Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе. Гиперактивный ребенок и школа Будущее с сдвг

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми в школе

педагог-психолог Смирнова Н.А.

Сначала родители радуются - такой активный малыш! Он постоянно в движении, не хочется ему лежать в кроватке или манеже. Он не сидит на месте, постоянно бегает и что-то «исследует. Такие дети с годами становятся неуправляемые, а все милые синонимы типа «маленький ураганчик», пропадают. С ними тяжело, а родители не всегда знают, что делать. В первую очередь, сам ребенок подвергается опасности. Мама зазевалась - он уже тянется к розетке или выдергивает провода, играет с вилкой.

Сегодня среди родителей и педагогов есть мнение что гиперактивность - это поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неправильного воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, оно встречается у 4 - 9% детей! Это означает, что в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 - 2 гиперактивных детей. Во многих случаях такие дети влияют и на поведение всего класса. Этот вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике. Оно так же вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении,т.к. школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, быть сосредоточиным на уроке и т.п. С каждым годом увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Все это приводит к тому, что необходимо искать эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.

В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Есть различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть особенности строения и функционирования головного мозга, генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, а также гиперактивность может возникать как временное проявление на фоне пищевых отравлений.

В настоящее время специалистами показано, что следствием гиперактивности выступает проявление целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируют как «синдромы дефицита внимания».

Диагностические критерии

определения гиперактивности с дефицитом внимания

    Гиперактивность:

    Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.

    Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.

    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.

    Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.

    Часто бывает болтливым.

    Импульсивность:

    Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

    У него часто меняется настроение.

    Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.

    Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

    Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

    Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

    Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

    Невнимательность

    Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.

    С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

    Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

    Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

    Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

    Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.

    Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.

    Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Не смотря на это, уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее часто встречающихся форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Появление интеллектуальных нагрузок, норм и требований приводит к трудностям в учебе.

Как только ребенок поступает в школу требования к нему существенно возрастают. Ему необходимо вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, а в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам. Пытаясь по-своему изменить правила, и не увидев поддержки от других, он начинает ссору. Вскоре одноклассники отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Как правило ребенку с синдромом дефицита внимания попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают.

На сегодняшний момент школе характерны существенные противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка.

Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещается бегать на перемене).

Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка следствие утомления а и как результат снижение функции контроля. На него не будут действовать обращения к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, бесполезно его наказывать. Все это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. В первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.

Такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Встречаются ситуации, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.

Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» - ответ «ученика».

Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и в школьном возрасте бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все – но ничего не заканчивают.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени.

Особенности работы учителя в начальной школе

с гиперактивными детьми

Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.

Организация учебного процесса должна проходить с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

    смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

    реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски);понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

    выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

    инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

    избегание категорических запретов.

Необходимо принимать во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.

Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания бесполезны, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.

Постоянные одергивания действуют лишь раздражающе. Наказания, наложение «штрафов» не оказывают воспитательного воздействия, скорее – наоборот. Более всего страдает при этом мать провинившегося. Проблема, разрастаясь, переносится из школы в семью.

Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.

Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным.

Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.

Индивидуальный подход, который так необходим этим детям, - дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения.

    Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

    Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.

    Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

    Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

    Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

    Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

    Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.

    На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

    Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.

    Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

    Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

    Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.

    Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

    По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка.

    Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

    Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…

    При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.

    Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

Выше указанные методы не исправляют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.

При отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение. Только в том случае, если учителя и родители объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.

Как помочь ребенку с нарушением внимания .

Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.

В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.

Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 - 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания - завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.

Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.

Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.

Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.

Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – так звучит «диагноз» гиперактивных деток. Строго говоря, синдром – это состояние, совокупность симптомов, но еще не заболевание. Поэтому и диагноз пишем в кавычках.

