Что за какая частица. Частицы в русском языке

Частица - одна из служебных частей речи. Она вносит в предложение дополнительные оттенки значений в слова , словосочетания и предложения, а также может образовывать формы слов. Главная роль частиц (общее грамматическое значение) — вносить дополнительные оттенки в значения других слов, групп слов или предложений. Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания: «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» (Пушкин А.С. ) Уж — частица с усилительным значением .

Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи: с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.); с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.); с союзами (а, да, и, же и др.); с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.). Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.


В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц (не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь ).

По своему строению и функциям частицы сближаются с наречиями, союзами и междометиями.

Частицы отличаются от знаменательных частей речи тем, что не имеют лексических значений, поэтому частицы и не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. От предлогов и союзов частицы отличаются тем, что не выражают грамматических отношений между словами и предложениями,т.е. частица никогда ничего не связывает.

При синтаксическом разборе частица выделяется вместе с тем словом, к которому относится или не выделяется вообще.

В науке о русском языке не существует единого мнения по классификации частиц. У разных авторов классификации могут различаться.


Частицы делятся на 3 категории - смысловые , отрицательные и формообразующие .
К формообразующим относятся частицы давайте, да, давай, бы, б, бывало, пусть, пускай . В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы входят в состав глагольной формы и того же члена предложения, что и глагол: Я бы не знал, если бы он не рассказал.

Частица - одна из служебных частей речи. Она вносит в предложение дополнительные оттенки значений, а также может образовывать формы слов.

Формообразующие частицы : пусть, пускай, да, давайте -- образуют вместе с глаголом форму повелительного наклонения, например: пусть бегут, давайте мириться, да будет мир.

Частица бы образует форму условного наклонения глагола: хотел бы, сказал бы, отправилась бы.

Частицы, вносящие различные смысловые оттенки, подразделяются на

утвердительные (да, так, точно, ну да),

отрицательные (не, ни),

вопросительные (неужели, ли, разве, а, что ли),

сравнительные (как, словно, будто, точно, как будто, вроде, как бы),

усилительные (даже, еще, ведь, уже, все, всё-таки, просто, прямо),

указательные (вон, это, вот),

уточняющие (именно, как раз, подлинно, ровно),

выделительно-ограничительные (лишь, только, хоть, всего, исключительно),

восклицательные (что за, то-то, как, ну и, ведь),

выражающие сомнение (вряд ли, едва ли).


Смысловые и отрицательные частицы представлены ниже в форме таблицы

Частицы Оттенки значения Примеры употребления
не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не отрицание Он далеко не такой щедрый как казалось
неужели, разве, ли (ль) вопрос Неужели ты не замечаешь этого?
вот, вон, это указание Возьми вот эту книгу
именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь уточнение Он точь-в-точь как его дедушка
только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то ограничение, выделение Мы лишь раз его видели
что за, ну и, как восклицательные Ну и огромная собака у вас!
даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну усиление Даже и не думай про это
едва ли, вряд ли. сомнение Едва ли у тебя получится


От междометий надо отличать частицы О, НУ, АХ, ОХ и др., используемые для выражения усилительного оттенка, которые (в отличие от междометий) не выделяются запятыми (и не акцентируются).

Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. (В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.). В зависимости от передаваемых дополнительных значений выделяют: смысловые частицы (вот он, приблизительно два), модальные частицы (да , мы встречались, ну , иди), и формообразующие частицы, которые передают различные грамматические значения: Пусть идет. Да здравствуют участники слета!

Основные смысловые частицы

Название

Частицы

Значение

Примеры

Указательные

вон, вот, это и др.

указывают на предметы, явления

1. Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек (И. Крылов). 2. Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов (А. Чехов).

Уточняющие

именно, почти, точно, как раз и др.

уточняют какое-либо слово или выражение

Матушка почти не обращала на меня внимания (И. Тургенев).

