После ребенка выходит последок я скажу. Тренинг-практикум для педагогов в детском саду

Это упражнение-ритуал, строго говоря, не является «упражнением». Оно не должно использоваться специально, как нечто отдельное, «психологическое», под надзором психотерапевта или тренинг-Ведущего, на групповых тренингах и семинарах.

Это «упражнение», эта игра (а самым точным словом, которое можно подобрать к этой языковой игре будет слово «ритуал»), так вот, этот ритуал должен венчать Вашу долгую встречу и предшествовать слову «Пока!», «До свидания», «До завтра»... Потому что если Вы не заведёте себе такую привычку, то, сказав однажды «До завтра,» Вы можете никакого «завтра» с этим человеком больше не увидеть... Кстати, именно так было однажды и в моей собственной жизни, и всё из-за того, что ни я, ни человек, с которым я общалась, не давали друг другу обратной связи . Считали себя очень умными. А главное - хитрыми.

Да. Это она. Поднадоевшая всем психологам и тем, кто к ним ходит, «обратная связь». , о котором пойдёт сейчас речь, строго нацелен на то, чтобы научить нас, выучить, выдрессировать одному очень важному делу, без которого здоровое и ДОЛГОСРОЧНОЕ общение представляется вообще невозможным. Мы должны научиться давать друг другу конкретно в данном случае - прямую обратную связь , то есть разговор с помощью СЛОВ.

В ходе общения между нами и другими участниками часто возникает недопонимание каких-либо «моментов». Это - понятно.

  • мы заподозрили в ком-то корыстный умысел,
  • мы подумали, что нас хотели оскорбить,
  • мы подумали, что мы кого-то раздражаем.

Но бывают и другие ситуации, никак не связанные снедопониманием, с негативом .

Бывает, произошло между вами что-нибудь хорошее (что бывает реже), а мы почему-то бесхозяйственно не торопимся зафиксировать этот момент, «остановить прекрасное мгновенье», выразить быстротекущее настоящее - в хороших, добрых и точных словах, которые запомнятся надолго.

Итак. Давайте заведём себе иногда полезную, а иногда и приятную привычку - подводить словесный итог вашей встречи. (Там, где это нужно, возможно и уместно, разумеется).

Пусть вначале это будет подано, оформлено, как некая искусственная игра, как Ваша блажь, как сознательный акт, требующийся от обеих сторон. Перед тем, как расстаться скажите друг другу несколько фраз, каждая из которых должна начинаться следующей формулировкой: «Я заметил(а), что ты...», «Я замечаю, что ты...» .

  • Пусть вначале наши друзья будут уклоняться от честного и прямого ответа (Я не грустный, Я не злюсь на тебя), однако со временем они всё-таки скажут то, что чувствовали и чувствуют в текущий момент на самом деле,
  • Пусть вначале эти фразы будут восприниматься как несколько «искусственные» и даже звучащие «не по-русски».

Ведь прежде чем естественно, легко и грациозно станцевать новый танец, мы механически осваиваем движения, которые вначале кажутся нам нелепыми и неестественными... Как-то там выворачиваем ноги...

Не забывайте не только отмечать все «сложные» моменты, но и обязательно проговаривать вслух то действительно хорошее и радостное, что сегодня поразило (или тихо порадовало) Вас при этой встрече!

Учимся быть тамадой

К сожалению, в нашей культуре, где не было и нет никакой психологии, есть только один человек, которого воспринимают «нормально», когда он тут же выражает словами всё, что видит хорошего в других людях.

Это наш «узаконенный психотерапевт» - тамада. Когда сто человек пьют и кушают, не заморачиваясь на психологические поглаживания своих соседей, один только тамада берёт на себя роль «искушённого в психотерапии знатока», который видит зорким оком всё происходящее вокруг и умеет точно (адресно) похвалить именно тех, кого нужно и именно за то, что нужно (а также осадить разгулявшихся).

Представьте себе, что можно жить в таком обществе, где таким полезным навыком «тамады» будет обладать почти каждый из нас...

Если Вам тяжело начинать со «сложных моментов» (то есть, выговаривания вслух наших подозрений и ведения разговоров о том, что кого «пугает», «ранит» или просто немыслимо «раздражает»), то и начинайте всегда с этого - с «позитива», с речи «тамады», который умеет тонко похвалить каждого гостя. (Я говорю о хорошем тамаде)

Кстати, здесь, как всегда, важен нюанс: не вздумайте говорить людям дешёвые, дежурные комплименты «ни о чём», в которые трудно верится. Говорите только точно выверенные вещи, которые способны удивить. Хвалите - искренне. Выражайте свой восторг только тогда, когда Вы и вправду имели повод прийти о чего-то в восторг.

(Кстати, развивайте позитивное видение мира - тогда Вам будет о чём сказать в жанре похвалы и Вы не будете кривить душой, делая комплимент)

Иначе люди не поверят Вам, заподозрят в какой-то корысти, в попытке сплести хитрую интригу, в унизительно-подозрительном заискивании, наконец. Самое меньшее из всего возможно плохого, что подумают о Вас люди, (если Вы приметесь с неумелым энтузиазмом «угождать» им натянутыми комплиментами), так это мысль о том, что Вы в данный момент сидите на каком-то очередном «позитиве», и когда эта блажь пройдёт - ещё неизвестно...

Почему упражнение-ритуал «Я заметил, что ты...» преподают на психологических тренингах?

Дело в том, что, во-первых, взять эту информацию, кроме как на психологическом тренинге - негде. Ну, это самое очевидное и банальное объяснение.

А вот, во-вторых... Во-вторых, человек устроен таким образом, что привить ему необходимый навык, да ещё и довести этот навык до автоматизма, можно только погрузив того человека в «интенсивную обучающую среду», коей и является психологический тренинг.

Ведь упражнение-ритуал, который Вы сейчас получили, имеет шанс осесть ещё одним напластованием «полезной информации» в Вашей голове и вскоре благополучно покрыться там слоем мягкой домашней пыли. Получается, что польза от посещения тренинга, как и от посещения спортзала - очевидна. Тренер заставляет целые группы людей (разбивая их на пары то так, то эдак) в ускоренном режиме овладевать навыком правильного общения.

Польза от этого «урока психологического этикета» становится понятна далеко не сразу, этот ритуал имеет долгий накопительный эффект. Просто однажды Вы почувствуете, что давно уже общаетесь (по крайней мере, с самыми важными для Вас людьми) без недомолвок, а значит - без конфликтов, а значит, и без риска нелепых ссор, разлучающих людей навсегда.

Ну и напоследок... Очень коротко.

Что такое «здоровое», с точки зрения психологии, общение (взаимодействие)?

С точки зрения психологии, здоровым можно назвать такое общение, в ходе которого Вы НЕ СТРОИТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (одно другого нелепей) О МОТИВАХ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

В ходе здорового общения, Вы обязательно подводите резюме в конце встречи. (Этот ритуал в редких случаях можно перенести «на потом», обсуждая по телефону вечером то, что произошло днём или утром то, что произошло вечером)

В ходе здорового общения Вы говорите со своим собеседником о фактах , которые имели место быть. О том, что происходило с Вами на самом деле , а не о том, что каждый из Вас себе напридумывал.

