Цели и задачи информатизации доу. Информатизация дошкольного образования

Галина Кудинова
Основные направления информатизации управления образовательного учреждения

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Г. И. Кудинова, заведующий Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район .

Аннотация : В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения . Выявлена эффективность использования образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.

Ключевые слова : инновация; информационные технологии ; информационная образовательная среда ; личностно-ориентированное взаимодействие; информатизация управления ; субъекты образовательного процесса ; портфолио педагога; информационно -коммуникативная компетентность руководителя; индивидуализация педагогического процесса.

Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) . Чтобы изменить старую систему управления , сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation, которые качественно повысят уровень развития учреждения . Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности , а значит, способствует развитию учреждения в целом , в настоящее время считают информационные технологии (ИТ) . Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации ; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Шамовой. А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления . Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления . Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образовательного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волокитин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно – управленческой деятельности , не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу – пользователю . Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно -коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения . Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации , освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений . Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно- образовательную среду , которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям , педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности , а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса . Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны :

Паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);

Кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);

Воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);

Расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);

Библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);

Медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение) ;

Бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности) ;

Методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.)

Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ , дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления , анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы .

Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между : возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;

новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно- образовательной среды в дошкольном учреждении ;

необходимостью формирования информационно -коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.

В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко : проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих решений – это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений . Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно -технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением .

Таким образом , главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности. Основными задачами должны стать :

Обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ ;

Проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений , позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса ;

Разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно -коммуникативной компетентности, как целостного образования личности , включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ .

Гипотеза

Если в ДОУ создать условия для информационной среды , то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.

Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий . Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №16 села Киевского муниципального образования Крымский район . Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса , и к подбору кадров. Общая направленность проекта , реализованного с 2010 по 2014 годы состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления , образовательных технологий , повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно- образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования », предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации . Были введены : электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов, позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать» . На сегодняшний день введена программа «Сетевой Город. Образование » – компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом . Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) – компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.

Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом . С точки зрения качественной оценки констатируем :

1. документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.

2. созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом

Таким образом , качественные изменения коснулись документов разных видов и типов : возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения , работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автома-тизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают : наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом , достигнут оптимальный уровень сформированности информационно -коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации . С точки зрения количественной оценки можно отметить :

Произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;

Отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.

Таким образом , в целом в учреждении улучшилось качество информации , необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации ,

как : быстрота обработки , достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т . д.

С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно , с минимальной затратой сил и времени.

Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом , позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные

технологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs.ru/v30471/

2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании . - М.: Высшая школа, 2000.

3. Основы современных компьютерных технологий /

под ред. проф. А. Д. Хомоненко. – СПб : КОРОНА, 2005.

4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования . – 2007. - №5.

5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ . – 2006. - №7.

6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований : экономика и управление . 2012. № 1. С. 27-31.

7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского

научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 77-82/

8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1) . С. 32-34.

9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2007. № S3. С. 155-160

Марина Власова
Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ»

Проект «Информатизация образовательного пространства детского сада МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

Власова М. М., заведующий МБДОУ «Детский сад «Звёздочка», г. Рославль

Актуальность проекта.

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

Постановка проблемы. В связи с этим перед нами встаёт проблема – недостаточное владение педагогами информационными – коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется ФГОС. Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимо, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Это хранение и передача большого объёма информации, электронный документооборот, ведение мониторинга образования, работа с родителями и много другое. Поэтому мы решили разработать и реализовать проект «Информатизация образовательного пространства»

Цель проекта:

Создание единой системы использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Задачи:

иного информационного пространства ДОУ;

Подготовка кадров к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

Обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам;

Интеграция ИКТ в процессе управления, воспитания, образования и обучения;

Подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ;

Создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками;

повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ;

Вид проекта : инновационный

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2014-2015гг.)

