Вице адмирал трибуц. Адмирал Трибуц: биография

Предки будущего адмирала происходили из Минской губернии и получили фамилию по воле помещика. Они переехали на заработки в столицу. Родился Владимир 15 июля 1900 года в Санкт-Петербурге. Проучившись в трехклассной школе и Петровском высшем начальном училище 6 лет, он летом 1914года собирался добровольцем пойти на фронт разгоравшейся мировой войны. Однако по настоянию отца, околоточного в одной из частей столицы, 22 августа мальчик поступил в Петроградскую военно-фельдшерскую школу и 14 декабря 1917 года стал лекарским помощником в Петроградском Николаевском госпитале. С февраля 1918 года в рабочем отряде, а в марте - в Северном летучем отряде моряков под командованием П. Е. Дыбенко фельдшер участвовал в боях под Нарвой и остался на флоте.

После заключения Брестского мира Трибуца отправили на Каспийскую флотилию. С 22 мая 1918 года молодой военмор служил в амбулатории плавающего отряда. В качестве медработника ему довелось участвовать при подавлении мятежа в Астрахани 15-16 августа 1918 года, затем - в боевых действиях на море. Когда командующий флотилией С. Е. Сакс отправлялся с 3 вооруженными судами в набег на бухту Старо-Теречная, на "Вегу" командировали Трибуца. В первом походе удалось взять 6 транспортов. В следующем набеге 9-12 ноября пришлось вступить в бой. Каспийцы повредили неприятельский корабль, обстреляли радиостанцию на Брянской косе. Флотилия действовала до декабря. Трибуца вернули на сушу. Он боролся с эпидемией тифа, 10-11 марта 1919 года участвовал в подавлении мятежа в Астрахани, лекпомом 2-го десантного отряда моряков оборонял город, а в сентябре вернулся в госпиталь.

Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекпомом на эсминец "Деятельный". Здесь он впервые встретился с И. С. Исаковым, поразившим его самоотверженным отношением к морскому делу.

1 апреля эсминцы "Карл Либкнехт", "Расторопный" и "Деятельный" направились в первый весенний поход из Астрахани в Петровск (Махачкалу). Корабли вошли в порт ранее войск Красной Армии, но без угля. Пришлось грузить топливо с затонувшего эсминца. Вскоре Трибуц заболел тифом и был отправлен в госпиталь; оправившись от болезни, он вернулся на корабль. 1 мая корабли Волго-Каспийской флотилии перешли в Баку, уже занятый частями Красной Армии.

На "Деятельном" Трибуц участвовал в Энзелийской операции. Исаков назначил грамотного моряка в трофейную комиссию. Вскоре после возвращения в Баку его перевели на канонерскую лодку "Карс" флота Азербайджана. Переименованная канонерка "Ленин" в декабре 1920 и в 1921 году не раз выходила в походы, действовала против басмачей. В шторм Трибуц помогал управлять кораблем и едва не был смыт за борт.

Итак, за несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в морских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки выдвигали его депутатом Бакинского Совета. Он оказался привычным к морю и оставался в строю, когда остальные лежали из-за морской болезни. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-морских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем подготовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

Недостаток знаний пришлось компенсировать усиленной учебой. После подготовительного отделения курсантов зачисляли на специальный курс. В первый год (младший специальный курс) изучали высшую математику и теоретическую механику, основы навигации и астрономии, устройство корабля, военно-морскую историю, социально-политические дисциплины. Предметы преподавали опытные офицеры царского флота. На среднем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приводить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по маршруту Кронштадт - Берген Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Следующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Коммуна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу моряка удостоили Почетной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й помощник командира линкора. Осенью 1929 года по его просьбе моряка зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море перегоняли "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на корабль. Моряк отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью: "Стойкому защитнику пролетарской революции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в частях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Академию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Моряк участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934). Когда линкор "Марат" направили на морской парад в Англию, где проходила коронация Георга VI, командир линкора В. И. Иванов потребовал прикомандировать В. Ф. Трибуца, ибо иначе не гарантировал успеха швартовки методом фертоинг. Трибуц месяц тренировал боцманскую команду. Зато в день парада советские моряки продемонстрировали рекордное время при постановке корабля на якорь.

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Моряк позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем... - это большая, ответственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его применения, более детально стал изучать наставления по использованию кораблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эсминец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги моряка были оценены орденом Красной Звезды.

Более моряку не доводилось командовать кораблями, так как в дальнейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового начальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).

В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе выяснил его знания и мысли. В феврале 1938 года моряка назначили начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37; командиры кораблей, подводных лодок, авиации учились тактике совместных боевых операций, в помещениях и на море штабы отрабатывали действия разнородных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

Начиналась мировая война. Существовала опасность, что фашистская Германия использует малые государства Прибалтики в качестве плацдарма для наступления против СССР. С другой стороны, растущему Советскому ВМФ тесно становилось в Финском заливе. Необходимость решить эти две проблемы привела к переговорам с Латвией, Эстонией и Литвой. 28 сентября 1939 года СССР заключил пакт взаимопомощи с Эстонией, затем с двумя другими странами. В составе советской военно-морской делегации, которую возглавлял И. С. Исаков, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вскоре флот смог расположиться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на лед, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. После окончания боевых действий в марте 1940 года по условиям мирного договора эти острова, Карельский перешеек, северное побережье Ладожского озера отошли к России, а на полученном в аренду полуострове Ханко начали сооружать военно-морскую базу. Все эти мероприятия позволили Советскому флоту свободно выходить в Балтийское море, обезопасить Ленинград с суши. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с докладом, обобщившим полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и чин вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. После неоднократных обращений к Москве в мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н. Г. Кузнецов писал:

"Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства".

