Человек и его потребности является междисциплинарной. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Темы семинарских занятий

1. Изменение философских представлений о человеке.

2. Человек. Индивид. Личность.

3. Теории личности и их использование в практике управления.

4. Сопоставление теорий потребностей.

5. Использование теорий потребностей в мотивационной деятельности человека.

6. Трансформация потребностей в условиях рынка. Негативные потребности.

7. Поведение потребителей.

8. Модель потребительского поведения.

1. Дисциплина «Человек и его потребности» является междисциплинарной?

1) да, так как использует знания многих общественных наук;

2) нет, так как исследует определенную сторону человеческих отношений – рыночную ориентацию.

2. Задачей курса является:

1) дать определение основных понятий: «потребность», «субъект потребности».

2) знать механизмы трансформации потребностей в условиях рынка.

3) освоить сложность и многообразие потребностей человека, их специфические особенности, а также научные подходы к их классификации; раскрыть средства и механизмы удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей; способы образования новых потребностей.

3. Целью курса «Человек и его потребности» является:

1) раскрытие значения фигуры потребителя;

2) дать системное представление о человеке и его потребностях на основе современных достижений человекознания.

4. В чем заключается феномен двойственности человеческой природы?

1) человек – это целостное социально-природное существо;

2) природная составляющая человека имеет доминирующее значение и противостоит социальной;

3) социальная составляющая человека доминирует над природной.

5. Комплексный подход в изучении человека заключается:

1) в исследовании его как целостности;

2) в исследовании его биологический природы;

3) в исследовании его социальной природы.

6. В понятии «человек» утверждается:

1) его телесная организация;

2) его социальная структура;

3) его социально-природная целостность.

7. Развитие социальной составляющей человека влияет на развитие его биологической составляющей?

1) нет, биологические свойства человека остаются неизменными;

2) да, так как человек – это социально-природная целостность.

8. Дайте определение понятия «потребность». Потребность - это:

1) состояние, присущее только высшим ступеням развития живых организмов на земле;

2) потребность – это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения сознанием нужды и побуждающее активность человека.

9. Можно ли определить понятие «потребность» как потребностное состояние?



1) да, т.к. потребности проявляются в таких состояниях, как: беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность.

2) нет, т.к. потребностное состояние есть лишь психологическая реальность, указывающая на наличие потребности, но не тождественная потребности.

10. Можно ли определить понятие «потребность» через мотив?

1) да, т.к. она определяет активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды;

2) нет, т.к. одна и та же потребность может быть связана с разной мотивацией.

11. Можно ли определить понятие «потребность» через нужду?

1) да, т.к. нужда побуждает к деятельности;

2) нет, т.к. нужда отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием ее.

12. Функции потребностей:

1) побуждающая, познавательная, оценочная, мировоззренческая;

2) мировоззренческая, познавательная, доминирующая;

3) аксиологическая, побудительная.

13. Что является побудительной функцией?

2) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.

14. Что является познавательной функцией?

2) когда в процессе потребления происходит познание объекта потребности и присущих ему качеств;

15. Что является оценочной функцией?

1) когда в процессе потребления происходит познание объекта потребности и присущих ему качеств;

2) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов;

3) когда потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг.

16. Что является мировоззренческой функцией?

1) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов;

2) когда от характера и направленности потребностей зависит мировоззрения, образ жизни личности, социальной группы, социального класса;

3) когда потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг.

17. Есть ли различие в понятиях: «потребность организма» и «потребность личности»?

18. Что входит в структуру потребности?

1) субъект потребности, потребностное отношение, предмет потребности;

2) функции: мировоззренческая, оценочная;

3) потребностное состояние: беспокойство, нервозность.

19. Субъект потребности – это:

1) отдельный человек, социальная группа, общество;

2) потребностное состояние;

3) потребностное отношение.

20. Потребностное отношение – это:

1) состояние нервозности, напряженности, беспокойство;

2) форма взаимосвязи между субъектом и объектом, которая может быть выражена в категориях «приобретение», «использование», «обладание».

21. Предмет потребности – это:

1) отдельный человек, группа (потребности семьи), класс, социальная группа, общество в целом;

2) все то, с помощью чего можно удовлетворить потребность


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Беляева Л.А. Человек и его потребности: Учеб.пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.

2. Здравомыслов А.Г . Потребности, интересы, ценности. – М., 1986.

3. Левенков Н .В . Новый человек и новое общество. – Н. Новгород, 2005.

4. Меликян О .М. Поведение потребителей. – М., 2006.

5. Удальцова М.В., Аверченко Л.Н Сервисология. Человек и его потребности: Учеб.пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб и доп. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Алешина И.В . Поведение потребителей. – М., 2006.

2. Статт Д. Психология потребителя. – СПб., 2003.

3. Романович Ж.А . Сервисная деятельность. – М., 2006.

4. Данилова Н.Н . Физиология высшей нервной деятельности. – М., 2002.


Учебное издание

Мухина Мария Вадимовна

Темы семинарских занятий

1. Изменение философских представлений о человеке.

2. Человек. Индивид. Личность.

3. Теории личности и их использование в практике управления.

4. Сопоставление теорий потребностей.

5. Использование теорий потребностей в мотивационной деятельности человека.

6. Трансформация потребностей в условиях рынка. Негативные потребности.

7. Поведение потребителœей.

8. Модель потребительского поведения.

1. Дисциплина «Человек и его потребности» является междисциплинарной?

1) да, так как использует знания многих общественных наук;

2) нет, так как исследует определœенную сторону человеческих отношений – рыночную ориентацию.

2. Задачей курса является:

1) дать определœение базовых понятий: «потребность», «субъект потребности».

2) знать механизмы трансформации потребностей в условиях рынка.

3) освоить сложность и многообразие потребностей человека, их специфические особенности, а также научные подходы к их классификации; раскрыть средства и механизмы удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей; способы образования новых потребностей.

3. Целью курса «Человек и его потребности» является:

1) раскрытие значения фигуры потребителя;

2) дать системное представление о человеке и его потребностях на основе современных достижений человекознания.

4. В чем заключается феномен двойственности человеческой природы?

1) человек - ϶ᴛᴏ целостное социально-природное существо;

2) природная составляющая человека имеет доминирующее значение и противостоит социальной;

3) социальная составляющая человека доминирует над природной.

5. Комплексный подход в изучении человека заключается:

1) в исследовании его как целостности;

2) в исследовании его биологический природы;

3) в исследовании его социальной природы.

6. В понятии «человек» утверждается:

1) его телœесная организация;

2) его социальная структура;

3) его социально-природная целостность.

7. Развитие социальной составляющей человека влияет на развитие его биологической составляющей?

1) нет, биологические свойства человека остаются неизменными;

2) да, так как человек - ϶ᴛᴏ социально-природная целостность.

8. Дайте определœение понятия «потребность». Потребность - это:

1) состояние, присущее только высшим ступеням развития живых организмов на земле;

2) потребность - ϶ᴛᴏ переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения сознанием нужды и побуждающее активность человека.

9. Можно ли определить понятие «потребность» как потребностное состояние?