Выделительно-ограничительные

только, всего, лишь, всего-навсего и др.

придают слову или группе слов ограничительный оттенок

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, синь очей утративший во мгле… (С. Есенин)

Усилительные

даже, ведь, же, и, ни и др.

подчёркивают определённые слова

Даже приказчик издал какой-то неодобрительный звук (Л. Толстой).

Вопросительные

разве, ли, неужели, ужель и др.

выражают вопрос в вопроситель-ных предложениях

Разве я могу сомневаться в этом? (Л. Толстой)

Отрицательные

не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.

выражают отрицание.

Частица нет употребляется при отрицательном ответе на вопрос и отделяется запятой

Самостоятельность, чувство свободы и личная инициатива в науке не меньше нужны, чем, например, в искусстве или торговле (В. Чехов).

«Так вы приедете к нам?» – «Нет , не приеду» (Л. Толстой).

Утвердительные

да, точно, так и др.

выражают утверждение

«Уж женат?» – «Да, третий год пошёл с Филипповок» (Л. Толстой).

Отделяются запятой.

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, точно и др.

выражают сравнение.

Употребляют-ся при сказуемом

1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Спелая рожь как золотистое море .

Восклицательные

что за, как, о и др.

выражают эмоции

1. Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! (И. Крылов). 2. Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, свой поклон (М. Лермонтов).

Формообразующие частицы

Грамматическая форма

Частицы

Примеры

Повелительное наклонение глагола

пусть, пускай, да, давай

Пускай толпа растопчет мой венец: венец певца, венец терновый! (М. Лермонтов)

Условное наклонение глагола

бы, б

Я б навеки забыл кабаки и стихи бы писать забросил (С. Есенин)

Устаревшая форма прошедшего времени глагола

было

Мы начали было толковать о новом уездном предводителе, как вдруг у двери раздался голос Ольги: «Чай готов» (И. Тургенев).

Модальные частицы

Значения

Частицы

Примеры

Волеизъявление (такое же значение у формо-образующих частиц)

Дай-(ка), ну, а ну, ну-ка, пускай, пусть, давай

Нет, не тебя так пылко я люблю (П.)

Отношение к действию: вопрос, утверждение, отрицание, сравнение

Да, нет, ли, как бы

Знаете ли вы украинскую ночь? (Г.) Поступай как знаешь .

Восклицательно-экспрессивные

Что за, -с

Ну что за шейка, что за глазки! (Кр.)

К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения). В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь .

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.

В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол ).

Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука ). При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков ).

Не являются частицами постфиксы -ся (-сь ), -то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то , выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то , куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

План.

  1. Частицы как часть речи.
  2. Разряды частиц по образованию, структуре, местоположению.
  3. Разряды частиц по значению.
  4. Словообразовательные и формообразующие частицы.
  5. Стилистическая характеристика частиц.
  6. Образование частиц.

1 . Термин частица, как и большая часть грамматической терминологии, был унаследован русской грамматикой от античной грамматики.

В узком смысле частицы – это служебные слова, которые придают смысловые или модально-экспрессивные оттенки словам или предложениям, а также служат для образования слов и форм слов.

Это и будет частеречным значением частиц.

Как и другие служебные слова, частицы не имеют форм словоизменения и не являются членами предложения, поскольку не обладают номинативным значением.

Только ты можешь это сделать.

Ну что за шея, что за глазки!

2 . По образованию частицы делятся на два типа:

а) непроизводные , например: бы, же, вот, вон, не, ни и др.;

б) производные , например: да, а (соотносятся с союзами); уже, ещё, просто (с наречиями); это, то, себе, что за (с местоимениями); было, вишь, давай (с глаголами) и др.

Эта соотносительность показывает способы образования частиц.

По структуре выделяются простые и составные частицы.

К простым относятся производные и непроизводные частицы, состоящие из одного слова: только , же и др.

