Война 1812 года в исторической литературе.

Трескотня ружейной перестрелки и внезапная остановка колонн вывели Наполеона из дремотного состояния.
Всякий раз, как затевалась стрельба, Наполеон, волнуясь, ожидал донесения о том, что русская армия развернулась для боя.
И каждый раз русские обманывали надежды Наполеона.
«Что они делают! Что за война!»
На этот раз Наполеон почувствовал, что час настал, и, не дожидаясь донесений, потребовал верховую лошадь:
- Лошадь и карту, Рапп, карту! Быстро!
Оживление императора передалось его свите. Адъютанты вскочили на лошадей, и вокруг Наполеона образовалась блестящая группа нарядных офицеров и генералов.
- Где мы?
Любимец императора генерал-адъютант Рапп услужливо развернул карту на нужном месте и кончиком серебряного аксельбанта подчеркнул на карте название «Валуево».
Наполеон внимательно посмотрел на карту, потом на свиту и отстранил карту:
- Вперед!
Не доезжая до Валуева, Наполеон остановился и вскинул к глазам подзорную трубу.
Он увидел окутанные дымками выстрелов кустарники, пушки на редуте и темнеющие вдали полки на фланге русской армии. То, что делалось левее деревни Семеновской, за Шевардинским редутом, мешали рассмотреть холмы.
Наполеон опустил трубу и нахмурился.
На редуте вспыхнул огонь орудийного выстрела. Наполеон спрыгнул с лошади, сел на складной стул и подозвал к себе начальника штаба.
- Что думаете, Бертье? Кутузов остановился наконец? Я думаю, что это решительное сражение, Бертье. Сражение, которого ожидает моя армия все эти шесть недель, с начала великой кампании.
- По-видимому, да, ваше величество. Москва отсюда не более как в ста километрах.
- Москва... - Наполеон задумчиво посмотрел на свиту. - Москва... Теперь мы войдем в эту древнюю столицу. И как можно скорее... Герцог Экмюльский!
Маршал Даву любил, когда Наполеон называл его герцогом. Он быстро подошел, радостно улыбаясь, и почтительно склонился перед Наполеоном.
Шевардинский редут мешал Наполеону определить точное расположение русских позиций, он стеснял развертывание французских корпусов. Наполеон решил немедленно атаковать редут.
- Я предоставлю вам и вашему первому корпусу честь, - говорил Наполеон, - начать это сражение под Москвой. Трех дивизий вам хватит? Три дивизии! Пусть это будут дивизии Компана, Морана и Фриана, да? Компан начинает.
- Этого мало, ваше величество.
- Я знаю. Не мешайте. Я ведь еще не кончил. Слушайте, Бертье: корпусу Понятовского продолжать движение по старой дороге. Он будет угрожать обходом этого укрепления справа. А Даву мы прибавим два кавалерийских корпуса. Этого больше чем достаточно. Я даю вам, маршал Даву, тридцать тысяч пехоты и десять тысяч конницы против такого ничтожного укрепления!
- Оно не так ничтожно, ваше величество, и вокруг него тоже пехота и кавалерия русских. Я насчитал сорок пушек. Валы и рвы, по-видимому, крутые...
- Я сам все вижу. Вы слишком много говорите, маршал Даву! Я дал вам столько войск лишь потому, что хочу... или нет - я требую: первое столкновение с Кутузовым должно быть легкой победой. Вы меня понимаете, Даву? Оно должно выглядеть сокрушительным и блестящим... Бертье, распоряжайтесь!
Во все стороны поскакали ординарцы. Колонны пришли в движение. Корпус Даву, самый многочисленный из пехотных корпусов Наполеона, начал наступление.
Защитники редута видели, как из леса к Валуеву двигался неприятель. Уже прошла нарядная мюратовская кавалерия, за нею - густая масса французской пехоты в синих мундирах, пропылили пушки, и снова потянулись эскадроны.
Лица защитников редута посуровели.
Теперь самым сильным желанием батарейцев было скорее вступить в дело. Всем было ясно, что сражение вот-вот начнется. Казалось, что французы движутся слишком медленно, вертятся бес толку.
Потекли минуты ожидания первого выстрела, и бездействие становилось мучительным.
Наконец полетели первые французские ядра. Они заскакали по полю, не долетая до рва. На редуте замерли - кто с зажженным фитилем, кто с картузом пороха, кто с ядром в руках, - подстерегая момент, когда неприятель приблизится на дистанцию выстрела.
Но стрелять пришлось не туда, где были видны наступающие французы. Перед редутом маршал Даву только подготовлял атаку. В то время как на виду у защитников строилась и подтягивалась пехота, выкатывались вперед орудия, южнее готовился удар по редуту с фланга. Скрытый на Старой Смоленской дороге польский корпус Понятовского осторожно продвигался лесом.
Французские артиллеристы успели пристреляться: их ядра стали ударять в валы и залетать на площадку редута. (Всего для обстрела Шевардинского отряда французы собрали сто восемьдесят шесть орудий.)
Редут готов был ответить французским артиллеристам. Но в это время из леса в полукилометре от редута неожиданно выскочила конница Понятовского и стала теснить егерей.
- Неприятель слева! - послышалось несколько голосов. Пушки на редуте спешно повернулись и обрушили подряд несколько залпов на конницу.
Стрельба оказалась удачной. Польская конница поспешно отступила.
За это время французы успели выдвинуть шесть легких пушек к холмику с кустом - в трехстах шагах перед редутом.
Туча пущенной с редута визжащей картечи рассеяла французских артиллеристов. На холмике остались беспомощно торчать покинутые пушки. Они торчали соблазнительно близко. Среди драгун началось движение:
- Эх, отхватить бы!
Но в этот момент из леса, куда была отброшена польская конница, показалась пехота. Ее обстреляли беглым огнем. Приостановившись, она начала перестраиваться в колонну для атаки.
Этого киевские драгуны не смогли выдержать. Подтянулись поводья, затанцевали, перебирая ногами, лошади, сверкнули выхваченные из ножен клинки, и вся масса полка лавиной покатилась вперед.
Поляки не успели дать ни одного залпа - их опрокинули и смяли.
