Что такое медицинская психология. ●Медицинская психология

Медицинская психология

Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации.

Клиническая психология - обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование , индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия , семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867-1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях.

Предмет клинической психологии

Клиническая психология - специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

В России долгое время был принят термин «медицинская психология », определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология - это целостная научная и практическая психологическая дисциплина.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии в России

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко , П. Жане . В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков , И. А. Сикорский , В. М. Бехтерев , В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе .
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского , которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым , А. Р. Лурия , П. Я. Гальпериным , и другими.
Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов , Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов , В. Н. Мясищев . Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский .

Разделы клинической психологии

Патопсихология и клиническая патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология - обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский , чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии , психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика , или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза , военно-психологическая экспертиза).

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу - лечение психических расстройств - их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры - это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры , в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Психотерапия

Психотерапия - основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия , гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия , гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия ; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии , а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека - здоровье и болезнь .

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние , обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности - от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

В область исследования психологии медицинской входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных:

1) с возникновением и течением болезней и влиянием на это психических факторов;

2) с влиянием заболеваний на психику человека;

3) с диагностикой патологических состояний;

4) с психопрофилактикой и психокоррекцией заболеваний;

5) с обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий;

6) с характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Принято выделять две основные области приложения психологии медицинской: заболевания нервно-психические и заболевания соматические.

Структура психологии медицинской содержит ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицины и практического здравоохранения. Самый общий из них - психология клиническая, включающая патопсихологию, нейропсихологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли психологии медицинской, связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармакология, психотерапия, реабилитация психическая.

К важнейшим проблемам психологии медицинской относятся такие, как:

1) взаимодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней;

2) закономерности формирования представления о своем заболевании у больного;

3) изучение динамики осознания болезни;

4) формирование адекватных установок личностных, связанных с лечением;

5) использование компенсаторных и механизмов защитных личности в терапевтических целях;

6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств для обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние клиента, и пр.

Существенное место среди исследуемых вопросов занимают:

1) психологические аспекты организации лечебной среды;

2) изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом.

В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеют:

1) изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной и профилактической работы;

2) изучение рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса;

3) предупреждение иатрогений.

На базе данных, полученных в психологии медицинской, можно строить продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

англ. medical psychology) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. . М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. Психосоматика).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А. Р.) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б. В.). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций, соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. Клиническая психология. (Ю. Ф. Поляков.)

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях.

Психология медицинская

область отечественной психологии, изучающей весьма широкий круг проблем, таких, как психологические аспекты заболеваний человека, деятельности медицинских работников, отношений между ними и пациентами, а также тех отношений, которые складываются в группах пациентов и в коллективах медицинских сотрудников. Кроме того, это изучение роли психологических факторов в развитии патологии, исследование влияния соматического расстройства на психику пациентов, разработка способов диагностики психической патологии у пациентов разного профиля, методов профилактики психосоматической патологии, разработка и практическое применение приемов психотерапии, психологической коррекции, обоснование различных подходов к реабилитации и др. Иногда этот термин ассоциируют с психопатологией («частной медицинской психологией»), тем самым понимая последнюю как изучение психологических аспектов психиатрических расстройств или даже семиотику последних.