Составные частицы состоят обычно из двух-трёх слов. Образуют словесные комплексы, которые в предложении легко возникают и легко распадаются, видоизменяются: вот и, и даже, вроде бы, ну вот и, и то ведь, куда там, даже и не, так-таки прямо и др.

Составные частицы могут быть нерасчленяемыми (их компоненты не разделяются в предложении другими словами, например: а то , добро бы, навряд ли, и то ведь, да и то и др.) и расчленяемыми , например:

вот бы: Вот бы дождичка! – Вот дождичка бы!;

вот и: Вот и результат вам. – Вот вам и результат;

едва не: Едва не сломал ногу. – Едва ногу не сломал;

как не: Как не знать мне его! – Как мне не знать его! и др.

По местоположению различаются два типа частиц:

а) постпозитивные , т.е. занимающие положение после знаменательного слова: же, ли, бы, то и др.;

б) препозитивные , т.е. занимающие положение до знаменательного слова:

неужели, да, пусть, что за и др.

Некоторые частицы могут перемещаться в предложении в зависимости от смысла высказываемого, например:

Ведь не сразу же мы себя потеряли.

Егор Павлович, поедете ведь .

3 . По значению частицы делятся на следующие разряды.

I. Частицы, выражающие смысловые оттенки (они вносят в речь различного рода добавочные значения):

а) указательные , например: вон, вот, вот как, оно, это, во ;



общее их значение – указание на предмет или явление, но могут различаться и частными значениями, например:

вот : указывает на более близкий предмет: Вот дом ;

вон : указывает на более отдалённый предмет: Вон одна звёздочка, вон другая. Вон третья. Как много! – говорила Марфенька, глядя на небо (Гонч.);

б) определительно-уточняющие , например: именно, как раз, почти, точно, чуть ;

они служат для уточнения смысла слова в словосочетании или предложении: Пришёл ровно в 12.00. Это был точно он ;

в) выделительно-ограничительные частицы, например: исключительно, только, лишь, единственно, хоть (бы), всего-навсег о;

они придают ограничительный оттенок слову или словосочетанию, логически выделяя их:

Слышно в тишине степной лишь лай собак да коней ржание;

Вызывая Веселову, он хотел всего-навсего уточнить состав огородной бригады на лето (Ив.).

К этой группе (смысловых частиц) примыкают усилительные частицы: даже, же, уже (уж), ну, ещё, то, просто, положительно, решительно и др. Они усиливают смысл отдельного слова или предложения, придавая ему большую выразительность, например: Меня положительно возмущает её деспотизм (М.Г.).

II. Частицы, вносящие в речь модальные и модально-волевые оттенки (они участвуют в выражении ирреальности, достоверности-недостоверности, точки зрения говорящего на сообщаемые факты или мысли).

1. Модально-волевые частицы (они выражают отношение к действительности, связанное с волеизъявлением, т.е. выражают совет, побуждение и т.д.; обычно они употребляются при сказуемом, вносят оттенки желательности, побудительности и повелительности, могут выражать значения необходимости и возможности: да, пусть, пускай, давай, дай, бы, -ка ):



По нашей стране бы ехать и ехать.

Дай-ка лучше в караул на крылечке прикорну.

Теперь давай поговорим и что-нибудь придумаем.

2. Собственно модальные частицы, которые выражают утверждение, отрицание, возможность и т.д.:

а) утвердительные (выражают утверждение правильности мысли, согласия с чем-либо): да, так, точно, ага и др.;

Да, наша жизнь текла мятежно;

б) отрицательные : не, ни, нет, отнюдь и др.; Не пылит дорога, не дрожат листы ;

Две отрицательные частицы не (перед личным глаголом и перед инфинитивом) выражают утверждение: Не могу не сказать...;

Частица ни обычно употребляется в отрицательных предложениях, где уже есть отрицание не , нет или слово с отрицательным значением: Старик не сказал больше ни слова ;

В побудительных предложениях частица ни может выражать значение отрицания: Ни шагу назад!;