Теперь бой разгорался по всей линии. На защитников Шевардинского редута двигалось тридцать тысяч пехоты и шесть тысяч конницы. С севера развернулись две пехотные дивизии. У деревни Фомкино шла одна из лучших наполеоновских дивизий - дивизия Компана. Невдалеке виднелись эскадроны двух кавалерийских корпусов, а с юга. хотя и робко, показывались из леса группы поляков.
Редут и полковые батареи загрохотали залпами. В промежутках слышалась злая трескотня ружейных выстрелов. Ряды неприятельской пехоты перестраивались, пробовали двигаться.
Лихой атакой черниговских драгун дивизия Компана была опрокинута. Однако она, недолго потоптавшись на месте, оправилась и бросилась на штурм.
Французов осыпала картечь. Уцелевшие солдаты - одни метались из стороны в сторону, другие упрямо лезли в ров, карабкались на валы.
Батарейцы пустили в ход приклады и банники. Неприятеля сбрасывали в ров штыками, но подошли свежие роты, и с каждой минутой французов становилось все больше.
Бой перекинулся через валы на площадку редута. То тут, то там противники схватывались врукопашную. Образовывались клубки из борющихся тел. Раздавались стоны и выкрики.
На редут врывались новые толпы французов. В гуще сражающихся появилось знамя 61-го французского линейного полка. Оно падало и вновь взметывалось над скрещенными ружьями и тесаками.
Временами казалось, что на редуте больше нет защитников, что борьба кончена. Но то там, то здесь вдруг поднимались сбитые с ног, израненные батарейцы и вновь бросались на врагов. Они яростно дрались в самой гуще синих мундиров.
Люди скатывались с валов и продолжали ожесточенно биться во рвах.
Едва французское знамя стало развеваться над редутом, Наполеон спросил:
- Где же пленные? Почему их не приведут показать мне? - Ваше величество... - попытался объяснить Бертье.
Наполеон нетерпеливо посматривал на свиту. Бертье повернулся к стоявшему невдалеке Коленкуру, бывшему французскому послу в Петербурге. Коленкур понял мольбу начальника штаба и сделал шаг вперед.
- Русские не сдаются в плен, ваше величество, - сказал Коленкур. - Я думаю, что они не жалеют жизни потому, что не умеют ее ценить, ваше величество. Они очень упорны в массе... и фанатичны...
- Восточные легенды! - прервал его Наполеон. - Русские просто сумасшедшие. Но ничто их не спасет. Нужно только решительно и смело действовать, а не топтаться на месте.
Вечером в Валуеве Наполеон был менее самоуверен. Но он еще был далек от того, чтобы тревожиться. Он просто был недоволен медлительностью, как ему казалось, маршала Даву. Он вызвал к себе начальника французской кавалерии, Неаполитанского короля маршала Мюрата. В присутствии Даву Наполеон с раздражением сказал Мюрату:
- Этот холмик должен быть взят! Вы меня поняли, король Неаполитанский? И ни один защитник не должен уйти от нас живым. Позор так долго возиться с этими сумасшедшими!
Однако и это распоряжение Наполеона осталось невыполненным.
К пяти часам дня от деревни Семеновской для поддержки Шевардинского отряда подошли три полка 2-й гренадерской дивизии. Французское знамя все еще развевалось над редутом.
Из рядов гренадер вынесся на гнедом коне Багратион. За его плечами развевался плащ. Он резко остановил коня, выхватил шпагу и, направив ее в сторону редута, пришпорил коня.
С криками «ура» сомкнутыми рядами побежали гренадеры.
Справа и слева от редута бросились в атаку драгунские полки и кирасиры. За ними устремились батальоны 27-й дивизии Неверовского. Засверкали шашки и штыки.
Неприятель не выдержал. Первыми повернули лошадей французские гусары. Их погнали полем к реке. За гусарами дрогнули и побежали пехотные полки. Офицеры пытались остановить бегущих, хватали за воротники мундиров, били по головам шпагами, осыпали руганью. Кое-где им удавалось приостановить людей, выстроить их в каре. Однако это были островки в потоке, хлынувшем назад, к реке Колоче. Поле вокруг редута очищалось от французов.
На самом редуте остатки 61-го линейного полка, оказавшиеся окруженными, гибли под ударами русских гренадер.
Наконец неприятельское знамя дрогнуло и упало на землю. Редут снова был в руках Шевардинского отряда.
Но на этом сражение не окончилось. Маршал Даву еще несколько раз бросал полки в наступление, и бой длился до темноты.
Сам редут к концу дня был почти разрушен. Валы осыпались, трупы французов заполнили рвы. Редут перестал быть укреплением.
К ночи Кутузов приказал Шевардинскому отряду отойти к деревне Семеновской, на левый фланг Бородинской позиции.
Свою роль редут сыграл: он задержал Наполеона, заставил его потратить время на развертывание армии для боя. Кутузовская армия выиграла время для того, чтобы закрепиться на Бородинской позиции.
А главное было в том, что русская армия на деле у Шевардина убедилась в своей силе. Французов было втрое больше, но даже к ночи эта куча разворошенной земли, которая раньше называлась Шевардинским редутом, удерживалась Одесским полком.
Когда в темноте несколько французских линейных полков построилось для новой и решительной атаки вперед тронулась кавалерия Мюрата, тишину ночи неожиданно нарушили дробь барабанов, крики «ура». Вслед за тем раздался тяжелый топот русской конницы.
Пораженные французы остановились и начали спешно перестраиваться к отражению атаки. Пехотинцы и кавалеристы напряженно вглядывались в темноту ночи, пытаясь узнать, откуда двигаются русские. Русские не появлялись.
Не появились они потому, что поднятый шум был только военной хитростью, придуманной Горчаковым для того, чтобы скрыть отход отряда.
По приказу Горчакова, батальон Одесского полка «ударил поход» и кричал «ура», не трогаясь с места. Одновременно один из кирасирских полков на рысях помчался вдоль речки Каменки.
Ошеломленные французские кавалеристы шарахнулись назад. Линейные полки простояли в неподвижных каре более часа.
А за это время Шевардинский отряд спокойно отошел и присоединился к армии Багратиона.

