Признак по действию. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означает

Некоторые стереотипы о Средних веках так укоренилась в романах, что многие уже считают, что книги и фильмы об этом времени отображают реальные аспекты средневековой жизни. Но часто эти истории просто укрепляют мифы и заблуждения о жизни в Средние века.

Очень важно помнить то, что когда речь идет о средневековье, стоит учитывать, что этот период охватывает достаточно большой промежуток времени, с 5 века до 15 века нашей эры. Стоит отметить, что большая часть развенчанных мифов о Средневековье касаетсяАнглии 14 века. И всё это благодаря таким работам как «Средневековая Англия. Гид путешественника во времени» Яна Мортимера и работам Джозефа Гиса и Фрэнсиса Гиса «Заблуждения о средневековье». Но дело в том, что жизнь в Средние века была, по сути, гораздо разнообразнее, чем все эти однотипные рассказы о рыцарях и колдовстве, в которые Вы привыкли верить.

Хотите узнать о жизни в Средневековье, не читайте романов, почитайте учебники по истории, потому что роман - это изобретение новых идей, или комбинирование элементов различных культур и периодов времени, а зачастую простое изобретение исторических мифов и заблуждений. Но если вы читаете много книг и смотрите много фильмов с псевдо-средневековыми сюжетами, у Вас может создаться ошибочное впечатление, что Вы знаете, какой была жизнь в те времена. Кроме того, настоящая историческая действительность предлагает новые идеи, которые вы, возможно, захотите включить в свои собственные истории в будущем.

И это не означает, что все упоминания о средневековье состоят из одних только мифов, просто стоит помнить, что выдумка встречается нынче очень и очень часто.

Вот список мифов с их последующим развенчанием.

1. Крестьяне были отдельным классом людей, которые были более или менее равны друг другу.

Часто считают, что люди в средние века были разделены на очень широкие классы: члены королевской семьи, знать, рыцари, духовенство и трудящиеся крестьяне в самом низу. Но если у вас не было "царя", "лорда", "сэра", "отца" или "брата" (или их женских аналогов) перед именем, это не значило бы, что вас бы ничуть не беспокоил Ваш социальный статус. В Средние века были многочисленные классы людей, которых сегодня мы называем "крестьянами", но на самом деле у "крестьян" были свои классы.
В 14-веке в Англии, например, были вилланы, люди, присоединенные к земле конкретного лорда. Вилланов считали несвободными людьми, и они продавались вместе с землей лорда. А свободные люди принадлежали к разным социальным и экономическим классам. Землевладелец, например, мог стать достаточно успешным, чтобы арендовать усадьбу лорда, по существу, выступая в качестве самого лорда. А, в деревне, несколько семей могли держать в своих руках большую часть политической власти, замещая большинство местных чиновников. Мы склонны думать об этих людей, как о "крестьянах", но они думали о себе гораздо сложнее, что сопровождалось всем этим классовым беспокойством.

2. Постоялые дворы были тавернами с большими общими залами внизу и номерами на верхнем этаже.

Существует такое прочно укоренившееся псевдо-средневековое представление о заведениях тех времен как таверны с постоялым двором. Вы и ваша компания наслаждаетесь несколькими графинами эля в главном зале, слушаете все местные сплетни, а затем поднимаетесь в свою отдельно снятую комнату, где вы будете спать (одни или с продажной девой).

Этот образ не совсем фантастичен, но в реальности все было немного сложнее - не говоря уже о том, что еще и интереснее. В средневековой Англии, если бы вы объединили городской постоялый двор с пивной, вы, вероятно, получили бы что-то, напоминающее тот постоялый двор из романов. Да, были такие постоялые дворы, где вы могли снять отдельную кровать (или, скорее, пространство на кровати), и, конечно же, в этих дворах были залы для еды и питья. Но это были не таверны; владельцам постоялого двора, как правило, разрешалось подавать пищу и питье только для своих гостей. И скорее всего Вы после изрядного подпития попали бы в одноместный номер с несколькими кроватями, которые вмещали до трех. Только в самых престижных гостиницах вы могли найти номера лишь с одной или двумя кроватями.

Также в городах были и питейные заведения: таверны, где пили вино, и пивные для эля. Среди этих двух, пивные были более шумными местами, и очень походили на современные дешевые бары, где тусуются малолетки. Но эль и сидр также часто делали и дома; муж, по возвращению домой, не ждал от жены вкусного борща, потому она умела варить пиво. И какой борщ, если жена тебе готовит пиво? А в английской деревне таверны часто были чьим-то домом. После того, как ваш сосед открывал новую партию эля, вы могли пойти к нему домой, заплатить несколько пенни, и сидеть и пить с вашими односельчанами.

Также были и другие варианты размещения. Путешественники могли рассчитывать на гостеприимство людей равного или более низшего социального класса, наслаждаясь едой и ночлегом в обмен на дорожные истории и чаевые. Также на ночь можно было остановиться больнице, где давали не только лечение, но и приют.

3. В Средневековье Вы бы никогда не встретили женщину, занимающуюся таким ремеслом, как изготовление оружия или торговля.