Медицинская психология

лат. medicus - врачебный, лечебный) - (1) отрасль психологии, использующая психологические закономерности, механизмы в профилактике, диагностике, лечении заболеваний, в реабилитации пациентов. М. п. изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к пациенту, психологию больного человека и его взаимоотношения с себе подобными, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, ятрогении, психологический климат лечебно-профилактических учреждений; (2) раздел клинической психологии, связанный с профессиональной практикой и оказанием услуг пациентам с физическими, психическими заболеваниями, часто в условиях стационара. Основные области интересов - психическое здоровье, психосоматические заболевания, реакции и отношение личности к своему психическому и физическому состоянию, вопросы профилактики, лечения и реабилитации пациента, решение различных задач психологической экспертизы. В М. п. традиционно выделяют две основные области: 1) применение психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией либо врожденными, в частности генетическими аномалиями. Данное направление в отечественной психологии представлено двумя научными дисциплинами - нейропсихологией (А. Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологией (Б. В. Зейгарник); 2) применение психологии в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (данное направление представлено научной дисциплиной - психосоматика). В настоящее время применение психологии в медицине разнообразно: это и традиционные направления медицинской психологии, и психологическое сопровождение работы школ здоровья, профессиональной деятельности медицинского работника и фармацевта, применение психологии в семейной медицине, управлении лечебно-профилактическими учреждениями, медицинском и фармацевтическом образовании (в подготовке медсестер с высшим образованием, менеджеров здоровья, семейных врачей, военных врачей, др.), организации групп поддержки, проведение Балинтовских групп с врачами и медсестрами, участие психологов в программах по поддержанию общественного здоровья, пр. М. п., находясь в тесной взаимосвязи с клинической психологией (новой психологической специальностью), развивается на границе психологии и медицины.

Медицинская (клиническая) психология - отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию - служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию - исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию - изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию - также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология - изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология - слепых, сурдопсихология - глухих, олигофренопсихология - умственно отсталых).


По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.
Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.
2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.
3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.
4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.


6. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

1. особенности психических процессов у психических больных;
2. психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;
3. особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);
4. психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.
5.); особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
6. психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7. частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике - патопсихология; в неврологической - нейропсихология; в соматической - психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

Роль медицинской психологии заключается

1. в улучшении необходимых контактов медперсонала с больными,

2. в быстрейшем и наиболее полном выздоровлении,

3. в предупреждении болезней, охране здоровья, воспитании гармоничной личности.

Она широко изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на личность человека, воздействие характера межличностных отношений на его здоровье и возникновение болезней.

Основная цель преподавания медицинской психологии сводится

1. к воспитанию у студентов гуманизма,

2. высокой медицинской культуры,

3. этических норм

4. широкого психогигиенического (психопрофилактического) подхода в коррекции состояния больного человека.

Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Медицинская психология должна разрабатываться в связи с актуальными задачами, которые ставятся различными медицинскими дисциплинами.

ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Особенностями медицинской психологии сегодня являются всё большая дифференциация на различные направления и расширяющиеся связи с другими областями знаний. По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию.

Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.

Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.

Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.

Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (например, пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

особенности психических процессов у психических больных;

психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;

особенности психики больных, страдающих различными заболеваниями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);

психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;

психику больных алкоголизмом и наркоманией;

частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии:

в психиатрической клинике - патопсихология ;

в неврологической - нейропсихология ; в соматической - психосоматика .

Патопсихология изучает, по определению Б.В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология , объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимообразно. Близка медицинская психология и к ряду других психологических и педагогических наук - экспериментальной психологии, трудотерапии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и др.

Медицинская психология оказывает значительное влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: соотношение социального и биологического в развитии психики; анализ компонентов, входящих в состав психических процессов; развитие и распад психики; роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Медицинская психология использует знания педагогики, социологии, философии и т.д.

Как одна из областей общей психологии, медицинская психология представляет собой научное направление, в рамках которого рассматриваются теоретические и практические медицинские аспекты психологических отклонений у людей.

Предметом изучения этой дисциплины являются вопросы психологии индивидуумов, которые связаны с выявлением провоцирующих патологии факторов, предупреждением, лечением и профилактикой заболеваний. Совместившая в себе медицинские и психологические понятия, эта область науки играет особую роль в плане сохранения физического и укрепления психологического здоровья у населения. Что подразумевает под собой данный термин и какую нишу занимает медицинская психология в России, мы расскажем в этой статье.

Самостоятельное направление психологической деятельности

С появлением науки психологии, изучающей закономерности появления и проявления психики на разных этапах ее развития, возникли такие направления, как общая и медицинская психология. И в то время как общая – детально рассматривает психические функции (их формирование и реализацию в практических условиях), медицинская – изучает функционирование на фоне протекающих в организме человека заболеваний.

