Когда появилась канализация в лондоне. Великое зловоние в лондоне

«Я разорвал несколько белых карточек на кусочки, намочил, чтобы они легко тонули, и в каждом месте, где параход причаливал, опускал их в воду. Вода была так мутна, что при погружении их на толщину пальца при ярком, солнечном дне они были совершенно неразличимы. Запах от реки был такой, что казалось, мы плывем по открытой канализации».


Спустя три года жарким летом канализация протекла в реку, направившись к центру города. После отлива берег Темзы был сплошь покрыт слоем фекалий, которые быстро разлагались на солнце, делая жизнь в городе невозможной из-за жуткого смрада.

Прикрывая нос платочками, пропитанными розовой водой, члены английского парламента, здание которого высится на берегу Темзы, в рекордный срок (всего за 18 дней) приняли указ и выделили деньги на строительство водопровода и новой канализации в Лондоне.

«Великий лондонский смрад» летом 1858 года наконец заставил правительство действовать, хотя и не был единственной причиной. Другая заключалась в предотвращении периодически вспыхивавших эпидемий холеры. В XIX веке холера по праву считалась самой страшной болезнью: распространялась она с быстротой молнии, унося тысячи жизней в считанные дни, при этом медики не знали, как помочь пациентам.

До середины века вспышки холеры связывали с плохим воздухом, пока в 1854 году английский врач Джон Сноу не пришел к выводу, что не смрад, а нечистоты, его вызывающие, – вот истинная причина болезни. Во время эпидемии холеры в Сохо (1854 год) Сноу составил карту улиц, чтобы выявить эпицентр инфекции. Из расспросов жителей стало ясно, что заболели те, кто брал воду из колонки, те же, кто пил пиво, остались здоровы.


Оказалось, что в этом месте сточные воды лондонской канализации просочились в городской водопровод. Джон Сноу распорядился снять рычаг с колонки, и эпидемия пошла на убыль. В том же году итальянский исследователь Филиппо Пачини опубликовал описание возбудителя холеры. О том, что причиной болезни является грибовидный живой организм, заявлял еще один английский врач – Уильям Бадд.

Если к этому добавить 400 000 тон сточных вод, ежедневно стекавших в Темзу (в год – 150 миллионов тонн), отходы многочисленных фабрик, расположенных на ее берегах, и смутные представления лондонцев всех слоев общества о санитарии и гигиене, становится понятным, почему город так часто страдал от эпидемии холеры.


Несмотря на доказательства, собранные Джоном Сноу и Уильямом Баддом, власти продолжали тянуть со строительством новой канализации в Лондоне вплоть до кризиса 1858 года. Архитектор Джозеф Базалгетти получил от правительства задание разработать проект и осуществить его на практике. Базалгетти справился с ним на отлично!

Он возвел пять основных перехватывающих систем, две – на юге реки и три – на севере.Огромные дренажные сооружения не позволяли канализации попасть в Темзу, а отводили ее к востоку от города, где во время отлива сточные воды стекали в море. Туннели протяженностью 82 мили обладали огромной для того времени пропускной способностью и были проложены намного глубже речного дна.

Во время строительства новой канализации в Лондоне Джозеф Базалгетти применил новаторский способ соединения кирпичей для укреплений береговой линии. Вместо обычного известкового раствора, который долго затвердевает, он использовал портландский цемент, затвердевающий даже под водой. Более того, он приказал смешивать его с гравием и грубым песком, по сути, применив для строительного раствора бетон.

Прокладывать новую канализацию в Лондоне начали в январе 1859 года, а закончили к 1870. Стоимость работ оценили в три миллиона фунтов, но колоссальные расходы себя оправдали: воздух в английской столице стал намного чище, эпидемии холеры прекратились, а качество работы викторианских строителей таково, что прочность стен и труб, несмотря на ежедневный поток ядовитых веществ, вызывают восхищение даже сегодня, 145 лет спустя.


