Центр физической антропологии. Центр физической антропологии института этнологии и антропологии ран

Фото антропологической реконструкции (скульптурного бюста) головы по черепу мужчины эпохи энеолита с поселения Гладунино 3 / Курганская область.

Реконструкция лица по черепу мужчины из кургана 4 могильника Талды II. Могильник расположен недалеко от села Касыма Аманжолова, 300 км. от г. Караганда Республики Казахстан. Погребение соотносится с тасмолинской культурой раннего железного века. Автор раскопок А.З. Бейсенов.

Сунгирь 1 - пластическая реконструкция по черепу мужчины 40-50 лет, останки которого были найдены на верхнепалеолитической стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово. Обнаружена в 1955 году при строительстве завода и исследована О. Н. Бадером.

Атласовское 2 захоронение было обнаружено в 2014 г. в районе Ботанического сада Северо-Восточного федерального университета, также случайно. В могильной яме были железные стремена и удила, нож в берестяных ножнах, железные ножницы, металлические детали головного убора, серьга, кожаные детали нагрудника с нашитыми металлическими бляшками. Останки принадлежали женщине, умершей в возрасте 30-40 лет. Захоронение датируется XIV-XVII вв. (углеродное датирование), относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.

Рязанский князь Олег Иванович (1340?-1402). Княжил с 1350 по 1402 г.
Олег Иванович, в схиме Иоаким (ум. в 1402 году) — великий князь Рязанский с 1350 года. Наследовал княжение по смерти Василия Александровича. По одной из версий, сын князя Ивана Александровича (и племянник Василия Александровича), по другой версии - сын князя Ивана Коротопола.
У князя Олега была трудная и противоречивая судьба и посмертная недобрая слава, которая была создана московскими летописцами и дошедшая до наших дней. Изменник, ставший все же святым. Князь, которого окрестили «вторым Святополком» на Москве, но которого любили рязанцы и были верны ему и в победах и после поражений, который является яркой и значимой фигурой в жизни Руси XIV века. Примечателен факт, в докончальной грамоте 1375 года между Дмитрием Ивановичем Донским и Михаилом Александровичем Тверским — основными конкурентами за господство и великое княжение Владимирское, в качестве третейского судьи по спорным делам указан князь Олег Рязанский. Это свидетельствует о том, что Олег являлся на тот момент единственно авторитетной фигурой, великим князем, не стоявшим ни на стороне Твери, ни на стороне Москвы. Более подходящую кандидатуру на роль третейского судьи найти было практически невозможно.
Княжение Олега — это ряд попыток отстоять самостоятельность и независимость рязанского княжества на татарско-московском перепутье в то время, когда национальные интересы требовали объединения русских сил в борьбе с Ордой. Отсюда, при невозможности полноценно сопротивляться ни татарам (только в запоздалом и кратковременном союзе с князем Владимиром Пронским был разбит и прогнан татарский отряд ордынского князя Тагая в 1365 г.), ни Дмитрию Донскому (в 1371 г. Олег, был разбит войсками Дмитрия Донского, под командованием князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка в сражении при Скорнищево, после чего был заменен на княжестве в Рязани князем Владимиром Пронским, затем сумел вернуть себе княжение), колебания Олега то в сторону Москвы (разгром Рязани татарами в 1378 и 1379 гг. за союз с Москвой), то в сторону татар (союз с Мамаем перед Куликовской битвой в 1380 г.) и необходимость принимать удары за политическую двуличность (в 1381 г. унизительный договор о союзе с Москвой, помощь Тохтамышу в 1382 г.) и с той и с другой (в 1382 г. и от Тохтамыша и от Донского). В 1385 г., Олег воспользовавшись ослаблением Москвы, после нашествия Тохтамыша, захватывает Коломну и только при участии Сергия Радонежского была предотвращена очередная междоусобная война, Олег навеки мирится с Дмитрием Донским и в 1387 г. состоялась свадьба его сына Федора на дочери Дмитрия Софье: к тому же интересы зятя, смоленского князя Юрия Святославича, требуют особого внимания к агрессивной политике Витовта Литовского, стремящейся захватить Смоленск. Столкновения с Витовтом на Литовской и Рязанской территории (1393—1401) и с мелкими татарскими отрядами на границе не позволяют Олегу думать о возвращении ряда населенных мест, уступленных Москве еще в 1381 г.
Перед самым концом жизни, мучимый раскаянием за всё, что было в ней темного, он принял иночество и схиму под именем Иоаким, в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Там жил он в суровых подвигах, нося власяницу, а под ней стальную кольчугу, которую не захотел надеть, чтобы оборонять отечество против Мамая. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья. Их общая гробница находится в соборе обители.

