laissez le, ou il est. (Нет, нет, оставьте ее, где она лежит). Оказалось, что она из почтения к великой княгине не сочла возможным положить шляпку на стул, стол или диван, а положила возле себя на пол.

Раз великая княгиня вернулась из церкви раньше окончания обедни - с нею сделалось дурно. Великая княгиня Мария Николаевна, проводив ее в ее комнаты, обратилась к нам с радостным поздравлением.

Поздравляю, поздравляю… перешивайте платья.

С этого времени великая княгиня стала чаще оставаться дома. Принц Александр и фрейлина Гранси проводили с нею время.

С первыми лучами весеннего солнца, великая княгиня спешила покинуть душную столицу, чтобы снова зажить на просторе, на чистом воздухе, который был еще очень свеж, но великая княгиня очень любила гулять по несколько часов в день. Нежная кожа ее на руках и лице покрывалась какой-то перхотью и грубела, на руках даже лопалась; доктора советовали ей вместо воды для умывания рук употреблять отвар овсяных круп, а для лица миндальные отруби. Весною, когда наставала жара, великая княгиня загорала не столько от солнца, сколько от воздуха. По возвращении с прогулки ей тотчас подавали свежий огурец, она его разрезала во всю длину пополам и внутренней стороной обтирала себе лицо; это очень освежало ее.

Чтобы не оставались на ночь комары в спальне, так как великая княгиня не ложилась в постель, если слышала писк комара, употребляли следующее средство: откроют все окна, потушат все огни, лакей внесет умывальную чашку, наполненную водою и зажигает ветку можжевельника, держа ее над чашкой, чтобы искры не падали на ковер. Комната наполняется можжевеловым дымом и комары вместе с ним стремятся в открытые окна. Когда воздух более или менее очистится, тогда закрывают окна и вносят снова огонь.

В то время императрица была за границей, а великие князья Николай и Михаил Николаевичи оставались в Царском Селе; они почти ежедневно во время своей утренней прогулки, заходили к великой княгине. Они шутили, шалили, болтали, смешили великую княгиню и нас. Однажды они стали представлять, как будут выбирать себе невест (им было тогда 10-11 лет). Зеленые ширмы у кровати изображали целый ряд иностранных принцесс, а они, проходя мимо, обозревали их и, указывая на каждую рукой, приговаривали: «Laide, laide, passable, passable, laide!» («Безобразная, безобразная, посредственная, посредственная, безобразная»). Великая княгиня смеялась и дразнила их, что таким образом они рискуют остаться холостяками.

Платье цесаревны Марии Александровны

Из Царского Села императорская фамилия переехала в Петергоф; в это лето великая княгиня должна была отказаться от парадных выходов, обедов и балов, чему впрочем она была очень рада, потому что предпочитала более спокойную жизнь. Зато она очень усердно гуляла пешком; дурная, дождливая погода ее нисколько не удерживала. Ноги ее очень опухали вследствие ее положения; надо было заказывать ботинки и калоши огромных размеров; калоши были ей невыносимы, тяготили и жали ноги. M-me Брюно (башмачница) умудрилась ей делать калоши из перчаточной кожи на очень легкой и мягкой подкладке; конечно, гуляя в дождь и по топким дорожкам, не окорачивая платья и юбок, великая княгиня возвращалась с прогулки в таком виде, что надо было не только переодеться, но снятые платья и юбки (она носила белые шелковые юбки) оказывались негодными для дальнейшего употребления; калоши размокали и представляли нечто мягкое и неуловимо скользкое, а красная подкладка окрашивала и ботинки, и чулки; всю эту обувь едва можно было стянуть с ноги. Вследствие всего этого ботинки и калоши заказывались дюжинами; калоши служили только на одну прогулку.

В начале августа все перебрались из Петергофа в Царское Село. Наконец настал день родин. Государь Николай Павлович с утра был у великой княгини, позднее приехала императрица. Когда акушер мог с достоверностью определить близость родов, государь ушел в Екатерининскую спальню, где на столе был приготовлен образ и теплящаяся лампадка; тут Николай Павлович усердно молился о благополучном разрешении. Когда он случайно зашел в дежурную комнату, где мы все, дежурные и свободные, находились, то посмотрел на нас и сказал камер-фрау, чтобы нас освободили на несколько дней от службы, так как таким молоденьким девочкам тут делать нечего.