Участники проекта:

1) Заведующий Власова М. М. – организация работы по реализации проекта: обеспечение стратегии взаимодействия ДОУ, родителей и других учреждений города, координация действий управленческих и педагогических структур;

2) Заместитель заведующего по воспитательной работе Борисова Т. А – разработка проекта, прогноз потребности в новых видах образовательных услуг, программно – методическое обеспечение;

3) Творческая инициативная группа (педагоги детского сада) – создание мультимедийных презентаций, слайд – шоу, видеофрагментов для использования в организованной образовательной деятельности, создание новых средств передачи информации для развития детей.

Соискатели проекта - совет родительской общественности – способствование установления доверительных контактов между родителями и ДОУ; обеспечение создания единого образовательного пространства семья – ДОУ; осуществление педагогической пропаганды и обмена опытом семейного и общественного воспитания:

МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок» г. Десногорск –

для педагогов - это обмен профессиональным опытом, для детей гармоничное вовлечение в новые технологии.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение эффективности процесса обучения.

Активизация познавательной деятельности детей.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.

Реализация личностно - профессионального роста педагогов.

Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.

Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Повышение педагогической культуры родителей.

Поэтапный план реализации проекта:

1 этап – Организационный: Разработка нормативно-правовой базы;

Создание творческой группы в ДОУ.

Работа с педагогами:

1. Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации;

2. Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ;

3. Формирование банка методических идей по теме проекта;

4. Проведение анкетирования педагогов с целью анализа уровня знаний работы с ИКТ.

Работа с родителями:

1. Провести собрание на тему: «Использование ИКТ в обучении дошкольников»

2. Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок»

2 этап - Внедренческий: апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Работа с педагогами: 1. Познакомить педагогов с мультимедийным обеспечением.

2. Организовать консультации по проблемным вопросам.

3. Повысить компьютерную грамотность;научить использовать педагогов мультимедийное оборудование.

4. Продолжить обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

5. Организовать исследовательскую и проектную деятельность. Создание проектов «Онлайн-экскурсии».

6. Создать личное портфолио воспитателя, портфолио группы, портфолио каждого ребёнка. Научить разрабатывать презентации на ПК в программе Microsoft Power Point, презентовать личный проект.

7. Применять в работе программу Windows Movie Maker 2.6, для создания видеороликов с использованием фото - материала, звука, видео. Создать видеоролик «Фильм, посвящённый Дню культуре»

Работа с родителями:

1. Организовать консультации по проблемным вопросам.

2. Повысить компьютерную грамотность.

3. Познакомить родителей с сайтом нашего ДОУ, с его структурой, правилами размещения информации, фотоматериалов жизни своих детей.

4. Создавать фото презентации на разные праздники, концерты, учувствовать в различных конкурсах, применяя ИКТ.

Работа с детьми: 1. Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ.

2. Начать развивать компьютерную грамотность. Организация работы кружка «Весёлая информатика» (в рамках дополнительного образования дошкольников).

3. Продолжать учить решать пространственные и логические задачи.

4. Собрать картотеку мультемидийных детских рисунков;

5. Создать чёрно-белые макеты для раскрасок.

3 этап – Результативный: анализ результатов, реализации ИКТ в ДОУ, корректировка содержания, обобщение опыта работы перспективы на будущее.

Работа с педагогами:

1. Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ;

2. Создать банк конспектов ООД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультимедийных материалов для работы с детьми и родителями;

3. Разработать креативную идею создания инновационного проекта «Виртуальный музей «Русская изба»

Работа с родителями: Создание портфолио дошкольника.

Работа с детьми: Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей:

Игровой деятельности;

Познавательной активности;

Внимания;

Работоспособности;

Логического мышления; речи.

Вывод:

Опыт работы показал, что использование ИКТ в ДОУ необходимы, это определяется и временем и требованиями нового поколения. Сегодня себе уже нельзя представить работу воспитателя и родителей, заведующего, бухгалтерии, кадров без ИКТ. Это и хранение и передача большого объёма информации, это и электронный документооборот, и ведение мониторинга образования и много другое.

В наш век информационных технологий человек с раннего возраста должен уметь хорошо ориентироваться в многообразии информации, уметь её фильтровать, сортировать и выбирать необходимую. Наша задача помочь дошкольнику приобрести навыки использования работы с информацией.