Теперь Вы знаете, в каких случаях молчание - это не всегда «золото». Начинайте играть в эту увлекательную игру: «Я замечаю, что ты...».

Как быстро летит время... Кажется, что только вчера Я пришла в десятый класс, а уже заканчиваю школу. Вот почти уже пройден этот этап - пора подводить итоги.
Честно говоря, мне не хотелось идти в десятый класс: многие учителя поменялись, с ребятами из параллели я не общалась, а из прежнего коллектива вместе со мной - два человека. Поэтому, конечно, на первых уроках литературы я чувствовала себя не в своей тарелке: к урокам готовилась, но инициативу не проявляла. Сейчас, однако, я свободно могу выразить свое мнение по тому или иному произведению.
За два года мне запомнилось многое, например, уроки по произведению Гончарова "Обломов", которое заставило задуматься о ценности и необратимости нашего бытия. Насколько же глуп человек, прозябающий каждую минуту своей жизни! Год назад мне было непонятно: зачем нам читать произведение Астафьева "Людочка"? Ведь мы и так окружены злом, зачем же говорить об этом еще и на уроках? Но благодаря текстуальному изучению рассказа, я не только изменила свое мнение, но и научилась внимательнее относиться к авторскому слову, в чем помогли мне и факультативы по произведениям Бунина в одиннадцатом классе. Говоря о понравившихся уроках, безусловно, нельзя не отметить разговор об "Одинокой старости". Как я уже говорила, эта тема заинтересовала меня своей злободневностью, поэтому было очень приятно видеть заинтересованные, НЕРАВНОДУШНЫЕ лица при защите работ. Этот проект многое дал мне, о многом заставил задуматься... Раньше я не интересовалась творчеством нашего земляка В. Г. Распутина, но сейчас, поняв стилистику автора, с удовольствием читаю его произведения и вне школьной программы.
Вспоминается и наш недавний урок по новелле Астафьева "Царь-рыба"... Конечно, моментами наше обсуждение переходило в балаган, но главное - тема экологии души затронула многих. После урока я еще долго размышляла над этой проблемой и пришла к выводу, что, вероятно, неправильно выразила свои мысли, раз кто-то упомянул про каменный век. Нет, говоря о том, что по сути человеку не нужно техническое оснащение, я имела в виду то, что мир движется не в сторону прогресса, как считают многие. Да, держа в руке новейший телефон, у которого прием звонков – это далеко не первая функция, мы поражаемся человеческому разуму! Но ведь получается, что развивается только тот, кто создал этот самый телефон. А мы? мы-то что? Большая часть людей регрессирует: техника становится не средством помощи, а зависимостью. Да, экология души напрямую зависит от окружающей нас среды, и говорить об антропогенных факторах, наверно, будет излишне. Один в поле не воин, так что ж можно сказать о даже многообещающей власти, если люди нравственно испорчены? Действительно, чем кроме знаний и статуса (если не вдаваться в подробности) правитель отличается от обычного человека? НИЧЕМ. Поэтому я считаю, что лишь вера способна изменить людей. Ведь если человек будет верить в наказание, но СВЫШЕ, только тогда он будет придерживаться моральный норм. Но, конечно, это не снимает ответственности с власти, да и нельзя не отметить позитивных вещей, связанных с ее деятельностью. И, как говорится, мир не без добрых людей, так что я надеюсь, что и сердца ребят нашего класса не станут черствыми от сытой жизни.
В заключение хотелось бы поблагодарить Вас, Оксана Петровна, за все наши уроки! Огромное спасибо! Я думаю, что за эти два года все мы выросли нравственно. Учитель – это призвание! И, конечно, хочется пожелать Вам думающих, неравнодушный, пытливых учеников!

Ответить Удалить

Да.....Как сказала Лиза, время действительно быстро идет. Казалось, только вчера я пришла в 7Б класс и познакомилась со всеми учителями и ребятами. А сейчас уже настает время прощаться...За все это время я многое открыла для себя благодаря Вам и вашим интересным урокам литературы. Особенно я любила отступления, когда вы рассказывали нам жизненные истории, советовали многое или советовались с нами. Ведь почти все учителя относятся к нам лишь как к ученикам, а вы, казалось, видите каждого из нас по-своему,как человека. Мне запомнились уроки по произведению "Война и мир". Когда я его читала, в силу того, что оно очень объемное, не совсем понимала все происходящие события. Но после того, как уходила с Ваших уроков, открывалось что-то новое, и все вопросы были для меня решенными.Таких уроков было много, и после каждого в моей голове было множество всяких дум. Вы учили нас видеть подтекст, читать "между строк" и мыслить глубже. За это я Вам очень благодарна! Вы умели нас поддержать, рассмешить или дать несколько советов. Я думаю, ученику такой учитель просто необходим, но не в каждой школе встретишь такого учителя. Мне очень повезло, что вы были моим учителем. Не представляю даже уроки литературы с другим каким-то преподавателем. Хотелось бы вам пожелать, чтобы ученики ценили ваш труд, чтоб они были читающими и умели размышлять, а вам было в удовольствие приходить и слушать их размышления, главное, что была отдача и работа сердца. Но я хотела бы спросить у вас напоследок: ведь каждый выпуск чем-то запоминается, а чем мы Вам запомнимся? Какими мы останемся в вашей памяти?

Ответить Удалить

Начну с того что каждый ваш урок неповторим и запоминаем! Я счастлива, что мне представилась возможность обучаться у вас. К сожалению, мы познакомились с вами совсем недавно, но эти два года для меня были яркими, полными эмоций.
Откровенно говоря, русский язык я не люблю, и он мне сложно дается, но уроки литературы я обожаю. Моя любовь к чтению развилась все больше и больше благодаря вам! Изначально зайдя в ваш кабинет, я была негативно настроена, меня отпугивала ваша эмоциональность и яркая внешность. Со временем я поняла, что личные отношения должны отойти на второй план и стоит взяться за учебу. Но не тут, то было, вы мне понравились, и вы буквально загипнотизировали меня! Каждый день я просыпалась с мыслью: «Какой сегодня день недели? Будет сегодня по расписанию русский язык и литература? Готова ли я к ним?». Связана ли любовь к урокам литературы с личностью учителя? Однозначно - ДА! Уверенна, я не первый ребенок, который благодарил и будет вас благодарить за качественные и нестираемые знания. Не каждый учитель сможет так «разжевать» данную тему при этом, не напрягая ученика. Мне очень нравится работать на ваших уроках, обсуждать литературные произведения, просто болтать не о чем но, обо всем, высказывать мнение, спорить. Могу сказать, что все произведения, прочитанные мной по программе и по вашим советам, были не зря. В каждой книги есть маленькая жизнь, маленькая история из который читатель извлекает, что то для себя. Наверно будет звучать банально, но объемные произведения как правила запоминаются на много больше, нежели другие. «Воина и мир»- потрясающий роман, от которого я в восторге! При прочтение таких шедевров ты по - настоящему задумываешься, переживаешь за героев и погружаешься в атмосферу происходящего момента на страницах книги. Так же я не могла оторваться от «Мастер и Маргарита » - роман, которой заставляет читателей взволноваться. Недавно пройденная нами повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой», так же вызвало во мне бурю эмоций и огромный интерес.
А на последок я скажу…скажу что мне жаль расставаться с вами,с вашим кабинетом в котором всегда свежо, я буду скучать по нашим беседам,пусть они были не всегда на приятные темы. Расставание со школой всегда печальное тем более если есть по кому скучать..Спасибо огромное вам Оксана Петровна за все уроки,они наталкивают нас на правильный выбор.