1) да, т.к. потребности проявляются в таких состояниях, как: беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность.

2) нет, т.к. потребностное состояние есть лишь психологическая реальность, указывающая на наличие потребности, но не тождественная потребности.

10. Можно ли определить понятие «потребность» через мотив?

1) да, т.к. она определяет активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды;

2) нет, т.к. одна и та же потребность может быть связана с разной мотивацией.

11. Можно ли определить понятие «потребность» через нужду?

1) да, т.к. нужда побуждает к деятельности;

2) нет, т.к. нужда отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием ее.

12. Функции потребностей:

1) побуждающая, познавательная, оценочная, мировоззренческая;

2) мировоззренческая, познавательная, доминирующая;

3) аксиологическая, побудительная.

13. Что является побудительной функцией?

2) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.

14. Что является познавательной функцией?

2) когда в процессе потребления происходит познание объекта потребности и присущих ему качеств;

15. Что является оценочной функцией?

1) когда в процессе потребления происходит познание объекта потребности и присущих ему качеств;

2) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов;

3) когда потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуᴦ.

16. Что является мировоззренческой функцией?

1) когда потребности выступают как движущие силы всякой деятельности как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов;

2) когда от характера и направленности потребностей зависит мировоззрения, образ жизни личности, социальной группы, социального класса;

3) когда потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуᴦ.

17. Есть ли различие в понятиях: «потребность организма» и «потребность личности»?

18. Что входит в структуру потребности?

1) субъект потребности, потребностное отношение, предмет потребности;

2) функции: мировоззренческая, оценочная;

3) потребностное состояние: беспокойство, нервозность.

19. Субъект потребности – это:

1) отдельный человек, социальная группа, общество;

2) потребностное состояние;

3) потребностное отношение.

20. Потребностное отношение – это:

1) состояние нервозности, напряженности, беспокойство;

2) форма взаимосвязи между субъектом и объектом, которая может быть выражена в категориях «приобретение», «использование», «обладание».

21. Предмет потребности – это:

1) отдельный человек, группа (потребности семьи), класс, социальная группа, общество в целом;

2) всœе то, с помощью чего можно удовлетворить потребность

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Беляева Л.А. Человек и его потребности: Учеб.пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003.

2. Здравомыслов А.Г . Потребности, интересы, ценности. – М., 1986.

3. Левенков Н .В . Новый человек и новое общество. – Н. Новгород, 2005.

4. Меликян О .М. Поведение потребителœей. – М., 2006.

5. Удальцова М.В., Аверченко Л.Н Сервисология. Человек и его потребности: Учеб.пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб и доп. – М., 2001.

Дополнительная литература

1. Алешина И.В . Поведение потребителœей. – М., 2006.

2. Статт Д. Психология потребителя. – СПб., 2003.

3. Романович Ж.А . Сервисная деятельность. – М., 2006.

4. Данилова Н.Н . Физиология высшей нервной деятельности. – М., 2002.

Учебное издание

Мухина Мария Вадимовна


  • - Тестовый контроль

    Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.). Работа 1. Изучение и зарисовка в альбом:... [читать подробенее]


  • - Тестовый контроль

    Самостоятельная работа на занятии Вопросы для самоподготовки 1. Репродуктивное здоровье, его цель и задачи. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье. 2. Отличительные особенности репродуктивнойфункции человека от других физиологических функций организма.... [читать подробенее]


  • - ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    Говорят: в театре все уже было. . . Были приемы, трюки фокусы, был тюль и черный бархат, был вращающийся круг и накатные площадки. . . Стало модой - обязательно стре­миться поразить зрителей новизной в этом смысле. Но ведь главное в любом искусстве - свежие мысли,... [читать подробенее]


  • - Тестовый контроль

    Тестовый контроль является новым методом проверки результатов обучения. Его первые образцы появились в начале XX в. и стали популярными во многих странах. Наибольшую популярность тестовый контроль получил в США, где во многие высшие учебные заведения можно поступить...

  • Транскрипт

    1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ (СЕРВИСОЛОГИЯ) Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность Домоведение Чебоксары 2009

    2 УДК (075) ББК 65.44я(73) Ч 493 Человек и его потребности (Сервисология) : учебнометодический комплекс дисциплины / сост. М. Б. Кожанова Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, с. Печатается по решению ученого совета Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева Учебно-методический комплекс дисциплины «Человек и его потребности» предназначается для преподавателей, студентов педагогических вузов и колледжей по специальности «Домоведение». Рецензенты: Д. Е. Иванов, доктор педагогических наук, профессор, зам. директора филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары; Л. В. Кузнецова, доктор педагогических наук, профессор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Кожанова М. Б., 2009 ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,

    3 Пояснительная записка Современная ситуация в России и процессы, происходящие в обществе, повышают требования к гуманитарной подготовке специалистов в системе высшего образования. Экономическая деятельность любого общества основана на производстве товаров и оказания услуг. Товар или услуга ориентированы на удовлетворение потребностей не самого производителя, а других людей потребителей. предметы и действия, не удовлетворяющие этим потребностям, не пользуются спросом и перестают быть товарами и услугами. Поэтому никакая сервисная деятельность то есть деятельность по оказанию услуг невозможна без знания человеческих потребностей и понимания способов их удовлетворения. Курс «Человек и его потребности» знакомит студентов с представлениями о человеке и развитии человеческих потребностей, которые выработаны в современной науке прежде всего в философии, социологии, психологии и экономике. Задача курса помочь студенту выстроить собственный взгляд на окружающий мир, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, достаточно хорошо представлять, как реализуются потребности человека в современном мире. В методическом пособии в доступной форме, ясно и четко раскрываются проблемы потребностей как одно из важнейших направлений человекознания. Полученные знания позволят будущим специалистам понять широту отношений человека к окружающему миру, учение о потребностях человека, раскроют его живую индивидуальность, помогут понять и разобраться в сложных обстоятельствах современной экономической, общественнополитической, духовной жизни. Вопросы для обсуждения и самопроверки, тематика рефератов имеют целью обеспечить творческое освоение курса посредством применения теоретических знаний к анализу потребностей человека. По каждой теме семинара предлагается примерная тематика рефератов, которые позволяют самостоятельно вести научный поиск. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Человек и его потребности (Сервисология)» содержит учебную программу, тематический план, основной перечень изучаемых вопросов в соответствии с разделами и ГОС ВПО, задания для самоконтроля студентов, методические рекомендации по организации изучения дисциплины, содержание итогового контроля знаний, а также библиографический список. 3

    4 ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОПД.Ф.01 Человек и его потребности (Сервисология) Комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социальноприродном существе, общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности философского религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов. 4