Чем же отличаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания от остальных, не столь активных? Прежде всего – несвойственной возрасту импульсивностью, неспособностью сосредоточиться, сконцентрироваться. Они не могут усидеть на месте, очень эмоциональны, легко «вспыхивают», раздражаются или злятся. Их внимание ничем невозможно привлечь надолго, зато отвлечься они могут «на раз». «Живчики», «шустрики», даже «энерджайзеры» - так зовут их домашние. А врачи и психологи, описывая детей с СДВГ, используют другие термины. Например, упоминают про моторный тип развития, про аффективность.

Есть у гиперактивных малышей и более тревожащие проблемы, нежели неумение справиться с собственной нервной системой. Так, у них неустойчивый аппетит, им знакома бессонница, они бывают рассеяны и неуклюжи (из-за чего опасность падений возрастает). Нередко у них страдает самооценка, им трудно дается общение со сверстниками, они не умеют выстраивать отношения. Согласно статистике, таких детей становится в мире больше с каждым годом. По данным российского психологического центра изучения и коррекции поведенческих реакций, в России СДВГ диагностируют каждому пятому ребенку в возрасте 7-11 лет. А некоторые психологи склоняются к мнению, что гиперактивностью в той или иной степени страдает от 16,5% до почти половины всех детей.

Как распознать СДВГ?

Специалисты обозначают следующие признаки гиперактивности.

  • Малыш не может пребывать в спокойствии: постоянно крутит руками и ногами, корчится, извивается, если сидит на стуле.
  • Ему сложно усидеть на месте, даже если этого требует ситуация (например, на уроке).
  • Моментально отвлекается на посторонние шумы и другие малейшие раздражители.
  • Не может ждать. Вообще. Правило «дождись своей очереди» – понятие, с которым ребенку с СДВГ очень трудно смириться.
  • Отвечает на вопрос, еще не успев его дослушать и подумать.
  • Испытывает сложности при выполнении предложенных задач.
  • Игры по правилам ему даются с трудом, он не может сохранять концентрацию внимания.
  • Не закончив одно дело, бросается делать другое.
  • Он шумный: тихий час, тихие игры – не для гиперактивного малыша.
  • Болтает без умолку.
  • Он мешает: пристает к окружающим, пытается их отвлечь от занятий, вмешивается в игры других детей.
  • Возникает ощущение, что часто ребенок не слышит, когда к нему обращаются.
  • Рассеянный и «растеряша»: у детей с СДВГ чаще всего теряются шапки, сменка, варежки, он забывает дома пенал, а портфель – на улице.
  • Не думает о последствиях, что делает его действия опасными: может выбежать на дорогу, не глядя по сторонам, и совершает другие подобные «бездумные» поступки.

Если у малыша наблюдаются несколько вышеперечисленных признаков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, скорее всего, имеет место быть, и ребенка лучше показать специалисту: неврологу, психологу, психотерапевту.

Причины гиперактивности у ребенка

Врачи полагают, что этот синдром – следствие микроскопического органического поражения головного мозга, которое при диагностике не может быть определено (так называемой минимальной мозговой дисфункции). Она могла возникнуть потому, что еще во время беременности что-то пошло не так: наблюдалась внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), заболевание будущей мамы, хроническое или острое, а возможно, в дело включились генетические факторы, или роды были не очень простыми. Мальчики примерно вдвое чаще страдают от СДВГ, и врачи видят причину в том, что на ранней стадии развития плод мужского пола более уязвим к разного рода патологиям беременности и родов.

Какие проблемы с адаптацией к школе возникают?

Родителям гиперактивного ребенка приходится непросто: мало того, что дома маленький «вулканчик» способен натворить дел, так и далеко не все окружающие готовы мириться с его соседством. Для учителя первоклассник с СДВГ – тоже задачка не из простых: чтобы помочь ему адаптироваться в школе, придется приложить гораздо больше усилий и потратить больше времени, чем на адаптацию других детей.

Какие сложности в первом классе могут подстерегать ребенка?

  • Интеллектуальные способности гиперактивных деток обычно выше среднего, но при этом часто наблюдается:
  • Недостаточность речевого развития
  • Несовершенная тонкая моторика (такие дети хуже пишут, рисуют)
  • Сниженный интерес к знаниям, к приобретению интеллектуальных навыков
  • Отсутствие систематичности в занятиях, требующих внимания и концентрации.