P.S: Это лишь часть моих слов которые я бы хотела сказать..на самом деле на много больше во мне таится и возможно на уроке когда мы будем прощаться, я вам скажу что то еще…
Прошу прощения за ошибки, если они имеются.

Ответить Удалить

С Вами я впервые встретилась в 4 классе.. И как сейчас вспоминаю, тогда абсолютно все учителя школы от нас отказывались, и почему то именно Вы решили взяться за нас. Когда Вы зашли в кабинет, скажу за весь класс, мы все были настроены негативно, и были уверенны, что и Оксану Петровну мы проучим. Но не тут-то было, стоило Вам прикрикнуть на нас, как все сразу поняли, что с вами такие выходки не пройдут. И уже начиная с 4 класса, Вы развили во мне любовь к русскому языку. Бывало, не готовилась к урокам. Но когда приходила в школу, я была уверенна, Оксана Петровна объяснит новую тему так, что и валенку понятно будет. Что касается литературы, то я бы предпочла ничего не читать, т.к. лени много, а просто приходить и слушать Вас. Хочу отметить, что за эти 2 года, мне до сих пор вспоминаются уроки Астафьева «Людочка», где затрагивается тема нравственности. Также как и у Ивана Бунина «Легкое дыхание». Ну а особенно мне запомнились уроки Булгакова, где мы анализировали его произведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читала, мне многое было непонятно. Но я знала, что Оксана Петровна поможет нам раскрыть все карты, ответить на вопросы. И как же все-таки актуальны темы из этих произведений сейчас. Еще хочу сказать, что Вы удивительно владеете словом, в этом Вы мой кумир. Ведь Вы так можете заинтересовать каким - либо произведением, что ты идешь домой и с огромным интересом читаешь заданную Вами книгу. А еще мне всегда нравились Ваши «лирические отступления». Причем Вы всегда ведете с нами разговор по теме урока. Разговоры о жизни..о будущем..о детях..о взрослых..споры..недопонимания.. и выходишь из кабинета, задумавшись о чем то таком, о чем никогда бы не задумался просто так. Безусловно, любовь русского языка и литературы, напрямую связанна с учителем. Потому что лично я, когда Вас кто то заменял, ни в какую не могла воспринимать другого учителя.. Я очень рада, что школьная жизнь свела нас с Вами. Однозначно буду скучать по Вам, по Вашим урокам, по школе. Всегда буду вспоминать 17 кабинет и как неслись мы туда, лишь бы не опоздать. А напоследок, я Вам пожелаю, побольше умных, добрых, отзывчивых, усидчивых и заинтересованных в Вашем предмете детей. Спасибо за все.

Ответить Удалить

Время, время... Как быстро ты несешься. Помню, когда Зинаида Яковлевна сказала в классе шестом, что десятый и одиннадцатый класс пролетят незаметно, словно миг. Действительно пролетели. Мне абсолютно не жаль, что пошла в десятый класс. Поначалу я переживала, думала, что имею недостаточно хорошую базу знаний, побаивалась Вас, Оксана Петровна. К урокам русского языка и литературы всегда готовилась основательно. Постепенно я привыкала, и каждый урок мне запоминался, все они интересны и неповторимы. Я с нетерпением ожидала, когда можно будет говорить о новых произведениях. А что дальше? А это как? А я считаю иначе. Все это говорила себе на каждом уроке без исключения. Вы, Оксана Петровна заинтересовали меня поэзией Асадова и Маяковского, заучила столько их стихотворений! Мне очень интересно и важно Ваше мнение о тех или иных вещах. Спасибо Вам за уроки. Мне кажется, что ребята нашего класса душевно расцвели благодаря Вам. Хочется пожелать Вам быть такой же исключительной во всем.

Ответить Удалить

Вот и подходят к концу школьные годы. Я пришла к вам в 10 классе и по началу не могла понять вас, мне было сложно с вами вступать в диалог. Через некоторое время я стала привыкать к вам, мне стало очень интересно вас слушать, потому что вы очень эмоционально рассказываете, приводите жизненные примеры и главное, что мне нравиться, это то, что вы высказываете свое мнение, не боясь, что вас кто то осудит, или не правильно поймет.
Мне запомнились многие уроки, но особенно хотелось бы выделить открытый урок "О старости". Было не только интересно слушать, а так же задуматься о многом, о будущем. Этот урок меня вывел на сильные эмоции, до слез, хотя я не позволяю себе плакать при людях, но сдержаться сил не хватило.
Многие произведения благодаря вам открылись для меня по другому, так как вы научили обращать внимание на детали. Но Войну и Мир я так прочитать всю не смогла.
Оксана Петровна Вы очень хороший учитель, надеюсь, что когда у меня будут дети вы еще будете работать в школе и я бы обязательно отправила ребенка к вам.
Как человек вы очень сильная женщина, я уважаю таких людей. Чем то даже хотелось быть похожей на вас.Для вас авторитет, вы сама и это восхищает меня.
Спасибо вам большое. Желаю вам оставаться такой же интересной, эмоциональной и красивой.

Итоги упражнения:

Что вам понравилось, а что нет в прошедшей игре?

Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений , «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить!

Упражнение «Метафора»

Цель: в метафоричной форме обозначить свое отношение к проблеме.

Продолжите фразы: «Утром, собираясь на работу, я думаю…», «На работе я, как…», «Приходя с работы, я…» (15 мин)

Упражнение «Хочу – могу – надо» [ 16 ]

Цель: активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям, потребностям.

Педагоги делятся на пары: один – слушатель, другой – выступающий. Последний проговаривает три предложения, которые начинаются словами: «Я должен…», «Я могу…», «Я хочу...». Слушатель должен заметить, какое из трех предложений было высказано наиболее убедительно, а какое с сомнением. Затем роли в паре меняются.

Как правило, выясняется, что большинство участниц живет по принципу «Я должна…». На реализацию собственных желаний и возможностей не остается ни времени, ни сил. Каждому педагогу необходимо какое-то время посвящать «жизни для себя», чтобы сохранить оптимизм и душевное здоровье. Поэтому с этого дня все участники должны вести дневник, в котором в конце дня нужно указывать, что они сделали для себя лично, сколько времени для этого отвели. (20 мин)

Упражнение «Тишина» [ 16 ]

Цель: развитие умения концентрироваться на звуках извне и на ощущениях внутри тела, снятие напряжения.

