Для удовлетворения потребностей людей. Что такое потребности человека

У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания:

1.тепло,

2.защита,

3.пища,

4.безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей:

5. в стимулах и поглаживаниях;

6. любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе;

7. самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»);

8. уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям;

9. в духовном развитии.

Проблема неудовлетворённых потребностей связана с тем, что многие люди в детстве жили в семьях, где их права были подавлены. Где им запрещали (разными способами) требовать для себя всего необходимого. Где родители не умели научить ребёнка одновременной дисциплине, правильному (ограждающему от опасностей и деструктивного поведения в отношении своего тела, своего будущего, других людей и окружающего мира) самоограничению и удовлетворению своих потребностей (в том числе утверждению своих прав). Правильные ограничения воспринимались ребёнком как запрет проявлять себя вообще (в том числе просить, говорить о потребностях).
Кроме того, в каждом из нас уживаются разные по характеру и жизненной позиции эго-состояния. Поведение, склонности одних эго-состояний могут конфликтовать с поведением и склонностями других эго-состояний. Так что, в одних эго-состояниях мы повреждаем себя, тогда как в других испуганы за своё здоровье и будущее. Более того, те эго-состояния, которые имеют вредные привычки, отчаянно сопротивляются осознанию человеком (исполнительной частью личности) своих потребностей. Потому что это приведёт к новым правилам и этому эго-состоянию придётся подчиниться новой дисциплине. Это сопротивление имеет много уловок. Например, некоторые люди философствуют о том, что все их привычки, даже вредные, — это их индивидуальность, что эти привычки зачем-то нужны и если человек откажется от них, то «потеряет» себя.
В этом случае нам необходимо независимое решение – решение из Взрослого эго-состояния.

Для начала человеку необходимо решение о том, что у него есть эти девять потребностей.

Затем составить план удовлетворения каждой потребности. Вторым взрослым решением о потребностях должно быть решение о том, что человек будет делать для удовлетворения каждой потребности. И выполнять это решение независимо от внутреннего состояния.

1. Потребность в тепле. Это потребность в телесном температурном комфорте. Многие взрослые люди, как это ни странно, не умеют одеваться по погоде. Я часто вижу, как люди съёживаются от холода, идут по улице быстро, напряжённо, стараясь поскорее оказаться в помещении. Или, наоборот, потеют и мокнут, так что от них неприятно пахнет. При этом им самим некомфортно. Они делают себя неприятными для других, реализуя тем самым неосознанную сценарную установку «Не будь близким». Таким людям нужно осознать и научиться правильно удовлетворять потребность в тепле. Т.е. одевать себя так, чтобы не терять комфорт.

2. Потребность в защите. Эту потребность в детстве удовлетворяют родители. Для взрослых людей эту потребность удовлетворяют законы (конституция, гражданский кодекс, трудовой кодекс, жилищный кодекс и т.д.) и государство (участковый, милиция, суд, муниципальные органы, органы здравоохранения и т.д). Для удовлетворения этой потребности взрослый человек должен изучить законы, узнать о наличии и функциях государственных органов. Так, чтобы точно знать, куда и по какому вопросу обращаться. Требовать защиты от другого человека, например, от мужа, родителей и т. д. для взрослого человека ненормально. Мы можем попросить помощи у близкого человека в конкретной ситуации, но не должны «навешивать» на близких людей родительские функции и ожидания.

3. Потребность в пище. Для удовлетворения этой потребности недостаточно просто есть так, как приучили в детстве. Нужно добыть информацию о потребностях организма в определённых веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила.

4. Потребность в безопасности. За удовлетворение этой потребности в детстве отвечают родители и собственный инстинкт ребёнка в самосохранении. Взрослому человеку нужно пересмотреть свой образ жизни и привычки (привычку переходить дорогу, водить машину, пользоваться острыми предметами, электроприборами и т.д.). Если есть привычки, которые потенциально могут привести к опасности, повреждениям, потере здоровья, нужно отказаться от них и научиться делать те же дела по-другому.

5. Потребность в стимулах и поглаживаниях. Для поддержания своей неопсихики (Взрослого эго-состояния), т.е. способности к произвольным усилиям и осознанности, в «рабочем» состоянии человеку необходимо постоянно тренировать её. Тренировка неопсихики происходит при стимулировании восприятия. Стимулирование восприятия происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром с помощью органов чувств. Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Человеку жизненно необходимы стимулы, иначе его неопсихика деградирует.