Брусницын Лев Иванович (1784/86 - 1857 гг.) - сын мастерового, с 1795 г. начал работать на Екатеринбургских золотых приисках, промывальщиком на золотодробильной фабрике. За усердие в 1813 г. утверждён похштейгером. Много лет проводил поиски рассыпного золота, в 1814 г. открыл существование золотоносных слоёв в долинах рек Урала (в отличие от малоэффективной лоточной старательной промывки на берегах). Изобрёл механизмы и проработал технологию промышленной добычи рассыпного золота. Направлялся во все регионы России, где обучал и внедрял свой метод поиска и добычи, что привело к перевороту в золотодобывающей промышленности и позволило России к 1830 году выйти на первое место в мире по добыче золота. В 1814 г. получает чин обер-похштейгера, а в 1835 г. - чин обер-штейгера. В 1845 г. ушёл в отставку, был награждён серебряной медалью.

Портрет мужчины 50-60 лет из погребения 27 историко-культурного объекта у поселка Зелёный Яр (г. Салехард, ЯНАО Тюменской области), включающий погребения двух периодов раннего средневековья (VIII-IX вв. и XII-XIII вв.). Восстановление внешности мумифицированного мужчины проведено с использованием компьютерной томографии и 3D-печати.

Сергеляхское захоронение было найдено в районе Сергеляхского шоссе, г. Якутск, Республика Саха (Якутия). По AMS-датированию возраст погребения - середина XV-начало XVI вв., т.е. оно относится к кулун-атахской позднесредневековой культуре, имевшей распространение в Центральной Якутии и на Вилюе в XIV-XVI вв.
Останки в погребении принадлежат мужчине, погибшему в возрасте 35-45 лет. Повреждения черепа указывают на смерть человека от ран, нанесенных клинковым оружием.

Скульптурная реконструкция по искусственно деформированному черепу женщины из курганного могильника Мандесарка-6 (Челябинская обл.). Позднесарматская культура II - III вв. н.э. Автор раскопок Мария Макурова. Автор Алексей Нечвалода. Тонировка реконструкции Елена Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Музей-заповедник «Аркаим».

Скульптурная реконструкция по мануальной модели черепу № 34640 (предположительно идентифицируемый, как принадлежащей последнему императору инков Атаульпе (?)) хранящемуся в Музее человека в Париже.Фото черепа предоставлены Музеем человека.




Скульптурная реконструкция по черепу женщины из Уржарского района Восточно-Казахстанской области, где в одном из курганов было найдено неграбленое погребение женщины сакского времени. При погребенной обнаружены керамические и деревянные сосуды и кости жертвенного животного - овцы. На костях человеческого скелета сохранились остатки ткани от одежды синего и зеленого цвета. У головы погребенной найдены золотые серьги и каменный жертвенник - непременный атрибут женских захоронений того времени. Наибольшую ценность представляет остроконечный золотой головной убор, богато украшенный растительными узорами и зооморфным орнаментом. Головной убор имеет также стреловидные навершия украшенные спиралью из золотой проволоки. Нижняя часть изделия была украшена древними зергерами рифлёными подвесками. По форме и орнаментальному воплощению, находка напоминает народные казахские женские головные уборы саукеле и борик. Фото: О. Белялов

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из курганного могильника Ташла-I. Срубно-алакульский синкретический могильник. Раскопки Янины Рафиковой. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Национальный музей Республики Башкотостан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины с искусственно деформированному черепу из могильника Танаберген II. Позднесарматская культура III в. н. э. (Западный Казахстан). Раскопки Армана Бисембаева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: гипс тонированный. Экспонирование: Актюбинский историко-краеведческий музей.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева.
Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски.
Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан.