Когда на другой день нас допустили поздравить великую княгиню, новорожденная лежала в корзинке, обтянутой зеленой тафтой, в изголовье и в ногах были откидывающиеся кибиточки; корзинка стояла на постели возле великой княгини.

На девятый день великая княгиня встала; к этому дню великий князь подарил ей утренний капот, серый кашемировый, на голубой шелковой подкладке и чепчик с голубыми лентами. Когда она совершенно оделась, пришел великий князь, обнял, поцеловал ее и под руку повел в ее кабинет, где она принимала великих княгинь и великих князей, приезжавших с поздравлением, тут она оставалась до 8 часов, после чего ее снова уложили в постель.

С этого дня ребенка поместили в приготовленные для него комнаты. Великая княгиня выразила желание самой кормить, но государь воспротивился этому. Августа 30-го в Царскосельской церкви совершились крестины.

Как-то раз великая княгиня, вернувшись из французского театра, сказала камер-фрау, что она в этот вечер видела у мадам Аллан (знаменитая французская актриса) очень красивую ленту, надетую вместо кушака. Великая княгиня описала ленту и прибавила:

Посмотрите в магазинах, не найдете ли что-нибудь подобное.
Через несколько дней камер-фрау приносит ленту длиною около 4 аршин, совершенно такую, как описала великая княгиня, и говорит, что более таких лент нет, все раскуплено. Великая княгиня удовлетворилась и приказала и приказала сделать кушак с длинными концами, и надевала его на белые платья. А нам камер-фрау призналась, что она ездила к м-м Аллан и упросила ее уступить эту ленту великой княгине.

Как государь, так и великий князь очень обращали внимание на туалеты. Государь питал антипатию к черным галстучкам. Тогда галстучек был необходимой принадлежностью туалета; в угоду государю можно было носить только цветные. Когда государю случалось проходить через дежурную комнату и заметить на ком-нибудь из нас черный галстучек, он непременно спрашивал:

Давно овдовели?
А если был в дурном расположении духа, то говорил:
-Что за ворона!

В Дармштадте есть обыкновение к Рождеству печь анисовые пряники. Великая княгиня их очень любила. Луиза Бегер подносила великой княгине их каждый год к Рождеству. Впоследствии их стали печь в придворной кондитерской, но великая княгиня находила, что их не так хорошо приготовляют.

В один из больших праздников, перед переездом в Царское Село, при дворе был выход. Императрица надела драгоценное жемчужное ожерелье, состоявшее из четырех ниток крупного жемчуга; крупнейшие зерна находились на середине, менее крупные к концам и замыкались большим фермуаром из жемчуга же.

Вскоре опять был выход и императрица пожелала снова надеть то же ожерелье. Надо заметить, что жемчуг был так математически верно подобран по величине, и нитки лежали так плотно одна к другой, что составляло как бы нечто сплошное. В этот же день, к крайнему изумлению всех, ожерелье ни коим образом не могли уложить ровно: верхняя нитка постоянно падала на следующую; как ни поправляли, ожерелье было невозможно надеть. Императрица, конечно, этим осталась очень недовольна; она надела длинную нитку крупного жемчуга, спускавшуюся ниже пояса.

Как только государыня ушла в церковь, камер-фрау послала тотчас же за придворным ювелиром и таксиром - Кеммерером. Он знал все бриллианты и драгоценности государыни. Придя, Кеммерер уложил ожерелье в ящик, в котором были сделаны четыре желобка, куда всыпаются зерна, когда их нанизывают. Сейчас же обнаружилось, что тут не все зерна; но симметрическое распределение жемчуга по величине не было нарушено, поэтому и было трудно тотчас определить, сколько и каких зерен не хватает. По весу и справке в книге, ювелир объявил, что не хватает 8 жемчужин, стоимостью в 800 рублей. Несчастная камер-фрау пришла в отчаянье; она не находила покоя, измученная и озабоченная невозможностью найти виновного и узнать, каким способом и когда могли извлечь из замкнутой витрины жемчуг.

Тотчас дано было знать о пропаже обер-полицмейстеру: конечно, за всеми был учрежден строгий секретный надзор.