«London Hydraulic Power Company» (LHPC)

Лондонская гидроэнергетическая компания была основана в 1871 г. и в течение столетия снабжала гидравлической энергией тяжелое подъемное оборудование, включая лифты, подъемные краны и механизмы противопожарных занавесов в театрах Вест-Энда. В период расцвета в 20-х годах трубопроводная сеть с давлением воды 42 кг/см2 покрывала Лондон от Лаймхауса (район доков) на востоке до Эрлс-Корта на западе. Удивительно, что она так долго продолжала существовать и после того, как основным источником энергии стало электричество. Когда в 1970-х годах, спустя столетие, LHPC наконец прекратила свою деятельность, после нее осталось подземное наследие в виде почти 320 км 12-дюймовых (30-сантиметровых) чугунных труб XIX в. Сеть была приобретена консорциумом с участием в том числе Ротшильдов, который с тех пор пытается найти трубопроводной системе новое применение. Как было сказано выше при упоминании Тауэр-сабвей (Tower Subway), часть системы для прокладки своих телефонных линий приобрела «Cable and Wireless Communications».

Гигантская водопроводная система

Практически вся водопроводная система Лондона подземная, а потому невидимая. Покажись она во всей своей красе на поверхности, она предстала бы перед нами шедевром инженерной мысли: выложенные кирпичом своды подземных озер (как в Патни-Хит) и последнее достижение компании «Thames Water» — 80-километровый туннель London Tunnel Ring Main на глубине 40 м, достаточно широкий, чтобы по нему можно было проехать на автомобиле. Такое почти случилось, когда в 1993 г. 10 велосипедистов участвовали в благотворительной велогонке, которая прошла на 2,5-километровом участке туннеля. Завершенная в 1996 г. кольцевая магистраль охватывает Лондон и обеспечивает водой около половины его территории. Через огромные стволы, способные вместить автобус, вода поступает из магистрали в местные распределительные сети. Ближайший к центру Лондона находится под островком безопасности в конце Парк-лейн (Park Lane), однако, находясь на поверхности, догадаться о его существовании невозможно.

Сети электроснабженияКак и в случае с водой, система энергоснабжения города скрыта от глаз. Особенно это касается небольших подстанций, каких по всей британской столице разбросано 12 тысяч. Подстанции, принимающие от более крупных преобразовательных станций ток с напряжением 6600 или 11 ООО вольт, понижают его напряжение до 240 или 405 вольт для подачи индивидуальным потребителям. Одна из новейших подстанций находится прямо под площадью Лестер (Leicester Square). Трехэтажная в глубину, она вмещает три больших трансформатора. Входом ей служит большой автоматический люк, встроенный в тротуар на юго-западном углу площади. Расположенные на площади театральные кассы одновременно выполняют функцию выхода вентиляционной шахты подстанции. Новый туннель длиной свыше 1,5 км проходит на глубине 20 м под площадью Гросвенор (Grosvenor Square), пересекает четыре линии метро и соединяет подземную подстанцию с наземной, расположенной на Дюк-стрит (Duke Street) в Мэйфейре. В 1993—1994 гг. компания «London Electricity» для улучшения энергоснабжения юго-западной части Лондона проложила новый 10-километровый туннель от Пимлико через Уондсуорт до Уимблдона.

Канализация

Эта последняя в нашем рассказе, но не по значению составляющая коммунального хозяйства британской столицы располагает обширной сетью подземных сооружений. В значительной степени продукт викторианской эпохи, система городской канализации действительно впечатляет как своими размерами, так и эффективностью. Ее основу составляют выложенные кирпичом широкие туннели, протянувшиеся с запада на восток по обе стороны Темзы. Эти магистральные туннели, построенные с присущим викторианской эпохе вниманием к дизайну и деталям, вбирают потоки нечистот, стекающие с севера и юга в направлении реки, и доставляют их на очистные сооружения, расположенные в восточной части Лондона (северная водоочистная станция находится в Бектоне, южная — в Пламстеде).