В рамках данного научного познания, которое является самостоятельной областью психологии, проводится работа по исключению факторов, вызывающих психологические отклонения у людей, а также лечение и психокоррекционное воздействие на заболевание. Таким образом, медицинская психология изучает закономерности «работы» психики пациентов и деятельность медперсонала, осуществляемую в отношении больных людей.

Данное научное направление занимает определенное место в медицинской практике. Связано это с самим объектом изучения, так как медицинская психология и направлены на изучение изменений психологического состояния человека, возникающих на фоне патологических отклонений.

Как области научного познания, медицина, общая психология и медицинская психология имеют несколько точек соприкосновения в рамках данного учения:

  • Психологические особенности деятельности медицинского сотрудника при выявлении и терапии того или иного заболевания.
  • Коррекционные методы влияния на психику пациента, применяемые в ходе его лечения.
  • Психотерапевтическое воздействие на человека.

Эта наука имеет непосредственную связь в различными дисциплинами, представляющими основу медицины (терапия и педиатрия, неврология, акушерство, логопедия и пр.). Поэтому она имеет немаловажное значение для подготовки профессиональных кадров и предусматривает специфические приемы воздействия в рамках их практической деятельности.

К основным задачам психологии в медицине относятся следующие:

  • Мониторинг психологических индивидуальных особенностей пациентов.
  • Оценка изменений психологического здоровья и функций, возникающих на фоне патологий различного характера.
  • Изучение психической сферы взрослых и детей, которые меняются при психических, соматических и неврологических нарушениях.
  • Оценка значимости факторов воздействия в ходе проведения терапевтической деятельности, а также при диагностике и профилактике заболеваний.
  • Анализ поведенческой деятельности и применения профессиональных навыков медицинскими работниками во время лечения людей с патологиями.
  • Оценка и изучение характера взаимоотношений, возникающих между пациентом и медперсоналом, который ответственен за проведение диагностики и лечения больного.
  • Разработка специфических приемов и принципов, представляющих основы медицинской психологии и позволяющих проводить клинические исследования, применять коррекционные методы и психотерапевтическое воздействие, от которого зависит успешность лечения пациентов в клинике.

В рамках медицинской психологии детально изучаются основные разделы медицины, которые играют немаловажную роль в терапевтической деятельности, а именно:

  • Признаки и симптомы заболеваний, позволяющие судить о появлении отклонений.
  • Причины и природа появления патологий.
  • Терапия больных и уход за ними во время лечения.
  • Предупреждение и профилактика болезней.
  • Повышение стойкости организма человека к воздействию болезнетворных факторов.

В соответствии с этим можно выделить основные направления, которые являются предметом изучения медицинской психологии:

1. Психические особенности заболеваний в динамике.

2. Роль и состояние психического здоровья больного в появлении, протекании и профилактике нарушений, а также в ходе проводимых гигиенических мероприятий.

3. Значимость влияния заболевания на психологическое состояние пациента.

4. Ход развития нарушений психики.

5. Приемы, принципы и способы психологической экспериментальной деятельности в клинике.

В то же время не все психологические школы единогласно принимают цели, предмет и задачи медицинской психологии. Так, например, одни полагают, что она должна более детально раскрывать тему психических расстройств на фоне конкретных заболеваний.

По мнению других, основной задачей медицинских психологов должно быть рассмотрение особенностей психологического состояния больных для применения в отношении них соответствующих приемов коррекции. Есть и такие, кто считает задачей данной науки разработку специальных коррекционных программ под дезадаптивные терапевтические картины и дезадаптивные поведенческие приемы.

Какие вопросы решает научное исследование

На самом же деле медицинская психология (МП) подразделяется на две ветви, которые занимаются разными психологическими исследованиями и потому имеют различные задачи. Так, существуют общая и частная медицинская психология, которые отличаются направлениями осуществляемой научной деятельности.