Конечно, в некоторых фэнтэзи-романах женщины находятся на равных (или относительно равных) позициях с мужчинами, занимаясь теми же видами ремесел, которыми занимались мужчины. Но во многих романах, женщина, которая изготовляет доспехи или продает товары, показалась бы просто неуместной - хотя это и не совсем отражало бы Средневековую реальность. В Англии, вдова могла начать заниматься ремеслом своего умершего мужа, например Вы могли бы встретить женщину портного, оружейника и торговца. Некоторые женщины купцы были на самом деле довольно успешны, занимаясь международной торговлей, они имели солидные прибыли.

Женщины также занимались и преступной деятельностью, в том числе разбоем. Многие преступные группировки в средневековой Англии состояли из семей, в том числе жен с мужьями и сестер с братьями.

4. У людей были ужасные манеры за столом, они бросали кости и объедки на пол.

Сожалеем, но даже в Средние века, члены светского общества, от королей до вилланов, соблюдали определенный этикет, и этот этикет включал в себя хорошие манеры за столом. В действительности, в зависимости от того, когда, где и с кем вы ели, вам приходилось следовать очень строгим правилам. Вот, например, такой совет: если лорд передает вам свой бокал за обеденным столом, это признак его благосклонности. Примите ее, глотните, и передайте бокал ему обратно после того, как сделали глоток.

5. Люди, которые не верили во все формы магии и в ведьм, сжигались.

В одних фантастических книгах, магия воспринималась всеми просто как факт. В других, к магии относились, в лучшем случае, с подозрением, либо как к богохульству в худшем.

Но не ко всем упоминаниям магии в Средневековье относились как к ереси. В своем эссе "Ведьмы и миф о средневековом "Времени горения" из «Заблуждений о Средневековье» Анита Обермейер рассказывает, что в 10-ом веке, католическая церковь не занималась пытками ведьм за ересь; она была больше заинтересована в искоренении еретических суеверий о "ночных летающих существах."

А в 14-веке в Англии, можно было обратиться к магу или ведьме с небольшой "волшебной" просьбой, такой как, например, поиск утраченного объекта. В средневековой Англии, по крайней мере, к магии без каких-либо еретических компонентов относились терпимо. Со временем, в конце 15-го века, началась испанская инквизиция, и именно тогда за ведьмами началась охота.

Нельзя сказать, что в Средние века никого не сжигали, но это не было так широко распространено. Обермейер объясняет, что в 11-м веке, колдовство рассматривалось как светское преступление, но церковь делала несколько выговоров, прежде чем прибегала к сжиганию. По ее указанию первое сожжение за ересь состоялось в 1022 году в Орлеане, а второй раз в 1028 году в Монфорте. Сжигание ведьм было редкостью в 11-м и 12-м веках, но стало более популярно в 13-ом. Тем не менее, это зависело еще от того, где вы находитесь. В 14-м веке, вас бы не сожгли как ведьму в Англии, но это вполне могло произойти с вами в Ирландии.

6. Мужская одежда всегда была практичной и функциональной.

Да, средневековые люди разных классов интересовались модой, и иногда мода, особенно мужская, была довольно абсурдной. По началу, одежда была более функциональной, но в 14 веке, мужские фасоны костюмов в Англии стали выглядеть довольно необычно. Корсеты и подвязки стали типичны для мужчин и более того, популярные фасоны поощряли мужчин активно демонстрировать свои бедра и ноги. Некоторые аристократы носили платья с рукавами, такими длинными, что у них была опасность запутаться в манжетах. Стало модно носить обувь с чрезвычайно длинными носками – у одних таких туфель, импортируемых из Богемии, были носы длиной в полметра, которые необходимо было привязывать к подвязкам мужчины. Встречалась даже такая причуда как носить свою мантию так, чтобы голова проходила через отверстие для руки, а не для головы, а рукава, использовались в качестве пышного воротника.

Важно также отметить, что мода шла от членов королевской семьи, через аристократию и, наконец, до простого народа. Через какой-то период времени после того как какая-то мода появлялась среди дворянства, ее менее дорогая версия могла появиться среди людей низшего класса. К тому же, в Лондоне были приняты законы, регулирующие потребление предметов роскоши, чтобы помешать людям одеваться роскошней своего реального положения. Например, обычной женщине в 1330-х годах в Лондоне не было разрешено обивать свой капюшон чем-нибудь, кроме овчины или меха кролика, или же она рисковала вообще потерять свой капюшон.

7. Все слуги были людьми низшего класса.

На самом деле, если вы были высокопоставленной особой, то по все вероятности, у вас были и высокопоставленные слуги. Лорд мог послать своего сына прислуживать в усадьбу другого лорда – возможно, брата его жены. Сын не получал никакого дохода, но по-прежнему считался сыном лорда. Дворецким лорда на самом деле мог быть тоже лорд. Ваш статус в обществе основывался не только на том, слуга вы или нет, но также и в зависимости от вашего семейного статуса, кому вы служили, и в чем заключалась ваша конкретная работа.

Для вас может стать неожиданностью факт про слуг в английских домах в период позднего средневековья: они были в подавляющем большинстве мужчинами. Мортимер упоминает домашнее хозяйство графа Девонского, где было 135 слуг, но из них женщинами были всего три. За исключением прачки (которая не жила в доме), все слуги были мужчинами, даже в хозяйствах, возглавляемых женщинами.