Упражнение «Замедление»

Цель: замедление внутренних ритмов, создание энергетического баланса, состояния уравновешенности и стабильности.

Психолог предлагает членам группы снять часы. В течение 5 минут каждый накидывает на листе бумаги свободные ассоциации к слову «отдохнуть». Затем все садятся парами, делятся своими ассоциациями друг с другом. При этом нужно говорить медленно, как бы взвешивая каждое слово, не следить за временем, а наслаждаться общением. На это можно отвести 10-15 минут. Затем групповое обсуждение:

Кто почувствовал, что он отдохнул?

Кто испытал удовольствие от беседы?

Как вы думаете, сколько времени прошло с начала нашего упражнения?

Многие учителя, имеющие семьи, детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что стремятся сделать как можно больше, везде успеть. Некоторые составляют список дел, которые потом вычеркивают. Они испытывают постоянный страх, что «они не успеют», ускоряют ритм собственной жизни, забывая про отдых. (30 мин)

Упражнение «Я на работе»

Цель: выявление, уточнение проблем каждого педагога, связанных с профессиональной деятельностью .

Каждый участник занятия должен нарисовать два рисунка, на первом – я на работе в реальности, на втором – я на работе в идеале. Затем каждый демонстрирует свои рисунки, объясняя их содержание.

Зачастую у педагогов, сильно устающих на работе, видна существенная разница между этими двумя рисунками, которые дают дополнительную информацию о проблеме каждого. (30 мин)

Упражнение «Пирог»

Цель: расслабиться, стать активнее, внимательнее друг к другу.

Участникам нужно снять часы, кольца и другие острые предметы. Психолог предупреждает, что лежащего нельзя мять в области печени. Одного из участников заворачивают в покрывало и кладут на живот. Остальные его мнут, словно тесто для пирога. Сначала «очищаем стол» - гладим плечи, спину, затем посыпаем мукой и начинаем потихоньку мять тесто, еще посыпаем – мнем сильнее, затем посыпаем маком и изюмом – похлопываем пальцами, еще мнем и месим. Затем пирог «ставят в печь» - лежащего разворачивают и придавливают разогретыми ладонями, можно шипеть, чтобы пирог хорошо «пропекся». Обычно «пирог» сам сообщает, когда «готов». (15 мин)

Упражнение «А напоследок я скажу…»

Цель: выявить отношение участников к занятию.

Участникам группы нужно письменно продолжить предложения: «Во время занятия я поняла…», «Мне не понравилось…», «На месте ведущего я…», «Самым полезным для меня было…». Каждый участник по желанию может озвучить свои высказывания. (10 мин)

Домашнее задание

Принести фотографии своих детей.

II этап. Реконструктивный

Занятие 2

Цель : развитие умения осознавать и описывать своё эмоциональное состояние.

Ход занятия:

1. Упражнение «С чем пришел?»

Цель: осмысление своего душевного состояния, снятие напряжения.

Каждый член группы должен рассказать, с каким настроением он пришел, что его беспокоит, радует. (10 мин)

2. Игра «Настройка пианино»

Цель:

Ход игры: Участники садятся в круг, каждый кладет руки на бедра своим соседям справа и слева. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по бедру. Сосед должен мгновенно среагировать, быстро хлопнуть по бедру первого игрока и тут же хлопнуть следующего справа, как бы передавая ему эстафету. И так по кругу, постепенно убыстряя темп. Если кто-нибудь ошибается, игра начинается с первого игрока. (5 мин)

3. Упражнение «Эмоция» [ 8 ]

Цель: развитие у педагога техники живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности.

Участники группы садятся в полукруг, и психолог предлагает каждому загадать свою психологическую загадку: при помощи мимики, жестов, позы и некоторых нейтральных фраз проиграть задуманное эмоциональное состояние, которое должно быть угадано группой. Затем организуется обсуждение того, насколько точно удалось каждому участнику загадать свою загадку и какие средства внешнего выражения своего состояния являются наиболее выразительными, а что необходимо изменить. (25 мин)

4. Упражнение «Мое хорошее настроение»

Цель: улучшение настроения, развитие умения психологически приготовиться к работе.

Нужно взять два чистых листа бумаги. На первом написать события, виды действий и занятий, которые ухудшают настроение, делают вас слабыми, не готовыми к работе. На втором листе напишите не менее 10 позиций, обозначающие для вас самые приятные человеческие контакты, а также 10 видов деятельности , в которой вы находите для себя отдых. Далее идет групповое обсуждение:

Часто ли вы занимаетесь тем, что приносит вам внутреннее удовлетворение, улучшает вам настроение?

Если нет, то почему?

Появились ли записи в дневнике, который нужно вести? (35 мин)

5. Упражнение «Подиум»

Цель: расширение границ самовыражения, развитие телесного и эмоционального самоосознавания.

Участникам группы предлагается представить себя в роли модели. Перед ними ставят следующие задачи: пройти по импровизированному подиуму естественной походкой; продемонстрировать красоту и изящество своего тела; показать манеру движения моделей. Затем обсуждается, что чувствовали участники, выполняя это задание, что чувствовало их тело. (10 мин)

6. Упражнение «Безусловная любовь» [ 16 ]

Цель: обсудить с учителями важность безусловной любви к своим детям.

Действия оценивания и контроля, важные для педагогической деятельности, многие учителя переносят во взаимоотношения со своими собственными детьми. В своей семье женщины-учительницы остаются педагогами, продолжая внутренне ставить оценки своему ребенку: это – хорошо, а это – плохо. Ребенок начинает чувствовать, что его любят только тогда, когда он ведет себя хорошо, и не любят, если он совершает поступок. Такой ребенок либо старается всегда угодить строгой матери, либо бунтует, ведет себя вызывающе агрессивно, стремясь показать, что он не нуждается в материнской любви.

Психолог организует в группе обсуждение трудностей в воспитании собственных детей. Какие из этих трудностей удалось преодолеть, а какие – нет? Какие изменения в поведении своего ребенка учительница могла отметить? В чем изменилась она сама? Во время обсуждения педагоги показывают фотографии своих детей.

В группе проговаривается идея безусловной любви. Можно зачитать цитату Р. Кэмпбелла: «Любить ребенка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, что мы ждем от него в будущем и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас…Безусловная любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение».

Важно, чтобы при обсуждении были показаны преимущества безусловной любви перед оценочным отношением. Ребенок, которого любят только потому, что он есть, чувствует себя защищено, он уверен в себе, имеет чувство собственного достоинства, стабилен, у него развито чувство внутреннего равновесия и позитивной самооценки. (40 мин)

9. Упражнение «Свеча»

Цель: обучение расслаблению, установление спокойного состояния для завершения занятия.

Психолог: «Закройте глаза, представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда раздуваете его, оно становится светлее, когда уменьшаете – становится темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте, что свет становится ярче, лучистее. Попробуйте его сделать таким ярким, чтобы вокруг стало светло, как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени». (5 мин)

10. Упражнение «А напоследок я скажу…» (10 мин)

left">

Занятие 3

Цель: развитие умения эффективной вербальной коммуникации и передачи переживаемых эмоций

Ход занятия:

1. Упражнение «Переправа» [ 7 ]

Цель: создание позитивного эмоционального единства группы.