    5 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Человек и его потребности» ориентирует на выполнение основных видов профессиональной деятельности менеджера (сервисная; организационно-управленческая; научноисследовательская; образовательная), еѐ изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области сервисной деятельности: изучение и обеспечение спроса индивидуума и других членов социума в товарах и услугах; в области организационно-управленческой деятельности: изучение потребности общества в товарах и услугах, организация предпринимательской деятельности в окружающей среде и повышение конкурентноспособности товаров и услуг; в области научно-исследовательской деятельности: исследование влияния организационных, экономических и психологических факторов на эффективное ведение домашнего хозяйства, дел в офисе и окружающем социуме и осуществление разработки предложений по их использованию; в области образовательной деятельности: изучение индивидуальных особенностей членов семьи и других индивидуумов социума и способствование их жизнеобеспечению; формирование и поддерживание имиджа семьи и других членов социума, организация их быта и досуга, внедрение современного стиля жизни; создание благожелательных межличностных отношений в семье и окружающем социуме; организация воспитательного и образовательного процесса в семье и окружающем социуме; разработка и внедрение мероприятий социально-культурной и досуговой деятельности; разработка и реализация мероприятий по укреплению здоровья и физического развития, по оказанию доврачебной помощи. Цель курса создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых потребностей, методах удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества. Задачи курса изучение системы потребностей их динамики, способов формирования и средств удовлетворения. 5

    6 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен: знать: содержание ключевых понятий о потребностях человека («потребности», «классификация потребностей», «структура потребностей», «динамика потребностей», «способы и средства удовлетворения потребностей», «интерес», «стимул», «мотив», «индивидуальные и коллективные потребности», «процесс удовлетворения потребностей»), основные подходы понимания и описания поведения человек в потребностном поле в процессе формирования и удовлетворения потребностей, о теоретических и эмпирических законах, способах и средствах удовлетворения потребностей человека, о месте сервиса в жизнедеятельности человека; уметь: применять знания в области удовлетворения потребностей человека на практике; владеть: навыками анализа различных социальных феноменов, прогнозирования и управления процессом удовлетворения потребностей человека. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Виды учебной работы Очная форма Всего часов 3 сем. 1. Общая трудоемкость Аудиторные занятия (час.), всего, в том числе: Лекции Практические и семинарские Лабораторные Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе: Курсовая работа - - Реферат х х Контрольная работа Вид итогового контроля экзамен экзамен 6

    7 Лекции Прак. зан. Самос. раб. 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ Тематический план Раздел 1. Человекознание система наук о человеке 1. Комплексный подход исследования человека как целостности 2. Представление о человеке как социальноприродном существе, общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей 1. Классические научные идеи духовнокультурной деятельности философского религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека 2. Индивидуальные психические физиологические особенности человека основа запросов и потребностей человека 3. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека 1. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания 2. Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов 3. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса 4. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х 7

    8 4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Человекознание система наук о человеке Тема целостности 1. Комплексный подход исследования человека как Проблема уникальности человека. Роль философии в комплексном изучении человека. Место человека в иерархии живых существ. Отличительные признаки человека. Человек между Богом и зверем. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. Природа и сущность человека и его потребностей. Человеческая природа и ее признаки. Тема 2. Представление о человеке как социально-природном существе, общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы Роль природной и социальной среды в формировании потребностей человека. Основное противоречие в биологических явлениях. Противоречие между наследственностью и приспособлением как основное противоречие жизни. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Наследственное и социальное в человеке и его потребностях. Проблема жизни и смерти через потребности человека. Содержание понятия. Проблема индивидуального и социального в смысле жизни. Смысл и ценности жизни. Любовь. Потребности человека в любви. Искусство жизни. Вера как потребность человека и как состояние души. Потребность человека в личном общении. Эрос как страсть. Эрос и любовь. Классификация любви. Проблема идеальной любви и потребность человека в ней. Смерть как тайна человеческого бытия. Смысл жизни и проблема смерти: потребности и культы. Дуальность природы человека. Единство биологического и социального. Человек как существо разумное. Человек как политическое животное. Человек как «плененный дух». Происхождение человека. Естественное и сверхъестественное. Религиозные интерпретации антропогенеза. Антропогенез как часть эволюции. Связь человека с животным в концепциях В.Ф. Поршнева: сверхживотное и человек; З. Фрейда: «животное испытывающие раскаяние»; Э. Кассирера: «человек - символическое животное». Человек как тело, как животное, как машина. 8

    9 Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека, и их связь с социальной активностью Потребности и условия жизни человека. Сложность человека и его потребностей. Философское осмысление потребности в ракурсе бытия и сущность человека. Индивидуальные основные потребности и психофизиологические возможности человека. Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Человеческие потребности и общественные интересы. Потребности человека в общении и самореализации, собственности и статусе. Смысл богатства человека: быть или иметь. Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей Тема 1. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности философского религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека Философы Древнего мира и Средневековья о человеческих потребностях (Гераклит, Демокрит, Ксенофонт, Аристотель, Платон, Сократ, Протагор, Эпикур, гедонизм Аристиппа, антигедонизм Сенеки, теологи Августин, Фома Аквинский). Философы Нового Времени и мыслители Просвещения о природе и сущности потребностей. Новое Время (Ф. Бэккон, Т. Гоббс, этическое учение Д. Локка). Просветители второй половины XVIII века (Монтескье, Вольтер, Руссо, П. Гольбах). Буржуазная классическая политэкономия о потребностях и потреблении (А. Смит, Д. Рикардо). Немецкая классическая философия и вопросы потребностей (И. Кант, идеалистическая философия Гегеля, Людвиг Фейербах: содержание и функции потребностей). Русские мыслители о потребностях человека (М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский и др.). Философская антропология ее истоки. Конкурирующие установки: теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Философская антропология и философия человека. Культурация и социализация человека. Переход от биологической организации жизнедеятельности к социокультурной организации деятельности человека. Внеинстинктивное управление человеческой деятельностью. Строение деятельности, через возможности и потребности человека на уровне практики, на уровне духовной регуляции, и на уровне ее практически-духовного, 9

    10 художественно-образного удвоения. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Средства овладения целью как объектом. Деятельность материальная и идеальная. Управление потребностями через управление деятельностью субъекта. Потребление и проблема развития потребностей человека. Влияние потребительства на динамику потребностей. Потенциал развития потребностей в духовной деятельности. Социальный способ рождения новой потребности. Становление творческих потребностей человека в жизненном процессе. Тема 2. Индивидуальные психические физиологические особенности человека основа запросов и потребностей человека Определение понятия потребности через анализ мира человека с помощью философских категорий: явление и сущность, форма и содержание, жизнь и смерть. Биологические и социальные потребности. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Потребности социальных групп, классов, общества. Динамический характер потребностей. Основные факторы, влияющие на процесс формирования потребностей. Потребности в структуре личности и ее образе жизни. Потребности уровня жизни и качества жизни. Классификация потребностей человека в психологии. Основные потребности человека. Теории мотивации личности по З.Фрейду и А. Маслоу. Структура потребностей по У. Маслоу. «Общепринятая» классификация. Тема 3. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости Естественные (витальные) потребности. Потребности в пище, жилище, жизненно важные потребности организма, сексуальные потребности. Материальные потребности. Материальные потребности как основа мотивации. Потребности, доходы и уровень жизни. Планирование материальных потребностей. Качество жизни. Духовные потребности. Специфика духовных потребностей. Духовность как стремление подняться выше повседневного бытия, преодолеть себя, подняться на новую ступень свободы. Потребность в созерцании природы. Потребность в преодолении границ земного бытия, религиозная духовность и светская духовность. Способы удовлетворения духовных потребностей. Социальные потребности. Потребность в общении, самоутверждение в коллективе, в обществе. Потребность в обретении 10