8. Медицина была основана на чистом суеверии.

Надо признать что, если исключить «Игру Престолов» то, многие факты исцеления в фантастических романах - это простое волшебство. Вы могли обратиться к священнослужителям, которые получали свой дар исцеления от богов, или же вы, возможно, имели кого-то под рукой, кто умел накладывать повязки на рану или делать припарку.

И да, большая часть средневековой медицины была основана на том, что мы считаем сегодня мистической ахинеей. В основном, в диагностике участвовала астрология и гуморальная теория. Кровопускание было распространенным методом лечения, а многие из целебных средств были не только бесполезны, но даже просто опасны. И хотя тогда были медицинские колледжи, очень мало врачей могло их посещать.

Тем не менее, некоторые аспекты средневековой медицины были разумными, даже по современным меркам. Прикладывание к лицу больных оспой алого сукна, лечение подагры растением Колхикум, использование ромашкового масла от боли в ухе - все это были эффективные методы лечения. И хотя такое понятие как средневековый хирург ужасает многих из нас, некоторые из этих хирургов были на самом деле довольно талантливы. Вас даже может удивить тот факт, что средневековый хирург Джон Ардерн использовал обезболивающие в своей практике, а многие хирурги были специалистами по лечению катаракты, зашиванию абсцессов, а также вправлению костей.

9. Наиболее мощная военная сила состояла из рыцарей, скачущих на битву на конях.

Джеймс Дж. Паттерсон, в своем эссе "Миф о конном рыцаре" из «Заблуждений о Средневековье», объясняет, что хотя образ рыцаря на коне был популярен в Средние века, он не соответствовал реальности во время военных действий. Кавалерия в доспехах, поясняет он, могла быть невероятно полезной, даже разрушительной, в столкновении против неподготовленных революционеров, но они были гораздо менее успешны в атаке против опытной иностранной пехоты. И, по правде говоря, сухопутные войска, в том числе пешие рыцари, которые часто были офицерами, считались неоценимыми боевыми единицами. Даже во время крестовых походов, когда образ рыцаря на коне казался синонимом триумфа в бою, большинство реальных боев состояло из работы осадной артиллерии.

В 14-м веке, английские военные действия концентрировалась на стрельбе из лука. Английские лучники смогли отразить огромное количество нападений французской кавалерии.

10. Было важно только мужское сексуальное удовольствие

По общему убеждению в Средние века женщины считались более похотливыми, чем мужчины. На самом деле, гораздо похотливее, чем Вы можете себе представить. Изнасилование считалось преступлением в 14 веке в средневековой Англии, но не между супругами. Жена не могла отвергнуть приставания своего мужа, но и муж также не мог отказаться от домогательств своей жены. В то время ходило расхожее поверье, что женщины всегда хотели секса, и что для их здоровья было вредно не иметь половых актов на регулярной основе. Оргазм женщины также считался очень важным; и было очень распространено мнение, что женщина не может забеременеть без оргазма. (К сожалению, из-за этого также невозможно было привлечь к ответственности за изнасилование, если жертва забеременела; средневековые английские ученые считали, что женские органы могли, говоря современным языком, «закрыться» и всё остановить).

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


Это не подробное исследование, а всего лишь очерк, который я написала еще в прошлом году, когда только началась на моем дневнике дискуссия о "грязном средневековье". Тогда я настолько устала от споров, что просто не стала его вывешивать. Сейчас дискуссия продолжилась, ну что же, вот мое мнение, оно изложено в этом очерке. Поэтому, там повторятся и некоторые вещи, которые я уже говорила.
Если кому нужны ссылки - пишите, я подниму свой архив и постараюсь найти. Правда, предупреждаю - они в основном на английском.

Восемь мифов о Средневековье.

Средневековье. Самое спорная и противоречивая эпоха в истории человечества. Одни воспринимают ее как времена прекрасных дам и благородных рыцарей, менестрелей и скоморохов, когда ломались копья, шумели пиры, пелись серенады и звучали проповеди. Для других же Средневековье – это время фанатиков и палачей, костров инквизиции, вонючих городов, эпидемий, жестоких обычаев, антисанитарии, всеобщей темноты и дикости.
Причем поклонники первого варианта часто стесняются своего восхищения Средневековьем, говорят, что они понимают – все было не так – но любят внешнюю сторону рыцарской культуры. Тогда как сторонники второго варианта искренне уверены – Средние века не зря назвали Темными веками, это было самое ужасное время в истории человечества.
Мода ругать Средние века появилась еще в Возрождение, когда шло резкое отрицание всего, что имело отношение к недавнему прошлому (как нам это знакомо), а потом уже с легкой руки историков XIX века этим самым грязным, жестоким и грубым Средневековьем стали считать… времена с падения античных государств и до самого XIX века, объявленного торжеством разума, культуры и справедливости. Тогда и развились мифы, которые теперь кочуют из статьи в статью, пугая поклонников рыцарства, короля-солнца, пиратских романов, и вообще всех романтиков от истории.