Психолог: «Возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сидениями внутрь. Вы – группа путешественников, вышедших вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.

В ходе переправы запрещено толкаться, быть эгоистом, не считаться с интересами группы. Давать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом – все это не просто разрешено, но желательно…

Вам придется подняться на стулья и начать движение по часовой стрелке. Время от времени я буду убирать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в кругу. Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с числа 10 и, дойдя до 0, буду рад поздравить вас с победой. Те же, кто упал или коснулся ногой пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе».

В конце проводится обсуждение трудностей переправы, участники выражают свои чувства и переживания. (15 мин)

2. Упражнение «Говори правильно»

Цель: вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.

А) Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха, второму – как маленький ребенок, третьему – как робот, четвертому – как пулеметная очередь, и т. д.

Обсуждение: Какой темп разговора в общении является самым выгодным? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Б)Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания, пренебрежения и злости).

Обсуждение: Роль интонации в достижении цели (принятие точки зрения, желание понять и продолжить разговор). 10 мин.

3. Упражнение «Давай поговорим» [ 3 ]

Цель: отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.

А) Группа делится на пары. Партнерам нужно рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Обсуждение: Какие были трудности? Что помогало избежать оценочных высказываний? Какие новые качества в себе открыли?

Б) Участники делятся на группы по три человека. Из них 2 будут играть роль собеседников, а третий наблюдателя процесса общения. Собеседникам нужно обменяться мнениями: о погоде, о знакомом, о возвращении вечером домой.

Обсуждение: Что здесь в действительности происходило? Был ли это процесс обмена мнениями или выводов и заключений по поводу…Какой новый опыт получен при помощи тренировки безоценочного обмена мнениями?

В) Участники делятся на группы по три человека. Из них 2 будут играть роль собеседников, а третий наблюдателя процесса общения. Первый собеседник рассказывает о своей проблеме, второй внимательно слушает, проявляет свое участие, желание помочь.

Обсуждение: Что помогало или мешало понять проблему? В каких формах чаще проявлялись участие и помощь? Что помогало продлить контакт? Что больше всего раздражало рассказчика? Какие личные возможности в общении отметили все участники?

4.Упражнение «Мышечная броня»

Цель: развитие умения справляться с мышечными механизмами, блокирующими эмоциональную активность человека.

Психолог: «После того, как заканчивается урок, вам надо сменить позицию: из позиции «над» перейти в позицию «наравне», эта позиция – более мягкая и эмоционально насыщенная. Поэтому нужно «освободить» собственные эмоции. Как это сделать?»

Известно, что на физическом уровне существуют мышечные механизмы, блокирующие эмоциональную активность человека. Описаны семь кругов «мышечной брони», пересекающей тело и подавляющей проявление непосредственных эмоций: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. При доминирующей позиции «над» энергия обычно сконцентрирована в верхней части тела: напрягаются глаза (пристальный взгляд), сжимается рот, одеваются панцирем шея и грудь. Для того чтобы сменить позицию, в первую очередь необходимо ослабить напряжение глаз, рта, шеи и груди.

Психолог: «Предлагаю для этого несколько простых упражнений.

Дыхание. Глубоко вздохните. При выдохе резким движением в воображении как бы «сорвите» напряженную маску со своего лица: «погасите « глаза, расслабьте губы, освободите шею и грудь. Представьте, что через выдох вы снимаете с себя охватывающие ваше тело мышечные «кольца», и отбросьте их – с глаз, губ, шеи и груди.

Массирование. Перед началом беседы с учеником дотроньтесь кончиками пальцев до своих глаз, проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку, как бы снимая старую маску. Этот жест, на который у вас уйдет 1-1,5 секунды, станет для вас границей, до которой вы находились в позиции «над». Перейдя границу, вы оказались в позиции «наравне» и начали выполнять другую роль. Произошло ролевое перевоплощение: на уроке вы были учителем, а теперь вы становитесь собеседником». (10 мин)

5.Игра «Аквариум»

Цель: укрепление в группе доброжелательности и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Круг делится пополам, образуется два круга. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, передают друг другу тарелку с водой, а участники группы из внешнего круга наблюдают без всяких комментариев и эмоциональных реакций. Запрещается помогать, комментировать. Затем проводится анализ полученных впечатлений, самочувствий, состояний.

6. Упражнение «Нейтрализация»

Цель: развитие умения эффективной вербальной коммуникации.

Упражнение направлено на то, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Психолог: « Разыграем несколько ситуаций из вашего опыта, в которых вы вели трудный разговор. На первой «фазе» общения вы сопротивляетесь его эмоциональному воздействию. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстранены от неё, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Как показывает практика, эта фаза длится примерно 10-15 минут, в течение которых родитель будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику, вставляйте некоторые нейтральные фразы, например, «Успокойтесь», «Я вас слушаю», «Я вас понимаю». Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель постепенно «выговорится». В конце концов он успокоится, начнет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору».

Психолог предлагает разыграть ситуацию трудного взаимодействия с родителем (ситуации берутся из опыта участников тренинга). (40 мин)

7.Упражнение «Макароны»

Цель:

Инструкция: Встаньте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы пучок макарон, который подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым клубком.…А когда я крикну: «Кетчуп!», - вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные. (5 мин)

Занятие 4

Цель:

Ход занятия:

1. Игра «И я тоже…»

Цель: поднятие настроения в группе, создание рабочей обстановки.

Педагоги садятся в круг, по очереди каждый продолжает фразу «Я люблю…» Все, кто разделяют его привязанности, садятся к нему на колени. Затем следующий участник, и так по кругу. Каждый старается назвать что-то индивидуальное, чтобы к нему поменьше село на колени человек. (15 мин)

2. Упражнение «Как понять самого себя»

Цель: активизация познания того, каким образом возникает состояние напряженности в аудитории, когда приходится выступать.

Представьте такую ситуацию: обстановка актового зала или кабинета и лица слушателей. Вы направляетесь к месту своего выступления. По мере того, как вы идете, что вы начинаете ощущать? Двигайтесь в своих внутренних образах медленно, не упускайте при этом ни одной тонкости из своих ощущений.

Какие образы у вас возникают?

С кем из присутствующих связано ваше волнение?

Со слушателями? («Они смотрят на меня…», «Они не будут слушать…»)

С самим собой? («Боюсь критики», «Боюсь сказать что-то не так»)

Итак, вы определили, где «проживает» ваше волнение и напряжение?

Конкретные советы:

При чтении лекции выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него;

Как только почувствуете, что между вами и вашим слушателем возник контакт, переведите глаза на его соседа, установите глазной контакт с ним.

Если ваше волнение связано с самим собой:

- «нарабатывайте опыт чтения лекций»;

Перед чтением лекции «разогрейтесь» - поговорите с кем-нибудь из аудитории, походите медленным шагом по аудитории;

Примерно за день до лекции устройте себе «генеральную репетицию» без свидетелей;

Вечером перед сном задайте себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту, как начинаете. Главное – почувствовать, что выступление будет успешным. (25 мин)

3. Упражнение «Разыскивается» [ 8 ]

Цель: развитие умения выделять в себе и замечать в других яркие индивидуальные черты.