Очень простая, но безотказно функционирующая уже 140 лет система — детище инженера сэра Джозефа Базалгетга. Сначала высота туннелей составляет около 1,2 м, но по мере увеличения объема стоков их сечение постепенно увеличивается, достигая в восточной части города высоты 3,5 м. Очевидно, что в таком туннеле свободно пройдет человек, и люди действительно там появляются (те, чья работа состоит в ликвидации заторов и обслуживании сооружений), однако, к сожалению, туннели никогда не были доступны для публики. В отличие от парижской канализации, которую желающие могут осмотреть, в лондонской отсутствуют приподнятые мостки. Всякий сюда проникающий должен надеть болотные сапоги и собрать волю в кулак — находиться в смрадных подземельях небезопасно. Хотя сами коллекторы недоступны, вы, по крайней мере, можете посетить две величественные, похожие на соборы насосные станции: Abbey Mills с северной стороны реки и Crossness — с южной. Сегодня они работают на электричестве, но Crossness сохранила свои гигантские паровые двигатели, a Abbey Mills заслуживает осмотра благодаря великолепным металлическим конструкциям.

Из канализации Лондона достали гигантский «айсберг жира». Его содержимое - находка для ученых

Из лондонской канализации достали 130‐тонный фэтберг - так называют крупные массы жира и грязи, способные заблокировать систему коммуникаций. Ученые изучили его состав, чтобы лучше понять причины возникновения фэтбергов. Результаты оказались неожиданными.

В прошлом году коммунальные службы Лондона побили все известные рекорды, подняв из канализации на поверхность самый гигантский ком жира в истории. Весом 130 тонн и длиной 250 метров, он был длиннее Тауэрского моста и выше Биг-Бена.

Чудовищный «айсберг жира», прозванный фэтбергом, возник не за один день - он разрастался многие годы, постепенно перекрывая крупнейшие канализационные трубы. Еще немного, и засор бы привел к затоплению отдельных домов, а возможно, и целых улиц.

Рабочим пришлось три недели дробить фэтберг на части водяными струями под высоким давлением. Когда его «осколки» были извлечены из тоннелей, было решено переработать их на экологически чистое топливо. В таком куске жира достаточно ресурсов для создания 15 тысяч литров топлива, чего хватит на целый день работы автопарка на 350 автобусов.

Часть огромного кома пошла не на переработку, а послужила более высокой цели - анализ содержимого фэтберга позволил больше узнать о жизни Лондона, в том числе о ее сфере, обычно скрытой от чужих глаз. Только в одном из кусков глыбы жира ученые обнаружили целый букет опасных бактерий, а также 20 видов препаратов и наркотических веществ.

Самый жир

Заглянуть в недра подземного Лондона решилась команда ученых по заказу телеканала Channel 4, пишет веб-ресурс Quartz. Выяснилось, что исследованная масса подземного монстра почти на 90% состоит из кухонного жира и остатков оливкового масла, используемого в кулинарии. В Лондоне высокая плотность ресторанов с жирной кухней - сливаемые ими отходы и стали главной причиной появления фэтберга.

Кроме жира и масла в коме много влажных салфеток, подгузников и прочих изделий, которые люди все чаще выкидывают в канализацию, а не в мусор. Если туалетная бумага легко растворяется в воде, то «смываемые» гигиенические салфетки не разрушаются и прилипают к комьям жира, становясь своеобразным клеем кома отходов. Важным элементом адского варева являются гели и ароматические масла, стекающие из ванных сливов прямо в «пасть» фэтберга.

«Приправой» к этой ядреной смеси стал ряд запрещенных веществ. В коме были найдены следы кокаина, экстази, амфетаминов. Самые известные наркотики уступили в концентрации препаратам для набора мышечной массы и другими стероидами. Ими обычно пользуются нечистоплотные «качки», мечтающие поскорее увеличить объем мускулов.

Что-то из этих веществ было просто смыто, что-то не переварилось в человеческом желудке и только после этого попало «вниз». Кроме самих веществ, были обнаружены пластиковые пакетики от доз, иглы и шприцы.