Командующий знал, что германские торговые суда спешно покидают советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не поддаваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожности. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. В Таллин доставили судно с минами, и моряки тренировались в постановках заграждений. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Однако сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глубину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-морских баз с суши не был утвержден. Командование обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было сосредоточено в одних руках.

События развивались. Ночью 19 июня поступило сообщение с Ханко о подготовке к войне 22-25 июня со стороны Финляндии. Трибуц доложил об этом в наркомат и просил разрешения перебазировать из Таллина в Кронштадт линкоры. Разрешения он не получил, но все же на свой страх и риск 20 июня отправил "Марат" с охранением в Кронштадт. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надеялись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

"За последние дни значительно усилились случаи нарушения нашей морской, сухопутной, воздушной государственных границ немецкими самолетами. Наблюдается сосредоточение войск на территории Финляндии и государственной границы в Восточной Пруссии. Немцы нагло держат себя, вызывая на провокацию на море.

Приказываю: темпы боевой подготовки не снижать, выполнять поставленные задачи, использовать каждый день, ночь и час хорошей погоды и видимости. Держать дежурные части и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

При выполнении задач боевой подготовки усилить наблюдение в водах, воздухе, немедленно донося о всех происшествиях и нарушениях.

Меньше говорить о военной опасности, а больше делать для того, чтобы свои боевые части и корабли привести в полное боевое состояние".

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самолетам-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и предписал перевести флот на готовность К» 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к переезду на остров Суурупи западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командующий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, приказал идущим в море транспортам завернуть в порты. О нападении гитлеровцев вице-адмирал сообщил в Москву через минуту после Октябрьского, командующего Черноморским флотом. В 5.17 Трибуц подписал телеграмму всем соединениям, частям и кораблям:

"Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопили с минными постановками, которые под прикрытием береговых батарей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами выступили. Из Рижского залива им в прикрытие выслали крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району подорвались на минах эсминец и крейсер. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию.

К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для противника рубеж. Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности. Но вскоре стало ясно, что рассчитывать на сухопутные части бесполезно. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспомогательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы готовились вести артиллерийский бой на море, высаживать десанты и бороться с ними, проводить торпедные атаки, тральные работы и другие традиционные операции, но неприятельский флот активности не проявлял.

Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, с кораблей и самолетов, к чему тральные силы не готовили. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление армии на восток создало проблемы, в довоенное время неизученные. Флоту пришлось защищать свои базы с суши. 29 июня нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином советских частей нет. Командующий приказал вывести из строя порт Пярну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом сооружали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу ханковцам оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и другое необходимое.

Вечером 12 июля был обнаружен на подходах к Ирбенскому проливу неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя различные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуострова Сырве, утром 13июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин преградили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродрома Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходимое им доставляли корабли.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Ввиду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сложившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт ушел далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуировать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными по бухтам и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти. Благодаря приказу командующего заранее разработать план эвакуации большинство защитников Таллина удалось спасти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать наступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации можно было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстояло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, перелетевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была образована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения дозорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял предложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями.

Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опытными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд прикрытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пантелеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Трибуц лично наблюдал за посадкой в Минной гавани, а затем прибыл на "Киров". Однако выход задерживался, так как из-за волн малые суда, в том числе катерные тральщики, не могли идти.

Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недостаток и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и кораблей спаслись и составили значительную силу в обороне Ленинграда.

Зимой 1941 - 1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим северную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, дополненными катерами и самолетами. Но флот продолжал жить, несмотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали войскам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали перевозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году чин адмирала В. Ф. Трибуц продолжал командовать КБФ; после создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМС СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Академии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны. В октябре 1959 года Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию:

"Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, боевой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, богатым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подготовкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.

Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически работать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и политических знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, которое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обеспечить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив.

В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддерживает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политической работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестационной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Он продолжил работу начальником одного из отделов ВИНИТИ. Одновременно адмирал занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Балтики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступают в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности научных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.

Скончался В. Ф. Трибуц 30 августа 1977 года и похоронен 2 сентября в 13 ряду 7 участка некрополя Новодевичьего кладбища в Москве. Памятником ему служат его действия в годы войны и описания подвигов советских моряков в статьях и книгах адмирала.

Большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» относится к БПК проекта 1155 (по классификации НАТО - Udaloy). Проект 1155 был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. Назван в честь советского адмирала Владимира Трибуца.

БПК «Адмирал Трибуц» был построен на заводе им. А. А. Жданова (в настоящее время судостроительный завод «Северная верфь») в Ленинграде. Заложен 19 апреля 1980 года под строительным номером 733. Спущен на воду 26 марта 1983 года. Вошел в строй 30 декабря 1985 года. Вошел в состав Тихоокеанского флота 15 февраля 1986 года.

Основные характеристики: Полное водоизмещение 7480 тонн, стандартное 6840 тонн. Длина 163 метра, ширина 19 метров, осадка 7,8 метра. Скорость хода 29,5 узлов, экономичная 14 узлов. Экипаж 293 человека, в том числе 35 офицеров. Дальность плавания 6882 морские мили при экономичной скорости 14 узлов. Автономность плавания 30 суток.