Многие видели американские фильмы, где в каждом городке бросаются в глаза расклеенные портреты с надписью «Разыскивается преступник». Как выглядели бы наши лица на этих портретах?

Участники парами рассаживаются друг против друга и рисуют портрет партнера, между собой не переговариваются. Пытаются указать внутренние качества партнера, которые заметили. Затем портреты предоставляют группе, нужно угадать, кто нарисован. (30 мин)

Цель:

5. Упражнение «Волшебный магазин»

Цель: расширение представлений о самом себе, установка на самосовершенствование.

Психолог предлагает представить, что педагоги попали в магазин, но не простой, а волшебный, в котором они могут приобрести все, что хочется, но не купить, а обменять на свое одно отрицательное качество. Следует обсудить, почему поменяли именно это качество, чем оно мешает. Что даст новое приобретение.(25 мин)

6. Упражнение «Люди-вампиры»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Из группы выбирается один человек, который будет вампиром , остальные люди. Люди закрывают глаза и медленно, хаотично передвигаются по залу, вампир ходит среди них, тоже закрыв глаза. Вампир, натолкнувшись на одного из людей «кусает» его (легонько одной рукой сзади дотрагивается до шеи). Жертва вампира должна громко закричать от ужаса, теперь она тоже вампир. Теперь среди людей два вампира. Игра продолжается. Если вампира «кусает» другой вампир, то он снова становится человеком и должен громко закричать от радости. И т. д.

Во время обсуждения анализируют чувства «вампиров» и «людей». Как сейчас себя чувствуют участники группы.(10 мин)

7. Упражнение «Контраргументы»

Цель: обратить внимание педагогов не только на недостатки, но и на положительные качества своего характера.

Необходимо разделить лист бумаги на две половины: слева – «недовольство собой», справа – «контраргументы». Далее следует записать слева все то, что не нравится в себе, а справа – все то, что можно этому противопоставить, чем вы и окружающие довольны.

Все участники делятся на микрогруппы по три человека. В общем итоговом обсуждении педагоги должны прийти к выводу о том, что всегда в плохом можно найти хорошее.(20 мин)

8. Упражнение «Посмотри на себя глазами того, кто тебя любит»

Цель: активизация у педагогов уверенности в себе, позитивного отношения к своей личности, достижение внутренней гармонии.

Упражнение проводится в соответствии с технологией медитации. Психолог обращается к группе: «Определите для себя человека, который Вас любит или когда-то любил. В своем внутреннем воображении как можно более отчетливо представьте его: внешний облик, характер. А теперь постарайтесь сменить свою позицию наблюдения. Вы как бы входите в этого человека и становитесь на время им. Входя в него, вы приобретаете способность увидеть себя со стороны его любящими глазами. Вы обнаруживаете в себе качества, о которых и не подозревали или даже считали недостатками. Вы находите, что заслуживаете любви, вами можно восхищаться. Сохраняя такое положительное видение себя, возвращайтесь в исходную позицию, становитесь самим собой, помните только о человеке, который Вас любит, и старайтесь сохранить к себе положительное отношение».(10 мин)

9. Упражнение «А напоследок я скажу…»(10 мин)

(См. занятие 1)

Занятие 5

Цель: осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Ход занятия:

1. Игра «Стаканчик»

Цель: поднятие настроения в группе, развитие творческого мышления участников.

Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, ещё не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается, когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

Завершение: обсуждение упражнения и выступление «штрафников». (15 мин)

2. Упражнение «Ищем секрет»

Цель: познание своих скрытых особенностей.

Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он – орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас.

Что есть в вас такого, что не возможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?(20 мин.)

3. Упражнение «Разговор субличностей»

Цель: осознание противоречивых тенденций своего внутреннего «Я».

Основная идея упражнения и технология его проведения предложены известным психотерапевтом Д. Рейнуотер. Фактически это техника создана на стыке трех направлений: гештальттерапии Ф. Перлза, психосинтеза Р. Ассаджиоли и психодрамы Я. Морено. Представляемая модификация предложена.

Психолог: «Ежедневно человек оказывается в ситуациях, где необходимо сделать выбор, порой сложный. Например, старшеклассник думает о том, пойти ли ему на дискотеку или подготовиться к контрольной; учитель, придя с работы, раздумывает, почитать ли книгу или сварить ужин, или проверить тетради. И это только самые простые ситуации будничного выбора, а ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас. Мы с вами можем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире».

1 этап. Психолог: «На листе бумаги напишите все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Абсолютно все, любые! Дайте возможность любым вашим желаниям выплеснуться на бумагу, не ограничивайте себя. Если вы не захотите, то можете никому не показывать свои записи, никто не потребует этого от вас. Нумеруйте каждое желание, начиная записывать каждое с новой строки. Слева оставьте небольшие поля 2 – 3 см. Работа продолжается в течение 10 – 15 минут. Если вам покажется, что все желания иссякли, не останавливайтесь, пусть ваша рука продолжает движение, просто ведя волнистую линию, наверняка, придет еще какая-нибудь мысль».

2 этап . Психолог: «Назовите количество зафиксированных вами желаний. Перечитайте написанные вами желания, они оказались разноплановыми: одни связаны с материальными потребностями, другие с романтичными мечтами, третьи – с нацеленностью на личное развитие. У каждого они особенные. Выберите критерии, по которым можно разбить их на группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом (для этого оставляли поля слева). Не стремитесь к дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от одной до трех групп».

3 этап. Психолог: «Психолог: Каждая из получившихся у вас групп желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. В каждой из этих групп отражается субличность, проявившаяся здесь и сейчас. Как можно назвать каждую? Попробуйте дать им названия. Например, группу материальных желаний можно было бы назвать «Руки загребущие», а романтических – «Синбад - мореход». Запишите названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками. Затем каждый составляет «диаграмму субличностей», распределив названия по секторам». (Приложение 1). После этого психолог предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших в соответствующую группу. Как правило, тот, кто вызвался, может стать протагонистом на следующем этапе.

4 этап. Кульминация. Задания, выполненные до этого момента, уже сами по себе являются полезными и значимыми. На предыдущих этапах в работе принимали активное участие все члены группы. Здесь же важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.

Психолог: «Итак, нам удалось вычленить некоторых субличностей, которые появились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из них для вас наиболее значима? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний».

Психолог говорит протагонисту: «Теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роли субличностей». Протагонист выбирает «актеров» и называет те роли, которые им предлагаются. После этого психолог продолжает: «Протагонист становится в середину круга, субличности занимают места вокруг него на одинаковом расстоянии. Задача протагониста – просто слушать, а задача каждой субличности – убедить протагониста в том, что именно она самая важная, самая главная в его личности. Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что собой представляет каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям суть их ролей и желаний.