в) вопросительные (с помощью этих частиц формулируются различные вопросы, обладающие той или иной эмоционально-экспрессивной окраской: ли (ль), а, разве, ну, неужели, ужели, что за и др.): Но был ли счастлив мой Евгений?;

Частицы ли, не...ли, разве, неужели оформляют также риторический вопрос: Не я ли помог тебе?;

С помощью частицы что за выражается вопрос, требующий уточнения, пояснения: Что за бумаги вам оставил Печорин?;

г) сравнительные (позволяют говорящему сравнить одну ситуацию с другой или один предмет с другим, а также выразить неуверенность, предположительность, сомнение): как, как бы, словно, будто (бы), вроде и др.; И тут он мне поручил два будто бы неотложных дела (Дост.);

д) частицы, выражающие отношение к достоверности высказывания : вряд ли, авось, едва, пожалуй, чуть ли не, чай и др.; Вряд ли увидимся когда-нибудь ;

е) частицы, которые обозначают субъективную передачу чужой речи (они выражают сомнение в достоверности высказываемого, несогласие говорящего, эмоционально-экспрессивные оттенки иронии, неодобрения: дескать, мол, якобы и др.): Вы, конечно, слышали о моём якобы романе с вами (М.Г.).

III. Эмоционально-экспрессивные частицы (они повышают эмоциональность, выразительность речи: где, куда, что за, ведь, ну и, где там, как и др.): Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? (П.)

Многие частицы являются многозначными: просто, точно, как, ну и и др.

4 . По выполняемой функции выделяются также формообразующие и словообразовательные частицы.

А. Формообразующие частицы участвуют в образовании аналитических грамматических форм:

Повелительного наклонения, например: пусть говорит, давай читать, да здравствуют;

Сослагательного наклонения: читал бы ;

Сравнительной степени прилагательных, наречий, категории состояния, например: более сильный;

Превосходной степени прилагательных, наречий, категории состояния, например: всех красивее; сегодня наиболее прохладно.

К формообразующим частицам относятся также частицы было , бывало , которые, сочетаясь с формами прошедшего времени, придают им дополнительные значения:

- было указывает на начатое, но прерванное по каким-либо причинам действие: Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять ;

- бывало указывает на многократное повторение действия в прошлом: Простой воспитанник свободы, так я, бывало, воспевал мечту прекрасную свободы (П.).

Б. - частицы употребляются для образования неопределённых местоимений и наречий (не, -то, -либо, -нибудь, кое -), отрицательных местоимений и наречий (не, ни ).

5 . Многие частицы относятся к числу межстилевых: только, ли, даже, не, ни, пусть, почти, вот и др.

Разговорные частицы: неужели: дескать, мол, ведь, авось, уж, же, ну и др.

Просторечные частицы: пущай, вишь, во, нешто, чай, небось и др.

Частицы более позднего происхождения обычно обслуживают книжную речь: решительно, исключительно, определённо и др.

6 . Процесс образования новых частиц на базе других частей речи называется партикуляцией . В частицы переходят и знаменательные, и служебные части речи, а также модальные слова.

Процесс партикуляции любой части речи сопровождается сдвигами в лексическом значении исходных лексем. Они теряют своё категориальное значение и развивают значение частицы. Партикуляции подвергаются:

Наречия: где, прямо и др.:

Я тебе скажу прямо (наречие): ты не стоишь этого человека (О.О.);

Измаялся я в эту ночь – прямо (частица) сил нет (М.Г.);

Местоимения: это, оно и др.;

Глаголы: было, давай и др.;

Модальные слова: конечно, вероятно и др.;

Союзы: и, а, да и др.;

Предлоги: вроде и др.

Инструкция

Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).

Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частицам. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.

Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".

Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.

Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.

Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от вопросительных местоимений и наречий образуются новые слова. Запомните, что частица "то" пишется через дефис с именами существительными.

Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частицами "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.