Скульптурная реконструкция по черепу женщины из кургана 16 Берелского курганного некрополя (Казахский Алтай). Пазырыкская культура V-IV вв. до н. э. Раскопки Зайнуллы Самашева. Автор Алексей Нечвалода. Материал: пластик, акриловые краски. Экспонирование: Национальный музей Республики Казахстан

Структурно в состав отдела входит

  • Лаборатория пластической реконструкции

Сотрудники Центра физической антропологии ИЭА РАН:

  • Дубова Надежда Анатольевна , главный научный сотрудник, заведующий отделом, д.и.н
  • главный научный сотрудник, д.и.н.
  • , главный научный научный сотрудник, д.и.н.
  • , ведущий научный сотрудник, к.и.н.
  • , ведущий науный сотрудник, д.и.н.
  • , ведущий научный сотрудник, д.б.н.
  • ведущий науч. сотрудник , к.б.н.
  • Зиливинская Эмма Давидовна , ведущий научный сотрудник, д.и.н.
  • старший научный сотрудник, к.и.н.
  • , научный сотрудник, к.и.н.
  • , научный сотрудник, к.и.н
  • , научный сотрудник, к.и.н.

Составным элементом Центра физической антропологии является лаборатория пластической антропологии

Сотрудники лаборатории пластической антропологии Центра физической антропологии ИЭА РАН:

  • Веселовская Елизавета Валентиновна, ведущий научный сотрудник, заведующий лаборатории, д.и.н.
  • Пестряков Александр Петрович, старший научный сотрудник, к.и.н.
  • Григорьева Ольга Михайловна, старший научный сотрудник, к.и.н.
  • Рассказова Анна Владимировна, младший научный сотрудник, б/ст.
  • , младший научный сотрудник, б/ст.

История подразделения:

Отдел антропологии в Институте этнографии был создан в 1943 году. В 1993 году антропологи России отмечали 50-летний юбилей. За это время в отделе работали такие выдающиеся ученые-антропологи, как Виктор Валерианович Бунак, Георгий Францевич Дебец, Максим Григорьевич Левин, Михаил Михаилович Герасимов, Валерий Павлович Алексеев. Традиционно в отделе развивалась этническая антропология, исходным положением которой является тезис об отсутствии внутренней причинной связи между языком, культурой, уровнем общественного развития народа, с одной стороны, и его расовым (антропологическим) типом - с другой. Антропологические материалы впервые стали применимы для решения исторических по своему существу вопросов этногенеза. Это знаменательные работы В.В. Бунака «Происхождение русского народа», Г.Ф. Дебеца «Палеоантропология СССР», М.Г. Левина «Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока», В.П. Алексеева «Происхождение кавказских народов» и т.д. Большой вклад в развитие этнической антропологии внесли труды Николая Николаевича Чебоксарова.

Вторым не менее важным направлением в развитии академической антропологии было решение вопросов антропогенеза. Эволюционная антропология - одна из самых древних отраслей физической антропологии, занимала довольно большое место в научной деятельности сотрудников отдела. Особенно большое внимание вопросам происхождения человека уделяли внимание В.В. Бунак «Род Homo, ...», М.М. Герасимов «Люди каменного века», В.П. Алексеев «В поисках предков», А.А. Зубов «Человек заселяет планету Земля» (1963). Большая работа была проведена по исследованию и описанию палеолитических людей из Староселья (Крым), Маркиной Горы и Костёнок 2 (Воронежская область), Сунгиря (Владимирская область).
Огромное количество экспедиций во все уголки бывшего Советского Союза, теоретическая и практическая разработанность антропологических методик (краниология, остеология, одонтология, дерматоглифика, соматология, антропогенетика и др.) позволило многочисленной плеяде сотрудников отдела антропологии сделать СССР самой досконально антропологически изученной территорией.