При этом общая МП состоит из нескольких разделов, предметом изучения которых являются закономерности психологии пациента и врача, взаимоотношения между ними, особенности лечебного заведения и характер влияния заболевания на состояние больного. Помимо этого общая медицинская психология детально рассматривает вопросы деонтологии и гигиены в рамках проводимой терапевтической деятельности.

В то же время к задачам частной медицинской психологии относят изучение особенностей течения заболеваний и характера возникающих психических процессов, состояний пациента на разных этапах проведения терапии, индивидуальных аспектов психики в рамках конкретных отклонений. Также частной МП рассматриваются особенности психологического фона у людей с отклонениями в развитии и дефектами (слепых, немых, глухих), а также у страдающих от алкоголизма и наркомании пациентов.

Таким образом, можно смело сказать, что в целом предмет медицинской психологии выявляет и изучает объективные закономерности функционирования различных психологических явлений в зависимости от клинической картины заболевания и лечебного процесса. Особое внимание МП уделяет особенностям деятельности и поведения пациента в клинике, которые могут помочь выявить причину болезни и повысить успешность лечения для сохранения здоровья человека и улучшения сопротивляемости его организма провоцирующим факторам в дальнейшем.

Разработкой теоретических и практических приемов, коррекционных программ медицинской психологии изначально занимались зарубежные квалифицированные специалисты, благодаря которым данное научное ответвление стало развиваться как самостоятельная область. Широкое распространение данное понятие получило на Западе еще в начале XIX века, когда медицинские психологи стали более активно заниматься вопросами медицины, проблемами пациентов с психическими отклонениями и их взаимодействия с врачами.

Благодаря практической деятельности западных специалистов медицинская психология в России начала активно развиваться уже в начале XX столетия. В настоящее время регулярно издается научный журнал с одноименных названием, освещающий деятельность врачей в данной области. Также детально ознакомиться с хронологией и поэтапным развитием этого научного направления, предметом его изучения и задачами поможет учебное пособие «Основы общей и медицинской психологии», автором которого является Д.А. Шкуренко.

Изучая материалы по развитию данного научного направления, можно понять, что современная медицинская психология подразделяется на два направления, связанные с применением психологии в клиниках разной специализации. Так, например, одна из областей МП связана с использованием в лечебных заведениях коррекционных приемов для пациентов с неврологическими и психическими отклонениями.

И в данном случае наука рассматривает изменения состояния больного на фоне нарушений в структуре или функционировании головного мозга, возникших из-за приобретенных или врожденных патологий. Вторая же область МП имеет непосредственную связь с диагностикой и лечением болезней соматического характера, которые возникают по причине влияния психических факторов на происходящие в организме человека соматические процессы.

Какими методами руководствуются специалисты отрасли

Методы медицинской психологии, которые активно применяются в клинической практике на сегодняшний день в рамках данного научного направления, можно разделить на основные, к которым относятся экспериментальные исследования и наблюдение, и вспомогательные (получение дополнительных сведений в ходе опроса и тестирования пациентов, анализ полученных материалов и т.д.). Завершающей стадией исследований, в которых применяются методы МП, является написание экспертного заключения на основании полученных результатов.

К примеру, тестирование по системе Вине-Симона, ориентированное на разные возрастные категории. Эти тесты помогают определить степень умственного развития по количеству выполненных заданий в соответствии с фактическим возрастом человека. О свойствах позволяет судить средний показатель решенных задач в процентах. И если в результате исследования пациент демонстрирует недостаточный уровень интеллекта (менее 70%), это может указывать на наличие у него олигофрении.

Есть еще одна система тестов (Векслера), посредством которой можно проводить оценку интеллекта и индивидуальных особенностей/качеств взрослых пациентов и детей. Данная система состоит из 11 пунктов: 6 тестов для устного опроса и 5 тестов – это практическая деятельность (распознавание объектов, их сравнение, систематизация, складывание отдельных элементов и т.д.).

Это лишь часть методов, которые применяются в рамках медицинской психологии. Но стоит заметить, что все они являются лишь дополнением к общей клинической картине обследования и лечения больных, позволяя дать максимально точную оценку личностных психологических качеств испытуемых. Автор: Елена Суворова