Все это может стать помехой в учебной деятельности.

Малыш с СДВГ – вспыльчив и гневлив, следовательно, с одноклассниками ему уживаться непросто. Конфликты почти неизбежны, а те, кто не вступает в него, стараются держаться от ребенка подальше – это, согласитесь, не способствует доброжелательному общению.

Жалобы на ребенка с СДВГ других родителей – тоже довольно частое явление.

Старший дошкольный и младший школьный возраст – это время, когда у детей гиперактивность проявляется наиболее остро. Причина в том числе в том, что именно в этом возрасте малыш вынужден переходить от ведущей игровой деятельности (которая давала выплеск его энергии) к ведущей учебной. Интеллектуальные нагрузки увеличиваются, от малыша требуются другие, несвойственные ему навыки: умение концентрироваться, терпеть, сидеть в неподвижной позе длительное время, доводить дело до результата, делать задания одно за другим. Школа – это система правил, норм, требований и регламентов для жизни ребенка. А как втиснуть в правила и регламенты малыша, который попросту не может быть организованным, неподвижным и тихим?

Вот почему проблема школьной дезадаптации у таких гиперактивных деток проявляется в наиболее сильной степени. И только образовательная система, которая учитывает индивидуальные нужды каждого ребенка, способна адаптироваться под его уникальность, способна максимально облегчить вхождение этих детей в образовательный процесс. Такая система, как «Начальная школа XXI века», является программой, рассчитанной на детей с разным уровнем подготовки к школе и разными психофизическими особенностями. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку обучение по этой программе может быть комфортным и корректным даже для непоседливых, импульсивных и рассеянных малышей. Так образовательная система делает школьную среду соответствующей возможностями каждого ребенка.

Еще несколько лет назад в классе могло быть всего 1-2 ученика с гиперактивностью. В наши дни, по наблюдениям педагогов, до 20-30% учащихся первых классов являются гиперактивными детьми.

Гиперактивность характеризуется повышенной потребностью в движении. Поэтому просидеть за партой 30-45 минут для ребенка с гиперактивностью задача непосильная. А ведь еще и на переменах бегать не разрешают! Игровая зона, где малыш сможет сбросить напряжение, справиться с агрессивностью с помощью активных игр, очень важна для такого ребенка.

Поскольку гиперактивный ребенок не может дождаться окончания вопроса учителя и отвечает без разрешения, часто кричит ответ с места, возможен диссонанс между школьными правилами и поведением ребенка. Важно предупредить учителя об особенностях малыша и выработать совместно методику взаимодействия с ним.

Если ребенок с СДВГ устает (а устает он быстро), он еще сильнее теряет концентрацию внимания. Результат – масса ошибок и небрежности во время выполнения заданий. При этом он все знает, однако стандартная система оценок знаний, умений и навыков, принятая в школе, попросту не рассчитана на особенности гиперактивного ребенка. К счастью, в первом классе оценок не ставят, однако эту проблему придется решать – также совместно с учителем и при активном участии родителей в развитии и воспитании малыша.

Требовать каллиграфического (или хотя бы понятного) почерка от первоклассника-непоседы – пустая задача. Навыки чтения, письма у ребенка с СДВГ нарушены не только из-за проблем с вниманием, но и из-за недостаточного развития мелкой моторики, координации движения, речевого развития, зрительного восприятия. Стоит учитывать, что наглядные учебные пособия и тактильная поддержка (счетный материал, инфографика, карточки, игрушки-антистресс и т.п.) способствуют усвоению информации гиперактивным ребенком.

Задачи, с которыми предстоит столкнуться в период подготовки к школе и адаптации к первому классу, решаются комплексно при участии родителей, педагогов, психологов и врачей (неврологов, психиатров). Педагогическая и психологическая коррекция может сочетаться с медикаментозной терапией. Но важнее всего – участие родителей, их терпеливый и системный подход к воспитанию гиперактивных детей.

