Тема россии в лирике тютчева. Тема Родины в творчестве Ф.И

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение «Эти бедные селенья…» наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение «Слезы»:

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение «Русской женщине» отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева – объект поклонения. Поэт считал, что у России – особый путь, ее любит Бог, а миссия ее – обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, «русская душа» умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее […]
    • Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
    • Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты "чистого искусства", выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
    • Главные особенности лирики поэта - тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека - один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием - олицетворение ("тени смесились", "звук уснул"). Л.Я. Гинзбург писала: "Детали рисуемой поэтом картины природы […]
    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
    • В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
    • Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление. Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • Наверное, каждый человек хочет прогуляться по средневековому городу. Жалко, что сейчас строят только современные дома, поэтому в средневековый город или замок можно попасть только на экскурсию. Из них сделали музеи, в которых уже не почувствуешь настоящей атмосферы того времени. А как бы хотелось пройти среди узких улочек, закупиться продуктами у бойких торговок на базаре, а вечером пойти на бал! А ещё лучше - проехаться в карете, как Золушка! Только совсем не хочется, чтобы роскошный наряд после полуночи […]
    • Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встре­чены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непо­средственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современни­ке». Его стихи высоко ценил редактор журнала Не­красов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
    • Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество политических стихотворений. В «Маленьком султане» он создал жестокий образ царя Николая II. Это […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Задолго до революции Александр Блок предвидел наступление великих перемен в стране и мире. Это можно проследить в лирике поэта, полной драматического ожидания катастрофы. События 1917 года послужили основой для написания поэмы «Двенадцать», которая стала самым крупным и значительным послереволюционным произведением Блока. Поэт считал, что любое событие предопределено, сначала оно совершается в высших сферах, недоступных человеку, и только потом – на земле. То, что поэт наблюдал сразу после революции, он и […]
    • Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своем творчестве он является сторонником доктрины «чистого искусства», которые избегали обращения к […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
  • e-mael для контактов: [email protected]

    Муниципально- образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 109».

    По предмету: « Литература»

    На тему: «Умом Россию не понять…»(Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева.)

    Выполнил: ученик 10 класса «Б»

    Слюсаренко Андрей Сергеевич

    Филюкова Яна Геннадьевна

    Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

    Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

    Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

    Вера поэта в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы».

    Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

    Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

    В своем наиболее известном произведении, четверостишии «Умом Россию не понять», Тютчев поднимает патриотическую тему. При этом Россия для поэта является не абстрактной отчизной, а воплощением великого русского духа. Стихотворение было написано 28 ноября 1866 года и записано Тютчевым на клочке бумаги, который сейчас хранится в Пушкинском доме. Впервые стихотворение было опубликовано в 1868 году.

    Философская миниатюра – плод размышлений Тютчева, попытка понять феномен собственной страны. Поэт, имея богатый опыт дипломатической деятельности в европейских странах, оценивал русскую культуру и политику в сравнении с европейским опытом. В строке «Аршином общим не измерить» автор подчеркивает самобытность русского народа и русского менталитета, загадочность и непредсказуемость русской души, не укладывающиеся в общеевропейские представления и стереотипы поведения.

    По мнению Тютчева, именно удивительный образ мышления русского народа – залог того, что русский народ не погрязнет подобно европейцам в мещанских устремлениях, а всегда будет развиваться в любых, даже самых сложных условиях.

    Стихотворение «Умом Россию не понять», образно и метко характеризуя Россию, не только выразило духовное кредо поэта, всей душой любившего свою страну, но и продолжает нести глубокий духовно-нравственный смысл для потомков.

    Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

    Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть.

    В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию.

    В заключении можно сказать, что Родина в лирике и в душе поэта играет важную и очень большую роль.

    Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

    Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

    Всю тебя, земля родная,

    В рабском виде Царь небесный

    Исходил, благословляя.

    Были у Тютчева, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.

    Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

    Итак, опять увиделся я с вами,

    Места немилые, хоть и родные

    Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный

    Был для души моей родимым краем.

    Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы

    Славян родные поколенья

    Под знамя русское собрать

    И весть на просвещенья

    Единомысленную рать.

    Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

    Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

    «Единство, - возвестил оракул наших дней, -

    Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

    Но мы попробуем спаять его любовью, -

    А там увидим, что прочней...

    Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

    Над этой темною толпой

    Непробужденного народа

    Взойдешь ли ты когда, свобода,

    Блеснет ли луч твой золотой?

    Растленье душ и пустота.

    Что гложет ум и сердце ноет...

    Кто их излечит и прикроет?

    Ты, риза чистая Христа...

    Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.

    Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.

    Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева . И в закладках появилось готовое сочинение.

    Класс. 10

    Тип занятия . Урок изучения нового материала.

    Цель методической разработки – развитие читательской компетенции на уроке литературы.

    Формируемые компетенции.

    • Читательская компетенция – овладение чтением как средством осуществления своих планов: продолжения образования, осознанного планирования актуального и перспективного круга чтения, подготовки к социальной деятельности; использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового, выборочного; выразительного чтения; коммуникативного чтения вслух и про себя; владение основными стратегиями чтения художественных и учебных текстов .
    • Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе.
    • Языковедческая компетенция – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами словарей.
    • Культуроведческая компетенция – понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, обеспечение культурной самоидентификации, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование эстетического вкуса.
    • ИКТ-компетентность – осуществление информационного подключения к глобальной сети Интернет (сайт грамота.ру).

    Формы работы обучающихся. Индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

    Конспект занятия

    Оформление. Выставка книг русских писателей и поэтов о России.

    Оборудование: учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, словари, раздаточный материал «Я.В. Темиз», «Г.Н. Ионин», «План анализа лирического произведения», «Образец анализа стихотворения Ф.И. Тютчева».

    Домашнее задание (групповое) – подготовить выставку книг, посвященных России.

    1. Организационный момент.

    2. Включение в деятельность.

    Учитель. Ребята, рассмотрите репродукции картин , опишите каждую (можно 2-3), приведите не менее 10 фраз по теме высказывания. Сразу после ответа оцените работу одноклассников по критериям (записаны в рабочей тетради ранее) :

    1. Выполнение коммуникативной задачи

    Участник справился с коммуникативной задачей.

    Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

    Фактические ошибки отсутствуют. - 1

    2. Учёт условий речевой ситуации

    Учтены условия речевой ситуации. - 1

    3. Речевое оформление монологического высказывания

    Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 1

    4. Грамматических ошибок нет 1

    5. Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок -1

    6. Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок - 1

    7. Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции - 1

    Шкала перевода: 0-3б. «2», 4б. «3», 5-6б. «4», 7б. «5»

    А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г.

    Ученик . Ответ.

    А.К. Саврасов. Проселок. 1873 г.

    Ученик . Ответ.

    И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.1891 г.

    Ученик . Ответ.

    И.И. Левитан. Владимирка. 1892 г.

    Ученик . Ответ.

    И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

    Ученик . Ответ.

    В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865 г.

    Ученик . Ответ.

    3. Формулирование темы, задач урока.

    Учитель. Скажите, что объединяет эти картины? Сформулируйте тему урока.

    Ученики. Эти картины о России. Мы будем говорить о теме России в поэзии Ф.И.Тютчева.

    Запись темы урока в рабочих тетрадях.

    Учитель. Просмотрите материал учебника со страницы 28 по страницу 30 (вид чтения – просмотровое), определите план нашей работы по данной теме, объясните свою точку зрения.

    Ученики.

    1. Стихотворения о России.

    2. Подходы к раскрытию темы.

    3. Анализ стихотворений.

    Запись плана урока в рабочих тетрадях.

    4. Работа над новым материалом.

    Учитель. У каждого из вас сборник стихотворений Тютчева, с которым мы уже работали. В течение 7 минут выберите стихи о России, ее роли в мире. Представьте свою работу. (Поисковое чтение.)

    Ученики. «К оде Пушкина на вольность» (1820) , «14-ое декабря 1825» (1826) , «Цицерон» (1830) , «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) , «Море и утес» (1848) , «Русская география» (1848 или 1849) , «Рассвет» (1849) , «Пророчество» (1850), , «Куда сомнителен мне твой...» (1850) , «Наш век» (1851) , «Эти бедные селенья...» (1855) , «Умом Россию не понять...» (1866) и другие.

    Герменевтический круг . Первое понимание текста.