    11 власти. Оптимальная модель совокупных потребностей. Разумные потребности. Возвышенные потребности. Извращенные потребности. Информационные потребности. Рекреационные потребности человека. Представление о рекреационных потребностях. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей. Раздел 3. Способы и средства удовлетворения потребностей человека Тема 1. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики. Экономическое развитие общества и основные типы потребления. Потребность - стимул развития производства. Роль взаимоотношения процесса производства и процесса потребления при формировании потребностей человека. Единство производства и человеческих потребностей. Удовлетворение потребностей как процесс потребления. Производство и формирование новых потребностей. Принцип социализации человеческих потребностей. Сфера бытового обслуживания населения. Тема 2. Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов Структура бытового обслуживания. Учет природных и социальных факторов в структуре обслуживания человеческих потребностей. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Жизнено-стилевые группы. Ожидание от обслуживания. «Любители» с высокими запросами. Понятие «интерес». Общественный и индивидуальный интерес. Групповые, клановые интересы и их роль в формировании потребностей группы. Механизм превращения индивида в заложника интересов групп. Формирование способностей - объективная предпосылка удовлетворения потребностей. Реализация схемы: потребности - способность - труд - самореализация. Тема 3. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса Понятие «метод сервисной деятельности», его сущностная 11

    12 характеристика. Методы удовлетворения потребностей: общие, применяемые в различных сферах человеческой деятельности и специфические, которые возникают и разрабатываются именно в сфере сервиса. Классификация основных методов бытового обслуживания населения на основе главных видов профессиональной деятельности работников сервиса. Методы эксплуатационно-технологической деятельности. Методы производственно-управленческой деятельности. Методы проектно-конструкторской деятельности. Методы экспертноаудиторской деятельности. Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии. Тема 4. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов Сервис как система услуг. Выявление потребностей человека. Комплексный характер принятия решений потребителем. Анатомия процесса принятия решения. Личностные факторы влияния на поведение потребителя: роль внутреннего «Я». Потребности и мотивы. Индивидуальность восприятия. Самопредставление и роли. Манипуляция подсознанием: факт или фантазия? Внешние факторы влияния на поведение потребителя. Семья. Общество: социальные группы, контрольные группы (друзья, коллеги). Авторитеты. Культура. 5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Лабораторный практикум не предусмотрен. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Бережной, Н. М. Человек и его потребности / Н. М. Бережной. М. : Форум, Большаков, А. С. Менеджмент. Стратегия успеха / А. С. Большаков. СПб., Луконин, Ю. В. Потребности человека / Ю. В. Луконин. Барнаул: изд-во АлтГТУ,

    13 4. Луконин, Ю. В. Потребности человека в сфере сервиса и туризма / Ю. В. Луконин. Барнаул: изд-во АлтГТУ, Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб. : Питер, Орлов, С. В. Человек и его потребности: Учебное пособие / С. В. Орлов, Н. А. Дмитренко. СПб. : Питер, Пашин, В. С. Человек и его потребности / В. С. Пашин. СПб., Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности / М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко. Новосибирск, Человек и его потребности. Учебное пособие / под ред. проф. К. М. Оганяна СПб. : Изд-во СПбТИС, Шиповская, Л. П. Человек и его потребности: Учебное пособие / Л. П. Шиповская. М. : Альфа-М: ИНФРА-М, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Аверин, В. А. Психология личности / В. А. Аверин. СПб., Агаций, Э. Человек как предмет философии / Э. Агаций // Вопросы философии Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М., Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л. : ЛГУ, Баранов, Л. Я. Потребности. Доходы. Потребление / Л. Я. Баранов, А. И. Левин. М. : Экономика, Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. М., Воронцов, Б. Н. Разумные потребности личности: сущность, критерий, пути формирования / Б. Н. Воронцов. Воронеж: Издво Воронеж. ун-та, Гуревич, П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. М. : Логос, Деятельность: теории, методологии, проблемы. М., Деятельность: теории, методология, проблемы. М. : Политиздат, Дилигенский, Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей / Г. Г. Дилигенский // Вопросы философии Дубинин, Н. Н. Что такое человек / Н. Н. Дубинин. М., Ершов, П. М. Потребности человека / П. М. Ершов. М. : Мысль, 13

    14 Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здавомыслов. М. : Политиздат, Каган, М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. М. : Политиздат, Камо, А. Бунтующий человек / А. Камо. М., Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в Западной философии. М., Кузин, Ф. А. Культура делового общения / Ф. А. Кузин. М., Кучевская, Н. В. Социальная природа и социальное развитие потребностей / Н. В. Кучевская. М., Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М., Литл, Джонни Ф. Основы маркетинга. Чего хотят наши потребители. Надежный способ это выяснить / Джонни Ф. Литл. Ростов н/д, Лихачев, Д. С. Культура русского народа / Д. С. Лихачев. М., Мамардишвили, М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардишвили. М., Маргулис, А. В. Потребности человека: Методические основы комплексного исследования / А. В. Маргулис, Е. И. Степанов // Вопросы философии Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. М. : Высш. шк., Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. / А. Маслоу. СПб. : Евразия, Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. М., Михайлов, Н. Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании / Н. Н. Михайлов. М. : Знание, Москаленко, В. В. Социализация личности / В. В. Москаленко. Киев, Мялкин, А. В. Способности и потребности личности: диалектика формирования / А. В. Мялкин. М. : Мысль, Нельга, А. В. Формирование потребности в труде / А. В. Нельга. Киев: Выща шк., Оганян, К. М. Философия человека / К. М. Оганян. СПб, Орлов, С. В. Человек и его потребности / С. В. Орлов. СПб.,

    15 36. Петровский, В. А. Личность, деятельность, коллектив / В. А. Петровский. М., Самсин А. И. Социально-философские проблемы исследования потребностей / А. И. Самсин. М. : Высш. шк., Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. М., Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М., Токарев, С. А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. М., Туев, В. А. Человеческие потребности В. А. Туев. Иркутск: ИГЭА, Фрейд, З. Интерес к психоанализу / З. Фрейд. Р.-на-Д., Фром, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фром. М., Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фром. Минск Фромм, Э. Человеческая ситуация: пер. с англ. / Э. Фром М. : Смысл, Хекзаузен, У. Мотивация и деятельность / У. Хекзаузен. М., Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. М., СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные средства: электронные версии лекций; электронная версия учебно-методического пособия 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения: аудио, -видеоаппаратура: учебно-наглядные пособия. 15

