Природа не слепок не бездушный лик. Образ природы в лирике Тютчева

Анализ стихотворения Тютчева "Не то, что мните вы, природа..."
Для Тютчева характерно представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего мира и состояний человеческой души. Это представление во многом определило не только философское содержание, но и художественные особенности тютчевской лирики.
«Не то, что мните вы, природа…» написано не позднее 1836 года в Мюнхене. Тютчев блистал в одном из знаменитых центров европейской культуры как в ученом и литературном мире Мюнхена, так и в придворном, дипломатическом и светском кругах. В литературе широко распространено убеждение, что Шеллинг оказал сильное влияние на формирование философского миросозерцание поэта. Тютчев глубоко проникся «поэтическими» сторонами философской системой немецкого мыслителя и сумел найти для них высокохудожественное выражение.
В 1836 году Тютчев переслал в Петербург рукописное собрание своих стихотворений. Они попали к Жуковскому и Пушкину, поэты по достоинству оценили стихи.
В лирике Тютчева «поэтизация» природы доведена до наивысшей точки своего выражения. Ярким примером служит стихотворение «Не то», в котором автор говорит такими словами, какими принято говорить о человеке:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Полемическая запальчивость этого стихотворения вызывает естественный вопрос: кто эти «вы», которых далее поэт, обращаясь к читателю, называет в третьем лице - «они»?
Как известно, в первопечатном тексте цензура исключила две строфы - вторую и четвертую, неприемлемые с ортодоксально-церковной точки зрения. Пушкин, со своей стороны, настоял на том, чтобы выброшенные строфы были отмечены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность стихотворения. Точки же недвусмысленно указывали на то, что это дело рук цензуры, а не редактора. Позднее Н. В. Сушков просил Тютчева вспомнить недостающие в стихотворении строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти.
И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи - взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них она безлика, то для Тютчева природа- «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения, мучительные вопросы.
Тютчев выступает против сторонников «вульгарных механистических представлений о природе как о голом механизме, бездушной машине»:
Они не видят и не слышат,
Живут в сём мире, как впотьмах,
Для них и солнцы знать не дышат
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!

И языками не земными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Стихотворение написано в форме обращения, у него нет заглавия, что предает более глубокий смысл. Произведение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы.
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» является настоящим натурфилософским исповеданием веры Тютчева. Полемический тон сочетается в этом стихотворении с чувством большой человечности. Автор заканчивает его словами, в которых меньше всего осуждения по адресу тех, кто думает иначе:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой!
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, а перекрёстный способ рифмовки гармонирует с чередованием женских и мужских рифм. Ассонанс на "и", "а", и "о" придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно же оно звучит благодаря употреблению устаревших слов ("лик", "чрево", "древо") и ударения ("приклеил") Особая же смысловая нагрузка создаётся при помощи анафоры:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение ("Солнцы не дышат", " не совещалась в беседе дружеской гроза"), метафоры ("весна не цвела", "ночь нема была"), сравнения ("живут в сём мире, как впотьмах"). Всё это придаёт речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придаёт художественной речи нужную авторскую интонацию.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Ф.И. Тютчева о пленительной русской природе. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей.

Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе, признавая и превознося ее как самостоятельную чувствующую сущность, наделенную душой, свободой, а также эмоциями и собственным языком для общения с окружающим миром.

Фёдор Иванович в строках этого стихотворения выступает против материалистов, заявляя о независимости природы. Любое вторжение в нее и подчинение воли человека нарушает эту суверенность. Здесь есть также отсылка к церковному восприятию природы, как одного из проявлений воли Бога. "Не слепок, не бездушный лик" утверждает Тютчев, тем самым отрицая церковные догмы.

При первом издании из стихотворения были изъяты вторая и четвертая строфы. Они не прошли церковной цензуры и считались недопустимыми. Позднее поэта просили воссоздать утраченные строки произведения, но это оказалось неосуществимо, Тютчев и сам не помнил, о чем в них говорилось.