Но компьютер не ставится для нашего ДОУ как первоочередная задача, главное – гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для повышения эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий.

Сведения об образовательной организации

Программа информатизации

МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка»

на 2016- 2018 г. г.

I. Введение

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Компьютеризация, постоянно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Впервые в истории человечества поколения идей и технологий сменяются быстрее, чем поколения людей. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Признавая, что компьютер — мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации и подготовки.

Проект государственной программы по комплексной информатизации системы образования предусматривает создание единой информационной образовательной среды. Формирование компьютерной грамотности стало задачей не только школьного этапа обучения, но и дошкольного образования, как первой ступени образовательной системы. Министерство образования РФ приняло ряд программ, нацеленных на создание в обществе условий для свободного вхождения граждан в формируемую, единую информационно - образовательную среду:

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. и др.

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в практике дошкольного образования. Педагогический процесс обеспечивают: старший воспитатель, 9 воспитателей (всего - 10 педагогов).

В ДОУ имеется - 4 компьютера, 3 принтера (1 из них- цветной), 2 сканера, 3 жидкокристаллических телевизора.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. В настоящий момент все члены администрации (заведующий, старший воспитатель, главный бухгалтер, заместитель заведующего по АХЧ, педагоги) владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работают в таких программах как MicrosoftEcxel, MicrosoftWord.ДОУ имеет доступ к сети Internet.

Электронная почта позволила наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

В ДОУ проводится работа по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: в реализуется проект по обучению педагогов компьютерной грамотности. Поступающие на работу молодые педагоги уже владеют элементарной компьютерной грамотностью.

ДОУ имеет сайт, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами. Также создан сайт группы «Звёздочка» и личные сайты педагогов.

Однако, можно выделить следующие противоречия:

Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением ДОУ;

Между широким полем возможностей использования современных ИКТ для организации образовательного процесса и уровнем компьютерной грамотности некоторых педагогических работников;

Введение федеральных государственных образовательных стандартов диктует качественное изменение образовательной среды ДОУ:

Предметная среда ДОУ (в частности групповые помещения) должна быть пополнена компьютерным, мультимедийным, цифровым оборудованием;

Всем педагогам необходимо пройти курсы по работе с различными компьютерными программами;

Должна быть создана медиа-тека для использования на обучающих занятиях с детьми;

Необходимо активнее использовать современные технологии в педагогической, образовательной деятельности.

II. Основные цели и задачи информатизации ДОУ

Цели программы:

1. Создание единой образовательной информационной среды дошкольного учреждения, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.

2. Создание и совершенствование условий для развития процессов информатизации в муниципальной системе образования, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству современного образования.

Задачи программы:

Создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста путём формирования основ компьютерной грамотности;

Совершенствование единой информационной образовательной среды с целью обеспечения доступа к информации всех участниковобразовательного процесса;

Активное вовлечение родительской общественности в развитие информатизации дошкольного учреждения.

III. Приоритетные направления и механизмы информатизации ДОУ

Развитие процессов информатизации возможно при её целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, информацию, финансы, материальные ресурсы, программное, организационное обеспечение.

Обучение педагогических, административных работников информационным и телекоммуникационным технологиям по использованию интернет-ресурсов и сервисов.

Распространение опыта педагогической практики посредством интернет-ресурсов, публикаций, участия в вебинарах.

Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса.

Организация и проведение конкурсов, повышающих информационную компетентность педагогических работников в области ИКТ

Источником финансирования программы являются средства местного бюджета, привлеченные источники и внебюджетные источники.

IV. Показатели развития информатизации ДОУ

В результате реализации программы информатизации ДОУ к концу 2018 года можно ожидать следующих результатов:

Обновление оснащения компьютерами всех кабинетов администрации и специалистов;

Наличие лицензий на антивирусное программное обеспечение;

Наличие персональных профессиональных сайтов у педагогов и администрации ДОУ;

Наличие программ электронного документооборота;

Повышение информационной культуры педагогов;

Наличие медиа-теки ИКТ-сопровождения комплексно-тематического планирования, компьютерных программ, развивающих игр для проведения образовательного процесса.