Плюсы гиперактивности

Да, они тоже есть, и очень важно знать о них и родителям, и учителям.

Гиперактивные детки всегда более креативны, нестандартно мыслят, способны одновременно думать в нескольких направлениях – их мышление очень гибкое, а ответы поражают оригинальностью.

У них «всегда есть план». А точнее, несколько различных вариантов одного ответа. Более того, они никогда не отвечают одинаково дважды даже на один и тот же вопрос! Если ответ предполагает точность – например, учитель хочет слышать результат решения уравнения – гиперактивный ученик скучает и «тормозит». Но если нужно продемонстрировать несколько способов решения одной и той же задачи, тут «живчики» на коне.

С ними не соскучишься. Да, если относиться к их постоянному желанию влезть во все и сразу как к помехе, возникают сложности. Но в организации мероприятий, где требуется вовлечение всех участников, нет никого лучше гиперактивных малышей, которые успевают тормошить всех и сразу.

  • Будьте сдержанны и терпеливы. Иногда за «выходки» ребенка хочется наказать, накричать на него или как-то иначе бурно отреагировать. Но давать выход своим собственным эмоциям, особенно негативным, не стоит. Не стоит усугублять напряженную обстановку вокруг эмоционально лабильного малыша.
  • Поддерживайте свое чадо в каждой попытке вести себя «правильно», то есть конструктивно, позитивно и подчиняясь правилам. Ему, поверьте, это непросто дается!
  • Помиритесь с близкими. Конфликты в семье, в которой растет гиперактивный ребенок, провоцируют усугубление его состояния. Поэтому в повседневном общении постарайтесь избегать упреков, обид, категоричных оценок, криков, угроз – словом, любых провоцирующих факторов, даже если ваши эмоции направлены не на ребенка, а на других членов семьи.
  • Не ругайте, а переключайте внимание. Делайте это с юмором и легко. Пытайтесь понять своего ребенка с тем, чтобы договариваться с ним без манипуляций, и не запрещать ему (следовать запретам ребенку с СДВГ сложно), а взаимодействовать на основе взаимного уважения и любви.
  • Организуйте распорядок дня. Для гиперактивного ребенка соблюдение режима особенно важно. У него должны быть свои обязанности, при выполнении которых он заслуживает искреннюю похвалу.
  • Организуйте быт ребенка так, чтобы у него была возможность побыть одному. Это может быть отдельная комната или уголок, где он может по-настоящему расслабиться. В оформлении не используйте ярких красок – красный, оранжевый, желтый возбуждают нервную систему, и не только отвлекают, но и раздражают ребенка.
  • Играйте с ребенком чаще. Подвижные игры позволят «выпустить пар», игры в театр и разыгрывание сценок из прочитанных книг позволят пережить и транслировать эмоции голосом, мимикой, жестами. Очень часто «живчики» обладают актерским талантом, так что не стесняйтесь устраивать овации своему маленькому непоседе.
  • Будьте на связи с учителем, взаимодействуйте с ним. От первого учителя во многом зависит атмосфера в классе, и конечно, его обязательно нужно предупредить об особенностях вашего малыша, чтобы гиперактивность первоклассника не стала для учителя сюпризом. Подумайте, как направить чрезмерную импульсивность и активность ребенка в продуктивное, позитивное русло.
  • Поддерживайте, успокаивайте, хвалите ребенка, чтобы не усугублять его состояние еще и комплексом неполноценности или отрицательными переживаниями. Очень важно, чтобы сложный первый год жизни в школе малыш прожил без стресса, обрел в школе новых друзей и получал знания в комфортной ему обстановке.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство, которое вызывает проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Его первые признаки часто обнаруживаются в детстве. СДВГ может влиять на мышление ребёнка, его успеваемость в школе, поведение, чувства и отношения с другими людьми. Он часто сохраняется во взрослой жизни. Подробнее о симптомах СДВГ и о том, как распознать синдром – читайте здесь.
Лечение СДВГ включает медицинские препараты, поведенческую терапию, психологическое консультирование и различные изменения в школе и/или дома. Эти методы лечения могу быть применены как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Лучший метод или комбинация методов лечения зависит от состояния вашего ребёнка. Врач или медсестра могут сопровождать вас и вашего ребёнка, когда начнётся лечение.