    16 8. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 8.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 16 Контрольные тесты 1. «Познай самого себя» было высечено при входе А. в пещеру первобытного человека Б. в храм Аполлона в Дельфах В. в храм Зевса на горе Олимп Г. в христианский храм 2. Кто говорил о двойственной природе человека разумном начале души и «яростном начале» А. Сократ Б. Платон В. Диоген Г. Эпикур 3. Кто связывал проблему счастья человека с осуществлением таких добродетелей, как благо, мудрость, справедливость А. Сократ Б. Платон В. Диоген Г. Эпикур 4. Кто утверждал, что полное удовлетворение своих желаний, вожделений (потребностей) единственно правильный путь достижения счастья А. Сократ Б. Платон В. Диоген Г. Эпикур 5. Достижение счастья через самоограничение, через презрение к материальным благам наиболее ярко продемонстрировал своим образом жизни А. Сократ Б. Платон В. Диоген Г. Эпикур

    17 6. В какое время естественные жизненные потребности рассматривались как низменные А. В первобытном обществе Б. Античность В. Средневековье Г. Новое время 7. В какое время впервые потребности и интересы человека стали рассматриваться как природные, а не божественные по своей природе А. В первобытном обществе Б. Античность В. Средневековье Г. Новое время 8. Кто первым предпринял попытку классифицировать потребности на «первые» и «мнимые» А. Гегель Б. Гольбах В. Марк и Энгельс Г. Руссо 9. Кто глубоко исследовал проблему зависимости потребностей человека от конкретно-исторических условий А. Гегель Б. Гольбах В. Марк и Энгельс Г. Руссо 10. Кто высказал идею о динамичности и разнообразии потребностей человека, ибо активен сам человек, противоречива его сущность, динамична и разнообразна общественная жизнь А. Гегель Б. Гольбах В. Марк и Энгельс Г. Руссо 11. Что побуждает человека к деятельности? А. Мотивация Б. Мотив В. Мотивированность 12. Кем разработана теория «приобретенных потребностей» 17

    18 А. Мак-Клелланд Б. Маслоу В. Альдерфер 13. Кем разработана теория ERG? А. Мак-Клелланд Б. Маслоу В. Альдерфер 14. Какая теория предполагает, что человек стремится к максимизации удовольствия, наслаждения и минимизации неудовольствия, дискомфорта, боли, страдания. А. Гедоническая мотивационная теория Б. Теория драйвов В. Теория условных рефлексов 15. Кто разработал концепцию иерархии потребностей? А. Мак-Клелланд Б. Маслоу В. Альдерфер 16. Согласно какой теории потребностей, человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого? А. Психоаналитическая мотивационная теория Б. Теория двух факторов Герцберга В. Теория ожиданий Врума 17. Осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному это А. Желание Б. Стремление В. Влечение 18. Недостаточно полное осознанное стремление к достижению чеголибо это А. Желание Б. Стремление В. Влечение 19.Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека? А. Принцип исторического контекста 18

    19 Б. Принцип направленности личности на тот или иной объект В. Принцип культуросообразности 20. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение? А. Материальные потребности Б. Духовные потребности В. Интеллектуальные потребности Задания для самостоятельной работы 1. Составить список литературы по проблемам изучения человека и его потребностей (не менее 15 источников). 2. Подготовить сообщение о концепциях потребностей человека в учениях отдельных философов (на выбор). 3. Отразить основные потребности человека в разные исторические эпохи в виде таблицы или схемы. 4. Представить в виде таблицы сходство и различие концепций человека и потребностей в философии Гегеля и Маркса. 5. Подготовить реферат по актуальным проблемам исследования человека и его потребностей. 6. Написать эссе на тему (одну на выбор): «Влияние потребностей на саморазвитие личности», «Воля сознательное регулирование поведения», «В чем смысл жизни человека?» ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 1. Человекознание. Природа человека и его сущность 2. История общественной мысли о проблеме потребностей человека 3. Влияние потребностей на саморазвитие личности 4. Теории потребностей 5. Взгляд на природу человеческих потребностей 6. Виды потребностей и их классификация 7. Мотив, мотивация, мотивирование 8. Теории мотивации потребностей 9. Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности 10. Способности человека 11. Воля сознательное регулирование поведения 12. Механизмы межличностных отношений 13. Аттракция 19

    20 14. Межличностное общение как условие бытия человека 15. Общение как фактор социализации 16. Виды общения 17. Потребность в обособлении 18. Духовность и культура 19. Понятие духовности человека 20. Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни общества 21. Обычай, обряд и традиция регуляторы поведения человека 22. Духовные ценности человека 23. Потребность в религии. Роль религии в духовной жизни человека 24. Моральное сознание как потребность общественного развития людей и их взаимоотношений 25. Культура человеческих отношений 26. Хорошие манеры 27. Потребность в принадлежности. Любовь и дружба 28. Личностное и общественное значение потребностей семьи 29. Этнические грани личности 30. национальный характер 31. национальные традиции 32. Этнические стороны развития общества 33. Потребность в познании и самопознании 34. Потребность в социальном познании 35. Научное познание и его особенности 36. Потребность в образовании 37. Потребность как объективная причина деятельности. Цель деятельности 38. Характеристики деятельности человека 39. Потребность в развитии деятельности. Виды деятельности 40. Потребность в творчестве. Духовно-практическая деятельность человека 41. Потребность человека в самосовершенствовании. Спорт, физическая культура, физическое состояние 42. Потребность в интеллектуальной деятельности 43. Регулирующее влияние потребностей на деятельность и поведение человека 44. Извращенные (деформированные) потребности 45. Понятие качества жизни 46. Ценности личности. Взаимосвязь ценностей, потребностей и интересов 47. Сфера сервиса как потребность в особом взаимодействии людей 20

    21 48. Фундаментальные потребности (потребность в пище, гигиенические потребности, потребность в жилище, значение воды для человека) 49. Социальные потребности. Виды социальных потребностей 50. Рекреационные потребности 51. Потребность в новых информационных технологиях и виртуальная реальность 52. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей 8.3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Сложность человека и его потребностей. 2. Проблема жизни и смерти. 3. Свобода и счастье человека. 4. Потребность в творческих людях. 5. Цели и результаты гуманистического образования. 6. Мотивы личности. 7. Творчество как потребность и вид деятельности. 8. Отношение к природе в зеркале историй цивилизаций. 9. Биологическая стабилизация окружающей среды. 10. Демографический взрыв и его последствия. 11. Антропогенные факторы разрушения и загрязнения природных ландшафтов. 12. Образование озонового экрана: причины его разрушения, экологические последствия. 13. Социализация и образование. 14. Деятельность и способность к саморазвитию. 15. Потребность в деятельности. 16. Потребность в самовоспитании субъекта. 17. Деятельность как вид социокультурной нормы. 18. Потребность в милосердии и благотворительности1. Производство и формирование новых потребностей. 19. Профессиональная деятельность и формирование потребностей. 20. Человек и окружающая среда. 21. Проблема реализации потребностей в сфере занятости. 21