Миф 1. Все рыцари были тупыми, грязными, необразованными мужланами
Это, наверное, самый модный миф. Каждая вторая статья об ужасах Средневековых нравов заканчивается ненавязчивой моралью – смотрите мол, дорогие женщины, как вам повезло, какие бы ни были современные мужчины, они точно лучше рыцарей, о которых вы мечтаете.
Грязь оставим на потом, об этом мифе будет отдельный разговор. Что же касается необразованности и тупости… Подумалось мне тут недавно, как было бы забавно, если бы наше время изучали по культуре «братков». Можно себе представить, каким бы тогда был типичный представитель современных мужчин. И ведь не докажешь, что мужчины-то все разные, на это всегда есть универсальный ответ – «это исключение».
В Средние века мужчины, как это ни странно, тоже были все разные. Карл Великий собирал народные песни, строил школы, сам знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят выводить этаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. И список этот можно продолжить. Но главное – это все были государи, образцы для своих подданных, да и для более мелких правителей. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог как его государь – и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.
Ага, скажут мне – знаем мы этих Прекрасных Дам, ничего общего они с женами не имели. Значит перейдем к следующему мифу.

Миф 2. К женам «благородные рыцари» относились как к собственности, били и ни в грош не ставили
Для начала повторю то, что уже говорила – мужчины были разные. И чтобы не быть голословной, вспомню знатного сеньора из XII века, Этьена II де Блуа. Был этот рыцарь женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя и его любимой супруги Матильды. Этьен, как и положено ревностному христианину отправился в крестовый поход, а жена осталась ждать его дома и управлять поместьем. Банальная, казалось бы история. Но особенность ее в том, что до нас дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Подробные, умные, аналитические. Эти письма – ценный источник по крестовым походам, но они же еще и свидетельство того, как сильно мог любить средневековый рыцарь не какую-то мифическую Даму, а собственную жену.
Можно вспомнить Эдуарда I, которого смерть обожаемой жены подкосила и свела в могилу. Его внук Эдуард III жил в любви и согласии со своей женой более сорока лет. Людовик XII женившись превратился из первого развратника Франции в верного мужа. Что бы там не говорили скептики, любовь – явление не зависящее от эпохи. И всегда, во все времена, на любимых женщинах старались жениться.
Теперь переходим к более практическим мифам, которые активно пропагандируются в кино и сильно сбивают романтический настрой у любителей Средневековья.

Миф 3. Города были свалкой нечистот.
О, чего только не пишут о средневековых городах. Вплоть до того, что мне встречалось утверждение, что стены Парижа приходилось достраивать, чтобы нечистоты, выливаемые за стену города, не полились назад. Эффектно, не правда ли? А еще в той же статье утверждалось, что поскольку в Лондоне отходы человеческой жизнедеятельности сливали в Темзу, то она была тоже сплошным потоком нечистот. Мое богатое воображение сразу забилось в истерике, поскольку я ну никак не могла представить, откуда же могло взяться столько нечистот в средневековом городе. Это же не современный многомиллионный мегаполис – в средневековом Лондоне жило 40-50 тысяч человек, да и в Париже не многим больше. Оставим в стороне совсем уж сказочную историю со стеной и представим себе Темзу. Эта не самая маленькая река выплескивает в море 260 кубометров воды в секунду. Если мерить это в ваннах, то получится больше 370 ванн. В секунду. Думаю, дальнейшие комментарии излишни.
Впрочем, никто не отрицает, что средневековые города отнюдь не благоухали розами. И сейчас стоит только свернуть со сверкающего проспекта и заглянуть на грязные улочки и в темные подворотни, как понимаешь – отмытый и освещенный город очень сильно отличается от своей грязной и вонючей изнанки.

Миф 4. Люди не мылись по много лет
Про мытье говорить тоже очень модно. Причем тут приводятся совершенно настоящие примеры – монахи, которые от излишка «святости» не мылись годами, вельможа, который тоже от религиозности не мылся, чуть не умер и его отмыли слуги. А еще любят вспоминать принцессу Изабеллу Кастильскую (многие ее видели в недавно вышедшем фильме «Золотой век»), которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года.
Но опять-таки выводы делаются странные – отсутствие гигиены объявляется нормой. То, что речь во всех примерах о людях, которые дали обет не мыться, то есть видели в этом какой-то подвиг, подвижничество, не принимается во внимание. Между прочим, поступок Изабеллы вызвал большой резонанс во всей Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет, настолько всех потряс данный принцессой обет.
А если почитать историю ванн, а еще лучше – сходить в соответствующий музей, то можно поразиться разнообразию форм, размеров, материалов, из которых делали ванны, а также способов подогрева воды. В начале XVIII века, который тоже любят называть веком грязнуль, у одного английского графа в доме даже появилась мраморная ванна с кранами для горячей и холодной воды – предмет зависти всех знакомых, ходивших в его дом как на экскурсию.
Королева Елизавета I принимала ванну раз в неделю и требовала, чтобы все придворные тоже мылись почаще. Людовик XIII вообще мок в ванне каждый день. А его сын Людовик XIV, которого любят приводить в пример как короля-грязнулю, поскольку он-то как раз ванны не любил, протирался спиртовыми лосьонами и очень любил купаться в реке (но о нем будет отдельный рассказ).
Впрочем, чтобы понять несостоятельность этого мифа, не обязательно читать исторические труды. Достаточно посмотреть картины разных эпох. Даже от ханжеского Средневековья осталось немало гравюр с изображением купания, мытья в банях и ваннах. А уж в более поздние времена особенно любили изображать полуодетых красавиц в ваннах.
Ну и самый главный аргумент. Стоит посмотреть статистику производства мыла в Средние века, чтобы понять – все, что говорят о повальном нежелании мыться – вранье. Иначе для чего бы требовалось производить такое количество мыла?