НУЖНО ЛИ ЛЕЧЕНИЕ МОЕМУ РЕБЁНКУ С СДВГ?

Некоторые родители задаются вопросом: нужно ли лечить СДВГ? Большинство экспертов согласны с тем, что нераспознанный или не вылеченный СДВГ может вызывать серьёзные последствия, в том числе школьную неуспеваемость, уход из школы, депрессию, плохое поведение, неудачные отношения, низкую продуктивность на работе и повышенный риск несчастных случаев. Лечение может помочь ребёнку:
●улучшить отношения с родителями, учителями, братьями и сёстрами, сверстниками (например, играть без драк во время перемены)
●лучше учиться в школе (например, доделывать школьные задания до конца)
●соблюдать правила (например, слушаться учителя)

Какое лечение самое лучшее? - Поведенческая терапия обычно рекомендуется детям дошкольного возраста. Иногда при необходимости добавляются лекарственные препараты. Самым эффективным методом лечения для большинства школьников с СДВГ является стимулирующие лекарственные препараты. При необходимости иногда добавляется поведенческая терапия и психологическое консультирование.
Родители, которые предпочитают, чтобы их ребёнок школьного возраста не принимал лекарств, должны активно взаимодействовать с детским врачом или медсестрой. И, хотя применение только поведенческой терапии кажется достаточно разумным, этот метод лечения может работать не настолько хорошо, как использование только лекарственных препаратов.
Американская академия детской и подростковой терапии, в сотрудничестве с Американской психиатрической ассоциацией, разработала медицинское руководство для родителей
Лечение других расстройств - У некоторых детей с СДВГ есть другие проблемы, в том числе проблемы с обучением, тревожностью, настроением или со сном. Лечение смежных проблем может помочь уменьшить симптомы СДВГ и/или улучшить функционирование в школе и обществе. Однако лечение смежных проблем не может заменить необходимость медикаментозного и поведенческого лечения СДВГ.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СДВГ

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ СДВГ

Поведенческая терапия при СДВГ включает изменения в окружающей обстановке ребёнка, которые призваны помочь ему изменить своё поведение.
Поведенческая терапия применяется для решения проблем в следующих областях:
●Поведение и обучение в школе

●Отношения с друзьями, родителями, братьями и сёстрами
●Выполнение просьб взрослых
Для родителей рекомендуется профессиональная учебная программа, потому что изучение этих приёмов и эффективное их применение без поддержки может вызвать затруднения. Взрослые могут оказать влияние на поведение ребёнка с СДВГ с помощью следующих приёмов:
●Соблюдайте распорядок дня
●Сведите к минимуму отвлекающие факторы
●Предоставьте ребёнку конкретные и логичные места, в которых он мог бы хранить школьные принадлежности, игрушки и одежду
●Ставьте небольшие, достижимые и чёткие цели
●Награждайте за хорошее поведение (например, таблица стикеров с большей наградой за определённое количество наклеек)
●Используйте схемы и памятки, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться на задании
●Предлагайте перерывы, связанные с физической активностью, во время выполнения заданий, требующих концентрации внимания
●Ограничьте выбор
●Найдите занятия, в которых ребёнок может быть успешным (например, рисование, спорт)
●Применяйте успокаивающие практики (например, перерыв, отвлечение внимания, отстранение ребёнка от проблемы)