МКОУ «Октябрьская СОШ»
Учебно-исследовательский проект
«Отечественная война 1812 года в произведениях искусства»

Углянских Анастасия(10 класс)

Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Цветкова Л.В.
2012г.
Тема проекта: Отечественная война 1812 года в произведениях искусства.

Цель проекта:

ознакомление с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года.

Задачa:

показать значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства

2. Отечественная война 1821 года в архитектуре….4

3. Отечественная война 1812 года в живописи…….7

4. Отечественная война 1812 года в музыке………..9

5. Отечественная война 1812 года в кинематографе…11

6. Заключение…………………………………………….15

7. Литература………………………………………………..16

Отечественная война 1812 года в литературе.

«Подлинную историю России открывает

собой лишь 1812 год»

А. Герцен


Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Война явилась началом новой эпохи, ознаменовавшейся патриотическим и нравственным подъемом нации. С этой эпохой связано начало реалистического направления в литературе и искусстве.

События «войны народной» получили достойное отражение в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, музыке.

Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляла и вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Яркое и глубокое отражение Отечественная война 1812 года и ее главное событие – Бородинское сражение, получили в литературе.

Первыми патриотический подвиг воспели писатели – современники. Все они – от прославленных поэтов старшего поколения Державина и Карамзина до Пушкина и Дельвига, находившихся в 1812 году еще на школьной скамье - так или иначе обращались в своем творчестве к событиям героической поры.

Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия призывает к единодушному отпору врагу.

«Ударьте по рукам,

Сплетитеся рука с рукою;

И верою, и правдою святою

Клянитесь друг за друга стать».

С такими пламенными словами обратился к соотечественникам поэт Востоков. Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий – В.А. Жуковский, Ф.И. Глинка, П.А. Вяземский, В.Ф. Раевский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов.

Василий Андреевич Жуковский, например, уже на следующий день после Манифеста о создании ополчения «с пламенной душой поспешил к развевающимся знаменам русским». Во время Бородинского сражения он находился на поле битвы в рядах Московского ополчения. «Певец во стане русских воинов»- Вяземский отмечал, что это стихотворение Жуковский «вынес из Бородинской битвы»! Лучшая строфа стихотворения посвящена Михаилу Илларионовичу Кутузову.

«Мы тверды, вождь наш перешел

Путь гибели и чести!

С ним опыт, сын труда и лет!

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след;

Доверенность к герою!»

Знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе», «Рославлев»; В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»; И.А. Крылов «Волк на псарне», «Кот и повар»; М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - все эти произведения посвящены подвигу нашего народа в войне 1812 года. Отечественная война всколыхнула душу народа, заставила почувствовать свое единство, национальную сопричастность к славной победе, гордость за всенародный героический подвиг. Поэты и писатели с искренностью и восхищением отозвались о подвиге россиян.

Отечественная война 1821 года в архитектуре.

Великая победа нашла отражение и в архитектуре. В память о ней русские столицы и города украсились новыми памятниками в стиле ампир.

Поздний классицизм принято называть имперским стилем или ампир. Он зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима. В России этот стиль утверждается после победы в войне 1812 года и способствует утверждению национальной гордости победителей через архитектурные формы. Особенностями русского ампира было сочетание симметрии, регламентированности со смелостью пространственных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел.

Чистые поля поверхности стен и узкие орнаментальные пояса подчеркивались цветом - бледно-желтым для зданий и белым для фронтонов, пилястров и других деталей архитектурного декора.

Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл Росси. Он построил тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга. Именно он создает образ имперского города – столицы Санкт-Петербурга.

В 1829 году ансамбль Дворцовой площади был дополнен одним из первых памятников в честь победы зданием Главного штаба. Сохранив существовавшую криволинейность южной стороны площади, Росси размещает там два громадных корпуса, соединенные аркой. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ярко выраженную динамичность, что позволило композиционно сблизить Главный штаб с барочным Зимним дворцом. Достижению той же цели способствовали другие архитектурные приемы: разделение фасада штаба на два яруса, как и Зимнего; декоративность ордера; многочисленные скульптурные детали и затейливый фриз арки Главного штаба. Мастерство Росси как градостроителя особенно ярко проявилось в проектировании колоссальной арки, символизирующей триумф России в войне против наполеоновской Франции.