В отделе антропологии с 1950 года разрабатывались теоретические основы пластической реконструкции лица по черепу М.М. Герасимовым. Позже лаборатория пластической реконструкции выделилась из отдела, как самостоятельная единица.
Последнее десятилетие развитие физической антропологии в Институте этнологии и антропологии РАН шло поступательно в соответствии с заложенными традициями. Под руководством Александра Александровича Зубова проводились широкомасштабные исследования по этнической антропологии финно-угорских народов. Результатом этих исследований явился сборник статей «...». Эти исследования планируется продолжить. На следующий год (2003) запланирована российско-финская комплексная экспедиция в Карелию, в которой примут участие Васильев С.В., Зубов А.А., Халдеева Н.И., Спицына Н.Х.
Совместно с сектором этнической экологии (Дубова Н.А.) проведено этногенетическое исследование народов Средней Азии. В проекте принимали участие Т.К. Ходжайов, Г.В. Рыкушина, С.В. Васильев. По среднеазиатской тематике у сотрудников отдела вышло в свет ряд монографий и сборников статей; планируется публикация коллективной монографии по исторической антропологии Средней Азии.
Совместно с Институтом археологии проведены комплексные исследования современного и средневекового ногайского населения юга России (Герасимова М.М., Пежемский Д.В., Васильев С.В., Рыкушина Г.В., Хить Г.Л.). Результатом этой работы является подготовленная к печати коллективная монография.

Довольно большое значение уделялось изучению современных народов Западной Сибири и Крайнего Севера. Ведущими исследователями населения этого региона являются Г.А. Аксянова и Г.М. Давыдова.
За последнее десятилетие сотрудники отдела активно принимали участие в археологических экспедициях. Комплексные антрополого-археологические исследования становятся все более перспективными. Наши сотрудники и аспиранты работали на Северном Кавказе (М.М. Герасимова, С.В. Васильев, Д.В. Пежемский, А.Г. Тихонов), в Поволжье (С.В. Васильев), в Великом Новгороде и Пскове (Д.В. Пежемский), в Прибайкалье (М.М. Герасимова, Д.В. Пежемский), в Туркменистане (Т.К. Ходжайов, С.В. Васильев) и в Красноярском крае (А.Г. Тихонов, Г.В. Рыкушина). В рамках межинститутских взаимоотношений (ИЭА РАН и ИВ РАН) в течении двух сезонов С.В. Васильевым проводились палеоантропологические исследования коптов Файюмского оазиса (Египет). Трехлетний коптский антропологический проект под руководством С.В. Васильева планируется расширить этнографическими исследованиями.

ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - ведущий российский исследовательский центр в области этнологии, социально-культурной и физической антропологии.

История института начинается с 1933 года, когда постановлением Президиума Академии наук СССР от 15 февраля 1933 года был создан Институт антропологии, археологии и этнографии АН СССР. Он объединил Музей антропологии и этнографии АН СССР, Институт по изучению народов СССР и Комиссию по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. Возникновение нового академического научного центра способствовало объединению усилий основных этнографических кадров различных учреждений страны. В 1937 году институт был реорганизован и переименован в Институт этнографии АН СССР. В 1947 году ему было присвоено имя Николая Николаевича Миклухо-Маклая, а в 1983 году институт был награжден орденом Дружбы народов. В 1990 году произошло переименование в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (с 1992 году в системе Российской академии наук).

В 1930-е годы в институте работали многие выдающиеся ученые - этнографы, фольклористы, археологи, антропологи: В.Г. Богораз, Д.К. Зеленин, Д.А. Ольдерогге, М.К. Азадовский, А.П. Окладников, С.И. Руденко, В.Н. Чернецов, Г.А. Бонч-Осмоловский, В.В. Гинзбург. В тот период на работу были приняты молодые ученые, сыгравшие впоследствии ключевую роль в науке: С.М. Абрамзон, Ю.П. Аверкиева, С.В. Иванов, Н.А. Кисляков и другие. В 1930-е годы развивались такие направления, как проблема первобытного общества, а также вопросы социального строя народов СССР. С 1933 года институт начал выпускать журнал «Советская этнография», серию «Труды Института этнографии АН СССР». С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники института ушли на фронт, часть эвакуировалась в Ашхабад и Ташкент. В этот трудный период не прекращалась исследовательская работа. В дни ленинградской блокады и на фронтах этнографическая наука потеряла многих своих представителей. В конце 1942 года Президиум Академии наук СССР предпринял особые меры для сохранения и развития Института этнографии.