СДВГ И ШКОЛА

Детям, у которых диагностируют СДВГ, могут понадобиться изменения в том, как их учат, включая дополнительную помощь с работой на уроке и после него. Эта помощь может быть предоставлена в классе или методическом кабинете.
Кроме того, предлагается следующее:
●Записывать домашние задания (на бумаге или отсылать по электронной почте)
●Сажать ребёнка в передней части класса
●Предоставлять ребёнку дополнительное время на то, чтобы закончить школьные задания
●Подавать ребёнку знак, когда он или она «не выполняет задание»
●Использовать ежедневную отчётную карточку, чтобы помочь родителям следить за симптомами ребёнка, за тем, насколько хорошо работает текущий план лечения СДВГ

Иногда у детей с СДВГ также есть нарушения способностей к обучению. Если внимание и поведение улучшаются по мере лечения, но ребёнок по-прежнему испытывает трудности с отдельными видами работы в школе (например, с пониманием прочитанного или математикой), возможно, потребуется провести исследование на определение конкретных нарушений обучаемости.

Нам важно знать - понравилась ли Вам статья. Комментируйте, подписывайтесь, пожалуйста, на нас и делитесь с друзьями.

Синдром гиперактивности у детей: симптомы, причины, лечение, коррекция

Синдром гиперактивности у детей - распространенное нарушение правильного функционирования центральной нервной системы. Состояние часто сопровождается дефицитом внимания. Синдром гиперактивности характеризуется признаками несдержанного поведения и повышенной возбудимостью. Дети с таким диагнозом находятся в постоянном движении, часто переключают фокус внимания, сложно сосредотачиваются на важных задачах. Малыши до 1 года, 2 или 3 лет проявляют повышенную тревожность, беспокойство. У детей дошкольного и школьного возраста в 4–8 лет появляется внезапная агрессия.

В некоторых случаях гиперактивность снижают стимуляторами, специальными препаратами, таблетками. Для назначения нужно обратиться к педиатру или детскому психологу. Чем раньше обнаружены симптомы и выявлены причины, тем быстрее можно начать лечение, а также заняться коррекцией поведения.

Несколько советов родителям:

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

О том, как лечить астенический синдром, вы можете узнать из нашей статьи.

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях - ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Доктор Комаровский о гиперактивности у детей в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Особенности лечения гиперактивности у детей дошкольного возраста

Многие родители замечают гиперактивность у детей дошкольного возраста, лечение которой должно происходить только под контролем врача. К тому же лечение должно начинаться только после установления точного диагноза.

Признаки и причины гиперактивности

В медицине эту патологию называют синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Можно выделить ряд ярко выраженных симптомов, которые помогут определить наличие этой особенности у вашего малыша:

  • Ребенок неусидчивый, но не потому, что ему хочется бегать, а просто так.
  • Его слуховое и зрительное внимание рассеянное, он не может сфокусироваться на одном предмете дольше пары секунд, долго слушать ему тоже не под силу.
  • У дошкольников наблюдаются трудности с освоением учебной программы.
  • Малыш нервный, суетливый, он совершает поступки импульсивно, при этом сам не может объяснить, почему сделал так, а не иначе.
  • Ребенку трудно расслабиться, он плохо спит и часто не может уснуть.
  • Из-за эмоциональной нестабильности малыш может часто плакать без явного повода.
  • Задержка речи.

При этом важно отметить, что гиперактивный ребенок не успокоится, если на него кричат или уговаривают. Если мама заметила эти симптому у своего малыша, то есть смысл обратиться к педиатру. Еще стоит проанализировать возможные причины подобного поведения малыша.

Риск развития синдрома гиперактивности возрастает в несколько раз, если во время беременности мама страдала сильным токсикозом и повышенным давлением. Если же врачи диагностировали грудничку внутриутробную асфиксию, то это тоже приближает возможность развития гиперактивности.

На закладку и формирование нервной системы малыша непременно влияет образ жизни беременной мамочки. Не удивляйтесь, когда ребенок будет вести себя не так, как другие его сверстники, если вы всю беременность не жалели себя, тяжело работали, постоянно уставали и при этом баловались вредными привычками.