    Учитель. Выберите одно из стихотворений Ф.И. Тютчева о России. Проанализируйте стихотворение , опираясь на следующий круг вопросов:

    3) какой образ передает это чувство? 4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

    Ученики . Готовятся в течение 5 минут.

    Учитель . Представьте свою работу однокласснику (работа в паре).

    Герменевтический круг. Рефлексия. Осознание недостаточной полноты и глубины понимания текста.

    Учитель. Удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

    Ученики. Отвечают.

    Герменевтический круг. Приращение знания.

    Учитель . Ребята, скажите, какие тенденции в изображении России существовали в русской литературе XIX века? Приведите примеры.

    Ученики . Отвечают.

    Учитель. Прочитайте материалы из книги Я.В. Темиза (изучающее чтение). Представьте прочитанное в виде схемы.

    Образ России в русской литературе XIX века

    Для критического реализма характерны две противоположные тенденции в изображении России, обычно сочетающиеся и переплетающиеся в творчестве большинства писателей:

    «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» М.Ю. Лермонтов

    1.1.критическая направленность,

    1.2.оппозиционность по отношению к официальному патриотизму,

    1.3.обличительство,

    «Прощай, немытая Россия»

    2.1.традиционный патриотизм,

    2.2.идеализация и восхваление России,

    2.3.неприятие западной цивилизации и «слепая» любовь к Родине.

    «Бородино», «Два великана», «Панорама Москвы»

    В поэме Гоголя «Мертвые души» – тот же дуализм (двойственность) в восприятии и изображении России.

    1. Россия реальная (город, поместья, помещики и их крепостные) оставляет желать лучшего.

    2. «Русь – птица-тройка» – Россия его мечты, такая, какой она могла быть, если бы реализовала свои потенциальные возможности (народ с его культурой и языком, песня, бескрайние просторы).

    Учитель . Что вы уточнили, прочитав статью Темиза?

    Ученики. Ответы.

    Учитель. Какие из названных тенденций проявились в следующих стихах Тютчева?

    Эти бедные селенья,
    Эта скудная природа –
    Край родной долготерпенья,
    Край ты русского народа!

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать –
    В Россию можно только верить.

    Ученики. Выполняют задание, отвечают.

    Учитель. Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся в XIX веке тенденции в изображении России, основой стихотворений о России Тютчева является его концепция мироздания.

    Познакомьтесь с материалами из книги Г.Н. Ионина «Русская литература XIX века» (изучающее чтение). Определите его основную мысль, подчеркните слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам это сделать.

    Концепция мироздания Тютчева двухполюсна, дихотомична (греч. dicha - на две части, tome - сечение). Основой поэзии Тютчева является принцип разделения, разъединения, борьбы: образов, чувств, природных начал и внутренних состояний человека (Хаоса - Космоса, дня - ночи, любви - смерти, всеприродного - индивидуального). В его поэзии сопрягаются образцы-антиподы.

    Мироздание в поэзии Тютчева представлено как борьба двух стихий - Хаоса и Космоса. Вспомним стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..», где Хаос и Космос противопоставлены:

    О, бурь заснувших не буди -
    Под ними хаос шевелится!

    В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг писал: «...в мире, каким мы теперь его видим, все порядок, норма и форма; и все же в основе по-прежнему лежит хаотическое и, кажется, будто оно может когда-нибудь прорваться снова; ничто в мире не производит на нас впечатления изначальности порядка и формы, но напротив, все наводит на мысль о некотором изначально хаотическом, введенном в рамки порядке. Это - непостижимая основа реальности вещей и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей...».

    Это мифопоэтическое противопоставление Космоса и Хаоса может многое прояснить в психологизме тютчевской лирики, посвященной любви и природе, ибо, по Тютчеву, и в мире человеческих чувств, и в тайне природных явлений противоборствуют хаотическое и космическое начала. Даже в политических стихах Тютчева, среди которых есть подлинные шедевры («Молчит сомнительно Восток...» и др.), соотношение Хаоса и Космоса помогает почувствовать глубину тютчевской мысли: западный мир, в его поэтическом представлении, по преимуществу хаотичен, а православный Восток - космичен. Тема Христа в стихотворении «Эти бедные селенья...» явно противостоит Хаосу. Христианское чувство космично.