    22 9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Человек и его потребности учебная дисциплина блока дисциплин предметной подготовки студентов. Это интегрированный курс, основывающийся на достижениях философии, психологии, педагогики, социологии и др. наук о человеке. При изучении курса применяются различные формы учебной работы: лекции, семинарские, практические занятия, а также технические средства обучения. В учебном процессе используется полидидактическая технология, интегрирующая: а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (приоритет личностных отношений, индивидуальный подход, сотрудничество преподавателя и студента); б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (проблемное обучение, методы проектирования, выполнение заданий малыми группами, реферирование первоисточников, практикумы как система упражнений, способствующих формированию конкретных умений, развитию рефлексивной позиции студента как субъекта профессиональной деятельности и др.). На практических занятиях предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций, подготовленных студентами. Большое место занимает самостоятельная работа студентов. Разработаны и используются задания для самостоятельной работы, контрольные вопросы (тесты), тематика рефератов. В качестве итоговой оценки выступает суммарная оценка текущего и промежуточного (экзамен) контролей. 10. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Не предусмотрена 22

    23 Приложение ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ТЕМА 1. Комплексный подход исследования человека как целостности 1. Проблема уникальности человека. 2. Роль философии в комплексном изучении человека. 3. Место человека в иерархии живых существ. 4. Значение понятий индивид, личность, человек в решении проблемы потребностей. ТЕМА 2. Представление о человеке как социально-природном существе, общности и в то же время различия его социальной сущности и биологической природы 1. Представление о человеке как социально-природном существе. 2. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. 3. Значение понятий «индивид», «личность», «человек» в решении проблемы потребностей. ТЕМА 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью 1. Потребности биологическая и социальная сущность жизнедеятельности человека. 2. Основные понятия дисциплины. 3. Природа потребностей и бизнес. 4. Потребность в маркетинге. 5. Формирование потребностей в сфере образа жизни. ТЕМА 4. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности философского религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека 1. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности человека. 2. Познание как специфическая форма удовлетворения потребностей человека. 3. Социализация как результат реализации потребностей через 23

    24 деятельность. 4. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. ТЕМА 5. Индивидуальные психические физиологические особенности человека основа запросов и потребностей человека 1. Понятие «направленность личности». 2. Разновидности потребностей человека и формы их удовлетворения. 3. Поняти «потребность» в психологии. 4. Компоненты направленности. 5. Взаимосвязь потребностей и направленности личности 6. Пирамида потребностей А. Маслоу. 7. Значение пирамиды потребностей А. Маслоу в современном обществе. ТЕМА 6. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости 1. Развитие и становление понятия «карьера». 2. Понятие «карьеры» в психологии. Составляющие карьеры. 3. Управленческий процесс карьеры. 4. Карьера в психологи менеджмента. 5. Роль потребностей в формировании профессиональной карьеры. 6. Факторы, влияющие на мотивацию работников. 7. Роль потребностей в формировании механизма карьеры. ТЕМА 7. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания 1. Производство и потребление: взгляд на потребности человека с точки зрения экономики. 2. Экономическое развитие общества и основные типы потребления. 3. Роль взаимоотношения процесса производства и процесса потребления при формировании потребностей человека. 4. Принцип социализации человеческих потребностей. 5. Сфера бытового обслуживания населения. ТЕМА 8. Структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов 1. Структура бытового обслуживания.. 2. Потребности человека и их обслуживание. 3. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной 24

    25 деятельности людей. 4. Характеристика основных услуг представляемых населению на современном этапе в России. ТЕМА 9. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса 1. Понятие «метод сервисной деятельности», его сущностная характеристика. 2. Классификация методов удовлетворения потребностей. 3. Методы эксплуатационно-технологической деятельности. 4. Методы производственно-управленческой деятельности. 5. Методы проектно-конструкторской деятельности. 6. Методы экспертно-аудиторской деятельности. 7. Методы научно-исследовательской деятельности в сервисологии. ТЕМА 10. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов 1. Сервис как система услуг. 2. Выявление потребностей человека. 3. Комплексный характер принятия решений потребителем. 4. Внешние факторы влияния на поведение потребителя. 25

    26 ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения) 1 курс, 2 семестр 1. Потребности в межличностных отношениях 2. Потребность в общении и обособлении 3. Потребности и регулятивная роль культуры в духовной жизни общества 4. Обряд, обычай и традиции регуляторы поведения человека 5. нравственность объективная потребность общества 6. Потребность в принадлежности. Любовь и дружба 7. Этические потребности человека 8. Потребность в рефлексии, познании и самопознании 9. Реальность негативных потребностей 10. Потребность в религии. Роль религии в духовной жизни человека 2 курс, 3 семестр 1. Потребности функциональное качество жизни 2. Фундаментальные потребности 3. Социальные потребности 4. Место и роль сервиса в удовлетворении человеческих потребностей 5. Демонстративные (показные) потребности 6. Рекреационные потребности 7. Потребность в новых информационных технологиях и вируальная реальность 8. Потребность как объективная причина деятельности 9. Потребностно-мотивационная сфера личности 10. Система направленности личности 26

    27 Учебное издание Человек и его потребности (Сервисология) Учебно-методический комплекс дисциплины Составитель Кожанова Марина Борисовна Подписано в печать Формат 60Х84/16. Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. печ. л. 1,75. Тираж 100 экз. Заказ ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» , Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 Отпечатано на участке оперативной полиграфии ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» , Чебоксары, ул. К. Маркса, 38 27


    Аннотация рабочей программы дисциплины Б 3.1.1 Сервисология Направление подготовки 100100.62 Сервис, [Профиль] 1. Цели и задачи дисциплины Цель: формирование у студентов знаний о человеке, его сущности

    СОДЕРЖАНИЕ Введение РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Общественная мысль о проблеме потребностей человека 1.1.Человекопознание. Природа человека и его сущность 1.2.История

    ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Человек и его потребности» создание системы знаний о человеке и его потребностях, средствах и способах формирования новых

    1 Место дисциплины в структуре ООП ВО: Б1.В.ОД.20 Дисциплина «Человек и его потребности» относится к обязательным дисциплинам вариативной части подготовки бакалавров по направлению «Гостиничное дело»,

    УТВЕРЖДАЮ Декан факультета сервиса Сумзина Л.В. 201_ г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ГСЭ.В3.1 ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ основной образовательной программы высшего образования программы

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» Факультет художественного творчества ЧЕЛОВЕК И ЕГО

    1 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)

    1 Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени

    1.Цели освоения дисциплины «Человек и его потребности» Целями освоения дисциплины «Человек и его потребности» являются выявление потребностей человека, их связи с социальной активностью; анализ существующих

    ОПД.Ф.01 Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности по дисциплине. Человек и его потребности (Сервисология) Комплексный подход исследования

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВ ЕННЫЙ ИНСТИТУТ Лист1из 18 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и методической работе В.В.Гернеший «31» августа 2015 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины Человек и его потребности специальность:

    Министерство образования и науки Российской Федерации Вологодский государственный университет Кафедра социально-культурного сервиса и туризма СЕРВИСОЛОГИЯ Методические указания по организации самостоятельной

    2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Цели освоения дисциплины 4 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 3 Место дисциплины в структуре

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Кафедра истории и социально-политических дисциплин Одобрена: кафедрой МиВЭДП Протокол от 01.09.2010 1 Зав

    43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Б1.Б.10 Человек и его права Планы лабораторных занятий