На другой день неожиданно приходит к камер-фрау женщина, бросается перед нею на колени, умоляя не погубить ее, и объявляет, что она может указать кем похищен жемчуг.
Камер-фрау успокаивает ее, обещая не только не погубить, но даже наградить, если показания ее окажутся верными. Тогда эта женщина, оказавшаяся крепостной горничной камер-юнгферы О…ниной, называет виновницу и рассказывает как было дело.

В дежурной комнате по очереди ночевали: камер-фрау и старшая камер-юнгфера. Когда О. была дежурная ночью и горничная пришла в дежурную комнату слать постель и помочь раздеться, то увидала в руках О. ожерелье. О. принуждала свою горничную помочь ей перенизать бусы; у нее заранее было подготовлено несколько ниток белого тамбурного шелку, какой обыкновенно употребляют ювелиры для нанизываения бус; на каждом конце нитки были всучены тонкие золотые проволочки, служившие вместо иголки.

Горничная умоляла свою госпожу не трогать жемчуга. О. ничего не хотела слышать и продолжала приводить в исполнение свое намерение. Горничная сообщила, что жемчуг где то заложен. Камер-фрау запретив горничной рассказывать кому бы то ни было о том, что она сообщила, написала и показала императрице анонимное письмо, будто сейчас полученное ею, в котором названа преступница. Тотчас дано было знать об этом обер-полицмейстеру. Уже по первому заявлению о пропаже, полиция объездила всех ростовщиков и напала на след. О..ну поджидал сыщик у одного ростовщика, рассчитав совершенно верно, что она поторопится выкупить жемчуг. Выкупив жемчуг она возвращалась домой, но ее арестовали у дверей квартиры и отвезли в полицию, где ей отвели комнату с одним окном за железною решеткой и крошечным отверстием в дверях, в которое постоянно наблюдал часовой с ружьем. Ее несколько раз допрашивали, но она не сознавалась.

Наконец, к ней в комнату вошел молодой человек приятной наружности; он стал с большим участием расспрашивать и жалеть ее, советовать лучше самой сознаться, чем ждать пока все будет раскрыто полицией; но виновница стойко поддерживала свою невиновность. Тогда, с видом участия, он стал говорить, что совершенно понимает, что любящая женщина на все готова решиться и жертвовать собою для любимого человека; он знает, что для этого она заложила жемчуг за 800 рублей, знает, что она его выкупила, как только разнесся слух о пропаже, но что не успела его вернуть обратно. Она все еще упорствовала и не сознавалась.
Наконец, он сказал, что такого-то числа в таком то доме она позвонила и ей открыл дверь лакей, который видел как она выкупала жемчуг, а этот лакей был он сам, и что в эту минуту жемчуг лежит у нее в сак-вояже. Гораздо лучше, если она сейчас ему его отдаст; тогда он найдет возможность вернуть жемчуг по принадлежности, и никто не будет знать, где он его нашел.
Видя, что все открыто и больше запираться нельзя, она, рыдая, во всем созналась, отдала ему жемчуг и отвечала на все его вопросы, а тем временем за стеною все ея ответы записывались.

Государь приказал ей в 24 часа оставить Петербург с запрещением когда-либо в него вернуться. Кажется, ей было указано жить в Новгороде. Государыня ассигновала ей 400 рублей пенсии.
Года через два, три, она все таки решилась приехать в Петербург и даже показаться в Царском Селе, неподалеку от дворца. Государь, возвращаясь с прогулки, издали ее узнал и тотчас велел полицейскому, стоящему у дворца, немедленно отправить ее обратно на местожительство и повторить ей запрещение показываться в Петербурге и его окрестностях.

В день серебряной свадьбы покойного государя, явилось множество желавших принести свои верноподданические поздравления царской чете. Между поздравляющими находились бывшие камер-юнгферы покойной императрицы Александры Федоровны, давно вышедшие замуж. Они любопытствовали видеть, что государь подарил государыне пару бриллиантовых запонок к рукавичкам и еще две или три безделушки, тогда как государь Николай Павлович подарил государыне Александре Федоровне к серебряной свадьбе бриллиантовый эсклаваж с семью по числу детей грушеобразными крупными подвесками.

Императрица Мария Александровна имела огромное количество драгоценностей, которые редко надевала. Она давно отказалась от дорогих подарков, а принимала их от государя деньгами, много золотых и драгоценных вещей превращала в деньги; во время войны она даже отказалась шить себе новые платья, и все эти сбережения отдавала на пользу вдов, сирот, раненых и больных.