Подобные находки позволяют лучше узнать лондонцев, отметил ведущий Channel 4 Рик Эдвардс.

Среди находок были и то, что опаснее наркотиков - фэтберг оказался питательной средой для ряда бактерий. В числе прочих, были обнаружены кишечная палочка, листерия и кампилобактер - основная причина развития диарейных и воспалительных заболеваний желудка.

Некоторые из бактерий мутировали и стали невосприимчивы к антибиотикам. Такие супербактерии крайне опасны для здоровья. Особой опасности подвергаются сотрудники коммунальных служб Лондона, чьи жизнь и здоровье зависит от соблюдения максимальной стерильности во время работ в канализационных тоннелях.

Великое зловоние

Окаменевшая многотонная масса фэтберга неслучайно возникла именно под Лондоном. Помимо огромного количества кулинарных заведений, ставших основным источником «строительного материала», британскую столицу отличает своеобразно устроенная центральная канализация, считающаяся одной из местных достопримечательностей.

Она возникла после катастрофы, вошедшей в историю Лондона как Великое зловоние. Жарким летом 1858 года над столицей огромной империи повисла невыносимая вонь. Ситуация усугублялась вспышками эпидемии холеры в бедных районах. Все, кто мог себе это позволить, бежали из города. Были эвакуированы даже суды и члены парламента.

Причиной Великого зловония было отсутствие нормальной канализации. В британской столице существовало 200 тысяч сточных ям, которые постоянно переполнялись, а их вонючее содержимое смешивалось с дождевой водой и стекало в Темзу. Рост числа фабрик с заводами и работа скотобоен добавляли отдельный поток отходов, отравлявший реку. Итогом стало страшное загрязнение главной водной артерии мегаполиса.

Через год после зловонного лета был создан Столичный совет работ. Усилиями его инженеров и сотрудников была заложена основа канализационной системы Лондона, которая действует до сих пор. Ее создание, по мнению историка викторианской эпохи Джона Доксета, спасло больше жизней, чем любой из политиков того времени. Резко упал уровень заболеваний холерой, стали чище воздух и городская вода. И все же, как и знаменитый лондонский метрополитен, канализация оказалась заложницей доступных на тот момент технических решений.

Запутанная сеть широких тоннелей оказалась идеальном местом для возникновения заторов. Если 130-тонная глыба жира все-таки рекордсмен, то меньшие комья бытовых отходов встречаются в канализации очень часто - их число достигает 80 тысяч в год. Чтобы управиться с ними, мэрия Лондона ежемесячно тратит около 700 тысяч фунтов стерлингов.

В начале декабря 1952 года холодный туман опустился на Лондон. Из-за холода горожане стали использовать для отопления уголь в большем количестве, чем обычно. Запертые более тяжелым слоем холодного воздуха, продукты горения в воздухе в считанные дни достигли чрезвычайной концентрации. "Великий смог" окутал Лондон 5 декабря 1952 года и рассеялся только к 9 декабря того же года. Туман был таким густым, что препятствовал движению автомобилей. Были отменены концерты, прекращена демонстрация кинофильмов, поскольку смог легко проникал внутрь помещений. Зрители иногда попросту не видели сцену или экран из-за плотной завесы.

Впрочем, это происшествие в Лондоне было просто детским лепетом по сравнению с "Великим лондонским зловонием" 1858 года, когда после сильной жары сильнейшая вонь, испускаемая гниющими в Темзе отбросами, накрыла центр города. Дело едва не дошло до эвакуации.

Вопросы устройства системы канализации волнуют людей не первое тысячелетие. Очистка сточных вод актуальна ровно столько, сколько существует цивилизация, и проблемы с ней не раз доставляли людям массу хлопот. Одна из самых ярких историй, связанных с отсутствием качественной канализации, - Великое зловоние в Лондоне позапрошлого века .