Миф 5. От всех ужасно воняло
Этот миф напрямую вытекает из предыдущего. И у него тоже есть реальное доказательство – русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами (про духи – общеизвестный факт). Этот миф мелькнул даже в романе Толстого «Петр I». Объяснение ему – проще некуда. В России не принято было сильно душиться, тогда как во Франции духами просто обливались. И для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь». Кто ездил в общественном транспорте рядом с сильно надушенной дамой, тот их хорошо поймет.
Правда есть еще одно свидетельство, касающееся все того же многострадального Людовика XIV. Его фаворитка, мадам Монтеспан, как-то раз в порыве ссоры крикнула, что от короля воняет. Король был оскорблен и вскоре после этого расстался с фавориткой окончательно. Кажется странным – если король обижался на то, что от него воняет, то почему бы ему не помыться? Да потому, что запах шел не от тела. У Людовика были серьезные проблемы со здоровьем, и с возрастом у него стало плохо пахнуть изо рта. Сделать было ничего нельзя, и естественно король сильно переживал по этому поводу, так что слова Монтеспан были для него ударом по больному месту.
Кстати, не надо забывать, что в те времена не было промышленного производства, воздух был чистым, а еда может и не очень здоровой, но хотя бы без химии. И потому с одной стороны волосы и кожа дольше не засаливались (вспомнить наш воздух мегаполисов, который быстро делает вымытые волосы грязными), поэтому люди в принципе дольше не нуждались в мытье. А с человеческим потом выделялась вода, соли, но не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Миф 7. Никто не заботился о гигиене
Пожалуй, именно этот миф можно считать самым обидным для людей, живших в Средние века. Мало того, что их обвиняют в том, что они были тупые, грязные и вонючие, так еще и утверждают, что им всем это нравилось.
Что же такое должно было произойти с человечеством в начале XIX века, чтобы ему до этого все нравилось быть грязным и вшивым, а потом вдруг резко разонравилось?
Если полистать указания о строительстве замковых туалетов, то можно найти любопытные пометки о том, что слив надо строить так, чтобы все уходило в реку, а не лежало на берегу, портя воздух. Видно люди все-таки не особо любили вонь.
Пойдем дальше. Есть известная история о том, как одной знатной англичанке сделали замечание по поводу ее грязных рук. Дама, парировала: «Это вы называете грязью? Видели бы вы мои ноги». Это тоже приводится в пример как отсутствие гигиены. А кто-нибудь задумывался о строгом английском этикете, по которому даже сказать человеку, что он пролил себе на одежду вино, нельзя – это невежливо. И вдруг даме говорят, что у нее грязные руки. Это до какой же степени должны были быть возмущены другие гости, чтобы нарушить правила хорошего тона и сделать такое замечание.
А законы, которые то и дело издавали власти разных стран – например запреты выливать помои на улицу, или регулирование строительства туалетов.
Проблема Средневековья была в основном в том, что мыться тогда было действительно сложно. Лето не так уж и долго длится, а зимой в проруби не всякий сможет искупаться. Дрова же для подогрева воды были очень дороги, не каждый вельможа мог себе позволить еженедельную ванну. А кроме того, не все понимали, что болезни приключаются от переохлаждения или недостаточно чистой воды, и под влиянием фанатиков списывали их на мытье.
И теперь мы плавно подходим к следующему мифу.

Миф 8. Медицина практически отсутствовала.
Чего только не наслушаешься о средневековой медицине. И средств-то никаких кроме кровопускания не было. И рожали все сами по себе, а без врачей так даже лучше. И контролировали всю медицину одни священники, которые все отдавали на откуп Божьей воле и лишь молились.
Действительно, первые века христианства медициной, как впрочем и остальными науками занимались в основном в монастырях. Там и госпитали были, и научная литература. Монахи своего в медицину вносили мало, однако неплохо пользовались достижениями античных медиков. Но уже в 1215 году хирургия была признана не церковным делом и перешла в руки цирюльников. Разумеется, вся история европейской медицины просто не влезет в рамки статьи, поэтому я остановлюсь на одном человеке, имя которого известно всем читателям Дюма. Речь идет об Амбруазе Паре, личном враче Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III. Простое перечисление того, что этот хирург внес в медицину хватит, чтобы понять, на каком уровне была хирургия в середине XVI века.
Амбруаз Паре ввел новый способ лечения новых тогда огнестрельных ран, изобрел протезы конечностей, начал делать операции по исправлению «заячьей губы», усовершенствовал медицинские инструменты, написал медицинские труды, по которым потом учились хирурги по всей Европе. И роды до сих пор принимают по его методу. Но главное – Паре изобрел способ ампутировать конечности так, чтобы человек не умирал от потери крови. И этим способом хирурги пользуются до сих пор.
А ведь он даже не имел академического образования, просто был учеником другого врача. Неплохо для «темных» времен?