Вот цитата Эрика Берна о необходимости стимулирования неопсихики.
«….Способность человеческой психики поддерживать согласованные эго-состояния зависит, по-видимому, от меняющего потока сенсорных стимулов. Это наблюдение является психобиологическим основанием социальной психиатрии. Сформулированное в структурных терминах, оно состоит в том, что сенсорные стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток перекрывается или становится монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется («мышление человека ухудшается »); это обнажает нижележащую археопсихическую деятельность («он показывает ребячливые эмоциональные реакции »); в конце концов и археопсихическое функционирование тоже становится дезорганизованным («он страдает галлюцинациями »). Это описание эксперимента на сенсорную депривацию.
Можно показать, что у неопсихики наступает истощение катексиса в случае стимульной социальной и структурной депривации, сравнив пациентов, лежащих в плохих и хороших государственных больницах. По существу доказано, что результатом такой депривации является архаическая внушаемость, что делает ее сильнейшим оружием в руках жестоких лидеров в борьбе с непримиримыми личностями….»

Самые «качественные» для тренировки неопсихики стимулы человек получает в процессе общения. Никакая компьютерная игра (а в них люди играют как раз для получения стимулов) не сравнится в этом смысле с общением. Общение – самый эффективный тренажёр для неопсихики. Поэтому люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду общения. В изоляции люди испытывают беспокойство и успокаиваются, когда получают «гарантию» общения. Гарантия общения – это признание нас другими людьми, внимание к нам со стороны других людей. Единица внимания, признания – это поглаживание.
Резюме. Потребность в стимулах является жизненно важной потребностью. Она называется жаждой стимула. Люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду поглаживаний.

Подробнее об этой потребности можно прочитать в книгах:
1. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ». пер. с англ. СПб., 1996, глава «Жажда стимула».
2. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия». Перевод с англ., СПб., издательство <Братство>, 1992, глава VIII СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, раздел 1. Теория социальных контактов.

В настоящее время я работаю над продолжением статьи.

С уважением, Ирина Летова.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.сайт

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

Потребность — состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития человека.

Потребности — источник активности и деятельности людей. Формирование потребностей происходит в процес-се воспитания и самовоспитания — приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности могут быть самыми различными, неосоз-нанными, в форме влечений. Человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние на-пряженности и беспокойства. Осознание потребностей про-является в форме мотивов поведения.

Потребности определяют личность и направляют ее по-ведение.

Потребность — осознаваемый психологический или фи-зиологический дефицит чего-либо, отражаемый в воспри-ятии человека.

Основные потребности человека: иметь, быть, делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит же-лание удовлетворить эти потребности.

Иметь проявление потребности на двух уровнях:

1- й — люди хотят иметь вещи, необходимые для выжи-вания (жилье, еду, одежду), для себя и своих семей и под-держания уровня жизни, приемлемого для себя. Основной источник мотивации в этом случае — возможность зара-батывать деньги;

2- й — люди делают престижные приобретения (произ-ведения искусства, антиквариат).

Быть — большинство людей вырабатывают, часто под-сознательно, желаемый образ человека, каким они хотят быть и выглядеть в глазах других (знаменитым, могуще-ственным).

Делать — каждый человек хочет, чтобы его ценили, жить наполненной жизнью (профессиональные успехи, вос-питание детей).

Любить — каждый человек хочет любить и быть люби-мым, желанным.

Расти — реализация возможностей наступает за счет роста. Маленький ребенок говорит: «Вот вырасту и...», более старший говорит: «Я сам...». Эта потребность дости-гает своего пика во взрослой жизни и определяет диапазон возможностей человека.

Этот перечень потребностей основан на взглядах Абра-хама Маслоу . В 1943 году американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу проводил исследова-ния побудительных мотивов поведения человека и разра-ботал одну из теорий потребностей поведения человека. Он классифицировал потребности по иерархической сис-теме — от физиологических (низший уровень) до потреб-ностей самовыражения (высший уровень). Маслоу изобра-зил уровни потребностей в виде пирамиды. Основание пи-рамиды (а это фундамент) — физиологические потребнос-ти — основа жизнедеятельности.


Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от следующих общих факторов: воз-раст, окружающая среда, знания, умения, желания и спо-собности самого человека.

Иерархия потребностей человека по А. Маслоу

1 - й уровень — физиологические потребности — обес-печивают выживание человека. Этот уровень абсолют-но примитивен.

1 - дышать,

2 - есть,

3 - пить,

4 - выделять,

5 - спать, отдыхать

2 - й уровень — потребности безопасности и защищен-ности — забота о поддержании жизненного уровня, стрем-ление к материальной надежности.