Канализация на Темзе

История лондонской канализации охватывает много веков. До самого конца шестнадцатого века лондонцы использовали колодезную воду, речную (брали себе воду прямо из Темзы, уже тогда, кстати, довольно грязной). Были и специальные цистерны для хранения воды, но за такую воду приходилось оплачивать дополнительно.

Богатые люди могли подключать свои дома к каналам, которые наполняли цистерны, а все остальные пользовались услугами водовозов. Профессия эта была так распространена, что в 1496 году была даже создана гильдия водовозов.

Почти столетие спустя, в 1582 году, Питер Морис взял в аренду северную часть Лондонского моста. Туда было установлено водяное колесо, дающее энергию насосу, который качал воду в несколько районов Лондона сразу. Двумя годами позже колес стало два, а в 1701 году появилось и третье.

К началу девятнадцатого века потребность в усложнении системы канализации усилилась. В 1815 году канализация была выведена в Темзу, и теперь все стоки большого города сбрасывались туда… При этом воду для стирки, мытья и употребления в пищу брали все также оттуда. Достаточно вспомнить, что выбор средств дезинфекции тогда был, мягко говоря, ограниченным - и становится немного не по себе!

Когда чаша переполняется…

Девятнадцатый век добавил радости всем лондонским пользователям канализации: в их распоряжение поступили туалеты со смывом. И одновременно в несколько раз увеличились объемы сточных вод, которые попадали в выгребные ямы британской столицы. Ямы переполнялись, их содержимое попадало в сточные канавы (изначально предназначенные для сбора дождевой воды)… В итоге все попадало в ту же многострадальную Темзу! Что и говорить, рано или поздно чаша должна была переполниться.

Великое зловоние

В 1858 году в Лондоне стояла очень жаркая погода (примерно, как в Москве в 2010 году!). Вода Темзы и ее притоков начала цвести бурным цветом, а если учесть, что в ней содержалось немалое количество сбросов… Запах стоял такой, что Палата общин прекратила работу и переехала в Хэмптон. Суды переехали в Оксфорд. В историю Лондона это событие вошло как Великое зловоние и спасти жителей столицы смог только сильный дождь.

Канализации нового века

Великое зловоние показало и правительству, и ученым, что системы канализации и их устройство имеют самое большое значение в жизни людей. Вскоре после этого началась работа по организации новой лондонской канализации. Канализация загородных домов тоже претерпела ряд заметных изменений, превратившись в то, что мы видим теперь. В какой-то степени, и септик для дачи, и центральная канализация в том виде, в котором мы видим их теперь – последствия Великого зловония, потрясшего Лондон когда-то в прошлом.



В середине сентября в старинном коллекторе под одной из центральных улиц Лондона огромный жировой «айсберг» из застывшего масла, слипшихся салфеток, подгузников и другого мусора. Его планировали ликвидировать за три недели, однако работа продолжается до сих пор. выясняла, что творится в лондонской канализации.

Жировую махину обнаружили во время рутинной проверки. Инженеры Thames Water (так называется лондонский аналог нашего Горводоканала) в белых защитных костюмах с дыхательными аппаратами и датчиками опасных газов наткнулись на него, когда осматривали старый коллектор под Уайтчепел-роуд в Ист-Энде Лондона.

Низкий кирпичный тоннель, построенный при королеве Виктории, преграждал сгусток застывшего жира и масла. Серая масса была твердой как камень и пахла так, что даже привычному человеку делалось не по себе. К обычным канализационным «ароматам» примешивалось зловоние гниющей органики. «Жир воняет хуже фекалий», - говорит бригадир рабочих, которым поручили устранение засора.

Глыба занимала почти 80 процентов коллектора высотой 120 сантиметров и шириной 90 сантиметров. Под землей 140-тонный сгусток растянулся на 250 метров от одной из самых больших мечетей Лондона до «Слепого попрошайки» - любимого паба близнецов Крэй, знаменитых гангстеров, которые в 1960-е контролировали весь Ист-Энд. Коллектор проходит под многочисленными забегаловками, ресторанчиками и магазинами, где выходцы из Бангладеш торгуют традиционной одеждой и обувью.