Данная Программа информатизации является продолжением инновационных процессов, начатых в 2015 году и связанных с созданием современной модели дошкольного образовательного учреждения. Накопленный опыт и достижения предыдущего периода стали базой дальнейшего совершенствования педагогического процесса и основой Программы информатизации.
Анализ за период 2015-2016у.г. показал, что на начальном этапе информатизации ДОУ были решены следующие задачи:

· педагоги ознакомлены с инновационными программами и технологиями;

· улучшена материальна - техническая база учреждения;

· накоплены электронные дидактические материалы по образовательным областям;

· средства ИКТ применяются для проведения педагогических советов, методических семинаров.

Реализация программы информатизации МАДОУ «Детский сад №8 «Полянка» рассчитана на период с 2016по 2018г.г. и предусматривает дваэтапа:

· первый - аналитический и практический этап (2016-2017г.г.)

· второй- заключительный этап (2017-2018г. г.)

Механизм реализации программы
(направления деятельности, этапы реализации, ожидаемые результаты, мониторинг)

Этапы реализации программы

Первый этап
2015-2016г.

Второй этап
2017-2018г.

Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса

Выявление уровня ИКТ- компетентности педагогов. Создание мотивационных, психологических, материально-технических условий.
Обучение начальным навыкам работы на ПК всех участников образовательного процесса через мастер-классы, обучающие семинары.

Обучение навыкам работы с программами MS Office и Интернет, самостоятельное создание мультимедийных продуктов. Повышение уровня владения компьютерными технологиями через КПК

Развитие ИКТ компетентности педагогов до умения системного использования мультимедийных средств обучения в образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты: наличие высокой информационной культуры всех участников образовательного процесса, готовность к самосовершенствованию и творческому росту.

Мониторинг: анализ уровня владения педагогами компьютерными технологиями и программным обеспечением (опрос, анкетирование, контрольные задания и творческие работы).

Оснащение образовательного пространства средствами ИКТ

Накопление материально-технических ресурсов.
Создание единого информационного пространства. Внедрение электронных образовательных ресурсов и мультимедийных комплексов в практику работы ДОУ.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на районном и региональном уровне

Ожидаемые результаты: функционирования единого образовательного пространства, обеспечение широкого доступа к информационным ресурсам

Мониторинг: анализ эффективности использования материально-технической базы ДОУ и необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Разработка и реализация инновационных проектов

Разработка и внедрение проекта «Сайт детского сада».

Разработка и внедрение проекта «Медиатека ДОУ» (преобразование информационно-просветительского центра ДОУ).

Анализ эффективности проектной деятельности.

Ожидаемые результаты: формирование единого информационно-образовательного пространства ДОУ. Активное использование электронных ресурсов всеми участниками образовательного процесса.

Мониторинг: анализ активности использования сетевых и электронных ресурсов (опрос, анкетирование, анализ посещаемости).

Использование ИКТ для решения задач делопроизводства, бухучёта и управления ДОУ

Развитие ИКТ-компетентности руководителя, старшего воспитателя, заведующего хозяйством, делопроизводителя.

Систематизация управленческой информации, создание баз данных. Разработка нормативно-правовой базы по использованию ИКТ-ресурсов.

Построение сети партнерского взаимодействия в ДОУ, на городском и региональном уровне.
Унификация документооборота ДОУ.

Ожидаемые результаты: оптимизация трудозатрат руководителя и сотрудников, связанных с делопроизводством. Создание единой базы данных ДОУ.

Мониторинг: анализ эффективности использования автоматизации управленческой деятельности и системы делопроизводства, необходимости ее дальнейшего совершенствования.

Применение ИКТ в образовательном процессе

Изучение возможностей применения ИКТ в образовательном процессе. Освоение электронных методических и дидактических материалов, программного обеспечения.
Накопление и систематизация электронных ресурсов по образовательным областям в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Создание медиатеки. Использование интерактивных технологий в развивающем обучении дошкольников.

Анализ эффективности использования ИКТ в образовательном процессе.

Ожидаемые результаты: повышение эффективности образовательного процесса, степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса.