6 - быть чистым,

7 - одеваться, раздеваться

8 - поддерживать температуру тела

9 - быть здоровым

10 - избегать опасности, болезней, стрессов

11 - двигаться

Многие люди тратят практически все свое время на удовлетворение потребностей первых двух уровней.

3 - й уровень — социальные потребности — поиск свое-го места в жизни — это потребности большинства людей, человек не может «жить в пустыне».

12 - общение

4 - й уровень — потребности в уважении окружающих. А. Маслоу имел в виду неуклонное самосовершенствование людей.

13 - достижение успеха

5 - й уровень — вершина пирамиды — потребности са-мовыражения, самоактуализации — выражение самого себя, служение, реализация потенциальных возможностей человека.

14 - играть, учиться, работать,

Маслоу своей теорией определил: любому человеку при-сущи не только низшие потребности, но и высшие. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на про-тяжении всей жизни.

Устройство личности человека

3 — знание

М — мировоззрение

А — социальная активность

3 + А — М = карьеризм

М + А — 3 = фанатизм

З+ М — А = «гнилая интеллигенция»

Воспитать человека можно только в деятельности, да-вая знания.

Теория Мак-Клелланда — 3 типа потребностей:

1 тип — потребность власти и успеха (или оказания влияния) — желание воздействовать на других лю-дей; хорошие ораторы, организаторы, откровенны, энергичны, отстаивают первоначальные позиции, от-сутствует склонность к тирании и авантюризму, глав-ное — проявить свое влияние.

2 тип — потребность успеха (или в достижениях) — стремление выполнить свою работу наилучшим об-разом, это «работяги». Перед такими людьми необ-ходимо ставить определенные задачи, а по достиже-нии — обязательно поощрять.

3 тип — потребность причастности — самое главное — человеческие взаимоотношения, для них важно не достигать, а принадлежать, хорошо ладят с окружа-ющими, избегают руководящих постов.

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, челове-ку надо постоянно удовлетворять свои потребности:

Соблюдать здоровый образ жизни;

Жить в гармонии с социальным и культурным окру-жением, самим собой;

Повышать материальные и духовные ценности. Медсестра должна побуждать пациента и членов его се-мьи к удовлетворению потребностей в самоуходе, помо-гать сохранить самостоятельность и независимость.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жиз-ненных потребностей человека. Осознание этих потреб-ностей и помощь в их удовлетворении — предпосылки для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.

В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потреб-ностей:

1 — нормально дышать;

2 — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;

3 — выделять из организма продукты жизнедеятельности;

4 — двигаться и поддерживать нужное положение;

5 — спать и отдыхать;

6 — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;

7 — поддерживать температуру тела в нормальных пре-делах;

8 — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;

9 — обеспечивать свою безопасность и не создавать опас-ности для других людей;

10 — поддерживать общение с другими людьми;

11 — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;

12 — заниматься любимой работой;

13 — отдыхать, принимать участие в развлечениях, иг-рах;

14 — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Здоровый человек, как правило, не испытывает труд-ностей при удовлетворении своих потребностей.

В своей модели сестринского дела, в отличие от Мас-лоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребностей и счи-тает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например: до-статочное питание или полноценный сон, дефицит обще-ния или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.

Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундамен-тальным потребностям человека:

1) нормальное дыхание;

3) физиологические отправления;

4) движение;

6) личная гигиена и смена одежды;

7) поддержание нормальной температуры тела;

8) поддержание безопасности окружающей среды;

9) общение;

10) труд и отдых.

По теории Д. Орем, «уход за собой» — определенная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благо-получия. Каждый человек имеет определенные потребно-сти для поддержания своей жизнедеятельности.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

1) универсальные — присущи всем людям в течение жизни:

Достаточное потребление воздуха;

Достаточное потребление воды;

Достаточное потребление пищи;

Достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом;

Сохранение баланса между активностью и отдыхом;

Предупреждение опасности для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия;

Стимулирование желания соответствовать определен-ной социальной группе в соответствии с индивиду-альными способностями и ограничениями;

Время одиночества сбалансировано со временем в об-ществе других людей.

Уровень удовлетворения каждой из восьми потребнос-тей для каждого человека индивидуален.

Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности;

2) потребности, связанные с фазой развития, — удов-летворение людьми своих потребностей на разных жиз-ненных этапах;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья — виды нарушений:

Анатомические изменения (пролежни, отеки, раны);

Функциональные физиологические изменения (одыш-ка, контрактура, паралич);

Изменение поведения или повседневных жизненных привычек (апатия, депрессия, страх, беспокойство).

Каждый человек обладает индивидуальными способно-стями и возможностями по удовлетворению своих потреб-ностей. Основные потребности должны быть удовлетворе-ны самими людьми, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным.

Если пациент, его родственники и близкие не могут сохранить равновесие между его потребностями и возмож-ностями в самоуходе и потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.

Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

Ведущие потребности личности

В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

  • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
  • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
  • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
  • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
  • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
  • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.

Термин «физиологическая потребность» слышали многие. Но объяснить, что это, под силу не всем. Статья поможет лучше понять, что подразумевается под этим простым, казалось бы, понятием, чем различаются потребности взрослого и ребенка, а также как не позволить потребности стать зависимостью.

Что такое физиологические потребности

Физиологические потребности человека – это важнейший двигатель поведения как индивидуума, так и целых народов. С истории нам известно, как спасаясь от голода, на неурожайных землях племена шли войной на своих соседей, отбивая их поля и скот. Жажда заблудившихся в пустыне могла толкнуть их на убийство, ели бы между ними и водой встал другой человек. Поэтому о важности этих нужд человека спорить никто не будет. Однако, не только ими, к счастью, живет человек. Иначе совершенно ничего не отличало бы нас от живущих инстинктами животных. В чем же, кроме еды и воды, нуждается человек? Смотрим ниже.


Какие потребности есть у человека кроме физиологических? Пирамида Маслоу

Это понятие трактуется во многих отраслях науки по-разному. Известнейший американский психолог А. Маслоу создал даже так называемую «пирамиду потребностей». Это своеобразная модель мотивации человека. Даная пирамида приобрела огромную популярность, ее буквально по кирпичикам растащили маркетологи, психологи и психиатры, создатели рекламы и светила менеджмента. Однако сам профессор никогда не использовал ее для объяснения своих теорий. Физиологические потребности человека им считались ведущими, только при их патологическом неудовлетворении. Проще говоря, еда становится главной для человека при ее (возможно длительном) отсутствии. Если же индивид сыт, то та потребность уступает место более высоким и ценным.

В основе схемы мы видим физиологические нужды человека, такие как голод и жажда, а также ключевые половые инстинкты (или либидиозные, как называл их великий Фрейд).

На втором месте безопасность. Понятие в некоторой мере размытое, оно включает в себя всем известное понятие комфорта, уюта, стабильности места обитания (дома), защищенность от внешних факторов и возможных врагов. И только на третьем месте стоят социальные нужды, то есть об их удовлетворении человек задумается после насыщения и пребывания в комфорте. То есть физиологическая потребность есть ключевой. После социальных (общение, забота, общие дела) на четвертом уровне схемы изображены так называемые «престижные», или потребности в престиже, то есть в уважении и самоуважении (связаны или нет эти понятия, предоставим разбираться психологам). Венец пирамиды – духовные потребности.


Зачем нужно удовлетворять физиологические потребности

Удовлетворение потребностей по Маслоу идет снизу вверх. То есть только при максимально полном удовлетворении низшей ступени возможен переход к высшей. Духовное и социальное развитие человека важно, но во власти голода ему просто будет не до них. Данные схемы использовались тиранами и полководцами в древних державах еще до нашей эры. Голодными людьми управлять проще, чем сытыми. Неудовлетворенные физиологические потребности организма человека избавляли его возможности мыслить и тем более стремиться к свободе или независимости. К счастью, тирания и рабовладельческий строй сегодня почти искоренен, однако магической по истине тайной пирамиды завладели маркетологи и креэйторы (создатели рекламы). Свои тексты они строят, воззывая к низшим инстинктам человека.


Физиологические потребности ребенка

Зачем нам даны физиологические нужды? Ответ прост – для выживания. Не обладая данными потребностями, выжить и жить мы бы просто не смогли. Человек уже рождается с данными нуждами. Особенно ярко это можно увидеть на примере новорожденных. Прием пищи для малыша обычно вызывается требовательным громким криком. И это понятно, ребенок не может сказать или потребовать необходимое иным способом. Ключевые нужды малыша - это еда, материнское тепло (что замещает сразу несколько потребностей нашей пирамиды: в безопасности и социальном контакте), хороший сон и нормальное самочувствие. При удовлетворении данных нужд ребенка мы получим спокойное улыбающееся дитя, желающее поиграть и увидеть что-то интересное; при неудовлетворении – непрерывно кричащий и плачущий комочек, напоминающий раненое животное.