Заключение
Что и говорить, реальное Средневековье сильно отличается от сказочного мира рыцарских романов. Но и к грязным историям, которые по-прежнему в моде, оно не ближе. Правда, наверное, как всегда где-то посредине. Люди были разные, жили они по-разному. Понятия о гигиене действительно были достаточно дикими на современный взгляд, но они были, и средневековые люди заботились о чистоте и здоровье, насколько хватало их разумения.
А все эти истории… кому-то хочется показать, насколько современные люди «круче» средневековых, кто-то просто самоутверждается, а кто-то вообще не разбирается в теме и повторяет чужие слова.
И напоследок – о мемуарах. Рассказывая об ужасных нравах, любители «грязного Средневековья» особенно любят ссылаться на мемуары. Только почему-то не на Коммина или Ларошфуко, а на мемуаристов типа Брантома, который издал наверное самое крупное в истории собрание сплетен, приправленное собственной богатой фантазией.
По этому поводу предлагаю вспомнить постперестроечный анекдот о поездке русского фермера (на джипе в котором была штатная магнитола) в гости к английскому. Тот показал фермеру Ивану биде и сказал, что там его Мэри моется. Иван задумался – а где же моется его Маша? Приехал домой – спросил. Та отвечает:
– Да в речке.
– А зимой?
– Да разве долго та зима-то?.
А теперь давайте составим представление о гигиене в России по данному анекдоту.
Думаю, если ориентироваться на такие источники, то наше общество получится не чище средневекового.
Или вспомним передачу про гулянки нашей богемы. Дополним это своими впечатлениями, сплетнями, фантазиями и можно писать книгу о жизни общества в современной России (чем мы хуже Брантома – тоже современники событий). И будут потомки изучать по ним нравы в России начала XXI века, ужасаться и говорить какие же ужасные были времена…

2. Откуда мы знаем о Средневековье?

Средневековье закончилось более 500 лет назад, но, уходя, оно оставило после себя множество следов. Эти свидетельства прошлого, появившиеся в эпоху Средневековья и сохранившиеся до наших дней, называют историческими источниками.

Исторические источники очень разнообразны. Наиболее полную и подробную информацию о Средневековье дают нам письменные источники: законы, документы (например, завещания или описи земельных владений), исторические и литературные произведения.

Далеко не все когда-то существовавшие письменные источники сохранились до наших дней. Многие документы погибли во время пожаров и наводнений, войн и народных восстаний. Иной раз они гибнут и в наше время. Поэтому учёные стараются, чтобы документы попадали в специальные хранилища - архивы, а кроме того, стремятся по возможности публиковать их.

Шлем из погребения в Саттон-Ху.Реконструкция

О многом могут рассказать и изобразительные источники: иллюстрации в рукописных книгах, картины, скульптуры.

    Один из самых знаменитых изобразительных источников - покрытый вышивкой ковёр (длиной более 70 м) из французского города Байё. На ковре воспроизводится история завоевания Англии нормандским герцогом Вильгельмом. Конечно, об этом событии XI века историкам многое известно и из письменных источников, но только здесь можно увидеть, как люди той эпохи строили корабли, сидели за пиршественным столом, держали оружие в бою.

Не менее важны для понимания прошлого и многообразные вещественные источники. Во многих старинных городах сохранились средневековые укрепления, церкви, дома. К вещественным источникам относятся также различная утварь, одежда, орудия труда, оружие и многое другое. Одни вещи из поколения в поколение сберегались в частных коллекциях и в музеях, другие попадают в музеи уже в наши дни в результате археологических раскопок (например, сокровище VII века из Саттон-Ху в Англии).

Эпизод сражения при Гастингсе. Фрагмент ковра из Байё. XI в.

А совсем недавно на юго-востоке Франции, в озере Паладрю, проводились подводные раскопки поселения, основанного на узком мысу в начале XI века. Спустя 30 лет оно было внезапно затоплено поднявшимися водами. Уходя, поселенцы едва успели захватить самое необходимое: деньги, часть инструментов и оружия. Остальное было затоплено, причём под водой сохранилось буквально всё: остатки жилищ, деревянная утварь, железные орудия труда, кости животных, семена растений и многое другое. Вот что узнали учёные благодаря этим находкам.

Жители посёлка умело сочетали занятия земледелием и скотоводством, рыболовством и ремёслами. Богатство утвари и найденные археологами 32 монеты, которые обронили жители, свидетельствуют о процветании поселения.

Золотая застёжка для плаща. Саттон-Ху. VII в.

Но особенно заинтересовало учёных то, что наряду с орудиями труда было найдено оружие, каким пользовались только настоящие воины: боевой топор, копья, обломки мечей. Значит, обитатели посёлка были одновременно и крестьянами, и воинами. Благодаря археологии удалось приподнять краешек завесы времени и узнать, как жили эти крестьяне-воины.

Немало могут рассказать о Средневековье и другие исторические источники: имена и названия, устные легенды и предания, народные обычаи, которые сохраняют черты глубокой старины.