Директором института был назначен поправившийся после ранения С.П. Толстов, ему поручалось создание московской группы института. С.П. Толстов пригласил для работы в институт изгнанного из МГУ за генетические исследования проф. В.В. Бунака, который создал отдел антропологии. В качестве структурного подразделения института начала работать Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция. В военные годы многие сотрудники московской группы разрабатывали тему «Исследование этнического состава Центральной и Юго-Восточной Европы», выполнявшуюся по заданию Генштаба Красной Армии. Несмотря на тяжелейшее положение в стране, в 1943-1944 годах по 5-6 месяцев в году работали Чукотская и Камчатская антропологические экспедиции (руководитель - Г.Ф. Дебец), были организованы экспедиционные выезды в Дагестан (начальник - Е.М. Шиллинг) и Полтавскую область (начальник Н.Н. Чебоксаров), фольклорный - в Сталинградскую область (начальник - В.Ю. Крупянская). В 1945 году работало более десяти этнографических, антропологических и фольклорных экспедиций на Украине, Кавказе, в Средней Азии, Коми АССР, Якутии.

В послевоенные годы руководство и головная часть Института этнографии были перенесены в Москву. В научно-исследовательской деятельности советских этнографов в 1940-1950-е годы центральное место заняла подготовка фундаментального многотомного издания «Народы мира» (13 томов в 18 книгах), работа над которым была начата еще в 1930-е годы. С начала 1950-х годов стали издаваться труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Возобновилось после ХХ съезда КПСС изучение современности. Институт организовывал экспедиции по изучению культуры и быта колхозного крестьянства и рабочих. Благодаря энтузиазму антрополога М.М. Герасимова, заложившего научные основы метода восстановления лица по черепу, в 1950 году в институте в составе отдела антропологии создана лаборатория пластической антропологической реконструкции. С 1950-х годов лаборатория этнической статистики и картографии стала регулярно готовить учебные карты народов и плотности населения СССР и мира. В начале 1960-х годов было подготовлено два фундаментальных труда: «Численность и расселение народов мира» (М., 1962 год) и «Атлас народов мира» (М., 1964). В 1968 году составлены и опубликованы этнические карты частей света. Возобновлено издание журнала «Советская этнография», продолжили издаваться серия «Трудов» и «Кратких сообщений» Института этнографии. Еще в 1940-1941 годах были изданы «Путешествия» Н.Н. Миклухо-Маклая. Позднее вся работа по изданию трудов этого путешественника, мыслителя-гуманиста сосредоточилась в основном в Институте этнографии. В 1950-1954 годах выпущено собрание его сочинений.