Энергетическая установка: Двухвальная, 4 газовые турбины, 61000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-70 по 8000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-8КФ по 22500 л.с.)

Вооружение:

Артиллерия: 2 × 1 - АК-100 (одноствольная корабельная артиллерийская установка).

Зенитная артиллерия: 4 × АК-630М (шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка).

Ракетное вооружение: 8 × 8 - ПУ ЗРК «Кинжал» (зенитно-ракетный комплекс морского базирования).

Противолодочное вооружение: 2 × 4 - ПУ ПЛРК «Раструб» (универсальный ракетный комплекс).

Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 - 533-мм ТА, 2 × 12 РБУ-6000 (реактивная бомбометная установка).

На борту располагаются 2 вертолета Ка-27.

Бортовые номера: 415 (с 1985 года), 472 (с 1987 года), 592 (с 1988 года), 552 (с 1992 года), 564 (с 1993 года).

В 1980-1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.

В 2001 году корабль совершил визит в порт Сосебо (Япония), в 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)

В 2005 году в составе ОКБ ТОФ корабль совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном Российско-Индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября - порт Танжиприок (Индонезия), 04 ноября - ВМБ Черги (Сингапур), 15 ноября - порт Саттахип (Таиланд) и 27 ноября - порт Дананг (Вьетнам).

С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир «МБ-99») участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе проведены 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.

С 29 июня по 08 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений (ОСУ) Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы (КУГ) - тяжёлый атомный ракетный крейсер Северного флота, гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота и корабли охранения. В четвертом эпизоде артиллерийским огнем прикрывал высадку морского десанта.

25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня Военно-Морского флота России.

27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблем , эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» Морских сил самообороны Японии принял участие российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.

15 января 2012 сформирован 7-й по счету отряд в составе БПК, морского буксира «МБ-37», танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе. 26 марта завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. Корабль зашел в порт Хошимин 11 апреля, затем отправился в воды Желтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012». 24 апреля - начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх кораблей - , «Адмирал Трибуц», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические пуски из РБУ, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна.

20 февраля 2013 года глава города Владивостока Игорь Пушкарев на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц».

В 2014 году встал на плановый ремонт на «Дальзаводе».

По сообщению от 13 апреля 2016 года проходит испытания. В июле в боевой состав Военно-Морского Флота после проведения ремонта и восстановления технической готовности на предприятии «Дальзавод», и продолжит выполнять задачи в составе Тихоокеанского флота. По сообщению от 12 сентября в составе отряда кораблей ТОФ в порт Чжаньцзян (Китайская Народная Республика) для участия в совместном российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2016». По сообщению от 05 октября в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота после участия в совместном российско-китайском учении «Морское взаимодействие-2016». По сообщению от 17 октября в составе отряда кораблей Тихоокеансеого флота покинул Владивосток для выполнения задач боевой службы в Тихом океане. По сообщению от 01 ноября в составе отряда кораблей ТОФ в Республику Индонезия, где примет участие в международной выставке вооружений «Индо Дефенс-2016», которая состоится со 02 по 05 ноября текущего года в городе Джакарта. 06 ноября визит в Республику Индонезия. По сообщению от 21 ноября в составе отряда боевых кораблей выполнять задачи дальнего морского похода в Тихом океане. По сообщению от 06 декабря в составе отряда кораблей ТОФ в порт Саттахип Королевства Таиланд., 14 декабря в порт Вишакхапатнам Республики Индия для участия в совместном военно-морском учении «Индра Нэви-2016», активная фаза которого пройдет с 19 по 21 декабря в акватории Бенгальского залива. 02 января 2017 года в порт Манилы, столицы Филиппин, с шестидневным дружественным визитом. 06 января борт корабля президен Филиппин Родриго Дутерте (Rodrigo Duterte). 13 января с визитом в порт Пусан, Южная Корея, который 18 января. По сообщению от 21 января с визитом в порт Майдзуру (Япония). По сообщению от 23 января в совместном учения по маневрированию близ порта Майдзуру, к северу от Киото. С японской стороны задействованы эсминец-вертолетоносец («Хюга») и корабль обеспечения «Хиути». 25 января во Владивосток из дальнего похода.

По сообщению от 08 февраля 2017 года в морских полигонах боевой подготовки флота отразил воздушный авианалет условного противника, роль которого выполняли три истребителя Су-35С ВВС Восточного военного округа. По сообщению от 15 июня экипажи противолодочных и поисково-спасательных вертолетов Ка-27 авиабазы морской авиации Тихоокеанского флота посадки и взлеты на палубу корабля. По сообщению от 31 августа совместно с БПК во взаимодействии с корабельными вертолётами Ка-27 морской авиации флота по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника с использованием торпедного вооружения. Роль условного противника играла дизель-электрическая подводная лодка Тихоокеанского флота. По сообщению от 17 сентября

Адмирал Трибуц Владимир Филиппович - человек, прошедший нелегкий жизненный путь, командир Балтийского флота, один из основателей советских Он внес огромный вклад в победу над фашистской Германией и сделал все для того, чтобы укрепить мощь СССР.

Юность

Трибуц Владимир Филиппович, биография которого уникальна, родился 15 июля 1900 года в Петербурге. Несмотря на бедность его родителей и постоянное недоедание, он сумел окончить несколько классов начальной школы и после продолжить платное обучение в Петровском училище.