    ФГБОУ ВО НОВОСИБИРСКИЙ ГАУ Кафедра сервиса недвижимости Рег. 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ГМУ А. П. Пичугин (ФИО) (подпись) ФГОС 2015 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.8. СЕРВИСОЛОГИЯ 43.03.01

    АННОТАЦИЯ учебной дисциплины ГСЭ.В1.1 «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» специальность 080105.65 Финансы и кредит Составитель аннотации: Степанова Лилия Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедра технологий

    Пояснительная записка (методические указания) Исходный уровень компетенций, знаний, умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению дисциплины «Психология и педагогика»: приступая к изучению

    1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ОМСКИЙ ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СПО ОМСКОЕ КОМАНДНОЕ

    Психология и педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины получение психолого-педагогического образования, способствующего готовности и способности к личностному и профессиональному

    АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности (101101)

    Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научноисследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Улан-удэнский колледж железнодорожного транспорта Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта филиала Федерального государственного бюджетного

    СОДЕРЖАНИЕ стр. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ

    ЗАЧЕТ по дисциплине «Основы философии» (вопросы и тесты) Вопросы к зачету по дисциплине «Основы философия» 1. Что такое мировоззрение, в чем специфика основных типов мировоззрения? 2. Назовите основные

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 05 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности

    2 . ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.0. Основы философии.. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (ФГБОУ ВПО

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ УТВЕРЖДАЮ Ректор МГУУ Правительства Москвы Профессор

    Введение Сегодня общество переживает сложный период социальноэкономического реформирования. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой. Он зависит от каждого

    СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» Красноярский

    1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Основы философии 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» Программа вступительных испытаний по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для абитуриентов негосударственного

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Тема 1. Общие философские предпосылки для понимания общества как высшей формы движения материи. Различные подходы к определению общества. Основные

    Аннотация к рабочей программе дисциплины «Человек и его потребности» для ООП 38.03.02 «Менеджмент» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Освоение дисциплины «Человек и его потребности» призвано сформировать

    Эпикур и его учение о счастье реферат Сведения о его учении оставили его современники Ксенофонт, Платон, позднее Счастье, как и Эпикур, Лукреций видел в ограничении желаний. Реферат на тему эпикур и его

    Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.0 Основы

    Утверждено на заседании экзаменационной комиссии по обществознанию «11» ноября 2015 г. Программа вступительного испытания, проводимого Академией самостоятельно, по обществознанию ОБЩЕСТВО Общество как

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество 1. Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. 2. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество

    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной «Педагогика высшей школы» Краткое описание Компетенции, формируемые в результате освоение учебной Методы обучения Ожидаемые результаты обучения В рамках изучения «Педагогика

    Минский инновационный университет УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного вступительного испытания в магистратуру по специальности 1-23 81 04 «Социальная психология» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа

    1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Социальных наук 2. Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Кафедра педагогики АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины ПЕДАГОГИКА Уровень высшего образования: бакалавриат

    ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Человек. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал

    Аннотация учебной дисциплины (модуля) Б.1.Б.14 Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Общая трудоемкость

    1. Целью освоения учебной дисциплины «Философия» является: - приобретение представлений о фундаментальных мировоззренческих проблемах, процессах познавательной деятельности, роли философского знания в

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Тихоокеанский государственный университет Методические указания по дисциплине «Человек и его потребности» для студентов всех форм обучения Направление

    2 СОДЕРЖАНИЕ 1 Базовая часть..... 3 Деловой иностранный язык.... 3 Информационные технологии....4 Философия науки..... 5 Психология высшей школы....6 Концептуальные основы современного социального государства

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства

    © Издательство «ФЛИНТА», 2013
    Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    © Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

    Введение

    Раздел I
    Введение в предмет. Подходы к пониманию человека и его потребностей

    Тема 1. Человек как смысловая модель мира. Представление о человеческих потребностях в исторической ретроспективе