По словам менеджера канализационной сети Thames Water Алекса Сондерса, местным жителям повезло, что жир вовремя заметили. «Теперь мы можем разобраться с ним, пока он не перекрыл трубу целиком, - поясняет он. - Если мы опаздываем, сточные воды попадают в дома и затапливают все вокруг».

Горы экскрементов и реки нечистот

Хотя жир - это новая проблема, у Лондона всегда были непростые отношения с канализацией. До конца XIX века нечистоты по большей части собирали в выгребные ямы и сбрасывали в Темзу и другие реки, которые текли через город. Так поступали не только в Англии: московскую Неглинку упрятали под землю в том числе из-за ее чрезвычайной загрязненности.

За свои услуги ассенизаторы брали вдвое больше, чем квалифицированные рабочие, поэтому чистка выгребных ям была дорогим удовольствием. Многим не хватало на нее денег. В середине XIX века один из лондонцев описывал «груду экскрементов высотой с дом приличных размеров», которая выросла в самом сердце Ист-Энда. В записях градостроительного инспектора того времени упоминаются дома с подвалами, заполненными фекалиями до пояса. «Я обнаружил во дворе нечистоты глубиной почти шесть дюймов. В них были разложены кирпичи, чтобы жильцы могли перебраться на другую сторону, не промочив ноги», - рассказывал он.

Гниющие отбросы испускали ядовитый сероводород и огнеопасный метан. «По-видимому, газ по сливу поднялся из канализации в дом и вспыхнул, когда вошла служанка со свечой. Комнату заполнило пламя, а женщину силой взрыва подбросило к потолку», - так описывался примечательный инцидент, произошедший на Кингз-стрит в 1831 году. Кроме того, нечистоты попадали в питьевую воду, вызывая эпидемии холеры и других инфекционных болезней.

При отливе в канализацию спускались тошеры - охотники за потерянными вещами. Они бродили по тоннелям в плащах с глубокими карманами для добычи, прощупывая дорогу трехметровыми палками. Это было опасно, но прибыльно: за сутки можно было заработать до шести шиллингов (сегодня это соответствовало бы примерно трем тысячам рублей). Тошеров не пугали ни зараза («Они убеждены, что канализационные запахи полезны для их здоровья», - отмечал автор книги о лондонской бедноте Генри Мейхью), ни крысы (их разгоняли палкой). Тошеры сторонились только северной части города: ходили слухи, что там водятся подземные кабаны.

После «великого зловония» 1858 года, когда из-за жары мегаполис накрыло густое облако испарений, лондонские власти всерьез взялись за канализацию. Грандиозным строительным проектом руководил инженер Джозеф Базэлджет. Под землей прорыли сеть тоннелей общей протяженностью более тысячи миль. Именно тогда был проложен коллектор, в котором обосновался жировой «айсберг».

Жировой кристалл

Организация Thames Water борется с гигантскими сгустками затвердевшего жира с 2013 года. Первый «жирберг», как его сразу окрестили, перекрыл канализацию на юго-западе города. По своим размерам он был сопоставим с городским автобусом и весил 15 тонн - прилично, но все же на порядок меньше, чем глыба под Уайтчепелом. Его заметили, потому что в окрестных домах перестал действовать слив в унитазах.

С тех пор подобные находки происходят регулярно. Через пару недель после Уайтчепела еще один крупный сгусток жира выявили под лондонским Чайна-тауном - он весил 26 тонн. И хотя у Лондона есть своя специфика, другие крупные города мира тоже сталкиваются с этой проблемой.

Главный ингредиент жирбергов - масло и жир, которые остаются после приготовления еды. Под землей они охлаждаются, твердеют и откладываются на стенках труб, как холестерин в кровеносных сосудах человека, злоупотребляющего жирной пищей. В некоторых лондонских коллекторах жировые отложения достигают метровой толщины.