Расширился численный состав научных сотрудников, насчитывавший в 1957 году 160 человек (в 1941 году - 50 человек). В 1958 году вышел в свет учебник для вузов С.А. Токарева «Этнография народов СССР». Одной из центральных проблем, изучавшихся этнографами в 1960-е годы, были этногенез и этническая история народов мира. Развивается историко-этнографическое картографирование, осуществляется выпуск историко-этнографических атласов. Важным достижением тех лет была формулировка М.Г. Левиным и Н.Н. Чебоксаровым теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей. В 1960-1970-е годы Институт этнографии продолжил разработку таких фундаментальных проблем, как антропогенез (В.В. Бунак, А.А. Зубов) и этническая антропология (Г.Ф. Дебец, В.П. Алексееев, И.М. Золотарева, М.С. Великанова, А.А. Воронов), этнолингвистика (отмеченная таким достижением, как расшифровка сотрудником ленинградской части института Ю.В. Кнорозовым письменности майя), история первобытного общества (А.И. Першиц, Л.А. Файнберг, Б.А. Фролов), фольклористика. Сформировались новые научные направления - этническая дерматоглифика (Г.Л. Хить) и одонтология (А.А. Зубов). С приходом на пост директора Ю.В. Бромлея центром теоретической проблематики становится теория этноса, основной вклад в разработку которой, кроме самого Юлиана Владимировича, внесли С.И. Брук, В.И. Козлов, П.И. Пучков и другие ученые. Активно обсуждались проблемы типологии этнических общностей, представления о соотношении этнического и социального, о разных типах, направлении и содержании этнических, этнокультурных и этносоциальных процессов. В те годы в институте сформировалась этносоциология, были проведены массовые этносоциологические исследования, включающие изучение национально-смешанных браков, этнического самосознания, двуязычия (Ю.В. Арутюнян, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, В.С. Кондратьев, А.А. Сусоколов и др.). Развивались такие субдисциплины, как этническая демография (В.В. Покшишевский, В.И. Козлов, С.И. Брук), этноэкология (В.И. Козлов), этнопсихология, этнография детства (И.С. Кон). Было опубликовано большое количество книг по этнической истории народов СССР и мира. В августе 1964 года в Москве прошел VII Конгресс Международного Союза антропологических и этнологических наук, в работе которого приняли участие около 2 тысяч ученых из 56 стран мира. Столь широкий международный форум проводился в СССР впервые. В 1960-1970-е годы вопросы традиционной этнографии, религиоведения и фольклора разрабатывались в трудах В.А. Александрова, В.Н. Басилова, В.И. Васильева, В.К. Гарданова, С.А. Гонионского, М.М. Громыко, Н.Р. Гусевой, А.В. Ефимова, М.С. Кашубы, В.П. Кобычева, В.И. Кочнева, А.А. Лебедевой, Б.Н. Путилова, Р.Л. Садокова, А.Н. Седловской, И.М. Семашко, Ю.Б. Симченко, А.В. Смоляк, В.К. Соколовой, Г.Г. Стратановича, К.В. Чистова и других. Вышли такие труды, как «Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы», «Брак у народов Зарубежной Европы». Эти публикации продолжили традицию сравнительно-типологического исследования больших регионов.

В 1969 году в институте под руководством И.Р. Григулевича создана группа по изучению зарубежной этнологии (с 1980 года - сектор религиоведения и зарубежной этнологии), задачами которой был анализ основных школ, концепций и направлений этнологической науки за рубежом. С 1971 года начал выходить академический ежегодник «Расы и народы». Особым направлением работ стала научная разработка проблем расизма в теории и социальной практике. Издания по этой проблематике переводились на основные европейские языки и имели широкое распространение. Институт этнологии и антропологии продолжает развиваться, формулировать актуальные направления и новые методы исследований. В 1990-е годы под руководством В.А. Тишкова происходит пересмотр предмета исследования этнологической науки (в 1990 году научное учреждение получило новое название - Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН). Со второй половины 1980-х годов усилилось внимание к актуальным проблемам межэтнических отношений и конфликтов. «Этническое возрождение», рост национализма и обострение межэтнических противоречий потребовали сделать акцент на изучении современных проблем и процессов. В 1987 году создан центр по изучению межнациональных отношений (ЦИМО), руководителем которого был назначен М.Н. Губогло. На основе материалов общественных движений в разных регионах страны публикуется серия «Национальные движения в СССР и на постсоветском пространстве», в рамках которой вышло более ста индивидуальных и коллективных монографий, сборников документов и материалов. В 1993 году директор института В.А. Тишков учредил Центр по изучению и урегулированию конфликтов. Организованная им в 1994 году. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, координирует и проводит исследования по этнополитической тематике. Результаты публикуются в бюллетене и ежегодных докладах Сети этнологического мониторинга.

Институт вносит вклад в экспертное обеспечение вопросов государственной политики. Сотрудники участвуют в разработке проектов законов, в их обсуждениях в комиссиях Государственной Думы. Коллектив института принимал участие в подготовке, разработке методических материалов и проведении Всесоюзных и Всероссийских переписей населения (С.И. Брук, П.И. Пучков, В.А. Тишков, З.П. Соколова, В.В. Степанов, С.В. Соколовский). В 1990-е годы этнология вышла за пределы проблематики этноса и этничности, в институте возникали новые направления. К таковым можно отнести миграционные и гендерные исследования (И.М. Семашко, М.Г. Котовская, Н.Л. Пушкарева), юридическую антропологию (Н.И. Новикова), этологию человека (М.Л. Бутовская), политическую антропологию, конфликтологию (В.А. Тишков, М.Н. Губогло) и др.