Росси использовал систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу - архитектурно оформить сильный излом улицы. При этом мощным пролетом двух параллельных арок была выражена героическая, торжествующая тема победы. Она усиливалась наличием монументальной скульптуры. У подножия арки на пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов. На втором ярусе арки между колоннами помещены фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Здание украшено также рельефными изображениями летящих Слав с лавровыми венками в руках. Великолепным завершением всей этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит изображение колесницы Победы, выделяющейся на фоне неба и как бы парящей над городом. В центре ее – аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках.

Огромным полукругом охватило здание Главного штаба Дворцовую площадь. Это здание-рекордсмен! Его длиннущий в 580 метров, фасад - самый длинный в Европе! Одних только окон около 4 тысяч. Немало интересного создали строители и внутри здания. Александровский завод отлил по заказу Росси 22 металлические колонны, стропила, шкафы. На грандиозной парадной лестнице установлены памятники полководцам. Для них император повелел отдать старые медные пушки. Получилось так, что пушки, гремевшие под Полтавой и на Бородинском поле, пушки, захваченные у турок, шведов, французов, стали памятниками русским полководцам: Петру I, Суворову, Кутузову. Памятник Кутузову массивный, непоколебимый и под ним фраза полководца, сказанная под Тарутином: «Теперь ни шагу далее…».

По римской традиции в честь Победы были сооружены и триумфальные арки: Невские ворота в Петербурге (архитекторы и скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Клодт, Токарев, Крылов) и Триумфальная арка в Москве (Витали, Тимофеев). Победе в Отечественной войне 1812 года посвящен

один из самых торжественных и величественных залов Московского Кремля - Георгиевский. (Архитекторы и скульпторы Логановский, Витали, Клодт).

В 1837 году перед Казанским собором, воздвигнутым в честь изгнания интервентов в Смутное время, появились памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толи (Скульптор Орловский).

Казанский собор после Отечественной войны 1812 года стал военным мемориалом. Здесь размещались трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов. Сюда же привезли в июне 1813 года сердце М.И. Кутузова.

На волне патриотических настроений меняется к середине века и стиль архитектуры. Это хорошо видно на примере проектов храма Христа Спасителя, который также строился как памятник воинам, погибшим в войне 1812 года. Первый проект архитектора Витберга, победивший в конкурсе, объявленном при Александре I, был выполнен в классическом, ампирном духе, но этот проект остался неосуществленным. Второй этап конкурса был проведен уже при императоре Николае I, и его победителем стал проект Константина Тона - пятиглавый храм с золотыми куполами, как тогда говорили, в «русско-византийском стиле», который был призван выразить могущество России. Его строили с 1837 по 1889 год, в сборе средств на строительство храма принимали участие все русские люди.

Название стиля обусловлено применением характерного русского пятиглавия, использованием узких арочных окон, архитектурного декора русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.

Торжественное освящение храма состоялось в 1883 году. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Величественная 100 – метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Отечественная война 1812 года в живописи.

Тема Отечественной войны 1812 года нашла широкое отражение и в произведениях художников. Одним из первых создает портреты героев-партизан Василисы Кожиной и Герасима Курина художник Смирнов. Его кисти принадлежит и полотно «Пожар Москвы». Удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города. В 1813 году художник Волков пишет портрет Кутузова. В традициях 18 века не ставилось задачи раскрыть душевное состояние человека. Перед нами образ идеального воина, величавого и мудрого. Более жизненное изображение Кутузова принадлежит кисти Орловского. Автор не идеализирует внешность полководца: полный пожилой генерал движется на белой лошадке в сопровождении адъютантов. Перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Еще один портрет Орловский посвящает герою-партизану, поэту Денису Давыдову.

В 1819 году приглашают английского художника – портретиста Доу для создания национального памятника Отечественной войны - Военной галереи Зимнего дворца. За 10 лет Доу и два его русских помощника - Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Многие приезжали в Петербург, чтобы

позировать, другие посылали написанные ранее портреты, которые Доу копировал в нужном формате.

Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его был украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Изображений 13 человек так и не нашли, и рамы с их фамилиями затянуты зеленым шелком.

Более 300 портретов участников войны! Тем не менее художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и вместе с тем передать общее настроение, «воинскую отвагу начальников народных наших сил», создать своеобразный памятник эпохе.

Немецкий баталист Хесс получил заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны. Он очень добросовестно отнесся к заказу: посетил места сражений, изучил документы и свидетельства очевидцев. В ноябре 1843 года он закончил картину «Сражение при Бородине».

При общей холодности и красочности в картине заметны признаки сближения академической батальной живописи с реалистической. Это и пейзажи, написанные с натуры, и точное портретное изображение исторических лиц, которые представлены уже не откровенно позирующими, их действия и позы подчиняются реальной обстановке боя. Картины Хесса об Отечественной войне 1812 года вызывали восторг современников: «… по ним потомки увидят наше время».

Настоящим реформатором батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. О нем родоначальник передвижничества И.Н. Крамской сказал: «Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека».

В.В. Верещагин создал цикл работ «1812 год» , в котором он стремится показать национальный дух народа, его и героизм в борьбе с врагом. Верещагин с огромным энтузиазмом окунулся в работу: он написал книгу «Наполеон в России. 1812 год». Книга необычна. Это итог работы историка и начало работы художника. Случай в русской культуре уникальный.

Грандиозный памятник победе в войне 1812 года создает художник – баталист Рубо в 1912 году. «Бородинская битва. Панорама. Полдень 26 августа».

На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким композиционным искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов. Действия пехоты, артиллерии, кавалерии связаны между собой логикой сражения. Основным героем картины художник русского солдата, стойкого в обороне и стремительного в наступлении. Панорама находится в музее войны 1812 года в Москве на Кутузовском проспекте.