Другой необходимый ингредиент - влажные салфетки, которые бросают в унитаз. В канализации жир облепляет их и растет как снежный ком. При определенных условиях - очень быстро. Джозеф Базэлджет не мог этого предусмотреть - в его время влажных салфеток просто не было.

Чаще всего проблемы с жировыми отложениями возникают там, где много ресторанов. «Между точками образования жирбергов и высокой концентрацией учреждений общественного питания прослеживается явная связь», - утверждает Стив Спенсер из Thames Water. Статистика показывает, что хуже всего в этом отношении заведения, специализирующиеся на китайской кухне. Под ними жировые отложения почти неизбежны.

Если бы рестораны ставили на трубы жироуловители, проблемы бы не было, но в Лондоне это редкость. Инспекторы Thames Water проверили заведения на Уайтчепел-роуд и обнаружили, что все они смывают жир и масло прямо в канализацию.

Похитители жира

В Нью-Йорке рестораны обязаны использовать жироуловители, но запрет легко обойти. Город большой, за всем не уследишь. Чтобы выйти на след нарушителей, требуется настоящая детективная работа. В 2013 году рассказала , как эту задачу помог решить анализ данных. Городские власти раздобыли список сертификатов на оборудование для вывоза жира и сопоставили список тех, у кого его нет, с картой канализации. В результате перечень подозреваемых сократился настолько, что проверить каждого и отыскать виновников засорения канализации не составило труда.

Наличие жироуловителя не страхует заведение от проблем другого рода. После того как из жировых отходов научились делать биотопливо, на них возник спрос. Теперь, случается, злоумышленники проникают в рестораны, когда там никого нет, вскрывают баки с отбросами при помощи паяльной лампы и выкачивают жир на продажу. Четыре тысячи долларов за полчаса - неплохой заработок при минимальном риске: вряд ли кто обратится в полицию из-за отходов.

В Китае за канализационным жиром охотятся по другой причине. Некоторые китайские ресторанчики тайно от покупателей готовят на нем еду. Это привело к появлению своего рода современных тошеров. Они добывают отложения из труб и канализационных коллекторов, а потом отвозят их на подпольные фабрики. Там жир и масло фильтруют, кипятят, очищают, упаковывают и перепродают нечистоплотным поварам.

Считается, что в Китае каждое десятое заведение с низкими ценами готовит еду на так называемом сточном масле. Отличить его по запаху или вкусу почти невозможно, но разница все же есть. Оно токсично и нередко вызывает диарею или боли в желудке. Кроме того, при постоянном употреблении повышается вероятность развития рака или рождения детей с нарушениями развития.

Власти страны не первый год борются с этой напастью, но без особого успеха. В апреле в городе Вэньчжоу за использование переработанного масла из канализации посадили в тюрьму 10 человек. Владельцы ресторана попали за решетку на 2,5 года, рядовые сотрудники - на сроки не менее восьми месяцев. Но многих не пугает даже тюрьма - так велика выгода. Пока сточное масло стоит в полтора раза дешевле настоящего, его будут покупать.

Жир истории

Несколько недель подряд восемь рабочих спускались в коллектор под Уайтчепел-роуд с лопатами, кирками и шлангами высокого давления. Они отбивали куски от жирового айсберга при помощи струй воды и ручных инструментов, а затем поднимали все это на поверхность. «Это абсолютный монстр. Чтобы его убрать, нужны значительные человеческие ресурсы и техника, - поясняет Мэтт Риммер из Thames Water. - Это практически как пробивать бетон».

Работа началась в сентябре и велась без остановки, но уложиться в три недели, о которых шла речь, не удалось. Сражение с жировыми отложениями продолжилось в октябре, а когда с ними будет покончено, сотрудники Thames Water займутся восстановлением тоннеля.

Добытый жир отправят на переработку - из него выйдет 10 тысяч литров биодизеля. Кроме того, на часть глыбы Музей Лондона. Гигантскому сгустку жира, который вырос в канализационном коллекторе, должно быть место в истории города.