В начале 1990-х годов по инициативе д.и.н. М.М. Громыко была образована группа по исследованию русского православия. В конце 1980-х годов в институте создана проблемная группа по изучению и публикации научного наследия Н.Н. Миклухо-Маклая (руководитель Д.Д. Тумаркин). Усилиями ее участников, особенно Б.Н. Путилова, с 1990 году вышло в свет 6-томное собрание сочинений выдающегося исследователя. В 1989 году В.А. Тишков и Ю.Б. Симченко начали подготовку многотомной историко-этнографической серии «Народы СССР» с целью создания нового свода историко-этнографического описания народов страны. Для реализации проекта был создан Координационно-методический центр «Народы и культуры».

Распад СССР и возникшие в результате проблемы приостановили работу. Проект был возобновлен в 1992 году под новым названием «Народы и культуры». С 1997 года начали выходить в свет тома этой серии. К настоящему времени их издано более 20.

В 1990-е годы, благодаря появлению новых возможностей для публикаций, активизируется издательская деятельность института. Ежегодно стало издаваться 50-60 монографий, сборников статей, выпусков серийных изданий. Библиографический указатель трудов ИЭА РАН за 1990-2002 годы содержал более 930 наименований, а за один только 2012 год сотрудники института опубликовали почти 70 отдельных изданий (не считая сотен статей, обзоров и рецензий). Это свидетельствует о наиболее плодотворном периоде, который когда-либо переживал коллектив академического института за последние десятилетия.

В 1990 году на Всесоюзной конференции по итогам полевых этнографических и антропологических исследований в городе Алма-Ате (Казахстан) по инициативе директора института В.А. Тишкова была учреждена Ассоциация этнографов и антропологов России. Первым президентом был избран член-корреспондент РАН С.А. Арутюнов. Раз в два года ассоциация с активным участием коллектива ИЭА РАН проводит конгрессы этнографов и антропологов. X конгресс состоялся в 2013 году в городе Москве. В нем приняло участие более 1000 человек.

Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук - старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры, ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом.

Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами. Институт ведет полевые исследования на территории бывшего Советского Союза и других государств, публикует около 50 книг в год и периодические издания: журнал "Этнографическое обозрение", ежегодник "Расы и народы", альманах-ежегодник "Вестник антропологии", "Библиотека российского этнографа", "Этнографическая библиотека". Институт публикует "Исследования по прикладной и неотложной этнологии", осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах России и в других странах СНГ и Балтии с целью содействия более эффективной внутренней и внешней политике государства.

Направления научно-исследовательских работ:
I. Эволюция человека и происхождение культур
II. Этнические культуры и социальные структуры
III. Этническая экология, демография и картографирование
IV. Национализм, конфликты, миграции
V. Исследования по религии
VI. Гендерные исследования
VII. Этносоциология и этнопсихология
VIII. Физическая антропология

Структура института организована по региональному и дисциплинарному принципам с отделами, центрами и исследовательскими группами, по специальным программам и проектам.

Сайт ИЭА содержит тексты и аннотации нескольких сотен публикаций - книг, статей, докладов, отчетов, законов, архивных и других документов, сгруппированных по разделам:

Электрон.библиотека - База данных "Исследования по прикладной и неотложной этнологии"
Электронная библиотека - База данных "Модель этнологического мониторинга"
Всероссийская перепись населения 2002 г.
Этнология и российское законодательство
Этническая политика
Книги
Периодические издания
Отчеты за 1997-2004 гг.
Картографический атлас
Указатели кинодокументов
Библиография ИЭА РАН
Ученые советы
База данных об экспедициях
Краткая аннотированная фильмография
Сведения об музее, архивах, отделах, центрах, секторах и сотрудниках ИЭА РАН

Сайт ИЭА РАН имеет также ассоциированные сайты.