Мониторинг: анализ уровня готовности к школьному обучению воспитанников ДОУ, выявление уровня их ИКТ- компетентности (опрос, анкетирование родителей, педагогическая диагностика и творческие работы детей)

Заключение

Программа комплексной информатизации в дошкольном учреждении - долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм использования ИКТ в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Перспективы дальнейшей работы ДОУ по информатизации образовательного процесса

Задачи создания современной единой информационной среды ДОУ не ограничиваются рамками данной программы. В перспективах дальнейшей работы можно выделить следующие направления:

1.Совершенствование созданной системы взаимодействия участников образовательного процесса в единой информационной среде ДОУ.

2.Использование новых технологий и программных продуктов в образовательной деятельности ДОУ.

3.Переход на качественно новый уровень предоставления образовательных услуг, организация дистанционной помощи детям с особыми потребностями здоровья и семьям с неорганизованными детьми.

4.Увеличение числа педагогических работников, повысивших квалификацию в области ИКТ-компетентности и эффективно применяющих приобретенные знания в образовательной практике.

5.Разработка и внедрение новых форм организации образовательной деятельности с использованием ИКТ.

6.Развитие информационных, исследовательских, проектных умений воспитанников на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку.

7.Увеличение количества ежедневных посетителей на сайте. Организация качественного сетевого взаимодействия.

8.Осуществление отчетности ДОУ через интерактивную систему сбора данных. Создание автоматизированных рабочих мест в ДОУ.

9.Организация взаимодействия с разработчиками детских программных комплексов. Создание и апробация новых пилотных проектов.

10.Расширение материально-технической базы ДОУ современными средствами ИКТ.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.
Мультимедийные технологии пока не нашли широкого применения в дошкольном образовании, хотя и они имеют преимущества перед традиционным проведением занятия. В ДОУ мультимедийные и ИКТ-технологии могут применяться в виде компьютерных программ, слайд-фильмов, презентаций . Одной из инноваций в ДОУ, появившихся в последнее время, является использование компьютеров в кружковой работе (дополнительное образование в ДОУ). Примером является кружок «Юный информатик», действующий в МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова с 2011 года.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду позволяет модернизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Применение ИКТ возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. С помощью информационных технологий педагог может показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности. Такая работа активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме .
В процессе организации НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, так как компьютер передаёт информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности .
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования.
При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова) высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды .
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитательно-образовательной работе, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования в России

Особенности общения ребёнка с компьютером

Презентацию подготовила

Воспитатель МБДОУ № 102

Ботова С.В.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 25 мая 2001 года N 753/23-16 Об информатизации системы дошкольного образования в России

  • Научно-техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России является создание единой образовательной информационной среды.
  • Необходимо отметить, что использование НИТ в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития. НИТ используются в дошкольном образовании с целью совершенствования методики управления детским садом, а также обновления форм и методов работы с детьми. Установлено, что при соответствующем подходе многие направления, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.

Использование НИТ в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой комплекс в детском саду. К началу 90-х годов были paзpaбoтaны первые компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и на микропроцессорах. Начала развиваться сеть дошкольных учреждений, оборудованных специальными компьютерно-игровыми комплексами. В настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Отечественные компьютерные программы, разработанные для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских работ, имеют четкую развивающую направленность, предполагают формирование у ребенка целостных представлений, умений и интереса к решению эвристических и игровых задач.

Высокого уровня информатизации дошкольных учреждений добились такие регионы, как Самарская, Тюменская области, города Москва, Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.

В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" в пункте 5: "Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером - не более 10 минут. Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с осторожностью относиться к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и персонажах, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребенка.

Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил.

Оказывается, трудности , возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации (приспособления) его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5-6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У них на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.


Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

На начальном этапе обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80-100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций.

Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.


Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовать все свои знания и навыки.

Дошкольники работают с разными разработанными специалистами компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти.

Чтобы ребенок успешно справлялся с работой на компьютере, следует, прежде всего, помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.


Вывод:

В целом процесс информатизации в дошкольных учреждениях развивается медленно. Он сдерживается недостаточно оснащенной материальной базой, отсутствием мультимедийных материалов, соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Кроме того, требует совершенствования и развития система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.