    Введенный в пределы всемирного строя хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Присутствие хаотического, иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям ту свободу и силу, без которых не было бы самой жизни. Но жизнь – это борьба за торжество Космоса над Хаосом, несмотря на то, что «древний» Хаос – прародитель всего.

    5. Применение нового знания.

    Герменевтический круг. Вторичное чтение и понимание текста.

    Учитель. Перечитайте ранее выбранное вами стихотворение Ф.И. Тютчева о России, подготовьте выразительное чтение. Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующий круг вопросов:

    1) время создания стихотворений и бытовой контекст,

    2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом,

    3) какой образ передает это чувство?

    4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

    Ученики. Готовятся и представляют работу (работа в паре).

    Учитель. А теперь удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

    Ученики. Отвечают.

    Учитель. Выводы: Россия видится поэту как душа человечества. Познание России может осуществляться через веру. Спасение России от духовного кризиса поэт видит в православной религии.

    Учитель. Кто из современных поэтов, на ваш взгляд, близок Ф.И. Тютчеву. Обоснуйте свою точку зрения.

    Ученики. Отвечают.

    Ученики (реализация группового домашнего задания – подготовить выставку книг, представить ее). Есть сайт «Стихи.ру», где печатаются современные поэты. Многие пишут о России, например, Алла Шарапова, лауреат премии «Поэт года» за 2016 год . Также современные стихи о России можно прочитать на сайте «Любимая родина». Вот стихотворение Галины Таравковой.

    Да будет Русь жива, благословенна,
    Дева Мария покровительствует ей,
    Примером ярким, дерзновенным,
    Духовности росток заложен в ней.
    Пройдут реформ лихие времена,
    К ответу призовут растливших души,
    Предавших и продавших имена,
    Известны будут на море и суше.
    Святая Русь поднимется с колен,
    Волна идей обрушит лжи оковы,
    Время грядёт великих перемен,
    Для этого заложены основы.
    Прольётся Свет, обрушится волна,
    Мир мракобесия провалится в пучине,
    России Миссия великая дана,
    Духовность возродить отныне.
    («Будущее России»)

    Посмотрите на книжную выставку, где представлены авторы, писавшие о России. Направление «медитативной лирики» – Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Юрий Левитанский; «тихой лирики» – Николай Рубцов, Анатолий Жигулин; авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий. Учащенным обращением к тематике, стилистике Тютчева отличается Николай Заболоцкий.

    Горит весь мир, прозрачен и духовен,
    Теперь-то он поистине хорош,
    И ты, ликуя, множество диковин
    В его живых чертах распознаешь.
    («Вечер на Оке»)

    6. Домашнее задание.

    Сочинение стихотворения о Тютчеве (по желанию). Написать сочинение-миниатюру «Величие России и ее роль в мировой истории» (по желанию). Письменный анализ полюбившегося стихотворения Тютчева.

    План.

    I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

    1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

    Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?

    2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

    3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

    4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?

    5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

    III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

    7. Рефлексия.

    • Какие задачи вы ставили себе в начале урока?
    • Выполнили их?
    • Что новое узнали?
    • Определите самочувствие, активность, настроение.

    Список литературы

    1. Заболоцкий, Н.А. Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1985.
    2. Ионин, Г.Н. Пособие для учителя: к учебнику и хрестоматии «Русская литература XIX века». 10 кл. – М.: Мнемозина, 2001.
    3. Ипполитова, Н.А. Методика преподавания риторики. – М. Издательство «Экзамен», 2014.
    4. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
    5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
    6. Сахаров, В.И., Зинин, С.А., Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
    7. Таравкова, Галина. Стихотворение. Режим доступа: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/8-stikhi-o-rossii.html
    8. Темиз, Я.В. Словесность: интегрированный курс русского языка и литературы. – М.: Мегатрон, 2000.
    9. Тютчев, Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1988.
    10. Шарапова, А. Стихотворения. Режим доступа: http://www.stihi.ru/
    11. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (программа основного общего образования). Режим доступа: http://fipi.ru/
    12. Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 10 класс». Режим доступа: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/elektronnye-obrazovatelnye-resursy.php
    13. Перечень используемых на занятии ЭОР
    Название ресурса

    Форма предъявления информации

    А.К. Саврасов, «Грачи прилетели»

    репродукция

    http://alexey-savrasov.ru/kartina/1.php

    А.К. Саврасов. «Проселок»

    репродукция

    http://alexey-savrasov.ru/kartina/25.php

    И.И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу»

    репродукция

    http://nearyou.ru/shishkin/0shdolg1.html#сквозь

    И.И. Левитан. «Владимирка»

    репродукция

    http://isaak-levitan.ru/master/14.php

    И.И. Левитан. «Над вечным покоем»

    репродукция

    http://www.virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_10

    В.Г. Перов. «Проводы покойника»

    репродукция

    http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/

    Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою».