Все субличности должны говорить одновременно. У протагониста будет возможность регулировать этот процесс следующим образом: поднятие руки – просьба говорить громче; опускание руки – говорить тише; хлопок – просьба замолчать; отстраняющее движение рукой – чуть отойти; движение рукой к себе – подойти; руки, скрещенные над головой, - просьба всех замолчать».

Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры, сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Сразу после того, как протагонист подаст сигнал о прекращении говорения, психолог просит его расставить субличности вокруг себя так, чтобы он ощущал себя комфортно. Затем нужно выяснить, какие чувства испытывает сейчас протагонист и люди, исполняющие роли субличностей. Иногда бывает необходимо проведение традиционных психодраматических процедур – деролинга (снятие роли), шеринга (вербального и невербального сопереживания протагонисту).

Возможно проведение процедуры разговора субличностей с двумя или тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний дает интересный опыт группе. (90 мин.)

4. Упражнение «Фантазия на тему: Я…»

Цель: развитие воображения, умения рассказывать о себе с помощью живописи.

Каждый участник получает альбомный лист и краски. Нужно пофантазировать на тему: «Я». Полет фантазии не ограничен. Затем оформляется выставка рисунков. Ведущий указывает на каждый рисунок по очереди, а группа предполагает, что хотел сказать автор о себе. (30 мин.)

5. Упражнение «Простить себя»

Цель: активизация у педагогов детских воспоминаний.

Участникам нужно написать на листе бумаги поступки или случаи из детства, за которые им до сих пор стыдно и они никому об этом не рассказывали. Листочки, не подписывая, нужно сдать. Психолог зачитывает эти записи вслух и оказывается, что данные поступки совсем не вызывают отрицательных эмоций, их не стоит стыдиться. (25 мин)

6. Упражнение «А напоследок я скажу…» (5 мин.)

(См. занятие 1)

Занятие 6

Цель: осознание своих личностных особенностей и оптимизация отношения к себе.

Ход занятия:

1. Упражнение «Доброе животное»

Цель: поднятие настроения в группе, укрепление доброжелательных отношений.

Психолог: «Все участники группы встают в круг. Представьте, что вы одно доброе животное, которое спит, теперь оно потянулось, зевнуло, встало на ноги и высоко попрыгало, затем побежало, затаилось, полетело высоко в небо, село на ветку, бодро поглядывает вокруг». (5 мин.)

2. Упражнение «Желаю познакомиться»

Цель: научиться отделять профессиональную деятельность от личной жизни, выделять в себе самое лучшее.

Участникам нужно составить текст объявления в колонку «Желаю познакомиться», указав, каков ваш характер, привычки, увлечения, особенности общения. Не забудьте охарактеризовать свой идеал, указав, каким вы его себе представляете.

Затем каждый зачитывает свое объявление и делится чувствами, которые испытали, выполняя это задание. (30 мин.)

3. Упражнение «Какой я?»

Цель: актуализировать знания педагогов о том, что один и тот же человек может восприниматься людьми по-разному.

По желанию загадывается один человек, который на белом листе бумаги должен написать 10-12 ответов на вопрос «Какой Я?». Все остальные пишут то же самое об этом человеке на своих листочках. Затем тот, кого загадали, зачитывает о себе высказывания, остальные дополняют то, что он не назвал.

Во время обсуждения обратить внимание на то, какие ощущения испытали участники во время упражнения. (20 мин.)

4. Упражнение «Растопить узоры на стекле»

Цель: обучение расслаблению через дыхание.

Глубоко вдохните, не поднимая плечи, направьте воздух в живот, при выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится, как будто бы вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите несколько раз.(5 мин)

5. Игра «Ярмарка достоинств»

Цель: совершенствование умения принимать себя со всеми достоинствами и недостатками.

Участники получают по два листа с надписями «Продаю» и «Покупаю». Психолог предлагает на одном листе, под надписью «Продаю», написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которых ему не хватает.

Затем оба листа прикрепляются на груди у каждого участника, и они становятся посетителями «ярмарки». Посетители начинают ходить и предлагать купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли – продажи требуемых для него качеств.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,- -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг)

Июнь. Самая увлекательная и удивительная пора, которую так любит детвора. Каникулы. Но это не для всех жителей такой замечательной школьной страны. Веселым звоном прозвучал последний школьный звонок, который ознаменовал прощание с детством, со школой, учителями и одноклассниками, завершилась ответственная пора выпускных экзаменов и вот уже на горизонте новая самостоятельная жизнь.

Так радостно или грустно? Пытаясь ответить на этот тривиальный не только для меня вопрос, я всматриваюсь в лица своих повзрослевших мальчиков и девочек. Что там ни говорите, а дети - это самая симпатичная часть человечества! Так о чем же я думаю?

Может о том, как в 2006 году я приняла ответственное решение стать у них классной мамой. Родители доверили педагогическому коллективу школы своих детей, но еще больше они доверяют классному руководителю. Это удивительно и прекрасно осознавать, что где-то нужен ты и твоя помощь, твой опыт, твое слово.

В педагогике всегда идут вечные споры о преемственности. Ведь переход из начальной школы в основную труден и ответственен. Речь идет, прежде всего, о возрасте, а возраст - понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступени, пройденной человеком, поджидает возрастной кризис, с которым связаны психические срывы, переоценка жизненного пути и открытие новых возможностей. Взрослые должны понимать, что на этих перекрестках судьбы мальчики и девочки оказываются независимо от своей воли и желания.

Немаловажное значение имеет правильно развивающийся коллектив, ведь он создает все условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. И мне повезло вдвойне. Я приняла из опытных рук учителя начальных классов Натальи Геннадьевны Нагибиной не только целеустремлённых и увлеченных детей, а главное, сформированный детский коллектив. И, заметьте, это уже на уровне начальной школы. А это, поверьте, дорогого стоит. Необходимо было выбрать только новую траекторию развития личности и коллектива. Ведь Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога - помочь ему в этом.

Мои пятиклассники пришли не беззащитными и напуганными, они переступили порог пятого класса с горящими и любопытными глазами. Но у них был один недостаток: они были маленькими, чтобы решать сложные вопросы своего становления. И рядом с ними всегда были надежные взрослые - педагогический коллектив и родители.

Мы продолжили наше совместное движение по сложному маршруту «Школьная жизнь». Все это время мы учились вместе, учились друг у друга. Учились не только школьным наукам, но и дружить, понимать, доверять, помогать, сопереживать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Каждый год был разным и приносил свои огорчения и радости. Но то, что в процессе нашего общения мы многое узнавали и учились быть мудрыми, очень важно.

Постепенно в коллективе сформировались свои отличники и активисты, спортсмены и музыканты, артисты разных жанров и просто - обычные дети. Всё было: победы на школьных, районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, в спортивных соревнованиях самого разного уровня, участие в смотрах, концертах, выставках, научных конференциях. Активная школьная жизнь наполняла мир моих ребят красками. Им никогда не было скучно, ведь вокруг столько интересных занятий! Кружки, спортивные секции, конкурсы, соревнования, походы, вечера, праздники. Да и на уроках происходило всё самое интересное! О чем потом так эмоционально могли поведать мне, классному руководителю, учителя-предметники. Это действительно талантливый класс.