Итогом учебы стало поступление Владимира в военно-фельдшерскую школу. Здесь он всегда был одет, обут и накормлен. Обучение уже было бесплатным. Сдав экзамены, Трибуц проходил службу в одном из госпиталей Петрограда.

Начало службы

В 1918 году Владимир принимает решение отправиться на фронт. Во время ведения боев против немцев под Нарвой он попадает в отряд балтийских Это дало ему возможность позже отправиться на Каспийское море и проявить себя в сражениях за города кавказского региона.

В 20-х годах Владимир начинает обучение в военном морском училище и, окончив 2 курса, получает должность командира флотского взвода на "Парижская коммуна". Здесь он сумел проявить себя как целеустремленный и трудолюбивый командир, готовый на все ради флота. Буквально за три года Трибуц сумел дослужиться до помощника командира корабля. После он был переведен на боевой корабль "Марат", и в конце концов стал командиром этого миноносца.

Командующий Балтийским флотом

Через четыре года после успешного обучения в морской академии Владимир Филиппович становится начальником штаба Балтийского флота, а через два года он занимает должность командующего Балтийского флота. Он находился в Талине, когда произошло нападение фашистской Германии и их союзников на СССР. Таллин на время стал опорным пунктом Балтийского флота. Несмотря на осведомленность о нападении немцев, флот вынужден был эвакуироваться со своей базы, и в августе 1941 года корабли прибыли в Кронштадт. Адмирал Трибуц, фото которого сейчас украшает БПК, названный в его честь, на отлично справился с этой задачей.

Этот отступление стало тяжелым испытанием для адмирала. Вся морская эскадра двигалась вдоль мыса Юминда, подвергаясь обстрелам противника и налетам авиации. Ситуация усугубилась, когда флот попал на В итоге за несколько часов было потеряно множество людей, три эсминца и много транспортных кораблей. Отстоявшись ночью и приведя корабли в нормальное состояние, на утро флот двинулся вновь. К вечеру флот с большими потерями прибыл к месту назначения.

По прибытии в Ленинград Жуков Г.К., который на тот момент возглавлял его оборону, приказал вывести корабли на Неву и прикрывать 42-ую армию, уничтожая живую силу и технику противника. Большую часть матросов с кораблей было приказано немедленно отправить на оборону города. Это был серьезный удар и трудное решение для командующего флотом, но адмирал Трибуц должен был его принять, так как другого выбора не было.

В 1942 году Трибуц настоял на ремонте кораблей и строительстве новых судов. Было необходимо возрождение флота и набор новых специалистов по обслуживанию кораблей. В это же время силами Балтийского флота и морской авиации поддерживалось существование дороги жизни через Ладогу и пресекались все попытки немцев завладеть Балтийским морем.

Следующим испытанием, которое с честью преодолел адмирал Трибуц, было освобождение Ленинграда и переброска армии к берегам Балтийского моря. Вся операция началось под покровом ночи, а закончилась на рассвете, когда по укреплениям противника начала работать артиллерия. За два месяца работы артиллерии Балтийского флота, авиации, маневренных действий как флота, так и сухопутных войск, удалось снять блокаду с Ленинграда.

После окончания ВОВ

После Трибуц продолжал руководить действиями флота в Балтийском море. Под его руководством освободили Кенигсберг, крепость Пиллау. По завершении войны Владимир Филиппович участвовал в разминировании морских рубежей СССР.

Он продолжил службу и делал все для того, чтобы укрепить мощь советского флота. Он передавал свой бесценный боевой и командирский опыт молодым офицерам, приветствовал техническое переоснащение действующих кораблей и строительство новых. Умер адмирал Трибуц, биография которого изучается всеми курсантами военно-морских училищ, 30 августа 1977 года.

На военной. службе в ВМФ с 1918 года. Окончил Военно-фельдшерскую школу (1917), Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе (1926), Военно-морскую академию (1932). В годы Гражданской войны участвовал в боевых действиях в составе Волжско-Каспийской военной флотилии, фельдшер. После войны служил в Морских силах Каспийского моря. В 1926–1929 годах и 1932–1936 годах занимал командные должности на линейных кораблях БФ «Парижская коммуна» и «Марат», командовал эсминцем «Яков Свердлов». С 1937 года – начальник отдела штаба, с февраля 1938 года – начальник штаба БФ, а с апреля 1939 года по март 1946 года – командующий БФ. Участвовал в советско-финляндской войне 1939–1940 года.

В первый период Великой Отечественной войны успешно руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага (1941), нарушал коммуникации противника в Балтийском море. Организовал и возглавил переход в августе 1941 года сил флота из Таллинна в Кронштадт и Ленинград в сложной минной обстановке и при господстве противника в воздухе.

В.Ф. Трибуц принимал активное участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда на всех её этапах (1941-1943): умело взаимодействовал с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией; использовал подводные силы флота для нарушения коммуникаций врага в Балтийском море и для борьбы с тяжелой и сверхтяжелой артиллерией противника, обстреливавшей город. На флоте по его инициативе были созданы группы морской артиллерии, которые совместно с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943–1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по прорыву блокады и разгрому противника в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.

В дальнейшем В.Ф. Трибуц руководил силами флота в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага, по оказанию содействия приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании. С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ.