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

    Эту веру поэт пронес через всю свою жизнь. «Истинный защитник России - это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым она подвергает свою таинственную судьбу», - писал Тютчев в статье «Россия и Германия».

    Россия для поэта - это «край родной долготерпенья», «грустные места», со свинцовым небосклоном и огромными снежными равнинами. В лирике Тютчева мы встречаем множество прекрасных скромных русских пейзажей. Вот «бледные березы», «пустырник легкий», «мох седой». Все так бледно, уныло, мертвенно. Кажется, усталая природа спит, «погрузившись в сон железный». Родной ландшафт рождает в душе поэта грусть:

    Под дымчатым навесом
    Огромной тучи снеговой
    Синеет даль - с ее угрюмым лесом,
    Окутанным осенней мглой...
    Все голо так и пусто-необъятно.
    В однообразии немом...
    Местами лишь просвечивают пятна
    Стоячих вод, покрытых первым льдом.
    («На возвратном пути»)

    В душе его еще живы воспоминания о краях, где «радужные горы» и «лазурные озера». Однако Россия для Тютчева - это не только грустные места, застывшие в роковом безмолвии. Но это еще и Родина, с которой судьба разлучила его юношей и куда он все же возвратился много лет спустя, зрелым мужчиной, чтобы исполнить свое истинное предназначение. Европа не стала для поэта родной. Запад и Восток всегда были противопоставлены в сознании Тютчева. Картины скромной русской природы и «бедных селений» у поэта одухотворенны и прекрасны, несмотря на их незатейливость и неброский вид. Но красота эта недоступна западному пониманию:

    Не поймет и не заметит

    Гордый взор иноплеменный,

    Что сквозит и тайно светит

    В наготе твоей смиренной.
    («Эти бедные селенья»)

    Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России, в ее особую миссию звучит в стихотворении «Нет, карлик мой! трус беспримерный!..». Стихотворение обращено к государственному канцлеру Карлу Васильевичу Нессельроде, который пропагандировал в России антирусские настроения. Русь, по мнению поэта, несмотря ни на какие веяния модных и прогрессивных идей, не отречется от своего великого предназначения:

    То, что обещано судьбами

    Уж в колыбели было ей,

    Что ей завещано веками

    И верой всех ее царей...

    Венца и скиптра Византии

    Вам не удастся нас лишить!

    Всемирную судьбу России -

    Нет! вам ее не запрудить.
    («Нет, карлик мой! трус беспримерный...»)

    У России, по мысли Тютчева, свой особый путь, далекий от западных революционных идей, бунтов, восстаний и переворотов. Поэт считал, что революция по природе своей чужда России. «Россия прежде всего христианская империя. Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы. Революция - прежде всего враг христианства», - писал Тютчев в статье «Россия и революция».

    Революционное движение поэт воспринимал как безудержную природную стихию, проникнутую бесовским, сатанинским началом. Россия же в представлении Тютчева - страна незыблемых моральных устоев, страна патриархальности и стабильности общественного устройства. Любовь к ближнему, добро, справедливость, христианство и милосердие, мужество и сила духа - вот те качества, что издавна были присущи русскому человеку, что помогли ему выстоять среди всех исторических бурь, в пору смуты и вражеских нашествий. В этом залог величия и жизненной стойкости России.

    Волн неистовых прибоем,

    Беспрерывно вал морской

    С ревом, свистом, визгом, воем

    Бьет в утес береговой, -

    Но спокойный и надменный,

    Дурью волн не обуян,

    Неподвижный, неизменный,

    Мирозданью современный,

    Ты стоишь, наш великан!

    Так Тютчев писал в стихотворении «Море и утес». Бурные морские волны олицетворяют здесь западное революционное движение, утес же - незыблемость самодержавной России.

    Думается, поэт и ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.