Исследуя источники, поколения историков многое сумели узнать о Средневековье. Но это вовсе не означает, что все вопросы уже решены. Ведь история всегда тесно связана с современностью, и потому каждое поколение историков отвечает на духовные запросы своих современников, задаёт прошлому новые вопросы и получает на них новые ответы. Средневековье вызывает споры, а значит, оно по-прежнему небезразлично людям. Его познание продолжается.

    1. Каковы хронологические рамки Средневековья? На какие периоды учёные делят эту эпоху?
    2. Что такое исторические источники? В чём их важность для изучения истории?
    3. Как учёные подразделяют источники? Может ли один и тот же источник относиться к разным видам?
    4. Как вы понимаете различия между письменным историческим источником, историческим исследованием и историческим романом?
    5. Работа в парах. Сравните известные вам источники по истории Древнего мира и по истории Средних веков (их разнообразие, сохранность). Сделайте выводы. (Сначала пусть каждый из вас составит списки источников, затем дополните списки друг друга. В ходе обсуждения поставленного задания обратите внимание на иллюстрации данного учебника.)
    6. По ресурсам Интернета подберите различные изобразительные и вещественные источники эпохи Средневековья. Что с их помощью можно узнать о том времени, когда они были созданы?
    7. Что вам известно о мире Средневековья из художественной литературы? экскурсий в музеи? туристических поездок?
  • Средние века явно не имеют очень хорошую репутацию и известны массовыми казнями, невежеством, болезнями и войнами.

    Подобный образ сложился благодаря Голливуду, и сегодня люди верят во множество ложных «фактов», связанных со Средневековьем.

    1. Безграмотность

    На самом деле, это не так. Хотя Голливуд определенно постарался растиражировать в своих фильмах эту идею, многие из наиболее влиятельных университетов в истории (Кембридж, Оксфорд) и мыслителей (Макиавелли, Данте) появились как раз в Средневековье.

    2. Темные века

    После падения Рима европейская культура и экономика рухнули в пропасть, и так было вплоть до итальянского Возрождения. В это многие верят, и именно поэтому Средние века также называют Темными веками. Хотя, на самом деле, первоначально этот термин был использован историками, которые подразумевали то, что им почти ничего не известно о данном периоде, поскольку у них не было сохранившихся записей той эпохи.

    3. Земля - плоская

    Даже в Средневековье так считали далеко не все. Хотя наука и образование в значительной степени финансировались церковью, были и ученые, которые выдвигали теории, что она круглая.

    4. Земля - центр Вселенной

    Хотя находились люди (в основном, церковники), которые продолжали утверждать подобное, были и другие. К примеру, Коперник развенчал эту теорию задолго до Галилея.

    5. Царство насилия

    Естественно, Средние века не были свободными от насилия, но не существует никаких доказательств, что именно этот период времени был более жестоким, чем другие периоды в истории.

    6. Изнурительный труд крестьян

    Да, тогда нелегко было быть крестьянином. Но, вопреки распространенному мнению, они имели время и на досуг. Шахматы и шашки пришли именно с того периода времени.

    7. Соломенная крыша

    Это утверждение близко к истине. На самом деле, даже у замков были соломенные крыши. Но это, отнюдь не дырявая куча как попало сваленной соломы.

    8. Повальный голод

    Конечно, были голода, засухи и т.д., но опять же, они есть и сегодня. На самом деле, можно утверждать, что сегодня от голода умирает больше людей, чем в Средние века, просто потому что сегодня живет несравнимо больше людей.

    9. Смертная казнь

    Похоже, не многое изменилось с тех пор. Смертная казнь и поныне есть в Соединенных Штатах, Китае, Северное Корее, Иране и т.д. Изменился просто метод казни, которая стала немного гуманнее.

    10. Церковь уничтожала знания

    На самом деле, нет. Все высшие учебные заведения, о которых шла речь ранее (те же Оксфорд с Кембриджем) были основаны Церковью.

    11. Рыцари были благородными и отважными

    Естественно, думать, что все рыцари были одинаковыми, это уже глупо. На самом деле, дворянам даже пришлось принять фактический «кодекс рыцарства» в XIII веке, чтобы заставить рыцарей, находящихся не на войне, вести себя, не как пьяные студенты.

    Какое счастье, что мы с вами живём в современном мире, где есть адекватная медицина и высокие технологии, позволяющие жить с комфортом. С завидным постоянством производители выпускают новые гаджеты, а врачи неустанно ищут лекарства от всевозможных болезней, однако нашим далёким предкам повезло не так сильно, как нам с вами. Древние люди справляли нужду в общественных туалетах, которые могли взорваться в любой момент, а также впадали в панику, заприметив на своём лице прыщ, который тогда часто принимали за проказу.

    Большая нужда

    Каждый человек, наверняка, когда-то ходил в ужасно запущенный общественный туалет, который казался ему просто воплощением всех кошмаров. Однако, это ничто по сравнению с древними общественными туалетами. Туалеты в Древнем Риме были настоящим испытанием мужества. Это были обычные каменные скамьи с неровно прорубленным отверстием, которое вело к примитивной канализационной системе города. Подобное прямое соединение с канализацией означало то, что всякие мерзкие твари, водящиеся в канализации, могли впиться зубами в обнаженные ягодицы несчастного посетителя туалета.