В 1947–1948 годах – заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по ВМС, с 1949 года – начальник Гидрографического управления ВМС, с 1951 года – начальник кафедры, с 1953 года – факультета Высшей военной академии (Военной академии Генштаба). В 1957–1960 годах – адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР. Вёл большую научно-исследовательскую работу по обобщению боевого опыта БФ в Великой Отечественной войне. Автор более 50 военно-исторических трудов, в том числе 4-х монографий. С февраля 1961 года – в отставке.

Депутат Верховного Совета СССР II созыва.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Нахимова I степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами.

Tributs--merde
Sergo 01.09.2006 03:55:49

А я читал, что Трибуц поспособствовал неубедительным действиям советского флота на Балтике и саботировал приказы командования. На счету бездаря или саботажника -- тысячи жизней и сотни потопленных судов.


Трибуц - убийца!
Николай 02.05.2015 03:37:52

Полностью согласен с предыдущим автором. Неудавшийся местечковый фельдшер, при покровительстве Исаакова, Жданова и некоторых других одиозных руководителей выбился в командующие флота и сделал всё, чтобы уничтожить около 40 ПЛ, 150 ТЩ, весь транспортный флот на Балтике. Недаром архив флота в Москве не открывают и не переводят в Гатчину, выяснились бы интересные факты об алкоголизме его, мародёрстве в Таллине в августе 1941 г. поспешных сдачах немцам Лиепаи, Риги. Угроблено в этих пунктах масса людей, в Моонзунде - более 5 тыс., в Таллине - более 5 тыс., при эвакуации Ханко тоже 5 тыс. Всё этот негодяй сделал, чтобы войну с немецкими крейсерами и линкором заканчивали ска, тка, ктщ. Жаль, что Сталин не хлопнул его. Ещё в 1941 г. Жаль...


Владимир Филиппович Трибуц родился в июле 1900г. В 1917г. окончил военно-лекарскую школу в Петрограде и в декабре стал работать в Николаевском госпитале. В 1918г. он направлен на Каспийскую флотилию, где и получил первый боевой опыт. Удовлетворив просьбу о назначении на корабль, 25 марта 1920 года Трибуца определили лекарским помощником на эсминец "Деятельный".


За несколько лет службы на Каспии Трибуц участвовал в мор­ских походах, в боях на суше и на море. Моряки канонерской лодки вы­двигали его депутатом Бакинского Совета. По всем статьям военмор подходил для дальнейшей службы на флоте, да и самому ему она оказалась по нраву. В августе 1922 года грамотного юношу с группой матросов направили в распоряжение Управления Военно-мор­ских учебных заведений. 3 октября 1922 года Трибуц стал слушателем под­готовительного курса Военно-морского училища, позднее названного именем М. В. Фрунзе.

На сред­нем специальном курсе изучали мореходные науки и оружие флота, на старшем, кроме изучения теории морского дела, приобретали навыки управления артиллерийскими и торпедными стрельбами, летом уходили в практическое плавание.

Начиналось возрождение флота после разрухи Гражданской войны. В 1923 году Трибуца послали на крейсер "Аврора", который начали приво­дить в порядок. Уже в 1924 году восстановленный комсомольцами крейсер с учебным судном "Комсомолец" ходил в плавание за границу по марш­руту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Крон­штадт; среди других курсантов на борту крейсера был и В. Ф. Трибуц. Сле­дующим летом курсант проходил практику на линкоре "Парижская Ком­муна", а 6 октября 1926 года в числе 10 лучших закончил училище и был назначен помощником вахтенного начальника этого линейного корабля и командиром башни главного калибра. В 1927 году Трибуц уже вахтенный начальник. В 1928 году за добросовестную службу его удостоили По­четной грамоты РВС Морских сил Балтийского моря.

С конца 1928 года Трибуц - старший вахтенный начальник, 2-й по­мощник командира линкора. Осенью 1929 года его зачислили слушателем Военно-морской академии. До начала учебы ему довелось пройти еще одно нелегкое испытание. С Балтики на Черное море переводили "Парижскую Коммуну" и крейсер "Профинтерн". По просьбе командира линкора на время похода Трибуца вернули на ко­рабль. Он отличился в штормовом плавании и в награду получил именной маузер с надписью:

"Стойкому защитнику пролетарской рево­люции В. Ф. Трибуцу от РВС СССР". Позднее адмирал передал награду в Военно-морской музей.

За время учебы Трибуц стажировался на различных кораблях и в час­тях, побывал в заграничном плавании на теплоходе "Кооперация". Акаде­мию он закончил в апреле 1932 года по первому разряду, был назначен старшим помощником линкора "Марат", ставшего отличным кораблем. Участвовал в учениях и под флагом командующего Балтийским флотом Л. М. Галлера ходил в Польшу (1934).

В декабре 1934 года Трибуца назначили командиром эсминца "Яков Свердлов", бывшего "Новика", прославленного действиями в Первую мировую войну. Владимир Филиппович позднее вспоминал: "Назначение свое я встретил с радостью и гордостью. Командовать кораблем - это большая, ответ­ственная и почетная задача. С большой энергией принялся я за изучение организации корабельной службы, оружия корабля, методов его приме­нения, более детально стал изучать наставления по использованию ко­раблей такого класса. Мне нужно было освоить управление кораблем, выходы из гавани, постановку к стенке, совместное плавание в составе дивизиона, в охранении линейных кораблей". Вскоре Трибуц сделал эс­минец лучшим кораблем этого класса на Балтике. Заслуги командира были оценены орденом Красной Звезды.