Тема войны 1812 года нашла отражение и в графике, и в политической карикатуре, и в ДПИ. Тема эта привлекает и художников

последующих поколений, и наших современников. Событие это оставило глубокий след в истории, и продолжает волновать нас, живущих сегодня.

Отечественная война 1812 года в музыке.

Героические события Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение не только в живописи, литературе архитектуре, но и в музыке той эпохи. Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты. Музыка Отечественной войны 1812 года - это, главным образом, военные песни и марши (победные - на взятие городов и траурные - на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, - хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы - такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, - представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В. Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года - калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани. И все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.Тема Отечественной войны 1812 г. нашла отражение и в творчестве композиторов второй половины XIX и XX в.Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П.И. Чайковскому. В 1880 г. он создал симфоническую увертюру «1812 год». Издана в издательстве Юргенсона в 1882. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский».По одним данным Премьера состоялась 8 августа 1882 года в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижер И. К. Альтани) По другим - 22 октября 1883 года в Москве (дирижёр - М. К. Эрдмансдёрфер). Исполнялась неоднократно и имела большой успех в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, Праге, Берлине, Брюсселе, в том числе под управлением самого автора.В связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны было написано несколько маршей и гимнов, торжественных хоров, среди которых «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А.Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля, «Два великана» И. Буйлова, и ряд опер – «1812 год» М. Багриновского.В советское время к теме, связанной с Отечественной войной 1812 г. , обратился выдающийся композитор С. С. Прокофьев, который создал оперу «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого. Символично, что началом работы над оперой стал 1941 год – год начала Великой Отечественной войны.Одновременно Т. Н. Хренников писал музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А. К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 г. и имел огромный успех. Он и сегодня находится в репертуаре театра, вызывая большой интерес у современного зрителя.В 70-х годах Т. Н. Хренников продолжил работу над этой темой. В 1980 г. в Большом театре Союза ССР был поставлен его балет «Гусарская баллада» (на сюжет той же оперы Гладкова).

Отечественная война 1812 года в кинематографе.