    Для человека нет более интересного объекта познания, чем он сам. Но это познание достаточно сложный процесс, так как любой человек является сложной системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное (филогенетическое) и прижизненно сформированное (онтогенетическое), природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.
    Человек выступает как:
    организм, наделенный телом (сома) и психикой (психэ);
    индивид (что означает принадлежность к человеческому роду – Homo sapiens);
    индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого);
    субъект деятельности (т.е. производитель изменений в окружающем мире, других людях, самом себе);
    носитель ролей (половых, профессиональных, семейных и др.);
    «Я»-образ (включает в себя систему представлений, самооценку, интересы, ценности, уровень притязаний и др.);
    личность (как системное социальное качество индивида, его персонифицированный образ, как отраженная в других людях субъектность).
    Проблемой изучения человека занимаются многие науки: биология, педагогика, этнография, медицина, космология, теология, психология, социальная психология, антропология, философия и др.
    В философии эта проблема одна из важнейших. Причем следует отметить отличие всех вышеперечисленных наук от философии, их подходы к изучению человека направлены на его «препарирование» и рассмотрение лишь каких-то отдельных аспектов. Философия же всегда стремилась к постижению человека, его сущности в целостности, ибо простая сумма знаний частных наук не дает искомого образа, поэтому философия нацелена выработать собственную методологию познания человека.
    Вместе с тем следует понимать, что сущность человека – это не есть некая постоянная величина. В каждую историческую эпоху перед человечеством встает задача создать себе новую сущность, ведь «быть человеком – это значит стать им, это бесконечный процесс самосоздания» (Ландман). Проблема человека становится особенно актуальной в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека.
    Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории человеку были присущи мифологические и религиозные формы самосознания. Понимание человеческой природы, предназначения человека, смысл его бытия раскрывались в преданиях, сказаниях, мифах.
    Древнеиндийская философия человека представлена в Ведах, они сочетают в себе мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. В Упанишадах , текстах, дополняющих Веды, интерес к человеку возрастает, в них раскрываются проблемы его нравственности и способы освобождения от страстей и мира объектов. Согласно этим текстам человек становится нравственнее при таком освобождении, а освобождение осуществляется при растворении индивидуальной души (Атман ) в мировой душе (Брахман ). Важной частью Упанишад является концепция круговорота жизни (Сансара ), с которой тесно связан закон воздаяния (Карма ). Человеческая жизнь при этом понимается как форма бесконечной цепи перерождений. Закон Кармы предполагает включение индивида в постоянный круговорот перерождений и предопределяет будущее рождение человека, которое рассматривается как результат всех деяний всех предшествующих жизней. Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. Учение Упанишад оказало влияние на учения джайнизма, буддизма, индуизма, йоги.
    Философия Древнего Китая создала свое учение о человеке. Одним из наиболее значительных ее представителей является Конфуций (Кун-цзы, ок. 551-479 до н.э.). Исходна для него концепция «неба», согласно которой небо означает не только часть природы, но и высшую духовную силу, определяющую развитие мира и человека. Но в центре его философии стоит не небо, не природа, а человек с его земным существованием, т.е. философия Конфуция носит антропоцентристский характер. Обеспокоенный разложением современного ему общества Конфуций обращает внимание прежде всего на нравственность человека. Наделенный небом определенными этическими качествами человек обязан поступать в согласии с моральным законом Дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Цель обучения – достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (Цзюнь-цзы). Чтобы приблизиться к Цзюнь-цзы, каждый человек должен следовать целому ряду этических принципов.
    Центральное место среди них занимает принцип Жень , включающий человечность, гуманность, любовь к людям и выражающий закон идеальных отношений между людьми в семье и государстве в соответствии с правилом «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе». Это правило в дальнейшем будет встречаться в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева и др.
    Принцип Сяо, включающий в себя сыновью почтительность и уважение к родителям и старшим, служит основой других человеческих добродетелей и самым эффективным методом управления страной, рассматриваемой как «большая семья».
    Принцип Ли – этикет.
    Принцип И – справедливость.
    Наряду с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской философии следует отметить такое направление, как даосизм. Основателем его считается Лао-цзы. Исходной идеей даосизма является учение о Дао (путь, дорога) – невидимом, вездесущем, естественном и спонтанном законе природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать принципам Дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Для древневосточной философии человека весьма важна ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Поэтому улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т.д. связывается прежде всего с изменением индивида, приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств. Причем характерной чертой философского антропологизма является трансцендентализм, т.е. человек, его мир и судьба связываются с трансцендентным (запредельным) миром.
    Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существовал сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей природной и социальной средой, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Понятие космоса имеет здесь человеческий смысл, человек мыслится как его часть, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Поворот к собственно антропологической проблематике связан с деятельностью софистов и создателем философской этики – Сократом (около 470-399 до н.э.). Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором (около 490-420 до н.э.), следующий: «Мера всех вещей человека, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (Платон . Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238).
    В древнегреческой философии была впервые поставлена проблема разумности человеческих потребностей. Философы полагали, что только разум способен обуздать неутолимые человеческие желания. Формула «человек есть мера всех вещей» (Протагор) есть не что иное, как стремление выработать, обозначить связанный с человеком критерий определения сущности природных и социальных потребностей. Эта формула говорит о том, что человек содержит в самом себе измерение всего окружающего его мира, следовательно, все с ним, с человеком, соизмеримо. Но подобный критерий уязвим, что отметил еще Аристотель. В ответ на изречение Протагора он сказал, что, скорее, вещи являются мерой для человека. Действительно, чтобы познать сущность вещей, необходимо подойти к ним с их мерой (качественно-количественной характеристикой). Однако рациональный момент в формуле Протагора имеется, если рассматривать человека как исторически и социально конкретное существо. Тогда это будет означать соответствие (соразмерность) мотивов, целей, действий, поступков человека его назначению быть действительно человечным, гуманным во всех случаях и во всех проявлениях своей жизнедеятельности, которая исторична в своем социальном содержании.
    Концепция софистов субъективна в понимании таких феноменов, как благо, добродетель, справедливость. Кроме того, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо и впервые процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновывают экзистенциальный характер истины.
    Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека – стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. Прежде всего, она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и путей ее реализации. Сократ высказал весьма продуктивные для своего времени мысли о сущности человеческих потребностей. В рассуждениях о смысле жизни, о нормах поведения людей он большое значение придавал таким высшим побудительным мотивам, как добро, мудрость, справедливость.
    Великий этик древних Афин считал, что людские желания и стремления преимущественно реализуются в сфере нравственности. Человек только тогда достоин своего назначения, когда сможет согласовать свои побуждения с нуждами всего общества. Очевидно, что мысль о единстве личных и общественных потребностей относится к числу прогрессивных, она звала людей к согласию и взаимопониманию. Больше того, Сократ учил людей управлять своими вожделениями во имя процветания общечеловеческих стремлений. В памяти человечества Сократ выступает не только как мудрый моралист, но и как великая личность, которая на практике в собственной жизни воплотила высокие идеалы.
    Он сумел сам избавиться от того, что для многих еще составляет смысл существования: деньги, положение, карьера. Он меньше всего заботился о том, чтобы производить впечатление, был абсолютно чужд тщеславию.
    Представитель материалистического монизма в учении о человеке – Демокрит (470 или 460 до н.э., умер в глубокой старости) – отмечал, что человек – часть природы и как вся природа он состоит из атомов. Из них состоит и душа человека, но, в отличие от тела, из более подвижных атомов – атомов огня. Цель жизни, по Демокриту, – счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счастье – это прежде всего радостное и хорошее расположение духа, эвтюмия. Важнейшее условие эвтюмии – мера, соблюсти которую помогает человеку разум. Душа при этом пребывает в равновесии, не смущаясь страхами, суеверием, страстью. «Желать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу, мужественный человек сильнее своих страстей», – считал Демокрит. Большое значение в жизни людей он придавал потребностям человека как источнику деятельности. Он понимал потребность как нужду, оказывавшую воздействие на многочисленные поступки субъекта. «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи» (Демокрит, цит. по: Лурье С.Я . Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. С. 739).
    В отличие от Демокрита Платон (428-348/347 до н.э.), ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа, по его мнению, является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная материя. Поэтому от качества души зависят и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем – тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и есть главное в характеристике сущности человека и его отличия от животного. «Человек, – писал Платон, – существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» (Платон . Диалоги. М., 1986. С. 433). Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело – это материя, природа; душа же устремлена в мир идей.
    Общепринят в античной философии тезис, что потребности связаны с душой субъекта, с его внутренним миром. Распространению этого тезиса особенно содействовал крупнейший философ-идеалист Платон. Он писал, что Бог, сотворив человека и животных, наделил их различными потребностями. Человека Бог наделил двумя душами: бессмертной и смертной. Носительницей потребностей является смертная душа. Причем потребности человека зависят от особенностей его души, поскольку по своей природе душа есть единство трех сфер: разумности, пожелательности и гневливости, которая призвана охранять то, что разумно. Разумность служит источником духовных потребностей, а пожелательность – источником естественных потребностей человека (Платон . Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1971. С. 145). Естественные потребности связаны с поддержанием жизни, и Платон относит их к животным, низменным. Высшими, божественными выступают духовные потребности.
    Ксенофонт (около 430-355 или 354 до н.э.) – представитель экономической мысли Древней Греции – призывал к обогащению рабовладельцев за счет минимального удовлетворения запросов и нужд рабов. В его трудах прослеживается мысль об экономической природе человеческих потребностей.
    В концепции Аристотеля (384-322 до н.э.) человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое (Аристотель . Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 63, 259, 378). И эта социальная природа отличает его от животного, от «недоразвитых в нравственном смысле существ и от «сверхчеловека». По этому поводу Аристотель пишет, что «…тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» (там же. С. 379). Еще один отличительный признак человека – его разумность, «человек и есть в первую очередь ум» (там же. С. 283). Таким образом, человек, по Аристотелю, – это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность – две основные характеристики, отличающие его от животного. Причем важно отметить в аспекте изучаемой нами дисциплины, что уже Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, писал, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности. В части соотношения общества и личности позиция Аристотеля примыкает к методологическому коллективизму, т.е. он признает приоритет социального целого над индивидом. «Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части» (там же. С. 379).