Более командовать кораблями не доводилось, так как в даль­нейшем его опыт и способности использовали на штабной работе. В конце 1936 года капитана 2-го ранга по предложению И. С. Исакова, нового на­чальника штаба КБФ, назначили начальником отдела боевой подготовки Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). В январе 1938 года Трибуца вызвал Сталин, в длительной беседе вы­яснил его знания и мысли. В феврале 1938 года последовало назначение начальником штаба КБФ. На флоте изучали новый БУМС-37. Командиры ко­раблей, подводных лодок, авиаторы учились тактике совместных действий, отрабатывали действия разно­родных сил.

В апреле 1939 года флагмана 2-го ранга назначили командующим КБФ, в начале 1940 года присвоили звание флагмана 1-го ранга. Трибуц стал одним из самых молодых командующих флотами. Ему пришлось осваивать новые корабли и подводные лодки. Несмотря на молодость, полученный разносторонний опыт помог справиться с весьма сложными задачами.

После подписания советско-германского Договора, уже в ходе начавшейся Второй мировой войны, Трибуц участвовал в переговорах о предоставлении военно-морских баз в Прибалтике. Вско­ре флот смог дислоцироваться в Таллине, Палдиски, Риге, Лиепае. В июле 1940 года главная база флота была перемещена из Кронштадта в Таллин. Туда же переехал и командующий.

Огромные усилия потребовались для подготовки новых портов для базирования боевых кораблей, создания береговой обороны, аэродромов, связи и прочей инфраструктуры флота.

Первый военный экзамен Трибуц сдал в конфликте с Финляндией. Зимняя кампания 1939-1940 годов заставила принимать неординарные решения. Подводные лодки и надводные корабли действовали, несмотря на ледовые условия, что пригодилось позднее, в годы более серьезных испытаний. Флот овладел островами в Финском заливе. В марте 1940 года в наркомате обороны Владимир Филиппович выступил с док­ладом, обобщив полученный опыт. За успешные действия КБФ он получил орден Ленина и звание вице-адмирала.

Летом 1941 года все явственней становилась неизбежность войны с фашистской Германией. Трибуца беспокоило, что основные силы флота (отряд легких сил, отряд торпедных катеров, бригада подводных лодок и другие корабли) базируются вблизи границы, в Либаве (Лиепае). Тесно стоящие в гавани корабли представляли хорошую цель для авиации. В мае 1941 года командующий получил разрешение наркома ВМФ перевести часть сил в Рижский залив. Позднее Н.Г. Кузнецов писал: "Июнь с первых же дней был необычайно тревожным, буквально не проходило суток, чтобы В. Ф. Трибуц не сообщал мне с Балтики о каких-либо зловещих новостях. Чаще всего они касались передвижения около наших границ немецких кораблей, сосредоточения их в финских портах и нарушения нашего воздушного пространства". Командующий знал, что германские торговые суда спешно покида­ют советские порты, что в море замечено движение подводных лодок. Тревогу вызывало и неожиданное прекращение достройки купленного у Германии крейсера "Лютцов". Несмотря на указания из столицы не под­даваться на провокации, вице-адмирал принимал меры предосторожно­сти. 16 июня были выставлены дополнительные корабельные дозоры. Спешно достраивали береговые укрепления и батареи. Одна­ко сухопутное командование не предполагало прорыва неприятеля в глу­бину территории СССР, и к началу войны план прикрытия военно-мор­ских баз с суши не был утвержден. Единого командования обороной Моонзундских островов и других прибрежных пунктов не было.

События развивались стремительно. Только в ночь на 22 июня он получил приказ оставить в Рижском заливе крейсер и дивизион эсминцев, остальные эсминцы и крейсер вывести в Таллин, а линкоры держать в Кронштадте, но это сделать уже не успели.

19 июня Военный совет КБФ решил привести флот в повышенную боевую готовность. Трибуц позвонил Н. Г. Кузнецову и предложил заранее начать минные постановки в Финском заливе. Тот одобрил принятые меры, но предложил с минными постановками подождать. В Москве еще надея­лись на мирный исход событий. 21 июня командующий знал, что после заграждения минными полями входов в свои порты Мемель, Пиллау, Кольберг гитлеровцы начали ставить мины в советских территориальных водах. КБФ мины пришлось ставить уже после начала боевых действий. Несколько кораблей и судов погибли на заграждениях, поставленных противником в мирные дни.

В 17.00 21 июня командующий направил командирам частей, соеди­нений и кораблей телеграмму с указанием держать дежурные корабли и части, находящиеся в боевом ядре, готовыми в любой момент использовать оружие.

Военный совет КБФ под свою ответственность разрешил самолетам и зенитной артиллерии открывать огонь без предупреждения по самоле­там-нарушителям.

В субботний вечер 21 июня Трибуц бодрствовал. В 23.15 позвонил Н. Г. Кузнецов, сообщил о возможном нападении и приказал перевести флот на готовность № 1. Вскоре отработанный в мирное время приказ был выполнен. Погасли маяки и створные огни, штаб готовился к пере­езду на остров Суурупи, западнее Таллина, где подготовили береговой командный пункт флота. Оставалось только ждать. После 3.20 командую­щий получил первые сообщения о нападениях на советские суда, прика­зал идущим в море транспортам зайти в порты. О нападении гитле­ровцев вице-адмирал немедленно сообщил в Москву. В 5.17 Трибуц подписал теле­грамму всем соединениям, частям и кораблям: "Германия начала нападение на наши базы и порты. Силой оружия отражать противника".