«1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой). Режиссёры - Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. 1912 г.Фильмы к столетию войны России с Францией начали одновременно два привычных соперника «Братья Пате» и «А. Ханжонков и К°». И у той, и у другой съемочной группы возникли производственные трудности. В итоге вчерашние непримиримые конкуренты объединили отснятый материал! Понятно, что цельности произведения эта акция не способствовала. В фильме оказались (и сохранились при окончательном монтаже) два Наполеона: артист А. Кнорр в материале «Пате» и В. Сережников - от Ханжонкова.«Кутузов». Режиссёр - Владимир Петров. 1944 г. Фильм охватывает события войны 1812 года и рассказывает о личности Михаила Илларионовича Кутузова, светлейшего князя Смоленского - русского полководца, фельдмаршала, ученика А. В. Суворова. В ролях: Алексей Дикий, Николай Охлопков, Серго Закариадзе, Владимир Готовцев, Н. Тимченко, Николай Рыжов, Семен Межинский, Евгений Калужский, Николай Бриллинг, Аркадий Поляков, Г. Терехов, Сергей Блинников, К. Шиловцев, Борис Чирков, Владимир Ершов, Иван Скуратов, Михаил Пуговкин. В 1946 г. фильм был удостоен Сталинской премии. «Вчера вечером я второй раз смотрел фильм «Кутузов», который Вы мне подарили. Когда я смотрел его в первый раз, он вызвал у меня большое восхищение, но, так как все в нем было на русском языке, я не мог понять точного смысла всех действий. Вчера вечером я смотрел этот фильм с английскими надписями, которые сделали понятным все, и я должен Вам сказать, что, по моему мнению, это один из самых блестящих фильмов, которые я когда-либо видел. Никогда еще борьба двух характеров не была показана с большей ясностью. Никогда еще кинокадры не запечатлевали более наглядно то, насколько важна преданность командиров и рядовых. Никогда еще русские солдаты и русский народ не были столь славно представлены британскому народу этим видом искусства. Никогда я не видел лучшего владения искусством съемки. Если бы Вы сочли целесообразным в частном порядке передать мое восхищение и благодарность тем, кто работал над этим произведением искусства и высокой морали, я был бы Вам благодарен»,- так высоко оценил этот фильм У. Черчилль в одном из писем И. В. Сталину.« Гусарская баллада». Режиссёр - Эльдар Рязанов. 1962 г. Советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на киностудии «Мосфильм» по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Все удачно сложилось в этом киноводевиле: и знакомый сюжет, изобилующий приключениями, переодеваниями, интригами, и замечательная, использующая характерные жанровые модели - романса, баллады, гусарской песни - музыка Т. Хренникова, и звездный актерский ансамбль.« Ватерлоо». Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1970 г. СССР, Италия. Человеку, знающему историю, не нужно объяснять слово Ватерлоо. Битва под этим городком изменила ход истории, рушила надежды либералов и тешила самолюбие консервативной Европы. Фильм начинается отречением от престола Наполеона Бонапарта во дворце Фонтенбло 6 апреля 1814 года после прихода союзных армий в Париж. В начале апреля 1815 года трехсоттысячная русская армия под командованием фельдмаршала Барклая де Толли выступила к границам Франции. Наполеон возвращается из «почётной» ссылки спустя 10 месяцев после её начала. Воспоминания о разгроме в России не оставляют французских солдат и в Ватерлоо 18 июня 1815 года, в последней, сокрушительной и бессмысленной битве. Масштабность батальных сцен удачно сочетаются здесь с филигранной игрой Стайгера и Пламмера, убедительно воссоздавших образы двух главных антиподов - Наполеона и Веллингтона. Начинается битва, удача переходит от одного полководца к другому, страшно смотреть сколько погибших солдат лежит на поле брани, кто-то из военачальников остаётся верным тактике, кто-то рвётся в бой в порыве эмоций, и тех и других не щадит смерть, непредсказуемая и страшная. Но никто не сдаётся, все бьются из последних сил …«Ватерлоо» - антивоенная картина, и это, пожалуй, одна из главных причин, заставивших меня отложить прежние замыслы и снова «взяться за оружие». (Сергей Бондарчук). «Эскадрон гусар летучих». Режиссёры - Никита Хубов, Станислав Ростоцкий. 1980г.Фильм о подвигах отважного и бесстрашного гусара и поэта Дениса Давыдова, одного из первых организаторов партизанской борьбы против наполеоновской армии в 1812 году. Он стал героем еще при жизни и буквально покорил свое поколение. Талант Давыдова воспевали Пушкин, Баратынский и Жуковский. А его отчаянная храбрость, ум и благородство достойны восхищения. В ролях: Андрей Ростоцкий, Марина Шиманская, Евгений Лебедев, Николай Еременко мл., Иван Краско, Лидия Кузнецова, Андрей Семин, Александр Карин, Александр Зимин и др.Начиная с 1915 г. было сделано несколько попыток экранизации величайшего романа Л.Н.Толстого, в том числе и в Голливуде.«Война и мир». Режиссёры Яков Протазанов и Владимир Гардин.1915 г. Первая экранизация романа «Война и мир». Роль Наташи Ростовой исполнила 34-летняя актриса и певица Ольга Преображенская. Андрей Болконский - Иван Мозжухин, Наполеон – Владимир Гардин. «Война и мир». Режиссёр - Кинг Видор. 1956 г. В 1956 году в США был выпущен фильм «Война и мир», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Несмотря на то, что Хепберн прекрасно и органично вписывалась в роль Наташи Ростовой, фильм в прокате большого успеха не имел. Не помогла настоящая плеяда звезд, задействованных в фильме, прекрасная операторская работа и масштабность всего проекта в целом. Тем не менее, в СССР американский вариант «Войны и мира» не только прижился, но и стал довольно популярным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что именно американская экранизация послужила толчком к созданию «Войны и мира» Сергеем Бондарчуком. «Война и мир». Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1968 г. Один из самых грандиозных фильмов за всю историю мирового кино, в 1968 он был удостоен «Оскара», а также получил «Золотой глобус» и награды международных кинофестивалей в Венеции и в Москве. Он стал едва ли не самым дорогим фильмом в истории кино. На съемки эпопеи было затрачено 100 млн. долларов, (примерно 500 млн. долларов современными деньгами). В фильме больше 300 озвученных ролей, 120 тыс. статистов. Бондарчук не искал легких путей. Битва при Бородино стала сенсацией, фильм попал в Книгу рекордов Гиннеса, а режиссер заслужил репутацию выдающегося постановщика батальных сцен и исторических сюжетов. Сергей Бондарчук старался максимально сохранить сюжетные линии романа. И это было не слепое, механическое следование оригиналу, а вдохновенное творчество, настойчивость и изобретательность. Сергей Федорович считал, что «Война и мир» - произведение настолько совершенное и сила его воздействия на умы и сердца людей так огромна, что авторам фильма незачем было ни переосмысливать, ни переделывать его. Как всякое подлинно великое творение искусства, этот роман всегда молод, современен и интересен.«Война и мир». Телесериал Режиссёр - Роберт Дорнхельм. 2007. В достаточно затратном производстве сериала (26 миллионов евро) приняли участие Италия, Германия, Франция, Польша, Испания, США и Россия.Поскольку сериал предназначен в основном для показа на Западе, главные роли в нем играют известные европейским зрителям актеры. Нам достались роли Николая Ростова (Дмитрий Исаев), Кутузова (Владимир Ильин) и Александра I (Игорь Костолевский). Наташа Ростова французской актрисы Клеменс Поэзии - симпатичная блондинка и к тому же левша. И смотреть на то, как Наташа Ростова с гусиным пером в левой руке пишет письмо, достаточно непривычно. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.Сценарий писался на английском языке, на нем же играют актеры. По словам генерального продюсера канала «Россия» Сергея Шумакова, «эти очень квалифицированные кинематографисты извлекли из романа какую-то внутреннюю композицию, которая, как ядерный реактор, готова питать его веками. Страсть, предательство, обида, война - все это они достали из романа». У создателей фильма «…была миссионерская задача. Нам очень хотелось, чтобы русская литература, интерес к русскому языку и к русским сюжетам в Европе начал зарождаться заново… Мне кажется, получился очень приличного качества продукт. Хотя … это очень-очень условная экранизация Толстого. Здесь все претензии мы готовы принять. Но для современного зрителя мы сделали главное: мы постарались вернуть этот роман как живое произведение».

Заключение.

1812 год является важной вехой Российской истории. Сегодня наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812. События войны с Наполеоном оказали значительное воздействие на все сферы жизни российского общества в XIX-XX вв., продолжают оказывать влияние и в наши дни.

Литература:

1.А.Н. Боханов «История России. 19 век», учебное пособие, М,«Русское слово»,2004

2.Г.Р.Косова «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР», М,

4. «Бородино.1812 год», к 175- летию Бородинского сражения, М., «Мысль».

5.В. В. Верещагин «Повести, очерки, воспоминания», М.«Советская Россия», 1990

6. «Художник Верещагин. Наполеон в России.1812.», Тверское агентство «Созвездие», 1993 год.