    Что еще хуже, постоянное накопление уровня метана приводило к тому, что нередко туалеты попросту взрывались. Для того, чтобы банально выжить при посещении туалета, римляне наносили на стены туалетов образы богини удачи Фортуны и заговоры, призванные отогнать злых духов.

    Поиск работы

    В Англии в 1500-х годах было незаконно быть безработным. Правительство рассматривало безработных людей качестве второсортных граждан, а также наказания за преступления для них были гораздо более жесткими. Также безработным людям не стоило путешествовать, поскольку, если их ловили, то клеймили как бродяг, избивали и отправляли назад.

    Проблемная кожа

    Заболевания кожи, такие как угри или псориаз, безусловно, могут показаться многим кошмаром. Однако благодаря сотням кремов и таблеток сегодня их возможно если не вылечить, то хотя бы купировать обострения. Но это было вовсе не так в средние века, когда большой прыщ мог означать панику и ожидание скорой смерти. Из-за разгула паранойи, связанной с проказой, многие менее серьезные заболевания кожи, такие как псориаз, часто принимали за признаки ужасной болезни.

    В итоге людей с псориазом или дерматитом зачастую выселяли в лепрозории, как больных проказой. А если они жили среди "обычных" людей, то были вынуждены носить специальную одежду и колокольчик, чтобы предупреждать здоровых о своем приближении. А в Франции 14-го века множество больных псориазом ошибочно сожгли на костре.

    Поход в театр

    Сегодня поход в театр или кинотеатр считается вполне культурным и безопасным способом проведения досуга. Но пару сотен лет назад это было смертельно опасное занятие. Театральные дома и музыкальные залы 1800-х годов были печально известны тем, что их строили как попало, они постоянно были переполнены и очень легко воспламенялись. Поэтому даже, если повезло, что не произошло пожара со множеством смертей, то часто случались давки на выходе, вызванные ложными срабатываниями пожарной сигнализации.

    В одной Англии всего за два десятилетия в театрах погибли более 80 человек. А наихудшая театральная трагедия в истории случилась в чикагском театре "Ирокез" в 1903 году - пламя унесло жизни более 600 человек.

    Драки

    Хотя драки не происходят каждый день, в средние века любая незначительная перепалка могла быстро перерасти в смертельное побоище. К примеру, Оксфордский университет в 14 веке был далеко не таким рафинированным, как сейчас. В феврале 1355 года группа пьяных студентов в местной таверне оскорбила качество вина, которое им налили.
    Раздраженный трактирщик не постеснялся с ответом. В итоге это привело к эпическому побоищу, которое стало известно как День Святой Схоластики. 62 студента были убиты.

    Голосование

    Сегодня в худшем случае во время голосования можно столкнуться с раздражающе длинными очередями и медленным осознанием того, что отданный голос не оказывает почти никакого влияния. Однако, в 19 веке только самые несгибаемые поклонники демократии были настолько храбрыми, что выходили на улицу в день выборов. Все остальные забаррикадировались в домах, чтобы их не похитили.

    Так называемый "cooping" был общепринятой практикой, в рамках которой уличные банды, подкупленные политическими партиями, похищали людей с улицы и заставляли их голосовать за своего кандидата. Жертв держали в темном подвале или подсобном помещении, угрожали пытками и насильственно спаивали в течение нескольких дней, чтобы сделать их более сговорчивыми перед тем, как отвести на избирательный участок.

    Работа с полицией

    Хотя по общему признанию, сегодня никто не любит общаться с полицией, это ничто по сравнению с тем, что творилось пару веков назад. У жителей Лондона 18-го века была существенная причина для беспокойства, когда им на пути встречался полицейский. Многие из этих полицейских были самозванцами, которые использовали доверие народных масс для своих гнусных целей.

    Некоторые просто использовали фальшивый значок полисмена для того, чтобы выкачать немного легких денег из людей, но настоящие отморозки шли намного дальше. Эти ложные офицеры в ночное время ловили молодых женщин под предлогом "подозрительной активности". Это привело к тому, что горожане любыми способами избегали настоящих полицейских, что только делало их легкой добычей для преступников.

    Покупка специй

    В средние века многие специи считались лекарственными средствами или даже твердой валютой. Более того, за специи даже регулярно убивали. К примеру, мускатный орех когда-то можно было найти только на отдаленных островах Банда. В течение нескольких столетий войны за пряности практически привели к уничтожению коренного населения, поскольку различные европейские державы стремились захватить контроль над этими островами. Погибли более 6000 человек.

    Поход в больницу

    У них не было никакого образования, а газеты пестрели объявлениями о наборе медперсонала "без опыта работы". Эта безумная практика привела к не одному трагическому инциденту в больницах.

    Прогулка по городу

    По-видимому люди в средние века даже не могли спокойно прогуляться по городу без чего-то возмутительного. К примеру, нагота в общественных местах была довольно модной в течение 17 - 18 веков. По иронии судьбы, большинство последователей этой либеральной новой тенденции были религиозными.

    Представители таких течений, как рантеры и квакеры утверждали, что Бог есть во всем, поэтому ничего не может считаться злым или неуместным. Они упивались сексом и наркотиками и ходили голыми по улицам. Оказывается, хиппи 20 века были довольно скромными.