В первые часы потерь на кораблях не было. Началось развертывание флота по планам мобилизации. Теперь уже из Москвы звонили и торопи­ли с минными постановками, которые под прикрытием береговых бата­рей должны были перекрыть Финский залив. К вечеру 22 июня суда с минами вышли в море. Из Рижского залива для прикрытие вышел крейсер "Максим Горький", эсминцы "Гневный", "Гордый" и "Стерегущий". Однако на подходах к указанному району эсминец и крейсер подорвались на минах. "Гневный" пришлось затопить, а для спасения крейсера, у которого оторвало нос, Трибуц послал отряд кораблей и авиацию. К 30 июня были выставлены 3500 мин и минных защитников, вместе с батареями на Осмуссаре и Ханко составившие непроходимый для про­тивника рубеж.

Неприятель вел наступление по суше, и 24 июня была окружена Либава (Лиепая). Трибуц приказал оборонять базу до последней возможности, но вскоре стало ясно, что дальнейшая оборона невозможна. 26 июня поступил приказ оставить базу, в которой были сосредоточены огромные запасы для флота. Командующий выехал в Ригу, над которой нависла опасность. Собрав совещание в Усть-Двинске, он приказал немедленно вывезти все, что можно, на боевых кораблях и вспо­могательных судах, а остальное уничтожить. В ночь на 28 июня крейсер "Киров", 6 эсминцев, более 20 транспортов с грузами ушли на восток, за ними последовали подводные лодки с плавбазой "Смольный". Эвакуация оказалась своевременной: 1 июля гитлеровцы взяли Ригу.

В мирное время балтийцы под руководством своего командующего готовились бороться с флотом противника, но неприятель­ский флот активности не проявлял. Морякам пришлось столкнуться с активными постановками мин, в том числе с неконтактными взрывателями, к чему тральные силы технически были не готовы. Не хватало тральщиков. Основной силой стала авиация, которая помогала остановить гитлеровское наступление на суше.

Отступление сухопутных войск потребовало от флота участия в обороне своих баз с суши. 29 июня нар­ком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал отстаивать Моонзундские острова. В подчинении флота оказалась и база Ханко. Все это пришлось оборонять в условиях, когда самому флоту угрожала опасность.

6 июля начальник штаба флота Ю. А. Пантелеев доложил Трибуцу, что между наступающими к Пярну немецкими войсками и Таллином со­ветских частей нет.

Командующий приказал вывести из строя порт Пяр­ну; это удалось сделать, затопив несколько судов. Связи с 8-й армией не было. В июле - августе командующий лично возглавил оборону Таллина. Пока высланные вперед части сдерживали противника, с 17 июля под городом создавали три линии обороны. Несмотря на недостаток войск, Трибуц рассчитывал удержать базу.

10-11 июля вице-адмирал побывал на Ханко, убедился в том, что защитники стойко держатся против неприятельских атак и обстрела. Он поставил задачу оттянуть как можно больше сил противника и обещал помощь. Вскоре на Ханко прибыли торпедные катера, 100-мм орудия и многое другое.

Вечером 12 июля на подходах к Ирбенскому проливу был обнаружен неприятельский конвой, и Трибуц решил разгромить его, используя раз­личные боевые средства. Сначала конвой обстреляла батарея с полуостро­ва Сырве, утром 13 июля удар нанесли торпедные катера, а за ними - бомбардировщики. Конвой полностью разгромить не удалось: эсминцы его так и не нашли. Однако при всех видимых недостатках неприятелю удалось нанести крупные потери и поднять дух моряков.

Ввиду продвижения противника потребовалось создать новую минно-артиллерийскую позицию с батареями на островах Гогланд, Лавенсаари, Большой Тютерс. Для постановки мин Трибуц приказал создать соединение под названием "Восточная позиция" из минных, сетевых заградителей, эсминцев, сторожевых кораблей, тральщиков и морских охотников. К концу июля несколько тысяч мин перегородили Финский залив.

В ночь на 8 августа 1941 года советские бомбардировщики с аэродро­ма Кагул на острове Сааремаа совершили первый налет на Берлин. Они продолжали налеты до 5 сентября, сбросив более 300 бомб. Все необходи­мое им доставляли корабли. В организации этих действий активное участие принимало командование флота.

К концу июля германское командование было вынуждено повернуть часть сил с Ленинграда на Эстонию, чтобы выполнить указания Гитлера: истребить советские войска и не дать им эвакуироваться из Таллина. Вви­ду усилившегося нажима противника 7 августа Трибуц доложил о сло­жившемся положении. 15 августа было принято решение подчинить 10-й корпус командующему флотом. На него возложили оборону главной базы. Используя артиллерию кораблей и отряды морской пехоты, удавалось удерживать Таллин, из которого вывозили материальные ценности. Так как фронт продвинулся далеко от Таллина, 26 августа Ставка разрешила эвакуи­ровать город. Расчеты и подготовку операции проводили под обстрелом неприятеля. Трибуц сохранял транспортные средства рассредоточенными в бухтах и, когда поступил приказ эвакуировать главную базу, эти суда и боевые корабли приняли всех, кого предстояло вывезти.

Был у вице-адмирала и другой замысел: перевезти войска с Ханко и Моонзундских островов в Таллин и объединенными силами начать на­ступление в сторону Нарвы. 20 августа он предложил этот план, но с ним не согласились: штаб Северо-Западного направления считал постановку вопроса преждевременной, но вскоре вопрос и вовсе отпал. Однако и тогда, и после войны Трибуц считал, что в сложившейся ситуации мож­но было надеяться на успех.