7. Г.Д. Бурдей «История России 19 века». Саратов, «Лицей», 1999 г.

8. О. Михайлов «Славный год войны народной». М., «Д. Л.», 1990 г.

Дополнительные интернет-ресурсы о войне 1812 года:

Интернет-проект: 1812

Все, что нужно знать о войне 1812 года.

Российская империя: Война 1812 года

Отечественная война 1812 года

Герои Отечественной войны 1812 года

Отечественная война 1812 года

Словари и энциклопедии на Академике: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года

Бородинское поле: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Общество потомков участников отечественной войны 1812 года

Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации: 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года

Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года

Цеев Адам - ученик 9 класса А

Эта презентация посвящена 200 - летнему юбилею Отечественной войны 1812года.

12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 26 августа 1812 года под Бородино произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Бородинское сражение надломило моральный дух наполеоновской армии,пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в зтой войне.

Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный... год, в который... поразили вы лютого и сильного врага... минул; но не пройдут и не умолкнут...громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Недаром помнит вся Россия» В 2012 году исполняется 200 лет одному из важнейших событий в истории нашей страны -Отечественной войне 1812 года. Победа в ней имела огромное значение для политического, общественного и культурного развития России. Действительно, чтобы строить будущее, надо знать прошлое, историю своего Отечества, истинных героев, принесших победу. Презентацию выполнил: Руководитель: Куадже Ася Шумафовна ученик 9 «А» класса Цеев Адам

Герои Отечественной войны 1812 года Невозможно пройти мимо таких великих людей, которые своим мужеством и отвагой предопределили эту победу, победу над «Великой армией» Наполеона, перед которой вся Европа преклонила голову и пала на колени….. - Багратион Петр Иванович -Давыдов Денис Васильевич - Кутузов Михаил Андреевич - Ермолов Алексей Петрович -Милорадович Михаил Андреевич - Священнослужитель - Отец Василий Васильковский - Балабин Степан Федорович -Арсеньев Михаил Андреевич -Раевский Николай Николаевич -Платов Матвей Иванович -Дибич Иван Иванович -Дурова Надежда Андреевна -Паскевич Иван Федорович - Сеславин Александр Никитич -Барклай де толи Михаил Богданович

Поэты и писатели 19 века об Отечественной войне 1812 года Выдающиеся поэты и писатели 19 века внесли свою лепту, отразив в произведениях это историческое событие и не забыв при этом об истинных героях….Среди них такие великие поэты и писатели, как Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов и Лев Николаевич Толстой. Невозможно пройти мимо таких произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, как «Бородино», «Волк на псарне» и «Война и мир»…

Герои литературных произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года Стихотворение «Бородино» написано Лермонтовым в 1837 году к 25- летию со дня Бородинского сражения. В нем поднята тема исторического прошлого (отклик на события 1812 года) и судьбы поколения 30-х годов. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Басня Крылова «Волк на псарне» Размышления автора о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге, защиты Отечества…переданы через ловчего(т.е Кутузова) в басне «Волк на псарне». Басня написана Крыловым на события 1812 года, когда Наполеон вошел в Москву и стал искать путей заключения мира с Россией. Но русские отказались: ни о каком договоре не могло быть и речи, пока враг оставался на русской земле, в ее “сердце” - Москве. В аллегоричной форме, с достаточной долей сатиры Крылов описывает ситуацию, в которую попал враг: Волк ночью, думая залезть в овчарню. Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор, Почуя серого так близко забияку. Псы залились в хлевах и рвутся Вон на драку; Псари кричат: “ахти, ребята, вор!” И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом.

Как это описание напоминает картину, созданную Лермонтовым в стихотворении “Бородино”. Наполеону не удалось победно и легко прошагать по России, как это было сделано им во многих европейских государствах и их столицах. Русские смогли защититься и сохранить боеспособную армию. Ключей от Москвы он так и не дождался, не получилось того триумфа, на который рассчитывал полководец. Крылов очень хорошо передает ту ситуацию, в которой оказался Наполеон, заняв пустую Москву: Мой волк сидит, прижавшись в угол задом, Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом И что приходит наконец Ему расчесться за овец, Пустился мой хитрец в переговоры.

В образе седого ловчего Крылов выводит мудрого и опытного главнокомандующего Кутузова, который категоричен и непреклонен. “ Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой - С волками иначе не делать мировой, Как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю. Оптимистично и победно звучит заключительная фраза басни. Крылов ничуть не сомневается в победе русского оружия. Благодаря щедрому таланту и многосторонности творчества, писатель стал популярен еще при жизни, сейчас же его слава всемирна и будет расцветать до тех пор, пока звучит богатый язык русского народа.

Основные герои романа «Война и мир» Герои романа становятся единым целым с народом. В огне народной войны происходит проверка людей и проявляется истинный патриотизм. Войну 1812 года Лев Николаевич Толстой в романе – эпопее «Война и мир» представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Это война справедливая для русского народа, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

Андрей Болконский чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением. Вячеслав Тихонов играет роль Андрея Болконского

Наташа Ростова отдает подводы раненым. Людмила Савельева исполняет роль Наташи Ростовой

Сергей Бондарчук играет роль Пьера Безухова Все мысли Пьера Безухова направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона).

Сцена боя партизан с французами Г.М. Курин в октябре дал французам семь боев и освободил от них город Богородск (ныне Ногинск). Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества и перед этой силой никакое нашествие не могло устоять. И д ействия отрядов старостихи Василисы Кожиной, Дениса Денисова, Сеславина, Фигнера, Курина невозможно забыть.