Автор использует в произведении метафоры и сравнения для более подробного раскрытия художественного образа. Несмотря на потерю части стихотворения, оно не утратило свою основную идею. Отношения человека и природы рождают сильные чувства в душе поэта, заставляя ставить под сомнение восприятие людьми окружающего мира.

Поэт обращается к людям, не способным увидеть и услышать природу, почувствовать ее дыхание: "При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была!". Но в последних строках как бы извиняет черствость человечества, говоря, что это "Не их вина...".

Отражение любви и глубокого почтения к природе встречается и во многих других произведениях Тютчева, но именно в этом стихотворении он выразил весь спектр чувств к природе, и попытался донести глубинный смысл происходящих в ней процессов до окружающих. Природа является для поэта постоянным источником вдохновения, даря незабываемые впечатления, которые он изливает на бумаге в виде стихов. Это не просто любование явлениями природы и ее красотой, это поиск глубинного смысла происходящего, ответов на главные вопросы бытия.

Философия Тютчева заключается в одухотворении природы. Это не романтическая метафора, а скорее психологизация природы, желание запечатлеть ее процессы, сохранить саму их суть, показать наполненность, самодостаточность и органичность.

Анализ стихотворения Не то, что мните вы, природа… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Одиночество Бродского

    Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс

    Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Деревня Фета

    Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
_________________

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
_________________

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» (1836 г.) считается одним из центральных во всем творчестве Тютчева. Поэту было несвойственно выступать с какими-либо заявлениями или обвинениями. Он вообще воздерживался от высказывания своего мнения, предпочитая описывать красоту природы. В данном произведении поэт отступает от своего правила. Он выступает в защиту объекта своего преклонения – природы. Тютчев считает, что его современники забыли о значении окружающего мира, прельстившись учениями грубых материалистов. Достаточно смелым было обвинение поэта, направленное против строгих служителей церкви, считающих природу лишь «приложением» к высшему творению – человеку. К сожалению, аргументы автора остались неизвестны, так как вторая и четвертая строфы были вырезаны цензурой и в дальнейшем не могли быть восстановлены.

Тютчев твердо заявляет о независимой и самостоятельной сущности природы, которая занимает равное с человеком положение («в ней есть душа, …свобода, …любовь»). Все природные явления и объекты возникли не в результате чьей-то воли или желания, а посредством собственной тяги к жизни.

Человек должен осознать, что все окружающее обладает не только физическими, но и духовными свойствами. Людей, которые не понимают этого, Тютчев считает слепыми и глухими. Рассматривая природу в качестве своей мастерской, они сами уподобляются бездушным автоматам. Для них закрыто все богатство окружающего мира, его красота и неповторимость. Они не способны к проявлению высоких чувств. Огородившись непроницаемой стеной от природного мира, такие люди никогда не чувствуют вдохновения. Их внутренний мир убог и ограничен.

В финале стихотворения Тютчев бросает в сторону своих оппонентов самое страшное обвинение. Неуважение к природе делает таких людей настолько бесчувственными, что даже «голос матери» не сможет расшевелить их души. В этом заявлении отчетливо проявляется собственная позиция автора. Тютчев неоднократно заявлял, что считает природу родной матерью человека. В своих произведениях он часто использовал этот образ.

Произведение «Не то, что мните вы, природа…» доказывает, что Тютчев мог не только мирно воспевать красоту пейзажа, но и в случае необходимости грудью вставать на его защиту. В какой-то степени поэта можно считать одним из предшественников современного движения экологов.

Не то, что мните вы природа…

Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

МБОУ СОШ № 1

г. Ярцево Смоленской обл.

Федотовой Карины

Человек и природа всегда существовали вместе. Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и всевозможных электронных устройств. Почему же мы отгородились от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа - наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его. Ещё каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а воздух был чист и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то, возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа - “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев - один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет героев произведения на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу, и других - жестоких, безжалостных. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий характер Егора - источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!». Роман Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, - путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.