Предугадать протекание родов достаточно сложно. Если они были затяжными или, наоборот, слишком быстрыми, то возможно у ребенка позже будет обнаружена гиперактивность. Чтобы вовремя диагностировать патологию, нужно до 2 лет регулярно обследоваться у педиатра.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Особенности общения

Никакие препараты, уколы и терапии не могут вылечить гиперактивность. Эта проблема - бич современного мира. Таблетки могут лишь скорректировать поведение ребенка в день приема медикаментов. Специальные препараты помогут малышу лучше координировать свои движения, снизить импульсивность.

Родители обязаны уделять должное внимание психологической стороне вопроса. Также важно начать лечение в период дошкольного возраста. Коррекция гиперактивности заключается в соблюдении нескольких важных правил.

Все умственные и физические нагрузки малыш с отклонениями должен делать в первой половине дня, желательно утром, когда малыш не устал. Все занятия должны проводиться с перерывами.

Гиперактивному малышу нужно давать четкие указания, если мама будет намекать ему на что-то в надежде, что он догадается, результата не будет. В воспитании такого малыша должна прослеживаться ясность, конкретика и последовательность. Но при этом нельзя лишать ребенка выбора. Если мама или папа в приказном тоне будут от него что-то требовать, не говоря о возможных вариантах, то ничего положительного они не получит, но истерика и нервные припадки обеспечены.

Что касается двигательной активности, то родители должны выбирать для своего гиперактивного малыша такие игры, чтобы в них отсутствовал элемент соревнования. Забудьте о показательных выступлениях и статических нагрузках. Больше пользы могут принести такие виды деятельности как плаванье, лыжный спорт, катание на велосипеде.

Родителям необходимо хвалить детей за успехи.

Мама должны приучать своего особенного малыша делать все последовательно. К примеру, сначала убрать посуду со стола, а потом ее помыть, а не прямо со стола брать и мыть тарелки.

Метод кнута и пряника в данной ситуации уместен. Мама должна поощрять ребенка за его хорошие поступки, чтобы он понимал, что слушаться взрослых (или что-то другое) - это хорошо. Откладывать поощрение не нужно. Сделал малыш хорошее дело - хвалите тут же. Но за некультурным и непослушным поведением должно последовать наказание. Нельзя ребенка бить или унижать при посторонних. Просто дома мама может ограничить его в чем-то. К примеру, если ребенок плохо себя вел с детками на площадке, то вечерние игры за компьютером отменяются.

Общаясь со своим гиперактивным малышом, мама должна быть предельно спокойной и хладнокровной. Особенно это касается ситуаций, когда малыш истерикой и криком пытается чего-то добиться. Но отстраняться от ребенка нельзя, несмотря на свою стойкость, мама должна показывать малышу свою любовь, чтобы он понимал, что мама это делает, потому что любит его.

Медикаментозное лечение

Как уже упоминалось, гиперактивность вылечить нельзя, однако немного подкорректировать поведение можно. После комплексного обследования и установки диагноза врач может назначить специальные стимуляторы. Но прибегать к такому методу лечения нужно при тяжелых формах патологии. Благодаря им малыш сможет концентрировать свое внимание на определенном предмете, игнорируя отвлекающие моменты.

Среди наиболее популярных препаратов можно выделить:

Также можно прибегнуть к помощи ноотропных препаратов. Это лекарства, которые оказывают активизирующее влияние на обучение ребенка, его умственную деятельность, улучшение памяти. Также они помогают повысить устойчивость головного мозга к травмам и интоксикациям. К таким препаратам относятся:

Один лишь прием медикаментов должного результата не окажет. С гиперактивностью нужно бороться комплексно. Кроме медикаментозной терапии необходимо прибегнуть к психотерапии и психолого-педагогической корректировке.

Что касается народных средств, то нельзя говорить о том, что народные методы могут полностью справиться с патологией. Они могут выступать как дополнительный инструмент во время корректировки поведения. Мама может заваривать ребенку успокоительные чаи из мяты, мелиссы и ромашки, однако перед тем как давать его малышу, нужно проконсультироваться с врачом.

Перед применением прочитанного - нужна обязательная консультация с профессионалами.