В Таллине собралось около 200 кораблей и судов, которым предстоя­ло пройти 321 километр по заливу, берега которого были у противника. Следовало ожидать как атак катеров, так и налетов авиации, и минных постановок на фарватере. В то же время на помощь своей авиации, пере­летевшей под Ленинград, в районе от Таллина до Гогланда рассчитывать не приходилось.

За несколько дней до начала операции на Гогланде была сформирована группа кораблей прикрытия для контроля за фарватерами и несения до­зорной службы. Немногочисленные тральные силы провели контрольные траления на отдельных участках фарватера. Военный совет принял пред­ложение начальника штаба флота Ю. А. Пантелеева вести суда и корабли по наиболее удаленному от берегов среднему фарватеру. С начала войны по нему прошли 223 конвоя с малыми потерями. Для перевозки войск были сформированы 4 конвоя во главе с опыт­ными офицерами. Боевые корабли составили главные силы, отряд при­крытия и арьергард. Трибуц поднял флаг на крейсере "Киров". На лидере "Минск", флагмане отряда прикрытия, был флаг контр-адмирала Пан­телеева. Арьергардом командовал командир минной обороны флота контр-­адмирал Ралль.

В ночь на 28 августа 23-тысячный гарнизон был погружен на суда. Знаменитый Таллинский прорыв дорого обошелся. Сказался недо­статок и тральщиков, и авиации. Тем не менее большинство судов и ко­раблей спаслись и внесли значительную вклад в оборону Ленинграда.

Зимой 1941-1942 годов флот помогал войскам, оборонявшим се­верную столицу, и готовился к следующей кампании. Весной, по замыслу Трибуца, подводные лодки, несмотря на противодействие неприятеля, прорывались на Балтику и топили суда, нарушая перевозки гитлеровцев, пока противник не перекрыл устье Финского залива минами и сетями, усилив их маневренными силами - катерами и самолетами.

Флот продолжал жить, не­смотря на блокаду. Моряки вели контрбатарейную борьбу, помогали вой­скам отбивать наступление противника, зимой и летом обеспечивали пе­ревозки по Ладоге. Когда же развернулось наступление на запад, флот также принял в нем участие. Трибуц лично руководил освобождением Моонзундских островов и Выборгской операцией. 23 сентября 1944 года он вернулся в Таллин. Вскоре подводные лодки и катера флота вышли на неприятельские коммуникации, во взаимодействии с авиацией нарушая эвакуацию разгромленных группировок противника.

Война завершилась. Получивший в 1943 году звание адмирала В. Ф. Три­буц продолжал командовать КБФ. После создания на театре двух флотов он до весны 1947 года командовал 8-м флотом. Приходилось руководить очисткой Балтики от мин, восстановлением баз, ремонтом кораблей и массой дел, необходимых в мирное время, чтобы флот в годы войны оказался боеспособен.

28 мая 1947 года адмирала назначили заместителем главнокомандую­щего войсками Дальнего Востока по морским силам, но уже через год отозвали в Москву. С весны 1949 года он - начальник Гидрографического управления ВМФ СССР, затем несколько лет заведовал кафедрой в Ака­демии Генерального штаба, с 1957 года до отставки в 1961 году служил в Главной инспекции Министерства обороны.

Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский дал ему следующую аттестацию: "Адмирал Трибуц В. Ф. - культурный, всесторонне развитый, бое­вой адмирал. Обладает глубокими знаниями военно-морского дела, бога­тым командно-практическим и боевым опытом, а также высокой подго­товкой в области оперативного искусства и тактики высших соединений военно-морских сил. Хорошо знает службу и работу штабов соединений флота. Имеет ученую степень кандидата военно-морских наук.


Не останавливаясь на достигнутом, продолжает систематически ра­ботать над собой, расширяя свой кругозор в области военных и полити­ческих знаний. Военно-морское дело любит и работает с душой, проявляя при этом богатую инициативу. Тщательно готовится сам и подготавливает свой аппарат для проведения работ, связанных с инспектированием, ко­торое проводится на высоком уровне. Умеет хорошо организовать и обес­печить выполнение поставленных задач. При проведении мероприятий настойчив, принципиален, объективен и справедлив. В таком же духе воспитывает и своих подчиненных.

Трудолюбив и работоспособен. Дисциплинирован и умело поддержи­вает дисциплину у подчиненных. Свои взаимоотношения с ними строит на деловой основе. Пользуется большим авторитетом у подчиненных и офицеров флота. Принимает деятельное участие в партийно-политиче­ской работе".

Эта характеристика 24 мая 1960 года была утверждена аттестацион­ной комиссией Министерства обороны под председательством Маршала Советского Союза А. А. Гречко.

За службу Отечеству флотоводца наградили 2 орденами Ленина, ор­деном Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орде­нами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, орденом Крас­ной Звезды и многими медалями.

С февраля 1961 года Трибуц находился в отставке. Адмирал много занимался историей советского флота, в первую очередь Балтийского, подготовил свыше 200 публикаций, в том числе книги "Подводники Бал­тики атакуют" (1963), "Балтийцы наступают" (1968), "Балтийцы вступа­ют в бой" (1972), "Балтийцы сражаются" (1975). По совокупности науч­ных трудов его удостоили звания доктора исторических наук.