Ничего не изменит в ходе войны гибель пятнадцатилетнего мальчика, принесшего беду в его родную семью. Но без этих мальчиков, наверное, была бы невозможна будущая победа. Подтверждением этого являются слова А. Твардовского: Пускай до последнего часа расплаты, До дня торжества – недалекого дня – И мне не дожить, как и многим ребятам, Что были нисколько не хуже меня. Я долю свою по – солдатски приемлю, Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя. гибель Пети Ростова

Источники ru.wikipedia.org › Бородинское сражение kinopoisk.ru › Война и мир lib.ru › Классика › KRYLOW/ basni

Есть мнение, что об Россию Бонапарт сломал зубы. Эта война лишила его последних сил и остатков амбиций. После бесславного отступления поражение было неизбежным. Действительно ли именно кампания против России стала решающим ударом для империи Наполеона? Книги про войну 1812 года прольют свет на те события, расскажут о подробностях боевых действий, полководцах, партизанском движении и прочих факторах нашей победы.

Немецкий военный историк, который служил в Российской империи в течение всех военных событий. Это дало ему возможность изучить изнутри действия отечественных полководцев и создать свою собственную теорию о том, что «война – это продолжение политики»

Официальное освещение военных действий, изданное в 1840х годах по императорскому указу. Автор книги воевал под началом Кутузова, был тяжело ранен, прошел многие сражения. Это произведение по сути является первым взглядом на совершившиеся события изнутри.

Автор О. Михайлов – литературовед XX века, известный своими биографическими исследованиями многих ключевых для нашей страны личностей. В частности, историко-художественное произведение «Кутузов» целиком посвящается жизни и работе великого полководца.

Это произведение отличается от большого количества исторических книг о войне 1812 года тем, что содержит множество противоречивых документов, фактов, писем, взаимоотношений и интриг. Автор рисует портреты основных ключевых лиц, оценивает причины и последствия их действий.

Этот труд выделяется своей фундаментальностью и необычной глубиной исследования, поскольку, помимо исторического взгляда, автор освещает социально-экономическое положение обеих стран, оснащение армий, их подход к планированию и общей военной политике.

Дневниковые записи генерала Коленкура, прошедшего всю войну рука об руку с Наполеоном, будучи его главным советником и собеседником проливает свет на личность французского императора, его планы и мотивы, надежды и устремления во время похода на Россию.

Главный герой данного произведения – народ, его величайший подвиг, его единство и победа. Также важное место в книге занимает описание партизанской войны. Книга проникнута уважением и восхищением всенародным героическим подвигом, обеспечившим России победу.

Отчаянная героиня, офицер, под началом Кутузова принимала участие в битве при Бородино, была ранена, а впоследствии награждена многократно, и, помимо всего этого, оказалось невероятно талантливым литератором, написавшим о своих воспоминаниях.

Это произведение рассказывает о серьезных аспектах в манере, доступной детям, и вместе с тем чрезвычайно увлекательно. Книга способствует изучению истории, отвечает на интересующие ребят вопросы, воспитывает в них уважение к отечественному подвигу.

События 1812 года сделали известными множество великих имен, эта книга рассказывает лишь о ста наиболее значительных. Приведены основные факты и интересные детали о жизни и работе ста героях, мысли, решения и действия которых оказались наиболее значимыми для России.

Автор книги — американский историк, рассмотревший феномен войны 1812 с разных сторон, включив в работу много ранее неизвестного материала. Помимо достоверных фактов он не обошел вниманием и человеческие мотивы, и всю глубину страданий, принесенных войной.

Максимально полное собрание стихотворений и поэм о войне 1812 года, включающее также военные песни. Издание, в основном адресовано школьникам, однако может заинтересовать и прочих любителей поэзии, не безразличных к жизни государства и его жителей в тот период.

Автор — ключевая фигура событий 1812 года, незаслуженно критикуемая, недооцененная. Это произведение – рассказ полководца о своих мотивах, о впервые принятых решениях отступать, о его стратегии, в конечном счете приведшей страну к бесценной победе.

Самое знаменитое и значительное военное событие не оставляет умы и сердца множества деятелей искусства. Борис Юлин исследовал этот феномен с новой стороны и пришел к ранее невысказанным выводам, порою шокирующим, но всегда свежим и заслуживающим внимания.

Невозможно переоценить значимость документов, воспоминаний и мемуаров, оставленных после себя великим полководцем. В книге ясно раскрывается характер героя, приведены множество личных писем и деталей, а также военные дипломатических документов.

Данный труд интересен не столько историческими фактами или хронологическим изложением битв и ключевых вех войны, в первую очередь, оно посвящено военным и написано с большой любовью к людям, благодаря которым и была одержана победа в войне.


Произведение посвящено великому полководцу Петру Багратиону, погибшему в бою. Оно красочно раскрывает его выдающуюся личность, приводит много достоверных и документально подтвержденных фактов, проникнуто уважением к человеческому подвигу.

Этот обширный труд изучает в деталях все значимые события, упоминает множество важных имен, освещает по-новому забытые факты, бросает на события глубокий научно-исторический взгляд. Тем не менее, исключительная манера повествования делает ее интересной всем читателям.

Труд освещает зарождение движения партизан в войне 1812 года, интересно повествуя о событиях, которые порой опускаются при изучении этого выдающегося феномена героизма. Ярко представлены факты о казни подполковника, который впоследствии был объявлен героем.


Классическое, самое значимое и известное художественное произведение об Отечественной войне, изобилующее как описаниями боевых действий, так и мирной жизни. Глубоко раскрываются характеры героев и судьбы и становление взглядов самого автора на мировые события и войну.