Физиологические потребности взрослого

Нужды взрослого во всем повторяют потребности ребенка, только к ним прибавляется еще один особо важный инстинкт – размножения (половой, либидиозный). Этот «основной инстинкт» при его неудовлетворении способен превратить человека в настоящего агрессора. При адекватном гормональном фоне, конечно. Сейчас из-за загрязнения окружающей среды, плохого питания и других факторов эта потребность у многих приглушена. Однако есть и люди, у коих она превышает другие нужды, что толкает их на преступление. К счастью, таких единицы, и они, скорее всего, имеют в анамнезе психиатрические патологии.

Что же касается людей здоровых, где эта физиологическая потребность стоит на подобающему ей месте, то стоит сказать, что неправильным является как преуменьшение ее важности, так и преувеличение. Последнее свойственно кинематографу и эстрадным «попсовым» звездам, апеллирующим своим видом и творчеством к этому древнему инстинкту. Здесь очень важным является здоровое адекватное отношение. Интимные отношения важны для человека, но не значит, что нужно предаваться им при любой возможности. Идеальным вариантом является брак или стабильные отношения с любимым человеком.


Пища. Как не позволить потребности перерасти в зависимость

Голод и жажда, как мы говорили выше, была даже причиной войн и кочевой жизни наших древнейших предков. К счастью, в цивилизованных странах понятие голода знакомо только из учебников истории. В массовой культуре же пропагандируется другая крайность – постоянное похудение, таблетки для снижения аппетита, оздоровительное голодание стали модными и востребованными вещами. Но люди, идущие на поводу реклам, часто не осведомлены о том, что бороться с заложенными природой краеугольными камнями чревато последствиями как для здоровья физического, так и психологического. На фоне массовой погони за идеальным телом все больше и больше возникает клинических случаев булимии (психическое или физиологическое нарушение, характеризуемое постоянным желанием принимать пищу) и анорексии (отказ от пищи, обусловленный психологическими нарушениями личности). Стоит не забывать, что неудовлетворенная потребность организма способна стать зависимостью и манией.


Здоровый сон как важнейшая из потребностей

Сон стоит в одном ряду с потребностями в еде и воде, удовлетворении полового инстинкта и дыхании. Однако многие преуменьшают его значение, что делается зря. Пример Наполеона, спавшего несколько часов в сутки, померкнет, если вспомнить о неустойчивой психике и панических атаках этого исторического персонажа. Хотите испытать на себе эти «радости»? Вряд ли. Нехватка и отсутствие сна лишают психологического комфорта, понижают болевой порог (делают нас более чувствительными к боли), отрицательно влияют на работоспособность. Неудовлетворенная физиологическая потребность в сне может привести даже к зрительным и слуховым галлюцинациям. Более того, недоспавший человек, работающий с механизмами или транспортом, может быть смертельно опасен для окружающих фазой микросна (явление, когда не знавший отдыха и сна длительное время мозг человека «отключается» на доли секунды).


В заключение

Физиологические потребности, среди которых нужда в еде и воде, здоровый сон, интимные инстинкты, несомненно, важны для человека. Только удовлетворив эти базовые потребности, он сможет перейти к более высоким, духовным целям. Не нужно потакать своим чрезмерным пристрастиям, например, в еде, но и бороться с заложенными природой инстинктами неразумно. Без потерь из этой борьбы вы не выйдете. Секрет же счастливой жизни в гармонии и золотой середине.

17.1 Понятие о потребностях

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем оборона. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла жизни.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности , которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира , фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями : сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза . Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему , где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью. Варианты изменения мотивации в процессе реализации потребности отображены на Рис. 17.1:

Штриховыми линиями показана эволюция мотивации при невозможности удовлетворения потребности.

17.2 Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные (Рис. 17.2). Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.


Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности (реализуя которую человк стремится избевать эмоции страха ), выше - потребность в любви , затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализпации. Однако, этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте. Поэтому имеет смысл дополнить концепцию А. Маслоу еще несколькими потребностями (Рис. 17.3). Более подробно содержание потребностей каждого уровня описано в Табл. 17.3.

Табл. 17.3 Содержание уровней пирамиды потребностей

Уровень

потребностей

Физиологические (биологические) потребности

Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.

Потребность в безопасности и стабильности

Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Потребность к приобретению, накоплению и захвату

Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости

Потребность в любви и принадлежности к группе

Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.