И, конечно, было очень приятно видеть всегда подтянутых, в форме, и с гордо поднятой головой, и безмолвно стоящих у Вечного огня, и при вручении им паспортов, и во время смотра песни и строя. Я вспоминаю все праздники, классные часы, конкурсы. Нам есть что вспомнить, есть чем гордиться. За эти годы мы стали дружной семьей. Тёплые чувства и воспоминания у меня связаны с поездками в театр и нашими туристическими маршрутами. Именно здесь, в непринужденной обстановке, я узнавала своих воспитанников еще ближе. Их дружелюбие, самостоятельность, взаимоуважение и поддержка всегда радовали меня.

А еще я помню, как перед очередным учебным годом порог нашей школы перешагнули сразу три подростка из других школ посёлка, сделав совместно с родителями свой выбор продолжить обучение в нашем ОУ. Волнующими были минуты, когда шло объединение классов в старшей школе и очередное пополнение новичками. И вот теперь передо мной четырнадцать девушек и семь юношей, ставших вдруг сразу взрослыми. Что ж, так и должно быть, такова жизнь.

В моей жизни было много людей, оказавших на меня сильное влияние. Мой выпускной класс - это особый случай. Рядом с ними моя жизнь была удивительна и многогранна. Все эти годы они не переставали удивлять меня всё новыми и новыми сюрпризами.…и оставляют в моей памяти нежный, трепетный след. Мне очень повезло с родителями. Общение, сотрудничество, взаимопонимание в воспитании наших детей - это результат наших общих усилий.

«Школа - ваш второй дом!» - разве не это всегда неустанно я повторяла своим детям. Они были подростками, со всеми сложностями этого периода взросления, ясно осознающими смыл когда-то сказанных классным руководителем слов, но делающими иногда по-своему. Теперь они юноши и девушки, а это возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Школьный бал. Я с волнением спешу на очередную встречу с моим выпускным. Я вижу их праздничное настроение, улыбки и широко раскрытые глаза, полные радостных, озорных огоньков. На душе становится тепло и спокойно. Никто и не подозревал, что за семь лет мы станем одной большой семьей, что расставаться не захочется.

Мой класс - это море талантов, задора, творчества. Мой класс - это дружная команда детей и родителей. Мой класс - это часть моей жизни. Я воспитывала в моих учениках человечность, доброту, искренность, уверенность, толерантность. Я хотела, чтобы они стали культурными, духовно-нравственными, достойными гражданами России. Вместе с тем я сама ежедневно училась у ребят креативности, оптимизму, умению находить положительные моменты в любой ситуации.

Так почему же так грустно? А как же иначе! Разве не печально порой, вспоминая все то, прекрасное, что подарила мне судьба - быть классным руководителем именно в этом классе, осознавать, что очередные семь лет в прошлом? Было и прошло. Ушло безвозвратно? Но нет… Я уверена, что мои дети будут очень внимательны на уроках жизни. Будут, как и прежде, думать, размышлять и анализировать…Из стен ОУ выходят уникальные, неповторимые человеческие личности. Школа по праву может гордиться своим юбилейным, действительно золотым, пятнадцатым выпуском.

…Внимательно смотрю на каждого из своих выпускников, анализирую их успехи и спокойно отпускаю их во взрослую жизнь. Верю, что сумеют добиться своей цели, найти ответы на трудные вопросы, преодолеть трудности, помочь другу, смогут взять ответственность на себя.

Мои повзрослевшие юноши и девушки должны будут помнить, что они пришли в этот мир приумножать добро, наполнять его истиной и красотой. Жить осознанно, думать всегда. Знать, что их поступки и мысли сегодня - это личная судьба завтра. Не забывать людей, которые помогли им стать взрослыми и всегда протягивали руку помощи и поддержки. Я говорю спасибо родителям за уникальное сотрудничество и советы по нашему общему воспитанию.

Пройдут годы, я в этом уверена, мечты моих ребят сбудутся. Они молоды, красивы, энергичны и образованны. И хорошо понимают, что в них самих есть всё для того, чтобы сделать свою жизнь полезной, удивительной и ценной. И пусть будет именно так!

Мои дети! У меня есть, я думаю, такое право именно так сказать. Я люблю Вас всех, и каждый из Вас дорог мне по-своему. Вы - лучшие. За эти годы вы стали частичкой моей жизни и моего сердца. Я не забуду Вас никогда. Спасибо Вам за любовь, которую Вы дарили мне, понимание, искренность и доброту. Спасибо Вам, что Вы есть! Я буду очень скучать без Вас! В добрый путь! Счастливой Вам дороги!

Галина Михайловна Ременникова, учитель математики высшей категории МБОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область. Победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Тренинг для педагогов «Если бы ты…»

Добрый день! На столе у меня лежат карты с картинками. Каждый возьмите себе по одной или несколько. Посмотрите на них внимательно. Что вам нравится на них? Что не нравится? Вы выбрали эти карты не случайно. Это отражение вашего эмоционального состояния, настроения. Давайте теперь вы по очереди покажите всем, что за карточку вы взяли и объясните почему.
Прекрасно! Как вы думаете, для чего мы сейчас это с вами проделали? Это задание было для того, чтобы вы поняли, что мы все разные, со своим характером, с различными настроениями. И каждый человек должен принимать других людей такими, какие они есть. Вот мы и плавно перешли к теме нашего тренинга - толерантность. В последнее время вы очень много слышите это слово, знаете ли вы его значение? Это в первую очередь терпение к другим людям - с разными национальностями, к людям-инвалидам и т.д.
Толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора. Толерантность не навязывают в зрелом возрасте, а воспитывают еще в детстве. Более глубоко понимание «толерантность» можно понять через ее противоположность «интолерантность». Это неприятие другого человека за то, что выглядит или думает не так, иначе. К интолерантности можно отнести унижение людей, невежественность. Толерантность очень важна в профессиональной деятельности любого педагога.
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…

А теперь предлагаю вам немного отвлечься от работы и поиграть.
1. Упражнение 1. «Смысл имени»
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение 2. «Чем мы схожи?»
Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.
Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном учреждении; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.

3. Просмотр мультфима «День и ночь».
Рефлексия: как думаете, о чем он? (о принятии себя и других).
4. Упражнение 3. «О ком идет речь?»
Вам надо написать о себе 3 предложения о себе:
- внешний вид
- одежда
- умения и достижения
Подпишите листочек и сдайте, сейчас я буду зачитывать характеристики, а группа постарается отгадать о ком это.
Чему учит нас такое упражнение? (видеть в себе индивидуальность, знать своих коллег лучше)
5. Упражнение 4. «Я люблю тебя».
«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали?
1. Упражнение 5. «Я желаю себе и другим…» ()
Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
И на последок, хотелось бы прочитать слова.
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода.
Нет препятствий – она течёт;
плотина – она остановится;
прорвётся плотина – она снова потечёт;
в четырёхугольном сосуде она четырёхугольная;
в круглом она кругла.
Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего». (Л. Н. Толстой)